Классическая немецкая философия

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,41 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Классическая немецкая философия

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Волгоградский Государственный Аграрный Университет

Кафедра: Философии, истории и политологии









Контрольная работа

По дисциплине: Философия

На тему: Классическая немецкая философия


Выполнила

Давыдова Л.В.

Содержание

Введение

. Истоки и предпосылки классической немецкой философии

. Критическая философия И. Канта

. Абсолютный идеализм Г. Гегеля

. Антропология Л. Фейербаха

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Развитие цивилизации в XXI веке демонстрирует возрастание динамики жизни, что проявляется в глубинных и крайне противоречивых переменах во всех областях политики, экономики, культуры. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки становятся приоритетными.

В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее опытом критического размышления над важнейшими ценностями и жизненными ориентациями. Она брала на себя функцию прояснения проблем бытия человека, всякий раз ставя заново вопрос о том, что такое человек и каково его место в мире, как следует жить, на что ориентироваться.

Таким образом, целью нашей работы является изучение основных аспектов классической немецкой философии.

Цель обуславливает задачи нашей работы:

дать общую характеристику классической немецкой философии;

определить основные черта философии И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха.

Основными методами в работы выступали метод изучения литературных источников, метод классификации и обобщения.

1. Истоки и предпосылки классической немецкой философии

Источниками немецкой классической философии стало философское учении Нового времени, Просвещения и Романтизма.

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно небольшой временной промежуток, ограниченный 80-ми годами 18 века, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой. Однако, целый ряд моментов являет собой вершину философского знания, которое в тот период мог быть достигнут.

Для характеристики немецкой классической философии в качестве единого направления важность представляют 2 особенности - преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и новаторство. Немецкими классиками наследуются главные достижения философов-просветителей - принцип рационализма и критика ко всем социальным положениям и гуманистические ценности.

Выделяют новизну, которую пропагандирует немецкая классическая философия, и она выражена в следующих положениях:

. принцип познавательной активности субъекта;

. принцип обоснования моральной и правовой автономии личности;

. идея единства мира, тождества субъекта и объекта;

. идея единства противоположностей;

. систематика принципов и категорий диалектики;

. принцип исторической закономерности;

. идея историзма ко всем областям человеческого знания и действия.

В будущем данные новаторские идеи явились реальными инструментами философского видения реальности. [2]

Более подробно остановимся на учениях: И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. [4]

2. Критическая философия И. Канта

В философии Канта И. выделяют 2 периода: «докритический» и «критический» [1].

В первом - рассматриваются преимущественно вопросы естествознания, среди которых гипотеза о возникновении и развитии Солнечной системы. Второй (70 гг.) связан с разработкой теории познания, логики, диалектики, нравственности, эстетики, антропологии. В качестве программы исследования были выдвинуты следующие вопросы: что человек может знать? что он должен делать? на что он может надеяться? что есть человек? [4]

В самом разуме, по Канту, заложены необходимые условия познания, в и образуют базу знаний. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности.

Кант отличал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как будто они есть сами по себе. Мир познается нами не так, как он есть в действительности, а лишь так, как он нам представляется. Нам доступны лишь явления вещей (феномены), которые составляют содержание нашего опытного познания. Но миру явлений соответствует независящая от человеческого сознания суть вещей - «вещи в себе»: абсолютное познание их является невозможным. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.

Человек, согласно Канту, является «самым главным предметом в мире». Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания. Только поэтому человек являет собой индивидуальность, т.е. личность. Самосознание рождает эгоизм как природное свойство человека. Эгоизм, по Канту, противопоставляется образу мыслей, при котором человек рассматривает своё Я не как весь мир, а лишь как часть его, Человековедение - это в сущности вместе с тем есть и мироведение. Философ ратует за обуздание эгоизма и полный контроль разума над чувственной стороной.. [3]

Под «критикой чистого разума» Кантом понимается определение возможности и границы человеческого познания. Согласно Канту, опыт,- это знание единичного, случайного. Подлинно научное знание необходимого и всеобщего имеет априорный (внеопытный) источник. Данные чувственного опыта на первой ступени познания упорядочиваются при помощи «априорных форм чувственного созерцания» - понятий пространства и времени. Дальнейшее упорядочивание этих данных происходит с помощью априорных категорий рассудка.

Система категорий включает в себя: количество, то есть наличие единства, множества, всеобщности, качество, то есть наличие реальности, отрицания, ограничения, отношение, то есть наличие субстанциальности, причинности, взаимодействия, модальность, то есть наличие возможности, действительности, необходимости.

Исходный пункт размышлений И. Канта - что является источником знания: разум или ощущения. Он не признает правомерность подобного противопоставления: ощущения представляют знанию материал, а разум (в широком смысле) придает ему соответствующую форму. Эта «кооперация» осуществляется в опыте единственном источнике знания.

Основным принципом Канта является принцип агностицизма (учение о принципиальной непознаваемости сущности объективного мира) и априоризма.

Философия Канта, его взгляды в области натурфилософии, гносеологии, этики, эстетики оказали огромное влияние на дальнейшее развитие европейской философской мысли. [3]

3. Абсолютный идеализм Г. Гегеля

философия кант гегель фейербах

Гегель Г. (1770-1831) создает всеобъемлющую философскую систему. Гегель развивает идею законов и категорий диалектики, впервые в систематизированном виде разрабатывает главные принципы диалектической логики. Гегель, усматривал в природе и человеке имманентную силу абсолютной идеи, движущую мировой процесс и раскрывающую себя в нем, утверждая, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея», или Мировой дух. [3]

Наиболее знаменательными сочинениями Гегеля считаются «Феноменология духа», «Наука логики» и «Энциклопедия философских наук».

Согласно объективно-идеалистической философии Гегеля, фундаментом всего существующего является абсолютная идея, безличный мировой разум.

Первой частью философии Гегеля - логика, в которой изучаются законы и категории мышления, в качестве законов бытия. Диалектическая логика исследует логические формы в их взаимосвязи и развитии. Первым понятием, является понятие чистого бытия - самая бессодержательная, пустая абстракция, совпадающая по природе со своей противоположностью - понятием ничто. Бытие и ничто соединяются, образовывая третье понятие - становление. Уже здесь появляется триада, выступающей характерной особенностью философии Гегеля, где в форме триады - наличие тезиса, антитезиса (его отрицание), синтеза (отрицание отрицания) - представлено развитие любого явления, вплоть до абсолютной идеи. [1]

Результат становления - наличное бытие, то есть бытие реальных предметов, различие которых между собой находит выражение в понятии качества - тождественной с бытием определенности вещи (при исчезновении данного качества вещь перестает быть сама собой, становится чем-то другим). Количество - это определенность, безразличная для бытия. Единство количества и качества выражено в понятии меры, нарушение которой приводит к перерыву постепенности (количественных изменений) и появлению нового качества в результате скачка.

Кроме учения о бытии, в логику входят учение о сущности, рассматривающее категории сущности как основы существования, явления действительности, и учение о понятии, изучающее такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение.

Вторая часть системы Гегеля - философия природы. Это инобытие абсолютной идеи, которая отчуждает себя в природу, производит природу из себя. В философии природы также выделяются три раздела: механика, физика и органика (органическая физика). В природе абсолютная идея обогащается содержанием и затем возвращается к самой себе, в идеальное состояние, но уже на высшем этапе своего развития.

Заключительная часть системы - философия духа, в которую включаются учение о субъективном духе - антропология, изучающая проблему души, феноменология, рассматривающая проблему сознания и самосознания, и психология, исследующая проблему личности; учение об объективном духе - право, мораль и нравственность (как учение о развитии общественного сознания); учение об абсолютном духе - искусство, религия, философия. [3]


Л. Фейербах (1804-1872) является немецким философом, создателем одного из вариантов антропологического материализма. Характерным признаком его материализма стала антропология, заключающаяся в осознании человека как высшего продукта природы, понимании его в неразрывной связи с ней. Но природную сторону в человеке Фейербах гипертрофировал, а социальную - недооценивал. [3]

Фейербах относится к материалистическому движению немецких философов, но к материализму он пришел через гегелевский идеализм и преодолеть его (особенно во взглядах на историю) так и не смог. Несмотря на это философия Фейербаха в системе наук и человека играет свою роль и сейчас.

Сущность философских идей Фейербаха не сводится только к критике религии и философии Гегеля. Гегелевскому идеализму Фейербах противопоставляет материализм, базой которого становится человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах называет свою философию «антропологией».

Единственные объективные реальные вещи, по Фейербаху, это природа и человек, предстающий в качестве единства материального и духовного. Но для философа человек является абстрактным, природным существом. Поэтому все вопросы бытия Фейербах рассматривает, исходя из человеческой сущности как природной, так как он видит человека как часть природы. Природа же телесна, материальна. Причину природы находи в самой природе, она никем не сотворена. [1]

Таким образом, нужно сказать, что сейчас, в то время как, задачи изучения человека и гуманизации общественных отношений выходят на первый план, учение Фейербаха о человеке является чрезвычайно актуальным. Ведь для него человек - это реальный человек с его духовными запросами, чувствами любви и счастья, преданности и милосердия.

Заключение

Наша работа посвящена изучению классической немецкой философии.

Можно сказать, что поставленная цель была достигнута, и реализованы заявленные задачи.

Немецкая классическая философия включает в себя более чем столетие. Ее связывают с фамилиями таких величайших философов как Канта И. (1724-1804), Гегеля Г.В. (1770-1831), Фейербаха Л. (1804-1872).

Таким образом, можно сказать, что каждый из этих философов удивительно своеобразен, можно констатировать тот факт, что немецкая классическая философия предстает перед нами как единое, целостное образование, так как ее отличает приверженность к ряду общих принципов.

В первую очередь, мыслители, которых причисляют к немецкой классической философии, объединены сходным пониманием значения философии в истории человечества и культуры. Они полагали, что философское знание призвано критически осмыслить историю человечества.

Затем, немецкие мыслители разработали целостную, диалектическую концепцию развития, позволяющую изучить все стороны человеческой жизни.

И, наконец, немецкая классическая философия характеризуется научно-теоретическим подходом к рассмотрению истории, отказ от ее интуитивного постижения. Мыслителя попытались определить закономерность исторического развития, которую они понимали в качестве принципов исторической «разумности».

Все эти принципы развивались на идеалистической основе.

Список использованной литературы

1.Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю, Ивлева М.И., Смирнов Ю.Б. Философия / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2001. -114 с.

.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001. - 416 с.

.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2000. - 368 с.

.Трофимов В.П. Философия. Учебное пособие для подготовки к экзаменам. - Чебоксары, 2006.

.Фейербах Л. Избр. филос. пр. в 2 т. М., 1955. Т. 1.

Похожие работы на - Классическая немецкая философия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!