История испанской инквизиции

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,01 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История испанской инквизиции

Академия архитектуры и искусств ЮФУ










Исследовательская работа

по истории на тему:

История испанской инквизиции












Ростов-на-Дону - 2013

Содержание

Введение

1.Порядок идей католической церкви до учреждения инквизиции

2.Учреждение инквизиции

.Управление инквизиции

.Судопроизводство

.Деятельность испанской инквизиции за океаном

.Заперты инквизиции

.Ученые жертвы инквизиции

.Конец инквизиции

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Инквизиция «родилась» в лоне католической церкви и возникла вовсе не как самоцель, но как орудие определённой церковной и светской политики.

Католицизм - одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом, полностью сформировавшееся после разделения христианской церкви в 1054 году на западную (католическую) и восточную (православную). Само название «католицизм» образовано от греческого слова «katholikos» - «всеобщий».

Католическая церковь строго централизована и имеет в настоящее время единый всемирный центр в Ватикане.

Ватикан - название одного из семи холмов Рима, на котором расположен комплекс зданий, включающих храм Святого Петра, апостолический дворец с Сикстинской капеллой, в которой с XV века избирают глав католической церкви - римских пап. С 1870 года Ватикан является официальной папской резиденцией, это город-государство, площадь которого составляет 44 гектара. Официально государство Ватикан возникло в 1929 году в результате договоров папы Пия XI с Муссолини.

Папа римский - обладает неограниченной властью и считается наместником Иисуса Христа, непогрешимым в делах веры и нравственности.

Ватикан - Папское государство. Первое же Папское государство с центром в Риме было основано в Средней Италии в 756 году. Возникло оно в результате дарения этих земель папе Стефану II королём франков Пипином Коротким. Особенностью Папского государства было то, что римский папа являлся одновременно и главой всех католиков.

В отличие от православной церкви, строго подчинённой царской, а позднее - императорской власти, католическая церковь в Средние века нередко играла самостоятельную политическую роль, особенно в условиях феодальной раздроблённости Западной Европы. Церковь пыталась ограничить размер феодальных усобиц, приносящих огромный ущерб обществу, для чего приняла постановление о Мире Божьем и Божьем перемирии - запрет на ведение военных действий в определённые периоды и дни. Организовав Крестовые походы - войны против иноверцев-мусульман, папство способствовало оттоку на Восток из Европы наиболее опасных анархических слоёв общества.

Уже в раннем Средневековье католическая церковь стала одним из крупнейших феодалов. Историки говорят, что ей принадлежало около трети всей обрабатываемой земли в Западной Европе.

В XIII веке католическая церковь достигла пика своего могущества, сделав многих европейских монархов папскими вассалами. В это время именно римские папы определяли политическую ситуацию в Европе. Однако создание сильных государств - прежде всего Франции и Англии - привело к упадку политического могущества пап.

Католическая церковь всеми силами и самыми жестокими методами боролась с инакомыслием. Одним из орудий этой борьбы и стала инквизиция.

Инквизиция - это церковный трибунал, действовавший во всех католических странах. Само слово «инквизиция» произошло от латинского «inquisitio» - «розыск». Священный трибунал, или «Мировая рука», как иногда называют инквизицию, занимался поиском и судом еретиков - людей, которые отрицали догматы католицизма.

С XV века в разы возрастает борьба инквизиторов с ведьмами. Особенно активно охота на них проходила в Германии, однако уже в первой половине следующего столетия она сходит на нет благодаря победе Реформации. «Процессы над ведьмами» стали средством расправы с еретиками, политическими врагами, а также использовались для сведения личных счётов и захвата имущества.

Именно в это время папская власть централизует систему инквизиционных трибуналов и учреждает (в 1542 году) Священную канцелярию, или Священную конгрегацию вселенской инквизиции, которая возглавляется самим папой. В состав канцелярии входят кардиналы-инквизиторы (сначала пять, потом их число увеличили до десяти).

«Вторая волна» инквизиции теряет свою силу с XVIII века, когда права «Мировой руки» значительно урезаются светской властью.

Французская революция 1789 года положила конец бесчинствам инквизиции во Франции, а Наполеон отменил «Мировую руку» во всех завоёванных им странах. После поражения Наполеона инквизиция во многих из них, например, в Испании, была восстановлена, но вскоре окончательно упразднена. В Испанской Америке инквизиция была отменена в ходе войны за независимость (1810 - 1826).

Со временем католическая церковь пересмотрела своё отношение к исторической роли инквизиции. Это сделал папа Иоанн Павел II (1978-2005), по инициативе которого в 1992 году был реабилитирован Галилей, в 1993-м - Коперник, в 1998 году открыты архивы Священной канцелярии, а в марте 2000 года он от имени западно-христианской церкви принёс покаяние за преступления времён Крестовых походов и инквизиции и за «действия, продиктованные нетерпимостью и жестокостью в служении вере».


1. Порядок идей католической церкви до учреждения инквизиции

Едва основалась христианская религия на земле, как среди ее чад зародились ереси. Апостол Павел дает наставление своему ученику Титу, епископу Крита, какого поведения он должен держаться по отношению к еретику, советуя ему предупреждать его один и другой раз и, если тот не обратится, избегать в будущем его присутствия .

Это правило, установленное языком апостолов, указывает нам на различие, какое надо делать между ересью и другими грехами, за которые Иисус Христос хочет, чтобы согрешившего призывали к обращению три раза, прежде чем прекратить с ним всякое общение, потому что только тогда, когда было сделано три предупреждения тем способом, какой предписан в Евангелии, позволено смотреть на него как на язычника и мытаря, то есть как на отлученного от единения с верными. Св. Павел хочет, чтобы еретика предупреждали всего два раза; быть может, потому, что ересь - заблуждение ума, и надо полагать, что, если он не окажется убежденным после того, как ему дважды показали истину, благоразумие не позволяет надеяться на то, что он убедится после третьего увещания, так как он дважды показал себя непослушным голосу своего брата, что заставляет отлучить его от Церкви. Налагая на него это наказание, Церковь надеется, что позор, к которому его приводит упорство, и скорбь об отлучении по своей вине от соборного общения приведут его к раскаянию. Но св. Павел не говорит, что еретика надо лишать жизни; а Иисус Христос, говоря св. Петру, выражает желание, чтобы падшего вновь прощали и воссоединяли с Церковью не семь, а семьдесят семь раз, то есть так часто, как он будет раскаиваться; это предполагает, что его никогда не должно карать смертью по суду Церкви. Такова была неизменная доктрина Церкви во время первой эпохи, то есть в первые три века, вплоть до примирения с Константином. Еретиков никогда не отлучали иначе, как после бесполезно пущенных в ход увещаний. Ввиду усвоения этой системы естественно, что писали против ересей, чтобы препятствовать их распространению. Церковь, далекая в то время от мысли об установлении физического воздействия, разрешала распространение еретических сочинений, не содержащих никакого заблуждения, и не запрещала их чтения из-за ненависти к их авторам, как это делалось во времена менее отдаленные и менее безупречные.

Сочинения Тертулиана служат тому доказательством, а особенно греческая Библия, переведенная с еврейского Феодотионом Ефесским<#"justify">5. Деятельность испанской инквизиции за океаном

Впервые инквизиция на территории Латинской Америки упомянута уже 7 января 1519 года - в распоряжении генерального инквизитора Испании Алонсо Манрике первому испанскому епископу в Америке Алонсо Монсо говорилось, о том, что доминиканцы должны «по совместительству» выполнять обязанности «апостолитических инквизиторов во всех городах и селениях Моря-океана».

А через несколько лет, чтобы окончательно покончить с многочисленными еретиками, 25 января 1569 года король Испании Филипп II издал специальный декрет, официально устанавливающий власть трибунала святой инквизиции во всех заморских владениях Испании. Всего сначала в испанских владениях в Америке было утверждено два трибунала инквизиции - в Мехико и Лиме. При этом власть Лимского трибунала так же распространялась и на территорию соседних Чили, Ла-Платы и Парагвая. А в 1610 году был создан специальный трибунал и для Картахены, являвшейся главным портом и перевалочным пунктом вице-королевства Новая Гранада. Под его властью находились также Панама, Куба, Пуэрто-Рико. «Сотрудники» трибуналов действовали по тщательно разработанной «служебной инструкции», подобной знаменитому кровавому кодексу Торквемады, в котором указывались не только контрольные вопросы и виды пыток, но и тонкости инквизиторского делопроизводства. Этот святой трибунал занимался множеством «оргвопросов», при этом одним из самых важных была «профилактика распространения ереси». Для этого производился самый строгий контроль за всеми ввозимыми во все порты изданиями - в каждом латиноамериканском порту, принадлежавшем испанцам, был специальный чиновник, не только вывешивающий на видном месте список запрещенных книг, но лично проверяющий приходящие грузы и суда на предмет обнаружения печатной или рукописной крамолы. Все верующие жители Латинской Америки, начиная с десятилетнего возраста, должны были присутствовать раз в три года на оглашении Генерального Эдикта веры, в котором требовалось сообщать обо всех преступлениях и даже выражениях против католической церкви. В архивах многих стран остались описания производимых в те аутодафе - сожжению еретиков на костре. От костра, заподозренного в ереси, не спасла даже смерть - в архивах Лимы сих пор хранится дело Менсии де Луны, обвиненной в 1635 году в великом заговоре и ереси. 26-летняя женщина скончалась через час после начала пытки. Но ее смерть и полное отсутствие доказательств вины не остановили трибунал - Менсию посмертно отлучили от церкви, конфисковали все имущество и публично сожгли на костре ее изображение. Особую опасность инквизиция представляла для чужаков -иноверцев, как правило торговцев. Среди жертв инквизиции были и захваченные испанцами пираты, чаще всего англичане. Чаще всего их ждала как еретиков смерть на костре, а не приговор за пиратский разбой, от суда за который можно было откупиться у жадных и беспринципных испанских губернаторов.


. Запреты инквизиции

Обращение книг - одно из вернейших средств пропаганды какого-либо учения. Поэтому в то время и в другие эпохи применялись различные меры с целью помешать этому. В 1490 году в Севилье сожгли несколько еврейских Библий и разные книги, написанные евреями. В Саламанке подобную участь потерпели более шести тысяч томов по магии, колдовству и суеверию, имевшие то же происхождение. В числе книг, запрещенных ими, находились сочинения кардинала Нориса, августинца, пользовавшегося общим уважением ученых христианского мира. Бенедикт XIV послал в 1748 году бреве главному инквизитору, чтобы он тотчас же велел отменить это запрещение. Приказ не был исполнен. Тогда папа пожаловался королю. Так как духовник государя был иезуит, настояния верховного первосвященника остались безуспешными, пока Рабаго не перестал руководить совестью короля, что случилось через десять лет. Кардинал Портокарреро тогда достиг того, чего безуспешно добивался его господин. Будучи убеждены, что все, способное благоприятствовать ереси, должно быть подчинено их юрисдикции, инквизиторы завладели правом осмотра и оценки всех произведений искусства, как будто картины, эстампы, медали и другие произведения этого рода были средствами для пропаганды учения. В 1571 году Святому трибуналу донесли как на привезенные из-за границы на две картины на полотне и на серию из двенадцати эстампов.

Двенадцать эстампов изображали двенадцать сцен страстей и смерти Искупителя. Первый представлял Иисуса Христа в Иерусалиме, последний - сошествие в ад. Каждый эстамп имел подпись по-латыни и по-французски, объясняющую сюжет. Совет инквизиции поручил пяти богословам квалифицировать эти произведения. Их мнение признавало необходимость запрещения их как отравленных заблуждениями Лютера. Картина с изображением Иисуса Христа подлежала запрещению потому, что все выдержки из Священного Писания, особенно о лицемерах, были помещены с намерением убедить, что лицемерие само по себе есть смертный грех; молитва в этом состоянии души сама является грехом и таким образом лицемеру не следует молиться. Картина с изображением Святой Троицы была лютеранскою потому, что она указывала, будто люди не обязаны совершать добрые дела, а только предаваться божественному созерцанию, так как Иисус Христос уничтожил смерть и грех, искупив их преступления своими страданиями и смертью. Эстампы должны быть также запрещены, потому что подписям был придан лютеранский смысл, и эти эстампы подходили под тот вид цензуры, которой были отмечены эстампы одной Библии, вырванные вследствие декрета. Все эти предметы были изъяты по приказу верховного совета, который формально запретил допускать что-либо подобное к ввозу в королевство.

Этот случай побудил инквизиторов Сарагосы запросить верховный совет, чтобы узнать, следует ли им опубликовать указ против картин с обнаженными фигурами. Совет ответил, что запрещение может относиться к тем картинам, где нагота слишком бросается в глаза.

Севильская инквизиция написала совету, что она только что узнала, что лютеране выбили во Фландрии медаль, оскорбительную для верховного первосвященника. С одной стороны был представлен папа в образе дьявола, с подписью: «Злые вороны пастыри овец», a на другой - кардинал святой римской Церкви в виде полоумного, и вокруг него слова: «Глупцы, когда-нибудь поумнейте». Совет 15 ноября постановил изъять все предметы подобного рода везде, где можно их отыскать, и допросить их владельцев о происхождении, поводах и цели их приобретения и обо всех обстоятельствах, которые полезно знать святому трибуналу.

Изъяли даже некоторые девятидневки<#"justify">Заключение

Если под инквизицией понимать неодобрение и гонение господствующей церковью инакомыслящих - вероотступников, то временные рамки инквизиции следует расширить на всю историю христианской церкви - начиная от ее возникновения по настоящее время, ибо епископы еще со времен раннего христианства и по сей день практикуют порицание и отлучение от церкви тех верующих, которых они считают еретиками. Первым инквизитором был сам господь бог, а первыми еретиками - Адам и Ева. Бог изгнал из рая провинившихся перед ним Адама и Еву, предварительно учинив им тайный допрос и суд.

Всего этого богу, по-видимому, показалось недостаточно; он осудил людей терпеть вплоть до "страшного суда" бесчисленные болезни, эпидемии, потопы, землетрясения, холод и голод, войны; бог приговорил людей рождаться в нестерпимых муках, добывать себе хлеб насущный в поте лица своего и испытывать животный страх перед смертью. Даже земная жизнь праведника полна всевозможных мытарств, терзаний и испытаний.

Библейский бог был не только непреклонно беспощадным и сверх меры жестоким к тем, кто отходил от его заповедей или ошибочно толковал его таинственные "неисповедимые пути", он требовал от своих последователей такого же подхода, такой же жестокости и беспощадности ко всем отступникам, в особенности в тех случаях, когда они пытались "совратить" правоверных

Естественно, что подобного рода ссылки на Библию позволяли церковникам, с одной стороны, доказать "законное", "божественное" происхождение "священного" трибунала, а с другой стороны - его якобы "извечный" характер.

Разумеется, в более ранний период церковь была лишена возможности физически расправляться с теми, кого она считала вероотступниками. Только в IV в., когда господствующей религией в Римской империи стало христианство, церковь переходит от "слов" (отлучений) к "делу" (насилию).

"Начало инквизиции (в другой форме и под другим названием) совпадает с началом самой христианской церкви. И точно так же неправильно хронологическое ограничение инквизиции средними веками. Она существует до настоящего времени. В составе учреждений папской администрации в Риме до сих пор имеется "Святая Служба Инквизиции". Подразумевается конгрегация священной канцелярии. Если в данный момент церковь не подвергает своих врагов суду, пыткам, сожжению, то это объясняется исключительно тем, что светская власть не подчиняется требованию церкви проводить в жизнь постановления ее судов

Большая часть представителей православной церкви считает деяния инквизиции преступлением, ссылаясь еще и на то, что, по их мнению, на пути человека к Богу, нельзя прибегать к пыткам, православной вере это чуждо. У нас принято, чтобы человек самостоятельно приходил к Богу, слова «пытка и вера» несовместимы в нашем сознании, Бог в понимании православия добрый, и любящий всех верующих, принятие веры через пытку неприемлемо для нас.


Список используемых источников

1.Арну А. История инквизиции. Л., 1926

2.Величкина В. Очерки истории инквизиции. М., 1906

.Выгодский М.Я. Галилей и инквизиция. М.-Л., 1934

.Галлуа Л. История инквизиции, т. 1-2. СПб., 1845; изд. 2 СПб., 1873

.Гусев Н.Н. Рассказы об инквизиции. М., 1906

.Канторович Я. Процессы против животных в средние века. СПб, 1897

.Кудрявцев А.Е. Испания в средние века. Л., 1937

Похожие работы на - История испанской инквизиции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!