Права автора

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,36 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Права автора

ВВЕДЕНИЕ

«Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать»

Интеллектуальная собственность - очень тонкая материя. Идеи витают в воздухе. "Слово не воробей - вылетит, не поймаешь", - гласит русская пословица. Ну, а если это "слово" на самом деле - научная идея, ключ к завоеванию рынка или вообще любая концепция?

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что собственность защищали все цивилизации, все общественные системы, независимо, была ли эта собственность материализована.

Научно-техническая революция заставила обратить внимание на "невидимую руку" прогресса человечества. Интеллект превращается в материальную силу, мысль материализуется в конкретные изобретения.

Личные неимущественные права, согласно российскому законодательству, не отчуждаемы и, следовательно, не обратимы. Вместе с тем нельзя сказать, что они не имеют ценности. Например, право на имя может иметь вполне реальную ценность, как для автора, так и для работодателя, который охотно бы выкупил бы имя у автора право на имя, будь такая возможность предусмотрена законодательством. Поскольку законодательство такую возможность не предусматривает, работодатель вынужден искать более хитрые приемы, позволяющие обеспечить такое использование автором своего права на имя и других личных неимущественных прав, которые выгодны работодателю. При этом автор получает соответствующую компенсацию. Иначе говоря, даже личным неимущественным правам можно предать определенную оборотоспособность. В договорах, на основании которых происходит передача прав интеллектуальной собственности, обязательно отражается оценка передаваемых прав и порядок расчетов между сторонами.

Авторское право - один из институтов гражданского права.

Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

Предметом курсовой работы являются правовые нормы, являющиеся источниками авторского права.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ такого института гражданского права как авторское право.

Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:

рассмотреть объекты авторского права;

выявить субъекты авторского права;

рассмотреть правовое положение автора;

исследовать основные способы защиты авторских прав.

Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АВТОРСКОМ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ

авторский смежный российский законодательство

§ 1.1 Объекты авторских прав

Произведения науки, литературы и искусства признаются объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. В отличие от п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве в ст. 1259 ГК отсутствует указание на то, что произведение должно являться результатом творческой деятельности, поскольку критерии "творчества" не могут быть точно определены. Презюмируется, что любое произведение имеет творческий характер (в противном случае оно не является произведением). Эта позиция находит отражение и в определении автора как гражданина, создающего произведение своим творческим трудом (ст. 1257 ГК). Кроме того, в силу прямого указания закона (подп. 4 п. 6 ст. 1259 ГК) объектами авторских прав не являются сообщения, имеющие исключительно информационный характер.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Важно лишь, чтобы произведение было выражено в какой-либо объективной форме - например, в письменной, устной форме, в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК).

Объектами авторских прав являются: литературные произведения; драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (например, кинофильмы); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, а также иные произведения.

Программы для ЭВМ, хотя они и обладают рядом отличий от других произведений (подробнее см. ниже), также признаются объектами авторских прав. Им предоставляется охрана "как литературным произведениям" (п. 1 ст. 1259 ГК; см. также ст. 1261 ГК).

Приведенный перечень объектов авторского права носит примерный характер, поэтому результаты интеллектуальной деятельности, в нем не названные, но отвечающие общим критериям охраноспособности, предусмотренным в ст. 1259 ГК, также подлежат авторско-правовой охране.

К объектам авторских прав относятся производные произведения, представляющие собой творческую переработку другого ранее созданного произведения (подп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК), а также составные произведения при условии, что они представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (подп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК).

Авторско-правовая охрана распространяется не только на произведение в целом, но и на отдельные его части, включая название и персонаж произведения, при условии, что по своему характеру такие части могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме (п. 7 ст. 1259 ГК). Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что название произведения подлежит охране как объект авторского права, если оно носит творческий характер, является оригинальным и к тому же может использоваться самостоятельно.

Персонаж произведения как объект авторско-правовой охраны назван в ГК впервые. К нему следует подходить так же, как и к другим подлежащим охране частям произведения. Речь не идет о том, что в виде персонажа будет охраняться содержание произведения (например, образ героя литературного произведения, возникающий у читателя в результате целого ряда художественных приемов, используемых писателем). Авторское право по своей сути направлено на охрану формы, а не содержания произведения. Поэтому и под персонажем в ГК понимается элемент формы произведения: словесное описание героя в литературном произведении, изображение артиста в роли или мультипликационного персонажа в аудиовизуальном произведении и т.д.

Авторские права возникают в силу самого факта создания произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо других формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК).

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "C" в окружности, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения (ст. 1271 ГК). Применение знака охраны не является обязательным. В основном он предназначен для предупреждения возможных нарушений со стороны третьих лиц и облегчения процесса доказывания принадлежности исключительного права определенному лицу (или лицам) в случае судебного спора. С той же целью по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК может осуществляться государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК). Подобные результаты интеллектуальной деятельности не охраняются авторским правом, поскольку оно направлено на охрану формы, в которой произведение выражено вовне, а творческий характер перечисленных выше результатов и их ценность заключаются в их внутреннем содержании и не зависят от внешней формы. Некоторые из них могут получить охрану как объекты других интеллектуальных прав (например, патентного права).

Пункт 6 статьи 1259 ГК содержит перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые, хотя и выражаются вовне в оригинальной объективной форме, все же по разным причинам не признаются объектами авторских прав. Условно их можно разделить на две группы.

К первой группе относятся результаты интеллектуальной деятельности, у которых отсутствуют те или иные признаки объекта авторских прав. Во-первых, это произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК). Авторские права на произведения фольклора не возникают из-за того, что их автор неизвестен, вследствие чего в отношении таких произведений невозможно возникновение субъективных авторских прав. Во-вторых, это сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер, в том числе сообщения о новостях дня (материалы телеграфных информационных агентств, официальная хроника и иные новости, публикуемые в средствах массовой информации), программы (расписания) телевизионных передач, а также расписания движения транспортных средств и т.п. (подп. 4 п. 6 ст. 1259 ГК). На сообщения исключительно информационного характера авторское право не возникает постольку, поскольку они содержат информацию в чистом виде и не являются результатами творчества.

Вторая группа объединяет результаты, обладающие всеми признаками объектов авторского права, но тем не менее не охраняемые в силу прямого указания закона. К таким произведениям относятся: 1) официальные документы государственных органов и организаций местного самоуправления муниципальных образований (в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы (подп. 1 п. 6 ст. 1259 ГК); 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальных образований (подп. 2 п. 6 ст. 1259 ГК). Этой группе результатов интеллектуального творчества охрана не предоставляется в силу присущих им особых функций, требующих их широкого и свободного использования в общественных интересах.

Впервые статья 1264 ГК устанавливает пределы правовой охраны проектов официальных документов, символов и знаков. Как правило, такие документы, символы и знаки имеют авторов и до получения соответствующего статуса ничем не отличаются от обычных произведений. Право авторства на проект официального документа (в том числе официального перевода такого документа), а также на проект официального символа или знака принадлежит его разработчику, т.е. лицу, создавшему такой проект. Разработчик вправе обнародовать свой проект, если это не запрещено заказчиком - государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя (п. 1 ст. 1264 ГК).

Получив в установленном порядке официальный статус, такое произведение меняет свой правовой режим. Автор произведения, признанного официальным документом, государственным символом или знаком, утрачивает не только исключительное право, но и личные неимущественные права на такое произведение.

Однако в общественных интересах авторские права разработчика ограничиваются законом еще на стадии разработки соответствующего проекта. В частности, предусмотрено, что проект официального документа, символа или знака может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией для подготовки соответствующего официального документа, разработки символа или знака без согласия разработчика при условии, что этот проект либо обнародован разработчиком для использования этими органами или организацией, либо направлен им в соответствующий орган или организацию. Установлено также, что в проект в процессе подготовки официального документа, разработки символа или знака по усмотрению соответствующего органа или организации могут вноситься дополнения и изменения, на которые не требуется получение согласия разработчика. После официального принятия проекта к рассмотрению государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может быть использован без указания имени разработчика (п. 2 ст. 1264 ГК).

Следует иметь в виду, что на отношения, связанные с созданием проектов официальных документов, символов и знаков, соответственно распространяются правила ГК о договорах авторского заказа (ст. 1288), о служебных произведениях (ст. 1295) и о произведениях, созданных по государственному или муниципальному контракту (ст. 1298). При этом права иных, чем автор, обладателей исключительного права на проект также подлежат соответствующим ограничениям.

Несколько статей главы 70 ГК содержат более подробные по сравнению со ст. 1259 ГК характеристики некоторых объектов авторского права, обладающих ярко выраженной спецификой.

В частности, статья 1260 посвящена упомянутым в п. 2 ст. 1259 ГК производным и составным произведениям. Обе эти группы произведений носят вторичный характер, так как создаются на основе других произведений (составные произведения могут быть созданы на основе материалов, не являющихся объектами авторского права.). Эта черта сближает их и делает сходным их правовой режим.

К производным произведениям относятся, например, переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки, представляющие собой переработку других (оригинальных) произведений. При создании производного произведения происходит определенное заимствование элементов оригинального произведения, но при этом производное произведение воплощается в иной внешней форме, что придает ему творческую самостоятельность.

К составным произведениям относятся антологии, энциклопедии, базы данных, атласы и иные сходные произведения, состоящие из систематизированных определенным образом произведений и (или) иных материалов. Так, базой данных считается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений или иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК). Эта формулировка изменена по сравнению с формулировками ст. 4 Закона об авторском праве и ст. 1 Закона о программах для ЭВМ, согласно которым база данных определялась как "объективная форма представления совокупности данных". Новое определение более точно соответствует признакам охраняемого объекта авторского права (п. 3 ст. 1259 ГК), а также понятию базы (или компиляции) данных, содержащемуся в п. 2 ст. 10 Соглашения ТРИПС и в ст. 5 Договора ВОИС по авторскому праву.

Переводчику или автору иного производного произведения принадлежат авторские права на такой перевод или на такую переработку (п. 1 ст. 1260 ГК). Составителю сборника (иного составного произведения) принадлежат авторские права на составительство, т.е. на осуществленный им подбор или расположение материалов (абз. 1 п. 2 ст. 1260 ГК). Права авторов производных и составных произведений подлежат охране при условии, что эти произведения соответствуют критериям охраноспособности, названным в ст. 1259 ГК.

Автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов оригинальных произведений, использованных для создания производного или составного произведения (п. 3 ст. 1260 ГК). При этом права такого автора охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение (п. 4 ст. 1260 ГК). Между авторами оригинальных и авторами производных (или составных) произведений не возникают отношения соавторства.

Авторские права на производное или составное произведение (например, на перевод или на сборник статей) не препятствуют другим лицам переводить или иным образом перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать новые составные произведения путем иного подбора или расположения тех же самых материалов (п. 6 ст. 1260 ГК). Автор произведения, помещенного в сборнике или другом составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено его договором с создателем составного произведения (п. 5 ст. 1260 ГК).

Претерпела определенные изменения норма о правах издателей энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий. Если в п. 2 ст. 11 Закона об авторском праве было закреплено, что такому издателю принадлежат исключительные права на использование соответствующих изданий, то в п. 7 ст. 1260 ГК предусмотрено, что ему принадлежит лишь право использования таких изданий. Это более точно отражает реальную ситуацию, поскольку и из текста ст. 11 Закона об авторском праве было ясно, что авторы передают издателю права на свои произведения, являющиеся составными частями издания, не в полном объеме, а сохраняют исключительное право использования своих произведений независимо от издания в целом. Хотя теперь в абзаце 2 пункта 7 статьи 1260 ГК предусмотрены случаи, в которых авторы и иные правообладатели не сохраняют исключительных прав на свои произведения, использованные в вышеназванных изданиях (если права переданы издателю или другим лицам либо перешли к ним по иным основаниям, предусмотренным законом), по общему правилу предполагается, что такие правообладатели сохраняют свои права независимо от права издателя на использование издания в целом. Издатель является не автором, а лишь лицом, на которое возлагается обязанность осуществлять соответствующее издание, следовательно, его права производны от прав авторов. А поскольку исключительное право на все составные части издания к издателю автоматически не переходит, то невозможно говорить о наличии у него исключительного права на такое издание в целом. Подобный подход применяется и в ст. 1240 ГК о сложном объекте, с которым у изданий, упомянутых в п. 7 ст. 1260 ГК, много общего, хотя в перечень сложных объектов они не вошли.

В связи с включением в главу 69 ГК статьи 1240 о сложном объекте подверглись заметным изменениям нормы об аудиовизуальных произведениях (ст. 1263 ГК; ср. ст. 13 Закона об авторском праве). Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (при сопровождении звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным относятся кинематографические произведения и все произведения, выраженные аналогичными средствами (теле- и видеофильмы и т.п.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации (п. 1 ст. 1263 ГК).

Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, создавший музыкальное произведение (с текстом или без текста), специально предназначенное для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК). Заключая договоры с изготовителем аудиовизуального произведения, авторы передают ему права на такое произведение в целом.

Изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, организовавшее создание такого произведения (продюсер). Его права определяются статьей 1240 ГК, в соответствии с которой продюсер на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых с авторами аудиовизуального произведения и другими обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся составными частями этого произведения, приобретает право использования таких результатов. При этом в отношении договоров по поводу произведений, специально созданных или создаваемых для включения в аудиовизуальное произведение (т.е. прежде всего договоров с его авторами), презюмируется, что они являются договорами об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Если все же между автором (иным правообладателем) и изготовителем заключается лицензионный договор, то согласно абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК он заключается на весь срок и в отношении всей территории действия исключительного права (если соглашением сторон не предусмотрено иное).

Изготовитель имеет право указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания при использовании аудиовизуального произведения. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого частью в такое аудиовизуальное произведение) сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на их произведение (произведения).

Авторы произведений, вошедших составными частями в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (например, автор литературного произведения, положенного в основу сценария), так и созданных в процессе работы над ним (например, оператор-постановщик, художник-постановщик), сохраняют исключительное право на свои произведения, если только это право не было передано изготовителю или другим лицам по договору об отчуждении исключительного права либо не перешло к изготовителю или другим лицам по основаниям, предусмотренным законом (п. 5 ст. 1263 ГК). Тем самым еще раз подчеркивается возможность перехода исключительного права в полном объеме от одного лица к другому.

После долгих споров была сохранена и даже расширена норма о праве композитора, являющегося автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, на вознаграждение за использование его музыкального произведения при публичном исполнении, сообщении в эфир или по кабелю соответствующего аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК). Возражения против сохранения этого положения выдвигались в связи с тем, что подобные сборы осуществляются исключительно в отношении композиторов, что ставит их в привилегированное положение по отношению к другим авторам. Тем не менее (в том числе с учетом ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации) было решено, что, поскольку соответствующее право композитора аудиовизуального произведения предусмотрено законом на протяжении уже длительного периода, его отмена была бы явным ухудшением существующего положения. Более того, была юридически закреплена сложившаяся на практике система взимания отчислений в пользу композиторов не только при публичном показе аудиовизуальных произведений, но и при их сообщении в эфир или по кабелю.

Специфическим объектом авторского права являются программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ). Хотя Закон об авторском праве предоставляет программам для ЭВМ охрану как литературным произведениям (п. 1 ст. 7), наряду с ним существует специальный Закон о программах для ЭВМ. Он содержит целый ряд норм, которые учитывают особенности программ для ЭВМ, отличающие их от других объектов авторского права. Вместе с тем существование двух законов, применимых к одному и тому же объекту и в ряде случаев по-разному решающих те или иные вопросы, способствует возникновению спорных ситуаций на практике.

В ГК сохранен принципиальный подход к программам для ЭВМ как к объектам авторского права, охраняемым подобно литературным произведениям. В то же время программы для ЭВМ названы в подп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК отдельно от произведений науки, литературы и искусства (подп. 1 п. 1 ст. 1225 ГК). Таким образом подчеркнуто, что программы для ЭВМ - это результаты интеллектуальной деятельности, обладающие существенной спецификой. Формулировка абз. 13 п. 1 ст. 1259 ГК подчеркивает, что им предоставляется такая же охрана, как литературным произведениям, но не утверждает (в отличие от Закона об авторском праве), что программа для ЭВМ - литературное произведение. Подобное уточнение не противоречит ст. 4 Договора ВОИС по авторскому праву и п. 1 ст. 10 Соглашения ТРИПС, которые также содержат лишь указание на то, что программы для ЭВМ должны охраняться как литературные произведения и на них должны в связи с этим распространяться положения Бернской конвенции.

Важным подтверждением того, что программы для ЭВМ рассматриваются как один из объектов авторского права, является их включение в гл. 70 ГК. То обстоятельство, что до настоящего времени в отношении программ для ЭВМ действовал самостоятельный Закон, не повлекло за собой выделения положений о программах для ЭВМ ни в отдельную главу ГК, ни даже в отдельный параграф гл. 70 ГК. Особенности правового режима программ для ЭВМ либо оговариваются в отдельно посвященных им статьях, либо включены в виде специальных норм в статьи, содержащие правила, общие для всех объектов авторского права.

В статье 1261 ГК дано определение программы для ЭВМ как представленной в объективной форме совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные изображения. Так же как и в отношении базы данных, определение программы для ЭВМ несколько уточнено с тем, чтобы приблизить его к общему определению объекта авторского права. В этой статье еще раз подчеркивается, что авторские права на все виды программ для ЭВМ (которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код) охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. При этом к программам для ЭВМ относятся также операционные системы и программные комплексы.

Специальные правила в отношении программ для ЭВМ содержатся в ч. 2 ст. 1269, подп. 1 и 9 п. 2 ст. 1270, п. 4 ст. 1270, подп. 3 ст. 1273, ст. 1280, п. 3 ст. 1286, ст. 1296, 1297 и п. 6 ст. 1298 ГК.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 1259 ГК по желанию правообладателя возможно осуществление государственной регистрации программ для ЭВМ (и баз данных), которая производится в соответствии со ст. 1262 ГК. Программа для ЭВМ (база данных) регистрируется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Программы (базы), в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, регистрации не подлежат. В пункте 2 статьи 1262 ГК содержатся требования к заявке на государственную регистрацию программы для ЭВМ (базы данных). Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности на основании заявки на регистрацию лишь проверяет наличие необходимых документов и материалов, а также их соответствие требованиям п. 2 ст. 1262 ГК. При положительном результате проверки он вносит программу для ЭВМ в Реестр программ для ЭВМ (базу данных - в Реестр баз данных) и выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации, а также публикует сведения о зарегистрированной программе для ЭВМ (базе данных) в своем официальном бюллетене (п. 3 ст. 1262 ГК). Таким образом, государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных носит заявительный характер, никакая экспертиза подаваемых заявителем сведений по существу не проводится.

Изменено ранее действовавшее правило о том, что договоры о передаче исключительного права на программы для ЭВМ (базы данных) могут быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности по соглашению сторон (п. 5 ст. 13 Закона о правовой охране программ для ЭВМ). В ГК предусмотрено, что договоры об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ (базу данных), которая получила государственную регистрацию, а также переход исключительного права на такую зарегистрированную программу (базу) к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (абз. 1 п. 5 ст. 1262 ГК). Это означает, что теперь такая "вторичная" регистрация носит обязательный характер. Сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ (Реестр баз данных) на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа (при переходе права без договора) и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Регистрация договоров об отчуждении незарегистрированных программ для ЭВМ (баз данных), а также перехода таких программ (баз) к другим лицам без договора по правилам ст. 1262 ГК не производится.

Правила, установленные п. 5 ст. 1262 ГК, предусматривают порядок, отличный от общего правила пункта 2 ст. 1232 ГК, предполагающего обязательную регистрацию не только отчуждения исключительного права, но и залога такого права и предоставления на основании лицензионного договора права использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности. Пункт 7 статьи 1232 ГК содержит указание на то, что в случаях, когда в соответствии с ГК государственная регистрация результата интеллектуальной деятельности осуществляется не в обязательном порядке, а по желанию правообладателя, правила п. 2 ст. 1232 ГК применяются, если ГК не предусмотрено иное. Формулировка п. 5 ст. 1262 ГК ясно свидетельствует о том, что ни залог исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ (базу данных), ни предоставление по договору права ее использования государственной регистрации не подлежат.

§ 1.2 Субъекты авторских прав

К субъектам авторского права относятся авторы произведений, их наследники, иные правопреемники, а также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

Автором произведения является гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное (презумпция авторства). При возникновении спора по поводу авторства проводится автороведческая экспертиза.

Способность иметь права автора произведений науки, литературы и искусства возникает с момента рождения и не связывается с наличием у лица дееспособности. Однако для осуществления прав автора необходимо обладать определенным объемом дееспособности, поэтому от имени малолетних и недееспособных действуют их законные представители. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют права автора самостоятельно, без согласия законных представителей (п. 2 ст. 26 ГК РФ). Таким образом, автором произведения может быть любой гражданин независимо от его возраста, дееспособности, гражданства. Вместе с тем при определении действия авторского права в пространстве и по кругу лиц учитывается гражданство автора. Если произведение обнародовано на территории РФ или не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме на территории РФ, то авторские права на него охраняются независимо от гражданства авторов (их правопреемников). Если произведение обнародовано за пределами территории РФ или не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, признание авторских прав зависит от гражданства автора (правопреемника). За гражданами России авторские права признаются в любом случае, за гражданами других государств - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение может быть создано совместным творческим трудом двух или более лиц, которые являются соавторами. Авторское право на коллективное произведение принадлежит им совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое (нераздельное соавторство) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство). При раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. В любом случае право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. При нераздельном соавторстве (когда произведение соавторов образует одно неразрывное целое) ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Субъектами авторского права являются также правопреемники. После смерти автора его права (за исключением права авторства, права на авторское имя, право на защиту репутации автора) переходят в порядке универсального правопреемства к наследникам.

Кроме того, переход имущественных прав авторов возможен в порядке сингулярного правопреемства на основании договора. Авторские права правопреемников носят срочный характер. По общему правилу авторское право прекращается по истечении 70 лет после смерти автора.

Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе, создаются обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения их имущественных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (получение вознаграждения за публичное исполнение произведение, выдача лицензий на использование прав и т.п.). Они осуществляют управление имущественными правами на основании полномочий, полученных от авторов и других обладателей исключительных прав в соответствии с письменными договорами.

§ 1.3 Понятие смежных прав

Смежными правами признаются исключительные права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания на использование исполнения, постановки, фонограммы или передачи. Исполнителями признаются актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер. Изготовителем фонограммы считается физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре. Организациями эфирного или кабельного вещания являются радиостанции, телевизионные компании, осуществляющие трансляцию передач, а также различных произведений.

Смежные права, как и авторские права, возникают с момента создания соответствующего объекта и не требуют соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы "P" в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы. Срок действия смежных прав составляет 50 лет и исчисляется с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место соответственно первое исполнение или постановка; первое опубликование фонограммы либо ее первая запись, если фонограмма не была опубликована в течение 50 лет; первая передача в эфир или первая передача по кабелю.

ГЛАВА II. ПРАВА АВТОРА. ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ

§ 2.1 Правовое положение автора

Статья 1255 ГК относит к авторским правам исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения. В случаях, предусмотренных ГК, автору могут принадлежать наряду с этими и другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства). Таким образом, закон выделяет две группы авторских прав: в основную группу входят права, которые принадлежат авторам всех произведений, в другую - права авторов произведений только определенных видов (служебных, произведений изобразительного искусства или архитектуры) либо права, которые (как право на отзыв) не распространяются на многие виды произведений. Классификация субъективных авторских прав в ст. 1255 ГК проведена по иным основаниям, чем классификация интеллектуальных прав в ст. 1226 ГК (без деления на имущественные и личные неимущественные права).

Право авторства - право признаваться автором произведения - является основой для всех остальных авторских прав. Его суть заключается в том, что лицо, создавшее конкретное произведение, имеет возможность обозначить себя в глазах всего общества в качестве создателя (автора) этого произведения.

Право автора на имя состоит в предоставлении автору права по своему выбору использовать или разрешать использование произведения под своим подлинным именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно. Право на авторское имя дает автору возможность при желании выбирать способ обозначения имени, под которым его произведение станет известным обществу, что позволяет связывать или не связывать такое имя с личностью автора (это может иметь значение, например, для разграничения различных сфер его творчества).

Право авторства и право автора на имя являются личными неимущественными правами. Они неотчуждаемы и непередаваемы, т.е. остаются у автора как в случае предоставления им права использования произведения другому лицу (например, для издания или публичного исполнения), так и в случае передачи (перехода) исключительного права на произведение к другому лицу. Отказ автора от этих прав ничтожен (ст. 1265 ГК).

Право на неприкосновенность произведения, которому посвящена ст. 1266 ГК, заменяет право на защиту репутации автора, предусмотренное ст. 15 Закона об авторском праве. Содержание права на неприкосновенность произведения состоит в том, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (ч. 1 п. 1 ст. 1266 ГК). По существу это возврат к понятию права на неприкосновенность произведения в том традиционном для российского законодательства виде, в каком оно было закреплено в ГК РСФСР 1964 г.

Право на неприкосновенность произведения предоставляет автору более надежную и эффективную защиту, чем право на защиту репутации. В соответствии со ст. 15 Закона об авторском праве автор в случае искажения произведения (или иного посягательства на него) должен был доказать, что такое искажение произведения способно нанести ущерб его чести и достоинству, в то время как в соответствии с формулировкой ст. 1266 ГК для защиты своих интересов автору достаточно доказать лишь сам факт внесения изменений, сокращений или дополнений в произведение.

Право на неприкосновенность произведения носит личный неимущественный характер, поэтому оно неотчуждаемо и непередаваемо (п. 2 ст. 1228 ГК). Это право направлено только на охрану первоначальной, оригинальной, формы произведения, а любая творческая переработка, ведущая к созданию нового произведения при сохранении оригинального (например, экранизация романа), подпадает под действие исключительного права автора, поэтому право на переработку может быть передано автором другому лицу (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК).

Для того, чтобы подчеркнуть, что возможность защиты репутации автора в случае искажения его произведения сохраняется и после вступления в силу соответствующих положений ГК, в п. 2 ст. 1266 ГК предусмотрено, что извращение, искажение или иное изменение произведения, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора (а также посягательство на такие действия), дают автору право требовать защиты в соответствии с правилами ст. 152 ГК.

Личные неимущественные права автора прекращаются с его смертью, так как субъективное право, неразрывно связанное с личностью субъекта, не может существовать без самого субъекта. В то же время общество заинтересовано в том, чтобы сохранить память об авторе и донести его произведения до следующих поколений в неискаженном виде. Поэтому авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно (п. 1 ст. 1267 ГК).

Пункт 2 статьи 1267 ГК, как и п. 2 ст. 27 Закона об авторском праве, предусматривает право автора в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии соответствующих указаний автора, в случае отказа назначенного автором лица от исполнения возложенных на него полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Гражданским кодексом впервые предусмотрено право лица, обладающего исключительным правом на произведение, после смерти автора разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений. Такое право должно способствовать реализации наследниками и другими правопреемниками автора принадлежащего им исключительного права использовать произведение. При этом обладатель исключительного права может разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения, а также если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК).

Право на обнародование произведения позволяет автору решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики. Содержание данного права состоит в том, что автор может самостоятельно осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. К таким действиям относятся: опубликование произведения, его публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю и т.д. (п. 1 ст. 1268 ГК). Статья 15 Закона об авторском праве относит право на обнародование к личным неимущественным правам, но на самом деле очевидна его тесная, практически неразрывная связь с имущественными правами, поскольку осуществление права на обнародование является той предпосылкой, без которой невозможно использование произведения и, следовательно, осуществление исключительного права.

Характеристика права на обнародование в ГК дополнена двумя важными аспектами. Во-первых, установлено, что автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения (п. 2 ст. 1268 ГК). Данная норма должна предотвратить возникновение споров в тех случаях, когда в авторском договоре не оговорен вопрос об обнародовании произведения: сам факт заключения договора, в котором предусмотрен какой-либо способ использования произведения, будет рассматриваться как согласие автора на обнародование произведения, передаваемого заказчику, т.е. как реализация права на обнародование. Во-вторых, в отношении произведений, не обнародованных при жизни автора, прямо предусмотрена возможность их обнародования после смерти автора лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если такое обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме: в завещании, письмах, дневниках и т.п. (п. 3 ст. 1268 ГК). Соответствующее правило, как и уже упоминавшаяся аналогичная норма в отношении внесения изменений, сокращений и дополнений в произведение после смерти автора (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК), создает возможность реализации правопреемниками автора принадлежащего им исключительного права.

Право на отзыв произведения - это право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ возможен лишь при условии возмещения автором убытков, причиненных таким решением лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения. Если автор реализует свое право на отзыв уже после того, как произведение было обнародовано, он обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор имеет право изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. В ГК праву на отзыв посвящена отдельная статья - ст. 1269. Это означает, что, несмотря на его тесную связь с правом на обнародование, право на отзыв носит самостоятельный характер (в ст. 15 Закона об авторском праве оно рассматривалось как часть права на обнародование произведения). Такой подход более точен, так как в отличие от права на обнародование данное право имеет более узкую сферу действия: оно не применяется к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (ст. 1240 ГК). Перечень таких исключений в ГК расширен по сравнению с п. 2 ст. 15 Закона об авторском праве, предусматривавшим подобное исключение только для служебных произведений.

Исключительное право на произведение является имущественным правом. Его суть состоит в праве автора произведения или иного правообладателя использовать такое произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1270 ГК). Обладатель исключительного права может не только сам использовать произведение, но и по своему усмотрению разрешать или запрещать третьим лицам использование произведения. Исключительное право автора использовать произведение в соответствии с его общей характеристикой, данной в ст. 1229 ГК, является единым правом, состоящим из совокупности правомочий, содержание которых определяется способами использования произведения. Таким образом, исправлена неточность, содержавшаяся в ст. 16 Закона об авторском праве, в которой говорилось не об одном праве, а о некоей совокупности исключительных прав автора. Крайне важно для обеспечения участия прав на произведения в гражданском обороте прямо зафиксированное в ГК право автора, равно как и иного правообладателя, распоряжаться своим исключительным правом.

В пункте 2 статьи 1270 ГК приведен перечень способов использования произведения, в отношении которых независимо от того, совершаются ли такие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, необходимо получать разрешение у правообладателя. Этот перечень очень подробный, но не исчерпывающий. В отличие от подобного перечня п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве он включает развернутые определения способов использования произведений. В Законе об авторском праве такие определения содержались в ст. 4 "Основные понятия", которая не могла быть сохранена в структуре Гражданского кодекса РФ, поскольку ГК в других разделах не имеет норм, специально посвященных понятийному аппарату.

Всего в п. 2 ст. 1270 ГК названо 11 способов использования объектов авторского права, которые применимы ко всем либо к отдельным видам произведений.

Воспроизведение произведения - это любое повторное придание произведению объективной формы, которое может заключаться в изготовлении одного или более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, в изготовлении в трех измерениях одного или более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного или более экземпляра трехмерного произведения. При этом экземпляром произведения признается копия произведения в любой материальной форме (абз. 2 п. 1 ст. 1268 ГК). Кодекс существенно уточняет положение Закона об авторском праве, согласно которому воспроизведением также является запись произведения в память ЭВМ. Воспроизведением произведения в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК считается его запись на любом электронном носителе, в том числе в память ЭВМ, за исключением случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.

Распространение произведения возможно путем продажи или иного отчуждения (дарения, мены) его оригинала или экземпляров, т.е. его материальных носителей (подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК). При этом в отличие от п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве понятие распространения произведения не включает его сдачу в прокат. Вместо этого подп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК предусматривает прокат оригинала или экземпляра произведения как самостоятельный способ использования. Это исключает необходимость дополнительно указывать в законе, что право сдачи экземпляров произведения в прокат сохраняется за автором независимо от права собственности на эти экземпляры (как это сделано в абз. 2 п. 3 ст. 16 Закона об авторском праве). Поскольку прокат произведения является самостоятельным способом использования, приобретение любого материального носителя произведения не дает собственнику права сдавать его в прокат без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения. Определение проката в ст. 1270 ГК не приводится, так как действует общее понятие проката, содержащееся в п. 1 ст. 626 ГК.

В настоящее время достаточно широко распространены программы для ЭВМ прикладного, вспомогательного характера, без которых, например, не могут функционировать многие бытовые приборы, технические средства или материальные носители с записями аудиовизуальных и иных произведений. Применение требования о получении у правообладателя разрешения на прокат таких программ необоснованно затруднило бы отношения, связанные с прокатом соответствующих бытовых приборов, технических средств или материальных носителей. В связи с этим в п. 4 ст. 1270 ГК введено правило, соответствующее п. 2 ст. 7 Договора ВОИС по авторскому праву и ст. 11 Соглашения ТРИПС; согласно этому правилу требования подп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК не применяются в отношении программ для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения также рассматривается законом как самостоятельный способ использования, что требует специального получения у правообладателя разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации экземпляров произведения в целях распространения. Это предоставляет правообладателю возможность контролировать ситуацию, когда право на распространение произведения, предоставленное им третьему лицу, было ограничено территориально, например не предполагалось распространение произведения на территории России (подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК).

Публичный показ возможен в отношении различных изображений: произведений изобразительного искусства, фотографий, архитектурных произведений и т.п. Показом является любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью технических средств (пленки, диапозитива, телевизионного кадра), а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности. Публичный характер такой показ приобретает, если осуществляется непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. При этом не имеет значения, воспринимается ли произведение публикой в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК).

Публичное исполнение возможно в отношении музыкальных, драматических, хореографических и иных подобных произведений. Исполнением произведения признается его представление в живом исполнении или с помощью радио, телевидения и иных технических средств, а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком). Публичный характер исполнению придает его осуществление в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК).

Сообщение в эфир (которое в п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве было названо передачей в эфир) заключается в сообщении произведения для всеобщего сведения (включая его показ или исполнение) по радио и телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю (подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК). Сообщение в эфир осуществляется при помощи специальных сигналов, передаваемых беспроводным способом и предназначенных для приема широкой аудиторией. При этом важна сама доступность произведения для слухового и (или) зрительного восприятия публикой независимо от того, осуществлялось ли это восприятие на самом деле. Как и в Законе об авторском праве, в ГК разъясняется, что при сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой.

Сообщение по кабелю, состоящее в сообщении произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции), отличается от сообщения в эфир только техническим методом доведения произведения до сведения публики (подп. 8 п. 2 ст. 1270 ГК).

В соответствии с требованиями ст. 2 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам в подп. 7 и 8 п. 2 ст. 1270 ГК включено дополнение, направленное на учет современных технических достижений в сфере теле- и радиовещания, согласно которому сообщение кодированных сигналов признается соответственно сообщением в эфир или сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц самой организацией эфирного или кабельного вещания либо с ее согласия.

Специально для случаев использования произведений в Интернете и иных компьютерных сетях в 2004 г. в Закон об авторском праве было введено право на доведение произведения до всеобщего сведения. Отличие доведения до всеобщего сведения от передачи в эфир или сообщения по кабелю состоит в том, что лицо, поместившее произведение в компьютерной сети, само не осуществляет каких-либо активных действий, направленных на сообщение произведения публике. Активную роль, напротив, играют пользователи, разыскивающие такое произведение в компьютерной сети для использования. В подпункте 11 пункта 2 статьи 1270 ГК этот способ использования сформулирован как доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Данная формулировка более точно соответствует определению, содержащемуся в ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву.

Перевод или другая переработка произведения сами по себе не являются использованием произведения в авторско-правовом смысле, однако они могут осуществляться только с разрешения правообладателя постольку, поскольку целью является их дальнейшее использование. В отличие от п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве перевод и другая переработка произведения объединены в один способ использования, что более точно соответствует их природе (п. 1 ст. 1260 ГК). В подпункте 9 пункта 2 статьи 1270 ГК установлено, что под переработкой понимается создание производного произведения: обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п. Под понятие переработки, таким образом, не подпадает внесение каких-либо изменений в само оригинальное произведение, что позволяет сделать более определенным отличие права на переработку как правомочия имущественного характера, являющегося составной частью исключительного права, от тесно связанного с личностью автора права на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК).

Поскольку программы для ЭВМ и базы данных являются специфическими объектами авторского права, понятие их переработки имеет особенности. Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных ГК понимает любые их изменения, в том числе перевод такой программы или базы данных с одного языка на другой, за исключением адаптации. Адаптацией считается внесение в программу ЭВМ или базу данных изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования этой программы или базы на конкретных технических средствах пользователя (например, на персональном компьютере) или под управлением конкретных программ пользователя. Поскольку адаптация исключена из понятия переработки (модификации) программ для ЭВМ и баз данных, она может производиться свободно, без разрешения правообладателя, что отражено в подп. 1 п. 1 ст. 1280 ГК.

Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта заключается в том, что любое воплощение в жизнь произведений архитектуры или дизайна может осуществляться только с согласия авторов (подп. 10 п. 2 ст. 1270 ГК). Права архитекторов и дизайнеров действуют не только в отношении самих проектов, но и в отношении решений, которые осуществлены путем реализации этих проектов в виде конкретных зданий и сооружений. Уникальность этого случая разъясняется впервые введенным в п. 3 ст. 1270 ГК правилом о том, что практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к положениям гл. 70 ГК ("Авторское право"), за исключением реализации архитектурного и иного подобного проекта.

Правам авторов произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства посвящена также ст. 1294 ГК. Потребность в ее выделении возникла в связи с тем, что в соответствии со ст. 20 Закона о введении в действие части четвертой ГК была признана утратившей силу гл. IV Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", содержавшая ряд норм, не вошедших в Закон об авторском праве. Они нашли отражение в ст. 1294 ГК. В этой статье более подробно раскрывается содержание исключительного права архитекторов, включающего наряду с упомянутой в подп. 10 п. 2 ст. 1270 ГК практической реализацией архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта также разработку документации для строительства. В статье 1294 ГК также предусмотрено, что использование архитектурного и подобного ему проекта для реализации допускается только однократно, за исключением случаев, когда иное установлено договором, в соответствии с которым проект создан.

Таким образом, проект и выполненная на его основе документация для строительства по общему правилу могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта (п. 1 ст. 1294 ГК).

В целях соблюдения соответствия архитектурным проектам конкретных зданий, сооружений или иных результатов их практического воплощения архитекторы имеют право авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству (п. 2 ст. 1294 ГК). Кроме того, автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика соответствующего проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором между ними не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1294 ГК).

Право доступа заключается в праве автора произведения изобразительного искусства - художника, скульптора и др. требовать от собственника оригинала созданного им произведения предоставления возможности осуществлять его воспроизведение в целях реализации своего исключительного права (в случаях, предусмотренных ст. 1291 ГК). Фактически право доступа может не только служить средством обеспечения имущественных интересов автора, но и способствовать реализации им своих личных неимущественных прав на обнародование произведения и на защиту его неприкосновенности. В то же время установлено, что автор не может требовать от собственника доставки произведения (п. 1 ст. 1292 ГК). В отношении произведений архитектуры законом установлено также, что автор вправе требовать от собственника оригинала такого произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 1292 ГК).

Право следования также является специфическим правом, распространяющимся на авторов произведений изобразительного искусства. Существование такого права теоретически должно способствовать получению авторами дополнительных доходов в виде процентных отчислений от сумм, вырученных третьими лицами от перепродаж созданных и ранее отчужденных авторами произведений изобразительного искусства. Однако в том виде, в котором право следования было закреплено в п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве, оно практически не применялось на практике. В частности, серьезным препятствием являлось указание Закона на то, что необходимым условием реализации права следования должно быть осуществление перепродажи по цене, превышающей цену предыдущей продажи не менее чем на 20%.

В посвященной праву следования ст. 1293 ГК такое требование отсутствует. В Кодексе предусмотрено, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. В настоящее время в Европейском союзе действует Директива Европейского парламента и Совета 2001/84/EC от 27 сентября 2001 г., направленная на решение вопросов, связанных с осуществлением права следования, которая предусматривает подробную шкалу процентных отчислений, взимаемых в зависимости от перепродажной цены произведения и ряда других обстоятельств. Для нашей страны подобная шкала размеров процентных отчислений, а также условия и порядок выплаты этих отчислений должны определяться Правительством РФ (п. 1 ст. 1293 ГК).

В целях соответствия российского законодательства ст. 14ter Бернской конвенции право следования распространено помимо оригиналов произведений изобразительного искусства также на авторские рукописи литературных и музыкальных произведений (п. 2 ст. 1293 ГК). Под авторскими рукописями подразумеваются автографы произведений, т.е. рукописи, собственноручно созданные их авторами.

Право следования имеет имущественный характер, но тесно связано с личностью автора. Этим объясняется то, что данное право является в целом неотчуждаемым, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение (п. 3 ст. 1293 ГК). Если по правилам п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве наследовать это право могли только наследники по закону, то в Гражданском кодексе это ограничение отсутствует, поэтому право следования может наследоваться также и по завещанию.

§ 2.2 Защита авторских и смежных прав

В целях защиты авторских и смежных прав могут применяться общие способы защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ), а также специальные способы, установленные ст. 49 Закона об авторском праве.

Автор может предъявить иск о признании права авторства к лицу, которое отрицает или иным образом не признает его право. Авторы и исполнители имеют право на компенсацию морального вреда, причиненного нарушением не только их личных неимущественных, но и имущественных прав.

Обладатель исключительных авторских или смежных прав может требовать пресечения действий, нарушающих его право или создающих угрозу его нарушения, а также возмещения убытков, причиненных неправомерным использованием ответчиком объекта исключительных прав.

Вместо возмещения убытков обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору выплаты компенсации: в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. Она выплачивается за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.

Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм (т.е. экземпляры, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав), а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения таких контрафактных экземпляров, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке и уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе. Суд принимает решение о конфискации контрафактных экземпляров произведений независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие краткие выводы:

Авторские права, в соответствии с ГК РФ, это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами. Автору (соавторам) произведения принадлежат следующие права:

исключительное право на произведение;

право авторства;

право автора на имя;

право на неприкосновенность произведения;

право на обнародование произведения.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, например: литературные произведения, аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна; произведения архитектуры; фотографические произведения; программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения и другие.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Также к объектам авторских прав относятся:

производные произведения, представляющие собой переработку другого произведения (переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и др.);

составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (энциклопедии, сборники, базы данных).

Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения считается, в частности:

) воспроизведение произведения;

) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

) публичный показ произведения;;

) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

) прокат оригинала или экземпляра произведения;

) публичное исполнение произведения;

) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению;

) перевод или другая переработка произведения;

) доведение произведения до всеобщего сведения.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы "C" в окружности;

имени или наименования правообладателя;

года первого опубликования произведения.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Законы и подзаконные акты:

1.Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. (в ред. от 08.11.2008 N 201-ФЗ) // "Российская газета", N 289, 22.12.2006.

Научная литература:

.Гаврилов Э.П. Комментарий к главам 69, 70, 71, 76 части четвертой Гражданского кодекса РФ // "Экзамен", 2008.

.Гатин А. М. Гражданское право: учебное пособие // "Дашков и К", 2007.

.Кайль А.Н. Комментарий к части IV ГКРФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности // ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.

.Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Под ред. В.В. Погуляева // ЗАО Юстицинформ, 2008.

.Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации под ред. А.Л. Маковского // Статут, 2008.

.Рузакова О.А. Комментарий к четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации // Экзамен 2007.

.Сборник директив Европейского парламента и Совета в области авторского права и смежных прав. М., 2002.

.Турбина И.И. Авторское право в свете части 4 Гражданского кодекса РФ // "Консультант бухгалтера", N 7, июль 2008 г.

.Чаусская О.А. Гражданское право // "Дашков и К", 2007.

Судебная практика:

. Вестник ВАС РФ. 1999. N 11.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!