Понятие «средние века»
Термин «средние века» был впервые введен в оборот итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения длительного периода варварства, наступившего вслед за разрушением античной цивилизации. Римский историк Флавио Биондо в своем труде «История от падения Рима» называет «средними» столетия между античностью и т.н. «новым» временем, в котором жил сам историк (1388 - 1464 гг.). В это понятие ранние итальянские гуманисты вкладывали свое содержание: речь шла прежде всего о падении культуры, деградации латинского языка, превращении его в т.н. кухонную (низкую, испорченную) латынь (infima latinitas).
В конце XVII в. термин «средние века» был впервые применен для общей периодизации истории. Профессор философии и географии в Галле Кристоф Кеплер (Целлариус, 1634 - 1707 гг.) разделил всю историю человечества на три периода - античную, среднюю и новую. Во втором томе своей «Истории» Целларий четко обозначил хронологические рамки средневековья - от правления римского императора Константина Великого (306 - 337 гг.) до завоевания г. Константинополя турками (1453 г.). Историки и философы XVIII в., находившиеся под влиянием просветительских идей, дали понятию иное толкование. Стремящаяся к власти буржуазия тенденциозно оценивала средние века, считая их временем, когда в Европе господствовали дикость, варварство, суеверия, ограничение умственной свободы.
В российской исторической науке представления о средних веках складывались под сильнейшим влиянием марксистской идеологии. В основу этой идеологии положено учение об общественно-экономических формациях, которые последовательно сменяют друг друга. Следуя этому принципу, историки рассматривают древность как период господства первобытнообщинного и рабовладельческого строя, средние века - как феодальное общество, а в новое время, с упадком феодально-крепостнических отношений, наступает эпоха капитализма. Таким образом, средневековье - это длительный период, ряд событий и явлений, относящихся непосредственно к зарождению, формированию, развитию и гибели феодализма.
. Периодизация истории Средних веков в Западной Европе
Исторический период Средних веков, или феодализма - один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий. Феодализм многих европейских народов начался с разложения родоплеменных отношений. Другие народы вступили на путь феодализма, пройдя через рабовладельческий уклад. Переход к феодализму связан с появлением мелких, средних и крупных землевладельцев, монопольной собственностью которых становится земля. Земля как объект собственности явилась основным условием существования феодализма. Переход к феодализму и становление нового вида собстенности - земли, связан с подчинением крестьян землевладельцам. В своем развитии феодализм проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется новыми явлениями в экономике, политике, государственности, культуре и духовно-религиозной жизни.
Начало западно-европейского средневековья связано с крушением Западной Римской империи. Верхнюю хронологическую границу историки определяют от XV до XVII в.
История феодализма делится на три больших периода: 1) Раннее средневековье - время формирования феодального способа производства, V-XI вв.
) Классическое, или развитое средневековье - период развитого феодализма, конец XI-XV вв.
3) Позднее средневековье - период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI - середина XVII вв.
Формируются два класса - феодалы-землевладельцы и зависимые от них крестьяне.
Экономика раннего феодализма многоукладна. В ней еще сохраняются элементы рабовладельческого, первобытно-общинного уклада. Наряду с этим формируется принципиально новая феодальная экономическая система. Города в это время сохранялись как центры торговли в ареале Средиземноморья. В период раннего феодализма происходит образование варварских королевств в результате переселения народов, обосновавшихся на западноевропейской территории. С образованием первых варварских королевств появляется первая форма феодального государства - раннефеодальная монархия. Социально-экономические условия этого периода определяли характер раннефеодального государства.
В культурной жизни наблюдается упадок, связанный с гибелью Западной Римской империи и распространением язычества. Через определенное стабилизационное время, когда оформятся варварские королевские государства, начнется подъем культуры, культуры новой, оформившейся в результате синтеза двух культур: античной и варварской («Каролингское Возрождение» в IX в. и «Оттоновское Возрождение» в X в.). В раннее средневековье утверждается христианство как государственная религия. Высшей санкцией всей жизни Западной Европы становится католицизм. Второй период характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне в период развитого феодализма попадают в личную и поземельную зависимость от феодалов-землевладельцев.
Это иерархическое соподчинение, которое возникает в период развитого феодализма, приводит к распаду раннефеодальной территориальной организации государственной власти и господству феодальной раздробленности. Развитие феодальной экономики, подъем городов и рост товарно-денежных отношений изменили формы феодальной эксплуатации: ослабевает крепостная зависимость крестьян, появляются свободные крестьяне. Изменяется сущность города. Город все больше занимает свое, особое место в феодальном мире. Он становится центром не только торговли, но и ремесла. Появляется свободное городское население. Начинается расцвет городов, городской культуры. Город становится колыбелью Возрождения. Создаются предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации.
3. Периодизация истории Средних веков в Византии
Начало истории Византии относится к IV в., когда император Константин I Великий переносит свою столицу из Рима в небольшой город Византий на Босфоре. История Византии делится на три периода. Первый, или ранний период (IV-VII вв.) характеризуется сохранением многочисленных позднеантичных институтов во всех областях жизни Византийской империи. В этом периоде историки Византии выделяют VI век. Именно в этот век полностью исчезают позднеантичные формы жизни, начинается история средневековой феодальной Византии. В аграрной области формируются патронатные отношения. Византийские города, в отличие от Западной Европы, не знали упадка. В городах империи сохранялись сильные позднеантичные институты. Христианство было официальной государственной религией, обязательной для всех полноправных подданных империи.
Второй период, средний, охватывает вторую половину VII - XII вв. Этот период характеризуется распадом на три этапа с временными рубежами в IX и в конце XI вв.
Средний период в общественно-экономической структуре Византии характеризуется расцветом, взлетом византийской государственности, могуществом империи. В области духовно-религиозной наступает определенный кризис, связанный с иконоборчеством. Византийская культура этого времени вступает в пору своего блистательного расцвета: «Македонское Возрождение» (IX в.), «Комниновское Возрождение» (XII в.).
Третий, или поздний период: XIII - середина XV вв. Его начало характеризуется затяжным кризисом Византии, который наступает с IV Крестовым походом, с образованием Латинской империи.
В этот период оформляется поздний византийский феодализм с его спецификой. Происходит серьезный упадок в аграрной сфере, упадок городов. В Византии начинаются восстания, и самым грозным и опасным для ее государственности было восстание зилотов. В поздний период развертывается серьезная идейно-богословская борьба в империи: начинаются дискуссии между паламитами и их оппонентами. При общем упадке всех областей жизни в области культуры наступает последний ее блистательный взлет - «Палеологовское Возрождение» (XV в.), как лебединая песня культуры Византии. И, наконец, взятие Константинополя турками-сельджуками, падение, гибель, разрушение одной из крупнейших империй - Византийской империи в 1453 г. Перестает существовать огромная империя, оплот православного мира, и миссия Византии в духовно-религиозной области переходит к России.
4. Периодизация истории Средних веков в российском государстве
В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков, сформировались православно-христианские общественные идеалы и базовые ценности, сложилась богатейшая культура. Об этом периоде существует огромная историография. Среди вопросов, традиционно вызывающих дискуссии историков, следует назвать такие, как: происхождение термина «Русь <http://www.bibliotekar.ru/rusKiev/18.htm>», роль экзогенных факторов на ранних этапах становления древнерусской государственности, генезис феодализма у восточных славян и роль геополитического фактора, повлиявшего на специфику русской истории и культуры, концепцию Предвозрождения в русской культуре конца XIV-XV в. и др.
В истории средневековой Руси прослеживаются три периода: I - древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.; II - вторая половина XIII-XV в.; III - начало XVI-XVII в.
В рамках Древнерусского государства происходил генезис феодализма, специфика которого отразилась на формировании его основы - феодальной земельной собственности, социально-классовой структуре. Особенно значимым фактором развития явилось принятие в конце Х в. христианства, превратившегося в форму господствовавшей в средневековом обществе идеологии, определявшей психологию и социальное поведение людей того времени.
Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры, которая обрела совершенно новые черты. Наиболее значительным после принятия христианства стало византийское влияние, однако и оно вскоре было переосмыслено и переработано на основе самобытной культуры, истоки которой восходят к глубокой древности.
Историю русских земель II периода можно разделить на три этапа. Первый охватывает 40-е годы XIII - начало XIV в. и характеризуется глубоким демографическим кризисом, замедлением социально-экономического развития, что явилось следствием монголо-татарского нашествия 30-х годов XIII в. Второй этап приходится на XIV столетие. В это время кризис постепенно преодолевается, ускоряется развитие феодальных отношений, складываются политические центры, борющиеся за ведущее положение в регионе, делаются первые попытки освобождения от иноземного ига. Третий этап - XV в.- характеризуется сравнительно быстрыми темпами роста производительных сил, вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно-угорским населением за счет внутренней колонизации в Северо-Восточной Руси. Укрепляются города. К концу XV в. образовалось государство типа сословной монархии - Московское государство, добившееся полного освобождения от монголо-татарской зависимости. Начиная с XV в. постепенно складывались предпосылки формирования новых народностей, выделения их языков, особенностей материальной и духовной культуры. В пределах Русского государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси <http://www.bibliotekar.ru/rusFroyanov/index.htm>.
Русская культура за два с половиной века прошла путь от страшного разорения, приостановившего ее развитие, через упорное возрождение, приведшее к высочайшим достижениям конца XIV-XV вв. Многообразная по своим местным особенностям, она все более складывалась как единое целое.
В III период в условиях Московского государства в основных чертах сформировался феномен России. Тогда же родилось и закрепилось название страны.
Медленной поступью уходила в прошлое средневековая Русь. В XVII в. процесс генезиса капиталистических отношений был уже необратимым. Претерпело существенные изменения государственное устройство России - из сословно-представительной монархии она превращалась в абсолютистскую монархию. Наступил кризис религиозной идеологии и церковной организации. Общество стало более открытым. В течение середины второй половины XVI-первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории - подготовки страны к эпохе реформ Петра I.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, средние века в Западной Европе - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.
В средние века человечество сделало крупный шаг вперёд по сравнению с древностью в развитии хозяйства, культуры и морали.
Список использованной литературы
1.История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл. Хачатурян В.М. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 512с.
.История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т.- М., 1992.- Т. 2. Средневековая Европа / Ред. З.В. Удальцова. Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Фёдоров В. А. История СССР с древнейших времён до 1861 г. - М. Наука, 1989
.Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко, А.М. Власова, О.В. Дружба, А.Ю. Новиков, В.А. Рамих, В.А. Ушкалов История и культурология издание второе, переработанное и дополненное. Учебное пособие для студентов вузов.