Происхождение человека: задача решена?
Реферат
На тему
«Происхождение человека: задача решена?»
Тюмень, 2011
Содержание
Введение
1. Теории происхождения человека
1.1 Креационизм
1.2 Теория эволюции
1.3 Теория внешнего вмешательства
1.4 Теория пространственных аномалий
2.Сравнительный анализ теорий
Вывод
Список литературы
Введение
С момента возникновения человечества людей интересует вопрос о собственном происхождении. С древних времен существовало множество различных идей и предположений откуда появились люди. Первоначально это были мифические рассказы. Истории, о том, как сотворили боги землю и человека, в зависимости от культуры и географического расположения были разные. Иногда это были матери сотворительницы, иногда отцы создатели.
Со временем политеизм сменился монотеизмом. Длительное время, и по сей день в сознании людей присутствует идея о сотворении мира единым творцом - богом. Такой подход к изучению возникновения человека называется теологическим. Со временем появилась новая теория возникновения человека - эволюционная, автором которой был Чарльз Дарвин. Происхождение человека является предметом изучения нескольких наук (антропология, теология, философия, история, палеонтология и т.д.). В соответствии с этим имеется множество теорий происхождения человека, в частности, как социального индивидуума, биологического существа, продукта деятельности внеземных цивилизаций и т.д.
Таким образом, в нашем современном мире существуют различные теории происхождения человека, но две из них: теологическая и эволюционная, по-прежнему, являются наиболее популярны.
1. Теории происхождения человека
1.1 Креационизм
Креационизм имеет два источника. С одной стороны, своим становлением он обязан священным тестам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы (шестидневное творение). С другой стороны, своим становлением он обязан целой серии научных фактов, объяснить которые невозможно с точки зрения эволюционизма.
Среди течений креационизма наиболее представительными и сильными являются младоземельный креационизм (Young-Earth Creationism), настаивающий на буквальном следовании шестидневному творению Книги Бытия Ветхого Завета, и староземельный креационизм (Old-Earth Creationism), где шесть дней творения интерпретируются как символическая формула - метафора, приспособленная к уровню восприятия людей различных эпох с различным уровнем знаний, что, возможно, имеет своим основанием в том, что слово день (евр. «йом») не означает в Священном Писании только сутки, но также часто указывает на неопределённый отрезок времени.
Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.
.2 Эволюционная теория
Эволюционная теория - учение о развитии живой природы, разработанное главным образом Ч. Дарвином. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
В эволюционной теории были обобщены результаты многовековой селекционной практики, достижения биологии, геологии и палеонтологии, наблюдения самого Дарвина во время кругосветного путешествия. Главными факторами эволюции живых существ, по Дарвину, являются изменчивость, наследственность и отбор (в домашних условиях - искусственный, в природе - естественный). В ходе борьбы за существование, которая происходит в изменяющихся условиях внешней среды, из живых существ выживают и дают потомство лишь наиболее приспособленные. Естественный отбор постоянно совершенствует строение и функции организмов, вырабатывает приспособленность организмов к среде - эволюционная теория впервые дала научное объяснение многообразию биологических видов, их развитию, легла в основу современной биологии. Вместе с естественнонаучными теориями Канта, Ж. Ламарка, Ч. Лайеля эволюционная теория способствовала обоснованию не состоятельности метафизического способа мышления. Она также нанесла удар идеалистическим взглядам на живую природу и явилась естественно исторической основой диалектико-материалистического мировоззрения. Дальнейшее развитие эволюционной теории связано с открытиями в генетике механизма наследственной изменчивости, с исследованием видовых популяций и т. п.
1.3 Теория внешнего вмешательства
Согласно этой теории появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций.
В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Более сложные варианты ТВВ предполагают:
а) скрещивание иномирян с предками людей;
б) порождение человека разумного методами генной инженерии;
в) создание первых людей гомонукулярным способом;
г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;
д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.
Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.
.4 Теория пространственных аномалий
Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.
При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.
В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.
Каждая из представленных выше теорий имеет ряд преимуществ перед остальными, но так же и явные изъяны. Например, теория создания человека Всевышним она хорошо объясняет, каким образом произошли все живые организмы, откуда и почему появились именно такие виды, а так же отвечает на вопрос о том, оттуда у человека сознание и почему мы так отличаемся от остальных животных. Но, тем не менее, эта теория избегает вопроса о происхождении Бога, который создал все вокруг.
Теория эволюции так же объясняет причину возникновения человека - эволюция, но не до конца и не совсем ясно объясняет по каким причинам возникла эволюционная адаптация человека, а так же до сих пор не ясно каким образом произошли живые организмы из неживых.
Теория внешнего вмешательства, на мой взгляд, является наиболее реальной и удобной для объяснения происхождения человека, т.к. она является интеграцией описанных ранее двух теорий. Становится примерно ясно, кто есть этот Бог, и как на неживой планете появились живые организмы. Но она так же не описывает происхождение и причины этого явления. Кто, как и с какой целью занес на нашу некогда неживую планету живые организмы.
Теория пространственных аномалий из всех представленных является наименее популярной и известной. В целом она похожа на эволюционную теорию и так же объясняет происхождение человека и жизни на планете. Но ТПА говорит об определенной схеме развития жизни, которая является универсальной для всех подобных планет. Но при этом нет объяснения, откуда появилась такая схема, и нет эмпирических данных относительного того, действительно ли работает. Возможности проверки этой теории, так же не имеется.
Вывод
Таким образом, проведя анализ и сравнение теорий возникновения человека, можно сделать вывод о том, что до сих пор нет точных данных по этому вопросу, и ни одна из вышеописанных теорий происхождения человека, не является строго доказанной. Каждая теория может быть либо опровергнута, либо доказана в зависимости от предпочтений человека в данном вопросе.
В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера в ту или иную теорию, каждый имеет право представлять своих предков на собственный лад.
человек происхождение креационизм дарвин
Список литературы
1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
2. #"justify">3. http://istinaodna.com/hypothesis.php?f=show&id=37