Культура и цивилизация
Контрольная
работа
"Культура
и цивилизация"
Содержание
культура цивилизация
Введение
. История
культуры
. Культура и
цивилизация
.1 Культура
.2
Цивилизация
. Цивилизация
как закат культуры
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Эпоха Просвещения установила традицию полного отождествления цивилизации
и культуры. С тех пор цивилизация рассматривается как разумное общество, а
разум как сущность, сердцевина культуры. Словом, получилась формула:
"Цивилизация = культура = прогресс".
Следует заметить, что в контексте советского менталитета, от имени
марксизма, вместо традиционно рассматриваемого разума как основания
отождествления цивилизации и культуры в качестве такого основания было
предложено считать практику. Цивилизация, будучи деятельным пространством
человеческой жизни, предстала полем для усилий человека по изменению мира.
Дело, конечно, не в том, что нет основания для такого отождествления и, даже,
такой подмены одного понятия другим. Основание как раз есть, и это основание -
человек. Культура и цивилизация составляют вместе, конечно, единство, которое
ежесекундно осуществляется бытием каждого человека. Мы видим свою задачу не в
том, чтобы по полочкам разложить цивилизацию и культуру со всеми их
компонентами, а как раз в другом: обнаружить в бытии человека стороны,
адекватные цивилизации и культуре, избегая, по возможности, подмены оснований.
Цивилизация и культура, как мы их здесь рассматриваем, - это способ в
сегодняшних исторических обстоятельствах поставить вопрос: что такое человек,
рассмотреть человека как единство цивилизации и культуры. Цивилизация и
культура - это два измерения жизненного пространства человека, ковер его жизни,
где уток - цивилизация, а основа - культура. Изготовление такого ковра - это
жизнь каждого конкретного человека (личности, персоны): разные узоры - один
ковер. Эта работа (жизнь!) делает бытие человека внутренне противоречивым в
этом единстве, делает человека существом активным. Цивилизация и культура - это
наша и нам данная данность, как два полушария человеческого мозга или Земли,
как вдох и выдох, как Ветхий и Новый завет.
1. История культуры
В центре внимания истории культуры находится реальный
процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов.
Она дает богатый материал, касающийся многообразия культурных достижений и
ценностей, вклада народов в мировую культуру, трудностей и противоречий
культурно-исторического процесса, судеб великих цивилизаций Европы, Азии,
Индии, России, Китая, Америки, Африки, Австралии и других регионов мира.
История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях,
памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни,
идеалах и символах разных народов; исследует истоки культурных явлений, процессы
их распространения. Это передаваемая от поколения к поколению память
человечества. Для культурологии этот раздел составляет фундамент теоретических
концепций.
История культуры тесно связана со всеобщей историей,
этнологией и этнографией, а также с историей отдельных сфер: техники, науки,
нравов, искусства, права, религии, политики, семьи.
Построение истории мировой и отечественной культуры
требует от исследователей решения ряда проблем: определения границы между
историей общества и историей культуры; описания фактов истории культуры и
осознания их смысла; изучения взаимовлияния культур и их
национально-этнического своеобразия; установления соотношения между отраслевыми
историями культуры и общим культурным контекстом, культурой и цивилизацией.
Особенного внимания заслуживает проблема классификации, периодизации и
типологии культур. Это лишь часть вопросов теоретического и методологического
исследования мировой и отечественной истории культуры.
2.
Культура и цивилизация
.1
Культура
Понятие «культура» в отечественной и зарубежной
теоретической литературе трактуется неоднозначно. Можно привести шесть его
основных значений.
. Уровень таких достижений в определенную эпоху у
какого-либо народа или класса общества. Уровень, степень развития какой-либо
отрасли хозяйственной или умственной деятельности.
. Просвещенность, образованность, начитанность.
Наличие определенных навыков поведения в обществе; воспитанность. Совокупность
условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека.
. Разведение, выращивание какого-либо растения;
культивирование. Обработка, возделывание.
. Разводимое, культивируемое растение.
. Микроорганизмы (или совокупность микроорганизмов),
выращенные в лабораторных условиях в какой-либо питательной среде.
Кажущееся удивительным объединение в одном слове
биологического и социально-гуманитарного значений объясняется историей данного
термина. Исходное значение латинского слова cultura было агрономическим - им обозначались искусственно
выращенные злаки. Постепенно расширяясь, оно распространилось на всю сферу
человеческой деятельности, имеющую «искусственный» характер, в
противоположность «естественному», «натуральному» бытию природы и врожденным -
«природным» - качествам самого человека. В результате им стали именовать любую
конкрет-
Схематически эта полимодальная структура культуры
может быть представлена в виде треугольника с несмыкающимися сторонами,
обозначающими интенциональность каждого модуса бытия культуры - его
направленность на переход в другой (рис. 1.).
Рис. 1. Полимодальная структура культуры
Предметный мир - создаваемая людьми искусственная
среда обитания - выполняет одновременно две функции: с одной стороны, он
удовлетворяет сформировавшиеся человеческие потребности - окультуренные
биологические (потребность в еде, в воспроизводстве рода) и чисто культурные по
своему происхождению и сущности (духовные потребности), а с другой стороны, он служит
внегенетической передаче из поколения в поколение аккумулированных в вещах,
«опредмеченных» в них знаний, ценностей, идеалов, умений, социального опыта,
самих культурных потребностей, накопленных историей человечества. Тем самым
предметная модальность культуры - мир вещей - превращается в исходную
модальность - культуру как совокупность не врожденных, а сформированных свойств
человека. При этом образуется не замкнутый круг - возвращение к исходной
модальности, а спираль, потому что поколение, осваивающее опыт предков,
умножает его на свой собственный опыт и обогащает, совершенствует, развивает
его своей деятельностью.
Для достижения этой цели культура выработала в ходе
своей насчитывающей многие тысячелетия истории особый, неизвестный природе
механизм - духовную мотивацию поведения человека. Биологический регулятивный
механизм поведения животного преобразовался во внебиологическую,
специфически-человеческую, т.е. культурную, духовную энергию как выражение
потребности индивида передавать свои знания, ценности и умения другим людям,
причем, что наиболее важно, передавать всем - не только детям и внукам, близким
по
Таким образом, современный подход к осмыслению
культуры требует понимания ее как системно самоорганизованного целого, которое
исторически сформировалось в ходе развития неизвестной животному миру формы
деятельности, порождавшей сеть отношений культуры к природе, к обществу и к
человеку. Известный биогенетический закон «онтогенез повторяет филогенез» -
«развитие индивида повторяет развитие вида» - с известными поправками относится
и к культуре, поскольку роль культуры в жизни ребенка, которого она превращает
из «кандидата в человека» в подлинного, полноценного, «действительного»
человека, подобна роли, которую она сыграла в становлении человечества, превратив
человекообразную обезьяну в Человека разумного, или культурного. Пройдет много
тысячелетий, и Человек культурный станет Человеком цивилизованным. Эта
историческая метаморфоза ставит перед нами проблему соотнесения понятий
«культура» и «цивилизация».
.2
Цивилизация
Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas, что означает «государство,
сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивилизованный» изначально имело
смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность
«необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В дальнейшем такая
оппозиция не только сохранилась, но и приобрела историко-теоретическое
обоснование: в XVIII-XIX вв. широкое распространение получил
взгляд на цивилизацию как на третье звено в цепочке исторических форм жизни
человечества: «дикость - варварство - цивилизация». В дальнейшем появилась
другая трактовка этого понятия - она приобрела особенную популярность после
опубликования книги О. Шпенглера «Закат Европы»: цивилизацией стали называть
последнюю стадию развития каждого типа культуры, выражающую ее омертвление,
вытеснение одухотворенности прозаическими материально-техническими интересами.
Изменение отношения к цивилизации и ее
противопоставление культуре было не случайным - оно отражало реальные противоречия
процесса развития западного мира. С развитием научно-технического прогресса -
появлением железных дорог, электричества, телефона и радио, фотографии,
кинематографии и т.д. - стремительно изменялась повседневная жизнь людей, все
более высокую ценность приобретали материальные удобства, комфорт, а
следовательно, и деньги, позволявшие делать жизнь легкой и приятной.
Рис. 2. Система культуры в структурно-синхроническом рассмотрении
Схема показывает, что:
а) рассмотренная в структурно-синхронической
плоскости, культура образуется взаимосвязью двух ее составляющих, необходимых в
том или ином конкретном виде во всякой саморегулирующейся и саморазвивающейся
системе;
б) среда, в которой существует рассматриваемая
система, тоже имеет две сферы - космическую и социальную, непосредственно
представленные в их взаимодействии с природой и обществом; их симметричное
расположение слева и справа от центра подчеркивает непосредственную связь
одного потенциала культуры с обществом, а другого - с природой;
в) взаимоотношения данных потенциалов культуры
подвижны - их общая плоскость может быть большей и меньшей, что открывает путь
к диахроническому анализу культуры.
Таблица 1. Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации
Первобытное состояние
|
Традиционная культура
|
Индустриальная цивилизация
|
Постиндустриальное общество
(в тенденции)
|
Доцивилизационный тип
культуры
|
Цивилизация в Культуре
|
Культура в Цивилизации
|
Отождествление Культуры и
Цивилизации
|
религиозными преградами и от всех имманентных культуре
нравственных «регуляторов». Экологический и назревающий генетический кризисы
требуют формирования нового типа отношений культуры и цивилизации, который
вывел бы современную культуру из подчинения цивилизации, но не возродил бы при
этом ее подчиненность религиозно-мифологической культуре традиционного типа,
враждебно относящейся к цивилизации. Это сможет осуществиться, если культура
будет оказывать воздействие на все цивилизационные механизмы, причем не
государственно-политическими декретами и репрессивно правовыми средствами, а
нравственными принципами, регулирующими поведение и деятельность членов
общества сознанием ответственности каждого за судьбу всех.
Патриархальный крестьянский быт и монашеская духовная
самоизоляция считаются архаическими формами культуры именно потому, что они
отрешены от современной цивилизации. Характерная для идеологии наших
неославянофилов и почвенников идеализация прошлого, доцивилизационного
состояния человечества - патриархально-общинного строя крестьянской жизни и
порожденного им домостроя, дохристианской языческой древности Руси или
уваровско-николаевской триады «православие, самодержавие, народность», - должна
быть расценена в лучшем случае как наивно-романтический ретроспективизм: она
наносит реальный вред воспитанию сознания вступающих в жизнь поколений, а
значит - формированию нового исторического типа культуры, использующего все
механизмы цивилизации и опирающегося на них, но не подчиняющего им выработанных
в процессе многотысячелетнего развития культуры высших ценностей человеческого
бытия. Только на этой основе станут и возможными, и необходимыми преодоление
пропасти, разделяющей массовую и элитарную субкультуры, и реализация
заложенного в бытии культуры импульса к духовному объединению людей: жизнь духа
«снимает» все биоантропологические и социальные различия (между полами и
поколениями, расами и нациями, сословиями и классами и др.), порожденная
культурой человеческая духовность имеет нравственную, т.е. общечеловеческую,
природу в отличие от духовности религиозной. Вот почему речь идет о совершенно
реальной возможности гармонизации интересов науки и нравственности - именно это
должно стать фундаментом связи культуры и цивилизации, способной обеспечить
человечеству будущее.
3. Цивилизация как закат культуры
Если судьба культуры непосредственно связана с ростом
и развитием, то она неминуемо движется к финалу. Такова неизбежная судьба культурно-исторического
типа. Длительность цикла развития культуры О. Шпенглер определяет примерно в
1000-1500 лет.
Финальную стадию культуры ученый называет
цивилизацией. Цивилизация знаменует собой завершение развития, когда за жизнью
наступает смерть. Она означает конец культуры, переход ее в иное состояние.
«Греческая душа и римский интеллект - так различаются культура и цивилизация».
Для цивилизации типичны люди практичные и безразличные
к обсуждению смысла жизни и подобных метафизических проблем. В их руках
духовная и материальная участь каждой последующей эпохи. Великие цивилизации
ограничены пределами нескольких крупных городов, где властвуют новые
бесплодные, исполненные глубокой антипатии к людям, холодные прагматики,
озабоченные лишь «вопросом денег». В мировом городе, утверждает О. Шпенглер,
действует не народ, а масса, презрительно относящаяся ко всяким традициям. У
культурного человека энергия обращена к развитию духовности, цивилизованный
человек во всем ищет выгоды и пользы. Для него недоступны тайны поэзии и других
искусств, он предпочитает зрелища, технические игры, спортивные состязания. Его
психология подвержена стандартам массового вкуса, поэтому столь
распространенными становятся повальные увлечения, не требующие эмоциональной и
душевной отзывчивости, но лишь заполняющие образующийся духовный вакуум.
«Современная эпоха - эпоха цивилизации, а не культуры», - заключает О.
Шпенглер.
У каждой культуры есть свои детство, юность,
возмужалость и старость. Культура рождается в тот миг, когда пробуждается
великая душа. Она расцветает на основе определенного ландшафта, к которому
остается привязанной в течение всей жизни, и умирает, когда эта душа полностью
реализует свои возможности, создав народы, языки, вероучения, искусства,
государства, науки. Бесчисленные поколения, народы и племена - арийцы, монголы,
германцы, кельты, парфяне, франки, карфагеняне, берберы, банту и многие др. -
прошли этот путь. Когда в них угасает «формообразующая сила», вместе с ней
постепенно стираются культурные черты, языковые и умственные признаки, и
явления вновь растворяются в хаосе постоянного движения. «Так на поверхности
Земли величественными кругами расходятся волны великих культур. Они внезапно
всплывают, расширяются в роскошных линиях, успокаиваются, исчезают.
Каждая культура обнаруживает символическую и почти
мистическую связь с пространством, в котором она существует. Как только вся
полнота внутренних возможностей исчерпана, культура внезапно коченеет,
отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются - она становится
цивилизацией. В таком виде она, как тысячелетнее дерево, еще много столетий
топорщит свои гнилые сучья.
Таков смысл заката в истории - внутреннего и внешнего
завершения, ожидающего каждую живую культуру». Так происходило в античности,
таковы признаки и заката Европы.
Заключение
Под цивилизацией будем понимать способ существования человека и
человеческого общества на основе техники и технологии, а также результат такого
существования. Все, что уже алгоритмизировано и может быть алгоритмизировано,
все, что поддается счету, что может быть рационализировано и упорядочено - все
результаты такого способа жизнедеятельности человека и есть Цивилизация. Она -
и внешние условия, и часть нашей внутренней жизни.
Культура, конечно, древнее цивилизации. С творением первых людей возникла
проблема правил и норм их сосуществования друг по отношению к другу. Культура
насквозь диалогична, она сплошь - "Я и Мы". Нам представляется, что
такое понимание культуры идет не от внешних ее проявлений, а от человека,
который в себе замыкает и цивилизацию и культуру.
Список использованной литературы
1. Иконникова СН. История культурологии. СПб., 1996.
. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2001.
. Культурология. Энциклопедия. Т. 1-2. СПб., 1998.
. Карнаух В.К. Волны цивилизации. СПб., 1998.
. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000.
. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000.
. Синергетика, философия, культура. М., 2001.