Анализ пьесы "Мещанин во дворянстве"
«Поскольку
назначение комедии состоит в том,
чтобы
развлекать людей, исправляя их,
я
рассудил, что по роду своих занятий
я не
могу делать ничего более достойного,
чем
бичевать пороки моего века...»
Ж.-Б.
Поклен
Комедия «Le bougeois gentilhomme» («Мещанин во дворянстве») является одним из поздних
произведений Мольера: она была написана в 1670 году. Основной
темой комедии является попытка буржуа уйти от
своего сословия и примкнуть к «высшему кругу». Герой комедии, господин
Журден, преклоняется перед дворянством, пытается рядиться в дворянскую одежду,
нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии и не хочет
признаваться, что его отец был купцом. Журден заводит дружбу с дворянами, пытаясь
разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят
бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает
человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным
преодолеть это препятствие.
Комизм главного героя заключается в его
невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд,
шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его
наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что
вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в
павлиньих перьях. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлены трезвость и
здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких
культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел.
Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте
с умной служанкой.
Веселая,
смешливая Николь также критически, как и Дорина в «Тартюфе», относится к
предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от
отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг — она и Ковьель,
остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль.Они вносят в комедию
жизнерадостный тон. У Ковьеля в переизбытке талант и
остроумие импровизатора, блистательный талант превращать жизнь в театр,
сочинять рядом с обычной жизнью вторую, карнавальную жизнь. Именно Ковьель,
подглядев в Журдене страсть изображать знатное лицо, придумал забавный
маскарад с турецким Мамамуши, в результате чего развязка комедии получила
благополучный финал, а само действие комедии-балета переходит в карнавальное
веселье. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную
параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две
свадьбы.
Поскольку
комедия писалась в рамках классицизма, в ней сохранено обязательное для
классицистической пьесы триединство: единство места (дом г-на Журдена), времени
(действие укладывается в 24 часа) и действия (вся пьеса построена вокруг одной
главной идеи). В
каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом
преувеличении.
В комедии имеются
и черты классической комедии Иатлии – комедии дель арте. Недаром одного из
героев, аналогичного Фигаро – слуга Ковьель – в одной
из постановок пьесы был наряжен в традиционную куртку слуги из комедии дель
арте и действовал как бы в двух планах — бытовом и театральном. Помимо этого,
маску, по сути, носит еще один герой комедии – сам господин Журден. Мольер
любил извлекать комический эффект из несовпадения маски и человеческого лица, к
которому она примеривается. У Журдена маска дворянина и сущность мещанина,
несмотря на все усилия героя, никак не совпадают.
Вместе с тем, в
пьесе проявляются и отступления от типичной классицистической комедии. Так, не
до конца выдержано единство действия – в пьесу введена побочная линия любви
слуг, а язык приближается к народному. Но, разумеется, главное отличие – это
наличие балетных номеров, столь органично вплетенных в сюжет, что сам Мольер назвал свою пьесу комедией-балетом, где каждый балетный
номер – органическая часть развивающегося комедийного действия.
Балетные выходы не только не ослабляют реалистичности сюжета а,
наоборот, сатирически оттеняют характеры и действие пьесы. «Мещанин во дворянстве» написан
автором именно как комедия-балет и требует облегченного жанрового решения,
поэтому сложно найти равновесие между сатирой и легкостью, и многие попытки ее
поставить приводили либо к пережиму в сатирических красках, либо поверхностности.
Тем не менее, яркость и необычность произведения делает его одним из самых
популярных на мировой сцене.
Все герои данной мольеровской пьесы, в силу жанра, наделены
артистизмом. Танцевальному ритму подчинена, например, сцена ссоры и примирения
Клеонта и Люсиль, оттеняющим фоном которой служат репризы слуг Ковьель и
Николь, повторяющих слова своих господ в другом речевом стиле – бытовом. В такт
тексту герои, то в гневе удаляются друг от друга, то устремляются один за
другим, то кружат, убегая, то, наоборот, приближаются. Пьеса сама диктует
героям своеобразный танец.
Господин Журден предстает перед нами ребенком, у которого горят
глаза от возможности узнать что-либо новое, приходящего в истинный восторг от
окружающих новшеств, например, от того, что теперь он знает, что всю жизнь
говорил прозой. И его страсть к дворянству предстает не как расчет практичного
буржуа, а как безобидная влюбленность простака во все блестящее и броское. Приверженность
Журдена к «наукам» тешит его самолюбие, дает возможность выйти за пределы
мещанского быта и побыть среди знатных особ.
У этого простодушного человека действительно была фантазия.
Поэтому господин Журден, почтенный буржуа и глава семейства, с такой легкостью
вступает в последний, буффонадный акт комедии и так свободно действует в
причудливом маскараде посвящения его в сан Мамамуши. Герой легко перешагнул
грань, отделяющую реальное действие от условного маскарада, и тем самым
жанровое единство спектакля достигалось в полной мере.
Герои пьесы наделены столь характерными чертами, что без труда
могут быть отнесены к героям, наделенным отрицательными чертами и описанным
сатирически, или положительным, которые сами остроумны.
Так, сатирически описаны учителя, на первый взгляд искренне
преданные своему делу: учитель фехтования Анри Роллан, наделенный воинской
отвагой, достаточной для сокрушения целой армии врагов; учитель философии Жорж
Шамар, мудрец и стоик, бесстрашно бросающийся в атаку на своих соперников,
отстаивая философию, учителя изящных искусств — Робер Манюэль и Жак Шарон. В
итоге же выясняется, что вся преданность – это жажда получить с нерадивого и
неспособного ни к чему ученика несколько лишних монет, отсуда и лицемерные
похвалы Журдену, и яростная защита собственной профессии, во многом за счет
принижения чужой.
Жестко сатирически описаны черты Доранта и Доримены. Автор
противопоставляет простодушного, но искреннего и порядочного, Журдена, тем, на
кого он столь страстно желает походить: высшее общество, изысканное внешне, но
беспринципное, жадное, лживое, не гнушающееся низкой лестью и прямой ложью,
чтобы получить деньги. На примере этих господ Мольер осуждает Журдена за его
ослепление бутафорским великолепием знати, потерю здравого смысла, за его
разрыв с тем социальным массивом, который будет формироваться в знаменитое
французское «третье сословие».
Остроумны
реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где
выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали
крылатыми словами. Мольеровское изображение буржуа
получило свое дальнейшее развитие в той глубокой и полной обрисовке буржуазных
типов, которую можно встретить у реалистов XIX века, особенно у
Бальзака.