Драгоценные сплавы и их проба
Драгоценные сплавы и их проба
О.И. Павлов
I.
Что такое проба? Под этим
словом в обиходной речи понимается небольшой значок, налагаемый пробирными
палатками на изделия из драгоценных металлов, чтобы удостоверить
доброкачественность состава сплавов. Большинство конечно знает, что «пробой»
обозначается количество драгоценного металла, выраженное либо в
девяносто-шестых (проба русская), либо в тысячных долях (проба французская,
метрическая, заграничная) веса всего употребленного в дело материала.
Так, серебряная вещица 84
пробы, весом в 1 зол., заключает 84 доли чистого серебра и 12 долей припоя, или
лигатуры. Если бы та же самая вещица была 900-й (заграничной) пробы, то в ней
содержалось бы 86,4 доли чистого серебра и 9,6 долей лигатуры.
У нас также начинает
прививаться понемногу метрическая проба. Так, золотая и высокопробная
серебряная монета чеканится теперь в России 900-й пробы. Серебряный рубль,
весом в 450 долей, заключает в себе 405 долей (т.е. 4 зол. 21 долю) чистого
серебра и 45 долей лигатуры.
Если верить преданиям –
первым пробирером был Архимед. Он благополучно разрешил заданную Гиероном,
тираном Сиракузским, задачу – уличить в мошенничестве золотых дел мастера,
похитившего 9/10 золота, отпущенного тираном на новую тиару. Таким образом за
Архимедом установилась слава приоритета по определению пробы, оказавшейся
равной 100 на 1000, или, по нашему – 9,6.
В сущности, говорить о
«пробе» в применении к случаю с тиарой едва ли правильно. Действительно,
корона, изготовленная мастером, была, по всей вероятности, составная: из
серебряного основания, густо позолоченного или окованного накладным золотом.
Если бы предание имело в виду «сплав», оно было бы по существу не ясно, так как
одна часть золота на 9 частей серебра дает в смешении почти белый, как серебро,
металл: ни один мошенник не решился бы на такую грубую подделку!
Архимеду пришлось при
этом решить такую, приблизительно, задачу: «вещь, сделанная из серебра и
золота, весит в воздухе 32 зол. 8 дол., а в воде 29 зол. 16 дол. Сколько
содержится в ней золота и сколько серебра, если удельный вес золота 19¼,
а серебра 10½»?
Называя искомый вес
золота и серебра соответственно через x и y, получаем:
x + y = 32 зол. 8 дол. =
3080 дол.
x / 19¼ + y /
10½ = 32 з. 8 д. – 29 з. 16 д. = 2 з. 88 д. = 280 д.
Отсюда: x = 3 зол. 20
дол. и y = 28 зол. 84 дол.
Ясно, что приведенная
задача не что иное, как один из приемов для определения пробы. Но как ни прост
на первый взгляд этот гидростатический, или Архимедов прием для нахождения
пробы сплавов, он, в действительности, требует большой кропотливости, а во
многих случаях прямо неприменим. Так, например, часы, тонкие ювелирные изделия,
живопись по драгоценным металлам и другие предметы, портящиеся от
соприкосновения с водой и иными жидкостями, не могут быть подвергнуты подобному
испытанию. Вполне отрицательные результаты дали бы по этому способу так
распространенные ныне «дутые» изделия. Гадательными были бы выводы в том
случае, если бы лигатура состояла из нескольких металлов.
Поэтому совершенно
естественно, что в практике ювелиров издавна уже выработался иной, гораздо
более простой способ, требующий не столько научных знаний, сколько практики и
наметанного глаза. Суть приема сводится к сличению на глаз с образцами тех следов,
которые остаются на «пробирном камне» от полосок, проведенных испытуемыми
сплавами, после обработки их кислотами. Тождественность цвета и оттенков
указывает на тождественность содержания драгоценного металла в испытуемом
предмете и образцовом сплаве. Эти последние приготовляются для надобностей
пробирных учреждений в форме карандашиков различного состава, применительно к
узаконенным пробам. Для золотых изделий карандашики делаются из золота 56, 72,
82, 92 и 94 пробы; для серебряных – 84, 88, 91 и 95 пробы.
Сам по себе пробирный
камень – продукт естественный. Это очень твердый, черный силикат, не
поддающийся действию кислот. Если нужно определить пробу какого-либо изделия из
золота, по цвету подходящего одновременно к карандашам 56-й и 72-й пробы, то каждым
из них проводят на пробирном камне по черте, а между ними такую же черту
испытуемым предметом. Затем все три черты промывают крепкой азотной кислотой,
растворяющей прочие составные части, кроме золота, и сличают оставшиеся от
промывки линии. Чем больше в сплаве золота, тем гуще золотистая окраска камня и
тем меньше просвечивает его натуральный черный цвет. Навык позволяет определять
пробу на пробирном камне с большою точностью; она не может, конечно,
соперничать с результатами химических анализов, но вполне достаточна для
практических целей.
Цели эти бывают двоякие:
во-первых, фискальные, – для обложения изделий пошлиной; во-вторых – этические,
для обеспечения интересов покупателей против злоупотреблений со стороны
торгующих.
II.
В законодательствах различных
стран мы встречаемся с весьма разнообразным осуществлением опеки и фиска. У нас
в России опробование обязательно. Обязательно оно также во Франции, в Австрии,
в Швеции и в Португалии. В Италии же и Испании опробование предоставлено почину
желающих.
Очень своеобразно
поставлено дело контроля в Германии и Англии. В первой, по желанию
производителей, установлена правительственная гарантия за некоторый минимум
содержания драгоценных металлов в сплавах: для золота 585 на 1000 и для серебра
800 на 1000. Торговцы, не гонящиеся за гарантией для своих изделий, могут
изготовлять и сбывать предметы любого качества, раз они находят покупателей. В
Англии контроль весьма строгий, но находится всецело в руках цеха, или
ювелирной корпорации, которая сама выдает свидетельства, ставить
удостоверительные клейма, пломбирует и штампует предметы, изготовляемые
цеховыми мастерами.
|
Рис. 1.
|
Рис. 2.
|
У нас в России дело
обставлено наиболее строго, – настолько строго, что, например, предметы, не
удовлетворившие, при опробовании, наименьшей из узаконенных проб, подвергаются
уничтожению, с возвращением лома собственникам. Изделия, удовлетворившие законным
требованиям, клеймятся штампами, строго разграниченными по разрядам. Каждое
клеймо состоит из нескольких частей: «удостоверительного знака», – в виде
женской головки; двузначного числа, обозначающего пробу; опознательной буквы
греческого алфавита, присвоенной той или другой Палатке, и на клеймах для
золотых вещей, весом свыше двух золотников – однозначного числа, показывающего
вес предмета, в целых золотниках, без дроби (см. рис.1). Клеймо на очень мелких
драгоценных вещах тонкой работы состоит только из удостоверительного знака
(рис.2). На клеймах для серебряных вещей не показывается вес; они разнятся
только внешним видом. На предметах весом меньше двух золотников ставится
клеймо, как на рис.3; для всех прочих – как на рис.4.
|
|
Рис. 3.
|
Рис. 4.
|
Всякий закон влечет за
собой стремление к его обходу; то же случилось и с законом о пробе и
обязательном клеймении.
Обход закона об изделиях
из драгоценных металлов выражается в троякой форме: 1) торговле неклейменными
предметами, 2) в перенесении клейм с ценных предметов малого веса на таковые же
большого, либо же на предметы вовсе малоценные; 3) в подделке клейм. Из этих
трех видов некоторый технический интерес представляет разве только третий
способ подделки: он показывает, между прочим, насколько трудно дается
изготовление поддельных пунсонов для клеймения, благодаря, главным образом, их
крайне незначительным размерам.
|
|
Рис. 5.
|
Рис. 6.
|
Так, на рис.5, изображено
поддельное клеймо по типу рис.1, с совершенно неудавшейся уродливой головкой.
Еще хуже подделка на рис.6, по типу рис.3; в наляпанном кусочке рельефного
металла в левой части штампа трудно даже уловить какое-либо сходство с
человеческою головой. Тем не менее, подобные подделки часто и легко сбываются в
продаже, благодаря тому, что рисунки пунсонов редко кому известны, и
рассмотреть их можно только в лупу.
III.
Многие не знают, что,
собственно, заставляет избегать в технике ювелирного и монетного дела чистых,
не дополненных посторонними примесями, драгоценных металлов.
Первая причина – их
мягкость. Серебро химически чистое употребляется только для филиграновых
изделий, – настолько оно пластично, мягко, лишено упругости и устойчивости
форм. Золото еще мягче. В некоторой обработке (известной под названием
«губчатого золота») оно мнется и прессуется, как хлебный мякиш, так что
дантисты пломбируют им зубы просто нагнетанием лопаточкой в зубную полость.
Прибавление более твердых
металлов, преимущественно меди, значительно влияет на увеличение упругости и
сопротивления изнашиванию.
Для золота неизвестно
сплавов, особенно выдающихся по твердости. Всякое поделочное золото более или
менее мягко и пластично.
В ювелирной
промышленности при понижении пробы драгоценных металлов, едва ли не большую
роль, чем твердость, играют дешевизна и блеск изделий.
Список литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://www.n-t.org/