Деревянные духовые инструменты
Деревянные духовые
Флейта
Флейта (от немецкого - Flote), деревянный духовой
музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения - самый примитивный
из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших
свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта
и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная
клапанами, рычагами и сделанная из металла.
Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта
(сейчас бы ее назвали блокфлейтой, хотя это был несколько другой
инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только
сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра.
Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в
двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал
пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра - как раз в
то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.
Конечно, невозможно было обойтись и без потерь -
в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и
интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая
(или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto
basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие
редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - Брамса) и фантастические моменты (много примеров
есть в "Волшебном стрелке" Вебера)
В современном оркестре обычно есть 2 флейты +
piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен
(до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)
Большое
собрание ссылок по теме
Нотки для флейты не
желаете?
Гобой
Эээ... это отдельный разговор
Нотки для гобоя не
желаете?
Кларнет
Кларнет (от французского clarinette, в свою очередь
произошедшего от лат. clarus - ясный звук), деревянный духовой язычковый
музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.
В оркестр его ввели Гайдн
и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все
композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг
Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе
и самую известную - №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все
solo, кстати).
Кларнет
имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних
симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и
чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й)
это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в "Тиль
Уленшпигеле") - колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих
фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом
Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5
симфонии Сильвестрова.
В
современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал.
piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный
член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для
любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических
танцев" Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон,
спускаясь до самых нижних нот).
Ресурсы о кларнете:
Кларнет - ссылки на Yahoo
Саксофон
Вы будете смеяться, но саксофон (вернее саксофоны -
сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон и бас и контрабас) тоже является
разновидностью кларнета. Вот их сколько. Он широко распространены в jass- и
pop- музыке, для классического оркестра они малоприемлимы, хотя... Бизе,
Равель, Гершвин, Рахманинов, Прокофьев...
|
|
Фагот
Для больших сочинений обычен и контрафагот
- единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий
инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и
саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты
на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может
"гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это
рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды, а по музыкальному
- на пол-тона.
Впрочем,
пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям
фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя,
динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В
основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой
звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка"
Прокофьева),
либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной
партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская").
Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей
и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.
Из сочетаний инструментов самыми характерными
являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты" Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот
+ валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре
сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это
сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно,
остальные сочетания не исключаются - каждый "микс" полезен и
употребим в определенном месте.
Ссылки по теме:
анекдоты про фаготистов. Они того стоят!
Кликните на картинке для
увеличения.