Фоторепортаж как жанр интернет-журналистики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Реклама и PR
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2023-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фоторепортаж как жанр интернет-журналистики

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Институт социально-гуманитарных инноваций и массмедиа

Кафедра журналистики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Жанры современных средств массовой информации»

 

Фоторепортаж как жанр интернет-журналистики

ОГУ 42.03.02. 3322. 249 ОО

 

 

 

Руководитель
канд. филол. наук, доцент

_____________ И.А. Дымова
  подпись

«____» ____________ 2022 г.

 

Студент группы 20Ж(б)ОП
_________ Т.В. Кирносова

подпись  

«____» ____________ 2022 г.

 

 

 

 

  Оренбург 2022

 

Утверждаю
заведующая кафедрой журналистики

____________  Жаплова Т.М.   подписьпвпапавпапапапап
«____» ______________2022 г.

 

ЗАДАНИЕ

на выполнение курсовой работы

 

студенту Кирносовой  Татьяне  Влдаимировне.
по направлению подготовки (специальности) 42.03.02 «Журналистика».

по дисциплине «Жанры современных средств массовой информации».


1 Тема работы «Фоторепортаж как жанр интернет-журналистики».

2 Срок сдачи студентом работы «­­___» декабря 2022 г.

3 Цель и задачи работы: изучение фоторепортажа как жанр интернет-журналистики.

  Задачами даннойкурсовой работы являются:

- дать общую характеристику исторического развития жанра фоторепортажа;

- рассмотреть фоторепортаж как визуалиазация коммуникативного процесса в журналистике;

- охарактеризовать фоторепортаж как жанр журналистики;

- определить требования к фотографиям для фоторепортажей в интернет-журналистике;

- рассмотреть требования к этичности использования фотографий для фоторепортажей в интернете.

 

Дата выдачи и получения задания «_____» _________ 2022 г.

 

Руководитель «_____» _______ 2022 г._________ _________________
  подпись   инициалы фамилия

Студент «_____» ________2022 г. _________   _________________

  подпись   инициалы фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Данная курсовая работа посвящена  изучение темы «Фоторепортаж как жанр интернет-журналистики». Целью работы является изучение фоторепортажа как жанр интернет-журналистики. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении определена методологическая основа исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения фоторепортажа как жанра журналистики. Во второй главе рассмотрен анализ фоторепортажа как жанра интернет-журналистики. 

Работа представлена на 31 печатных листах.

Список литературы содержит 34 литературных источников.

 

This course work is devoted to the study of the topic "Photo reportage as a genre of Internet journalism". The purpose of the work is to study photo-journalism as a genre of online journalism. The structure of the work consists of an introduction, two chapters, a conclusion and a list of sources used.

The introduction defines the methodological basis of the study. In the first chapter, the theoretical foundations of the study of photo reportage as a genre of journalism are considered. The second chapter examines the analysis of photo reportage as a genre of online journalism.

The work is presented on 31 printed sheets.

The list of references contains 34 literary sources.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение. 5

1 Теоретические основы изучения фоторепортажа как жанра журналистики. 7

1.1Историческое развитие жанра фоторепортажа. 7

1.2 Фоторепортаж как визуалиазация коммуникативного процесса в журналистике  10

1.3 Общая характеристика фоторепортажа как жанра журналистики. 13

2 Анализ фоторепортажа как жанра интернет-журналистики. 19

2.1  Требования к фотографиям для фоторепортажей в интернет-журналистике. 19

2.2 Требования к этичности использования фотографий для фоторепортажей в интернете  23

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 29

 

 

Введение

 

Активное формирование новой медиакоммуникационной среды в начале XXI века обусловлено появлением большого количества различных медиа, не входящих в медиаклассификациюXX века. Вслед за С. И. Симаковой можем утверждать: «Визуализация информации является в прямом смысле одной из наиболее очевидных тенденций развития современных медиа. Лавинообразное увеличение количества информации, насыщенная повестка дня СМИ, усиление клиповости как тренд медиавосприятия, - всё это приводит тому, что гораздо больший объем информации СМИ предлагают потребителям в максимально приближенном к их желаниям формате - визуальном. В связи с чем актуальность темы нашей статьи не вызывает сомнений» [6]. Объектом исследования является фотографический репортаж как инструмент визуализации информации в СМИ.

Фотожурналистика – пожалуй, самый честный раздел журналистики. На фото очень трудно соврать. Несмотря на то, что фотомонтаж в наше время может выглядеть очень реалистично и правдоподобно, силу настоящего кадра невозможно подделать. Конечно, нельзя назвать фотожурналистику абсолютно объективной, но можно говорить о ее прозрачности и правдивости. Фотография вошла в журналистику в качестве подтверждения достоверности изложенного в журналистском тексте, помимо этого, визуальный ряд, коим она играет важную роль в формировании образа для читателя. Такой вид журналистики имеет массу преимуществ: фотография, сопровожденная коротким комментарием, часто может заменить печатный журналистский материал значительного объема и, в отличие от видео и аудиозаписей не требует обработки и монтажа. Фоторепортажи, набравшие популярность со становлением медиа-пространства в сети интернет и активным развитием онлайн-изданий, помогают читателю ощутить «эффект присутствия» на месте военных действий. Фотография выступает в качестве подтверждения достоверности изложенного в журналистском тексте и играет важную роль в формировании образа для читателя. Преимуществом фотографии также можно назвать ее оперативность: в то время как журналистский текст требует времени на его написание, фотография может быть опубликована в кротчайшие сроки после события.

Нельзя не выделить жанр фоторепортажа в журналистике. Визуальный ряд, цель которого создать «эффект присутствия» читателя на месте событий, сегодня не так часто встречается в печатной журналистике, однако, становление медиа-пространства в сети интернет и активное развитие онлайн-изданий позволяют фоторепортажу оставаться одной из важнейших составляющих контента новостей.

Целью данного исследования является изучение фоторепортажа как жанр интернет-журналистики.

Задачи исследования:

- дать общую характеристику исторического развития жанра фоторепортажа;

- рассмотреть фоторепортаж как визуалиазация коммуникативного процесса в журналистике;

- охарактеризовать фоторепортаж как жанр журналистики;

- определить требования к фотографиям для фоторепортажей в интернет-журналистике;

- рассмотреть требования к этичности использования фотографий для фоторепортажей в интернете.

Объект исследования: фоторепортаж.

Предмет исследования: фоторепортаж как жанр интернет-журналистики.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

1 Теоретические основы изучения фоторепортажа как жанра журналистики

 

1.1  Историческое развитие жанра фоторепортажа

 

Особое место в современнойжурналистике занимает фоторепортаж, который по характеру отображения действительности относится к информационным жанрам. К фоторепортажу обращаются в том случае, если фотографу не удается запечатлеть в одном снимке то или иное событие, и необходимо создание целой серии фотографий.

Проблемы современного общества чаще всего подвергаются анализу и решаются только при наличии публикаций в СМИ фоторепортажей о сложных ситуациях. Визуализирует и привлекает внимание к сложным жизненным ситуациям - нищета, голод, войны, катастрофы - журналистский жанр фоторепортаж. «Фоторепортаж как жанр появился в России и стал развиваться по форме и по содержанию в 70-е годы XIX века. С ХХ века газетно-журнальную периодику невозможно представить без фотографии. В современных условиях возможности фотожурналистики значительно расширились и трансформировались. Фотография стала одним из основных средств коммуникации в так называемых "новых медиа"» [5].

Становление данного жанра тесно связано с периодической печатью. Истоки фоторепортажа впервые обнаруживаются на страницах журналов еще в XIX веке, когда фотографы предпринимали попытку овладеть съемкой определенных сцен «с движением». Первые репортажные фотографии были созданы в период Крымской войны (1853-1856 гг.).

К.В. Чибисов в книге «Очерки по истории фотографии» говорит о том, что, что решающую роль в становлении фоторепортажа сыграла русско-японская война: на страницах газет периодически появлялись снимки с места сражений [10].

Своевременность появления фотосерии и необходимость ее развития в журналистике были обусловлены следующим:

- появилось достаточное количество фотоматериалов;

- развитие технических возможностей фотоаппарата;

- сформировалась плеяда молодых талантливых фоторепортеров;

- широко развилось фотолюбительство;

- был накоплен некоторый опыт съемки фотосерии.

Специфика жанра фоторепортажа только познавалась. Характерной приметой фоторепортажа является развернутость фотоповествования, передающего полную информацию об объекте съемки. Н.И. Ворон в учебном пособии «Жанры фотожурналистики», обращая внимание на это, уточняет, что единичный снимок не может представить полноту изображения, только в серии он обретает вторую жизнь [1].

В 30-е годы ХХ века в периодической печати появляются публикации талантливых фоторепортеров М. Альперта, Д. Дебабова, Г. Зельмы, Р. Кармена, Б. Кудоярова, Н. Петрова, Г. Петрусова, М. Озерского, С. Фридлянда, Э. Стейхена и др., которые обеспечивали путь развития фоторепортажа как жанра, определяя основные черты, характерные для фоторепортажа, например:

- сюжетность отображения с действующим лицом (А. Шайхет);

- оперативность фиксации и доставки материала на газетную полосу, отображение событий быстро и сжато (А. Устинов);

- авторское отношение к фиксации «кусочков» реальной жизни, оценочный момент в изложении события (Дм.Бальтерманц);

- отражение сочетание пространственно-временной определенности и выразительности отображения человека (В. Чейшвили);

- развернутый показ жизни, быта, проблем «рода человеческого» (Э. Стейхен);

- непосредственное отражение жизни (А. Стиглиц, М.П. Дмитриев);

- усиление психологической нагрузки снимков, выражающейся в стремлении показать не только действия, но и чувства, и мысли [10] и др.

Всё это привело к повышению содержательности публикаций, в которых усилился публицистический элемент.

Прослеживая путь развития фоторепортажа как овладения жанровым видением действительности, приобретая опыт работы в фоторепортаже, фотожурналисты познавали и его специфические особенности. Появление фоторепортажа было обусловлено потребностью информирования людей о тех или иных реалиях, которые рождались на глазах у фотожурналиста. Отсюда назначение данного жанра – отображение событий окружающего мира.

Цель творчества фоторепортеров заключается в том, чтобы визуальными средствами раскрыть социальное содержание фактов и событий современной жизни общества [8].

По мнению Н.И. Ворона, фоторепортаж – понятие неоднозначное. В основе его лежит понимание репортажа, который в переводе с французского означает «сообщать», «извещать» или «информировать». Учитывая это, рассмотрим разные подходы к определению понятия фоторепортажа:

1)репортаж, сделанный посредством фотографий, предназначенных для публикации в прессе [3; 4; 6; 7 и др.];

2)достоверная информация о событиях и явлениях современности, о реально существующих людях, их жизни и делах, правдиво показанных средствами фотографии (Ю. Королев) [5];

3)способ съемки - отдельный информационный снимок или ряд снимков, полученный репортажным способом [12];

4)документальная съемка, исключающая постановочные кадры и вмешательство, присутствие фотографа в происходящем [8];

5) развернутое коммуникативное действие, направленное фоторепортером на зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события [9].

Таким образом, суммируя различные определения, за основу нами будет взято следующее: фоторепортаж – это репортаж, сделанный посредством серии фотографий (фоторяда) и предназначенный для публикации в СМИ. Фоторепортаж относится к группе информативных жанров, для которых, в отличие от жанров публицистического вида, характерны: - констатация нового факта или произошедшего события; - оперативность отображения факта; - злободневность содержания представленной информации [29].

Учитывая это, фоторепортаж должен отвечать, прежде всего, на вопросы: «что?», «где?», «когда?». При этом главный вопрос, на который ищет ответ фоторепортер, - это вопрос «как?». Фоторепортаж подразумевает собой не одно фото, а целую серию фотоснимков, способных наиболее полно осуществить информирование потребителя о происходящем событии. Снимки могут быть представлены как последовательно, то есть описывающими события в их хронологической последовательности, так и в случайном порядке, но связанными воедино одной идеей. Специфика фоторепортажа заключается в том, чтобы вовремя запечатлеть интересные и значимые для человека и общества моменты, социальные факты, то есть главные объекты, выделяемые в данном жанре фотожурналистики. Именно это определяет наличие в данном жанре, прежде всего, объектных отношений.

По мнению М.А. Крашенинникова, отличием фотосерии от многих других видов съемки является то, что участие фотографа в постановке кадра отсутствует, его задача заключается лишь в том, чтобы поймать необходимый момент в изображении события и найти лучший ракурс. Однако следует помнить, что объекты, показываемые фотожурналистом, проходят через его восприятие, которое делает фоторепортера субъектом деятельности, то человеком, интересующимся всем происходящим вокруг, старающимся не упускать ни одного мгновения, попавшего в объектив фоторепортера, имеющего право остаться в человеческой памяти.

Именно в субъектно-объектных отношениях в фоторепортажной журналистике обнаруживаются закономерности журналистского творчества. Поэтому важно понимать, что фотопубликация включает воспроизведение не только объективной реальности, но и субъективного взгляда автора на нее. На протяжении истории, изучая все особенности и нюансы фоторепортажа, фотографы учились не только хронологически соединять фотографии, но и выражать свое отношение к ним. Например, В. Кичин, В. Кузнецов, А. Назаренко и др. обращают внимание на умение сочетать в фоторепортаже ощущение текущей жизни с активной авторской организацией материала [5].

Фоторепортажу, как информационному жанру фотожурналистики присущи такие свойства, как: время, объективность, повествовательность. Он должен обладать определенными признаками, присущими фотожурналистике в целом: наличием объектно-субъектных отношений, документальностью, достоверностью, притягательностью, быстротой восприятия изображения, оперативностью фиксации и доставки материала. При этом иметь признаки, которые непосредственно присущи фоторепортажу: многокадровый изобразительный ряд, главный кадр изобразительного ряда, пространственная и временная координаты отображения, неограниченная широта тематики, характеризующаяся оперативностью ее отображения [1, 52-54].

За годы своего существования фоторепортаж претерпел множество изменений своей структуры. Несмотря на то, что он относится к системе информационных жанров, творческая позиция фотожурналистов, стремясь уйти от протокольного представления на снимках событий, развивает в себе возможность более творческой и информативной подачи материала. Идет усиление публицистического элемента в фоторепортаже, в котором, как и во многих других жанрах, заложена возможность авторского самовыражения.

 

1.2 Фоторепортаж как визуалиазация коммуникативного процесса в журналистике

 

Внедрение в журналистику фотографии было обусловлено необходимостью визуализации изложенной в журналистском тексте информации, фотография в журналистике выступала своеобразным визуальным подтверждением написанного журналистом текста. Так, многие годы фотожурналистика свободно развивалась в сфере периодической печати.

В ней она стала особым видом творчества, где фотограф с помощью снимка призван раскрыть социально-политическое содержание фактов и событий современной общественной жизни.2 Фотожурналистика начала активно развиваться 1920-е годы, катализаторами ее развития можно назвать глобальные политические изменения в мире, важную роль в дальнейшем сыграли Великая депрессия и Вторая Мировая война. Также становлению фотографии в журналистике поспособствовало усовершенствование фотоаппаратуры и появление вспышек в конце 1920-х годов.

Со временем, фотография в журналистике стала менее зависима от газетного текста, таким образом, появилась фотожурналистика и ее различные жанры. Фоторепортаж является самым известным жанром фотожурналистики и, пожалуй, почти каждый человек, не учившийся на факультете журналистики, называет «фоторепортажем» любой жанр фотожурналистики, такие как фотозаметка, фотозарисовка, фотосерия и фотоочерк. Фоторепортаж, в свою очередь, ставит перед своим автором – фотографом цель рассказать историю с помощью снимков, к которым возможно добавить небольшие комментарии

Фоторепортаж является информационным жанром журналистики: он оперативно сообщает о событии, свидетелем которого является его автор, отвечая на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». Его назначение – отображение реалий окружающего нас мира, для фоторепортера очень важно уметь найти в общественной жизни важное, интересное читателю событие и донести его в наглядном виде. Фоторепортаж позволяет СМИ оказать развернутое коммуникативное действие, направленное на зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события. При этом по своему коммуникативному воздействию фоторепортаж отличается от текстового репортажа. Особенность фоторепортажа заключается в том, что данный жанр не опирается на описание ситуации, а полностью раскрывает ее с помощью визуальных образов.4

Сам термин «репортаж», пришедший к нам из латинского языка («reportare» - «передавать», «сообщать»), обозначает рассказ журналиста аудитории о произошедшем событии5 . В современной журналистской практике, термин «фоторепортаж» имеет сразу несколько значений. Под ним могут понимать и отдельную фотографию, рассказывающую о произошедшем событии, и способ съемки, с помощью которого эта фотография была сделана. Также, этим термином можно обозначить и серию кадров, рассказывающих о развитии какого-либо события.

 «Фотография — не только рисование светом, память о прошлом или способ запечатлеть реальность наиболее достоверным способом, это также язык, которым люди могут разговаривать друг с другом. Для будущих журналистов именно такое определение является важным и значимым», - пишет А. Беленький в учебном пособии «Фотожурналистика в современных СМИ» [12]

Фоторепортаж уникален в своём языке.

Во-первых, он универсален: зритель не должен владеть языком, на котором говорит фотограф, чтобы понять его снимок. Смысл происходящего на фото будет понятен вне зависимости от национальности и страны проживания.

Во-вторых, он эмоционален, причем в уникальном плане: снимок не только транслирует события и эмоции их участников, он, будучи документальным, создает эффект присутствия, вызывает у зрителя собственные переживания, эмоции и ассоциации, которые могли бы возникнуть при личном наблюдении за разворачивающейся на фото ситуацией.

В-третьих, этот язык выразителен: помимо того, что репортажная фотография документирует и показывает происходящие события, она создает образ, который позже может существовать самостоятельно. Эти три фактора сближают фотожурналистику с искусством, хотя стоит отметить, что фотография в журналистике и художественная фотография являются совершенно разными направлениями. Тем не менее, сейчас все чаще можно увидеть документальные снимки журналистов на фотовыставках.

Основной разницей между фотохудожником и фотожурналистом можно назвать то, что первый не ограничен какими-либо рамками и в фотографии выражает эстетику собственного сознания, чувств и душевного состояния, в то время как второй работает с определенными событиями, «на злобу дня». Помимо упомянутых выше трех особенностей языка фотографии, положительно выделяющих фотожурналистику на фоне других видов журналистики, ее характеризует также скорость усвоения информации читателем. Она напрямую связана с наглядностью и упомянутым уже эффектом присутствия: короткий комментарий может объяснить суть происходящего, в то время как кадр передаст эмоции и настроение события, вызовет духовный отклик у читателя, серия кадров расскажет ему историю.

Фоторепортаж, в отличие от близкого к нему жанра фотозаметки, имеет не только представляет действительность, но и имеет сюжет, который зависит от того, каким это событие видит фотограф. Зритель при просмотре фоторепортажа получает информацию ограниченно, фоторепортер сам определяет, какие моменты события являются ключевыми, как идет его развитие, в какой момент происходит кульминация. Фоторепортаж не может состоять из случайных беспорядочно расставленных фотографий и «дежурных» подписей к ним. Все фрагменты события должны быть выразительно показаны зрителю. Важное место занимает главный кадр изобразительного ряда, он должен отображать кульминацию события, раскрывать его, привлекать внимание читателя.9 Фоторепортаж имеет две разновидности: хроникальный и интерпретирующий. В первом фотожурналист представляет действие более детализировано, предоставляя зрителю возможность полнее представить себе картину происходящего. Такой репортаж воздействует на аудиторию, вызывая ее интерес к той или иной стороне социальной жизни.

Таким образом, хроникальный фоторепортаж побуждает свою аудиторию к каким-либо действиям, выполняя не только познавательную, но и мобилизующую функцию. Эта разновидность репортажа применяется для привлечения внимания читателя с помощью оперативности отображения, новизне и детальности представленной в нем информации. Первые два качества такого хроникального фоторепортажа пробуждают в читателе интерес, в то время как разнообразие деталей позволяет сформировать полное представление. В интерпретирующем же фоторепортаже, «голос» автора выражен намного сильнее. Репортер дает свою оценку происходящему. Авторский  взгляд в этой разновидности фоторепортажа может быть выражен текстовой или фотографической составляющей. Иногда – обеими одновременно.

Однако, нельзя с уверенностью говорить о том, что фотография, как вид журналистики беспристрастна. Утверждение о том, что документальное фото не несет в себе авторской точки зрения неверно. «Фотокамера в руках репортера пристрастна, она видит мир таким, каким видит его репортер. Это обнаруживается уже в выборе объекта. Выбор объекта предполагает и его оценку. Действительность в фотожурналистике изначально фокусируются через мировоззренческую призму фоторепортера. Стало быть, в фотожурналистике не исключается возможность проявления разных идеологических направлений. Этим самым подтверждается закономерность, свойственная журналистике в целом» - пишет Н.И. Ворон в своем учебном пособии «Жанры фотожурналистики» [14]. В зависимости от того, какой объект находится в условном «центре» снимка зависит восприятие, как самой фотографии, так и события, к которому она относится. На то, как мы видим события, влияет также свет и цвет на фото, мелкие детали, окружающие основной объект. Исследователи считают, что репортажная съемка намного сложнее продуманной постановочной съемки.

Главным для фоторепортера понятием является «момент». Особенно момент важен для фотографа-репортера, который снимает происходящие события «здесь и сейчас». Иногда правильный момент, запечатленный на снимке, может быть пойман случайно, иногда фотограф вынужден ждать его часами, делая множество снимков. Скоротечность и неповторимость момента на фото выделяет его среди прочих журналистских материалов – написать текст попрошествии момента, возможно, запечатлеть же его сам постфактум уже не получится.

Военный фотокорреспондент Юрий Романов считает, что направление фотографии в журналистике требует большого мастерства: фоторепортер находится в гуще событий, фотография демонстрирует скоротечный, неповторимый момент, а потому требует от автора максимальной сосредоточенности, чтобы понять этот самый момент, умение фотографа найти и использовать потенциал кадра. Фоторепортер должен уметь работать экспромтом, иметь быструю реакцию, способность мгновенно находить лучший ракурс и план [6].

Таким образом, фотожурналистика – разностороннее направление. Каждый ее жанр имеет свое особое назначение и поле для деятельности, инструменты воздействия на аудиторию. Тем не менее, элементы могут перетекать из одного жанра в другой в зависимости от цели фотоработы. Эти изменения происходят с целью усовершенствования фотожурналистики, расширения ее возможностей и упрощения донесения послания до получателя информации. Автор в фотожурналистике оперирует образами и понятиями, что сближает этот род деятельности с искусством. Это позволяет фотожурналисту, как и журналисту-текстовику, выработать свой авторский почерк, который будет узнаваем аудиторией. Направление фотографии в журналистике требует большого мастерства: фоторепортер находится в гуще событий, фотография демонстрирует скоротечный, неповторимый момент, а потому требует от автора максимальной сосредоточенности, чтобы понять этот самый момент, умение фотографа найти и использовать потенциал кадра.

 

 

1.2  Общая характеристика фоторепортажа как жанра

журналистики

 

Часто жанр фоторепортажа воспринимают как один из самых депрессивных фотографических жанров. Несомненно, современный фоторепортаж очень часто обращается к негативным аспектам жизни общества, вскрывает серьёзные наболевшие проблемы. Тем ценнее становятся те репортажные снимки, которые показывают и позитивные моменты жизни современного общества. Окружающая действительность в один и тот же момент времени может быть и очень страшной, и очень приятной. Возможно, в географически разных точках планеты.

Профессионально работающий в жанре фоторепортажа специалист разумно сочетает в свих снимках позитивные и негативные стороны жизни общества. На протяжении всего периода своего существования документальная репортажная фотография становилась свидетелем эпохи, стремилась реалистично описывать жизнь общества. И особенно ценными (с течением времени) становились сюжеты, описывающие не слишком яркие с визуальной точки зрения события. Перед фоторепортером часто наиболее остро стоял вопрос об описании повседневной жизни человека языком визуальных образов. Фоторассказ о бытовых моментах жизни современного человека всегда отличался отсутствием ярких визуально сюжетов.

Таким образом, жанр фоторепортаж на всех этапах своего существования решал одну из самых сложных задач: используя визуальный язык фотографии передавался жизненный опыт настоящего времени нашим потомкам. Здесь же обратим внимание на то, что документальная фотография не должна подменяться созданием искусственной визуальной реальности.

В фотографическом репортаже изображения должны рассказывать читателю / зрителю о месте в котором событие происходило, давать четкие отсылки к конкретному временному отрезку, максимально информировать об основных действующих лицах происходящего события. Всегда есть соблазн использовать постановочные приёмы для создания макета реальной действительности, но тогда мы переходим из области репортажной фотографии в область существования фотоискусства, где подобные приёмы работы востребованы и оправданы. Философия документального фоторепортажа состоит как раз в поиске того спонтанного, несре-жиссированного момента, когда в плоскости одного кадра сойдутся кульминация происходящего, накал эмоций и оригинальное композиционное решение [7].

Соответствовать столь жестким требованиям могут не многие фотографы. Для работы в жанре современного фоторепортажа необходимо развивать в себе подвижность, навык выбора точки съёмки, умение передать динамику события, но при этом сделать фоторассказ понятным зрителю визуальным языком образов. «Акт визуализации (к которому можно отнести и фотографирование) происходит сообразно режиму видения, свойственному той или иной эпохе. Документальность и реализм становятся доминирующими типами репрезентации с начала XIX в., и именно с этим связано распространение и характер фотографии. <...>важно отметить, что новостная фотография не может быть объяснена исключительно как продукт индустрии или, переходя на микроаналитический уровень, как результат рутинных практик профессионала. Производство профессиональной фотографии всегда является чем-то большим: воспроизводством практик видения и наблюдения, разделяемых всеми участниками визуального режима современности» [2].

Фоторепортаж всегда востребован в силу своих возможностей: поскольку именно он позволяет дать оценку существующим в обществе проблемам и наметить пути выхода из сложных исторических обстоятельств. Фоторепортаж обладает очень действенными возможностями по изменению картины мира и мнений общества. В арсенале жанра фоторепортаж есть такие средства, которые могут вызывать у людей эмоции, стимулировать общество на совершение каких-либо действий, убеждать в значимости происходящего. Таким образом, необходимо максимально эффективно использовать визуальный язык фоторепортажа, чтобы документальная фотография вызывала у зрителя / читателя эмоции, поглощала и приковывала его внимание. «Фотожурналистика неотделима от сознательного и совестливого отношения к миру, которым должен быть наделен тот, кто ею занимается. Факел неравнодушия, наследие гуманистической фотографии, передавался из поколения в поколение, освещая темные закутки, разоблачая невежество, помогая понять поведение людей.

Фотожурналистика раскрывает правду, а порой лжет. Она информирует, обучает, показывает нам наше время и проливает свет на прошлое. Она фиксирует красоту и уродство, нищету и богатство. Сообщение и общение - вот краеугольные камни фотожурналистики. Фотографии рассказывают нам о людях и эмоциях, о том, как мы веселимся и горюем, как понимаем природу и окружающий нас материальный мир. Рамки кадра ограничивают собой сообщение. Проницательный фотожурналист максимально заполняет кадр информацией: от левого до правого края, сверху донизу, она присутствует на переднем, среднем и заднем планах. Лучшие фотожурналистские снимки говорят с нами просто и прямо. Они упорядочивают хаос, извлекают рациональное из иррационального, вычленяют самую суть из сложных ситуаций. В них должны быть сильный смысловой центр, динамика, драматичное освещение, а кроме того - хорошая композиция и техническое совершенство. Великие фоторепортеры прошлого, настоящего и будущего, фиксируя спонтанные, несрежиссированные, непостановочные моменты, стремятся к откровению, к более глубокому пониманию сути событий и явлений» [88].

В некоторых случаях отчёт о событии - всего один самодостаточный снимок, сочетающий в себе всё богатство формы и содержания, полностью описывающий ситуацию. Такие снимки чаще всего востребованы в печатных СМИ, в электронных СМИ роль таких снимков - иллюстрирование лидов новости, статьи. С помощью грамотного репортажного кадра фотограф помогаетзрителю формировать целостную картину окружающего мира. Фотография помогает зрителю задержаться в определённом мгновении, постигать его, раскрывать невидимые потаённые смыслы. Иногда отчёт о событии - всего один самодостаточный снимок, сочетающий в себе всё богатство формы и содержания.

В электронных СМИ допускается использование публикаций более объёмных фоторепортажей. Именно объёмные репортажи помогают получить наиболее глубокое представление о происходящем событии. В жанре фоторепортаж наиболее полно раскрываются такие функции фотографии, как информативная, социальная, эстетическая. Что позволяет более качественно управлять введением дополнительных смыслов в публикуемый материал. Таким образом, фотография помогает освоить и использовать новые инструменты познания. В условиях неимоверно ускорившегося темпа жизни, в отсутствии свободного времени, человеческое мышление приобрело характер клиповости. Следовательно, привлечь внимание человека, удержать его на какое-то время, могут только изображения. В условиях СМИ часто таким изображением и является фотографический репортаж.

Наиболее полный рассказ в фотографиях, объединённых единым сюжетом, характеризуется высоким процентом образности, публицистической заострённостью на моменте. Каждый из фотоснимков, входящих в подобную фотоисторию, представляет собой неотъемлемую часть общего повествования. Сюжет фотоистории раскрывается от снимка к снимку. Фотоистория может выстраиваться по классической схеме - завязка, развитие действия, кульминация, финал, но может иметь и более свободные формы составления. Особого внимания требует работа над изобразительным решением фотоистории: реальный сюжет развивается во времени, фотосъёмка производится в различных условиях (в интерьере или на натуре), а также в различных световых схемах. Но при этих обстоятельствах фотографические изображения должны иметь единый изобразительный стиль, общую художественную трактовку. К фотоисториям, публикуемым на страницах электронных СМИ, предъявляются более жёсткие требования по образности, композиционной целостности, монтажу. Соответствие публикуемых электронными СМИ фотоисторий приведённым принципам формирования фотоисторий, составляет залог успеха и популярности конкретного электронного СМИ» [4].

В сложившейся ситуации увеличения потребности СМИ в документальных фоторепортажах возникает ощущение, что профессия фотожурналиста весьма востребована. Но с одной стороны, мы наблюдаем всё возрастающий объём визуальной информации, с другой - значительное сокращение бюджетов СМИ на финансирование создания фоторепортажей и фотоисторий. При минимальных бюджетах региональных СМИ на фотоиллюстрации к новостным и рекламным материалам, получила популярность практика использования «бесплатных» иллюстраций. В условиях избыточного предложения бесплатных фотоизображений, редакциям СМИ нет необходимости платить за фотографии профессиональным фотожурналистам. В силу того, что на современном этапе развития средств массовой информации огромное значение приобретает визуализация любой информации, редакции изданий активно прибегают к использованию иллюстраций, сделанных пользователями социальных сетей, фотографами общественных фотобанков.

Принимая во внимание прижившуюся культуру визуального документирования любого происходящего рядом с пользователем события при помощи фотокамеры смартфона, СМИ получают бесконечное количество «народных фоторепортеров». Самым главным достоинством сделанных подобным способом фотографических изображений, является возможность получения фотоснимков из эпицентра практически любого внезапного события. Следовательно, можно заключить, что в условиях развития новых медиа работа современного фоторепортера, особенно в региональных СМИ, усложнилась. Ситуация становления и популяризации новых медиа ставит профессионального фотожурналиста в условия жесткой конкуренции с непрофессионалами, что дополнительно поднимает вопрос о существовании профессии.

Чтобы изучить потенциал воздействия фоторепортажа из «горячей точки», прежде всего, необходимо понять природу воздействия фотоиллюстрации на аудиторию СМИ. Для этого обратимся к исследованиям в  области фотожурналистики, а также рассмотрим взгляд профессиональных фотографов на то, какое воздействие фотоматериалы в СМИ оказывают на читателя. Во-первых, фотоиллюстрации придают убедительности журналистскому материалу, повышают уровень доверия читателя. М. И. Скуленко в своем исследовании «Журналистика и пропаганда» утверждает, что именно по этой причине фотографии в СМИ являются неотъемлемой частью пропагандистских материалов. Фотоматериалы – часть пропагандистского приема, называемого «документализация».

В широком понимании документальность – это отражение фактов, реальных событий. В узком же понимании, которое рассматривает исследователь, документальность - это подтверждение пропагандистских суждений действительными свидетельствами, среди которых важную роль играют фотоматериалы. Фото, как документальное подтверждение, оказывает сильное влияние на аудиторию, дает ей возможность соотнести суждения пропагандиста с независимыми источниками, придавая журналистскому материалу особую убедительность. Если документальное «свидетельство», в нашем случае – фото, достаточно убедительно и красноречиво, пропагандистская оценка приобретет силу убедительной доказательности. Помимо прочего, фотография помогает при разъяснении суждений автора материала. В пропагандистской журналистике очень важно разъяснить точку зрения лаконично, не нанося при этом ущерба содержанию. Фотоматериалы, инфографика и прочие визуальные данные являются отличным примером такого разъяснения: они приводят аудиторию к четким суждениям о том или ином явлении.

Учитывая роль фотоиллюстраций в разъяснении позиции автора, на передний план выходит необходимость помочь аудитории правильно интерпретировать фотоматериал. Для того, чтобы глубже понять процесс «прочтения» информации, поданной с помощью фото, стоит обратиться к исследованиям в области восприятия визуальной информации. А. Федорова в своей статье «Фотожурналистика в процессе формирования имиджа государства» утверждает, что фотография имеет наибольшую силу воздействия на аудиторию СМИ по сравнению с другими визуальными материалами (такими как иллюстрация, карикатуры и др.). Причина в том, что фотография воспринимается целостно и одномоментно, не имеет означающих единиц, является документальным отражением действительности и декодируется читателем проще, чем печатный текст. При разъяснении процесса восприятия фотоиллюстрации читателем, Федорова ссылается на исследования М. С. Кухта «Модели восприятия в вербальных и визуальных текстах» [12].

Таким образом, именно наличие прошлого визуального опыта играет основную роль в интерпретации читателем фотоиллюстрации в СМИ: ширина тезауруса способствует более глубокой рецепции визуальной информации, которая, в свою очередь, его расширяет. Помимо самой фотографии, Федорова подчеркивает важность сопровождающей ее подписи: «Так, восприятие подписи к фотоснимку идет сразу после этапа узнавания, поскольку лишь прочитав и осознав текст подписи, которая редуцирует множество смыслов, заложенных в изображении, реципиент переходит к диалогу с автором (на стыке эмоционального восприятия снимка и рационального понимания текста). Кроме того, именно благодаря подписи к фотографии выстраивается обратная связь.

Фотография воспринимается зрителем на эмоционально-бессознательном уровне, ей аудитория более склонна верить, чем слову. Однако, подпись играет важную роль в интерпретации снимка, по сути, подталкивая зрителя сделать единственно правильный вывод. Также, подпись к фотоиллюстрации может компенсировать недостаточную ширину тезауруса реципиента визуальной информации.

Фото, как иллюстрация к журналистскому тексту, используется в двух вариантах: прямой иллюстрации и ассоциативной иллюстрации. В первом варианте, фото, сопровождающее текст, показывает реальные действия и объекты, о которых идет речь в материале. Ассоциативная же иллюстрация важна больше для привлечения внимания, на ней может быть выделен только один объект или ситуация, которые могут ассоциироваться с темой журналистского материала, при этом фотография может быть сделана совершенно в другом месте и в иное время, чем описываемое в тексте событие [14].

Таким образом, можно заключить, что появление и развитие новых медиа провоцирует бурное развитие жанра фоторепортаж, но, одновременно с этим, новые медиа снижают общий качественный уровень фотоизображений, выполненных в жанре фоторепортаж. Фотографы-репортеры становятся слишком дороги для редакций СМИ (по сравнению с бесплатными сетевыми авторами). В скором времени, возможно, доведётся наблюдать трансформацию жанра фоторепортаж в одно из направлений рекламной фотографии. И не исключена возможность вытеснения профессиональных фоторепортеров в область блогерства.

 

 

2   Анализ фоторепортажа как жанра интернет
журналистики

 

2.1  Требования к фотографиям для фоторепортажей в интернет-журналистике

 

Современное общество отдает предпочтение визуальному способу передачи информации, именно он становится ключевым для многих СМИ. Это связано сувеличением получаемой информации, а также упрощением восприятия со стороны читателя (зрителя). Меняется не только стиль верстки и оформление страницы, но и сам текст. Он должен быть адаптирован для быстрого сканирования глазом -с использованием выделений ключевых слов (гиперссылки, шрифт, цвет и т. п.); также необходима предметность, то есть ясность подзаголовков; использование списков с отступом; одна содержательная мысль в каждом параграфе [8].

Бытует мнение о том, что сегодняшнее поколение - это обладатели клипового мышления. Считается, что клиповое восприятие (мышление, понимание) обеспечивает способность «интернет-поколению» быстро переключаться и легко ориентироваться в разрозненных фрагментах информации. Поэтому у молодых людей, как правило, привычка к многозадачности оказывается неплохо натренированной [5; 10; 15]. Как говорилось ранее, современный пользователь предпочитает читать короткие тексты. Поколения читателей, выросшие в условиях увеличившегося объема информации, получаемой в первую очередь через изобразительный ряд (телевидение, интернет-сайты, мобильные приложения, онлайн-игры и др.), решение читать или не читать принимают мгновенно. Клиповое сознание меняет формы организации и презентации контента интернет-СМИ. Пользователь осматривает веб-страницу, обращает внимание на заголовки публикаций, отыскивает в материале ключевые слова и визуальные ориентиры. «Читатель любит картинки. Каким бы гениальным ни был написанный текст, он всегда выглядит лучше с картинкой» [2].

Часто именно визуализация является ключевым критерием для читателя в ответе на вопрос «читать или не читать?».

Визуальная коммуникация - передача сообщений, эстетически привлекательных, информативных, способных вызывать эмоциональный отклик у аудитории [21]. Благодаря многим исследованиям стало возможным определить типы визуализации контента. В нашей работе при описании и классификации визуального контента средств массовой коммуникации будем ориентироваться на исследования С. И. Симаковой. В опубликованных работах мы находим последовательное развитие этого понятия и его наполнения. Автор обращается не только к типологизации визуального контента, но и к философско-эстетическим вопросам визуальных практик в журналистике, вопросам гуманизма и постгуманизма, рассматривает вопросы визуализации журналистского контента в контексте сохранения гуманистических ценностей [12].

В рамках использования фоторепортажа в интернет-журналистике обратим внимание на следующих типах визуального контента: типографика, цветографика, инфографика, фотография и фотоиллюстрация.

Типографика - искусство расположения шрифта и других компонентов набора на площади печатной страницы или в пространстве печатного, электронного издания. Шрифт как один из элементов типографики воспринимается в настоящее время как полноценный и полноправный участник визуально-коммуникативного процесса, с помощью которого расставляются акценты, доносятся дополнительные смыслы, вследствие чего он с каждым новым технологическим витком, вопреки ожиданиям скептиков, становится еще более мощным инструментом [23]. Типографике посвящен раздел книги Александра Амзина «Интернет-журналистика. Как писать хорошие тексты, привлекать аудиторию и зарабатывать на этом» [2].

Цветографика - искусство расположения различных художественных форм, создание особой атмосферы.

Инфографика - это визуализация данных, которая быстро и четко представляет сложную информацию, включающую в себя знаки, фотографии, карты, графику и диаграммы. Инфографика - это визуальное представление, которое объединяет информацию, полученную из данных и графики, для передачи сообщения. Эти визуализации часто используются для помощи в интерпретации данных. Инфографика используется и как самостоятельный материал, и как наглядная иллюстрация к текстовой публикации. Анализируя контент российских СМИ на возможность использования инфографики, мы заметили, что «в большинстве случаев, независимо от вида СМИ, инфографика используется либо в качестве дополнения и иллюстрации журналистского текста, либо как самостоятельный материал» [13]. Е. В. Выровцева и С. И. Симакова поднимают вопрос об инфографике как типе публицистического текста [6]. Однако, несмотря на популярность инфографики, СМИ, особенно региональные, используют этот тип визуализации недостаточно активно. Об этом пишут В. Е. Беленко и А. С. Гирка [3].

Фотографии играют роль заголовков, привлекают внимание, улучшают качество дизайна. Каждая фотография является частью страницы, поэтому она должна гармонично сочетаться с другими элементами. Кроме того, фотография - это не только образ, но и документ. На страницах сайтов можно встретить фоторепортажи и новостные фотографии - фиксирование конкретного события в определенном месте. Такая фотография демонстрирует, что было на самом деле, поэтому организовать соответствующую сцену, осуществляя постановку, чрезвычайно сложно. Кроме того, со временем любая фотография становится документом, который зафиксировал факт, превратив его в историю. Как справедливо отмечает Л. А. Ковалева, «изображения, выполненные в жанре "фоторепортаж", должны трансформироваться под задачи новой технологической среды. Требуется изменение подхода к формированию фотографического отчета о событии. Кроме того, визуальные образы, содержащиеся на фотоснимке, должны органично сочетать в себе признаки времени и художественность произведения искусства» [9.С. 68].

Рассматривая вопрос развития фотографического контента в средствах массовой коммуникации, нельзя не отметить работу М. В. Загидуллиной «"Бог из машины": человеческое в условиях экспансии механического и электронного». Автор утверждает, что на протяжении всей истории человечества такие качества, как механическое, священное и человеческое были тесно переплетены. Также отмечается прорыв технического -изобретение фотоаппарата и массовое распространение фотографирования [7. С. 441].

Развитию фотографии в журналистике посвящена отдельная глава коллективной монографии «Эстетика журналистики» - «Фотожурналистика: эстетические трансформации визуального языка» [4.С. 130-158.]. Вместе с автором мы можем наблюдать трансформацию фотографического контента в СМИ и зависимость этих изменений от объективных факторов. А. И. Беленький отмечает, что, несмотря на наличие у подавляющего количества информационных ресурсов собственных каналов и аккаунтов в соцсетях, профессионалов опережают обычные пользователи сети. И сами информационные ресурсы - профессиональные СМИ - все чаще используют любительские фото с мобильных телефонов для создания визуального контента, особенно при освещении оперативных событий. О таком виде фотографий пойдет речь ниже.

Одной из разновидностей фотографии является мобильная фотография. В некоторых СМИ она встречается чаще остальных. Особенность такого вида фото заключается уже в самом названии - мобильное, то есть сделанное быстро, мгновенно. Это позволяет моментально визуализировать новостные материалы, например, с места происшествия. Мобильная фотография внедрялась в журналистику постепенно. Ее развитие совпало с активным развитием гражданской журналистики и появлением блогов. Затеминформационные агентства одно за другим стали создавать специальные серверы для «сбора у населения мобильных фотографий». Теперь мобильную фотографию используют и профессиональные журналисты. Мобилография - разновидность фотографического искусства, при котором в качестве инструмента используются электронные приборы, не предназначенные для профессиональной фотосъемки, такие как мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры и др.

Фотоиллюстрация - иллюстрация в виде фотографического снимка, визуальный жанр отображения действительности, дающий зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия. Она содержит визуальную информацию, воспринимается читателями быстрее и воздействует на них сильнее текстов. Иллюстрации - один из элементов дизайна электронного и печатного издания, они формируют его облик, внешнее «лицо». В рамках нашего исследования мы будем придерживаться следующего определения фотоиллюстрации - иллюстрация в виде фотографического снимка, вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия.

Для проведения исследования нами были выбраны четыре интернет-СМИ («РИА Новости», ИА ТАСС, Meduza, «Лента.ру»). Издания были отобраны по следующим критериям: охват аудитории более 400 млн в месяц; индекс цитируемости более 5000; наличие мультимедийных материалов.

В основу исследования легли 48 мультимедийных материалов, по 12 с каждого сайта. Материалы были взяты за один календарный праздничный день - 31 декабря 2021 года. Данный период был выбран нами, так как во время праздничных дней возрастает количество мультимедийных материалов.

Во время исследования мы изучали по 12 материалов, опубликованных друг за другом в течение дня. Задачей исследования стало определение количества журналистских статей, содержащих мобильные фотографии.

Для того чтобы отличить мобилографии от обычных фотографий мы руководствовались визуальным восприятием, обращали внимание на качество сделанных снимков и их разрешение.

Исследование показало, что традиционные фотографии подкрепляют к 60 % (29 материалов) опубликованных материалов. Однако мобилографии занимают 23 % (11 материалов) публикаций, 2 % (1 материал) содержат и мобилографии, и фотографии. Также стоит отметить, что к 13 % (6 материалов) статей не прилагается никаких средств визуализации. И лишь в 2 % (1 материал) статей мы нашли видео.

Исходя из полученных данных, мы сделали следующие выводы. Зрителям больше не важно качество снимка сделанного на камеру мобильного телефона, важна быстрота подачи информации и ее визуализация. Это позволяет сказать, что на сегодняшний день мобильная фотография активно взаимодействует со средствами массовой коммуникации и является их неотъемлемой частью. Стоит отметить, что фотография не уступает свое место мобилографии. В российских СМИ она по-прежнему занимает доминирующее положение в визуализации контента. Так как фотография является традиционным способом визуализации, в скором времени она не покинет печатные и интернет-СМИ.

В современной медиасфере роль визуализации повышается. Визуальные формы сами по себе становятся носителями информации. Все чаще мобилография предстает незаменимой в ситуациях, когда нужно оперативно передать картинки с места событий. Мобильные телефоны стали основным инструментом современной репортажной съемки. Журналисты не всегда находятся в нужном месте в момент происшествия, однако всегда есть случайные прохожие и свидетели, которые могут зафиксировать события на смартфон и моментально передать изображения в центр приема данных.

 

2.2 Требования к этичности использования фотографий для фоторепортажей в интернете

 

Фотография обесценилась — каждый, у кого есть смартфон, теперь «фотограф». Ценность качественного снимка существенно выросла — нужно уловить тот самый момент, когда фотография начнет рассказывать историю

Часто именно изображение задает тему, тон текста и служит доказательством изложенного. Эссеисты, фотографы и журналисты делятся своим опытом и наблюдениями о том, где лежит грань этики использования фото в спорных случаях.

Сейчас большинство фотографов ориентируется на правила, которые прописаны в крупных международных фотоконкурсах. Одно из таких правил — фотография не должна быть постановочной. Постановочность -  фотограф приходит в какое-то сообщество, то и это сообщество старается показать себя в выгодном свете, выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

Документальная фотография показывает жизнь, человека, взаимоотношения людей, их взаимосвязь с конкретной ситуацией.

К характеристикам жанра относятся:

-   изображение социальной проблемы, актуальной и вызывающей отклики в обществе;

-   эстетичность снимка без потери реализма и естественности съемки;

-   серия фотографий, объединенных тематикой, смыслом, посылом;
делается для публики.

Документальная фотография и фотожурналистика тесно переплетены, но в первом случае важно длительное и сложное исследование, во втором — необходимость показать событие.

Хотя само название «документальные» фото предполагает точное отражение действительности, фотографы не пренебрегают редактированием и постановкой ради «красивой» картинки. Согласно опросу, проведенному Оксфордским университетом и организаторами международного фотоконкурса WorldPress в 2019 году среди конкурсантов, больше половины новостных фотографов иногда инсценируют свои снимки, а 12% опрошенных ответили, что делают это в половине случаев.

Однако вXXI веке говорить о документальности фотографии сложно, так как фотография сама по себе очень субъективна, даже если ты фотожурналист и придерживаешься правил — не устраивать постановки, не двигать пиксели и прочее. Существует  три фильтра, через которые проходит фотография:

-   эстетический — фотограф строит привлекательную на его взгляд картинку;

-   моральный — фотограф подсознательно показывает ту сторону, чьи взгляды он поддерживает;

-   и фильтр социальной значимости — фотографируешь то, что важно показать СМИ, для которого снимаешь. Федеральным СМИ нужна одна картинка, локальным, которые в курсе контекста, — другая.

Также фотографии перед публикацией проходят фильтр бильд-редактора и редактора. У редакции есть свой взгляд на ситуацию, свое понимание того, что происходит, к тому же чаще всего в СМИ главным является текст с иллюстрацией, которая подтверждает то, что уже написано. Редакций, которые заточены под публикацию фотоисторий, можно по пальцам пересчитать.

Большое значение имеет и подпись к фотографии. Фотограф дает краткое описание происходящего на снимке, подписывает людей. Редакция редактирует подпись и бывают случаи, когда допускают ошибки в именах, названиях, сокращают какие-то детали, чем меняют контекст и получается совсем другая история.

Постановочные, нарочитые фотографии недопустимы в новостях, которые призваны отражать действительность. Всего одна постановочная новостная публикация может подорвать доверие читателей.

Можно указать для примера ситуацию когда фотожурналист, который освещал конфликт в Ливане, не смог привозить из командировки драматичные кадры шествия людей с мертвым ребенком — когда толпа увидела фотографов, они выкопали тело младенца из могилы и понесли над головой. Он отказался делать такие снимки.

Другой пример: журнал Time делал материал про детскую проституцию в России, но на снимках никто не был реальным персонажем. Пять страниц постановочных фотографий без ведома редакторов (рисунок 1).

Рисунок 1 – Постановочные фото для фоторепортажа о детской проституции в России, 21 июня, 1993 год. Источник: time.com

Учитывая, насколько важны фото, никакое редактирование недопустимо. Это касается документальных фотографий, любых репортажей, а также, на мой взгляд, уличной фотографии. Когда мы видим фотографии людей, — страдают они или нет — мы хотим верить в то, что видим. Такие фотографии становятся историей, мы не можем позволить, чтобы они искажали факты.

Рассмотрим фотографию БрайнаВальски, которая была сильно изменена, чтобы из двух разных изображений составить одну композицию.

Рисунок 2 - Сверху: две оригинальные фотографии БрайнаВальски. Снизу: Отредактированная фотография. Источник: photographylife.com

 

К сожалению, БрайнВальски считал, что будет хорошей идеей составить одну фотографию из двух, чтобы «улучшить композицию», и что так сильно редактировать снимки приемлемо. В некоторых случаях корреспонденты, которые сильно редактируют фотографии, должны преследоваться судом, особенно в тех случаях, когда снимки используются в качестве пропаганды, чтобы искажать реальные факты.

Подобные примеры можно найти в огромном количестве фоторепортажей в интернете.

Естественность выражения предмета съемки — отличительная черта социальной фотографии, она обращает внимание на проблемы общества. В ней отсутствуют постановка или режиссура, они отображают настоящие, неподдельные, живые эмоции и события.

В новостной журналистике часто приходится писать о страшной стороне жизни — катастрофах, преступлениях и военных конфликтах. Едва ли кто-то из участников таких событий хотел бы оказаться на первой полосе. Эксперты советуют положить на вторую чашу весов ответ на вопрос, какие изменения принесут эти снимки, насколько повысят осознанность аудитории.

Когда дело касается таких серьезных вещей, как жестокие преступления или социальная несправедливость, мы должны спросить себя: зачем делиться подобными фотографиями в фоторепортажах в интернете и какие последствия они принесут? Как эмоциональный снимок повлияет на нашу каждодневную жизнь и уже притупленные реакции? Есть ли у нас независимость и право на частную жизнь, когда мы выходим на улицу? Разрешаем ли мы публиковать наши фотографии, если у нас нет возможности согласиться или отказаться?

Некоторые считают, что такой тип фотографий заставляет других стать свидетелями, проявить сочувствие. Веками вопрос о распространении подобных фотографий разжигает политические дискуссии. В XIX веке богачи ездили по разоренным хозяйствам, чтобы посмотреть, как живет «простой народ». После таких поездок многие занялись благотворительностью, но их просвещение обошлось высокой ценой унижения все тех, кто служил не более, чем реквизитом этих зрелищ.

Фотографии из Холокоста рассказали миллионам людей о том, что там произошло, они стали движущей силой утверждения прав человека и ООН. Главные общественные и правозащитные организации публикуют фотографии жертв насилия, чтобы осведомить людей и призвать к благотворительности. Снимки публикуются с единственной утилитарной целью — небольшая жертва ради «высшего блага».

 

 

Заключение

 

Иллюстративный материал всегда занимал важное место в журналистике, поэтому, с развитием фотографии, она играла все большую и большую роль в публикуемых материалах. Если изначально ей отводилось только место своеобразного документального свидетельства, и зачастую она имела лишь оформительскую функцию, то сейчас с развитием отрасли фотографии, она имеет все большее и большее значение. Часто репортерам достаточно нескольких кадров и подписи к ним, чтобы подробно рассказать о произошедшем событии, текстовый материал о котором мог бы занять несколько страниц. Мы уже говорили о том, что жанр фоторепортажа нельзя назвать объективным, так как даже в таком, казалось бы, абсолютно честном виде журналистики, автор не может отстраниться от собственной точки зрения на происходящее: она проявляется в выборе объекта, ракурса, расстановке кадров, а также в авторских подписях к фотоиллюстрациям. Основная задача фоторепортёра, ведущего съемку – создать кадры, благодаря которым зритель сможет почувствовать атмосферу происходящего, ощутить себя свидетелем события. Очень важным является понятие «момента» в репортажной съемке, фотограф должен уметь вовремя сориентироваться и запечатлеть неповторимое мгновение, которое поможет ему рассказать о произошедшем, создать полную картину действия. Фоторепортер должен уметь создать образ, отобрать кадры так, чтобы они рассказывали историю.

Фоторепортаж, представленный в современном медиапространстве всемирной глобальной сети, выполняет следующие функции: 3264 - фокусирующая/актуализирующая функция, связанная со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию имевших место ранее событий; - стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем; - смыслообразующая функция заключается в ее способности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний; - деконструирующая функция - способность помогать человеку осознать тот смысл, который он приписывает своим поступками переживаниям; - контейнирующая функция связана с тем, что фотография может «удерживать» чувства от их бессознательного восприятия реальности. - экспрессивно-катарсическая функция заключается как в восприятии готовых снимков, так и в их создании. - защитная функция связана со способностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними.

Существует три разновидности фоторепортажа: хроникальный, интерпретирующий и событийный. Хроникальный фоторепортаж представляет собой фоторассказ с большой детализацией действий, в нем особенно широко представлена картина происходящего. Интерпретирующий - это последовательное изображение действий, суждение автора составляет существенную часть содержания. Событийный фоторепортаж - это новость, сообщение об общественно значимом событии, мероприятии, празднике, фестивале, визите какой-либо выдающейся личности, делегации, происшествии, чрезвычайной ситуации и так далее.

 

 

Список использованной литературы

 

1 Амзин, А. А. Интернет-журналистика. Как писать хорошие тексты, привлекать аудиторию и зарабатывать на этом / А. А. Амзин - М. : АСТ, 2020. - 400 с.

2 Амзин, А. А. Новостная интернет-журналистика : учеб.пособие для вузов / А. А. Амзин. - М., 2011. - 136 с.

3 Беленко, В. Е., Гирка, А. С. Инфографика в региональных интернет-СМИ (на материалах интернет-СМИ Сибирского федерального округа): количественный' аспект / В. Е. Беленко, А. С. Гирка // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2019. -Т. 18, № 6. - С. 82-91.

4 Беленький, А. И. Эстетика журналистики / А. И. Беленький - СПб. : Алетейя, 2018. - 252 с.

5 Букатов, В. М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении /

6 Ворон, Н. И. Жанры фотожурналистики / Н.И. Ворон. – М.: Факультет журналистики, 2012. – 145 с.

7 Выровцева, Е. В., Симакова, С. И. Инфографика как тип публицистического текста: позиция автора / Е. В. Выровцева, С. И. Симакова // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2019. - Т. 18, № 6. - С. 104-114.

8 Ганюшин, А. А. Перспективы развития визуальной коммуникации средствами цифровой фотографии / А. А. Ганюшин // ЗПУ. - 2019. № 1. - С. 301-305.

9 Дыко, Л. П. Основы композиции в фотографии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.clicktoconvert.com.

10   Загидуллина, М. В. «Бог из машины»: человеческое в условиях экспансии механического и электронного / М. В. Загидуллина // Новое литературное обозрение. - 2018. - № 1 (149). - С. 428-443.

11   Запольская, А. Б. Производство новостной фотографии: аналитические ресурсы социальных наук / А. Б. Запольская // Вестник СамГУ. - 2019. - № 5 (116). - С. 30-36.

13   Калмыков, А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ / А. А. Калмыков. - М. : ИПК работников ТВ и РВ, 2009. -84 с.

14   Ковалева, Л А. Роль жанра «фоторепортаж» в новой медиакоммуникационной среде / Л. А. Ковалева // Знак: проблемное поле медиаобразования : науч. журн. -2018. - № 3 (29). - С. 68-72.

15   Ковалева, Л. А. Место и роль фотоизображений в современных методах передачи информации / Л. А. Ковалева // Знак: проблемное поле медиаобразования: научн. журн. - Челябинск, 2017. - № 3 (25). - С. 193-196.

16   Симакова, С. И. «Цивилизация глаза»: специфика визуальной репрезентации события / С. И. Симакова // Гуманитарный вектор. - 2020. - Т. 15., № 1. -С. 125-133.

17   Симакова, С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? / С. И. Симакова // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. - 2017. - № 1, 2. - С. 135-140.

18   Симакова, С. И. Визуальный контент на страницах журнала «Вокруг света» как средство трансляции научно-популярной информации / С. И. Симакова // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - Челябинск, 2016. - № 4 (21). - С. 20-28.

19   Симакова, С. И. Визуальный поворот - революция мировосприятия и репрезентации реальности / С. И. Симакова // Визуальный поворот в массовых коммуникациях :коллект. монография / под ред. С. И. Симаковой. - Челябинск, 2017. - С. 7-40.

20   Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. - 2015. - Вып. 94. - С. 163-169.

21   Симакова, С. И. Инструменты визуализации информации в СМИ: таймлайн / С. И. Симакова // Вестник ННГУ. - 2022. - № 4. - С. 207-216.

22   Симакова, С. И. Инфографика в контексте постгуманистических тенденций в журналистике / С. И. Симакова // Вестник Воронежского государственного университета : науч. журн. - 2019. - № 3. - С. 127-131.

23   Симакова, С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента [Электронный ресурс] / С. И. Симакова // Вестник ВУиТ - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-vizualizatsiya-tsifrovogo-kontenta (дата обращения: 29.11.2022).

24   Симакова, С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - 2017. - № 2 (24). - С. 107-118.

25   Симакова, С. И. Медийное измерение Кемеровской трагедии в контексте теорий визуального поворота (на примере web-сайта «АиФ») / С. И. Симакова // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации : материалы Шестой Международной научно-практической конференции (13-14 сентября 2018 г.) в 2 ч. Ч. 1. / ред. кол. : А. Н. Гуда (пред.) [и др.], Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2018. - C. 79-90.

26   Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ / С. И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского государственного ун-та им. К. Л. Хетагурова. - 2021. - № 3. - С. 213-218.

27   Симакова, С. И. Философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - 2019. - № 3 (33). - С. 166-174.

28   Симакова, С. И., Топчий, И. В. Визуализация медиапространства в контексте сохранения гуманистических ценностей / С. И. Симакова, И. В. Топчий // Вопросы литературы и журналистики в контексте сохранения гуманистических ценностей :коллект. монография / под ред. М. В. Загидуллиной, С. И. Симаковой. - Челябинск :ЧелГУ, 2019. - С. 197-205.

29   Смирнова, Е. А. Инфографика в системе журналистских жанров / Е. А. Смирнова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. - 2012. - Вып. 11. - С. 92-95.

30   Сонтаг, С. Смотрим на чужие страдания / С. Сонтаг. - М.: ООО «Ад Маргинем», 2019. - 96 с.

31   Топчий, И. В. Медийный SMM: соединение визуального и эмоционального / И. В. Топчий // Знак: проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - 2018. -№ 3 (29). - С. 145-153.

32   Федорова, С. В. Визуализация как ведущая тенденция развития СМИ / С. В. Федорова // Филологические науки. Вопросы теории и практики - 2019. - № 7 (37), Ч. 2. - С. 189-191.

33   Чапник, Г. Правда не нуждается в союзниках. Фотожурналистика изнутри / Г. Чап-ник. - СПб.: Клаудберри, 2021. - 456 с.

34   Этика фото в СМИ и интернете: мнения экспертов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sdelano.media/ethicsphotos/

Похожие работы на - Фоторепортаж как жанр интернет-журналистики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!