Верования народов древнего Китая

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2023-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Верования народов древнего Китая

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

Верования народов древнего Китая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………..…2

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3-4

ГЛАВА I. ВЕРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА ХУАНХЭ………..…5-9

ГЛАВА II. ВЕРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА ЯНЦЗЫ……..….10-15

§ 1. Ранние неолитические культуры(IX-IV тысячелетия до н.э.)……10-11

 

§ 2. Культура Лянчжу – царство Мо……………………………………12-14

 

§ 3. Культуры среднего течения Янцзы……………………….………..14-15

ГЛАВА III. ВЕРОВАНИЯ В ЭПОХИ ШАН-ИНЬ И ЧЖОУ…………….16-22

§ 1. Духовные практики и культы эпохи Шан-Инь………………...….16-19

 

§ 2. Духовные практики и культы эпохи Чжоу…………………….…..19-22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………23-24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Духовная сфера жизни является неотъемлемой частью жизни любого архаического общества. Даже в современном Китае различные верования и традиции играют большую роль в жизни людей, и немалая их часть впервые появилась именно в эпоху Древнего Китая. Под термином «Древний Китай» в исследовании подразумевается весь период неолита на территории Китая и эпохи Шан-Инь и Западная Чжоу. Более поздние эпохи, традиционно относящиеся к понятию «Древний Китай», в исследовании не представлены. Термин «верования» подразумевает весь комплекс духовных представлений и культов населения Древнего Китая, а термин «народы» – этническую общность хуася, и их предков, а также аустрические народы – предки вьетов и современных национальных меньшинств Юго-восточного Китая.

Актуальность темы состоит в выяснении религиозных культов и представлений неолитических и архаических обществ. Некоторые древние культы, которые существуют на протяжении тысячелетий, до сих пор являются актуальными для некоторых народов, например жителей Китая, так что изучение этой темы является актуальным.

Целью работы является определение верований народов Древнего Китая.

Задачи ставятся следующие: определение ритуальных предметов; определение ритуальных животных; определение сути ритуалов и ритуальных изделий.

Хронологические рамки работы ограничиваются IX тысячелетием до нашей эры и эпохами Шан-Инь и Западная Чжоу, так как охватываемый временной диапазон относится к эрам неолита и бронзового века на территории Китая, что позволяет затронуть древнейшие культы.

Территориальными рамками обозначаются бассейны рек Хуанхэ и Янцзы, потому что это два древнейших очага цивилизации на территории Китая, где зародилась большая часть китайских культов и верований.

Обзор литературы. Большая часть использованной при написании работы литературы представляет собой обобщающие труды по истории Китая, ибо именно в них содержалась основная и наиболее полная информация о верованиях в Древнем Китае(первый том трёхтомной «Истории Китая» Л.С. Васильева, монография коллектива авторов: A.A. Бокщанина, О.Е. Непомнина, Т.В. Степугиной – «История Китая: древность, средневековье, новое время», первый том четырёхтомного издания «Истории Китая», написанного учёными Пекинского университета, первый том десятитомной «Истории Китая с древнейших времён до начала XXI века», разработанной российскими синологами, и монография Джона Кея «Китай: от Конфуция до Мао Цзэдуна»).

Кроме того, был использован советский учебник: «Археология зарубежной Азии», в котором даётся объяснение некоторым находкам, имеющим религиозный характер, другая монография Л.С. Васильева, которую автор посвятил отчасти духовной культуре Древнего Китая, статья М.А. Кудиновой, подробно объясняющая культовое предназначение собаки в эпоху неолита в Китае, и статья с сайта Синология.Ру, где автор подробно описывает разнообразные культы разнообразных неолитических культур Китая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Верования населения бассейна Хуанхэ

 

Первые религиозные представления у предков китайцев возникли ещё в эпоху палеолита, 25 тысяч лет назад. В пещере Шаньдиндун были найдены трупы, окрашенные в красный цвет, а также обработанные специально для покойников камни и ракушки. Этот ритуал передавал идею воскрешения и был характерен для многих палеолитических культур Евразии.

Впервые проблему религиозных представлений неолитического населения Китая начал исследовать шведский археолог Ю. Андерсон. Позже попытки исследования предпринимали почти все учёные, занимавшиеся вопросами духовной культуры Китая. Высказывались точки зрения о существовании сложной системы мировоззрения с различными космологическими теориями и полноценными мифологическими сюжетами, однако такие выводы имеют лишь гипотетический характер, так как они основываются по большей мере на проведении параллелей с религиозными традициями других народов, а также на гораздо более поздних нарративах китайских духовных сюжетов и практик. Само по себе изучение обрядов неолитического Китая в религиозном смысле началось относительно недавно[1].

Сопоставительный анализ различных памятников и артефактов позволяет говорить о существовании в неолитическом Китае по меньшей мере трех генеральных религиозных феноменов: погребального культа, культа плодородия и культа животных

Судя по данным археологических раскопок, у древних земледельцев Китая присутствовали элементы тотемизма в религии. Нередки изображения черепах, лягушек, рыб и других животных. Находки в Баньпо свидетельствуют о существовании зооантропоморфных изображений – изображений человека и животного как единого существа. Примером может служить найденная фигурка человека-рыбы с большой рыбьей головой и человеческим лицом. С другой стороны, не стоит трактовать любое животное изображение как свидетельства тотемизма.

Как и для любой другой первобытно-земледельческой общности, для древнего населения Китая был характерен анимизм. Он заменил собой тотемизм и являлся главным духовным культом вплоть до установления династии Чжоу, в которой главенствующую роль станет играть культ предков.

Анимистические представления можно проследить в первую очередь по исписанным керамическим сосудам, причём учёными было обнаружено, что по типу и характеру узора, семантике орнамента между древнекитайскими изделиями и аналогичными предметами из других евразийских культур существует определённое сходство. В качестве примеров анимистических верований можно привести солярные знаки, выполненные в виде кругов, лунные – в виде рожка, спирали он связывает с движением или небосвода, или солнца, или даже времени. Эти изображения можно связывать с зарождением у древних китайцев культа Неба, который станет одним из важнейших культов китайской царской и императорской власти[2]. 

Культ мёртвых был чрезвычайно развит в Китае ещё во время неолита. Провожая человека в загробный мир, в его могилу клали оружие и орудия умершего, утварь, одежду и так далее. Идея погребального обряда проста и очевидна всем народам – душа человека не умирала, а, напротив, оставалась жить в реальном мире. Ряд исследователей считает, что, помимо культа мёртвых, существовали и представлении о возможности реинкарнации, что можно проследить по особым узорам на керамике – двум параллельным зубчатым линиям, которые Ю. Андерсен назвал «символами смерти». В отличие от других орнаментов, эти линии выполнялись красным цветом, который имел ритуальное значение, он являлся «цветом крови».

Например, культуре Яншао присущи групповые (чаще всего парные) и коллективные(50-80 человек) захоронения. Хоронили умерших на кладбищах, расположенных за поселением, в ряде случаев они были расположены за естественными преградами, такими как реки. Это даёт основания полагать, что в яншаоскую эпоху уже существовали представления о мире живых и мире мёртвых. При этом не существует существенных отличий между женскими, мужскими и смешанными захоронениями. Велика вероятность осуществления практики вторичных захоронений. При вторичных захоронениях усопшие перезахоранивались в новой общей могиле в соответствии с обычаями местного клана или семьи, то есть в одной могиле находились представители одного и того же клана или семьи. Предположительно, умерших перезахоранивали спустя определённое количество времени.

Ритуал отправления покойников в другой мир для детей и взрослых отличался. Детей помещали в большие керамические урны и хоронили прямо на территории поселения. Эти сосуды выделяются на фоне остальных своими разноплановыми и развитыми художественными сюжетами охоты и религии. Часть этих урн была найдена в комплексе Хуншаньмяо, относящемуся к яншаоподобной культуре Мяодигоу. Для взрослых же рыли ямы на кладбищах, рядом с ними, под их ногами часто располагали керамические сосуды, но иногда в захоронениях можно обнаружить предметы быта, орудия труда и украшения. Стоит упомянуть, что более богатый инвентарь встречается в женских захоронениях, поэтому ряд исследователей считает, что у яншаосцев существовал материнский род как основа общественной организации. Другой точкой зрения является возможное магическое воздействие таких захоронений на плодородие женщин.

По результатам исследований погребальных инвентарей в различных культурах можно заявлять о существовании в неолитическом Китае социального расслоения. Так, рассматривая культуру Давэнькоу, можно обнаружить, что представители этой культуры уже имели социально-стратифицированное общество. Общество Давэнькоу имело, исходя из размеров могил и состава погребальной утвари, четыре социальные группы, разделенных по социальному статусу и богатству. Для этой культуры был характерен новый погребальный инвентарь, который включал в себя деревянный гроб и особые наборы керамической утвари. Эти предметы были призваны отметить привилегированное положение аристократии и царей. Вместе с этим развивается представление о загробной жизни. Так, например, в могилах культуры можно обнаружить супружескую пару и четверо рабынь, которые должны были служить своим хозяевам даже после смерти. Впоследствии такого рода захоронения станут очень распространёнными в эпоху Шан-Инь[3].

Культ плодородия был одним из самых популярных культов древних людей. Древние китайцы не были исключением. Широко использовались раковины каури, которые в древности имели функцию не только денег и показателя статуса, но и были символом женской плодовитости. Помимо раковин, свидетельства существования культа плодородия и женского начала обнаруживаются на керамических сосудах. Исследователи чаще всего ассоциируют многочисленные изображения треугольников именно с идеей плодородия, причём не только матери, но и земли[4]. Помимо этого, в комплексе Хоутайцзы были найдены относящиеся к седьмому тысячелетию до нашей эры глиняные статуэтки, изображающие женщин в позе эмбриона с округлым животом. Другой пример был найден при изучении культуры Нюхэлян. Здесь были найдены древнее святилище и остатки монументальных женских скульптур. Большинство образов – обнажённые, беременные женщины в различных позах. Эти находки позволяют заявить, что в северо-восточных культурах главенствовал культ плодородия, который связывался с женским началом.

Важнейшим минералом, без которого невозможно представить неолитическую культуру Китая и культуру Китая в целом, является нефрит, который, тем не менее, являлся не единственным материалом, с которым связаны духовные представления.

Самые ранние находки нефритовых изделий относятся к шестому тысячелетию до нашей эры. Они принадлежат культуре Синлунва: здесь были найдены нефритовые кольца. Помимо украшений, они использовались как средство общения между с богами.

Позднее нефрит получает значение предмета роскоши и знатности. По количеству нефритовых изделий можно определить социальное положение захоронённого. По-прежнему изделия из нефрита сохраняли свою функцию украшения. Культуре Хуншань типичны подвески в форме облака, черепах и др.

В дальнейшем ритуальные изделия из нефрита будут использоваться для поклонения Небу, например плоские круглые диски с круглым отверстием в центре. Похожие изделия, но в форме квадрата, использовались для общения с небесными и земными духами.

В конечном счёте именно в эпоху неолита появились наиболее характерные для Китая формы религиозных культов, такие как погребальный культ, культ предков и культ плодородия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Верования населения бассейна Янцзы

 

Издревле бассейн реки Янцзы населяли не родственные протокитайскому этносу хуася и их предкам аустрические народы. Они говорили совершенно на других языках, вместо просоводства, распространённого на севере, занимались рисоводством. Многие культы, изначально появившиеся на юге, будут восприняты хуася, а позже станут непременными атрибутами ханьцев. Кроме того, именно на юге, а не на севере впервые появилось развитое государство. В этой главе будет рассказано о культуре и верованиях аустрических народов Китая в эпоху неолита. В целом, в регионе Янцзы изучено не очень большое число памятников, что несколько затрудняет описание культов и верований местных народов.

 

§ 1. Ранние неолитические культуры(IX-IV тысячелетия до н.э.)

 

 Древнейшие находки эпохи неолита в области Янцзы датируются примерно IX-VIII тысячелетием до н.э.[5] В пещере Цзэнпиянь(9000-8300  гг.  до н.э.) были найдены погребения. Они выполнены в виде узких, но глубоких ям, на погребениях располагаются камни, направленные в разные стороны. Погребальный инвентарь скудный, содержит только орудия труда. Более поздние находки в этой же пещере представляют собой круглодонные сосуды с разнообразными орнаментами в виде треугольников, косых крестов, «рыбьей кости». Существование последнего узора можно обосновать близостью упомянутой пещеры к морю – представители аустрических народов были искусными мореплавателями.

Дальнейшие исследования Цзэнпиянь показывают, что в шестом тысячелетии погребальный обряд остался прежним, захоронения проводились в глубоких узких ямах, в которых хоронили одного человека. Зато преобразовался керамический инвентарь. Появились новые тонкостенные сосуды, пришедшие вместо старых толстостенных, орнаменты стали более разнообразными: появилось изображение рассечённого валика, волны и так далее. И снова на керамических изделиях появляются морские сюжеты, что можно связать с возможным существованием морских культов.

Далее следует рассмотреть памятник Сяоцзинь-1. Какие-либо погребения, которые можно отнести к этому памятнику, отсутствуют, зато присутствует достаточно небедный керамический инвентарь. Чаще всего в качестве орнамента предстают геометрические изображения: зигзаги, косые линии, решётки, не встречающиеся в комплексе культур Хуанхэ; изображения наносились и на внутренней, и на внешней стороне.

Примечательны данные археологических раскопок в Шицзяхэ. Здесь  были найдены более нигде не встречающиеся в неолитическом Китае фаллические сооружения высотой вплоть до 160 см, то есть в этом обществе преобладало мужское, а не женское, начало, что можно соотнести с особенностями производства риса.

 Таким образом, во время раннего и среднего неолита у обществ бассейна Янцзы, по-видимому, существовали похожие культы и верования, какие были присущи хуанхэским обществам: культ плодородия, связываемый или с женским началом, если учитывать изображения треугольников на керамических сосудах, либо же с мужским, если брать в расчёт находки в Шицзяхэ. С другой стороны, фаллические статуи больше нигде, кроме этого места, до сих пор не были обнаружены, так что едва ли можно говорить о господстве среди аустрических народов культа плодородия, связываемого именно с мужским началом. Кроме того, в указанный исторический период у этих народов, видимо, отсутствовал культ предков.

 

§ 2. Культура Лянчжу – царство Мо

 

Одним из наиболее примечательных и изученных памятников района Янцзы можно считать культуру Лянчжу, существовавшую в 3000–2000 годах до нашей эры. Появляется несколько городищ, в которых наблюдается появление политических центров, центральной власти, крупных культовых сооружений, крупных погребальных комплексов. Особенно получают распространение нефритовые изделия, которые станут одними из важнейших атрибутов светской и религиозной власти. Важнейшим признаком появления государства или протогосударства является существование письменности, которую пока не дешифровали. Существование сложной системы верований подтверждается ещё и существенными различиями в погребальном обряде, что свидетельствует об имущественном расслоении.

Важную религиозную функцию исполняли ступенчатые башни-зиккураты – они были местами погребений. Усопших никогда не хоронили на верхней части храма, а только на южной стороне, причём сначала хоронили на юго-западной, потом на южной, и только потом на юго-восточной стороне. Тем не менее, изначально зиккураты не являлись некрополями. В первую очередь они предназначались для жертвоприношений, лишь позже в них начали хоронить людей[6].

Погребальный инвентарь чрезвычайно разнообразен, однако можно выделить лишь несколько типов могил в зависимости от количества предметов и видов самих предметов, что говорит о социальном расслоении в Лянчжуском обществе. Например, в погребениях в упомянутых ранее башнях встречается большое количество нефритовых изделий, что позволяет предположить о крайне высоком положении погребённых, скорее всего они принадлежат или царям, или высшей аристократии, или высшему религиозному сословию. Особенностью таких погребений является наличие нефритовых цунов – наверший жезлов, которые помещали только в погребения носителей высшей власти и которые, по всей видимости, являлись символом власти. Среди атрибутов царской власти можно отметить трапециевидные пластины, прикреплявшиеся к головному убору, нагрудные пластины с изображением божеств, ритуальные топоры и другие изделия. На навершиях жезлов(цунах) встречаются изображения двух божеств – маленького и большого; маленькое божество вырастает из головы большего и обхватывает её. Это очень тонкие и сложные изображения, требующие огромного мастерства ювелиров. Среди орнаментальных изображений преобладают спирали и округлые линии.

Помимо нефрита, другим ритуальным минералом была бирюза, встречающаяся значительно реже. Скорее всего, роль керамики как одного из важнейших элементов погребального обряда утрачивается и становится второстепенной. Об этом можно судить по погребениям памятника Фаньшань, где керамические сосуды имеют грубую, неаккуратную форму. С другой стороны, в этом же комплексе была найдена уникальная ваза с инкрустациями нефрита и орнаментом в виде единичных и совмещённых колец и дуг, в которых угадываются очертания водоплавающей птицы.

Особенно выделяется одно погребение. Оно содержит деревянный гроб нестандартного размера, гораздо больше человеческого. В свободном пространстве у ног были сложены погребальные сосуды, изделия из нефрита в большом количестве находятся внутри гроба. Нефритовый инвентарь такой же, как упоминалось ранее, с другой стороны, он стал менее качественным, зато нефритовых изделий стало больше. Керамические изделия грубы и немногочисленны, одним из таких изделий является типичный для культуры Лянчжу двухчастный сосуд без ручек, высокий сосуд без горлышка, треножник-горшок с круглым дном и плоскими ножками, а также горшок, используемый для варки на пару.

Важнейшим памятником культуры Лянчжу являются надписи на паре нефритовых изделий, называемых «полыми иероглифами», ныне хранящиеся в музеях.

Исходя из вышеперечисленной информации, можно сделать вывод, что во время существования культуры Лянчжу уже существовало некоторое государственное образование или образования с высшей центральной властью и институтом религии. Наиболее богатые захоронения принадлежат, очевидно, высшей знати и царю. Возможно, царь являлся высшим божеством, о чём может косвенно свидетельствовать ранее упоминаемое погребение с увеличенным гробом, предназначенное для наиболее выдающегося правителя. Изображения двух божеств на нефритовых изделиях могут олицетворять какую-либо дихотомию: луны и солнца, земли и неба, дня и ночи и тому подобное. Нефрит стал всеобъемлющим и беспрекословным объектом высокого статуса и богатства. Позже нефритовый культ переймут хуася.

§ 3. Культуры среднего течения Янцзы

 

В среднем течении Янцзы, в отличие от её устья, на границе эпохи неолита и бронзы не существовало похожих на лянчжуское государственных образований. Однако культуры этой местности тоже заслуживают внимания.

Следует рассмотреть культуру Шицзяхэ-2. Погребальный культ здесь схож с погребальными культами на Хуанхэ. Существовали детские погребения, они совершались в больших сосудах с круглым дном. Керамика использовалась по большей мере бытовая(кухонная, столовая), присутствовала посуда, но также были сосуды для ритуальных церемоний. В погребениях содержатся орудия – удлинённые топоры, а также фрагменты оружия – наконечники копий и стрел, что отличается от погребального инвентаря нижней Янцзы. Нефритовые изделия, пусть не в таком количестве, как в Ляочжу, присутствуют. Среди таких изделий можно отметить подвески с изображением лица божества с глазами миндалевидной формы. Встречаются незамкнутые нефритовые кольца, также характерные для Северного Китая. Помимо этого, были найдены нефритовые трубочки и большие диски.

Достаточно часто в погребениях обнаруживаются изображения насекомого со сложенными крыльями и очень маленькой птицы, которая берёт саму себя за хвост. Символов власти практически нет, встречаются лишь нефритовые стержни. На одной стоянке было найдено изображение, похожее на Инь-Ян. Впрочем, это изображение встречается на других местах расселения аустрических народов, например в бассейне реки Меконг. Другим уникальным обнаруженным предметом является чаща из Шицзяхэ. На её внешней стороне нанесено изображение божества аустрических народов. Она примечательно тем, что имеет как вдавленные, так и выступающие наружу части. Ещё одним примером религиозных верований служит найденный сосуд, на котором изображено антропоморфное изображение божества в полный рост с выходящими из его головы стволами, от которых отходит несколько спиралей.

На среднем течении Янцзы, как и в её дельте шёл процесс образования государства. Понять это можно по найденным в погребениях нефриту, уникальным изделиям с изображениями божеств. В этом регионе проявляются культы и верования как Севера – использование бытовой керамики и орудий труда, так Юга, где находится упоминаемый регион.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. ВЕРОВАНИЯ В ЭПОХИ ШАН-ИНЬ И ЧЖОУ

 

В заключительной главе будут рассмотрены культы и верования древних китайцев во время правления первых двух династий – Шан-Инь и Чжоу. Реальность существования династии Ся до сих пор вызывает споры в научных кругах, поэтому она не была включена в состав курсовой работы.

 

§ 1.  Духовные практики и культы эпохи Шан-Инь

 

Эпоха Шан-Инь, в отличие от ранее рассматриваемых в курсовой работе, относится не к неолиту, а к бронзовому веку. Изделия из бронзы получат очень широкое распространение, особенно в ритуальных церемониях. Разнообразные изделия из бронзы – ритуальные предметы, оружие, орудия труда и колесницы – отражают процесс постоянного совершенствования техники литья. Но наибольшей популярностью в эпоху Шан-Инь пользовались черепашьи панцири со множественными эпиграфическими надписями. Это была важнейшая церемония коммуникации с божествами, которая была связана с гаданием, игравшем большую роль в политической и религиозной жизни шанских элит. Шанцы гадали с помощью панцирей черепах и костей животных, чаще всего коров.

Необходимо отметить, что прожигание костей практиковалось и ранее, оно было распространено в среднем течении Хуанхэ и на Шаньдуне, а практика использования панцирей черепах для гадания появилась задолго до Шан-Инь. Однако особенностью именно шанских ритуальных панцирей является их сплошное распространение в том числе среди правящего круга лиц. Кроме того, гадания стали настолько важным мероприятием, что вопросы оракулам и их ответы стали записывать и проверять, произошло ли событие или нет[7]. Особо примечательно, что шанцев при гадании интересовала лишь материальная и прагматическая составляющие: никаких рассуждений на тему о судьбе, неисповедимости рока, мистической неопределенности или, напротив, предопределенности. Всё сводилось к трезво-практической интерпретации трещин на специально обработанных, надписанных и затем подогревавшихся на огне костях: в зависимости от конфигурации трещин формировался ответ предка на поставленные ему потомками вопросы. Да и сами вопросы ставились так, чтобы получить однозначный ответ: да, нет, согласен, не согласен. И соответствующим образом решать или поступать.

Кроме обращения к духам с просьбами существовала форма молитвенного обращения к ним. Божествам докладывали или о намерении совершить поход против кого-либо, или, напротив, о том, что такой-то народ выступил против Шан. Ван[8] мог докладывать и о своем намерении совершить инспекционную поездку или отправиться на охоту.

Активно практиковались жертвоприношения богам. Иногда жертвы приносились готовой едой, в таком случае в ритуалах использовались разнообразные бронзовые сосуды: для мяса, зерна, вина. Предкам приносились жертвы ценными предметами. Однако чаще всего жертвы приносились в виде убитых животных(собак,  коней,  коров,  баранов  и  др.),  а иногда и людей. Говоря о человеческих жертвоприношениях, при определённых условиях его мог совершить сам ван.

Что касается погребений, то эта ритуальная сторона жизни была важной составляющей шанского общества. В погребениях знати должны были присутствовать гроб и саркофаг, в могилах простых состоятельных шанцев и военных – гроб. Кроме того, все погребения предполагали наличие определенного числа изделий в качестве сопроводительного инвентаря. Во всех погребениях свободных и равноправных шанцев, даже людей с низким статусом, должна была быть подмогильная яма с сопогребенной собакой, а в погребениях более или менее знатных шанцев – сопогребение с ним одного или нескольких человек.

При этом необходимо отметить, что коллективные захоронения отсутствовали, коллективными могли быть только сопогребения и жертвоприношения. Стоит разграничить понятия жертвоприношение и сопогребение. Жертвоприношение предназначалось божествам, а в Шан-Инь были распространены именно сопогребения. Человека или животное специально убивали, чтобы проводить хоронимого в иной мир. Чаще всего таким животным была собака, провожающая человека в потусторонний мир. Специально для неё делали яму под погребённым[9].

В могилах шанской знати были найдены различные типы бронзовых сосудов, при этом к ритуальной сфере в основном можно отнести кубки[10]. Их количество в захоронениях напрямую связано с числом бронзовых сосудов других типов, а также с размером погребения, и свидетельствует о статусе покойного и его месте в иерархической структуре шанского общества. В районе погребений правителей Шан, расположенном в северо-западной части памятника Иньсюй, были найдены следы погребальной церемонии. В восточной части этого района обнаружены многочисленные ямы со следами жертвоприношений, их общее количество превышает 2500. Каждая группа ям соответствовала определенному типу ритуальной деятельности. В большинстве своем они заполнены человеческими костями, лишь некоторые были предназначены для захоронения животных и ритуальной утвари. В каждой группе ям найдены останки от нескольких десятков до нескольких сотен людей. Очевидно, эти ямы были вырыты во время проведения церемоний погребения и жертвоприношений покойному вану. Исходя из этих данных, можно с уверенностью сказать, что шанские ваны и представители родовой знати совершали жертвоприношения предкам не только в храмовых комплексах, но и в районах, где были расположены усыпальницы правителей.

Кроме этого, существовали и определенные магические ритуалы, связанные со строительством дворцовых и храмовых сооружений, которые, исходя из данных археологических экспедиций, предполагали жертвоприношение взрослых и детей прямо под фундаментами сооружений дворцового и храмового характера и под отдельными элементами их конструкции или рядом с ними. Другими важными ритуальными объектами были алтари для жертвоприношений духам Земли. Эти алтари являлись символом государства. Об этом также свидетельствуют эпиграфические записи на гадательных костях. Сохранилось множество упоминаний о принесении жертв и совершении обрядов на алтарях. Это говорит о том, что при Шан жертвоприношения на алтарях получили широкое распространение.

 Общая черта церемониальной практики шанского времени состоит в регулярном умерщвлении большого числа людей. Это явление является уникальным для эпохи Шан, его аналоги не известны нигде за пределами шанского политического центра[11].

Таким образом, в эпоху Шан-Инь верования, религиозные представления и обряды значительно усложняются в сравнении с неолитическими культурами. Появляются жертвоприношения, специальные места для них. Виды погребений в шанскую эпоху окончательно стратифицируются. Теперь похоронный инвентарь зависел строго от социального положения человека.

 

§ 2. Духовные практики и культы эпохи Чжоу

 

Говоря о завоевании чжоусцами Шан-Инь, необходимо отметить, что чжоусцы, покорив Шан-Инь, целиком приняли важнейшие принципы духовной культуры, мироустройства и мировоззрения, потому что какая-либо альтернатива у них отсутствовала. Однако завоеватели должны были получить санкцию свыше для легитимизации своей власти. Таким образом, была выдвинута следующая теория: Некогда Небо дало приказ (мандат) управлять Поднебесной династии Ся, но ее правители оказались не на высоте, и Небо изменило свое решение, дав мандат шанскому Чэн Тану. Затем не на высоте оказался Чжоу Синь, и Небо снова изменило свое решение, вручив мандат чжоуским правителям. Отсюда явствует, что чжоуские ваны управляют Поднебесной не по праву голой силы и успешного завоевания. Напротив, они успешно воюют и одолевают противника именно потому, что за ними — Великое Небо. Сакрально-политическая теория подобного рода была жизненно важна для чжоусцев. Она давала чжоусцам право на власть в Поднебесной, легитимировав его в терминах и понятиях привычной для всего региона шанской политической культуры. Первым следствием перемещения установления культа Неба стала независимость чжоуского вана и всей династии от шанских предков. Вместо родственно-генетической связи с небожителями по шанскому стандарту стала оформляться адаптивная связь между Небом и правителем, в данном случае чжоуским. Небо как высший символ всего божественного заняло позиции обожествленных родовых предков и, как следствие, начало выступать в функции великого Отца живущего на земле правителя, а правитель соответственно стал Сыном Неба[12].

В чжоускую эпоху религиозные представления хуася продолжают расширяться, сфера охвата жертвоприношений значительно расширилась, однако наиболее важным отличием религиозных представлений этой эпохи от верований эпохи Шан–Инь стало представление о Небе как о верховном божестве. Небо играло решающую роль в самых разных сферах – оно определяло смену правящих династий и одновременно продолжительность и благополучие жизни человека – поэтому оно пользовалось особым почитанием со стороны людей. Однако приносить жертвы Небу имел право только Сын Неба, то есть ван. Таким образом, жертвоприношение Небу стало символом получения правителем Небесного повеления (мандата Неба), который будет существовать вплоть до падения династии Цин в 20 веке нашей эры.

Культ предков также получает ещё большее влияние в обществе. В эпоху Чжоу культ предков и связанные с ним ритуалы также играли крайне важную роль. Жертвоприношения предкам должны были совершать люди всех слоев общества, от Сына Неба до простолюдинов, хотя масштабы и содержание церемоний значительно различались.

Основные религиозные церемонии, связанные с культом предков, проходили в храмах цзунмяо.  Жертвы приносились на различных алтарях и жертвенниках. Главным алтарем Чжоу и отдельных владений был алтарь Земли и Злаков, а важнейшую часть церемониальной утвари представляли различные сосуды из бронзы. Жертвенное зерно и мясо варили в сосудах дин – круглых триподах или квадратных тетраподах с двумя ручками, после чего перекладывали в круглый сосуд гуй на невысоком поддоне, часто с двумя ручками. Сосуды использовались во время жертвоприношений в храмах предков и на отдельных алтарях, а также в качестве сопроводительного инвентаря при погребальном обряде. В эпоху Западной Чжоу он претерпевал изменения, которые выражались в изменении числа и набора сосудов в погребениях. Некоторые сосуды известны в комплектах из нескольких штук, но с одной и той же по содержанию надписью. Такие комплекты называют «ритуальными наборами», и каждый из них предназначался для определенных церемоний.

С другой стороны, все культы предков, церемонии жертвоприношений и тому подобное не были прерогативой обычного человека. Нет никаких сведений, что среди них был распространён культ предков. Вполне вероятно, что он вовсе отсутствовал. В лучшем случае культ предков мог проявляться в торжественных жертвоприношениях предкам. Также храмы и алтари предков не предназначались для всех и вся, они являлись привилегией знати.

Подводя итоги, можно сказать, что по большей мере чжоуские верования и культы остались прежними. Чжоусцы переняли имевшийся в Шан-Инь культ предков. Однако, в отличие от Шан-Инь культ предков у чжоусцев не являлся таким же ярким, каким он был у шанцев. С другой стороны, значительно усилился культ предков правящей династии.  Главным отличием и новшеством чжоуской эпохи в сравнении с шанской является появление мандата Неба, который придаёт легитимность правителю и правящей династии и, лишившись которого, династия лишается законного права на нахождение у власти.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате исследования были определены основные виды верований в Древнем Китае. На первоначальном этапе, в эпоху неолита для населения Древнего Китая характерны три религиозных феномена: культ предков, культ плодородия и культ животных. Самыми ранними верованиями китайцев можно считать анимизм и тотемизм, которые в той или иной степени присущи всем первобытным неолитическим обществам. Нередки изображения животных на керамических изделиях, на некоторых из которых даже можно обнаружить существо-помесь человека и животного. Первыми объектами поклонения среди животных у древнего населения Китая были свиньи и собаки, потому что именно эти животные были одомашнены в первую очередь. Их останки обнаруживаются во многочисленных захоронениях. Собака охраняет своего хозяина в загробном мире.

Узоры на керамических изделиях указывают на анимистическое мировоззрение: кружки, линии, волны, рожки – всё это символы природы и объекты поклонения.  

Культ плодородия был широко распространён, что неудивительно, потому что существование такого культа характерно для любого земледельческого неолитического общества. На территории Древнего Китая были обнаружены как женские статуэтки, символизирующие женское плодородие и, соответственно, женское начало, а также изображения на керамике. Но, кроме этого, были обнаружены фаллические изделия, что может говорить о том, что на территории Китая в некоторых обществах почиталось мужское начало и культ мужского плодородия.

Важнейшую функцию культового предмета играл нефрит. Он обычно использовался в погребениях и от его количества в погребении можно понять социальный статус усопшего.

Династия Чжоу установит культ Неба, который играл огромную роль на протяжении очень долгого времени истории Китая. Именно он, начиная с Чжоу, легитимизировал правящую династию.

В целом, и в бассейне Хуанхэ, и в бассейне Янцзы местные народы имели схожие верования. В неолите, до появления государства, преобладали анимистические представления, выраженные прежде всего орнаментами на сосудах. Культ предков, широко представленный в северных районах и выражавшийся прежде всего разнообразным и богатым погребальным инвентарём, по-видимому, не был распространён на юге.

В период образования государств как на севере, так и на юге существовала определённая социальная стратификация, которая также выражалась характером погребального инвентаря. Правители этих государств обожествлялись, их могилы чрезвычайно богаты. Появляются специальные сооружения для совершения религиозных обрядов, в частности жертвоприношения, которые станут особенно распространены на севере. Кроме этого, в духовной жизни севера большую роль играли гадания. На юге(культура Лянчжу), судя по захоронениям, главным культом был культ предков, а кроме этого, видимо, существовали представления о загробной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Археология зарубежной Азии. М.: Высшая школа, 1986. 360 с.

2. Бокщанин A.A., Непомнин O.E., Степугина Т.В. История Китая: древность, средневековье, новое время. М.: Восточная литература, 2010. 599 с.

3. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература РАН, 2001. 488 с.

4. Васильев Л.С Древний Китай. Т. 1: Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. До н.э.). М.: Восточная литература РАН, 1995. 379 с.

5. История китайской цивилизации: в 4 т. Том 1: С древнейших времён до 221 г. до н.э. М.: Международная издательская компания «Шанс», 2020. 671 с.

6. История Китая с древнейших времён до начала XXI века: в 10 т. Том 1. Древнейшая и древняя история (по археологическим данным): от палеолита до V в до н.э. М.: Наука – Восточная литература, 2016. 974 с.

7. Кей Джон. Китай: от Конфуция до Мао Цзэдуна. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022.  736 с.

8. Кудинова М.А. Домашняя собака в неолитических культурах Китая // Мультидисциплинарные аспекты изучения древней и средневековой истории: К 70-летию акад. В. И. Молодина. 2018. С. 96-114.

9. Синология.Ру. Верования и культы эпохи неолита в Китае. URL: www.synologia.ru/a/Верования_и_культы_эпохи_неолита (28.05.2023).

 


[1] Синология.Ру. Верования и культы эпохи неолита в Китае. URL: www.synologia.ru/a/Верования_и_культы_эпохи_неолита (28.05.2023)

[2] Кей Джон. Китай: от Конфуция до Мао Цзэдуна. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022.  С. 53

[3] Археология зарубежной Азии. М.: Высшая школа, 1986. С. 309.

[4] Бокщанин A.A., Непомнин O.E., Степугина Т.В. История Китая: древность, средневековье, новое время. М.: Восточная литература, 2010. С.27.

[5] История Китая с древнейших времён до начала XXI века: в 10 т. Том 1. Древнейшая и древняя история (по археологическим данным): от палеолита до V в до н.э. М.: Наука – Восточная литература, 2016. С. 345.

[6] Там же. С.388.

[7] Там же. С.607.

[8] Ван – титул правителя в древнем Китае.

[9] Кудинова М.А. Домашняя собака в неолитических культурах Китая // Мультидисциплинарные аспекты изучения древней и средневековой истории: К 70-летию акад. В. И. Молодина. 2018. С. 99

[10] История китайской цивилизации: в 4 т. Том 1: С древнейших времён до 221 г. до н.э. М.: Международная издательская компания «Шанс», 2020. С. 229.

[11] . Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература РАН, 2001. С. 113

[12] Васильев Л.С Древний Китай. Т. 1: Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. До н.э.). М.: Восточная литература РАН, 1995. С. 232-233.

Похожие работы на - Верования народов древнего Китая

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!