Отражение образа родной природы в рисунках детей старшего дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2023-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отражение образа родной природы в рисунках детей старшего дошкольного возраста

 Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

 

 

Студентка 3 курса,

специальность 44.02.01

Дошкольное образование,

группа ДО – 3А

ЛЕВИНА

Арина Владимировна

 

Отражение образа родной природы в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

 

 

Руководитель: Е.С.Бородаева, преподаватель первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дзержинск – 2022

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. РИСОВАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ……………….…….. 7

1.1 Сущность и своеобразие детского рисунка…………………………… ….7

1.2 Развитие изобразительных умений в рисовании у старших дошкольников…………………………………………………………………….... 13

Вывод по главе 1…………………………………………………………………... 20

Глава 2.  МЕТОДОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ С ЦЕЛЬЮ ОТРАЖЕНИЯ ОБРАЗА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ……………………………………………………………………………. 23

2.1 Ознакомление дошкольников с образами родной природы в пейзажах великих художников………………………………………………..23

  2.2 Методы и приемы обучения рисованию пейзажа в старшей группе………………………………………………………………………………..31

Вывод по главе 2……………………………………………………………………36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….39

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….………….43

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дошкольное детство – базовый период в жизни ребенка и в формировании его ценностей, мировосприятия и мироощущения. Именно в этот период времени начинает закладываться всестороннее развитие ребенка, его восприятие окружающего мира, а также проявляется зарождение его творческого потенциала. Развитие дошкольников старшей группы неразрывно связано с художественно-эстетическим направлением дошкольного образования. Таким образом, важное место в совокупности данных средств занимает отражение образа родной природы в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое развитие ребенка как направление развития и образования ребенка закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Далее ФГОС ДО). Данное направление предполагает формирование в детях дошкольного возраста понимания художественных произведений, в том числе и на примере окружающего мира и эстетического отношения к нему.

Развивая тему художественной-эстетического развития ребенка важно сопоставить отражение образа родной природы в рисунках с самой сущностью, вариативностью и своеобразием рисунка детей старшего дошкольного возраста. Необходимо выделить ряд особенностей и критериев передачи чувств и эмоционального фона ребенка, а также состояние его внутреннего мира через художественно-эстетические образы.

Важно проследить неразрывную связь мыслительных процессов дошкольника и его изобразительных умений. Не менее важно выявить критерии дошкольной образовательной деятельности, результатом которой будет желание и стремление дошкольников к самовыражению своих чувств и мыслей, через отображение образов родной природы в рисунках, в сочетании с ознакомительной работой. Важно научить дошкольника видеть прекрасное в родной природе на картинах великих художников. Безусловно, данный процесс неразрывно связан с методами и приемами обучения рисованию пейзажа в старшей группе. В данном аспекте важно выделить основные начала, провести разграничения условий проведения занятий рисования на методологию и вспомогательные элементы, а также систематизировать изученный материал, для составления прочной методической основы.

Теоретическую основу данного исследования составили работы: Т.С. Комаровой, А.А. Мелик-Пашаева, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флёриной и иных ученых из сферы дошкольного образования и педагогики.

О формировании образа родной природы а также об образе родной природы в изобразительной деятельности дошкольника отражали: Г.Г.  Григорьева, Е.И. Игнатьева, О. А. Соломенниковой и другие.

Актуальность данной работы обусловлена процессом социализации дошкольников старшей группы, развития их художественно-эстетических способностей, воспитания в дошкольниках стремления к прекрасному и любви к окружающему миру.

Данная работа будет полезна воспитателям, педагогам дошкольного образования и методистам.

В данной работе автором будет предпринята попытка решить следующую проблему: изучить, какие способы отражения образа родной природы прослеживаются в пейзажах детей старшей группы?

Объектом работы является развитие у детей старшего дошкольного возраста изобразительных умений в рисовании.

Предметом работы следует считать совокупность способов и средств отображения родной природы в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы – теоретическое изучение, обобщение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме отражения образа родной природы в рисунках детей дошкольного возраста.

Для достижения цели были поставлены определенные задачи:

1.  Выделить сущность и проанализировать в общих чертах своеобразие детского рисунка;

2.  Раскрыть виды изобразительных умений в рисовании старших дошкольников и изучить этапы их развития;

3.  Определить значение искусствоведческой работы в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию на примере пейзажной живописи великих художников;

4.  Дать характеристику методам и приемам обучения рисованию пейзажа в старшей группе.

При написании данной работы использовались общие и специальные методы исследования. Общие: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Специальные: изучение творческих работ дошкольников старшего возраста, проведение сравнительного анализа детских пейзажных изобразительных работ.  

Работа состоит из 2 глав, в первой из которых предоставлен теоретический анализ своеобразия и сущности детского рисунка, а также выделены особенности развития изобразительных умений у детей старшей группы. Вторая часть исследования носит практический характер: в ней проанализировано то, как образ родной природы должен быть отражен в пейзажах дошкольников старшей группы: выделены методы и приемы обучения рисования пейзажа, а также даны примеры отражения образа родной природы на примерах полотен известных русских художников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. РИСОВАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

1.1  Сущность и своеобразие детского рисунка

 

Как уже было выявлено, детский рисунок является проводником во внутренний мир ребёнка. Н.П. Сакулина часто указывала в своих работах, что в рисовании «таятся широкие возможности для эстетического воспитания подрастающего поколения». Она считала важным заметить, что рисованием ребенок овладевает достаточно рано, и оно оказывает непосредственное влияние на формирование сильных личностных сторон. Действительно, с самого раннего возраста ребёнок стремится выразить свои эмоции, отношение к окружающему миру через образность, экспозицию и содержание рисунка. Важно рассмотреть детский рисунок с позиции его своеобразия и сущности [14, с. 10-62].

Каждый детский рисунок в той или иной мере способен отразить то, какие чувства испытывает юных художник, его настроение и отношение к жизни. В педагогической науке принято выделять этапы рисования детей дошкольного возраста.

Первый этап – этап каракуль, который характерен для детей от полутора до трёх с половиной лет. В этот период ребенка интересует больше сам карандаш, но не конечный результат в виде рисунка. Дошкольник понимает, что карандаш может нарисовать желаемое, но сама детская изобразительная техника, построенная преимущественно на линиях и штрихах, пока ещё не позволяет вычленить смысл и содержание каракулей. Ближе к трём-четырём годам штрихи и линии принимают более содержательный, упорядоченный вид, после которого у юного художника уже возникают ассоциации продукта своего творчества и объекта внешнего мира. На этом этапе устанавливается связь мира воображаемого и мира объективного.

Второй этап завязан на примитивной изобразительности, которая наступает сразу после каракуль и длится до пяти лет. В рисунках старшей группы появляются характерные для этого периода попытки придания динамизма. Штрихи и линии прогрессируют в зигзаги, спиральки, появляется поверхностный объем.

 Третий этап обусловлен этапом становления схематичного рисунка, который характерен для ребенка старшей группы от пяти-шести до семи лет. В данном периоде ребёнок старается нарисовать рисунки по памяти с приданием и наделением всех качеств, которые свойственны объекту. Именно поэтому, в данный период, например, очень часто лицо, изображенное в профиль, рисуется детьми с 2 глазами [14, c. 30-62; 8].

Подытожим, рассмотрев этапы развития детского рисунка, важно отметить что рисование – длительно формирующийся процесс, благодаря которому ребенок улучшает свои когнитивные и некогнитивные способности. Рисование помогает дошкольнику улучшить навыки принятия нестандартных решений. Благодаря рисованию улучшаются социальные и поведенческие навыки, дошкольник воспитывает в себе необходимые в будущем качества: открытость новым идеям, добросовестность, экстравертность и иные положительные качества. Можно с уверенностью сказать, что рисунки дошкольника наиболее детально и точно могут отображать внутренний настрой юного художника. Очень часто в современной педагогической науке рисование называют «графитный язык». Безусловно, в данном аспекте рисование – апробация внутренних переживаний и мыслей дошкольника взаимосвязи дошкольника и внешнего мира, а также его эмоций, мировосприятия и мироощущения.

Таким образом важно подойти к детскому рисунку с позиции его сущности, оригинальности и своеобразия. Говоря о сущности рисунка дошкольного возраста, следует выделить ряд ключевых особенностей, которые отображают суть процесса рисования и наделяют рисунок дошкольника отличительными характеристиками.

Рисование помогает развивать формирование детской творческой личности. Формирование творческой натуры в дошкольниках – одно из основополагающих направлений художественно-эстетического развития дошкольника. Оно предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений изобразительного искусства, мира природы. Оно необходимо для становления эстетического отношения к окружающему миру, а также для реализации самостоятельной творческой деятельности детей [1].

Рисунок выступает отражением эмоционального настроя дошкольника старшей группы. А. В. Запорожец, анализируя данный аспект детского рисунка, в своих работах писал о том, что «эмоции ребенка необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности». Он так же неоднократно указывал на закономерность, согласно которой эмоциональный фон ребёнка развивается в деятельности и напрямую зависит от её содержания и структуры.

С рисунком непосредственно связана будущая социализация ребёнка дошкольного возраста. Детский рисунок в большей мере пишется на основе фантазии и воображения ребёнка, которые в свою очередь крайне важны для социализирующейся личности. Отметим, что именно воображение удаляет практически любые психологические барьеры, комплексы, которые могут быть навязаны реалиями объективного мира. Так и в рисовании дошкольника: ребёнок в своих творческих работах пытается изобразить не сам предмет, но его идею, подкрепляя её своими представлениями о предмете, которые основаны на детском реализме. Как итог, дошкольник старшей группы аккумулирует в себе познания об материальном мире и мире социальных отношений.

Детский рисунок можно рассматривать как инструмент для развития устной речи, памяти и мелкой моторики.  Как известно, на занятиях, посвященных изобразительным искусствам у детей происходит усвоение форм и названий цветов, их оттенков, а также запоминание пространственно-композиционных элементов. В связи с этим рисунок непосредственно связан с развитием памяти. Более того, произношение новых слов и элементов вслух обогащает детский активный словарный запас, а работа с кистью или карандашом существенно развивает мелкую моторику пальцев и кистей. Отметим, что процесс рисования связан не только с непосредственным написанием рисунка, но и с такими элементами как: обследование предметов будущей экспозиции, знакомство с журналами и иллюстрациями, изучение картин известных художников. Все вышеперечисленное благотворно влияет на расширение словарного запаса, улучшение мелкой моторики, становление связной и грамотной речи.

Вышеперечисленные свойства детского рисунка достаточно широко отображают его сущность. Переходя к своеобразию рисунка дошкольника важно отметить, что термин своеобразие в данном контексте можно рассматривать как «оригинальность», которая, в свою очередь, непосредственно связана с чувственной составляющей и ощущениями юного художника. Е.А.Флерина в своих работах не раз подчеркивала достоинства детского рисунка с точки зрения эмоциональной полноты [17].

Так, обобщив исследования Лабунской Г.В., Сакулиной Н.П., Флёриной Е.А и Щербакова В.С, определим, что понимается под термином «своеобразность» детского рисунка.

Своеобразность, как уже отмечалось ранее, присуща каждому детскому рисунку. Толковый словарь Ефремовой отождествляет данное слово со словом «необычность». Благодаря каким особенностям можно идентифицировать детский рисунок как «необычный», «оригинальный»?

Во-первых, это искренность и эмоциональность. Заметим, что рисунок дошкольника как правило насыщен яркими оттенками, а конечный результат – всегда выражение его чувств и эмоционального состояния. Важно воспринимать детский рисунок не с точки зрения художественной догматики, но с точки зрения передачи чувств, эмоциональной выразительности и экспрессии [8;14;17].

Во-вторых, рисунок дошкольника старшей группы всегда содержателен, так как наполнен сакральным для ребёнка смыслом. Дошкольник, как правило, всегда рисует то, «что у него на уме»: на будущий результат напрямую влияют его переживания, эмоции, недавнее знакомство или расстройство, вызванное чем-то. Более того, рисунок можно воспринимать не только как связующее звено между внешним и внутренним миром ребёнка, но и как показатель эрудированности дошкольника. Чем больше ребёнок старшей подгруппы знает об окружающем его мире, тем шире тематика его рисунков.

В-третьих, каждый рисунок дошкольника пронизан смелостью. Так, для ребенка изначально не существует преград для осуществления рисунка. Он действительно может и «умеет» рисовать все. Конечно, с позиции конечного результата зачастую это «всё» превращается в некий символизм, но с позиции воспитания положительных внутренних качеств способность нарисовать «все» - показатель смелости ребёнка.  Практически всегда на начальных стадиях рисования деятельность юного художника тесно связана с риском. А как мы знаем, риск – характеристика не только творческой, но и уверенной в себе личности. На смену смелости и риску может прийти осторожность и неуверенность в себе. Ребёнок может понять, что он не умеет что-то рисовать, что-то получится плохо, а что-то и вовсе лучше не делать. Таким образом, первостепенная задача воспитателя в этом плане сводится к тому, чтобы поощрять смелость детского рисунка и обратить внимание ребёнка на то, что его возможности безграничны и несоответствие результата его творчества объективному миру – не повод останавливаться [8, с. 102-115].

В-четвертых, каждому детскому рисунку присуща экспрессивность, чувственность и выразительность. Как уже было отмечено ранее, ребёнок всегда вкладывает свои эмоции в рисунок. Именно поэтому выразительность один из основных и главных существенных признаков детского рисования. Как отмечала Г.В. Лабунская «выразительность детского рисунка — это передача активного эмоционального отношения к отражаемому ребёнком предмету» Важно отметить, что выразительность детского рисунка как основополагающий фактор выделяла и Е. А. Флерина. В своих работах она не раз писала о том, что «обычно поражает в детском рисунке не форма, и способы, а умение, использовать минимум средств, передать свое состояние [17, с.32].

Подводя итог анализу детского рисунка через призму его своеобразия и сущности важно отметить, что своеобразие детского рисунка заключается в длительном и формирующемся процессе его становления от каракуль до рисунка по памяти. Проанализировав сущность детского рисунка, можно выделять детский рисунок как инструмент для развития памяти, речи, эстетических навыков, мелкой моторики. Рисование помогает в становлении личностных качеств, так же когнитивных и некогнитивных способностей каждого ребенка. Рассмотрев детский рисунок с позиции его своеобразия заключим, что своеобразие детского рисунка заключено в его искренности и эмоциональности, содержательности и осмысленности, смелости и выразительности.

 

1.2. Развитие изобразительных умений в рисовании у старших дошкольников

 

Ведущую роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально – образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Задача педагога – развивать интерес к изобразительному искусству, потребность в нем.

Основу изобразительных средств, при создании детьми образов составляет рисунок, линия, цвет и некоторые основы композиционной организации, посредством которых дети отражают в рисунках окружающий мир и выражают к нему свое отношение. Однако, как отмечают исследователи, при самостоятельном овладении этими средствами  у детей возникает много трудностей, которые они не могут преодолеть без помощи взрослого.

Для формирования изобразительного интереса, изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста необходимо четко определить задачи, условия, методы, приемы, формы проведения этой работы. Содержание инновационных, комплексных и парциальных программ содержит необходимую информацию.

Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой  выражать свое представление  об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейших задач развития детского творчества, которая ставится авторами программы «Детство» (В.И.Логиновой и др.) Раздел программы называется «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки»,соавторами которого являются Л.М.Гурович, Н.А.Курочкина, А.Г.Гогоберидзе, Г.В.Курило.

  В подразделе «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» авторы раскрывают задачи педагога, представления детей о декоративно-прикладном и декоративно – оформительском искусстве (расширение представлений о национальном костюме, его назначении, традиционности образов, узоров и орнаментов, их связь с природой, народным бытом, культурой, традициями), графике, живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись), скульптуре и архитектуре. А также изобразительные навыки, умения и отношение детей. Авторы говорят о том, что в старшем дошкольном возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения, украшения, постройки. Развивается самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освоение способов изображении, украшения, постройки, изобразительных и технических навыков и умений.

В изображении предметного мира дети добиваются определенного сходства с реальными объектами. Выразительность образа достигается не только через большое сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз, динамикой или статикой, жестом, мимикой, существенными деталями. Совершенствуется умение использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного. Дети осваивают свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма), красоту ярких насыщенных и мягких, приглушенных тонов, прозрачность и  плотность цветового тона. Происходит совершенствование технических навыков и умений в создании новых цветовых тонов и оттенков. [Приложение 2]

При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности – рисунок, цвет, композицию. [Приложение 3]

В сюжетном изображении – формируются умения изображать линию горизонта, линейную перспективу, умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя все средства выразительности, и особенно композицию; изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, создавать сюжетные изображения с натуры. [Приложение 4]

В методических советах к программе «Детство» представлены результаты научных исследований в данном аспекте воспитания и развития: становление творчества детей и приобщение их к искусству. Кузьмина Г.А. в своей статье «Художественное развитие дошкольников в процессе композиционного творчества в сюжетном рисовании» выделяет композицию, как важнейший компонент художественной формы, определяющий расположение основных структурных единиц произведения во времени и в пространстве в соответствии с замыслом. Автор также считает, что овладение детьми средствами композиционной выразительности в сюжетном рисовании достигаются путем выполнения трех серий заданий, каждая из которых включает различные комбинации правил и приемов композиции, доступных для детей дошкольного возраста.(27;199)

  Таким образом, можно сказать, что программа «Детство» дает возможность педагогам пересмотреть традиционные взгляды на формирование у детей творческих навыков в изобразительной деятельности. А именно: организовать так процесс обучения, что бы он стал не только интересным для каждого ребенка, но и позволил ему овладеть основными способами творческого решения; предоставить детям возможность для проявления познавательной активности, инициативы и самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1:

 

Первый параграф данного исследования носил теоретический и аналитический характер. В первой части исследования были сопоставлены и проанализированы такие аспекты детского рисунка как сущность и своеобразие. Так были выявлены основополагающие ключевые моменты, исходя из которых сущность детского рисунка была рассмотрена с точки зрения процесса рисования и присущем ему отличительных характеристик. Были выделены следующие функции детского рисунка, раскрывающиеся через позицию его сущности:

·   Рисунок непосредственно связан с будущей социализация ребёнка старшей группы;

·   Рисунок непосредственно связан с формированием детской творческой личности;

·   Рисунок выступает отражением эмоционального настроя дошкольника;

·   Детский рисунок можно рассматривать как инструмент для развития устной речи, памяти и мелкой моторики.

Таким образом, изобразительное искусство – это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у дошкольников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского восприятия. Чем художественнее, реалистичнее изображена наша действительность, тем более она доступна для восприятия и доставляет подлинное эстетическое переживание. Изобразительное искусство обогащает детей впечатлениями, способствует развитию органов чувств, мышлению, воображения, делает наблюдение более целенаправленными и глубокими. Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться, не только познать, но и изменить ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ С ЦЕЛЬЮ ОТРАЖЕНИЯ ОБРАЗА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 

2.1. Ознакомление дошкольников с образами родной природы в пейзажах великих художников

 

Важно понимать, что при освоении техники пейзажа главная задача педагога организовать и отработать подачу материала. Сам по себе этот вид изобразительной деятельности для дошкольника даже старшей группы достаточно сложен: специфическое восприятия пейзажа детьми, а также   сложности графических элементов композиции обуславливают необходимость в выработке специфической методики при развитии изобразительных навыков дошкольников, которые связаны с пейзажным рисунком и отражением образа родной природы на листе. Таким образом, методическая основа при изучении пейзажа должна отражаться в двух направлениях: теоретическом и практический. В практическом смысле обучение пейзажу сводится к методам рисования и изобразительным техникам, которые необходимы для успешного освоение образа природы при пейзажной изобразительной деятельности дошкольника старшей группы. Данный аспект будет рассмотрен в следующем параграфе. Теоретический же аспект немаловажен и глубок. Очевидно, что он носит подготовительный характер, но это не умаляет его важности при подготовке к практическому написанию пейзажа. Как для теоретического так и для практического понимания и освоения пейзажа свойственны основные задачи. Раскроем основные задачи теоретического знакомства отражения образа родной природы в пейзажах великих художников.

Первостепенная и основная задача педагога – заинтересовать. Педагог прежде всего формирует интерес к пейзажной природе. Дошкольники, приобретая уже определенный опыт в пейзаже со средней группы, должны явным образом выражать интерес к окружающему миру, к родной природе через призму изучения пейзажной живописи. Дети уже обладают определенной эстетической позицией, которая в старшей группе развивается в понимании не только структуры пейзажного рисунка, но и развивается его эстетическое восприятие. [9, с. 20-40].

Как и любой рисунок, пейзажная композиция побуждает к мотиву деятельности, формируя эмоционально-целостный опыт взаимоотношения с природой родного края: дошкольники старшей группы через пейзажную живопись учатся прежде всего не просто смотреть на объекты природы, но и созерцать их, видеть в них красоту. Важно раскрыть и приумножить этот мотив. Когда приходит понимание природы, возникают и патриотические побуждения: дошкольник горд за природу своего края. После азов происходит последующее знакомство с пейзажной цветовой гаммой. Кроме развития художественного и эстетического восприятия дошкольников в процессе знакомства с пейзажами русских художников, существует необходимость рассматривания картин для ознакомления с различными техниками исполнения, вариантами построения простейших композиций и многое другое.

Существует несколько форм подачи теоретического материала, связанного с развитием пейзажной живописи и формированием представлений об родной природе у дошкольников. Немаловажный вклад в направлении ознакомительной и искусствоведческой работы был внесен Н.А. Курочкиной, в исследовании была сделана попытка проанализировать её подходы.

Так, при анализе совокупности работ следует отметить, прежде чем интерактивно подавать материал педагогу целесообразно провести несколько вводных занятий, посвященных основам пейзажной живописи. Так это будет вводный курс, который часто называют «вхождение в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание. [8;14;17].

Переходя к основному этапу теоретической подготовки к пейзажной живописи в сфере педагогического образования принято выделять следующие виды теоретической подачи [10]:

·   Реальная экскурсия;

·   виртуальная экскурсия;

·   занятие-беседа;

·   занятие-развлечение;

·   дидактические игры.

Ознакомлению детей с пейзажной живописью предшествует предварительная работа - совместная деятельность воспитателя с детьми, которая выражается в наблюдениях во время прогулок, любованием природой, в выявлении поэтического образа природы. А затем, основываясь пусть на небольшом, но личном опыте ребенка с опорой на предшествующие наблюдения можно подводить ребенка к ознакомлению с пейзажной живописью. Такое ознакомление проводится в форме беседы в совместной деятельности в средней и старшей группе или как часть познавательного занятия или занятия по изобразительной деятельности.

Пейзаж — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. land — земля и schaft — вид) — общий вид, панорама какой-либо местности.

Знакомство с пейзажем, то есть, овладение приемами его изображения в рисунке оказывает большое влияние на художественное развитие личности ребенка и воспитание его эстетического вкуса. Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения цвета, что влияет на развитие наблюдательности и способности замечать все новое и интересное в природе и в жизни. Знание сочетаний цвета формирует у детей хороший эстетический вкус не только в живописи, но и в одежде, в создании интерьера.

  Таким образом, вся работа по ознакомлению детей с пейзажем направлена на формирование эмоционально – целостного восприятия живописи у детей дошкольного возраста, на то, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать окружающий мир.

 

2.2. Методы и приемы обучения рисованию пейзажа в старшей группе

 

Проанализируем то, как грамотно подойти к практическому освоению детьми старшей группы навыков рисования природы. Так, воспитатель должен выбрать вид рисования, сопоставить его с видом пейзажа и провести теоретическое занятие, выбрав его форму. Так, сопоставив вышеописанный материал было выбрано сюжетное рисование в форме проведения «занятие-беседа» на тему рисования зимнего пейзажа. Следует заметить, чтобы наиболее цело донести материал а также улучишь нарисованный пейзаж как результат деятельности дошкольников следует при необходимости провести перед основным блоком занятие с использованием картин-репродукций или включить показ репродукционного ряда в основное занятие (как сделано нами). По выбранной тематике вполне подойдут такие картины как: «Ранний снег» (В. Поленов), «Ранний снег» (Е. Волков), «Лес зимой» (Е. Кружицкий) и подобные. Как видно из конспекта, занятие разделено на 3 основных этапа. Первый этап сопряжен с вводной частью занятия, построен на основных принципах развития изобразительной деятельности и носит первостепенную задачу – заинтересовать дошкольников. По мере их заинтересованности наступает второй этап с возможным показом картин и непосредственным детским рисованием. Не стоит забывать, что после того как дети нарисуют пейзаж, то следует выполнить одну из основополагающих задач, связанных с развитием детского изобразительного искусства – показать ценность работы ребёнка тем способом, который описан в третьем этапе см. [Приложение 1].

Результат должен выглядеть следующим образом (см. рисунок 1).

«Рисунок 1 – Февральские дни»

Перед непосредственным написанием пейзажа педагог при необходимости может провести «вводный» или «подготовительный урок». В нём важно осветить определенные особенности правильного подхода к пейзажу.

Во-первых, дошкольников старшей группы следует обучить способам написания пейзажа. К ним можно отнести следующие подводящие упражнения: создание простых, однотипных композиций (этот прием учит верному отображению объектов на плоскости листа), изобразительные упражнения, направленные на умение дошкольника определять правильное содержание пейзажа (изображать в рисунке главное, что-то подчеркивать), упражнение на соотношение объектов, их пропорциональность и объемность, упражнения на динамику и изображение движения. Во-вторых, дошкольники старшей группы должны понять закономерность: качество зависимости непосредственно связано с качеством наблюдения. В-третьих, детям следует довести мысль о том, что в пейзаже важна самостоятельность; картины(репродукции) пейзажа показывают лишь одну из немногих дорог, которыми можно воспользоваться при написании пейзажа.

Рассмотрим методы практического рисования пейзажа. Отметим, что в любом пейзаже есть следующие элементы: земля, растительность, небо, водное пространство, свет. Безусловно, каждый из элементов имеет свои особенности и приёмы их отражения в пейзажном рисунке.

Отражение земли важно с точки зрения положения земной поверхности на поверхности листа. Земля как правило рисуется линиями, которые отражают сложную поверхность земли: овраги, холмы, и тд. Штрихованный или тушеванный тон помогает одновременно передать светлоту и структуру земли. Исходя их рисунка почва может быть отражена либо точечными нажимами либо штриховкой. Для того, чтобы усложнить ландшафт, то возможно совместить данные приемы. Так как большинство изобразительных композиций в старшей группе рисуются с помощью акварели, то целесообразно обратить внимание на передачу цвета при рисовании земли. Важно заметить, что дошкольник рисует землю и выбирает цвет в зависимости от времени года, но всегда есть один базовый цвет. Для зимы характерно отсутствие краски или краска белого цвета, дополнительные мазки пастельно голубого цвета. Весна – переходное время года. Можно изобразить землю, отраженную в светло-сером и коричневом смешении с мазками зелёного, отражающего появление первой зелени. Лето – ярко-зелёный цвет. Он отражает летний зной, а мазочки иных ярких цветов смогут отразить весь летний колорит: цветы, игра света, утренняя роса. При рисовании осеннего базовым элементом становится охра. Возможно применение мазков красного цвета, чтобы изобразить естественной для этого времени года листопад.

Растительность – неотъемлемая часть любого пейзажа. Под растительностью следует понимать следующие элементы: траву, кустарники, деревья. На данном этапе ребёнку важно отчетливо понимать, что растительность может быть мягкой, острой, пушистой и иной. Для передачи форм используются различные изобразительные приемы. Как правило траву передают базовым основным фоном земли, на которую наносят редкие штрихи – травинки. Мягкая высокая трава передается длинными штрихами в то время как придорожная травка – короткими зигзагами и штрихами. Кустарники и деревья представляют собой уже достаточно сложную композицию, поэтому к их рисованию следует подходить планомерно и внимательно. Первый этап рисования кустарника или дерева – этап рисования их облика. Легкими движениями следует отметить положение ствола и кроны. Второй этап – этап признаков. Следует отразить типичные особенности кустарника или дерева.

При отражении воды используются различные оттенки синего от пастельного и сизого до темно-синего и сапфирового. Важно научить ребенка придавать динамику воде. Вода никогда не бывает безжизненной и статичной, даже в озере, может быть, обитает рыба и создает специфические водные плески, которые можно отразить мазками белого цвета. Рисование неба может оказаться для детей самой увлекательной частью рисунка, так как цветопередача неба не ограничена никакой палитрой. Перед грозой небо от тёмно-синего до черного, закат и рассвет сопровождается оттенками от желтого до красного, майское небо узнается иссини белыми оттенками.

Облачное небо рисуют легкими редкими или частыми линиями и штрихами в зависимости от его светлоты. Часто детально прорабатывают форму облаков, особенно на первом плане, показывают их особенности и движения. Декоративное изображение облачного неба отличается уплощенностью форм и условного цвета.

В основе всех методов — специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой.

В работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны). Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть).

Часть работы занятий по рисованию пейзажа занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа как метода ознакомления с пейзажной живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

Структура искусствоведческого занятия: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина. На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

Знакомство детей с пейзажной живописью и освоение способов и приемов создания выразительных художественных образов способствуют их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывают доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждают искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Материал по ознакомлению детей с пейзажной живописью, соответствующий программе развития и воспитания «Детство» (авторы - В.И Логинова, Т.И.Бабаева и др.), представлен в пособии Н.А.Курочкиной «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту» На примере этой программы рассмотрим методику ознакомления детей с пейзажной живописью в старшей группе.

Детей старшего дошкольного возраста продолжают знакомить с живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально - целостный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

Педагог продолжает учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают художники, поэты, писатели и композиторы; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы.

Предстоит и дальнейшее развитие воображения и ассоциативного мышления ребёнка, формировать эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и её изображения в произведениях искусства, способствовать развитию сопереживания художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим].

У детей развивается потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего великолепный пейзаж. Учить не только пониманию замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать время года, суток, состояние природы, настроение и отношение к увиденному; особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для построения планов, линии горизонта и выделения главного в картине; техника наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).

Дидактические игры самые разнообразные и многофункциональные, поскольку благодаря ним происходит не только закрепление материала, но и первое знакомство дошкольников с живописью. Н.А.Курочкина не ставит задачу раскрыть методику обучения детей способам рисования карандашами, красками и с помощью других изобразительных материалов, но даёт некоторые советы, помогающие развить творческие способности детей через пейзажную живопись.

На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

При обучении детей созданию пейзажных картин важно использовать следующие приемы обучения: показ и обсуждение вариантов расположения объектов на плоскости листа, работа над цветовой гаммой на дополнительных листах или палитрах, использование демонстрационного материала в виде схем, образцов, технологических карт. Большое значение имеют вопросы к детям о технике работы с различными изобразительными материалами, обсуждение приемов создания объекта (например, кроны деревьев), использование поэтического и художественного слова при создании пейзажной композиции.

Знакомство детей с пейзажной живописью и освоение способов и приемов создания выразительных художественных образов способствуют их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывают доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждают искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2:

 

Данная глава была посвящена методологии организации занятий по пейзажу. Первый параграф был посвящен теоретической подачи материала о рисовании пейзажа детьми старшей группы и выработке их заинтересованности в данной процессе. Было отмечено, что он является подготовительным этапом. Были выделены задачи теоретических занятий по пейзажу, основными из которых являются: заинтересованность детей предстоящим а также побуждение их к последующей изобразительно-пейзажной деятельности. Бесспорно, что теоретические занятия должны быть подчинены определённой методике. На основе данной методики были выделены основные типы проведения занятий, проанализированы и обозначены как преимущества так и недостатки:

·   Реальная экскурсия;

·   виртуальная экскурсия;

·   занятие-беседа;

·   занятие-развлечение;

·   дидактические игры.

Более того, автором была выведена градация самих видов пейзажей и было описано то, какие возможные чувства будут испытывать дошкольники при просмотре определенного вида пейзажа. Виды сопровождаются примерами работ Отечественных художников.

Второй параграф посвящен специфики проведения практических занятий по пейзажу. Проанализированы особенности вводного курса в пейзажную деятельность дошкольника старшей группы. В данном параграфе представлен план-конспект, отражающий в себе теоретическое обилие и практическую пользу работы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выполненное нами исследование было направлено на отражение образа родной природы в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:

1.   Выделить сущность и проанализировать в общих чертах своеобразие детского рисунка;

2.   Раскрыть виды изобразительных умений в рисовании старших дошкольников и изучить этапы их развития;

3.   Определить значение искусствоведческой работы в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию на примере пейзажной живописи великих художников;

4.   Дать характеристику методам и приемам обучения рисованию пейзажа в старшей группе.

Решение поставленных задач исследования было построено на основе изучения научных трудов педагогов и психологов, рассматривающих особенности развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (Григорьева Г.Г., 3. Запорожец А.В., Игнатьев Е.И.  и другие).

Материал, разобранный в первой главе, был посвящен рисованию дошкольников старшей группы как способу отражения действительности. Были решены следующие задачи:

·   Были выделена сущность детского рисунка;

·   Было проанализировано своеобразие детского рисунка;

·   Были сформированы и структурированы основы становления детского изобразительного творчества и их особенности.

Вторая глава была посвящена практической значимости пейзажа, его особенностям и методологии проведения занятий. Были решены следующие задачи:

·   Было определено значение искусствоведческой работы в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию на примере пейзажной живописи великих художников;

·   Была дана характеристика методов и приемов обучения рисованию пейзажа в старшей группе;

·   Были структурированы и проанализированы виды теоретических занятий по пейзажной живописи;

·   Была выделена и подобрана подборка картин-пейзажей Русских художников согласно их виду;

·   Был составлен и описан план проведения занятия по пейзажной живописи «Февральские дни».

Цели работы достигнуты, все задачи выполнены. Практические наработки в виде классификаций и градаций, подборки пейзажа по видам рисования а также план-конспект зимнего пейзажа «Февральские дни» видятся актуальными и могут предоставлять методический, теоретический и практический интерес педагогам и воспитателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №1155. – Москва : Центр педагогического образования, 2014. – 32с. – ISBN 978-5-91382-111-9. – Текст : непосредственный.

2.  Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений / Г.Григорьева. – Москва : Изд. Центр «Академия», 2009. – 269 с. – ISBN 5-7695-0124-3 – Текст : непосредственный.

3. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец. – 2-е изд. – Москва : Педагогика, 1999. – 172 с. – Текст : непосредственный.

4. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И.  Игнатьев.  – 2-е изд., доп. Изд. – Москва.: Учпедгиз, 1988. – 223 с. – Текст : непосредственный.

5. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада / Т.С.   Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 136 с. – ISBN 978-5-86775-550-8 – Текст : непосредственный.

6. Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования : учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т. С. Комарова. – Изд. 3-е, перераб. И доп. – Москва : Пед. о-во России, 2011. – 171 с. – ISBN 5-93134-264-8 – Текст : непосредственный.

7. Комарова, Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова. - дис. Д-р пед. наук: 13.00.01. – Москва, 1979.  – 442 с. – ISBN 5-09-001634-8. – Текст : непосредственный.

8. Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л.В. Компанцева. – Москва: Просвещение, 1995. – 96 с. – Текст : непосредственный.

9. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е. Е. Кравцова. – Москва: Просвещение, 2003. – 168 с. – ISBN 5-09-004631-X – Текст : непосредственный.

10. Курочкина, Н. А. Знакомим с пейзажной живописью (большое искусство – маленьким) / Н.А.  Курочкина.  – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2008. – 37 с. – ISBN 5-89814-064-6 – Текст : непосредственный.

11. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. // Искусство в детском саде / А.А. Мелик-Пашаев. – 2002. – №2. – С. 60-67. – Текст : непосредственный.

12. Некрасова-Каратеева, О. Л. Детский рисунок: автореферат дис. … доктора искусствоведения / О. Л. Некрасова-Каратеева. -  : 17.00.04 / Рос. Гос. Пед. ун-т им. А.И. Герцена.  – Санкт-Петербург, 2006. – 54 с. – Текст : непосредственный.

13. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – Москва: Просвещение, 2001. – 214 с. – Текст : непосредственный.

14. Смирнова, М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / М.Г. Смирнова.  – Волгоград : Учитель, 2009.  – 270 с. – ISBN 978-5-7057-2039-2 – Текст : непосредственный.

15.  Соломенникова, О. А. Радость творчества : Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. – 2-е изд., испр. И доп. Изд. – Москва: Мозаика-синтез, 2005. – 160 с. – ISBN 5-86775-275-5 – Текст : непосредственный.

16.  Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия Наук, 1996. – 235 с. – ISBN 5-7797-0021-4– Текст : непосредственный.

17. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А.  Флёрина.  – Москва: Просвещение, 2002. – 96 с. – ISBN 5-7695-0124-3 – Текст : непосредственный.

18. Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи / Р.М. 18. Чумичева. – Москва: Просвещение, 2007. – 122 с. – ISBN 5-09-003275-0 – Текст : непосредственный.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

Сводная таблица организации изобразительной деятельности дошкольника по теме «Февральские дни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Ожидаемый результат

1.

 

Организационно-мотивационный этап (вводная часть)

Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы разговаривали о зиме, о зимних месяцах, о характерных признаках для каждого месяца. Вам понравилось?

-Ребята, зима не только очень весёлое время года, но и удивительно красивое. Поэт – восхваляет зиму стихами. А как могут рассказать о красоте зимы художники? Они пишут картины, верно. Давайте на них посмотрим. Что вы видите на картинах? Как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картинах? А кто знает, как называются картины, на которых изображена природа?

- Какие основные цвета использовал художник? Как можно ещё назвать цвета, которыми пользуется художник? Что за прелесть, эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение у вас возникает?

 

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы.

 

 

Дети: художники пишут картины.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: пейзаж.

 

 

 

 

 

 

Дети: белый, коричневый, красный, жёлтый, чёрный.

 

Дети: художник использовал яркие цвета.

Предположительные ответы детей.

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью.

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Подготовить детей к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий.

-Ребята, а вы хотите превратиться в художников и нарисовать свой пейзаж?

А как мы можем это сделать?

Предположительные ответы детей.

Дети подготовлены к восприятию предстоящей информации, выполнению предстоящих заданий.

Этап восприятия материала

Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки;

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство;

Формировать интерес и положительное отношение к рисованию; Воспитывать любовь и доброжелательное и уважительное отношение к природе, сверстникам, педагогу;

Развивать инициативную речь; обогащать и уточнять представления детей о явлениях окружающего мира (сугробы, скрипучий снег и т.д.);

Воспитывать чуткость к литературному слову.

 

- Дети, давайте мы с вами тоже станем художниками. Давайте зажмурим глаза и произнесём волшебные слова – «Крибли-крабли-бум».

- Ну, вот мы с вами и превратились в настоящих художников, а что же мы с вами будем рисовать, какой пейзаж?

Ребята, я предлагаю вам нарисовать вот такой замечательный пейзаж (показываю образец). Но для начала, давайте вспомним, что должен уметь делать настоящий художник?

Художник должен правильно держать кисть (за верхнюю часть металлической юбочки), уметь пользоваться красками (промывать кисточку после использования одной краски, и только потом набирать на кисть другую).

(Демонстрация картинки с изображением зимы, сопровождающаяся художественным словом:

На нашей улице зима

Всё белым снегом замела, Дома, деревья и кусты

Как хороши они – смотри). Обращаю внимание детей на деревья зимой. – Ребята, посмотрите  какое красивое дерево… Ствол у деревьев коричневый, а веточку белые, все в снегу. – Какая краска нам понадобиться, чтобы нарисовать дерево? – Какую краску мы возьмём, чтобы нарисовать снег? – Молодцы!

- А теперь давайте посмотрим как, и что мы с вами будем рисовать. – Сначала нам нужно нарисовать ствол дерева, а затем снежную шапочку. Показ способа изображения: Для того, чтобы начать рисовать – берём в руку кисточку тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоткой), за верхнюю часть юбочки – вот так. Макаем кисточку в баночку с водой, лишнюю воду с кисточки вытираем о краешек баночки. Затем макаем нашу кисточку в баночку с коричневой краской. Подносим нашу кисточку к нижней части листа бумаги и проводим прямую линию снизу вверх, но не до конца листа. Затем сверху вниз рисуем продолжение нашего ствола, вот так, и закрашиваем промежуток между нашими линиями – это будет ствол. От ствола мы с вами прорисуем веточки. Кончиком кисти от верхней части нашего ствола ведём линию вправо-вверх, затем разветвляем её. Вот так! Таким же образом рисуем с левой стороны.

 Чтобы нарисовать снег, нужно намыть нашу кисточку, а то снег будет грязным. Для этого купаем нашу кисточку в баночке с чистой водой. После того как мы промыли кисточку, вытираем с неё лишнюю воду о краешек баночки. Окунаем чистую кисточку в баночку с белой краской. Чтобы у нас получился красивый белый пушистый снег – делаем кисточкой отпечаток на верхушке нашего ствола. Прикладываем мягкий ворс кисточки к листу и сразу убираем – смотрите, как красиво получилась, если вы будете правильно делать, то у вас тоже всё получится! Нужно поставить много отпечатков, чтобы дерево получилось красивое. Землю мы тоже укутаем снегом (делаю отпечатки) – вот так! В центре дерева мы можем прорисовать с вами дупло чёрным цветом. Дупло у нас как вытянутый листочек, вот такое. В верхнем правом углу мы можем нарисовать с вами солнышко. Его мы рисуем с помощью вращения кисти вокруг собственной оси, вот. Ребята, что же ещё можно нарисовать на нашем пейзаже?

Конечно! Снеговика!
Для того,чтобы у нас получился красивый снеговик ,надо нарисовать три круга, нарисовать глаза, ой, что-то  еще надо, вам так не кажется?

Наш пейзаж мы дополним снегопадом, а снегопад мы будем рисовать белой гуашью, кончиком кисти, оставляя вот такие точки на листе, посмотрите.

- Ребята, после того, как вы нарисуете ваши пейзажи не забывайте мыть ваши кисточки, а то они обидятся. Для этого нам нужно искупать кисточку в банке с водой, а потом высушить, обмакнув об салфетку. – Перед тем как начать рисовать, давайте с вами разомнём наши пальчики! Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили,

(«Лепим» двумя руками) Круглый, крепкий, (Чертим руками круг)

И совсем, совсем несладкий. (Грозим пальчиком) –Молодцы! Теперь садимся за столы и начинаем рисовать.

(В процессе работы детей, воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям, обращает внимание на то, что недостающие цвета, можно самим смешать на палитре, вспоминаем приёмы рисования. Во время рисования, воспитатель обращает внимание на осанку детей)

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

-зимний пейзаж

 

 

 

 

 

 

 

-правильно держать кисть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-коричневая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дети выполняют пальчиковую гимнастику:

Дети загибают пальчики по одному.

 

Дети эмитируют лепку снежка.

 

Дети чертят руками в воздухе круг.

 Дети грозят пальцем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети учатся рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки;

У детей развивается наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

У детей формируются чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, формируется интерес, положительное отношение к рисованию, любовь и доброжелательное и уважительное отношение к природе, сверстникам, педагогу;

У детей развивается инициативная речь, обогащаются и уточняются представления о явлениях окружающего мира (сугробы, скрипучий снег и т.д.);

Формируется чуткость к литературному слову.

2.3

Этап практического решения проблемы

Развивать творческое воображения, фантазию, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы;

Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство;

Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни;

Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

(Если у детей возникают трудности ,помогаю им ,а если кто-то раньше закончил, то предлагаю ,чтобы они дополнили свой пейзаж различными предметами (елочками,солнцем,домами)

Дети рисуют под чутким руководством педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У детей развивается творческое воображение, фантазия, мышление, умение видеть, чувствовать, обсуждать явления природы;

Развивается творческая активность в процессе изобразительной деятельности;

У детей формируется чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство;

Дети учатся создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни;

У детей развиваются композиционные умения, дети учатся располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу;

Дети соотносят в сюжете предметы разной величины;

У детей закрепляются навыки рисования гуашевыми красками;

Дети учатся рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

3.

Заключительный этап

Подвести итог, провести анализ детских работ и (или) провести рефлексию с детьми.

Воспитатель: Какие красивые пейзажи у вас получились, нарядные, праздничные! Что вам больше всего понравилось? Какие вы молодцы! Удачно подобрана композиция: на ней хорошо нарисован сюжет: снежное дерево, сугробы, солнце, снеговик и падающий снег. Сразу видно, что это – зима. Отличный пейзаж, краски подобраны правильно. Аккуратная работа. Покажите, какой пейзаж вам больше понравился. Мы разместим эти пейзажи на выставке, для ваших мам и пап, чтобы они посмотрели.

Предположительные ответы детей.

Итог подведён, детские работы проанализированы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

 

 

Похожие работы на - Отражение образа родной природы в рисунках детей старшего дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!