Святой Благоверный князь Димитрий Донской и его церковная политика

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2020-05-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Святой Благоверный князь Димитрий Донской и его церковная политика

 

 

 

 

 

Св. Благоверный князь Димитрий Донской и его церковная политика
ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение…………………………………………………………………..……….3

ГЛАВА 1. РОЛЬ  ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ ДРЕВНЕЙ РУСИ, ПЕРЕД ВОСХОЖДЕНИЕМ НА КНЯЖЕСКИЙ ПРЕСТОЛ 

СВ. БЛАГОВЕРНОГО ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО……………………………..6

1.1. Христианизация Руси (9-11 вв.)……………………………………………..6

1.2. Взаимоотношение Церкви и государства в XII-XIV веках………………..8

ГЛАВА 2. СВ. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ,

ЕГО ПРАВЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА………………………………….…………13

2.1. Исторические условия, на фоне которых рос и развивался

князь Димитрий Донской …………………………………….…………………13

2.2. Особенности правления государством Димитрия Донского…………….15

ГЛАВА 3. ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

ПРИ СВ. ДИМИТРИИ ДОНСКОМ…………………………………………….21

3.1. Церковная политика  св. князя Димитрия Донского……………………..21

3.2. Современный взгляд на взаимоотношение Церкви

и государства Димитрия Донского……………………………………………..32

Заключение………………………………………………………………..…..….36

Список использованной литературы………………….…………..…..…..……39

ВВЕДЕНИЕ

В любом государстве религия занимает важное место. В настоящее время Церковь сохраняет и защищает духовные ценности в России и оказывает важное влияние на формирование и становление ее государства и культуры. Деятельность Церкви охватывает широкий круг социальных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических. Это социально-историческая роль Русской Православной Церкви.

В средние века отношения между церковью и государством были более прямыми и выражались в том, что церковь выполняла ряд государственных функций и, следовательно, составляла своеобразную часть государственного аппарата и государства, княжеская власть содержала церковь за свой счет. Проблема Церкви и государства в Древней Руси приобретает общеисторический характер с точки зрения взаимоотношений государства и организации религиозного культа на разных этапах существования.

Проблема взаимоотношений государства и церкви в древней Руси, конечно, важна и интересует многих историков, поскольку его исследования способствуют расширению знаний об истории российского государства. Внимание к этой проблеме обусловлено важной социальной, политической и культурной ролью, которую Церковь играла в период становления российской государственности, огромной важностью духовенства в формировании ее политических и культурных традиций. Переход к этому вопросу позволяет нам лучше понять развитие отношений между церковью и государством, когда представители власти на разных уровнях всячески демонстрируют свою приверженность православной культурной традиции.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что царствование Дмитрия Донского стало поворотным моментом не только в истории Московского княжества в XIV веке, но и в истории всей России. Князь Дмитрий Иванович первым из московских правителей начал борьбу за освобождение русских земель от ордынской зависимости. Под его руководством первая великая победа была одержана 8 сентября 1380 года в Куликовом лагере. Он был причислен к числу святых в 1988 году, в год тысячелетия крещения на Руси. В настоящее время в современном государстве интерес к изучению взаимоотношений между государством и церковью того периода очень важен.

В курсовой работе использованы следующие методы исследования:

- сравнительно-исторический;

- проблемно-хронологический.

Объект исследования - история Русской православной церкви и государственной власти.

Предмет исследования - взаимодействие Великого княжества Дмитрия Донского и Русской православной церкви.

Цель данной работы - рассмотрение отношений Великого княжества Дмитрия Донского и Русской православной церкви.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

- выяснить специфику взаимоотношений княжеской власти и Русской православной церкви;

- выявить причины особенностей и основных направлений взаимодействия княжеской власти и Русской православной церкви;

- указать на последствия и результаты сотрудничества княжеской власти и церкви;

Источники информации: работы авторов, занимающихся изучением взаимоотношений Великого княжества Дмитрия Донского и Русской православной церкви, древнерусская литература, работы религиозно - богословского характера, художественная литература, Интернет источники.

 

 

 

ГЛАВА 1.РОЛЬ  ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ ДРЕВНЕЙ РУСИ,

ПЕРЕД ВОСХОЖДЕНИЕМ НА КНЯЖЕСКИЙ ПРЕСТОЛ

 СВ. БЛАГОВЕРНОГО ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО

1.1. Христианизация Руси (9-11 вв.)

 

Славяне постоянно осуществляли набеги, вторгаясь на территорию Византийской империи. В 860 году русский флот был замечен прям у стен Константинополя. Поэтому миссионерская работа Византийской церкви среди соседей империи стала ответом на военную акцию славян. В 963 году были посланы в славянские земли и начали свою миссию в Великой Моравии  святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. По некоторым данным стало известно, что Русь вошла в область деятельности Кирилла и Мефодия. Окружное послание патриарха Константинопольского Фотия (9 век), обращенное к главам Восточных церквей, говорит, что «народ, превосходящий все прочие свирепостью и кровожадностью, именуемый Рос, принял епископа и пастырей, а также с великим рвением и радостью воспринял христианское богослужение»[1]. Так начаналось первое крещение Руси.

После смерти князя Игоря начался следующий этап в христианизации Руси, когда власть перешла к  его супруге княгини Ольги (ок. 945 – ок. 969), которая приняла крещение в Цареграде. В 959 году княгиня Ольга попросила германского короля Оттона I прислать на Русь епископа и священников. На Русь был прислан епископ Адальберт. Однако, по неизвестным нам причинам, у него ничего не получило и он не справился с поставленной перед ним  задачей - устроения новой епархии. После смерти Ольги к власти пришел ее сын Святослава Игоревича, который был язычник, и поэтому наступил языческий период. Дальнейшая история крещения Руси мало известная и восстанавливается по византийским, русским и сирийским источникам. Из этих источников нам известно, что в 987 году в Византии начался бунт полководца Варды Фоки. Император Василий II (правил 976–1025) в виду угрозы, которая нависла над Македонской династией, отправил в Киев представителей и попросил у князя Владимира военной помощи. Взамен он предложил ему руку сестры, принцессы Анны, что, разумеется, предполагало крещение русского князя. Русское войско, посланное в Византию, вмешалось в борьбу между Варды Фоки и Василием II и помогло императору. Но император не спешил отправить в Киев обещанную князю невесту. Тогда Владимир напал на Корсунь (Херсонес), которая является одной из главных крепостей византийцев в Крыму, и захватил ее, и только после этого в Корсунь приехала Анна, тогда и состоялась бракосочетание (989–990). Когда Владимир вернулся в Киев, массовое крещение населения началось в Киеве и Новгороде. Не позднее 997 года был создан российский мегаполис, подчиненный Константинопольскому Патриархату.

Считается, что одновременно с митрополией были основаны и епископские кафедры в Белгороде, Новгороде, Чернигове, Полоцке и Переяславле.

Роль церкви в государственной системе закрепилась при сыне князя Владимира, Ярославе Мудром. Это отмечено, прежде всего, монументальным церковным строительством: именно в этот период грандиозные Софийские соборы были возведены в Киеве, Новгороде и Полоцке. Покровительствуя церкви, Ярослав способствовал появлению первых русских монастырей, библиотек и школ. Во времена его правления были созданы первые русские неповторимые литературные произведения (Слово о законе и благодати митрополита Илариона).

Важная роль княжеской власти в христианизации Руси поддерживается при сыновьях Ярослава. В этот период постоянно возникали бунты язычников, во время которых поддержкой и надежной защитой епископа всегда выступал князь и его дружина, тогда как «людьевсиидоша за волхва». Во второй половине 11 века произошел подъем древнего русского Киево-Печерского монастыря, превратившегося в этот период в главный религиозный и культурный центр Руси.

 

1.2. Взаимоотношение Церкви и государства в XII-XIV веках

 

Уже к середине 12 века в Древней Руси сложилась полицентрическая государственная система, вызванная феодальной раздробленностью. В новых условиях митрополия оказалась единственной силой, способной противостоять центробежным тенденциям. Митрополиты были втянуты в длительные конфликты между князьями, боровшимися за киевский престол и не осознавали свою историческую функцию.

Но отказались признать в нем главу церкви многие русские иерархи. Не приняли митрополита и многие князья, враги Изяслава. Митрополия разделилась на два конфликтующих лагеря. В этих условиях Климент Смолятич вел себя как представитель великого князя, оказывая ему постоянную поддержку. Когда Изяслав умер, он немедленно уехал на Волынь. Завоевавший Киев Юрий Долгорукий отправил в Константинополь за другим митрополитом. Очень быстро в Киев приехал Константин II (1155–1159). Принятые им слишком жесткие меры (анафематствование Изяслава и Климента) осложнили мятеж. В 1158 году Киевом стал руководить Мстислав Изяславич, который прогнал Константина и настаивал на возвращении Климента Смолятича, тогда как Ростислав Мстиславич стоял за Константина.

В конце концов, после многочисленных споров князья пришли к идеи попросить у Константинополя другого иерарха.

Князь Андрей Боголюбский в 1160-х годах сделал попытку совершить разделение русской митрополии, так как хотел основать самостоятельную кафедру в столице своего княжества Владимире на Клязьме. С этой просьбой он обратился в Константинополь к патриарху Луке Хрисовергу. Однако Андрей Юрьевич ослушался святителя и в качестве митрополита владимирской земли «посадил» некоего нерукоположенного Феодора[2]. В 1169 Феодор отправился в Киев, где по приказу митрополита Константина II был арестован и казнен: ему отрубили правую руку и выкололи глаза.

Доподлинно известно, что не раз были обращения к русским князьям, написанных папами Римскими, в которых они призывали их подчиниться Римской церкви. В больших русских городах, которые располагались на торговых путях с Западом, проповедническая деятельность католиков превзошла все возможные пределы. В 1233 году князь Владимир прогнал из Киева доминиканцев, которые в те времена имели в Киеве собственный монастырь.

В 1237-1240 годах Русь пережила монголо-татарское вторжение. Многие русские города пострадали от монголо-татарского нашествия и были разрушены и сожжены. Князья утратили самостоятельность и должны были добиваться право на великое княжение у монгольского хана. Русская церковь переживала глубочайший кризис. В этих условиях крест митрополичьей власти принял на себя Кирилл II, протеже галицко-волынского князя. Кирилл II вступил в близкое пособничество с великим князем Владимирским Александром Невским. Князь и митрополит пришли к мнению, что в данный период времени ослабленная Русь нуждается в передышке, которую могло дать только признание власти монгольского хана. Этот политический ход позволил Александру Невскому собрать силы для того, чтобы защитить северо-западные рубежи Руси от попыток захвата Тевтонским орденом. В свою очередь митрополит Кирилл II направил усилия на восстановление внутрицерковной жизни. В  1273 году он созвал собор для создания свода законов, так называемой Русской кормчей. Монголы освободили русскую Церковь от выплаты дани, и это помогло быстро восстановить ее силу. Так как Киев лежал в руинах после его разорения в 1240 году, Митрополит Кирилл II старался там не бывать. Зато постоянно объезжать епархии, и  подолгу находился во Владимире.

После Кирилла II власть получил Максим, который выбрал местом своего пребывания Владимир. Перенос митрополичьей кафедры из Киева во Владимир было обусловлено не только в полной мере практическими обстоятельствами. Историки пришли к мнению, что это акт политический, в результате которого приподнялся авторитет князей владимирских. Князья получили  возможность самим влиять на политику митрополита. Такая ситуация вызвала огромное недовольство галицких князей. Угрожая перейти под юрисдикцию Рима, они добились от патриарха учреждения самостоятельной Галицкой митрополии. Тем не менее она просуществовала мало. В 1305 году  в Константинополь прибыли сразу два претендента на митрополичий сан, один от галицкого князя, а другой от владимирского. Патриарх выбрал представителя Русской церкви приехавшего с Волыни Петра, посвятив его в митрополита Киевского и всея Руси. Однако вновь попытка передела митрополии повторилась через десять лет: инициатором выступил литовский князь Гедимин. Была основана Литовская митрополия, аннулировавшаяся лишь при митрополите Феогносте (1327/28–1353 годах). Политическое развитие Восточной Европы все дальше разделяло исторические судьбы юго-западной и северо-западной Руси. Поэтому окончательный раздел митрополии приближался и становился неизбежным, и это был лишь вопрос времени.

Церковь воспринималась как опора общества, поэтому политическое влияние создавал нравственный авторитет.  Кроме того, она оказывала финансовую помощь государству, участвуя в строительстве и обслуживании приютов и больниц, выкупая заключенных, помогая бедным и странникам.

Церковь становилась лишь инструментом проведения нужного государственного курса.

 

Выводы по главе 1.

 

К началу правления св. Благоверного князя Димитрия Донского церковная зависимость от Константинополя для Русской Церкви, вполне созревшей к середине XIV в. для своей автокефалии, становится фактором неблагоприятным. Если в период раздробленности греческий митрополит, независимый от русских князей, много способствовал объединению Руси в духовном смысле, то теперь, когда начался процесс объединения Русского государства, влияние Греческий язык стал его тормозом, потому что в Константинополе они стремились учитывать в основном свои интересы, а не русских.
ГЛАВА 2. СВ. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ,

 

2.1.Исторические условия, на фоне которых рос и развивался

князь Димитрий Донской

 

Почти полтора века находилась Русь под игом Орды. Постоянно ее полчища разоряли города, села, грабили и убивали. Много русских людей было продано на невольничьих рынках. На протяжение всего времени татаро-монгольского нашествия  с русских земель везли в Орду обозы с данью. Поэтому многие города разорялись, и едва успевали построить плохонькие жилища после очередного такого вмешательства. А князья, вместо того, чтобы объединиться, боролись друг против друга, постоянно наводили друг на друга татар, Татры нападали то на одно княжество, то на другое. И от этой вражды Русь страдала также сильно, как и от ига Орды.

Под властью монголо-татарских ханов Русь не знала покоя ни минуты. Насилие и грабеж, убийства с каждым годом только усиливались. Очень часто стали подниматься люди с оружием в руках, но даже побеждая, не могли объединиться для полного своего освобождения. В таких условиях и вырос будущий великий князь Димитрий, названный после Куликовской битвы Донским.

Князь Московский Дмитрий, сын великого князя Иоанновича фон Рота и великой княгини Александры, родился в 1350 году. Мало что известно о его детстве: «Но он воспитан в благочестии и славе с поучительными душами», - говорит «Слово жизни ...» Дмитрия Ивановича, и он любил Бога с детства.

Ни одного знаменательного государственного решения не принимал он без благословения Церкви. В 1359 году он  совершил путешествие в Орду, и это было связанно с двумя идентифицированными событиями. И святитель Алексий благословил Димитрия на это путешествие, потому что понимал какой неоценимый опыт эта поездка должна была принести ему как будущему главе государства. Князь смог собственными глазами увидеть положение дел в Орде. Ведь князю надо было научиться тонко и грамотно выстраивать дипломатические отношения с постоянно сменяющими друг друга ордынскими ханами.

С помощью великого князя Москва поднималась и укрепляла свои центральные позиции по отношению к другим княжествам. В 1366 году для установления союза с Суздалем Димитрий Иоаннович женился на дочери суздальского князя – княжне Евдокии Димитриевне.

В качестве главной личной чертой великого князя древний библиограф называет необыкновенную любовь его к Богу: «Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных. Землею Русскою управляя и на пpecтоле сидя, он в душе об отшельничестве думал, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек»[3].

 

2.2 Особенности правления государством Димитрия Донского

 

Однако политическое положение московского князя было очень сложным, потому что это связано не только с господством Орды, но и с агрессией соседних Литовских земель, а также с сильными противниками внутри самой Руси – в лице Нижегородского, Рязанского и Тверского княжеств.

В 1368 году войска Ольгерда напали на русские страны и двинулись в Москву, чтобы разрушить деревни и ограбить мирных жителей. Великий князь, которому не хватило сил для военного конфликта с сильным противником, спрятался в Москве с митрополитом Алексием.

Ольгерд начал осаду, но вид каменного Кремля испугал его: сам вид крепких городских стен и новых каменных построек многозначительно показывал об решительности москвичей в своих силах и готовности упорно защищать родной город. Постояв у основания Москвы три дня, Ольгерд снял осаду и убрался обратно в Литву, но при отступах все окрестные земли были разграблены литовскими воинами. Тем не менее, это не сломило воли Димитрия и лишь укрепило мнение об объединении земель.

В 1370 годах великий князь Димитрий Иоаннович начинает борьбу с Золотой Ордой. В 1376 году состоялся его поход на ВолжскуюБулгарию, на один из ордынских селений. Русские воины осадили столицу Булгарии и, несмотря на наличие у противника пушек заставили врага сдаться. Это был значительный успех Москвы, это первая наступательная победа в борьбе с татарами.

В 1378 году Мамай бросил на Русь огромное войско, во главе которого стоял темник Бегич. В июле татары вновь напали на рязанские земли. Князь Димитрий вышел навстречу недругу и разгромил его полки в бою на рекеВоже. Уже вторую победу над татарами одержал князь Димитрий. Это укрепило боевой дух русских воинов, и стало как бы главной репетицией сражения на Куликовом поле.

Подходил 1380 год. Узнав о приготовлениях Мамая, великий князь московский начал собирать войско для борбы с Мамаем. Князь понимал, что Русской земле предстоит повторение страшных нападений 1237-1240 годов. Наступил решающий момент в жизни князя. Все предыдущие события были лишь подготовкой сентября 1380 года. Димитрий Иоаннович был готов к осуществлению предопределенной на него задачи. Под воздействием великих святых-современников его дух стал крепким и свободным, в душе сформировалась и укрепилась мысль единой Русской земли. Борьба с татарами представлялась ему сопротивлением ни одной Москвы, а дать отпор недругу объединенными русскими княжествами, которые стремились бы не только освободить родную землю, но и защитить православную веру.

Соединение войск Русской земли был назначен в Коломне. На просьбу о помощи великого князя откликнулись практически все княжества, кроме Рязанского, Нижегородского и Тверского. Накануне битвы из Троицкого монастыря была принесена грамота с благословением преподобного Сергия. Великий святой молитвенно поддерживал русское войско. Как повествует его жизнеописатель: «в духе видел весь ход битвы, вплоть до ее исхода, до имен погибших воинов, произносимых святым прозорливцем в течение боя и поминаемых им за отслуженной после сражения панихидой».

Летом 1380 года Мамай напал на Русь. Войска многих русских земель собрались в Коломне, где находилось основное войско Димитрия Ивановича. С обеих сторон насчитывалось около 100-120 тысяч воинов. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в устье реки Непрядва куда впадает Дон, русское и ордынское войска начали решительный бой. Согласно легенде, русские солдаты в этом сражении были благословлены монахом Сергием фон Радонежским, основателем и настоятелем Троицкого Сергиева монастыря. Более поздние легенды говорят, что он послал своих двух рыцарей - монахов Ослябю и Пересвета - к Дмитрию Ивановичу. Битва началась с поединка Пересвета с татарскимбоготоремЧелубеем. Богатыри на полном скаку ударили друг друга копьями и оба упали с коней мертвыми. Сразу после этого поединка начался бой, который закончился отступом Мамая с поля боя и полной победой татаро-монгольского войска.

Два года после победы на Куликовом поле Москва не платила дани татаро-монгольским ханам. Однако новый ордынский хан, Тохтамыш, прибегнувший к помощи рязанского князя Олега, который показал обходные пути к Москве, захватил город в 1382 году. Димитрий был поставлен в известность о нападении Тохтамыша, но после Куликовской битвы Москва не смогла представить большое войско. Москва сгорела, кроме каменного Кремля. Воспользовавшись слабостью Москвы, тверской князь Михаил, поехал в Орду за ярлыком на великое княжение. Но Димитрий Донской, опередил его «покаянным посольством» к хану. В Орде он отдал в заложники своего старшего сына Василия, поклявшись исправно платить дань. Ярлык на великое княжение остался за Москвой, после чего Димитрий пошел войной на Рязань и разграбил ее. В 1385 году Димитрий Донской и Олег Рязанский заключили мир[4].

Летом 1382 года новый татарский хан Тохтамыш с большим войском пошел на Москву, грабя русские земли. Захватив Серпухов и спалив его, он подошел к Москве. Из-за раскола среди бояр великий московский князь не смог собрать большого войска. Поэтому, чтобы найти людей, он отправился в Переяславль, а затем в Кострому. В Москве остался митрополит Киприан, который не смог остановить начавшийся мятеж, улизнул из города. Вместе с ним решила покинуть город и великая княгиня с детьми. С большим трудом им удалось им убежать. Митрополит пошел в Тверь, княгиня – в Кострому.

Началась осада Москвы. Три дня город не сдавался, но на четвертый татары вошли внутрь крепостных стен. Начался жесточайший погром. Без разбора убивали людей, грабили Церкви, оскверняли алтари, сжигались книги, привезенные со всех московских храмоы. Сокровищница великого князя была ограблена. И под конец сожжен и весь город. Разрушив Москву в конечном счете до основания, недруги начали наступления на другие русские земли. Были захвачены Звенигород и Можайск, а жители Переяславля на лодках уплыли на середину озера и так остались живы. Лишь Волоколамск, у которого стояло войско князя Владимира Андреевича, дало татарам сопротивление и повернуло их в бегство. Отступая на юг,  хан напал на Коломну и разграбил Рязанскую землю...

Князь Олег Рязанский неожиданно завел спор с князем Дмитрием о Коломне. Преподобный Сергий помог князьям уладить этот спор: старик подошел к князю Олегу и, по его собственному слову, убедил его помириться с Москвой. Это решение было принято в соответствии с тогдашним обычаем брака сына князя Олега Феодора и дочери Дмитрия Донского Софии.[5]

Во время своей болезни князь Димитрий получил знание о грядущей смерти с Божьего благословения, о котором он сообщил своему духовному лидеру, преподобному Сергию. Игумен Сергий, который всю жизнь заботился о князе, поделился с ним священными тайнами Христа и помог ему. Духовно укрепившись и признав свою ответственность перед детьми и русским народом, праведный князь, используя Писание, повелел детям глубоко чтить свою мать и повернулся к близким боярам, ??чтобы спросить их, Поддерживать мир между собой и честно служить делу укрепления русской страны.

19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе, рядом с гробницами своего отца, деда и прадеда.

 

Выводы по главе 2.

 

За первые 20 лет своего правления Дмитрий Донской сумел стать признанным лидером антиордынской политики на русских землях, собирателем русских земель. Российская идея независимости и политического единства стала совпадать с идеей сильной и княжеской московской власти. Великое княжество Владимирское в конечном итоге перешло под власть Москвы, что сделало процесс господства Москвы необратимым. Территория Московского княжества увеличилась при Димитрии благодаря территориям Переяславль, Галич, Белоозер, Углич, Дмитров, часть Мещеры, а также Костромской, Чухломской, Стародубской и северной Коми-Зырянской (где было основано пермское епископство).

С другой стороны, были потеряны западные земли, включая Тверь (1383 год) и Смоленск (1386 год), а центральные земли были разорены как войнами с Великим княжеством Литовским (с первым литовским вторжением в 1368 году закончилась отмеченная летописцем тишина великая на 40 лет, наступившая в Северо-Восточной Руси после разгрома Твери) и другими княжествами, так и нашествием Тохтамыша и последующей выплатой значительной дани. В самой Москве, выстроен белокаменный Кремль, а также выстроены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), защитившие подступы к центру города.

ГЛАВА 3.ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПРИ ДИМИТРИИ ДОНСКОМ

 

3.1. Церковная политика св. князя Димитрия Донского

 

В княжении Димитрия Донского церковно-государственные отношения долгое время складывались  с митрополитом Алексием. Большие территории оказались под властью литовских князей-язычников. На Руси под властью Польши главной религией стал католицизм, где уже в 50-х гг. XIV в. создавались католические епископства. Поэтому Алексий в молодом князе видел будущего правителя, который объединит русские земли и укрепит в них Православную веру.

В начале правления князя Димитрия митрополит Алексий не только руководил политикой московского правительства, но и применял средства, которые были у него как у предстоятеля Церкви. Так, осенью 1363 года послы митрополита пригласили городецкого князя Бориса Константиновича в Москву.

Когда в спорах между тверскими князьями Тверской епископ Василий занял позицию, выгодную для другого недруга Москвы – владевшего Микулином князя Михаила Александровича, по протензии его тверских противников в 1367 году приставы митрополита вызвали епископа в Москву, где выдали свое недовольство.

В конце 60-х годов XIV века при участии святителя Алексия сформировался союз русских князей во главе с Димитрием Иоанновичем. 

В июне 1370 года Константинопольский патриарх ФилофейКоккин подтвердил своей властью эти меры воздействия и призвал особыми грамотами князей, подвергшихся возмездию, подчиниться власти митрополита и добиться прощение участием в войне с язычниками. Об утверждении данных мер просили посол великого князя Даниил и посол митрополита Аввакум. Эти данные говорят о тесном взаимодействии князя Димитрия и святителя.

В августе 1371 году патриарх определил суд для разбора жалоб, предложив митрополиту Алексию снять с тверского князя Михаила Александровича и Тверского епископа отлучение. В то же время патриарх предложил митрополиту стремиться к мировой с противниками, а тех, в равным образом, пойти навстречу своему пастырю и с почетом принять его. Весной 1374 года к митрополиту Алексию с посреднической миссией прибыл посол патриарха ФилофеяКиприан (впоследствии митрополит всея Руси). В дальнейшем писалось в патриарших документах, что митрополит Алексий отказался посетить владения Ольгерда, куда, по его убеждению, он был приглашен «с коварной целью». На данный момент благодаря военно-политическим успехам Димитрия область, на которую распространялась реальная власть митрополита Алексия, намного расширилась. Он получил возможность поставить епископов в Смоленск и Брянск.

После смерти митрополита Алексия все земли Киевской митрополии должны была слиться под властью святителя Киприана. В Москву были направлены послы патриарха, чтобы сообщить митрополиту Алексию и князю Димитрию о принятом решении. Послы должны были разузнать о дизни Алексия и рассмотреть выдвинутые против него обвинения.

Ответ великого князя и его помощников на это решение патриарха оказалась очень резкой. В Москве его приняли как обусловленное интересами Литвы и выразили негодование действиями императора. Все обвинения против святителя Алексия были отвергнуты, здесь его «все считали... отцом и называли спасителем народа». Митрополит не допустил открытого конфликта с патриаршими послами, но перед лицом объединения Литвы и Орды, с которой уже шла открытая война, Димитрий не мог допустить на митрополичий стол в Москве человека, тесно связанного с Литвой. Положение еще более усугубилосьь из-за действий Киприана, потому зимой 1376–1377 годах одновременно с поездкой патриарших послов в Москву, он попытался захватить власть в Новгороде.

12 февраля 1378 г. митрополит Алексий умер. Перед смертью он наказал князю Димитрию заботу о созданном им Чудовом монастыре. На его похоронах присутствовали Димитрий с сыновьями Василием и Юрием, а также князь Владимир Андреевич. По приказу великого князя, несмотря воле умершего, по смирению желавшего быть похороненным вне церкви, митрополит Алексий был погребен в соборе Чудова монастыря «с великою честью... близ олтаря». В июне 1378 г. митрополит Киприан отправился в Москву, чтобы занять митрополичий стол в соответствии с патриаршим указанием. По приказу великого князя он был задержан и ограблен, сутки находился под арестом, а затем с позором выслан в Литву. Всех, кто был посвящен к этому, митрополит проклял и отправился с жалобами на действия Димитрия в Константинополь, куда прибыл весной 1379 года.

К несчастью, понимание своей власти привело князя кидеи оказать давление на Церковь, принудить ее признать своим Предстоятелем верного князю человека и заставить ее служить политическим интересам государства. Такого рода событие первое со времен Изяслава Киевского и Климента Смолятича.

В 1376 году он был пострижен в монахи Чудова монастыря и сразу стал архимандритом великокняжеского Преображенского монастыря (Спаса на Бору) в Кремле. Великий князь хотел, чтобы митрополит Алексий, также как поступил с ним митрополит Феогност, «благословил» Митяя быть его преемником на кафедре, но митрополит отказался это сделать. После смерти святителя Алексия великий князь передал архимандриту Михаилу управление делами митрополии, и тот осел на митрополичьем дворе. Осенью 1376 года был свергнут Константинопольский патриарх Филофей. К новому патриарху Макарию Димитрий направил претензию на ответ его предшественника, и им удалось добиться положительного результата. Патриарх Макарий одобрил решение великого князя не признавать митрополита Киприана, дал архимандриту Михаилу полномочия управлять митрополией и обещал поднять его на митрополичью кафедру. Однако в 1379 году  Макарий уступил свой престол. Димитрий не знал об этом и собрал в Москве епископов Северо-Восточной Руси для совершения епископской хиротонии Митяя, готовившегося к поездке в Константинополь. Против него выступил один из наиболее главных иерархов – Суздальский епископ Дионисий, и этот план не свершился.

Однако, можно предположить, что Димитрием Донским двигала не только привязанность к своему посаднику, но и цель поставить под контроль важную для дела объединения Руси силу, которой и была Церковь. Закономерность  вмешательства государства в дела Церкви всегда оставалась и остается одинаковой. В соответствии с ней первым делом необходимо было получить автокефалию или максимально большую независимость. Это помогло бы избежать претензии к находящемуся духовному центру с целью противостоять давлению государства. Такой план и хотел воплотить Димитрий и Митяй, который стал предлагать совершить свое поставление не в Царьграде, а в Москве, с участием исключительно русских архиереев. Князь конечно же ухватился за эту идею. В Москву были вызваны епископы для поставленияПервоиерарха. Но все же планы Митяя строились неа слишком сомнительном основании. Поэтому, когда епископ Суздальский Дионисий объяснил князю осуществляющую идею, от нее пришлось отказаться. Вновь русское духовенство показало себя на значительной нравственной высоте, предпочитая благо Церкви национально-тщеславным амбициям и охраняя его от вмешательства государства. Кроме того, великорусское духовенство не могло не понимать, что с поставлением Митяя будет похоронена надежда на объединение Литовской и Московской митрополий в единую митрополию Киевскую и всея Руси. С этой точки зрения Киприан при всех его дурных моментах был предпочтительнее Митяя[6].

Это одно из подтверждений постоянного вмешательства светской власти Димитрия в дела Церковные.

В июле 1379 года Митяй направился в Константинополь. Его сопровождали единомышленники из духовных лиц, митрополичьих слуг и великокняжеское посольство. Димитрий вложил много усилий, чтобы обеспечить успех своему кандидату, которому были даны листы пергамена, скрепленные великокняжескими печатями. Великий князь и его бояры, а также епископы провожали Митяя. В Константинополь ехали также архимандриты Высокопетровского и Переславль-ЗалесскогоГорицкого монастыря, архимандрит коломенский.

В феврале 1381 года Димитрий отправил своего духовного отца преподобного Феодора, игумена Симонова Нового московского монастыря, к Киприану в Киев. 23 мая 1381 года святитель Киприан был значительно принят в Москве как законный общерусский митрополит. Когда осенью 1381 года Пимен вернулся из Константинополя, то по распоряжению великого князя он был арестован под Коломной и сослан в Чухлому.

Во время нападения Тохтамыша в августе 1382 года вместе с преподобным Сергием Радонежским митрополит Киприан укрылся в Твери, где пробыл до конца сентября, пока Димитрий не пригласил его в Москву. Приехал в Москву в октябре, Киприан тот час же уехал в Киев, а великий князь вызвалил из ссылки Пимена и посадил его на митрополичий стол. О причинах новой ссоры между великим князем и митрополитом Киприаном источники не сообщают. Наиболее вероятным предположением кажется, что возмущение Димитрия было связано с тем, что именно во время пребывания Киприана в Твери ее правитель князь Михаил Александрович уехал в Орду просить ярлык на Владимирское великое княжение.

И опять произошла попытка вмешательства светской власти в церковную жизнь. Определенным положением дел великий князь не был доволен, о чем говорит поездка летом 1383 года в Константинополь для поставления на митрополичью кафедру Суздальского архиепископа Дионисия, которого сопровождал духовник великого князя архимандрит Феодор. Эту поездка свзяна с тем, что был заключен союз между Димитрием и Ягайло. Тогда скорее всего и была достигнута договоренность об отстранении и Пимена, и Киприана и провозшлашение на стол третьего, не замешанного в предыдущих скандалах кандидата. Дионисий совсем недавно вернулся из Константинополя, получив сан архиепископа, и можно было предположить, что его кандидатура будет принята в Царьграде. Патриарх Нил действительно поставил Дионисия митрополитом, но когда в 1384 году он приехал в Киев, соглашение между Москвой и Литвой было уже разорвано. По приказу киевского князя Владимира Ольгердовича святитель Дионисий был арестован и спустя полтора года умер в тюрьме.

Во время всех этих событий, митрополит Пимен продолжал управлять той частью Киевской митрополии, которая не подчинялась Киприану. Так, в конце 1383 года в Москве он поставил Михаила в епископа Смоленского, что говорит о том, что Пимен стал законным митрополитом не только на землях Владимирского великого княжения, но и в других территориях, политически тянцвшихся к Москве. Тогда же была создана новая кафедра Пермская, на которую был хиротонисан святитель Стефан.

Чтобы добиться поставления Дионисия, великокняжеские послы должны были  выступить против Киприана и Пимена. Для рассмотрения этих обвинений в Москву зимой 1384-1385 годах были вызваны 2 греческих митрополита, которые признали эти обвинения. 9 мая 1385 года Пимен был обязан приехатья в Константинополь. До сих пор незивестно какое участие принимал великий князь во всех событиях, происходивших в Москве. В 1386 году он снова послал преподобного Феодора в Константинополь по делу «оуправлении митрополии». По данным патриаршего документа 1389 года, Феодор выступил в качестве обвинителя по отношению к митрополиту Пимену. Непонятно какие цели преследовал Димитрий. Великий князь ничего не сделал для примирения с Киприаном и не предложил другого кандидата на митрополию. Расследование не привело ни к какому результату: Константинополь покинул Киприан, 6 июля 1388 года без всего вернулся в Москву Пимен. Здесь он оставался признаным митрополитом. 15 августа он поставил епископа в Рязань в присутствии Димитрия. Однако отношения между князем и митрополитом оставались напряженными. 13 апреля 1389 года Пимен снова был вынужден посетить  Константинополь. И поехав туда, он не известил об этом великого князя, что вызвало гнев князя Димитрия. Через месяц после отъезда митрополита Димитрий умер, вскоре скончался Пимен, церковный кризис разрешился уже при великом князе Василии I.

Великий государственный руководитель и полководец, благочестивый праведник, св. великий князь Димитрий Донской в тоже время в области своей церковной политики зарекомендовал себя как сторонник диктата над Русской Церковью[7].

В тяжелейших условиях своего времени, не всегда способный принять правильное решение и вынужденный нарушать церковные правила, Димитрий Донской, все равно пытался следовать заветам митрополита Алексия.

Многолетние отношения связывали князя Димитрия и преподобного Сергия Радонежского. 26 ноября 1374 года игумен Сергий крестил Юрия, сына великого князя, из чего можно сделать вывод, что Димитрий давно почитал великого настоятеля. Происходило это в Переславле-Залесском, в куда съехались все князья и  сподвижники.

Обитель находилась под великокняжеским патронатом и получила от Димитрия ряд подношений. Скорее всего Димитрий был причастен и к основанию монастыря. В 1378 году перед битвой на Воже, великий князь посетил Троице-Сергиев монастырь, и преподобный Сергий благословил его на борьбу с врагами.

После смерти владыки Алексия преподобные Сергий и Феодор признали законным митрополита Киприана и поддерживали с ним переписку (к ним святитель Киприан обращался с жалобами на действия великого князя), что не могло сказать на отношения с Димитрием. Однако, сочувствуя Киприану, они не выступили против великого князя, и Димитрий продолжал с уважением относиться к преподобному Сергию. Когда святитель Дионисий Суздальский, впавший в немилость  великого князя, был арестован, он был освобожден по ходатайству игумена Сергия. В 1379 году когда Митяй отправился в Константинополь, преподобный Сергий основал «повелением князя великого» по обету, данному Димитрием перед битвой на Воже, Стромынский Успенский монастырь. Перед битвой на Куликовом поле, когда войско стояло на Дону, по летописи сообщадлосб, что пришла грамота от преподобного Сергия, который благословил русской войско на борьбу с татарами.

Отношения великого князя и преподобного Сергия улучшились лишь когда Феодор, настоятель Симонова монастыря, стал духовным отцом Димитрия Донского, и великий князь решил пригласить в Москву святителя Киприана. Весной 1381 года митрополит Киприан и преподобный Сергий крестили Ивана сына князя Владимира Андреевича. 14 августа 1382 года архимандрит Феодор крестил Андрея сына великого князя. Как отнесся преподобный Сергий на новый конфликт князя со святителем Киприаном неизвестно. 29 июня 1385 года преподобный крестил сына Димитрия Донского Петра. Осенью по просьбе великого князя преподобный Сергий совершил поездку к рязанскому князю Олегу и достиг заключения мира с этим врагом Димитрия. С этой поездкой преподобного исследователи связывают основание им коломенского Старо-Голутвина монастыря и назначение настоятелем в нем своего ученика Григория. В апреле–мае 1389 года преподобный Сергий был свидетелем при составлении завещания великого князя и присутствовал на его похоронах.

Димитрий Донской всячекиподдерживлосновавших монастыри на Русском Северек преподобным Стефану Махрищскому и Димитрию Прилуцкиому. Стефан знал великого князя еще задолго до того, когда он создал недалеко от Троице-Сергиевой обители Стефанов Махрищский монастырь. Узнав, что преподобный Стефан отправился на Север и основал вместе со своим учеником преподобным Григорием Авнежский Троицкий монастырь, Димитрий прислал монастырю милостыню, книги. По просьбе Димитрия преподобный Стефан позднее вернулся в Махрищский монастырь, которому великий князь дал земли, денег.

Преподобный Димитрий Прилуцкий был знаком великому князю еще тогда, когда святой основал монастырь в Переславле-Залесском. По данным из летописи о Димитрии, во время строительства близ Вологды великий князь прислал подать на строительство монастыря. Преподобный Димитрий был крестным отцом одного из сыновей великого князя. По просьбе старцев Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере Димитрий Иоаннович дал им в качестве игумена пришедшего в Москву с Афона преподобного Дионисия Грека. По просьбе великого князя в начале 80-х годах XIV века был построен каменный Успенский собор в Коломне.

 

3.2. Современный взгляд на церковную политику Димитрия Донского

 

Время правления Димитрия Донского оказалось смутным для русской Церкви.

Во-первых, был создан крайне опасный прецедент вмешательства государства в дела Церкви. Однако, при Димитрии власть Московского князя была еще слишком слаба для того, чтобы навязывать свою волю митрополитам. Стало понятно, что все идеи великого князя с поставлением угодного и послушного ему митрополита привели в итоге к жесточайшему кризису в отношениях между Церковью и государством. И обернулись смутой на Первосвятительской кафедре. Урок из этого конфликта был сделан правльно: еще недостаточно сильное государство, нуждающееся в поддержке Церкви.

Во-вторых, власть греков сильно упала в глазах православных русских людей. И хотя на Руси еще по-прежнему не думали о выходе из Константинопольской юрисдикции, но отношение к былому центру восточно-христианского мира было уже достаточно критичным: денежные махинации с поставлением русских митрополитов сделали свое дело. Поэтому, когда вскоре фактом станет отстранение греков на Флорентийском соборе, для решения о разрыве контактов с ними будет налицо уже вполне подготовленная почва. 

К несчастью, имело резко отрицательное место еще одно последствие вражды на Московской митрополии. Быстрая смена великокняжеских ставленников на Первосвятительской кафедре, их ненависть друг к другу, все это очень плохо сказалось и на положение церковной иерархии среди тех кругов русского народа, которые уже утверждали долю свободомыслия и сомнения в отношении Православной Церкви.

 

 

 

 

Выводы по главе 3.

 

Как мы видим церковная политика князя привела к смутам. Но святой князь исходил из лучших побуждений - не дать расколоться Русской православной Церкви, тем самым сохранить единство русского народа в период раздробленности на Руси. Вообще князь являет собой государя, который всю свою жизнь и политику, как Церковную так и светскую ведет для единства Русского государства, отсюда и берет свое начало причина стремления к централизации русских земель вокруг Московского княжества - главой которого он являлся.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как принято считать, Русь стала христианской в 988 году благодаря решению великого киевского князя Владимира I. Вместе с христианской религией на Русь прибыло византийское духовенство, и была организована Киевская митрополия, в каноническом отношении входившая в состав Константинопольского Патриархата. Это имело в виду то, что после смерти киевского митрополита в Константинополе назначался новый, и как правило из греков. Некоторые великие князья совершали попытки поставить киевским митрополитом своего кандидата, однако долгое время такая деятельность оставалась практически невозможной. Однако одним из таких примеров может служить церковная смута 70-х годов XIV веке.

Нами изучено влияние Св. Благоверного Князя Владимира на Церковь и государство. Святой князь Димитрий пытался не дать расколоться Русской православной Церкви, тем самым сохранить единство русского народа в период раздробленности на Руси.  В целом князь представляется нам великим человеком, который всю свою жизнь и политику, как Церковную так и светскую ведет для объядинение Русского государства. Поэтому и берет свое начало стремление к централизации русских земель вокруг Московского княжества - главой которого он являлся.

Без святителя Алексия и князя Димитрия Донского невозможно было бы объединение Руси вокруг Москвы и создание могущественного, централизованного Российского государства. Святитель Алексий  был устроителем церковной жизни на Руси во II половине XIV века. При князе Димитрии Донском Москва стала центром объединения Руси, а Куликовская битва показала, что монголо-татар можно побеждать и в конце концов, добиться полной победы над  недругом. А основой освобождения от татарского ига и объединения Российской земли стал единственный по масштабу духовный подъем, в центре которого находился молитвенный подвиг великого святого того времени - преподобного Сергия Радонежского. Именно Сергий Радонежский способствовал возрождению православного духовного начала в жизни русского народа.

Канонизация князя Димитрия Донского произошла на основании подвигов святой и благочестивой жизни уже в современный период на Поместном соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре 6-9 июня 1988 года. В служении Церкви, патриотических трудах Отечеству и народу в сложные годы вражеского ига князь оставался истинным сыном своей страны. Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и оказывал благотворительную помощь бедным.

Еще загодя до канонизации Димитрия Донского стали создаваться его иконописные изображения. К примеру, они сохранились на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате в Московском Кремле. На иконе «Явление Угрешской иконы святителя Николая великому князю Дмитрию Донскому», хотя он еще и не был канонизирован. Часто Димитрия Донского изображают вместе с преп. Сергием Радонежским, что объясняется признаным фактом получения им благословения от преподобного накануне Куликовской битвы.[8]

Первым шагом к канонизации Димитрия Донского стало определение Святейшего Патриарха Пимена от 10 июля 1981 года. В этот день в церковный календарь было внесено празднование в честь Собора Радонежских святых. Кроме святых учеников преп. Сергия и святых иноков Троице-Сергиевой Лавры, в Соборе Радонежских святых почитаются святые сродники и собеседники преподобного Сергия. Так в русский церковный календарь были добавлены дни памяти святого благоверного великого князя Димитрия Донского и преп. Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) - Радонежских монахов-воинов. Интересно отметить, что тем же Определением в Соборе Радонежских святых был прославлен преподобный Нектарий вестник - тот самый инок, который принес на Непрядву в день битвы грамоту преп. Сергия со словами ободрения великому князю и русскому войску.

Во время празднования тысячелетия Крещения Руси на Освященном Поместном Соборе, проходившем 6-8 июня 1988 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, было принято решение о прославлении в лике святых угодников Божиих, просиявших в Русской Церкви за ее многовековую историю и благоговейно чтимых церковным народом. В их числе к общецерковному почитанию был прославлен уже к тому времени местночтимый в Москве и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре великий князь Димитрий Донской.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Знаменский П.В. Историю Русской церкви/ П.В. Знаменский. – М., из-во Крутицкоепатриаршье подворье, 2000.

2. Иловайский Д. Куликовская победа Дмитрия Ивановича Донского/ Исторический очерк Д. Иловайского. – М., 1880.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. Том 5, глава I. – М., из-во Диля, 2016.

4. Карасев А.В. Дмитрий Донской/ под редакцией А.В. Карасева, Г.И. Оськина.  – М., 1950.

5. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви / А.В.Карташев. – М.: Изд-во ТЕРРА, 2017.

6. Клибанов А.И. Русское православие. Вехи истории / А.И. Клабанов. – М., изд-во Политиздат, 2015.

7. Костомаров Н И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, т. I / Н.И.Костомаров. – С.-Петербург., 1886.

8. Кочетков Г. Церковь и мир: сборник статей. – М.: Сретение, 2004.

9. Кучкин B.А. Дмитрий Донской /В.А. Кучкин. –  Государственный Исторический музей. – М., ГИМ, 2005.

10.   Лощиц Ю. Дмитрий Донской / Ю.Лощиц. – М.: Молодая гвардия, 1983.

11.   Наумов C. Церковь и государство: история и современность // Государственная служба. – 2004. – N 3.

12.   Никольский Н.М., Круглов А.А. История русской церкви. – Минск: Беларусь, 1990.

13.   Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде/ М.Д. Полубояринова. – М., 1978.

14.   Скрынников Р.Г. Святители и власти/ Р.Г.Скрынников. – М., 1990.

15.   Соловьев С.М. История России с древнейших времен.книга II , т. 3-4 / С.М.Соловьев. – М., Голос; Колокол- Пресс, 2013.

16.   Цыпин В. История Русской православной церкви, 1917-1990. Учебное для православных духовных семинарий / В Цыпин. – М., Изд. дом «Хроника», 1994.

17.   Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв./ Л.В.Черепнин. – М., изд-во социально-экономической литературы, 1960.

18.   Филарет (Гумилевский Дмитрий Григорьевич; архиепископ Черниговский и Нежинский; 1805-1866.) / История Русской Церкви в пяти периодах / Архиеп. Филарет. - Репр. изд. - М. : Изд-во Сретен. монастыря, 2001.

19.   Филатов С.Б. Религия и общество: Очерки религиоз. жизни соврем. России – М., Лет.сад, 2002.

20.   Флоря Б.Н. Димитрий Иоаннович Донской/ Православная энциклопедия, т. 15, с. 116-132.

21.   Автор неизвестен. Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича Донского // #"https://azbyka.ru/">https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/

23.   Канонизация святых 1998 г. на Поместном Собору Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000 - летия Крещения Руси // https://infopedia.su/12x3d24.html

24.   Николай Тальберг. История Русской Церкви, Часть вторая. От нашествия монголов до разделения Русской митрополии //https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-russkoj-tserkvi-talberg/2

25.   Русская православная церковь // #"all">


[1] Православная электронная библиотека: Православие и мир //  http://lib.pravmir.ru.

[2]Клибанов А.И. Русское православие. Вехи истории / А.И. Клабанов. – М., изд-во Политиздат, 2015

[3] Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского // http://war1380.ru.

[4] Знаменский П.В. Историю Русской церкви. – М., из-во Крутицкоепатриаршье подворье, 2000.

[5]Лощиц Ю. Дмитрий Донской / Ю.Лощиц. – М.: Молодая гвардия, 1983.

[6] Петрушко В.И. История Русской Церкви // http://www.sedmitza.ru/

[7] Петрушко В.И. История Русской Церкви // http://www.sedmitza.ru/

[8] Канонизация святых 1998 г. на Поместном Собору Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000 - летия Крещения Руси // https://infopedia.su/12x3d24.html

Похожие работы на - Святой Благоверный князь Димитрий Донской и его церковная политика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!