Эффективные для спортивных событий мультимедийные тренды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,86 Мб
  • Опубликовано:
    2017-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эффективные для спортивных событий мультимедийные тренды

Оглавление

Введение

Глава 1. Специфика освещения спортивных мероприятий в теоретических исследованиях. Эффективные каналы для коммуникации с аудиторией

.1 Теория зрелищ. Телевидение

.2 Специфика мультимедийных проектов в онлайн-среде

Глава 2. Критерии освещения ЧМ по футболу в Германии, ЮАР, Бразилии и России

.1 Как освещали ЧМ по футболу в Германии, ЮАР и Бразилии

.1.1 Чемпионат мира по футболу в Германии 2006 года

.1.2 Чемпионат мира по футболу в ЮАР 2010 года

.1.3 Чемпионат мира по футболу в Бразилии 2014 года

.2 Принципы освещения подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

Медианосители современности и форматы медиапродуктов меняются и развиваются с каждым днём всё быстрее. По этой причине Современного зрителя уже совсем непросто удивить. Со временем скорость выхода на рынок таких технологических новинок, как планшеты или VR-очки, и таких продуктовых, как лонгриды и веб-докьюментари, достигла такого уровня, что любая новинка может стать привычной и уже не актуальной в считанные годы. спортивный коммуникация мультимедийный футбол

В таких условиях, куда добавляется также эффект от повышенного уровня конкуренции среди современных масс-медиа, каждое СМИ буквально борется за внимание аудитории. Особенно важно это в тех случаях, если речь идет не о глобальных новостях и трендах, а о более нишевых историях. На примере данной работы мы рассмотрим, как с этим работают спортивные СМИ. В теоретической записке мы постараемся изучить - как в период проведения Чемпионатов мира по футболу в Германии, ЮАР и Бразилии СМИ рассказывали о подготовке и о самом главном спортивном событии года, а также как это делают сейчас в России в преддверие ЧМ по футболу 2018 года. Также в работе указаны актуальные мультимедийные тренды, популярные в определенное время. Было интересно выяснить, пользовались ли спортивные СМИ этими трендами для того, чтобы сформировать и поддержать активное сообщество болельщиков сборных и любителей футбола. Нет сомнений в том, что подобное исследование может быть актуальным в преддверие мундиаля 2018 года.

Данная работа является теоретической запиской к проекту в формате мультимедийного фичера “Города-хосты Чемпионата Мира 2018: инструкция по применению”. Практическая часть заключается непосредственно в создании проекта данного формата и подробном его описании, включая бюджет и различные составляющие, которые позволят определить, насколько в нынешних реалиях проект был бы интересен аудитории и инвесторам.

Целью данной теоретической работы является выяснить наиболее эффективные для спортивных событий мультимедийные тренды, которые могли бы пригодиться для освещения подготовки и самого проведения ЧМ по футболу 2018 года в России.

Объектом исследования являются спортивные мультимедийные проекты на телевидении и в интернете, созданные для освещения подготовки к ЧМ по футболу за последние 3 таких мировых турнира.

Предметом исследования станет изучение особенностей производства и распространения подобных проектов.

В процессе работы были выполнены следующие задачи:

●       изучение возможностей распространения контента в условиях “новых медиа”;

●       выявление наиболее эффективных методов коммуникации с аудиторией СМИ;

●       сравнить критерии, которые формулируются для освещения спортивных мероприятий в онлайн-среде и на телевидении;

Данная работа состоит из введения, двух частей, заключения и приложения. В первой главе исследования рассматриваются такие каналы коммуникации с аудиторией, как телевидение и интернет. Автор изучил теоретический аспект телевещания, такой как теория зрелищ. Также был поднят вопрос о том, чем спорт так привлекает телевизионную аудиторию. Во втором параграфе был изучен вопрос становления новых медиа в современном мире и выявления главных на данный момент трендов.

Во второй главе были описаны практики освещения трёх последних Чемпионатов мира, подкрепленные интервью со спортивным журналистом, который работал на этих мероприятиях. Также была изучена и описана та работа, которую российские спортивные СМИ проводят в связи с освещением предстоящего Чемпионата мира по футболу 2018 года.

В качестве приложения к работе будет размещен проект группы студентов НИУ ВШЭ по освещению этапов подготовки к ЧМ по футболу 2018 года.

Глава 1. Специфика освещения спортивных мероприятий в теоретических исследованиях. Эффективные каналы для коммуникации с аудиторией

В данной главе рассматриваются два канала коммуникации - телевидение и интернет-среда - и возможности привлечения аудитории в этих средах.

В первой части будет рассмотрен вопрос, что такое “зрелище” и что влияет на популярность зрелища. Во второй части главы рассматривается понятие мультимедийных проектов, а также почему они интересны современной аудитории.

1.1 Теория зрелищ. Телевидение

Что такое “зрелище”? Наиболее полное стандартное определение дано в Национальной Философской Энциклопедии. Зрелище - это визуально и акустически насыщенное сочетание образов, действий, процессов, возникшее спонтанно, или же подготовленное силами отдельных индивидов. Стоит добавить мнение специалиста в области эстетики и культурологии Николая Хренова. Он рассматривает зрелище как любое проявление потребности в коллективном эмоциональном контакте, который является одной из форм общей потребности в социальности. На мой взгляд, зрелище также сильно зависимо от социо-культурного и исторического контекста, их единства для общества, которое занимается постановкой зрелища и его просмотром. Если смотреть на телевизионное зрелище в нашу эпоху, оно довольно сильно зависимо от рейтингов, а, значит, от зрительского внимания.

Вопрос привлечения аудитории с каждым годом, с каждым шагом в сторону развития креативных индустрий все больше и больше интересует журналистов, продюсеров, маркетологов. Пока одни ломают голову, практически универсальных рецепт выявили еще родоначальники желтой прессы Уильям Рэндольф Хёрст и Джозеф Пулитцер. Потенциальная аудитория любого масс-медиа на деле просит лишь одного - зрелищ. Реальные ли это зрелища или заранее спланированные, они точно будут иметь успех.

Если говорить о спортивных зрелищах, они всегда реальны. Аудитория понимает, что здесь не может быть обмана, поскольку события разворачиваются у нее на глазах. Как отмечал ныне живущий в Соединенных Штатах немецкий философ Ханс Ульрих Гумбрехт в своем труде “Похвала красоте спорта”, главным условием, по которому спорт так популярен у современного зрителя - это дистанция между зрителем и спортсменом. Зритель горячо поддерживает выбранного спортсмена еще и потому, что благодарен ему за то зрелище и те эмоции, что дарят ему спортивные события. Спорт - это не только адреналин и соревнование, это, по сути, игра, у которой есть свои правила. И играют в нее не только сами спортсмены, но и болельщики.

Наиболее острые моменты игры восхищают фанатов и заставляют как можно дольше смотреть матчи и соревнования вживую, у экранов телевизоров или ноутбуков. Голландский философ Йохан Хейзинга отметил напряжение как самый важный момент игры еще в 1938 году.

С развитием технологий растут и требования аудитории. Первые телевизионные зрители удивлялись самой возможности смотреть движущиеся картинки и становится частью таких событий, как коронация британской королевы Елизаветы II, находясь в этот момент прямо у себя дома. Возможность наблюдать за событием в прямом эфире - это одна из самых главных специфик вещания, которую выделили авторы уважаемого пособия по тележурналистике - Кузнецов, Цвик и Юровский. Телевидение позволяет одновременно с происходящим увидеть событие миллионам своих зрителей. Эту особенность авторы пособия назвали симультанностью зрелища. Изображение идет в эфир непосредственно, сразу, без какой-либо обработки и монтажа, предельно оперативно. Это одновременное наблюдение и показ события, такая скорость передачи информации способна гораздо более сильно влиять на зрителя и его эмоции, чем обычная телепередача. Симультанность обеспечивает эффект присутствия зрителю, так что он может быть уверен в ее достоверности. Это демонстрирует во многом перспективные возможности телевидения перед киноиндустрией.

Свое влияние на зрелища оказывают и новые технологические возможности съемки (к примеру, с квадрокоптера или экшен-камеры), новые форматы и платформы (лонгриды, веб-докьюментари, вторые экраны). Порой и этого бывает мало. В книге “Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия” автор Анна Новикова отмечает - развитие современного телевидения в нашей стране происходит путем “господства спецэффектов”, но не долгой и упорной работой над содержательной стороной происходящего на экране.

Также в статье “Инструменты” постмодернизма” Анна Новикова отмечает, что современное телевидение заключает в себе некоторые характерные черты постмодернизма. Первый среди них - ирония и насмешка как принципы репрезентации реальности на ТВ. Этими методами активно пользуются не только на телевидении, но и в онлайн-среде. Далее - монтаж отдельных цитат (видеофрагментов, речи, снимков) позволяет прийти к новым смыслам, хотя на деле это лишь верная комбинация определенных медиапродуктов. Коллажность и эклетизм позволяют объединить любые стили и мотивы, и совсем не важно, сочетались ли они ранее или нет. Отказ от рационализма позволяет свежим взглядом взглянуть на старые жанры и, возможно, зародить новые. Фактически, постмодернизм превращает и прошлое, и настоящее в игру, в которой есть место изрядной доли иронии и сарказма, где присутствует диффузия жанров и отрицается иерархия. Телевидение действительно чувствует сильное влияние постмодернизма, даже когда речь идет о клиповом монтаже - это ускорение темпа смены кадров.

Технологические инновации, которые зародились в 20 веке и ранее, к 21 веку лишь совершенствуются и наращивают темп своего развития. Новые возможности съемки позволяют взглянуть на спортивные состязания по-новому. Если взять съемку футбольных матчей, то сейчас зритель может увидеть гол из ворот, куда заранее была помещена камера. Перед матчем иногда можно наблюдать съемку с большой высоты - с вертолета или дрона. Крупным планом показывают эмоции спортсменов во время матча. После голов мы можем наблюдать это событие в повторе с дополнительной графикой. Все это - неотъемлемая часть при съемке спортивных событий. И с каждым годом возможности растут.

Если сравнить технологии начала 2000-ых с технологиями 2017 года, можно увидеть глобальную разницу. Это заметно в том числе на примере того, как освещали подготовку к ЧМ по футболу в разные времена, начиная с 2006 года в Германии.

В целом, судя по статистике, именно спортивные состязания лидируют по телеаудитории в мире. Например, матчи Чемпионата мира по футболу в Германии в 2006 году посмотрели в общей сложности 2.6 миллиарда человек, то есть практически половина населения Земли. Аудитория следующего за ним Чемпионата в ЮАР существенно выросла - до 3.2 миллиарда человек. Ровно таким же оказался показатель мундиаля 2014 года, который прошел в Бразилии, если учитывать “время просмотра хотя бы одной минуты трансляции”. “Время просмотра 20 минут трансляции подряд” на бразильском Чемпионате упало, и я могу предположить, что это связано с тем, что подсчитаны лишь телевизионные показатели. К сожалению, просмотры в онлайн-среде при этом не учитываются, поскольку этот показатель невозможно посчитать - трансляции с матчей смотрят не только на официальных сайтах, но и на пиратских стриминговых сервисах. Таким образом, развитие технологий дает нам возможности, но с распространением интернета все больше зрителей используют новые каналы коммуникации. Пока мы не успели адаптироваться и учитывать их, и это - важная задача в ближайшее время.

Этот вопрос, несомненно, важен не только для развитых стран, но и, к примеру, для России. В последние годы популярность спорта растёт, появился и мгновенно вырос киберспорт и его трансляции. Повышенный интерес диктует индустрии необходимость развиваться, поэтому качество спортивных трансляций с введением инноваций и ростом интереса к спорту растёт год от года. Благодаря совершенству технологий и удачно сложившимся обстоятельствам для России, по которым в 2014 году мы приняли Зимние Олимпийские игры, а в 2018-ом нас ожидает Чемпионат мира по футболу, растёт количество инвестиций в медиа, связанные со спортом. В стране появился крупный и всеобъемлющий телеканал Матч ТВ, при создании которого были учтены лучшие практики зарубежных каналов - лидеров индустрии. И, тем не менее, нам до них ещё далеко, считает генеральный продюсер Матч ТВ Тина Канделаки. Причин этому много - от национальной ментальности до отсутствия звёздных спортивных ведущих.

Активно развивается и киберспортивная индустрия. О многом говорит громкая инвестиция миллиардера Алишера Усманова. В октябре 2015 года он вложил более 100 млн долларов в компанию Virtus Pro. По состоянию на апрель 2017 года компания превратилась в крупнейшую и сильнейшую организацию, состоящую из студии комментирования и аналитики RuHub и профессионального киберспортивного клуба, который выступает сразу в нескольких дисциплинах - CS:GO, Dota 2, Hearthstone, League of Legends. Клуб, надо отметить, довольно успешно выступает не только на российской, но и на международной арене. Задумка о вложении инвестиций в киберспорт настолько себя оправдала, что позднее Алишер Усманов начал строительство первого в России настоящего крупного киберспортивного стадиона для проведения соревнований.

Увлечение футболом переросло у молодых болельщиков в увлечение игрой FIFA. На волне популярности сыграли в РФПЛ, создав отдельный официальный открытый РОСГОССТРАХ чемпионат РФПЛ по игре EA SPORTS FIFA. Трансляции этих матчей идут в интернете и собирают большую аудиторию на официальных стриминговых сервисах, в первую очередь, на Twitch.tv. Такие трансляции позволяют зарабатывать в киберспортивной индустрии не хуже, чем в некоторых дисциплинах в привычной нам спортивной. Более того - эти трансляции уже появляются в эфирах спортивных каналов, в частности на Матч ТВ.

Всё это позволяет сделать вывод, что спортивное телевещание в нашей стране ожидает большое будущее. Судя по актуальным на данный момент трендам, нас ждёт масштабный переход не только на цифровое телевидение нового качества, но и широкое распространение новых форматов. Среди них я бы выделила как киберспортивное телевещание (переход к показу таких трансляций по ТВ), так и, в обратную сторону, рост числа трансляций, посвященных традиционному спорту, в интернет-среде.

1.2 Специфика мультимедийных проектов в онлайн-среде

Термин “мультимедиа” появился в 1960-ых годах, он обозначает использование сразу нескольких независимых друг от друга технических средств коммуникации. В качестве примера можно привести фотографию, галерею фотографий, таймлайн, интерактивную карту, видеозапись, аудиофайл. На основе комбинирования разных материалов возможно создавать новые форматы и продукты и предлагать их на суд своей аудитории. Такие объекты обычно называют “мультимедийными проектами”. Они представляют собой крупные и насыщенные формы, основу которых составляет текст или видео, а остальные элементы наполняют проект и добавляют ему содержательности.

Автором такого проекта может стать группа людей, а помощь в его создании могут оказать не только специалисты, но и случайные свидетели событий - например, владельцы смартфонов, которые сняли фото или видео. Прогресс технологий в целом оказывает заметное влияние на распространение информации между людьми. Благодаря непрерывному развитию технологий, связанных с Интернетом, пользователям стали доступны новые каналы для получения и передачи информации, такие как интернет-СМИ, мессенджеры, почтовые рассылки. Из-за клиповости, фрагментации, большого количества источников информации можно говорить о мозаичности современной культуры, и, соответственно, современных зрелищ как на телевидении, так и в интернете. Эту концепцию описывал еще социолог Абраам Моль. Он отмечал, что культура современного человека состоит из осколков, беспорядочного потока знаний, которые он получает благодаря масс-медиа. В каком-то смысле человек сам становится источником информации для других (ярким примером может служить принцип работы социальной сети Twitter). Публика больше не стоит в стороне, она становится непосредственным участником событий.

Разумеется, технологии, как и идеи, развиваются и в географическом плане. Они поступают на новые территории, впитывают в себя особенности различных культур, это отражается на самих продуктах. Об этом в своем исследовании “Диффузия инноваций” писал американский социолог Эверетт Роджерс. Он также отмечал, что каждому продукту необходимо пройти определенные стадии, со временем продукт становится знакомым потребителю, его признают и им начинают активно пользоваться. Через такие стадии, как узнавание, интерес, оценка, апробация и признание также проходят сейчас и все новинки, которые распространяются через интернет.

Пример тому - лонгриды, веб-докьюментари и мультимедийные фичеры. Фактически это новые методы подачи информации, новые ее форматы. Они в короткий срок стали довольно популярными и приобрели свою широкую аудиторию любителей развернутых нарративов. Но всё же речь не только о крупных текстах. Согласно неписанным требованиям нашего времени, эти тексты могли бы существовать как самостоятельная единица лишь в виде книги. В интернете подобные нарративы необходимо перемежать целым рядом разнообразных элементов, вместе с которыми они образуют мультимедиа. Контентное разнообразие позволяет автору проекта как можно более подробно рассказать о чем-либо и глубоко погрузить своего интернет-зрителя в тему. Тем временем, этих зрителей становится всё больше и больше. Это связано с широким распространением и проникновением интернета во всё более дальние уголки планеты. С компьютерами в целом, так или иначе, связаны уже сейчас почти все процессы. Эту мысль высказал современный исследователь новых медиа Лев Манович. В своем труде “Язык новых медиа” автор считает их скорее цифровыми технологиями, набором данных, и выделяет характерные для новых медиа принципы:

●       Числовое представление. Они состоят из последовательного набора нулей и единиц, или цифрового кода.

●       Модульность. Новые медиа состоят из малейших частиц, они композиционно структурированы, как конструктор. Веб-страница - часть веб-сайта, пиксель - часть изображения. Такая раздробленность позволяет на стадии разработки и тестирования изучать и менять отдельные элементы, не меняя и, тем более, не разрушая общую картину.

●       Автоматизация. Первые два пункта дают возможность автоматизировать процессы, которые связаны с проектированием и использованием новых медиа. В качестве примера могу привести собственный опыт пользования скриптами, которые, будучи написанными один раз, помогают значительно облегчить процесс работы в будущем, конвертировать один набор информации в необходимый другой.

●       Изменчивость. Устойчивый набор элементов можно в любой момент поменять местами или заменить другими элементами.

●       Транскодинг. Вообще этот термин означает перевод одного цифрового формата в другой. Манович расширяет его до сочетания двух разных слоев, компьютерного (дигитального) и культурного (контентного).

Можно согласиться с автором этого подхода и назвать это скорее общей тенденцией, по которой идет культура в компьютерную эпоху. По этим принципам строятся, например, лонгриды. Их можно создавать на удобных сайтах-конструкторах, которые в широком ассортименте представлены в Интернете. Ещё на этапе подготовки нашего проекта было принято решение работать на платформе Tilda Publishing. Помимо Тильды, существует целый ряд удобный платформ для создания сайта/спецпроекта. В том числе подобные конструкторы позволяют комфортно работать при создании лонгрида или мультимедийного фичера. Все ограничивается лишь функционалом, который предоставляется платформой, и для этого автору проекта необходимо ознакомиться с набором и выбрать наиболее подходящий для себя сайт.

Подобные проекты необходимо делать в тесной зависимости от трансмедиа сторителлинга. Эта технология позволяет добиться главной цели любого спецпроекта - глубокого погружения читателя в тему. Эта тема, как происходит в мультимедийном фичере, может состоять из множества небольших историй, состоять из большого количества форм и иметь огромное количество каналов передачи информации. Именно такие критерии выделяет журналист и преподаватель Университета Колорадо Кевин Молони в своем проекте “Трансмедиа-журналистика”.

В целом, учитывая особенности восприятия поколений Y и Z - двух самых интересных для рекламодателей и инвесторов аудиторий - тексты в интернет-среде стремятся к клиповости вслед за видеоматериалами. Короткие сообщения в сервисе микроблогов Twitter и комментарии в социальной сети Вконтакте, новости на медиапорталах, суть которых уложена в 3-4 предложения - именно такие форматы привычнее для молодой аудитории. Однако такие тексты не предполагают глубокого погружения в какую-либо тему, в отличие от мультимедийных фичеров и лонгридов. В противовес коротким роликам видеоблогеров СМИ создают документальные веб-фильмы, подробно рассказывающие о том или ином актуальном явлении. Подобные проекты, несмотря на их тяжеловесность, все равно довольно популярны и широко распространяются вирусным способом. Пользователи готовы делиться подобными видео с друзьями еще и потому, что факты в подобных материалах чаще всего эксклюзивные. Кропотливая работа по сбору и обработке информации при подготовке мультимедийных фичеров, лонгридов и веб-докьюментари окупается благодарностью читателя и его желанием показать проект своим друзьям, коллегам и родным.

Таким образом, можно сделать вывод, что новые форматы передачи информации через интернет в ближайшие годы будут весьма популярны, однако не исключено, что им на смену могут приходить новые проекты, критерии создания которых будут более востребованы в аудитории (например, переход к более коротким, но не менее насыщенным формам). Об этом можно судить по популярности коротких форм, которые и составляют основную конкуренцию лонгридам и мультимедийным фичерам. Что же касается веб-докьюментари, здесь также со временем может сформироваться переход от расширенных версий документальных веб-фильмов к более коротким клиповым историям до 3 минут.

Глава 2. Критерии освещения ЧМ по футболу в Германии, ЮАР, Бразилии и России

В данной главе были рассмотрены практики освещения трёх последних Чемпионатов мира по футболу, которые проходили в Германии в 2006 году, в ЮАР в 2010 и в Бразилии в 2014 году. Основной для изучения стали интервью с журналистом, который работал на всех трёх мундиалях, а также мнения представителей индустрии и интервью с ними.

.1 Как освещали ЧМ по футболу в Германии, ЮАР и Бразилии

Масштабные спортивные соревнования, которые перемещаются раз в некоторое время в разные точки Земли, такие как Чемпионаты мира, Олимпийские игры и другие, априори находятся в центре внимания зрителей. Подготовка к этим событиям начинается за 5-7 лет, и фактически вся страна, которая готовится принять соревнование, включена в работу над этим. С точки зрения экономики, это хорошая возможность получить инвестиции, развить некогда отстающий аспект (будь то стадион или слабые команды), дать новые рабочие места, создать имидж своей страны, который позднее мог бы привлечь потенциальных туристов и их средства. С точки зрения политики, страна занимает позицию лидера в том или ином виде спорта (или в целом на мировой арене, если речь идет об Олимпиаде), а спорт - это хороший повод для политического пиара. С точки зрения медиа, это всегда хорошая возможность заработать на рекламе во время трансляций и в газетах/журналах, где есть полоса с соответствующей тематикой.

Впрочем, спортивная журналистика сильно изменилась в последние годы, по темпу не отставая от меняющегося мира. Это можно отследить как раз по принципам освещения, которые формировали для себя спортивные СМИ. Мне удалось побеседовать с бывшим обозревателем газеты “Советский спорт”, а ныне - пресс-атташе футбольного клуба “Локомотив-Москва” Андреем Бодровым, который работал в качестве корреспондента на двух мундиалях в Германии и ЮАР, а во время мундиаля в Бразилии руководил поездкой журналистов из редакции в Москве. Он рассказал о том, чем руководствовались журналисты, работая в поле на крупнейших футбольных соревнованиях мира, как на работе сказывалась политическая ситуация в стране, где проходил мундиаль, и как российская аудитория воспринимала эти чемпионаты. Помимо этого, для исследования были привлечены альтернативные источники - интервью с известными деятелями спортивной журналистики, и новости о деятельности оргкомитетов мундиалей и самих спортсменов.

2.1.1 Чемпионат мира по футболу в Германии 2006 года

На рынке российских спортивных СМИ 2006 был расцветом для газет. С июня газета “Советский спорт” стала выходить в цвете, она издавалась не только в Москве, но и в ряде российских городов. Тираж стал рекордным и только в столице достигал 86 тысяч экземпляров, что действительно можно назвать прорывом для ежедневного нишевого издания, тем более в интернет-эпоху. Газеты и журналы также работали над спецвыпусками к таким чемпионатам, где реклама стоила в разы дороже. По своей сути такие выпуски были собраны как программки каждого футбольного матча, которые нынче продаются на стадионах перед встречами команд. Они собирались за апрель-май и в разных изданиях чисто страниц достигало от 34 до 108. Там была собрана вся подробная информация о составах команд, стадионах, любая необходимая справочная информация, также это сопровождалось красивым дизайном в стилистике издания. Такие “настольные книги” к Чемпионатам мира по футболу расходилось огромным тиражом порядка 700 тысяч экземляров по России. Справочник был популярен как среди молодой аудитории, так и у аудитории постарше - там была предусмотрена возможность вписывать счет и дополнять справочник по ходу турнира. Фактически мундиаль 2006 года стал одним из последних чемпионатов, когда традиция такого спецвыпуска была жива. В 2010 году тоже делали выпуски, но они уже не были так популярны среди аудитории. В 2014 году рекламодатели перестали интересоваться такими спецвыпусками в принципе, и теперь СМИ предпочитают открывать спецсайты, подготовленные к большим спортивным соревнованиям - крупным международным спортивным турнирам, Чемпионатам мира и Олимпиадам.

Рис. 1. Обложка спецвыпуска Спорт-Экспресса к ЧМ-2010 по футболу.

В то же время, в 2006 году активно появлялись и развивались спортивные СМИ в интернете, и Чемпионат мира в Германии по праву можно назвать тем событием, когда печатные спортивные СМИ впервые почувствовали конкуренцию с интернет-порталами. В самой Европе к тому моменту уже была широко распространена технология Wi-Fi, а с самих журналистов всё больше спрашивали мультимедийные материалы, чтобы картина была более полной и интересной. Это можно назвать предпосылками того, что мы, по сути, видим сегодня. Сервиса Twitter в тот момент ещё не было, однако молнии с короткими новостями, а также фото и видео то и дело падали на сайты интернет-СМИ, опережая печатные. При этом требования к качеству как мультимедийных материалов, так и к качеству текстов репортажей и заметок были несоизмеримо выше, чем они есть сейчас. В тот период в газетах широко практиковалась работа литературных редакторов, можно сказать, что это было соревнование писателей. С точки зрения культуры обслуживания читателя 2006 год был пиковым - по соотношению качество/скорость. То же касается и фотоматериалов. От каждого издания на мундиаль ехали не меньше двух фотографов, они ездили по городам и снимали самые разные матчи. Считалось очень ценным, когда газета публиковала собственные эксклюзивные снимки, а не купленные у фотографов Associated Press.

Сам по себе немецкий мундиаль 2006 года запомнился особой четкостью и пунктуальностью, хорошей организованностью и практически полным отсутствием проблем как для болельщиков, так и для журналистов. ЧМ по футболу в Германии можно назвать отличным примером для хостов (т.е. городов-хозяинов) всех последующих мундиалей. Развитая транспортная инфраструктура, высокий уровень подготовки стюардов на матчах позволили Германии избежать какой-либо критики в вопросе подготовки к ЧМ по футболу. Более того, немецкие власти постановили, что аккредитованные на Чемпионате могут бесплатно перемещаться по территории страны, пользуясь всеми видами транспорта (кроме такси). Эта новость стала отличным пиаром для Федерального железнодорожного агентства ФРГ, поскольку именно их транспортом было удобнее всего передвигаться. В части пиара организаторы немецкого Чемпионата мира также преуспели по вопросам дополнительных мероприятий - были организованы показы последних инноваций в стране, встречи с ветеранами немецкого футбола, тем самым власти удачно воспользовались ситуацией. Кроме того, все стадионы также были готовы к турниру заблаговременно, не было никаких недоработок. К самой власти со стороны FIFA - главной футбольной ассоциации, которая дает право на проведение Чемпионата мира по футболу той или иной стране - никаких претензий касательно организации турнира не было. Что же касается местных СМИ в период проведения Чемпионата, в их статьях практически отсутствовал политический пиар. Не было благодарных заметок о том, что к тем или иным вещам была приложена рука власти. Подобные вещи могли подаваться только как факт, без критики, но и без фанатизма.

Российские спортивные журналисты при этом были сосредоточены на совсем других темах, при этом они работали на весьма высоком уровне. Ежедневно они доставали эксклюзив, который в последующие дни был популярен и интересен читателю. Не секрет, что читатель или зритель охотнее обращает внимание на громкие скандальные истории. В тот мундиаль был большой спрос на сборную Украины, главным тренером которой был Олег Блохин, легендарный футболист своей эпохи. Он не любил общаться с журналистами и хамил, но при этом часто давал интересные инфоповоды, которые становились в сообществе болельщиков популярнее, чем результаты футбольных матчей. Один раз тренер пожаловался на то, что сборной всю ночь не давали спать лягушки. Тема стала главной в тот день для русскоязычной прессы. При этом, возможно, в силу ментальности, такая история не могла стать темой для спортивной прессы других стран. Международные спортивные СМИ всё же довольно консервативны в плане освещения - без интересных героев и ярких тем, которые привычны для российской журналистики.

Само государство никаким образом не привязывало успех проведения мундиаля к своим личным успехам. Кроме того, на время турнира власти даже не запускали собственный сайт, как это сделало FIFA. Отмечу, что сайт FIFA не рассчитывает на свои ресурсы в плане освещения. Этот сайт примечателен тем, что там есть особая возможность для журналистов - воспользоваться так называемым media channel-ом. Эта платформа доступна только для аккредитованных журналистов, вход туда возможен только по паролю. Там размещена вся актуальная информация для удобства журналистов. Сервис позволяет аккредитоваться на матчи через свой профиль, подать заявки на участие в пресс-конференциях, посмотреть расписание на ближайшие дни, задать свой вопрос, запросить о помощи или пожаловаться на проблему. Такие сайты запускаются ежегодно к каждому турниру, при этом власти не создавали свои собственные сайты до ЧМ-2014 года. Подробнее об этом я расскажу в параграфе 2.1.2.

Можно заключить, что Чемпионат мира по футболу 2006 года является хорошим примером организованности, продуманной транспортной инфраструктуры и беспроблемности в целом (в том числе и для болельщиков) для организаторов последующих мундиалей. Подготовкой и проведением турнира остались довольны и в FIFA, и в мировом сообществе любителей футбола, а также местные жители и поклонники футбола в самой Германии.

2.1.2 Чемпионат мира по футболу в ЮАР 2010 года

Мундиаль в ЮАР 2010 года оказался не таким подготовленным, каким стал немецкий Чемпионат мира. Экономические и социальные проблемы, несомненно, влияли на подготовку государства к проведению турнира, и это стало серьезным вызовом для организаторов Чемпионата. В силу ряда причин произошли серьезные задержки со сдачей готовых стадионов к Чемпионату. Задержка (ориентировочно до полугода) спровоцировала критику со стороны международного сообщества, но организаторы всё же успели закончить строительство и сдать стадионы к старту турнира.

Для FIFA выбор ЮАР страной-хостом главного мирового первенства по футболу был задачей гораздо более важной и глубокой, чем может показаться на первый взгляд. Организация хотела стереть все границы для этой дисциплины и провести первый крупнейший в мире турнир на африканском континенте. Поэтому на проблемы с подготовкой к Чемпионату FIFA не обратила большого внимания, а предложений провести турнир в другом месте не звучало вовсе. Тем не менее, даже несмотря на то, что организаторам удалось справиться к сроку, уровень турнира оказался на порядок ниже Чемпионата мира в Германии.

Журналисты перемещались вместе с местным населением на обычных автобусах при отсутствии нормальной навигации. Несмотря на историческое падение режима апартеида, отголоски былой сегрегации ещё сохранились - журналисты отмечают, что это было заметно как по составу местного населения, так и по отношению их к приезжим. В городах, где проводился турнир, тотальная бедность в районах, где проживает темнокожее население страны, соседствовала с богатыми небоскребами, где живут белые южноафриканцы. Стадионы при этом строились без учета перспектив развития инфраструктуры и спорта в государстве. Но, несмотря на это, местные власти успешно пользовались возможностью пиара своего государства как страны для туризма. А для местных жителей чемпионат был настоящим долгожданным праздником. И это тоже стало важной мотивацией для FIFA в вопросе, кто должен принимать следующий Чемпионат. Фактически, в последующие несколько лет после Германии Ассоциация выбирала в качестве стран-хостов не самые благополучные с экономической точки зрения страны - ЮАР, Бразилию и Россию. Такой масштабный турнир позволяет не только улучшить инфраструктуру страны, но и привлечь поток туристов и дать возможность государству заработать на проведении турнира.

Уже тогда, в 2010 году в работу журналистов активно вмешались такие социальные сети, как Вконтакте, Facebook и Twitter. Началась первая волна закрытия нишевых печатных изданий по всему миру, впрочем, тогда эта волна ещё не достигла России. В погоне за вниманием аудитории западные СМИ стали отступать от своей консервативной позиции и предпочли искать необычные истории. Французские журналисты из L'Equipe, например, отмечали, что в скором времени их издание закроют в печатной версии и оно останется только в интернете. Именно тогда они пошли на довольно отчаянный шаг - узнали о ссоре французского футболиста с тренером сборной и напечатали цитату довольно грубого содержания прямо на обложке.

Рис 2. Обложка ежедневной спортивной газеты L'Equipe с цитатой футболиста французской сборной Анелька

Результат был ошеломительным - история мгновенно стала очень популярной, а футболист даже подал в суд на газету.

К 2010 году распространение интернета стало довольно масштабным среди населения, поэтому всё чаще актуальная спортивная информация с мундиаля попадала в Twitter и другие соцсети, а от журналистов требовали ещё больше мультимедийного контента. Издания стали создавать отдельные сайты под такие большие события, как Олимпийские игры и Чемпионаты мира по футболу, и основным контентом на таких сайтах были не только короткие заметки-молнии со срочными новостями, но и масштабные насыщенные лонгриды, которые становились довольно виральными.

Подводя итог этому Чемпионату, можно сделать вывод, что спортивные СМИ уже почувствовали в интернет-среде весомого конкурента, с популярностью и широким распространением которого невозможно бороться. Уже тогда они стали играть по правилам, которые диктуют технологии 21 века - стали переходить к быстрой и клиповой подаче информации, в том числе в социальные сети, а также больше работать с собственными сайтами в интернете.

2.1.3 Чемпионат мира по футболу в Бразилии 2014 года

Мундиаль 2014 года в первую очередь запомнился колоссальными проблемами в подготовке стадионов к турниру. Фактически в Бразилии было ничего не готово - опоздание в постройке стадионов составляло больше года. К примеру, на стадионе в Сан-Паулу за две недели до турнира была не доделана крыша. FIFA была крайне недовольна тем, как страна отнеслась к проведению Чемпионата, и это охотно отмечали российские СМИ, тиражируя скандал.

Впрочем, казалось бы, дела российских спортивных СМИ должны были пойти в гору - на этот мундиаль впервые за долгое время поехала российская сборная. Однако, на удивление, интерес аудитории к происходящему на Чемпионате в Бразилии был не выше уровня 2006 года, когда на мундиале из близких России стран выступала только Украина. Доля интересующихся спортом в целом и футболом в частности начала постепенно снижаться ещё в начале 2010-ых годов, это не касалось только единоборств и автомобильного спорта. Примерно в 2014 году начала расти аудитория киберспорта. Но завоевать внимание самой интересной для рекламодателя мужской аудитории 16-25 футболом стало гораздо сложнее. Российская сборная выступила слабо и не прошла дальше групповой стадии. Это, конечно же, не могло не сказаться на рекламных бюджетах спортивных СМИ.

К Чемпионату в Бразилии распространение интернета стало практически повсеместным, и аудитория все чаще стала узнавать интересующую её информацию в интернете. Впервые был создан государственный туристический портал к Чемпионату. К освещению глобальных спортивных турниров СМИ стали активно привлекать социальные сети. К примеру, у журналистов издания “Советский спорт” даже появилась установка всё чаще и больше писать на своих личных аккаунтах в Twitterе, анонсировать там крупные интересные материалы, а иногда и выкладывать эксклюзив прямо в аккаунты, минуя официальный сайт издания. Началась масштабная гонка за самой быстрой доставкой информации до аудитории, что непременно сказалось на качестве поданных материалов, как мультимедийных, так и текстовых.

Аудитория стала выбирать те издания, которые говорят с ней на одном языке, используют в своих материалах клиповую подачу информации, мемы и шутки. Даже к настоящему моменту, к 2017 году далеко не все СМИ выбрали такой метод взаимодействия с аудиторией. Такой консерватизм, на мой взгляд, может негативно сказаться на популярности спортивных сайтов. Отличный пример этому отражен в интервью заместителя главного редактора Спорт-Экспресса Владимира Гескина главному редактору Sports.ru Юрию Дудю как раз после мундиаля 2014 года. В интервью Гескин рассказывает о том, как ухудшилось положение вещей в издании в связи с приходом нового руководства. Впрочем, Дудь пытается открыть глаза интервьюируемому на то, что, вполне возможно, дело даже не в руководстве, а в принципах, по которым действует коллектив издания. Редакторы, к сожалению, не осознают, что молодая аудитория, которая так интересна рекламодателям, точно пойдет туда, где подача информации ей будет ближе по духу, и это совершенно точно не Спорт-Экспресс. Гескин заявил, что он работает “для старперов”, однако этим тоже нельзя оправдаться - нужно идти в ногу со временем, создавать интересные спецпроекты и сайты, те же лонгриды, которые так похожи на многополосные описания матчей, которые читает нынче разве что возрастная аудитория газет, но больше наполнены мультимедийным контентом. Отмечу также, что лонгриды могут быть очень популярны, но всё же они могут выиграть и заинтересовать аудиторию только в том случае, если там размещена эксклюзивная и очень качественно обработанная информация.

Таким образом, довольно очевидно то, что три чемпионата, разница между которыми составляла всего 4 года, под воздействием развития технологий требовали руководствоваться разными принципами освещения. Если в 2006 году интернет в России не был серьезным конкурентом для спортивных СМИ, а в 2010 его присутствие уже заметили, то в 2014 году он практически задавил их и заставил СМИ активнее работать в онлайне, чем в оффлайн-среде. Изменилась и подача информации: цитируя Дудя, “полноценный старательный пересказ того, кто на какой минуте ударил по мячу” уже никому не нужен. Те же, кто не почувствовал тренд, остаются без рейтингов на ТВ, кликов на сайте, раскупленного тиража газеты. Не считаться с требованиями аудитории и быть успешным, к сожалению, невозможно.

2.2 Принципы освещения подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года в Российской Федерации

Еще на этапе отбора страны-хоста Чемпионата 2018 года Россия уверенно шла к своей цели. Буквально за 10 дней была готова заявочная книга. Спустя несколько месяцев комиссия FIFA посетила Россию и осталась довольна визитом.

Грустно, хоть и убедительно в контексте заявки звучит фраза первого вице-премьера правительства России Игоря Шувалова: “Выбирая Россию, вы не рискуете ничем. Политически Россия очень стабильная страна, в финансовом отношении у нас есть большие ресурсы и резервы, чтобы выполнить любые обязательства”. Стабильность не всегда признак качества, но подобные заявления могли стать важным аргументом чуть позже, после опыта неспокойной политической обстановки в Бразилии. Однако Шувалов поторопился говорить о стабильности: начались гражданские протесты, военные действия на Донбассе, а следом и допинговые проблемы из-за употребления российскими спортсменами милдроната. Вследствие этого уже после отбора не раз звучали призывы отобрать Чемпионат, и время от времени они звучат с новыми силами. В свою очередь Россия отбивается от этих обвинений, как может.

В отличие от мундиаля в Германии 2006 года, российские власти делают большой акцент на освещении подготовки к Чемпионату. Вся последняя информация размещается как на официальном сайте турнира под эгидой FIFA, так и на специальном туристическом портале, призванном стать путеводителем для гостей турнира из разных уголков нашей страны и других стран.

Одно из самых популярных и открытых для пользователя изданий Sports.ru создало отдельный блок, куда агрегируется вся информация, связанная с ЧМ-2018. Нельзя сказать, что там хвалебно высказываются об организаторах предстоящего мундиаля, во многом за счет того, что там пишут обычные пользователи. Среди последних популярных новостей пост о старых и некрасивых районах Саратова, которые спрячут от гостей перед Кубком Конфедераций, а также о проблемах с газоном на стадионе Крестовский.

Совершенно другую картину можно наблюдать на сайте Чемпионат.com. Все проблемы поданы как решаемые и совсем не критические для проведения мундиаля. При этом раздел на сайте больше напоминает специальные выпуски газет к мундиалям 2006 и 2010 года с подробной информацией о стадионах и командах-участниках.

Издание “Советский спорт” активно работает с аудиторией, наравне со Sports.ru придумывая тесты и публикуя эмоциональные заметки. Так же старается работать со своей аудиторией и Спорт-Экспресс. Портал Sportbox совсем нельзя назвать user-friendly сайтом, наполнение на нём довольно хаотичное. К удивлению, на сайте главного спортивного телеканала страны Матч ТВ на данный момент не предусмотрен отдельный раздел, где были бы собраны новости, касающиеся исключительно ЧМ-2018.

Что же касается подготовки к Кубку Конфедераций, освещению этого события сейчас уделяется довольно много внимания. Об этом можно судить по лентам всех информационных агентств, которые обновляются по теме несколько раз в день. Организаторы пользуются широкой поддержкой FIFA, об этом можно судить по официальным заявлениям президента организации Джанни Инфантино.

На данный момент ни одно СМИ не подготовило крупных спецпроектов, которые бы в мельчайших деталях рассказали о том, на какой стадии сейчас Россия в рамках подготовки к турниру, что и в каких городах посмотреть и т.д. Фактически, конкуренцию заявленному студентами НИУ ВШЭ проекту мог бы стать только туристический портал, впрочем, проект изначально предусматривался как дополнение к тому порталу, который есть сейчас.

Заключение

Когда идет речь об освещении глобальных спортивных мероприятий, нужно всегда обращать внимание на потребности аудитории. Порой болельщики глобально “предают” свои команды, когда речь идет о национальном достоянии, и, несмотря на вечные споры между фанатами, к примеру, ЦСКА и Спартака, они могут объединиться, когда необходимо поддерживать российскую сборную или любую другую сборную из стран бывшего СССР. Журналистам необходимо почувствовать эти тенденции в сообществе и поддерживать их.

Начиная с 2006 года, изменились платформы для подачи информации. Если раньше читатель искал ответы на вопросы в газетах, то сейчас он предпочтет это сделать уже даже не на сайтах спортивных СМИ в интернете, а в соцсетях. Такой способ на данный момент наиболее доступный и приемлемый для аудитории. Кроме того, изменились и сами методы подачи информации. Сейчас большинству молодой аудитории интересны клиповые и даже фановые новости, поданные с юмором. Отличным примером может последить шуточная новость пропаганде на телевидении КНДР, где якобы сообщили о том, что сборная Северной Кореи вышла в финал ЧМ в Бразилии. Несмотря на то, что новость оказалась уткой, она стала весьма вирусной. Сама по себе сборная была бы не так интересна, если бы не уникальность в политическом и экономическом устройстве этой страны. Таким образом, новость обязательно должна быть зрелищной и вызывать отклик в душе читателя. Если же СМИ не следует современным тенденциям, оно рискует потерять значительную часть своей аудитории.

Кроме того, за счет интерактивности аудитория СМИ может легко вырасти благодаря соцсетям. Во-первых, интересующийся читатель теперь может напрямую пообщаться с журналистом через Twitter и обсудить с ним его статью. Во-вторых, в силу вирусности некоторых материалов о новости могут узнать гораздо больше людей, чем те, которые всерьез интересуются футболом. Человек может совершенно случайно столкнуться с темой, потому что пост о какой-либо новости написал его друг (или прислал ему лично). Растёт количество кликов и просмотров страниц, что работает только на руку редакторам спортивных сайтов.

Учитывая эти критерии, команда студентов-магистров департамента медиа НИУ ВШЭ написала свой концепт специального портала, который мог бы быть полезен как российским болельщикам, так и иностранным гостям предстоящего Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Список литературы

1.       2006 FIFA World Cup Germany http://www.fifa.com/worldcup/archive/germany2006/index.html

2.       8 фактов о футболе КНДР https://www.championat.com/football/article-204074-vosem-faktov-o-futbole-kndr.html

3.       Brazilian Federal Government website on the 2014 FIFA World Cup http://www.copa2014.gov.br/en

.         Discover Russia http://welcome2018.com/en

.         FIFA World Cup 2018 Russia http://www.fifa.com/worldcup/index.html

.         FIFA оценила шансы России https://www.dni.ru/sport/2010/8/19/197448.html

7.       Manovich L., “The Language of new media” http://dss-edit.com/plu/Manovich-Lev_The_Language_of_the_New_Media.pdf

.         Nauright J., Parrish C., «Sports Around the World: History, Culture, and Practice». ABC-CLIO, California. - 236 с.

.         Random House Webster's Unabridged Dictionary. RHR, 2006.

.         Rogers E., «Diffusion of Innovations». 4 изд. Simon and Schuster, 2010.

.         “Transmedia Journalism” by Kevin Moloney https://transmediajournalism.org/2014/04/21/multimedia-crossmedia-transmedia-whats-in-a-name/

12.     Виталий Мутко: "Призывы отобрать ЧМ бесперспективны" http://www.sport-express.ru/football/world/2018/news/vitaliy-mutko-prizyvy-otobrat-u-rossii-chempionat-mira-2018-besperspektivny-1245431/

.         Гумбрехт Х.У., «Похвала красоте спорта». Пер. с англ. В. Фещенко. М.: Новое литературное обозрение. 2009. - 21 с.

.         Зачем Алишер Усманов вложил $100 млн в киберспорт https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/10/21/613649-zachem-alisher-usmanov-vlozhil-100-mln-kibersport

.         Интервью Тины Канделаки порталу Чемпионат.com https://www.championat.com/football/article-265944-kandelaki--o-match-tv-karpine-shirokove-utkine-gubernieve-zenite.html

.         Инфантино: Россия исполняет все обязательства по подготовке к Кубку конфедераций https://www.championat.com/football/news-2797646-infantino-rossija-ispolnjaet-vse-obzatelstva-po-podgotovke-k-kubku-konfederacij.html

.         Качкаева А.Г., Новикова А.А., «Как это делается: продюсирование в креативных индустриях». М.: Издательский сервис Ridero. 2016.

18.     Компания Усманова построит один из крупнейших в мире киберстадионов http://www.rbc.ru/rbcfreenews/570282999a7947cb78926670

.         Крышу стадиона в Сан-Паулу не успеют достроить к ЧМ-2014 https://www.sport-express.ru/football/world/2014/news/689083/?ua=dt

.         Кубок конфедераций-2017 http://tass.ru/kubok-konfederaciy-2017

.         Кузнецов Г.В., Цвик В.Л. , Юровский.А.Я. «Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание». Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа». 2002. 304 с.

.         Моль А., «Социодинамика культуры». Пер. с фр. Б. Бирюкова. Изд. 3-е. - М.: Издательство ЛКИ. 2008.

.         На Евро журналисты смогут бесплатно воспользоваться только Wi-Fi https://rg.ru/2016/06/09/na-evro-zhurnalisty-smogut-besplatno-vospolzovatsia-tolko-wi-fi.html

.         Национальной Философской Энциклопедии http://terme.ru/termin/zrelische.html

.         Никому не нужные. Что стало со стадионами ЧМ-2010? http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/736707

.         Новикова А.А., «Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия». СПб.: Алетейя. 2008. - 22 с.

.         Отчет FIFA «Television Audience Report» о Чемпионате мира по футболу 2010 года в ЮАР, показатель Total in-home audience reach (1+ minute) http://resources.fifa.com/mm/document/affederation/tv/01/47/32/73/2010fifaworldcupsouthafricatvaudiencereport.pdf

.         Отчет FIFA «Television Audience Report» о Чемпионате мира по футболу 2014 года в Бразилии, показатели Total in-home audience reach (1+ minute) и Total in-home audience reach (20+ consecutive minutes) http://resources.fifa.com/mm/document/affederation/tv/02/74/55/57/2014fwcbraziltvaudiencereport(draft5)(issuedate14.12.15)_neutral.pdf

29.     Официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям http://www.fapmc.ru/rospechat/newsandevents/media/2006/09/item1178.html

.         Раздел “ЧМ-2018” в Советском спорте http://www.sovsport.ru/football/international/wc2018/

.         Раздел “ЧМ-2018” на Sportbox.ru http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Futbol/world_cup

.         Раздел “ЧМ-2018” на Sports.ru https://www.sports.ru/football/wc2018/

.         Раздел “ЧМ-2018” на сайте Спорт-Экспресс http://www.sport-express.ru/football/world/

.         Раздел “ЧМ-2018” на Чемпионат.com https://www.championat.com/football/_worldcup.html

.         ФИФА абсолютно ничем не рискует, выбирая Россию хозяйкой ЧМ - Шувалов https://ria.ru/sport/20101202/303586602.html

.         ФИФА недовольна подготовкой Бразилии к ЧМ-2014 http://www.eurosport.ru/football/story_sto2313478.shtml

.         Французский футболист Анелька подает в суд на газету L'Equipe https://ria.ru/sport/20100730/260047109.html

.         Хейзинга Й., «Homo Ludens». Пер. с гол. Д. Сильвестрова. М.: Прогресс. 1997.

40.     Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. М.: Наука, 2006.

41.     «Я считаю, что дно достигнуто. Владельцы - что еще нет». Почему разваливается «Спорт-Экспресс». Дата публикации: 14.04.15 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/dud/766601.html

Приложение

Мультимедийный проект

Рабочее название: «Города-хосты Чемпионата Мира 2018: инструкция по применению»

Митрошина Александра, Шарипова Арай, Игнатчук Ольга

Идея проекта заключается в том, чтобы рассказать о городах-героях ЧМ-2018 и о стадионах ЧМ, на момент публикации находящихся в разных этапах застройки. При этом фокус проекта - не на проблемах стройки, а на особенностях самих городов и историях местных жителей. Таким образом, ЧМ выступает предлогом поближе познакомиться с самими городами и развитием в них футбола.

Синопсис:

Помимо рассказа о стадионах в городах-хостах, пользователь получает возможность близко познакомиться с самими городами и с людьми, которые там живут, так или иначе относящихся к футболу - известными и не очень болельщиками разных возрастов с разным отношением к ЧМ и местными футбольными знаменитостями. Знакомство с городами происходит в формате путеводителя.

Таким образом, проект сфокусирован на трех сферах:

●       стадионы (история, факты, перспективы);

●       города (с туристической точки зрения);

●       люди их истории;

Цель:

Рассказать о городах-хостах ЧМ с туристической точки зрения, стадионах ЧМ и о футболе в этих конкретных городах: местных футбольных клубах, болельщиках и игроках.

Формат: Путеводитель по городам-хостам в виде интерактивного веб-проекта. В основе лежит мультимедийная платформа, на которой размещен разного рода контент: фото, видео, текст, аудио, карта, хронология и т. д.

Главная страница представляет собой карту России с отмеченными городами-хостами, они же - активные ссылки на соответствующие страницы. Пользователь может знакомиться с материалом в том порядке, в котором его расставили авторы, а может свободно перемещаться между страницами городов, переходя после прочтения каждой обратно на главную страницу.

Целевая аудитория:

Аудитория проекта - достаточно широкая благодаря тому, что он предназначен не только для активных болельщиков, но и для обычных людей, интересующихся футболом или спортом в целом. Также он будет полезен болельщикам из других городов, собирающимся (или потенциально могущим) посетить матчи ЧМ. Их заинтересует конкретные указания на местные достопримечательности, маршруты прогулок, рекомендации ресторанов и баров.

Проект нацелен на мужчин 20-45 лет, интересующихся спортом, футболом и культурным отдыхом, кроме того являющихся активными пользователями Интернета и потребителями мультимедийного контента.

Портрет аудитории:

●       Мужчина, 25 лет

●       Живет в городе-милионнике

●       Не женат, есть девушка

●       Образование среднее специальное

●       Работает в офисе

●       В свободное время смотрит футбольные трансляции, в том числе в барах с друзьями

●       По крайней мере раз в полгода посещает футбольные матчи

●       Активный пользователь интернета и социальных сетей

●       Мало потребляет СМИ, в основном получает новости из соцсетей

●       Состоит в группах про спорт и футбол, в том числе в группах любимых команд

●       Читает такие паблики, как Лепра, Прояснилось и Хэнк Муди

●       Любит юмор, мемы, смешные видео

●       Подписан на “Картавый футбол”, “Оспорте ТВ”, “GoalNet” и другие каналы про футбол на YpuTube

Общая структура

Главная страница - карта. На нее нанесены следующие города:

1.       Москва

.         Калининград

.         Санкт-Петербург

.         Волгоград

.         Казань

.         Нижний Новгород

.         Самара

.         Саранск

.         Ростов-на-Дону

.         Сочи

.         Екатеринбург

Каждая отметка представляет собой гипер-ссылку, при нажатии на которую пользователь переходит на страницу, посвященную отдельному городу. На каждой странице есть меню навигации: вперед (следующий город), назад (предыдущий) и главная страница (переносит обратно на карту).

SWOT - АНАЛИЗ ПРОЕКТА

● Возможность стать информационными партнерами ЧМ 2018 (размещение на их сайте) ●


Положительные факторы

Негативные факторы


Сильные стороны (внутренний потенциал) (S)

Слабые стороны (внутренние недостатки) (W)

Внутренняя среда

● Уникальный авторский контент, рассказанный в формате сторителлинга. ● Помимо информации о стадионах мы рассказываем обизвестных болельщиках, футболистах и достопримечательностях города ● Геймификация: есть игры, тесты и мемы. Наиболее виральные отделы фичера ● Удобная навигация и отличная визуализация

● Могут быть проблемы с однородностью контента, если будут стрингеры в регионах  ● Большое количество визуальной информации может затруднять загрузку страниц на некоторых устройствах


Потенциальные возможности (O)

Имеющиеся угрозы (T)

Внешняя среда


Похожие работы на - Эффективные для спортивных событий мультимедийные тренды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!