История становления музейного дела в Бразилии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,63 Кб
  • Опубликовано:
    2017-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История становления музейного дела в Бразилии

Оглавление

Введение

. История развития музейного дела в Бразилии

.1 Домузейный период (с древности до начала XIX в.)

.2 Возникновение первых музеев (с первой половины XIX в середины XX в.)

.3 Основные направления развития музейного дела в Бразилии во второй половине XX - начале XXI века

. Современные тенденции развития музейного дела в Бразилии

.1 Социально-экономические проблемы страны: роль музеев в социальной и культурной жизни общества

.2 Международное сотрудничество

.3 Перспективы развития музейного дела в Бразилии

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Современные мировые процессы глобализации и активное развитие международных отношений объясняют увеличение интереса к изучению Бразилии, в том числе и музейного дела Бразилии. Для российских исследователей эта тема особо актуальна, так как в рамках деятельности международной организации стран БРИКС, сотрудничество между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилия укрепляется во всех сферах, особенно в культурной. Так же в России вопросы становления и развития музейного дела в Бразилии практически не изучались.

Целью данной работы является изучение истории становления музейного дела в Бразилии и как следствие выявление особенностей развития музейного сектора страны. Для этого необходимо кратко рассмотреть историю Бразилии и выявить как историко-культурные процессы влияли на зарождение и развитие музейного дела, а также необходимо рассмотреть, как и в каких направлениях ведется деятельность музеев на современном этапе. Данные задачи будут раскрыты в первой главе работы «История развития музейного дела в Бразилии».

Задачи, которые раскрываются во второй главе «Современные тенденции развития музейного дела в Бразилии», заключается в проведении анализа современной деятельности музеев, выявлении основных проблем, с которыми они сталкиваются в своей работе, и рассмотрение существующих перспектив дальнейшего развития музейного сектора.

Работа основана на иностранных статьях, которые опубликованы в журнале Museum International, рассказывающих о музеях Бразилии. Отдельный номер журнала, изданный в 2014 г. по результатам прошедшей в августе 2013 г. в Рио-де-Жанейро 23-й Генеральной конференции ИКОМ, посвящен основным проблемам создания музейной сети страны. А также был использован сборник статей, составленный российскими исследователями С.А. Шумовым, А.Р. Андреевым, посвященный истории Бразилии. Основными источниками, использованными в работе, являются официальные сайты бразильских музеев, а также документы, подписанные странами БРИКС, и материалы конференций ИКОМ.

1. История развития музейного дела в Бразилии

1.1 Домузейный период (с древности до начала XIX в.)

Бразилия - страна, характеризующаяся уникальной смесью народов и культур, таких как португальцы, итальянцы, французы, арабы, немцы и многие другие. Особенностью, которая выделяет Бразилию из множества стран, является синтез множества культурных традиций. Культура Бразилии состоит из сочетания в себе несколько культурных корней: западного, африканского и индейского.

апреля 1500 года португальский мореплаватель Педро Альварес Кабрал открыл землю в южной части Нового света, назвал ее Терра-де-Вера Крус (земля Истинного Креста). С 1501 по 1504 г. Были организованы две португальские экспедиции, в одной из которых принимал участие Америго Веспуччи. В ходе экспедиции было обнаружено, что новые земли были заселены людьми. музейный бразилия культурный

Существует множество гипотез, объясняющих появление этих народов в Америке. Одна из них предполагает, что люди появились здесь из Азии, пройдя через крайний север и спускаясь по побережью Тихого океана и обосновались в различных частях континента, где были благоприятные условия для существования, в последствии разделились на племена, которые потом развились до крупных цивилизаций со своими традициями, ремеслами, религией.

С первой экспедицией в новую страну правительством были отправлены преступники. Настоящая колонизация Бразилии началась лишь с 1531 года и продолжалась до 1822г. Период с момента открытия Бразилии до 1530 года считается «доколониальным» периодом. В это время активно изучалась новая территория, стихийно начали формироваться первые естественнонаучные коллекции, которые не носили систематического характера, а скорее собирались «диковеные» предметы, ставшие источником пополнения европейских кунсткамер.

Как следствие того, что португальцы в новых землях не нашли полезных ископаемых и других ресурсов, колонизация земель проходила очень медленно. Интересы колонизаторов в первое время ограничивались деревом «пау-бразил», содержащее в себе краситель. От названия этого дерева и произошло название страны - Бразилия.

В 1532 году в Бразилию начали ввозить рабов из Африки, так как местные индейцы не подчинялись колонизаторам. Они жили изолированными общинами и их численность быстро сокращалась.

В 1530-х годах по приказу короля Иогана III губернатором Васко де Суза в колонии было введено административное устройство, которое заключалось в ленточной системе не связанных между собой капитаний. Это нововведение способствовало возникновению и росту городов (Сан-Висенти, 1532; Пиратининга, 1533; Олинда, 1545; Сан-Салвадор, 1549; Сан-Себастьян-де-Рио-де-Жанейро, 2-я половина 1560-х годов).

Вместе с рыцарями и купцами в Бразилию устремились монахи. Наибольшую активность проявляли иезуиты, основавшие собственные хозяйства (редукции), где на положении крепостных трудились индейцы. В редукциях производились различные сельскохозяйственные и ремесленные товары, которыми прибыльно торговали святые отцы. Иезуиты активно занимались изучением культуры и языков коренного населения и создавались коллекции предметов и документов, описывающих местные обычаи и традиции. Такой интерес объясняется целью найти подход к непросвещенным народам и обратить их религиозный путь в сторону католической церкви. Новые владения Португалии привлекали людей из многих стран. Так в 1555 году в порту Рио-де-Жанейро высадились французские гугеноты с целью захватить бразильские земли, но их попытка колонизации не удалась.

В 1620-1650-х годах в Бразилию приезжали голландцы. Они не только закрепились в капитании Пернамбуку, но и построили на острове Антониу-Вас город Маурицстадт. Однако и их попытка утвердиться в Бразилии закончилась провалом. Нидерландцы натолкнулись на сопротивление португальских колонистов, а на коммуникациях в Атлантике им активно противодействовали англичане. Столица капитании Пернамбуку - город Ресифи (Олинда), так же этот город называют «Бразильской Венецией». Голландское пребывание отразилось на архитектуре города: было построено множество мостов, проведена сеть каналов, возведены красивые здания. В середине XVII века основанный на ближайшем островке город Маурицстад служил административным центром Голландской Бразилии, здесь находилась штаб-квартира Голландской Вест-Индской компании.

В 1720 году Бразилия была преобразована в вице-королевство со столицей в Сан-Салвадоре.

Середина XVII - начало XVIII века развитию колонии способствовали реформы в духе просвещенного абсолютизма, которые проводились в Португалии в 1760-1770 годы. Некоторые реформы позволяли заниматься предпринимательской деятельностью на территории Бразилии. Численность населения колонии быстро росло за счет большого потока переселенцев из разных и рабов из Африки, строились здания, расцветали города. Богатеющие жители отправляли своих детей учиться в европейские страны.

Но в 1777 году, когда реформатор маркиз С. Ж. де Помбал был отправлен в отставку, был взят курс на ужесточение колониального режима, уничтожались основные мануфактуры страны, португальские власти взимали недоимки с колонии. Как следствие ужесточенной политики в сторону Бразилии, в 1789 году в Вила-Рике был подготовлен заговор, целью которого было достичь независимости колонии. Идеи, которые провозглашали Декларация независимости США и Французская Революция, завоевывали интерес у образованного слоя населения Бразилии. В городах создавались масонские ложи. Первый заговор, которым руководил прапорщик Ж. Ж. да Силва Шавьер, по прозвищу Тирадентис, был раскрыт в 1792 году. Спустя два года, был раскрыт и подавлен еще один заговор, организованный единомышленниками Тирадентиса.

С древнейших времен складывались культура и традиции Бразилии. Большую роль в развитии страны играла европейская культура и католическая церковь. В Бразилии, благодаря деятельности иезуитов негров и индейцев старались обратить в католичество, но этот процесс происходил не насильно, а добровольно. Католические миссионеры изучали языки и культуры индейских племен, для того чтобы понимать и просвещать индейцев и негров, которые в дальнейшем становились полноцeнными членами oбщества. Таким образом, каждая культура занимала свою нишу в колониальaльной иерaрхии, венцом которой была европейская культура.

Что касается возникновения домузейных форм, то в Бразилии в XVII веке, был создан уникальный для того времени настоящий музей. Этот первый музеологический эксперимент существовал примерно с 1637 по 1644 г. Именно в это время граф Нассау-Сигерский был губернатором провинции Пернамбуку. «Вокруг Фрижбургского дворца разместился намного опередивший свое время настоящий музей под открытым небом. Его ботанический и зоологический сады занимались сбором, сохранением, изучением и показом тропических растений и животных. Именно здесь Георг Маркграф вел естественноисторические исследования.» Этот музей под открытым небом сочетал в себе функции музея, вел просветительскую деятельность и одновременно был местом для отдыха. К сожалению, этот проект получил дальнейшее развитие только в XIX веке.

В этот период была создана основа, для возникновения в стране первых музеев: активно изучались местная природа, культура и языки местного населения, что способствовало формированию первых коллекций европейских переселенцев, а также изучению коллекций местных жителей. Такие коллекции формировались стихийно. В отличие от европейских стран, где коллекционирование чаще всего носило целенаправленный характер, в племенах сохранялись и почитались сакральные предметы, предметы культа, а так же хранили военные трофеи и этнографические артефакты. Европейские же коллекционеры стремились отразить свой взгляд на мир, с помощью собираемых предметов, их коллекции отражали индивидуальность и особенность собирателя. В Бразилии коллекции создавались стихийно и раскрывали историю и культуру страны.

1.2 Возникновение первых музеев (с первой половины XIX в середины XX в.)

Под португальским владычеством Бразилия страдала от недостатка культурных учреждений в течение первых трех столетий колонизации. Это было связано, в том числе - с позицией португальской и местной элиты. Представители португальской элиты были убеждены в том, что образование должно даваться в метрополии, а в самой колонии развивать систему образования нет большой надобности.

Переезд португальского двора в Бразилию (29 ноября 1807 - 26 апреля 1821) стал следствием наполеоновской агрессии в ходе так называемых Пиренейских войн начала ХIХ века. Приезд королевского двора также значительно оживил внутреннюю жизнь страны, способствовал развитию сети культурных учреждений Бразилии.

Начало XIX века было ознаменовано второй волной эмиграции людей из европейских стран в Бразилию. В 1807 году в Рио-де-Жанейро укрылся от французских оккупантов двор португальского короля Жуана VI. Во время Наполеоновской оккупации и кризиса в Европе, Португальская колония переживала экономический расцвет. Благодаря тому, что королевский двор обосновался в Рио-де-Жанейро, были созданы королевская библиотека (в 1810 г.), типография, основаны два медицинских факультета, ботанический сад и военный завод.

В 1815 принц-регент, вскоре ставший королем Жуаном VI, объявил Бразилию частью Объединенного королевства Португалии, Бразилии и Алгарви, а Рио-де-Жанейро стал столицей нового государства. Королевский двор создал атмосферу «тропического Версаля» с частыми балами и пышными праздниками, на которые стекались европейские и американские дипломаты, недавно разбогатевшие купцы разных национальностей, провинциальное дворянство и небольшая, но растущая группа аристократов.

августа 1818 года была основана Академия изящных искусств Рио-де-Жанейро. В этот же период была создана Бразильская академия (Бразильский институт истории и географии). Академия способствовала изучению прошлого и окружающей среды, в том числе естественной истории и Бразилии.

Первый музей Бразилии был учрежден в 1818 году королем Португалии и первоначально носил название Королевского музея (позже переименован в Национальный музей (Museu Nacional), наименование сохраняется до сих пор). Он был создан с целью стимулировать научную деятельность в стране. Изначально музей собирал и изучал образцы местной флоры и фауны. В первые же годы своей деятельности музей привлекал к себе выдающихся натуралистов XIX века, которые активно изучали и пополняли коллекцию музея. В конце XIX века Национальный музей поменял свое научное направление в пользу антропологии, палеонтологии и археологии, согласно личным предпочтениям императора Педру II. Так же Педру II, чтобы обеспечить музей компетентными кадрами, приглашал работать в музей многих европейских ученых, таких как - Людвиг Ридель, немецкий ботаник, немецкий химик Теодор Пекольт и американский геолог и палеонтолог Чарльз Фредерик Хартт. Помимо реорганизации деятельности музея, император пополнил собрание музея коллекциями искусства Древнего Египта, ботаническими фоссилиями и другими предметами. Со временем, музей все больше привлекал внимание среди именитых ученых и привлекал их, как место для работы и научных исследований.

В 1892 году, после того как Бразилия была провозглашена республикой (в 1889 г.), Национальный музей переехал из дворца Сан-Кристован в освобожденную императорскую резиденцию в парке Кинта-да-Боа-Виста, где находится одна из крупнейших библиотек Рио-де-Жанейро. В 1946 году музей перешел под руководство Университета Бразилии.

Национальный музей Бразилии является одним из самых крупных музеев изучающий историю и культуру Северной и Южной Америки. Он обладает обширными коллекциями минералов, животных, насекомых, коллекции индейской посуды, южноамериканских и египетских мумий, археологических артефактов, метеоритов, окаменелостей и многие другие экспонатов. Так же музей гордится своей большой библиотекой, в которой хранится более 450 тысяч экземпляров книг, брошюр, редких изданий литературы, относящиеся к области естественных наук и антропологии.

В 1822 году Педру I провозгласил Бразилию независимым государством. Только в 1825 году Португалия признала независимость Бразилии. Бразильское правительство установило дипломатические отношения с ведущими странами мира, в том числе с Россией (1828). Большую роль в становлении российско-бразильских отношений сыграл генеральный консул России в Рио-де-Жанейро, учёный-натуралист Г. И. Лангсдорф.

К середине XIX века в Бразилии широко распространились идеи аболиционизма. Аболиционизм - это «движение за отмену какого-либо установления, закона или социального института по нравственным и/или религиозным мотивам», но в данном случае это «название общественного движения за отмену рабства». Многие интеллектуалы страны такие как известный поэт А. ди Кастру Алвис, историк А. П. Мадейру, автор 3-томного труда «Рабство в Бразилии» пропагандировали такие идеи. Под давлением общественного мнения бразильское правительство в 1850 году признало работорговлю уголовным преступлением, а затем постановило считать рождённых в неволе после 28.09.1871 свободными. Закон подписала его дочь - Изабель, которая в отсутствие отца была назначена регентом.

В 1889 году в Бразилии произошел военный переворот, целью которого было упразднение монархии и установление в стране республиканского строя. Этот переворот возглавил маршал М. Д. да Фонсека. Династия Браганса была свергнута антимонархистскими либеральными буржуазными элементами - офицерами, плантаторами, зажиточными купцами, новыми промышленниками, городскими наемными рабочими и недовольными политиками. Эта разношерстная группа не могла сформировать эффективную политическую коалицию, и вскоре реальная власть в Первой республике перешла к кофейным и сахарным плантаторам. Решительные экономические и социальные изменения в истории Первой республики произошли в первые два десятилетия 20 в. в Бразилию хлынул поток иммигрантов, включая даже японцев, которые поселялись небольшими общинами. Новые города, семейные фермы и железные дороги были построены в пограничных районах на севере и западе штата Сан-Паулу. Развитие экономики в сельских районах сопровождалось ростом промышленности в городах.

Послевоенное время в Бразилии было ознаменовано борьбой за продвижение в стране демократических реформ. В феврале 1922 интeллигенция, писатели, художники, студенты и преподаватели под предлогом проведения Нeдели модернистского искусствa организовали движение в поддержку национального искусства и литeратуры, отвергавшее европейские ценности. В июле 1922 младшие армейские офицеры восстали против правительства, требуя проведения демократических реформ, а социально разобщенные и недовольные основали Бразильскую коммунистическую партию. В конце 1920-х годов политическая власть плантаторской олигархии начала разрушаться сначала в урбанизированных районах, а затем в сельских. В результате произошла революция, завершившая эру либерального буржуазного государства во главе с аграрной элитой.

Национальный исторический музей (Museu Histórico Nacional) Бразилии был открыт в Рио-де-Жанейро в 1922 году. по указу президента Эпитасио Песуа. В настоящее время Национальный исторический является главным историческим музеем страны. В музее хранится коллекция, насчитывающая почти 258000 предметов, документов и книг.

В 1930 году начала утверждаться в Бразилии власть Варгаса, губернатора штата Риу-Гранди-ду-Сул. Варгас последовательно был диктатором (1930-1934), избранным президентом (1934-1937), снова диктатором (1937-1945), сенатором (1945-1950) и снова избранным президентом (1951-1954). Более четверти века Варгас олицетворял собой Бразилию. Лидер страны взялся за решение социальных и экономических проблем страны, он поддерживал аграрную сферу основав Институт сахара и алкоголя, Национальный департамент кофе, Институт какао и другие учреждения, деятельность которых направлена на поддержку и развитие сельского хозяйства.

Только в 1937 году, когда по инициативе президента Бразилии Жетулиу Варгаса возникла идея создать Музей Инконфиденции (Museu da Inconfidência). Причиной создания музея была проведенный ранее акт реабилитации (возвращение в страну останков инконфидентов, умерших в ссылке). Было принято решение открыть музей в городе Оуру-Прету (штат Минас-Жерайс), где в 1789 году состоялся заговор, цель которого заключалась в установлении в стране республиканского строя. Пантеон инконфидентов был открыт в 1942 году, а полностью музейный ансамбль был открыт для посетителей в 1944 году. Музей занимается формированием коллекций, их сохранением и изучением этого политического движения. Основные темы, о которых музей рассказывает посетителям, - процесс урбанизации и социальные изменения, приведшие к политическому заговору.

Варгас наладил политические контакты с Германией и США, благодаря чему получал финансовую поддержку от этих стран. Некоторое время в Бразилии существовало интегралистское движение - это политическое движение с фашистской идеологией. Но в 1938 году Варгас перекрыл путь фашизма в Бразилии, следствием этого стало усиление экономической и политической поддержки страны со стороны США. В августе 1942 года Бразилия провозгласила себя союзником США, вступила в войну и направила свои войска в Италию. Диктатура Варгаса продержалась до 1944, когда в связи с обозначившимся окончанием войны в Европе в Бразилии активизировалось оппозиционное движение. Ветераны войны, гражданские противники режима и даже городские представители среднего и низшего классов выступили с требованиями свободы и демократии. В конце октября 1945 Варгас был отстранен от власти.

События, происходящие в стране, непосредственно отражаются на культурной жизни, в том числе и на музейном деле. Появление музеев в Бразилии объясняется тем, что в обществе появляются такие социальные слои как буржазный, рабочий. Рабочие, которые раньше были рабами, нуждались в просвещении и досуге, -но это является одной из множества причин развития музейного дела в Бразилии. Как было сказано выше, еще до появления первых музеев, на территории страны проводилась большая работа по изучению культуры и традиций местных народов. За время колониальной Бразилии было собрано множество материалов, изучающих культуру и быт местного населения, иллюстрирующих историю и развитие страны. В связи с изменениями в социальных слоях (появление среднего, рабочего класса), общество нуждалось в создании музейной сети страны, как удовлетворение возросшего интереса к историческим и культурным процессам, протекающим в стране.

Коллекции в Бразилии, как и в странах Европы, создавались на основе двух концепций: позитивистская и эволюционистическая. Главными задачами этих коллекций было показать, как происходила эволюция человека и влияние человека на окружающую среду. Но уже в начале XX века коллекции все больше использовали с целью фиксации и демонстрации различных социальных и экологических условий и процесса адаптации местного населения.

Возникновение музеев в Латинской Америке происходило иначе, чем в европейских странах. Это объясняется тем, что в колониях Испании и Португалии традиции коллекционерства не были настолько развиты как в Европе. Из данной тенденции выделяется Бразилия. В ней уже в первой половине XIX века создавались музеи.

Невозможно обойти вниманием знаменитый музей Паулиста (Museu Paulista), который является одной из главных достопримечательностей города Сан-Паулу. Это первый музей, построенный в честь обретения Бразилией независимости в 1822 году. Долгое время подбирали вариант плана будущего музея, но только в 1895 году 7 сентября был открыт музей. Музей Паулиста представляет собой музей естественной истории, истории Бразилии и Сан-Паулу. Как сообщает официальный сайт музея, первой коллекцией, вошедшей в состав музея была частная коллекция полковника Жоакима Серторио (Coronel Joaquim Sertório). Ко дню столетия независимости в 1922 году, политика музея была направлена на углубление изучения истории Бразилии.

В 1923 году был открыт новый филиал музея Республиканский музей «ItU конвенции» (Museu Republicano de Itu). Музей располагается в здании, построенном в первом десятилетии XIX века, где располагалась резиденция семьи Almeida Prado. 18 апреля 1873 года в этой усадьбе проводилась Республиканская конвенция Ит, а именно встреча политиков и владельцев кофейных ферм, направленная на решение проблем страны и ее будущего.

Музей Эмилио Гелди (Museu Goeldi) - это исследовательский институт и музей, который находится в городе Белеме. В предыдущем параграфе было рассказано о первом музейном эксперименте в тропической Бразилии, который существовал в XVII веке. Королевский парк и музей Эмилио Гелди являются возрождением идей XVII века. Музей был основан в 1866 году Домингушем Соарешем Феррейра Пенна как музей естественной истроии и этнографии штата Пара. После музей был переименован в честь швейцарского натуралиста Эмиля Августа Гелди, который реорганизовал институт и был его директором с 1894 по 1905 год.

Основной задачей музея является исследование, каталогизация и анализ биологического и социокультурного разнообразия Амазонской низменности, что способствует её региональному развитию и культурной памяти региона.

В настоящее время музей имеет три площадки: Ботанический парк Zoobotâ nico, созданный в 1895 году, Научно-исследовательский кампус, установленный в 1979 году, и научно-исследовательская станция Феррейра Пенна, открытая в 1993 году.

Следующий музей, о котором следует сказать - Пинакотека в Сан-Паулу (Pinacoteca do Estado de São Paulo) . Этот музей был основан 24 декабря 1905 года. В настоящее время Пинакотека представляет собой комплекс из нескольких музеев. Главная часть пинакотеки располагается в парке Жардин-де-Луз в здании, спроектированным знаменитым бразильским архитектором Рамушом де Азеведу в конце XIX века, в котором ранее располагалась первая художественная школа города. Другая часть музея, Станция Пинакотека, - расположена в парке Ибирапуэра.

Пинакотека является одним из важнейших музеев Бразилии и состоит из более девяти тысяч работ, включая картины, скульптуры, коллажи, рисунки, керамику и ковры. Коллекция главным образом представляет собой богатую историю бразильского искусства XIX-XX веков и объединяет в себе работы Алмейдо Жуниора, Оскара Перейро да Силва, Кандидо Портинари, Аниты Малфатти и многих других известных художников.

Стоит отметить, что в этот период с начала XIX до окончания Второй Мировой войны создавалось мало музеев. Бразилия только познавала музейное дело. Необходимо сказать, что одной из причин медленного роста музеев в стране была нехватка компетентных кадров. Для решения этой проблемы в 1932 году были открыты курсы по подготовке музейных специалистов при Национальном историческом музее. Изначально, главной направленностью этих курсов была практическая деятельность. Но под влиянием основных теорий, разработанных Международным комитетом по музеологии (ICOFOM), преподавание музейных дисциплин существенно изменилось. Бразильские ученые стали развивать академическую основу в исследовании музеологии, начинается именно теоретическое преподавание. Но в этот период музеология еще не выступает как самостоятельная научная дисциплина.

В 1940-х годах Густаво Баррозо, руководитель курсов при Национальном историческом музее, постарался дать определения таким понятиям как «музееведение» и «музеография». Для Баррозо «музееведение» - это исследование музейной практики, а именно: «Музееведение [относится к] научному изучению всего того, что относится к музеям, то есть, их организация, расположение, сохранение, управление, а также классификация и реставрация объекты. [...] Музееведение охватывает более усиленную сферу, чем музеографии, которая принадлежит музееведению, постольку, поскольку простое описание музеев по своей сути относится к музейной науке. Музеевед- это либо технический работник, либо эксперт в области музеев.» Но несмотря на то, что выше рассмотренные термины широко применялись в Бразилии еще с 1930-х годов, официально они будут признаны только в 1960-х годах.

В ходе изучения истории развития музейного дела в Бразилии можно выделить основную тенденцию, берущую свое начало с 1930-х годов это удовлетворение интересов местной элиты. Музеи служили политическим настроениям высших социальных слоев - одни «умалчивали о социальном неравенстве, проблемах межрасовых отношений и нестабильном положении коренных народов», а другие раскрывали эти явления как обособленные факты, не связывая их с социальной жизнью в общем и не показывая их влияние.

1.3 Основные направления развития музейного дела в Бразилии во второй половине XX - начале XXI века

Заметные изменения в развитии музейного дела Бразилии появлялись уже после окончания Второй Мировой войны. Отправной точкой стало основание 9 января 1948 года Национального комитета ИКОМ Бразилии (ICOM-BR) в Рио-де-Жанейро. На тот момент он был первым комитетом ИКОМ на Американском континете. Благодаря созданию Национального комитета, Бразилия была включена в международное музейное сообщество, что способствовало международному сотрудничеству со многими странами. Местные исследователи получили доступ к передовым достижениям музеологов.

К сожалению, это важное событие в музеологическом мире Бразилии, еще долгое время не оказывало значительного влияния на деятельность музеев. Это объясняется тем, что подавляющее большинство музеев страны были государственными или существовали благодаря федеральной или региональной финансовой поддержке. Проблемы музеев и их деятельности оставались те же, что и в первой половине XX века: дефицит квалифицированных музейных работников, нейтральное отношение к политической и социальной жизни страны, скудность предоставляемых музеями услуг, которые уже не соответствовали потребностям посетителей.

Вопрос о нехватке музейных кадров существовал в Бразилии на протяжении многих десятилетий. «В период между 1932 годом и концом шестидесятых годов в Рио-да-Жанейро существовали единственные в Бразилии курсы подготовки музейных работников, готовившие к тому же только музеологов.» Правительство создало одну для всех штатов систему стипендий для того, чтобы решить вопрос в подготовке компетентных музейных работников. Как отмечает Фернанда де Камарго-и-Алмейда Моро в своей статье, опубликованной в журнале Museum в 1988 году, что новая система стипендий была весьма эффективной. Благодаря этому проекту, в музеях страны велась совместная работа специалистов из различных областей музейного дела и многих других дисциплин, что повлекло созданию нескольких прогрессивных программ.

В конце шестидесятых годов была открыта Школа музеологии в штате Баия, а в 1975 году курс музеологии был включен в программу частного университета в Рио-де-Жанейро. Следствием этих событий является увеличение в стране количества квалифицированных музейных кадров. Но многие вопросы, касающиеся деятельности музеев еще только предстояло решить.

В промежутке с середины 1940-х годов до конца XX века в Бразилии активно формировался музейный сектор. Впервые стали появляться музеи, целенаправленно изучающие историю и культуру коренного населения, раскрывающие социальные проблемы, которые зародились еще в колониальный период. Первым таким музеем стал Индейский музей (Museu do Indio) в Рио-де-Жанейро, открытый для публики 19 апреля 1953 года. Музей был создан по инициативе Службы по защите индейцев (SPI). В начале 60-х годов, музей был реорганизован в Национальный совет по защите индейцев - CNPI, орган, ответственный за консультацию и составление официальной индийской политики того времени. В 1967 году военное правительство решило собрать SPI, CNPI и музей в одном учреждении, в Национальный фонд индейцев FUNAI.

Этот музей является одним из первых музеев, транслирующих в своем пространстве подлинную историю коренных народов, и независящих от политических идеологий того времени. Главные цели музея заключаются в развитии в обществе толерантного отношения к культурам коренных народов, воспитании взаимного уважения и понимания значимости сохранения культурных традиций.

Музей Республики (Museu da Republica) был создан в 1960 г. Коллекция музея повествует о истории страны в период Республики. Музейное собрание состоит из обширных коллекций фотографий, документов, мебели, произведений искусства XIX и XX века. Музей располагается в здании, дворце Palácio do Catete, построенном в промежутке с 1858 по 1867 гг. и имеющий историко-архитектурное и художественное значение.

Важным периодом в культурной жизни страны были 1980-е года, протекающие под влиянием идей о демократических переменах. Самым важным событием было принятие Конституции 5 октября 1988 года. В Конституции провозглашалось равенство между людьми, так же их равные возможности доступа к культурным ценностям, достижениям науки и образованию. Одной из главных задач, стоящих перед государством, было культурное объединение народов Латинской Америки для создания латиноамериканского сообщества наций.

В 1980-е у бразильских музейных работников повышается интерес к деятельности ИКОМ и других музейных организаций. В этот период начинается активное сотрудничество между португалоязычными странами. В 1987 в Рио-де-Жанейро в рамках Международной триенале музеев, которая была организована Центром музеологических исследований и гуманитарных наук (Mouseion), состоялась первая Генеральная конференция португалоязычных стран. Результатом конференции стала постановка перед участниками цели создать прочные и постоянные контакты между музейными специалистами этих стран, а так же Португальская ассоциация музеологии (APOM), португальское отделение Международного движения за новую музеологию (MINOM) и португальский комитет ИКОМ поставили перед собой задачу провести через два года совещание национальных комитетов ИКОМ португалоязычных стран. Стоит упомянуть о том, что Бразилия становится членом MINOM еще в 1985 году.

Движение MINOM призывало музеи расширить сферу деятельности и выполнять не только традиционные функции, но и вливаться в социальную среду, акцентировать внимание на актуальных проблемах. Это движение объединило различных специалистов, которые ставят перед собой цель с помощью музеев развивать в обществе чувство толерантности, защищать человека и окружающую среду. На сегодняшний день участниками MINOM являются многие страны такие как Португалия, Бразилия, США, Франция и многие другие страны.

На музейном деле Бразилии положительно отразилась деятельность Международного комитета по музеологии (ИКОФОМ), который занимается изучением музейных профессий. «В конце 1980-х годов при участии бразильского музеолога Терезы Шайнер был разработан проект латиноамериканского отделения Международного комитета по музеологии (ИКОФОМ)-будущего ИКОФОМ ЛАМ. Основной целью создания ИКОФОМ ЛАМ была провозглашена поддержка научных исследований в области музеологии в Латинской Америке и Карибском бассейне: организация международных форумов и семинаров, содействие развитию публикационной активности. Годом создания регионального комитета считается 1989 г., когда в Гааге состоялась XV Генеральная конференция ИКОМ «Музеи, генераторы культуры». Первое совещание ИКОФОМ ЛАМ произошло в 1992 г. в Буэнос-Айресе, во время генеральной ассамблеи ИКОМ. В период с 1992 по 2015 гг., ИКОФОМ ЛАМ провел 23 ежегодных совещания и серию международных семинаров в различных странах региона: Бразилии, Аргентине, Чили, Эквадоре»

К концу XX века в Бразилии музейная сфера значительно развилась. В этот период было решено множество вопросов, например, вопрос о подготовке квалифицированных музейных больше не стоял перед музеями, научное сообщество начало активно принимать участие в деятельности международных музейных организаций, движений и ассоциаций, музеи ведут активную деятельность по сохранению культурного наследия и привлекают к этой деятельности общество. Но также музеи пытаются бороться с проблемой политического вмешательства в просветительскую деятельность музеев.

Так же решалась проблема приспособления музеев для посещения детей. Бразильские родители не привыкли водить своих детей в музеи, именно поэтому, музеи стали разрабатывать специальные программы по привлечению детей. В 1990 году к выставке «Вечные богатства Японии», организованной в Художественном музее Сан-Паулу, был написан первый путеводитель для детей и руководство для учителей и гидов. После проводился опрос, для выявления эффективности написанных материалов. Это был эксперимент Бразильского общества по распространению культуры, который дал положительные результаты. Многие дети, побывавшие на выставке, первый раз посетили музей.

XXI век для Бразилии является временем активного развития во всех сферах жизни страны. В 2000-х годах, а именно с 2003 по 2009 гг., министерство культуры разработало проекты, направленные на улучшение музейного сектора Бразилии. С целью наладить и сохранить культурный контакт с социальными слоями, имеющими низкий уровень дохода, были созданы две федеральные программы Pontos de Memoria (Места памяти) и Pontos de Cultura (Места культуры). «Одним из музеев, возникших при поддержке государственной программы, стал Мuseu da Mare, расположенный в одной из крупнейших трущоб Рио-де-Жанейро. С момента своего создания в 2006 г. он обратил на себя внимание инновационной работой, оказал глубокое воздействие на окрестности, привлек значительное число посетителей. Экспозиция знакомит с историей и современностью городских трущоб (фавел) Бразилии. Музей проводит в своих стенах лекции, семинары и практикумы. Осуществляется пополнение коллекций за счет предметов, переданных местными жителями в дар».

В 2009 году на замену Департаменту музеев и культурных центров (DEMU) правительство создало Бразильский институт музеев (IBRAM), который находится под покровительством Министерства культуры. Основная деятельность института направлена на разработку различных программ, ориентированных на развитие музейного менеджмента, увеличение доступа людей к культурным ценностям, а так же институт осуществляет программы повышения квалификации музейных сотрудников и внедряет эти программы в музейные учреждения и поддерживает, и развивает международное сотрудничество бразильских музейных организаций с организациями других стран.

Под эгидой Бразильского института музеев было учреждено сообщество - Бразильская музейная система (SBM), созданная для комплексного управления музеями, увеличения музейных собраний, а также под эгидой института создан Национальный реестр музеев.

Начало XXI века в Бразилии выделяется не только изменениями в культурной, но и в политической сфере. Бразилия проявила активное участие в создании международных объединений таких как UNASUR (или Союз Южноамериканских наций) и БРИКС (в составе таких стран, как Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Одними из основных задач этих объединений заключаются в тесном сотрудничестве и обмене опытом между специалистами различных стран, что касается и музейного сектора, а также объединить усилия стран в сохранении культурного наследия. В связи с возросшим политическим положением, в Бразилии стали все чаще проводить различные конференции ИКОМ и других международных организаций.

Музейное дело Бразилии за этот период достигло значительных высот. Благодаря деятельности таких организаций как ИКОМ, MINOM, ИКОФОМ ЛАМ и других организаций было налажено тесное международное сотрудничество с другими странами, они оказали важнейшее и положительное влияние на местное музейное сообщество, способствовали внедрению в бразильские музеи современных музейных тенденций, формированию уникальной национальной музеологии. Музеи Бразилии транслируют историю и культуру своей страны, удовлетворяя духовные и социальные потребности населения.

За последние 70 лет музейная сеть Бразилии значительно развилась. По данным 2009 года Национального реестра музеев показывают рост музейного сектора страны: в начале XX века в Бразилии действовало 12 музеев, а на сегодняшний момент в стране функционирует 3025 музеев, большинство из которых расположены на юге и юго-восточных районах страны. За последние 40 лет была создана целая сеть научных музеев, которые ведут активную деятельность, направленную на создание заинтересованности различных слоев общества к научной деятельности. Благодаря работе научных музеев в стране появились квалифицированные педагоги, специализирующиеся на естественных науках.

2. Современные тенденции развития музейного дела в Бразилии

2.1 Социально-экономические проблемы страны: роль музеев в социальной и культурной жизни общества

Несмотря на то, что за последние 70 лет Бразилия достигла высокого уровня развития в политической и культурной сфере, в стране существует множество социально-экономических проблем, которые заключаются в неравномерном распределении экономических ресурсов страны, что влечет за собой социальное неравенство и увеличение слоев населения с низким уровнем доходов. К низким социальным слоям относятся коренные народы и потомки африканских переселенцев, которые не имеют доступа к экономическим ресурсам страны. По данным информационно-аналитического портала «Гуманитарные технологии» Бразилия занимает 85 место в рейтинге стран мира по индексу уровня образования. В связи с такими социально-экономическими условиями деятельность культурных учреждений страны направлена на решение этих проблем.

Особое внимание следует уделить деятельности научных музеев, которые в последнее время активно развиваются, ввиду того что, в стране на данный момент существует ряд социальных проблем в жизни общества, описанных выше, для решения которых фундаментальным инструментом будет получение знаний, и приобретение компетенций по развитию способностей граждан принимать решения на основе научных знаний, которые являются основополагающей базой для развития таких понятий как «права гражданина», «социальная интеграция», «устойчивое развитие» и «экономическое и социальное развитие». В дополнении к осуществлению основной цели государства - приведению страны к всеобщей грамотности, второй по важности целью будет осуществление инициатив по внедрению в общество научной «грамотности», достижение которой является основной задачей работы научных музеев. За последние 40 лет в Бразилии была создана сеть научных музеев, которые играют важнейшую роль в установлении связи между наукой и обществом, а также в поддержке новых талантов и появлению новых специалистов в сфере преподавания естественных наук.

Существует огромная дистанция, которая отделяет Бразилию от развитых стран и именно образование и наука имеют важнейшее значение для преодоления данной дистанции. Основным инструментом для преодоления которой является работа в школах. Для решения сложившихся проблем, необходимо обратить внимание академического сообщества на популяризацию науки в культурных центрах и научных музеях.

Как пример научного музея, деятельность которого направлена на приобщение общества к науке, можно рассмотреть Музей Амазонии (Museu do Amazonia), который был открыт в 2010 году в Рио-де-Жанейро. Музей Амазонии представляет собой живой музей, где можно прочувствовать все социальное и биологическое разнообразие бассейна реки Амазонки. Музей пытается привлечь население к научному изучению местной флоры и фауны с помощью разнообразных программ, исследовательских проектов, организацией на территории музея интерактивных зон, в которых посетитель будет сам получать новую для себя информацию.

Активную просветительскую и образовательную деятельность ведут и художественные музеи Бразилии. Государственная Пинакатека в Сан-Пауло - один из крупнейших художественных музеев страны, является старейшим и значимым музеем штата Сан-Пауло. Коллекция музея насчитывает около 9000 работ, в том числе картины, рисунки, гравюры, скульптуры, фотографии и предметы бразильского и зарубежного искусства с 18-го века до наших дней. А также музей проводит обширную и разнообразную программу временных выставок. Отдел образования, созданный в музее в 2002 году, занимается разработкой образовательных программ, опирающихся на музейные собрания, и привлечением новых посетителей.

Обеспечение доступа к музейным коллекциям является основной деятельностью Образовательного отдела музея. Под термином «доступность» музейные работники предполагают не только физический доступ, обеспечивая поток и циркуляцию посетителей (через пандусы, лифты и даже бесплатный вход), но особенно нематериальные аспекты, обеспечение понимания музейных экспозиций, чувства удовлетворения и просветления от посещения музея у его посетителей. Музей разрабатывает множество программ, направленных на привлечение социальных групп, изолированных от политических и культурных процессов.

Музей разрабатывает различные социальные программы, например, программа посещения школьных групп и широкой общественности. Эта программа проводит такие мероприятия, как ознакомительные поездки для школьных групп, художественные и поэтические мероприятия для учащихся, учителей, и широкой общественности. Так же музеем разработана программа, направленная на работу с учителями, обеспечивающая педагогическую подготовку раскрывая основные темы, связанные с музейным собранием, а также по вопросам наследия, культуры и самобытности в других городах и поселениях на всей территории штата Сан-Паулу.

Образовательный отдел Пинакатеки в течение последних 11 лет разработал следующие программы: образовательная программа для инвалидов; Программа обучения персонала; «Моя музейная программа»; И программа социокультурной интеграции. Эти программы структурированы таким образом, чтобы удовлетворить потребности целевой аудитории, а именно те, которые не посещают официальные учреждения культуры. Участниками этих программ являются в основном группы из социально неблагополучных регионов, обычно по социально-экономическим причинам, в том числе люди с физическими и / или умственными отклонениями, пожилые люди и непосредственно персонал Пинакотеки, особенно те, кто встречает, обслуживает, охраняет посетителей музея.

В связи с современными социально-экономическими проблемами страны, необходимо более подробно рассмотреть музейные программы, ориентирующиеся на работу с низшими социальными слоями. Государственная Пинакатека Сан-Пауло проводит программу Социальной интеграции с 2002 года. Было проведено исследование потенциальных социальных групп, с которыми будет работать музей, что позволило подробно изучить проблемы и потребности будущей музейной аудитории и грамотно построить работу с ними. Данная программа ориентирована на выстраивание партнерских связей и общественными организациями и проведение постоянных образовательных посещений, а также проведение курсов повышения квалификации для социальных работников и педагогов. Проводятся просветительские мероприятия для жителей трущоб, а также проект восстановления наследия с участием общинных групп.

Также в 2013 году музей запустил еще один информационно-пропагандистский проект, Comunidade e Museu (Коммуникация и Музей), вдохновленный аналогичной программой в Museo de Antioquia в Medellin (Колумбия). Было выбрано две различные общественные группы и разработан проект, призванный собрать и изучить их материальное и нематериальное наследие и разработать стратегии для популяризации этого наследия.

Государственная Пинакотека - один из немногих музеев, создавший социальные проекты, направленные на работу с низшими слоями населения. Но необходимо обратить внимание, что за последнее десятилетие, все больше бразильских музеев ориентируются на работу с уязвимыми слоями населения. Это объясняется тем, что несмотря на стремительное развитие страны, социальное неравенство, низкий уровень жизни и образования является «Ахилесовой пятой» в жизни страны.

В условиях господства социально-экономических проблем, в стране активно начало завиваться Международное движение за новую музеологию/ или организация MINOM, созданная под потранажем ИКОМ. Это движение объединяет сотрудников экомузеев и местных музеев. MINOM является коммуникативной площадкой между музейными специалистами для обмена опытом и изучения музеев, как учреждений, главная цель которых - защищать человека, его гражданские права, формирование толерантности, противостояние насилию и расизму. Многие музеи современной Бразилии создаются в рамках Новой музеологии и организации MINOM. «Новая музеология, как теоретическое направление предполагает широкую интеграцию музея в социальную среду, выдвижение на передний план актуальных политическихь проблем, «вместо бесстрастных раздумий над давно ушедшим прошлым». «Музеи должны способствовать сохранению окружающей среды и обеспечению доступа к образованию и профессиональной подготовке всех желающих. В состав организации в настоящее время входят: Бразилия, Нидерланды, Португалия, США, Франция и другие страны.»

Невозможно не обратить внимание на деятельность таких музеев как Музей фавелы (Museu de Favela, далее - MUF) в Рио-де-Жанейро, который был основан в 2008 году как негосударственное учреждение. MUF - музей под открытым небом, изучающий быт, культурное наследие фавелы и людей, живущих в ней. Коллекцией музея - это 20 000 жителей, их образ жизни, история, архитектура, пейзаж, сложные сплетения культур и традиций, богатое природное наследие. Целью создания этого музея является идея превращение фавелы в туристический памятник района Кариоки, который рассказывает историю формирования фавел, культуру кочевых народов Бразилии и африканцев, о возникновении самбы, как культурного феномена страны, и, конечно, об изобразительном искусстве. Главные задачи музея заключаются в интеграции населения фавел в культурную жизнь, приобщение к коллективной работе на благо общества, формирование идентичности и сохранении культурных традиций, развитие в обществе таких качеств как забота о ближнем и уважение.

Стоит отметить, что деятельность подобных музеев положительно сказывается на развитии общества Бразилии. Улучшился уровень жизни в таких фавелах, снизился уровень преступности, жители трущоб коллективно трудятся на благо общины. Такие музеи обращают внимание на проблемы низших слоев населения, решают коммунальные, социальные проблемы, повышают уровень образованности общества.

Исходя из всего выше с сказанного можно сделать вывод о том, что на данный момент в Бразилии существует множество социально-экономических проблем, в связи с этим в стране низкий уровень жизни, при неравномерном распределении экономических ресурсов, увеличивается численность низших слоев населения, растут бедные районы в городах - трущобы (фавелы). В связи с чем, музеи все больше ориентируются в своей деятельности на низшие социальные слои, разрабатывают просветительные и образовательные программы, направленные на повышение уровня образования населения, поднимают социально-экономические и политические проблемы в своих экспозициях, проводят активную работу по привлечению в музеи местного населения. Но пока в стране экономическая и социальная политика не будут равномерно развиваться, решая актуальные проблемы общества, пока не повысится уровень жизни населения и образования, посещаемость музеев не будет расти.

2.2 Международное сотрудничество

Тема международного сотрудничества в музейном деле между Бразилией и другими странами частично уже была раскрыта в параграфе «Основные направления развития музейного дела в Бразилии во второй половине XX - начале XXI вв.», но следует более детально изучить этот вопрос, по причине значительного влияния международного сотрудничества на развитие музейного дела, на государственную политику, решающую социо-культурные проблемы страны.

Международное сотрудничество тесно связано с деятельностью ИКОМ, и международным объединением БРИКС. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS.

Большое значение в развитии культурного сектора Бразилии играют тесное международное сотрудничество между Российской Федерацией и Федеративной Республики Бразилии. Официальный визит в Москву Президента Федеративной Республики Бразилии Дилмы Роуссефф 13-14 декабря 2012 года сыграл важную роль в укреплении партнерства между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией. Важным итогом визита Президента является, подписанный документ - "Дальнейшие шаги по реализации Плана действий стратегического партнерства", который имеет фундаментальное значение для эффективного осуществления и расширения проектов сотрудничества между странами.

февраля 2013 года в городе Бразилиа Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев и Вице-президент Федеративной Республики Бразилии М. Темер провели в г.Бразилиа Шестое заседание Российско-Бразильской Комиссии высокого уровня по сотрудничеству.

На заседании уделялось повышенное внимание вопросам, связанными с развитием сотрудничества в сфере культуры, образования и науки. «Стороны отметили первостепенное значение, которое они придают развитию науки, технологий и инноваций в процессе национального развития России и Бразилии, и договорились активизировать сотрудничество в научно-технической сфере и в сфере инноваций с целью формирования технологического альянса между двумя странами». Так же участники заседания «приветствовали подписание Меморандума о взаимопонимании между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования, Министерством науки, технологии и инноваций Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в реализации программы "Наука без границ", который позволит обеспечить большую мобильность академических кругов двух стран, а также обмен опытом и взаимные контакты между ними. Стороны поручили заинтересованным ведомствам провести консультации в целях реализации Меморандума о взаимопонимании и изучении новых предложений в интересах расширения сотрудничества в области образования, включая направление российских научных сотрудников в Бразилию и вовлечение частного сектора в обеспечение программ повышения профессиональной квалификации».

В связи существованием в Бразилии таких социально-экономических проблем, как высокий уровень бедности населения, низкий уровень образованности, развитие международного сотрудничества в сфере образования и науки - актуальное направление политики страны. С привлечением ведущих научных специалистов, педагогов различных стран, с поддержкой в разработке и проведения просветительских мероприятий, увеличится заинтересованность населения к образованию и культуре.

Представители Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилии на заседании отдельно отметили, что культура является одним из важнейших инструментов в укреплении дружеских отношений между народами двух стран. Было решено провести в 2014 году Дни культуры России в Бразилии и Дни культуры Бразилии в России.

Сетевое издание «Риа новости» в 2014 году провело интервью с главой Министерства иностранных дел Бразилии, Луисом Альберто Фигейредо. Луис Альберто Фигейредо в диалоге с корреспондентом рассказывает о том, как были проведены Дни Бразилии в России и Дни России в Бразилии, - «Недавно мы провели Дни Бразилии в России - в их рамках прошли многочисленные культурные мероприятия, которые жителями Москвы и Санкт-Петербурга были восприняты с исключительным интересом. Точно также в конце прошлого года Россия провела Дни России в Бразилиа, в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, программа которых была очень высокого класса».

Также министр иностранных дел Бразилии рассказывает о дальнейшем сотрудничестве между странами, - «Мы ведем переговоры о соглашении об учреждении культурных центров двух стран, разрабатываем программу культурных мероприятий на 2015-2017 годы. Примером является успешное начало работы в бразильском городе Жоинвилле первой зарубежной школы балета Большого театра. Во время визита председателя правительства РФ Дмитрия Медведева в Бразилию в феврале 2013 года мы подписали соглашение об участии России в программе "Наука без границ", направленной на то, чтобы бразильские студенты могли получить возможность обучения в лучших зарубежных вузах и научных центрах. Кроме того, эта программа позволяет нам принимать у себя признанных исследователей и преподавателей. Участие России в программе "Наука без границ" открывает новую главу в академическом, образовательном и научном сотрудничестве наших стран».

В Москве 17 июня 2015 года проходила Первая встреча министров культуры стран - членов БРИКС на которой была подписана всеми участниками встречи Декларация, основными положениями которой являются следующие пункты: поощрение и укрепление взаимодействий в сферах искусства, культуры и наследия; использование современных технологий в различных культурных направлениях; «поощрение и расширение контактов среди народов государств-членов БРИКС, в особенности молодежи, для того, чтобы воспитывать солидарность и улучшать навыки межкультурного диалога в духе добрососедства, равенства и взаимного уважения»; способствовать развитию сотрудничеству, создавать и поддерживать проекты, которые отвечают общим интересам в сфере культуры государств-членов БРИКС.

В последние годы на территории Бразилии все чаще проходят различные мероприятия ИКОМ. Например, 10-17 августа 2013 г. в Рио-де-Жанейро было проведена 23-я Генеральная конференция ИКОМ, название которой отразило в себе современные тенденции развития музейного дела: «Музеи (память+творчество)=социальные изменения». «На 28-й Генеральной ассамблее ИКОМ в Рио-де-Жанейро в числе прочих были приняты резолюции: № 2 «О принципах музейной документации», № 5 «Об охране культурного наследия во время и после вооруженного конфликта, революции или гражданских беспорядков», № 6 «Об обеспечении развития музеев в условиях мирового финансового кризиса» и др.»

На Симпозиуме ИКОФОМ, названном «Особый» посетитель: каждый из нас», который проводился с 12 по 14 августа 2013 года в Рио-де-Жанейро. Представители Бразилии в своих докладах подняли такие вопросы как методы построения эффективного диалога между музеем и посетителем, «аспекты работы с посетителем в экомузеях, музеях современного искусства и др.»

Безусловно, международное сотрудничество в культурной, научной и образовательной сферах благоприятно влияет на их развитие в Бразилии. Но не стоит забывать, что для преодоления сложившихся социоально-экономических проблем, необходимо равномерное развитие социальной, экономической и культурной сферы, разработка не только международных проектов, но и поддерживать местные проекты, обеспечить государственную и финансовую поддержку культурных учреждений, но в первую очередь угнетенных слоев населения. Стоит заметить, что, если все эти факторы не будут учитываться, то все благоприятное влияние международных отношений не будет способствовать улучшению уровня жизни, увеличению образованности и развитию культуры страны в целом.

2.3 Перспективы развития музейного дела в Бразилии

Бразилия - активно развивающаяся страна. За последнее десятилетие уровень туристического потока значительно вырос, развивается международное сотрудничество в экономической и политической сфере, создаются тесные международные культурные отношения, происходит постоянный обмен опытом между странами.

В связи с тем, что возросла роль Бразилии в международных отношениях, в стране постоянно проводятся различные культурные мероприятия музейных организаций, таких как ИКОМ, MINOM. Проведение Олимпийских игр в 2016 году в Бразилии, стало причиной развития музейного сектора, создания новых спортивных музеев.

Основная деятельность музеев страны сегодня направлена на тесную социальную работу с населением, создается множество образовательных программ. Если в стране будет повышен уровень жизни населения, и удовлетворены первичные потребности людей, такие как потребность в еде, жилье, безопасности и др., то, если основываться на пирамиде потребностей Маслоу, повысится интерес к культуре и образованию, а деятельность музеев в большей степени сможет сконцентрироваться на исследовательской работе.

Заключение

В работе были изучены следующие вопросы: история становления музейного дела Бразилии; влияние исторических, культурных и экономических событий на развитие музейного сектора; деятельность музеев. Были выявлены основные тенденции развития музейного сектора страны, роль музеев в социальной жизни населения, роль международного сотрудничества в культурной сфере и рассмотрены возможности и пути дальнейшего развития музейного дела.

В ходе работы был сделан вывод о том, что в домузейный период была создана основа, для возникновения в стране первых музеев: активно изучались местная природа, культура и языки местного населения, что способствовало формированию первых коллекций европейских переселенцев, а также изучению коллекций местных жителей.

А так же можно выделить основную тенденцию развития музеев с начала XIX до середины XX века - это удовлетворение интересов местной элиты. Музеи служили политическим настроениям высших социальных слоев - одни «умалчивали о социальном неравенстве, проблемах межрасовых отношений и нестабильном положении коренных народов», а другие раскрывали эти явления как обособленные факты, не связывая их с социальной жизнью в общем и не показывая их влияние.

Рассмотрев, как Бразилия строит международные отношения с другими странами, следует отметить, что Бразилия нуждается в равномерном развитии социальной, экономической и культурной сферы, в разработке не только международных проектов, но и поддержании местных проектов, обеспечении государственной и финансовой поддержку культурных учреждений, но в первую очередь угнетенных слоев населения. Стоит заметить, что, если все эти факторы не будут учитываться, то все благоприятное влияние международных отношений не будет способствовать улучшению уровня жизни, увеличению образованности и развитию культуры страны в целом.

Изучив развитие страны за последние 70 лет, можно сделать вывод о том, что на данный момент в Бразилии существует множество социально-экономических проблем, в связи с этим в стране низкий уровень жизни, при неравномерном распределении экономических ресурсов, увеличивается численность низших слоев населения, растут бедные районы в городах - трущобы (фавелы). В связи с чем, музеи все больше ориентируются в своей деятельности на низшие социальные слои, разрабатывают просветительные и образовательные программы, направленные на повышение уровня образования населения, поднимают социально-экономические и политические проблемы в своих экспозициях, проводят активную работу по привлечению в музеи местного населения. Но пока в стране экономическая и социальная политика не будут равномерно развиваться, решая актуальные проблемы общества, пока не повысится уровень жизни населения и образования, посещаемость музеев не будет расти.

Список источников и литературы

Источники:

1.Глава МИД Бразилии: отношения РФ и Бразилии обрели глубину и динамизм // Риа новости. URL:https://ria.ru/interview/20140714/1015865843.html

2.Декларация Первой Встречи министров культуры государств-членов БРИКС // Министерство культуры Российской Федерации. URL:http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/detail.php?ID=667633&SECTION_ID=72285

.Конституция Федеративной Республики Бразилия. 5 октября 1988 года // Бразилия сегодня URL: http://brasil-russia.ru/wp-content/uploads/2014/01/конституция-Бразилии-на-русском.pdf

.Страны БРИКС укрепляют сотрудничество в сфере культуры и туризма //Министерство культуры Российской Федерации. URL: http://mkrf.ru/press-center/news/ministerstvo/strany-briks-ukreplyayut-sotrudnichestvo-v-sfere-kultury-i-turizma?sphrase_id=5165311

5.Рейтинг стран мира по уровню образования// Гуманитарные технологии информационно-аналитический портал. URL: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info

6.Факт вступления в БРИКС Южной Африки был зафиксирован в Декларации, принятой по итогам саммита БРИКС (Китай, г. Санья, о. Хайнань, 14 апреля 2011 года) // BRICS: Совместный сайт министерств иностранных дел государств-участников БРИКС. URL: http://infobrics.org/ru/blog/documents/446/#

7.Museu Nacional URL: http://museunacional.ufrj.br/dir/omuseu/omuseu.html

8.Museu Histórico Nacional URL: http://mhn.museus.gov.br/

.Museu Paulista URL: http://www.mp.usp.br

.Museu Republicano de Itu URL:http://www.mp.usp.br/museu-republicano-de-Itu

.Museu Goeldi o museu da Amazonia URL: http://www.museu-goeldi.br/portal/home

.Museu do indio. URL: http://www.museudoindio.gov.br/o-museu/apresentacao/historia

.Museu da Republica. URL: http://museudarepublica.museus.gov.br/

.Museu de Favela URL: http://www.museudefavela.org/

.Past General Conferences // International Council of museums (ICOM). URL: http://icom.museum/activities/general-conference/past-general-conferences/L/0/

.Pina URL: http://pinacoteca.org.br/

.The 23rd ICOM General Conference- RIO 2013 - gets underway// ICOM. URL: http://icom.museum/news/news/article/the-23rd-icom-general-conference-rio-2013-gets-underway/

19.Why Brazil wants to host ICOM´s General Conference // International Council of museums (ICOM). URL: http://archives.icom.museum/ICOM2013/Brazil/RiodeJaneiroCandidacyforCOM2013GeneralConference.pdf

Литература:

20.Амосова А.А. Музейное дело в современной Бразилии: Государственная политика и международное сотрудничество// Вопросы музеологии. 1 (13), 2016. C. 52-59.

21.Грицкевич В. П. История музейного дела конца XVIII - начала XX вв. / В.П. Грицкевич; Санкт-Петербург.гос.ун-ткультуры и искусств. -2-еизд., испр. и доп. - СПб.: СПБГУКИ, 2007.

.Де Оливейра А., де Соза Шагаш М. Эксперимент в тропическом районе Бразилии: Музей человека в Ресифи//Museum №139 (том XXXV,№3),1983. C.51-55.

.История Бразилии / Сост. С.А. Шумов, А.Р. Андреев. М.: Альтернатива-Евролинц, 2003.

.Манилкина С. П. Центры изучения автохтонного населения Бразилии. Музей археологии и этнологии Университета Сан-Пауло // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2012 г. / Отв. ред. Ю.К. Чистов СПб., 2013.

.Марио де С.Ш. Эксперимент в тропическом районе Бразилии. Музей человека в Ресифи//Museum//Этнографические музеи: принципы и проблемы. - 1983. - №139. - С. 51-55.

.Муран Р. Музей Инконфиденции в Бразилии// Museum. 1989. №161 (№3). C.17-22

.Мэрилин Д. М. Друзья музеев Бразилии: начало пути //Museum - 1993.- № 176. - С.13-17.

.Пинакотека Эстаду URL: http://www.arrivo.ru/braziliya/san-paulu/pinakoteka-estadu.html

.Ф. де Камарого-и-Алмейда Моро. Как решается проблема в Бразилии //Museum// Подготовка музейных работников. - 1988.- №156. - 40 С.40 -42.

30.Araujo Santos A. O. Museums in the process of social change: The role of IBRAM // Museum international.2014. № 253-256.

31.Bruno Brulon Soares, Luciana Menezes de Carvalho, Henrique de Vasconcelos C.A Model of Evolving Museology Teaching in Brazil // Museum international. 2014. № 253-256. P.29-42.

32.Chiovatto M. Aidar G. Inclusive Education in Museums Case study: Pinacoteca do Estado de Sao Paulo// Museum international. 2016.№ 269-270. P.69-79.

33.Chagas M., Assuncao dos Santos P., Glas T. Sociomuseology in Movement: MINOM Rio Declaration // Museum international. 2014. № 253-256. P.99-106.

34.Lasmar T. Brazilian Museums and Tourism: A Brief Overview // Museum international. 2014. № 253-256. P.18-24

.Leme Joseph G. Insight Favela: A Joint Project Between CAMOC 1 and the Museu de Favela// Museum international.2014. № 253-256. P.56-68.

.Sepúlveda dos Santos M. New Initiatives Emerging in the Brazilian Museum Field//Museum intermational. №253-256. 2014. P.34-41.

Похожие работы на - История становления музейного дела в Бразилии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!