Реформа английской церкви Елизаветы I в отечественной историографии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,72 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реформа английской церкви Елизаветы I в отечественной историографии

Содержание

Введение

Глава I

Глава II

Глава III

Заключение

Список литературы

Введение

Реформационное движение, начавшееся в Англии в XIV в., стало следствием социальной борьбы светских сословий с духовенством. Поводом для действий английских властей против Рима послужил отказ папы Климента VII аннулировать брак короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской. В дальнейшем Генрихом VIII были предприняты действия по отмене папской власти в Англии и установлению короля главой английской церкви. При последующих правителях было проведено упорядочивание и укрепление новых церковных порядков. Таким образом, новое направление в христианстве заняло промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом.

В правление Марии I была проведена попытка контрреформации, которая сопровождалась террором, направленным на протестантов. Однако повернуть вспять реформационное движение в Англии уже было невозможно. В 1558 г. престол наследовала Елизавета I. Принятым в 1559 г. законом, получившем имя "Акт о единообразии" королева установила общий для всей страны порядок богослужения.

В дальнейшем Елизавета I продолжила формирование и укрепление английской церкви. Так в 1563 г. был принят документ 39 статей, который был основан на переработанном тесте документа 42 статей Томаса Кранмера и представлял собой изложение основ англиканства. Впоследствии принятые меры способствовали укреплению абсолютной власти правительницы. Однако в Англии все еще оставались группа людей, которые были недовольны незавершенной реформацией и главенством королевы над церковью. В XVI-XVII вв. в Англии вспыхивает борьба между поддерживающими королеву умеренными англиканами с радикально настроенными пуританами.

Цель моей работы заключается в изучении эволюции взглядов отечественных историков на ход событий этой борьбы. Хронологически исследуемый промежуток времени укладывается в годы правления Елизаветы I Тюдор (1558 - 1603 гг.). Проблема моей курсовой работы заключается в выявлении влияния господствующих государственных идеологий и различных методов изучения на развитие исторической мысли в разные периоды времени.

Данная тема представляется актуальной, потому что она мало изучена среди русских историков.

В исследовании были использованы монографии и научные статьи дореволюционных, советских и современных авторов.

Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка литературы. Первая глава посвящена анализу православной традиции изучения английской реформации, в частности освещению работ таких историков как В. Соколов и А. Потехин. Вторая глава обращается с этой же целью к работам исследователей, придерживающихся материалистической традиции, среди которых выделяются труды В.В. Штокмар. Третья глава завершает историографический обзор современными историками.

английская церковь реформационное движение елизавета

Глава I

В 1558 г. Елизавета I вступила на престол. Решение королевы повести английскую церковь по реформационному пути было принято исходя из политических соображений. Это объяснялось тем, что Елизавета была дочерью Генриха VIII от брака с Анной Болейн, который не был признан римской католической церковью, а значит, лишал ее претензий на престол. Сама же Елизавета, в отличие от своей сестры Марии I, не была религиозно фанатичным человеком, а потому "при благоприятных обстоятельствах, при условиях удобного компромисса, Елизавета … свободно могла стать и католичкой и протестанткой". Еще одной причиной, побудившей королеву принять сторону протестантов, стала открытая враждебность католического мира. Жена французского дофина, Мария Стюард, имеющая с католической точки зрения право на английский престол, официально присоединила к своим титулам титул королевы Англии и Ирландии.

Широкие религиозные воззрения Елизаветы I могли, по мнению В. Соколова, в перспективе позволить ее подданным свободу совести, однако этого не произошло.

Как в дальнейшем показала история, Елизавета I не была сторонницей решительных реформ. Огромное значение для королевы имели католические обряды и церемонии, и протестантским епископам, зачастую, тяжело было добиваться от нее каких-либо уступок по этому вопросу. Это обстоятельство разочаровало, вернувшихся после смерти Марии I в Англию протестантских деятелей, полагавших, что новая правительница завершит реформацию.

В. Соколов объясняет данный факт тем, что в Англии в данный период была не стабильная политическая обстановка, при которой королева рисковала потерять свою власть. Это утверждение автор применяет как к гонениям на папистов, так и к репрессиям по отношению к пуританам. "Хотя эта партия не была замешана ни в каких преступных заговорах, не замышляла убийства королевы и не думала агитировать в пользу иностранного вторжения в пределы Англии; но, тем не менее, во многих отношениях она заявляла себя такой силой, которая могла казаться опасной для блага и спокойствия государства".

Интересны мысли, высказанные по этому вопросу, другим дореволюционным историком А. Потехином, который обратил внимание на постепенность процесса перехода Англии в протестантизм и сделал вывод, что к концу XVI в. не вся Англия прониклась его духом, и что еще существовало значительное количество людей, именующих себя протестантами, но на деле ими не являющимися. К такой категории людей автор относит и саму королеву Елизавету, объясняя, таким образом, проводимые ее преследования пуритан религиозными причинами.

Впервые сам термин "пуритане" был использован в 1564 г. и изначально он объединял всех, за исключением римской партии, кто отказался следовать новым церковным порядкам. Формирование пуританского движения началось в среде английских эмигрантов, многие из которых в результате гонений обосновались в Германии и Швейцарии. Некоторые из них продолжали хранить верность религиозным преобразованиям короля Эдуарда VI, другие же во главе с шотландским активистом Дж. Ноксом, оказавшись в Женеве, оформили общину английских кальвинистов. Вернувшиеся в Англию пуритане были недовольны незавершенной до конца реформацией. Они отказывались соблюдать законодательно установленный порядок богослужения, устраивая свои богослужебные собрания, они не признавали существующей в английской церкви иерархии, распространяли сведения о различных церковных беспорядках и злоупотреблениях и даже выступали в парламентах, внося на обсуждения билли по церковным вопросам.

Во время визитации 1560 г., предпринятой архиепископом Кентерберийским М. Паркером было обнаружено плачевное состояние английских церквей. А. Потехин пишет, что "английская церковь второй половины XVI в. … оказалась далеко не на всей высоте своего признания". Общий уровень образованности и нравственности пасторов был очень низок. Народ испытывал острую необходимость в религиозном просвещении. Существовала острая нехватка проповедников, при этом проповедникам-пуританам было отказано в получении лицензии.

В 1563 г. началась кентерберийская конвокация 1563 г., поставившая вопрос разработки нового символа веры на основе документа 42 статей Эдуарда VI, которые в процессе были сокращены до 39 статей. В ходе конвокации бурная дискуссия развернулась вокруг проекта пуританского духовенства, "Пуританских статей", которые в свою очередь призывали очистить английские церкви от некоторых элементов католического культа.

И если на первом этапе своей деятельности в конце 50-х - 60-х гг. XVI в. пуританская оппозиция боролась исключительно за изменения в богослужебном порядке, то с 70-х гг. XVI в.А. Потехин выделяет группу, именуемую пресвитерианами, целью которой служила отмена епископального устройства в английской церкви. Между двумя этими группами, одна из которых нападала преимущественно на английский ритуал, а вторая имела условное наименование строго-пресвитерианской, существовали различные оттенки и вариации других. Таким образом, "среди пуританской партии на протяжении всей ее истории … существовало различие во мнениях; пуританская программа церковных преобразований не была тождественной на всем протяжении времени борьбы пуритан с господствующей церковью и даже у всех пуритан в какой-нибудь один определенный период времени". Однако, не стоит воспринимать эти группы отдельно друг от друга, так как, не смотря на разнообразие идейного спектра, они все же представляли собой единое слаженное движение.

Весной 1571 г. королева созвала четвёртый парламент, где сторонники пуританской партии внесли в Палату общин проект закона "об исправлении общего молитвенника и некоторых обрядов церковных", тем самым нарушив прерогативы королевы как верховной правительницы Церкви. Итогом этого мероприятия стало юридическое признание неепископального протестантского рукоположения наряду с католическим. Как отмечает А. Потехин, борьба между консервативной церковной партией и пуританами заканчивалась всегда предсказуемой победой сильного над слабым. Такое положение дел, в свою очередь не могло быть удовлетворительным, так как большинство спорных религиозных вопросов оставались не решенными.

В конце июня 1572 г. перед закрытием парламентской сессии был тайно опубликован памфлет "Предостережение Парламенту" Джона Филда и Томаса Уилкокса, предлагающий проект новой церковной организации. А в октябре 1572 г. Томасом Картрайтом было написано и опубликовано дополненное "Второе предостережение Парламенту", которое отличилось своим радикальным настроем.

Окончательно разочаровавшаяся в возможности законодательного продолжения Реформации пуританская оппозиция к началу 70-х гг. XVI в. стала предпринимать все более решительные действия, одним из которых было создание пресвитериев.

В 1573 г. Уолтер Треверс опубликовал трактат "Священная дисциплина Церкви, написанная со Слова Божьего", содержащий проект создания в Англии пресвитерианской церковной организации, который впоследствии, через год был переведен на английский язык и отредактирован Томасом Картрайтом и уже в таком виде стал известен в пуританской среде под названием "Книги дисциплины".

В 1584 - 1589 гг. продолжается парламентская борьба радикальных пуритан с умеренными англиканами.

В 90-е гг. XVI в. из группы пресвитериан возникает течение индепендентов, рассматривающее осуществление религиозного переворота насильственным путем. Его последователи попадают под волну государственных репрессий.

Рассмотрев ход основных событий политической борьбы между представителями различных воззрений на дальнейший путь становления английской церкви, и выявив основные мысли ведущих дореволюционных историков на эти события, хотелось бы подвести краткий вывод о значении трудов православной традиции для изучения английской реформации.

Из достоинств работ историков XIX в. хотелось бы выделить продуктивный исследовательский интерес к истории Реформации в Англии, а также внимание авторов к ее теоретико-теологической составляющей. Интересной представляется и попытка дореволюционных историков сопоставить англиканство и православие. Из недостатков - описательность работ, преобладание фактов над оценками и зависимость оценок от религиозных воззрений автора. Однако, как отмечает Н.А. Смирнова, последнее "в определенном смысле это не недостаток, а достоинство исследователя, позволяющее точнее определить богословскую специфику протестантизма, невозможную без глубокого понимания христианства, христианского отношения к личности, как к фундаментальной ценности, субъекту истории и культуры, чье достоинство имеет трансцендентный характер"

Труды православной традиции, посвященные исследованию вопроса реформационного движения в Англии, остаются актуальными и по сей день во многом благодаря, представленному в них детальному разбору вероучения, богослужения, иерархии и внутреннего управления церкви.

Глава II

В.В. Штокмар делит историю церковной Реформации в Англии на четыре периода.

В первый период, длившийся с 30-х гг. XVI в. до 1553 и с 1558 до 1564 гг., английская церковь и абсолютная власть монарха вполне удовлетворяли новое дворянство и буржуазию, а оппозиционное движение развивалось только по церковной линии.

Второй период, занимавший промежуток времени с 1564 до 1570 гг. отличился политическими гонениями на пуритан, вызванными стремлением установить церковное единообразие и укрепить англиканскую церковь. В.В. Штокмар отмечает, что именно этот период характеризовался в экономической истории Англии быстрым ростом акционерных компаний и появлением первых крупных централизованных мануфактур.

Началом третьего периода являлся выпуск в 1570 г. памфлета "Предостережение парламенту", которым пуритане объявили войну англиканской церкви. В это время оформилась программа пресвитериан "Книга Дисциплины" и началось формирование обществ священников - "классов", уживающихся с епископатом. Именно из этого "классного" движения в середине 80-х гг. выросли направления пресвитерианства и индепендентства. По мнению В.В. Штокмар, с этого периода берет свое начало борьба за республиканизацию церковного строя.

В завершающем четвертом периоде с 1593 г. "абсолютизм перестал играть прогрессивную роль, а английская церковь все больше отходила от кальвинисткой догматики и сближалась с католицизмом".

У В.В. Штокмар, так же как и у дореволюционных историков, не возникает сомнений в том, что королева Елизавета I при восшествии на престол была вынуждена пойти по реформационному развития английской церкви пути по политическим причинам. Однако здесь же автор отмечает, что в XVI в. "в простом народе, среди крестьян и ремесленников, был распространён взгляд на реформацию, как на причину огораживаний, и поэтому реформация считалась делом крайне враждебным народу".

Анализируя принятые в январе 1559 г. на парламентской сессии статуты о супрематии и о единообразии богослужения, В.В. Штокмар делает вывод, что "оба эти статута показывали, что правительство Елизаветы отнюдь не стремилось углублять реформацию и даже, более того, совершенно сознательно старалось как можно больше приблизить англиканскую церковь к католической, сохранив, однако, полную ее независимость от Рима".

Исследователь отмечает, что крайняя осторожность королевы, не желающей отдавать предпочтение ни протестантам, ни католикам привела к установлению некоторой догматической неопределенности, которая в свою очередь сочеталась с требованиями безусловного послушания в религиозном обряде. "Иными словами, правительство позволяло верить всякому, как ему было угодно, но требовало внешнего подчинения установленному порядку".

Королева учредила особую визитарную комиссию, назначение, которой заключалось в осуществлении ревизии церквей на местах и введение, таким образом, в церковные порядки единообразия, в котором Елизавета видела средство умиротворения религиозных и гражданских волнений. А 19 июля 1559 г. была создана особая Высокая комиссия для контроля над соблюдением всех правительственных церковных предписаний. Она, по мнению В.В. Штокмар, представляла собой на самом деле "орган абсолютной монархии, заботящейся, первым делом, о подчинении народа королевской власти".

С этого момента начинается противостояние англиканской церкви и пуритан.

Начавшаяся активная деятельность пуритан беспокоила Елизавету I. Ситуацию усугублял тот факт, что все большее количество влиятельных людей пропитывалась к пуританизму симпатией, он начинал приобретать серьезную политическую силу. "Победив, пуритане, несомненно, подчинили бы все государство кальвинистским, т.е. республиканским принципам и ввели бы повсюду женевские порядки".

В 1571 г. актом "Об устранении некоторых беспорядков в отношении священнослужителей" правительство стремилось сделать обязательным выполнение акта о единообразии.

В 1573 г. появился труд пуритан Траверса и Картрайта "Книга Дисциплин", который представлял собой проект нового церковного устройства. Он по своей сути представлял модель очень похожую на церковные кальвинистские учреждения в Женеве и во Франции. Здесь В.В. Штокмар пишет, что демократичность и республиканизм пуританского церковного устройства были доступны только для наиболее обеспеченных членов общины. "Так было в Женеве, так было в голландских и французских кальвинистских общинах, где хозяева мануфактур, возглавляя религиозную общину, принимали к себе рабочих только на условии вхождения в общину и получали, таким образом, дополнительные возможности воздействия на народ"

Вторая часть проекта "Книги Дисциплины" обсуждала меры, направленные на повышение образовательного и нравственного уровней пасторов. "Пуританские вожди часто указывали на необходимость создания многочисленных кадров образованных священников, обладающих достаточным моральным авторитетом, так как англиканские священники были невежественны, не способны к проповеди и в силу своего лихоимства и безнравственного поведения не пользовались никаким уважением прихожан".

Третья часть проекта предусматривала меры повышения нравственности и религиозности среди народа. Также особое значение в проекте придавалось организации цензуры нравов, осуществляемой приходским пресвитерием.

"Авторы проекта новой церковной организации, провозглашая в качестве идеала пресвитерианское устройство (без епископата), считали, что в то время на практике следовало говорить не о полной замене существующих порядков новыми, а о том, чтобы новое устройство могло существовать внутри англиканской церкви, которую надлежало лишь реформировать, а не уничтожать".

Широкое распространение получили молитвенные собрания под руководством представителей радикально настроенного духовенства, ставившие своей целью повышение знания проповедника и улучшение качества проповедей, именуемые "пророчествами". Они пользовались большим авторитетом в среде духовенства, потому что предоставляли возможность осуществлять публичную проповедь священникам-нонконформистам.

В 1577 г. Елизавета I дала распоряжение по ликвидации "пророчеств". Однако данная организационная форма прочно вошла в жизнь английского духовенства и вскоре ей была найдена альтернатива в виде "постов". А в 1580 г. появляются "конференции" - собрания священников и избранных лиц, не имеющих духовного сана для изучения Священного Писания.

В 1583 г. возникла новая организационная форма, заменившая собой конференции и получившая новые дополнительные функции - "классные собрания", которые представляли собой собрания священников нескольких приходов. "Каждый священник, состоящий членом такого "класса", пользовался в своем приходе безапелляционной властью во всех вопросах вероучения, морали и нравов прихожан, представляя на рассмотрение "класса" только то, что он найдет нужным". "Пуританский священник в сельском приходе или "класс", если дело происходило в городе, составлял катехизис и совместно с главарями общины вырабатывал особые религиозно-нравственные уставы, предназначенные для того, чтобы держать в узле народные низы и подчинять себе прихожан".

В середине 80-х гг. XVI в. в развитии пуританского движения наметился перелом, приведший к возникновению парламентской оппозиции и нового пуританского течения - индепендентства, которое призывало к полному отделению от государственной церкви. Начались государственные гонения на пуритан.

В.В. Штокмар в завершение своей работы выделяет два реформационных движения: первое - умеренное, представленное англиканской церковью, второе - агрессивное к народу пресвитерианское, представленное английскими джентри и буржуазией и делает вывод, что "английская буржуазия XVI в. еще не дозрела до революции, еще не готова была повести за собой народ на борьбу против феодализма".

На примере исследованной работы мы можем подвести итоги о значении вклада советских историков в изучение Реформации в Англии.

Из достоинств работы я могу выделить внимание материалистов к процессам, происходящим внутри пуританского движения.

Из недостатков освещение реформационных событий с упором на социально-экономические факторы при полном игнорировании не менее важного религиозного элемента.

Глава III

Причины избрания Елизаветой I "среднего" пути развития Церкви в Англии современные историки объясняют политическими обстоятельствами. Так, Л.С. Хачатрян анализируя в своей статье главный документ англиканского вероучения - "39 статей", замечает, что "большинство статей посвящены малоактуальным для современного богословия вопросам … но совершенно не касаются фундаментальных вопросов, относящихся к систематической теологии". Это приводит исследователя к выводу о том, что для правительства, осуществляющего реформацию "сверху", определяющим был факт возможного противодействия народа в случае радикальной перемены в религиозной сфере. "Поэтому правительство нашло некий срединный курс, реформируя часть внешних элементов религиозной составляющей, … не касаясь фундаментальных доктрин, носящих не столь явный для массы подданных характер".

После принятия собранием духовенства в 1571 г. документа 39 статей, изложивших основы англиканства, за Английской Церковью окончательно закрепилось промежуточное положение между протестантством и католицизмом. Однако многие исследователи обратили внимание на пространность и неопределенность формулировок документа и даже его вступление в некоторые противоречия с другим доктринальным источником вероучения Церкви Англии, с Книгой общих молитв (1549 г.).Л.С. Хачатрян отмечает, что "статьи соответствуют умеренному курсу правления Елизаветы I, поэтому характеризуются вероучительной широтой и полиинтерпретативностью". Так, Н.В. Ревуненкова пишет, что "поклонение иконам и святым названо в документе выдумкой, хотя в календаре англиканской церкви более семидесяти дней в году посвящены святым и мученикам, подающим верующим пример для подражания". В дальнейшем, эта двойственность "39 статей" будет осуждена протестантами, и станет одной из причин борьбы разных мировоззренческих групп в Англии.

Стремление королевы Елизаветы I установить единый порядок богослужения привело к принятию в 1559 г. "Акта о единообразии". За нарушение этого статута была предписаны меры по наказанию. По мнению А.А. Трунова, эти действия были предприняты Елизаветой в качестве борьбы с католиками. "Первоначально Елизавету I не оставляли надежды, что католицизм в Англии постепенно "отомрет" вместе с поколением консервативно настроенных мирян и священников".

Также А.А. Трунов считает, что принятая традиционная историографическая трактовка английской Реформации, которая утверждает, что английская Реформация не только активно насаждалась "сверху", но и поддерживалась "снизу", вследствие чего представлялась как динамичный процесс, который был близок к своему завершению уже в первой половине XVI в., с недавних пор стала подвергаться критике. Одной из причин подвергших ее к пересмотру стал факт сохранения католицизма к началу XVI в. в Англии. В целом, позицию историка по этому вопросу можно выразить двумя его утверждениями: "королевская Реформация не представляла собой единого процесса, который совершался бы по определенному плану" и "до восшествия на королевский престол Елизаветы I Тюдор (1558 г.) английская Реформация носила поверхностный и обратимый характер".

С.А. Артеменко в своей статье одной из основных причин появления и последующего усиления пуританизма в Англии выделяет отсутствие достойного противника: "большая часть английского духовенства, принявшая новую модель англиканского богослужения, не имела ни реальных знаний, ни энтузиазма для борьбы с нарождающимся неореформатским движением". Анализируя социальном составе людей, примкнувших к пуританизму, исследовательница вступает в полемику с историками, придерживающимися марксисткой интерпретации, которые объясняют популярность пуританства среди англичан экономическими причинами. "По их мнению, кальвинизм как нельзя лучше отвечал интересам буржуазии". С.А. Артеменко доказывает ошибочность этой точки зрения, показывая, что пуританизм вовлекал людей из разных социальных слоев. В этой же работе автор затрагивает вопросы о представлениях пуритан об нравственности, их укладе жизни и о влиянии, которое они оказали на общественную жизнь.

Если в целом рассматривать вклад современных отечественных историков в изучение реформационного движения в Англии, то можно выделить положительную тенденцию в виде вновь обозреваемого религиозного фактора его развития. Был заново пересмотрен и переоценен труд историков православной традиции и подвергнут критике метод советских исследователей. Однако хотелось бы отметить небольшой перечень работ, написанных современными историками по данной теме, которая и по сей день остается не исследованной в российском научном сегменте.

Заключение

В завершение работы можно сделать вывод, что вопрос развития реформационного движения в Англии и возникшей в его ходе борьбы между группами с различными религиозными воззрениями затрагивался дореволюционными, советскими и современными историками. Однако, в силу своего времени и применяемых методов, они отразили его по-разному.

Последователи православной традиции в своих работах уделяли огромное внимание теоретико-теологической составляющей истории английской Реформации: детальному разбору вероучения, богослужения, иерархии и системы внутреннего управления церкви. Однако их работы имели такие недостатки как излишняя описательность и зависимость исторических оценок от религиозных воззрений автора.

Советские исследователи привнесли много нового в изучение внутренних процессов движения пуритан, но полностью проигнорировали религиозный элемент, проанализировав Реформацию в Англии, упираясь лишь на социально-экономические факторы.

Современные же историки учли ошибки своих предшественников и представили свежий взгляд на эту тему. Однако, нынешнего количества работ не достаточно, чтобы делать какие-либо окончательные выводы об их вкладе в изучение английской Реформации.

Список литературы

1.Артеменко С.А. Социальный состав и общественная жизнь ранних пуритан в Англии конца XVI - начала XVII вв. // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. - 2011. - № 1. - С. 62-68

2.Потехин А. Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах (1550-1603 гг.). Казань, 1894

.Ревуненкова Н.В. Протестантизм. СПб., 2007

.Соколов В.А. Елизавета Тюдор, королева английская: [Актовая речь по кафедре новой гражданской истории] // Богословский вестник, 1892. Т.1. № 2. С. 313-380.

.Трунов А.А. Религиозные и политические итоги английской Реформации XVI В. // Актуальные вопросы современной науки. - 2008. - №2. - С.62-74.

.Хачатрян Л.С. Специфика английской Реформации XVI века // Вестник Московского Государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 2 (46). - С. 57-60.

.Штокмар В.В. Очерки по истории Англии XVI века. СПб., 1957.

Похожие работы на - Реформа английской церкви Елизаветы I в отечественной историографии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!