Социологическая типология поведения личности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,25 Кб
  • Опубликовано:
    2017-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социологическая типология поведения личности

Введение

Определение термина «поведение» было дано психологией, а социология, как связанная с психологией наука, переняла этот термин. Само понятие «поведение» имеет в социологии смысл, отличный от смысла таких традиционно философских понятий, как действие и деятельность. Поведение является реакцией индивида на внешние и внутренние изменения, тогда как действие является рационально обоснованным и целенаправленным поступком.

Социология - это учение об обществе, поэтому в социологии изучается социальное поведение (взаимодействие между собой нескольких индивидов).

Тема поведения людей всегда остается очень актуальной, ведь для развития и становления общества в целом очень важно знать (или хотя бы предполагать) и понимать, как поведет себя тот или иной человек в определенной ситуации. Поведение человека можно предугадать, если знать его психологию, понимать его социальные ценности и установки. В зависимости от психологии людей выделяют различные типы поведения, о которых и пойдет речь в данной работе.

Основная цель реферата заключается в изучении типологии поведения личности с точки зрения социологии.

Для достижения поставленной цели в реферате решается ряд задач, а именно:

.Рассматривается понятие поведения и его формы;

.Изучаются основные концепции поведения, предложенные известными психологами социологами;

.Рассматривается наиболее популярная типология поведения личности, предложенная популярным социологом двадцатого века Робертом Мертоном.

1. Поведение в социологии. Понятие и формы

.1 Понятие поведения в социологии

поведение социологический мертон

Термин «поведение» с точки зрения социологии представляет собой совокупность поведенческих процессов человека, которые связаны с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникают как реакция на окружающую социальную среду.

Субъектом социального поведения в социологии является индивид или группа.

В первую очередь поведение человека определяется его социализацией - усвоением социальных норм, необходимых для функционирования в обществе. [3, c. 42] Так, если врожденные инстинкты у всех людей практически идентичны, то качества человека, приобретенные в процессе социализации и сам уровень социализации каждого человека различны. К тому же, социальное поведение индивида строго регулируется социальными нормами и ролевой структурой общества.

Социальная норма поведения представляет собой поведение, полностью соответствующее статусным ожиданиям. Статусные ожидания позволяют обществу предсказывать действия индивида, а самому индивид координировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе моделями поведения. Социальной ролью, по мнению американского социолога Р. Линтона, является социальное поведение, которое соответствует статусным ожиданиям. Такое понимание социального поведения соответствует функционалистскому подходу, так как в данном случае поведение обусловлено социальной структурой.

В противовес функционалистам выступают представители социального бихевиоризма, по мнению которых изучение процессов поведения необходимо производить на базе достижений современной психологии, а в ролевой интерпретации поведения психологические моменты упускаются из виду.

1.2 Формы поведения в социологии

Социальное поведение представляет собой форму и способ проявления индивидом или группой своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.

Существует два типа социального поведения, которые человек применяет для достижения жизненных целей:

)ритуальное поведение. [2, с. 73]

Перечисленные выше типа социального поведения существенно отличающиеся между собой.

«Естественное» поведение» - это индивидуально-значимое и эгоцентричное поведение, которое направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Для естественного поведения существует конкретная цель, которую индивид достигает любыми доступными средствами. Естественное поведение не регламентируется социальными нормами, оно носит природный характер и обращено к обеспечению органических потребностей. Естественное поведение в обществе «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Ритуальное или «церемонное» поведение является индивидуально-неестественным поведением, благодаря которому общество существует и воспроизводится. Ритуал имеет множество форм - от этикета до церемонии. Ритуал является неотъемлемой частью социальной жизни, настолько привычной, что люди живут в поле ритуальных взаимодействий и не замечают этого. Ритуальное социальное поведение обеспечивает стабильность общества как социальной системы, а индивид, который реализует различные формы такого поведения, обеспечивает социальную устойчивость социальных структур и взаимодействий.

Ритуальный характер поведения индивидов имеет большое значение для общества, однако при этом необходимо учитывать, что существует «естественное» эгоцентричное социальное поведение, которое в большинстве случаев более выгодно для индивида. В связи с этим, общество стремится преобразовать формы «естественного» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.

Для сохранения и поддержания общественных отношений и для выживания человека как вида, следующие формы социального поведения:

)кооперативное поведение, которое заключается во взаимопомощи друг другу;

)родительское поведение - поведение родителей по отношению к потомству[8].

2. Основные концепции человеческого поведения

Поведение человека исследуется различными направлениями психологии - бихевиоризмом, когнитивизмом, психоанализом и другими. Основными психологическими концепциями человеческого поведения, повлиявшими на социологию и социальную психологию, считаются психоаналитические направления, которые развивались 3 игмундом Фрейдом, Карлом Густавом Юнгом, Альфредом Адлером. [4, c. 10]

По мнению З. Фрейда, основателя психоанализа, поведение индивида складывается из сложного взаимодействия уровней его личности. Фред выделял три уровня личности - низший уровень, который состоит из бессознательных импульсов и побуждений и определяется врожденными биологическими потребностями и комплексами. Название этого уровня по Фрейду - Оно (Ид), этот уровень отделен от сознательного Я индивида и образует второй уровень его психики. Сознательное Я состоит из рационального целеполагания и ответственности за свои действия. Высший уровень - это уровень Сверх-Я, являющийся результатом социализации и представляющий собой совокупность осознанных индивидом социальных норм, которые вытесняют из сознания нежелательные для общества импульсы и влечения, не давая им реализоваться. Личность человека с точки зрения Фрейда - это непрекращающаяся борьба Оно и Сверх-Я, которая и обуславливает индивидуальное поведение индивида.

Концепция К.Г. Юнга дополняет учение Фрейда, в этой концепции в к бессознательному относятся не только индивидуальные комплексы и влечения, но и коллективное бессознательное - особый класс психологических явлений, единый для общества в целом. Коллективное бессознательное, согласно учению Карла Юнга, состоит из архетипов - общечеловеческих первообразов. Постоянное ритуальное воспроизведение архетипов напоминает членам общества идеальные модели поведения, заложенные в первообразах.

Альфред Адлер свою психоаналитическую концепцию основывает на бессознательной воли к власти, которая, по мнению австрийского психолога, является врожденной структурой личности и определяет поведение.

Развитие психоанализа в дальнейшем привело к появлению множества школ, которые заняли пограничное положение между психологией, социальной философией и социологией. Так сформировался неофрейдизм.

Ярким представителем неофрейдизма в психологии и Франкфуртской школы в социологии является немецкий социолог Эрих Фромм. Взгляды Фромма формировались под влиянием марксизма, что прослеживается в его теории.

В отличие от Зигмунда Фрейда, Фромм считал, что поведение человека обуславливается не внутренними биопсихическими факторами, а окружающей социальной средой. Фромм вводит термин «социальное бессознательное», под которым понимается психический опыт, общий для всех членов данного общества, но у большинства из них не попадающий на уровень сознания, потому что он вытесняется специальным социальным по своей природе механизмом, принадлежащим не индивиду, а обществу. Благодаря такому механизму вытеснения общество сохраняет стабильное существование.

Основой механизма социального вытеснения являются социальные табу, которые формируют «социальный характер» человека. Социальный характер представляет собой стиль поведения, воспитанный обществом и неосознаваемый индивидом.

Выше были рассмотрены концепции психоанализа, теперь рассмотрим концепции бихевиоризма. Представители бихевиоризма - Б. Скиннер, Дж. Хоманс рассматривают поведение как систему реакций на различные стимулы.

Концепция американского психолога Скиннера - биологизаторская концепция, в которой отсутствуют различия между поведением человека и животного. По мнению Скиннера, существует три типа поведения: безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное (вызываются воздействием соответствующих символов) и оперантное (форма адаптации организма к окжающей среде). Концепция Скиннера представляет человека как существо, внутренняя жизнь которого сводится к реакциям на внешние обстоятельства.

В рамках социологии идеи бихевиоризма разрабатывали Дж. и Дж. Болдуин, Дж. Хоманс. Их концепция основана на понятии подкрепления, перенятом из психологического бихевиоризма. Подкрепление представляет собой вознаграждение, ценность которого определяется субъективными потребностями. Эффективность такого вознаграждения определяется степенью депривации у данного индивида (лишенности чего-то, в чем индивид постоянно нуждается) [7]. Подкрепители разделяются на позитивные и негативные. Позитивные подкрепители - это все, что воспринимается субъектом как вознаграждение. Негативные подкрепители - это факторы, определяющие поведение через отказ от какого-то опыта.

По мнению Хоманса, социальное поведение представляет собой обмен между людьми деятельностью, которая имеет какую-либо социальную ценность. Таким образом, Хоманс предлагает интерпретировать социальное поведение посредством поведенческой парадигмы Скиннера, но дополнив ее представлением о взаимном характере стимулирования в отношениях между людьми, так как отношения между людьми всегда являются взаимовыгодным обменом деятельностью или услугами.

Еще одна теория обмена - теория американского социолога Питера Блау, который дополнил теорию обмена, выделив в ней четыре стадии перехода от индивидуального обмена к социальным структурам: 1) ступень межличностного обмена; 2) ступень властно-статусной дифференциации; 3) ступень легитимации и организации; 4) ступень оппозиции и изменения. Выделением этих уровней Блау показывает, что, начиная с уровня межличностного обмена, обмен не всегда может быть равным. [4, c. 35]

Ролевая концепция американского социолога Джорджа Мида рассматривает ролевое поведение как активность индивидов, которые взаимодействуют друг с другом в свободно принимаемых и проигрываемых ролях. По мнению социолога, ролевое взаимодействие индивидов требует от них способности ставить себя на место другого, оценивать себя с позиции другого.

3. Типология социального поведения

Возьмем две социальные типологии личности - типология Э. Фромма и типология Р. Мертона.

Немецкий социолог и психолог Эрих Фромм (1900-1980) создал концепцию социального характера, по его теории, психику человека и социальную структуру связывают социальные характеры, которые вырабатывает человеческая психика под влиянием социальной среды.

Э. Фромм выделяет выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. [5, c. 59]

Современная социология чаще всего пользуется типологией личности, которая основана на делении личностей на типы по критерию их ценностных ориентаций, к таким типам относятся: традиционалисты, идеалисты, фрустрированный тип, реалисты, гедонистические материалисты. [1, c. 54].

Для традиционалистов наибольшее значение имеют ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо.

Идеалисты - это, в первую очередь, независимые личности с критическим отношением к традиционным нормам, которые имеют установки на саморазвитие и пренебрегают авторитетами.

Фрустрированный тип личности имеет низкую самооценку, угнетенное, подавленное самочувствие и ощущает себя вне жизненного потока.

Реалисты одновременно сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.

То есть, социальный тип личности является отражением того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них - на его реальное поведение.

Роберт Мертон - американский социолог двадцатого века, один из столпов социологической науки, который разработал типологию поведения личности по её отношению к целям и средствам. Согласно разработанной Р. Мертоном типологии, отношение к целям и средствам любой личности укладывается в определенные типы поведения. [6, c. 61]

Первый тип - конформист. Конформное поведение является добропорядочным поведением человека, предполагает согласие человека с культурными целями общества, а также с институциональными средствами достижения этих целей. Конформист является лояльным членом общества.

Второй тип - новатор, который принимает культурные ценности общества и стремится к их достижению неинституциональными средствами, в том числе незаконными и криминальными.

Третий тип - ритуалист. Этот тип поведения предполагает принятие институциональных средств, которые он абсолютизирует, однако те цели, достичь которые необходимо с помощью этих средств, он игнорирует или забывает. Основой поведения ритуалиста являются различные ритуалы, церемонии и правила, при этом оригинальные, нетрадиционные средства достижения цели им, чаще всего, отвергаются (примером такого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность).

Четвертый тип - изолированный. Этот тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (это, например, алкоголики, наркоманы - люди, находящиеся вне группы). В некоторых источниках такой тип называется «ретреаризмом».

Пятый тип - мятежник, который пребывает в нерешительности по отношению как к средствам, так и к культурным целям. Мятежник отступает от существующих целей и средств, стремясь создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.



Заключение

Социальное поведение является формой и способом проявления действующими субъектами общества своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.

Есть две основные формы поведения личности: «естественное» поведение, заложенное в человеке природой, инстинктами и ритуальное («церемонное») поведение - искусственно созданное поведение, которое необходимо для того, чтобы обеспечить стабильность общества как социальной системы.

В различных направлениях психологии и социологии поведение личности изучается по-разному. Основные концепции поведения личности, которые оказали влияние на социологию и социальную психологию - это психоаналитические направления, развиваемые 3 игмундом Фрейдом, Карлом Густавом Юнгом, Альфредом Адлером.

В социологии существует несколько типологий личности, в работе рассмотрены некоторые из них. На сегодняшней день наиболее популярной типологией поведения личности является типология, которая основана на делении личностей на типы по критерию их ценностных ориентаций, к таким типам относятся: традиционалисты, идеалисты, фрустрированный тип, реалисты, гедонистические материалисты.

Список использованной литературы

1.Социология: Методическое пособие /Акимова И.А., Гаврилина Е.А., Кансузян Л.В. и др.; Под ред. Акимовой И.А. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2008. - 167 с.

2.Волков Ю.Г.: Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Волков Ю.Г., Лубский А.В., - 2-е изд. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 232 с.

.Ефимова, Н.С.: Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.

.Мягкова, А.Ю.: Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. - 5-e изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2011. - 256 с.

.Симонова, О.А. История социологии ХХ века: избранные темы: учеб. пособие / О.А. Симонова. - М.: Университетская книга; Логос, 2008. - 208 с. - (Новая университетская библиотека)

.Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2000. - 344 с.

.Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (Дата обращения: 22.12.2016).

.Толковый словарь по психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology_dictionary.academic.ru/(Дата обращения: 22.12.2016).

Похожие работы на - Социологическая типология поведения личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!