Основные направления и особенности отечественной социологии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,15 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные направления и особенности отечественной социологии















Контрольная работа

Тема: Основные направления и особенности отечественной социологии

по учебной дисциплине «Социология»

План

Введение

Социология в СССР

Развитие социологии в Беларуси

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Социология как наука об обществе изучает законы и закономерности существования, функционирования и развития жизнедеятельности общества и общественной жизни человека в процессе производства и воспроизводства отношений между людьми, социальными общностями и группами.

При изучении конкретных общественных систем основополагающей философской позицией наиболее целесообразна позиция объективизма, так как любой продукт человеческой деятельности несет в себе идеальную составляющую, объективированную в результатах труда. Открытые человечеством законы существования, функционирования и развития жизнедеятельности общества и общественной жизни человека могут использоваться на практике. И, как правило, использоваться в целях изменения существующего строя или его сохранения, то есть оптимизации функционирования существующих общественных систем.

После Первой мировой войны путь развития социологии в нашей стране существенно отличался от западного. Революции, свершившиеся в СССР в начале ХХ века, дали определенный «толчок» развитию отечественной социологической мысли. Выдающиеся российские философы и социологи значительное число своих работ посвятили анализу революционных потрясений, последствиям гражданской войны, особенностям становления советской власти.

Социология в СССР

Первое время после Октябрьской революции судьба отечественной социологии складывалась относительно благоприятно. Несмотря на трудности исторического момента, наблюдался теоретический «рост» этой науки, активно шел процесс институционализации социологического знания. Так, в октябре 1918 года был организован Социобиблиографический институт - ассоциация ученых, которая занималась библиографизацией всех новых явлений в области изучения социальных наук, всех правительственных и важнейших общественных мероприятий в общественной жизни, главнейших, представляющих общий интерес явлений социальной жизни, отражаемых современной печатью, а так же популяризацией социологических знаний.

В 1919 году Социобиблиографический институт, после привлечения в свой состав К.М.Тахтарева, Н.Л.Гредескула и П.А.Сорокина, трансформировался в Социологический институт, который выполнял функции не только популяризатора социологии и социальных знаний, но и разработчика социальных вопросов путем проведения самостоятельных исследований и опубликования их итогов. В результате реорганизации системы образования, социология была введена в качестве обязательного предмета преподавания не только в вузах, но и в средних школах страны. В январе 1919 г. на общеобразовательном факультете Петроградского государственного университета была создана первая в стране кафедра социологии, руководителем которой с 1920 г. стал П.А.Сорокин.

Необходимо подчеркнуть, что В.И. Ленин, стоявший во главе советского государства, не пренебрегал данными социальных наук, в том числе, социологии. О чем свидетельствует его известная работа «Статистика и социология». Однако постепенное формирование в СССР тоталитарного режима, административно-приказной системы управления всеми сферами жизни общества самым неблагоприятным образом сказалось на общественных науках в целом, и, прежде всего, на социологии. В начале 1920-х гг., по инициативе Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), была создана система новых научных учреждений, в задачи которых входило планомерное изучение проблем марксистской философии, политической экономии и истории с марксистско-ленинских позиций. В 1921 г. в Москве, по инициативе В.И.Ленина, был создан Институт красной профессуры для подготовки преподавателей-марксистов высшей квалификации.

Социология, как наука, не разделяющая положения догматиков марксизма-ленинизма, с 1921-1922 учебного года была исключена из учебных программ. Позднее социологию в вузах заменили изучением так называемой «Политической науки», состоявшей из следующих курсов: «Коммунизм», «История коммунизма», «История коммунистической революции», «Марксистско-ленинское учение об истории» и «Конституция СССР». Причем с 1923-1924 учебного года в университете и в институтах начались лекции и семинары по историческому материализму.

Социологию полностью «перенесли» в исследовательские институты. Однако почти все исследовательские институты (кроме одного - Научно-исследовательского института сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока), не успев развернуть свою научную деятельность, примерно через год были закрыты.

Примерно с середины 20-х гг. ХХ века объективное исследование реальной ситуации в обществе, экономических, социальных и политических проблем постепенно заменялось конструированием целевых идеологических построений, принявших характер неоспоримых лозунгов-целей. Например, «полной и окончательной победы социализма», «социально-политического и морального единства советского народа», «построения развитого социализма и постепенного перехода к коммунизму» и др. В результате многочисленных споров и обсуждений сформировалось несколько точек зрения относительно места социологии в системе наук, а также о ее «включенности» в марксистско-ленинское учение.

Конец всем дискуссиям положила концепция диалектического и исторического материализма, выдвинутая весьма далеким от науки руководителем Советского государства И.В. Сталиным и ставшая своеобразным руководством к действию для всех советских обществоведов.

И.В. Сталин, в разделе «О диалектическом и историческом материализме», написанном им для краткого курса «История всесоюзной коммунистической партии (большевиков)», опираясь на идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, выстроил систему единого, материалистического философского знания - «марксистского философского материализма», составными частями которого являются диалектический и исторический материализм. Исторический материализм, согласно И.В. Сталину, «…есть распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к изучению общества, к изучению истории общества». Основным, и единственно верным методом, которым располагает философская наука, «является марксистский диалектический метод». Общественной теорией, которая правильно отражает потребности материальной жизни общества и способна привести в движение широкие массы народа, организовать из них великую армию пролетарской партии, готовую проложить дорогу революционным силам общества, «является марксизм-ленинизм». С тех пор, во многом благодаря догматизации партийными лидерами положений, выдвинутых И.В. Сталиным, социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования в области социологического знания были фактически прекращены, а изучение процессов и явлений социальной жизни проводилось в строгом соответствии с канонами теории «марксизма-ленинизма». Таким образом, процесс институционализации советской социологии как полноправной области научного знания прервался.

Как отмечают специалисты, в СССР к началу 50-х гг. все, казалось бы, встало на свои места и замерло в неподвижности. Политические дискуссии и борьба за власть в партийно-идеологической иерархии завершились созданием системы коммунистических научных и учебных учреждений. Институты Академии наук СССР, университеты, творческие союзы, редакции и издательства всецело подчинялись органам партийно-государственного управления. Концептуальный лексикон, схемы аргументации и риторика общественной науки, казалось бы, приобрели завершенную форму. Общественная мысль как будто застыла в монолите словесных формул. Наименования книг и брошюр были поразительно однообразны. …Однако как раз в то время, когда все казалось мертвым и застывшим, происходила незримая революция в идеологии и общественной жизни.

Во-первых, несмотря на то, что социология, как наука, занимающаяся сбором социальных данных о советском обществе и их последующем обобщением, была официально запрещена, оставалась актуальной критика буржуазных социологических концепций с позиций марксизма-ленинизма. С этой целью, вскоре после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1946 г. в Институте философии Академии наук СССР был создан сектор под руководством М.П. Баскина, а к концу 1940-х гг. уже окончательно сложился своеобразный жанр «критики буржуазных социологических течений».

Именно в рамках этого жанра сформировалась плеяда молодых обществоведов, глубоко не удовлетворенных марксистской ортодоксией и ищущих более серьезной основы для изучения общественных процессов. Многие из них владели иностранными языками и, соответственно, имели возможность знакомиться с трудами западных ученых в оригинале. Во-вторых, после смерти И.В. Сталина и XX съезда КПСС обстановка в стране изменилась, и «идеологи партии не могли действовать привычными методами - расстрелять для порядка несколько десятков ученых и отбить у остальных желание даже приближаться к этой запретной области знаний».

В-третьих, в обществе с обозначившимся кризисом тоталитаризма возникла общественная потребность в более конкретном и точном социальном познании. Активно способствовать разрушению сложившихся догм, стереотипов, духовному и интеллектуальному освобождению ученых-обществоведов могла именно социология.

Однако формальным препятствием для развития социологии было ее полное отождествление с истматом, соответственно - включение в разряд философских наук, отрицание статуса самостоятельной общественной науки. Преодолеть это препятствие можно было лишь поэтапно, и первым этапом стала легализация самого понятия «социология».

Фактическое возрождение социологии в СССР началось с конференции Международного института социологии по проблемам мирного сосуществования, которая проходила в Москве в 1956 году. Именно тогда собравшиеся ученые заставили руководство Академии наук СССР задуматься о том, что существует общественная наука, отличная от философии и научного коммунизма. Затем последовало приглашение советских ученых на III Всемирный социологический конгресс в Амстердам; в августе 1956 г. состоялась сама поездка. Эти события стали переломными моментами в судьбе советской социологии. Партийные лидеры были заинтересованы в выездах за рубеж, в расширении международных связей и контактов, а участвовать в конгрессах можно было только в составе национальной профессиональной организации. Так встал вопрос о создании Советской социологической ассоциации (ССА).

Советская социологическая ассоциация была утверждена под председательством члена-корреспондента АН СССР Ю.П. Францева. «Первоначально круг ее членов был немногочисленный: Институт философии АН СССР, журнал «Вопросы философии», Академия общественных наук при ЦК КПСС, несколько вузовских кафедр исторического материализма. Но логика развития приводила к постоянному расширению этого круга, поскольку социология стала «модной» и не было формальных оснований для того, чтобы не открывать все новые региональные отделения и филиалы ССА». Данная ассоциация явилась как бы водоворотом, который начал притягивать людей, желавших знать правду о советском обществе и реально изучать ее. Это была уже очень серьезная организация, требующая больших затрат времени и сил. В рамках этой ассоциации - практически и был поставлен вопрос о самостоятельности социологической науки.

Советская социология возродилась на волне хрущевских реформ и имела своей официально провозглашенной функцией их информационное обеспечение. Но даже в таком узком, подчас технократическом понимании социология несла в себе мощное социально-критическое начало. Ведь она предполагала изучение действительности, которое неизбежно, каким бы робким конформистом ни был сам исследователь, - а среди первых советских социологов таковых было немного, в большинстве своем это были смелые, мужественные люди, - демонстрировало ложь и несостоятельность господствующей идеологии. И эту опасность безошибочно чувствовали партийные лидеры - становление и развитие социологических исследований встречало ожесточенное сопротивление.

Так, под напором академиков-философов П.Н. Федосеева, Ф.В. Константинова и других обществоведов, отождествлявших социологию с историческим материализмом, среди ученых шло расслоение - далеко не все настаивали на самостоятельном научном статусе социологии. Предпринимались попытки отождествления социологии с научным коммунизмом, а также с обществознанием. В конечном счете, после многочисленных дебатов и споров социологию стали воспринимать как прикладную дисциплину, не имеющую права претендовать на собственную теорию.

В то же время, кульминацией периода возрождения советской социологии следует считать 1968 год, когда были созданы Институт конкретных социальных исследований АН СССР (ИКСИ РАН) и кафедра методики конкретных социальных исследований на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. Создание самостоятельного академического института по изучению социологии было очень нелегким и весьма драматичным этапом в борьбе за эту науку.

Первый период создания Института конкретных социальных исследований был периодом расцвета социологической науки. Разрабатывались и активно использовались математические методы в социологии, проводились серьезные репрезентативные исследования многих социальных проблем развития советского общества, осуществлялись крупные научные проекты по теории и истории социологии, по проблемам социальной организации общества, по изучению общественного мнения. В дальнейшем, «по мере ослабления цензурных запретов, «критическая критика» превращалась либо в положительную разработку соответствующей проблематики, либо в нормальную историю философии и науки». Однако такое собрание талантливых и честных людей и, главное, взятый руководством Института курс на разработку теоретических проблем социологии и научного, а не идеологизированного исследования социальных аспектов жизни советского общества вызвали негативную реакцию у ЦК КПСС.

Как отмечает в своих воспоминаниях академик РАН Г.В. Осипов, «…когда появился институт, социологи думали: ну вот, теперь-то начнется развитие социологии как таковой. Но оказалось - наоборот. Институт создавался, в том числе, и по замыслу ЦК, и ученым начали диктовать, как они должны освещать процессы развития советского общества. Например, выявлять все положительное и не говорить о негативном. Кроме того, партийные лидеры и близкие к партийным кругам обществоведы через институт пытались, по существу, провести идею о том, что социология не является особой наукой. Но когда коллектив ученых занял противоположную позицию, то есть, настаивал на том, что существует теоретическая социология, социологическая наука как таковая, и следует объективно освещать происходящие в обществе процессы - начались скандалы и погромы». Первый «погром» был связан с курсом лекций Ю.А. Левады. Этот ученый издал лекции, которые, по мнению его критиков, претендовали на теоретическое переосмысление марксизма. Как вспоминает сам Ю.А. Левада, он был приглашен в университет для чтения лекций по социологии на факультете журналистики, где примерно года четыре читал курс лекций собственного изобретения - довольно примитивный, популярный. Так бы, видимо, это и продолжалось, если бы ему не пришла в голову мысль его издать. Этот курс издали в 1969 году в виде двух книжечек с помощью ИКСИ РАН. И очень скоро это вызвало скандал, собственно, стало формальным началом шума. Второй скандал был связан с книгой «Моделирование социальных процессов», изданной под редакцией Г.В. Осипова, которая подверглась жесткой критике со стороны члена политбюро ЦК КПСС В.Н.Ягодкина. Еще одним серьезным поводом для «разгрома» послужило то, что в состав Института были приняты ученые, считавшиеся официальными структурами диссидентами.

Идеологами разгрома Института конкретных социальных исследований фактически являлись три человека: П.Н. Федосеев, Г. Квасов (открыто) и Ф.В. Константинов (скрыто). По инициативе С.П. Трапезникова, поддержанной Секретарем ЦК КПСС М.А.Сусловым, была создана комиссия на уровне ЦК КПСС, Московского горкома и Черемушкинского райкома коммунистической партии. В 1972 г., в результате многочисленных «проверок», наиболее дееспособные сотрудники данного института были уволены. Таким образом, относительная свобода социологии продолжалась недолго. Бюрократической диктатуре новой власти социология не была нужна, более того, она вступила в конфликт с ведомственным отношением к социальной сфере жизнедеятельности общества. Поступательное развитие социологии было искусственно прервано.

В итоге социальные науки, объявлявшиеся глубоко партийными, т.е. обязанными строго следовать программным директивам КПСС, разъяснять и пропагандировать их, зачастую принимали и выдавали желаемое за действительное. Настоящая научная мысль, которая не переставала развиваться даже в самые сложные, тяжелые времена, по большей части оказалась непричастной к тем реальным социальным изменениям, которые имели место в обществе. Мнения ученых мало значили при определении механизмов функционирования различных государственных, общественных и хозяйственных структур, при принятии крупных решений.

Так, в 1977 г. на философском факультете Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (на отделении научного коммунизма) была введена специальность «прикладная социология».

В 1980-е гг. в ряде регионов Советского Союза сложились научные школы, которые наряду с проведением социологических исследований, осуществляли подготовку социологических кадров.

Определенный перелом в институционализации социологического образования, в подготовке профессиональных социологов произошел в 1984 г., когда были открыты отделения прикладной социологии на философском факультете Московского государственного университета и на экономическом факультете Ленинградского государственного университета. В 1986 г. было открыто отделение социологии на философском факультете Киевского университета.

Новый этап развития отечественной социологии начался в середине 80-х гг. ХХ века. Так, XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза обратил внимание на исследование различных проблем развития и функционирования социальной сферы как пространства жизнедеятельности человека, поставил вопрос о социальной эффективности экономического развития советского государства. Вопрос о дальнейшем конституировании социологии как самостоятельной науки и использовании социологических исследований в решении задач социально-экономического развития страны был поднят до общегосударственного уровня, а окончательная институционализация этой дисциплины произошла после выхода Постановления Коммунистической партии Советского союза «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества» в 1988 году.

В частности, в данном Постановлении отмечалось, что «Центральный Комитет КПСС считает, что современное положение дел в социологии не отвечает потребностям общества. Социология еще не заняла должного места в творческом развитии марксистско-ленинского обществоведения, формировании научного мировоззрения трудящихся, осуществлении социальной политики КПСС. Следовательно, необходимо поднять на качественно новую ступень развитие марксистско-ленинской социологии, существенно повысить теоретический, методологический и методический уровни научных разработок и коренным образом улучшить их использование в управлении и прогнозировании общественных процессов, углублении демократизации и гласности. …Для этого требуется осуществить систему мер, направленных на обеспечение комплексности и результативности социологических исследований, развитие сети социологических институтов и центров, повышение роли служб социального развития на предприятиях и в организациях, коренное улучшение социологического образования и подготовки кадров социологов, создание научно обоснованной системы изучения общественного мнения…». В Постановлении были предусмотрены меры по реформированию академических институтов, улучшению социологического образования, подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров социологов. Намечалось открыть в текущей пятилетке социологические факультеты или отделения в крупнейших вузах страны, организовать социологическую специализацию и профилирование других специальностей высших учебных заведений.

Следует особо подчеркнуть тот факт, что Коммунистическая партия Советского Союза стала испытывать острую нужду в социологии, когда та уже самостоятельно и окончательно институционализировалась, а сама КПСС оказалась на грани краха. Только тогда ее лидеры обратились к социологам за помощью.

Последний этап развития советской социологии был отмечен рядом знаменательных событий, в том числе, связанных с формированием системы социологического образования. Так, в 1988 г. Высшая аттестационная комиссия СССР включила социологию в номенклатуру специальностей научных работников, таким образом, в перечне научных специальностей социология впервые была отделена от философии. В августе 1988 г. был издан приказ Государственного комитета СССР по народному образованию «О формировании системы подготовки социологических кадров в стране». Согласно этому приказу, специальность «прикладная социология» преобразовывалась в специальность «социология», принимались предложения вузов об открытии социологических факультетов и отделений. Наконец, 6 июня 1989 г. ректор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, академик А.А.Логунов подписал приказ № 500 «Об организации социологического факультета в Московском государственном университете». Так был основан первый в России социологический факультет.

За годы, прошедшие после открытия социологических факультетов в Московском и Ленинградском государственных университетах, появились десятки факультетов, отделений, кафедр, готовящих профессиональных социологов. В конечном счете, «перестройка» ознаменовала собой новый этап в развитии российского общества, способствовала обновлению общественной жизни и развитию демократии. Социологические исследования и публикации на социологические темы получили полную свободу, а теоретическая и прикладная социология - новый импульс для своего развития.

Развитие социологии в Беларуси

В созданном в 1921 году Белорусском государственном университете сразу же была открыта кафедра с четкой социологической ориентацией - кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета, С.З. Каценбоген, В.Н. Ивановский, С.М. Василейский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры.

Масштабы исследовательской работы значительно расширились после создания в январе 1922 года Института белорусской культуры, преобразованного в 1929 году в Академию наук Беларуси. Уже в первые годы деятельности Инбелкульта были проведены систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации, динамики социальной структуры Беларуси, социологии семьи, религии, образования и воспитания. Теоретико-методологические установки белорусских социологов в целом не отличались оригинальностью, они либо воспроизводили идеи популярных школ западной социологии начала ХХ века, либо продолжали марксистскую социологическую традицию.

В 1927 году в Минске вышла первая и единственная в довоенный период монография С.М.Василейского «Введение в теорию и технику психологических и психотехнических исследований». В 1927 году была опубликована коллективная монография «Рабочая молодежь Белоруссии. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние», подготовленная Б.Я. Смулевичем и другими преподавателями кафедры социальной гигиены. В работе обобщались материалы крупномасштабного обследования влияния социально-экономических условий труда и быта на физическое развитие молодежи. Эмпирические социальные исследования 20-30-х годов в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями.

К середине 30-х годов социологические исследования как в СССР в целом, так и Беларуси стали постепенно свертываться. Фактически в 1937-1938 годах социология как специфическая отрасль научного знания перестала существовать.

С середины 60-х годов начинается новый этап развития социологических исследований в республике. В 1965 году на общественных началах в Минске был открыт институт социальных исследований. Он выполнял функции научного центра, координирующего социологические исследования, проводимые в республике. В 1967 году создаются проблемные социологические лаборатории в Белорусском политехническом институте, Минском пединституте, Белорусской сельскохозяйственной академии, Гродненском педагогическом и Гродненском сельскохозяйственном институтах. В 60-70-е годы социологические группы в Беларуси функционировали во всех ведущих вузах.

В 1968 году в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований, расширяется тематика социологических исследований, в частности по таким направлениям, как социальные последствия научно-технической революции на селе, проблемы изменения духовной жизни крестьянства, научное управление и социальное планирование в городе и на селе.

В 1978 году создается Сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права Академии наук Беларуси. В январе 1989 года Сектор был преобразован в Центр социологических исследований.

В 1990 году был создан Институт социологии. Создание института способствовало укреплению базы социологических исследований и развитию основных направлений социологической мысли. В качестве одного из направлений в институте активно развиваются теоретико-методологические основы учения о народонаселении, активно разрабатываются новые методологические подходы к исследованию социальных проблем труда. Проблемы социологии политики разрабатывает группа социологов под руководством доктора социологических наук, профессора И.В.Котлярова. Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление - социология культуры, ведутся исследования в области науки, много внимания уделяется изучению социальных общностей. Начиная с 1989 года с открытием отделения социологии на философско-экономическом факультете и открытием кафедры социологии осуществляется специализированная подготовка социологов-профессионалов.

социология общество наука культура

Заключение

Развитие социологии в Беларуси напрямую зависело от развития идеологии в СССР. В советском союзе, в свою очередь, вывести социологию на теперешний уровень удалось только с помощью огромного труда ученых. Несмотря на всякие попытки со стороны большевиков ограничить развитие социологии, попытки контролировать ее, все равно проходили исследования в этой области. Бесстрашие и упорство ученых в последующем привело к тому что те же большевики обратились за помощью к социологии как к самостоятельной науке. Несмотря на сильные ограничения, социология смогла выдвинуть немало теорий и концепций, которые беспрекословно повлияли на развитие общества, как прошлого, так и нынешнего.

Список литературы

1.Бабосов Е.М. Социология. Общая социологическая теория: учеб. Пособие для вузов / Е.М. Бабосов. - Минск, 1999.

.Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX - XX М., Онега,1995.

.Социология: учеб. пособие для вузов \ под общ. ред. А.Н. Елсукова. - Минск, 2004.

. Медушевский А.Н. История русской социологии: учеб. пособие для вузов./ А.Н.Медушевский Высшая школа. 1993г.

. Тадевосян, Э.В. Социология: учеб. пособие / Э.В. Тадевосян. − М., 1998.

Приложение

Список определений

1. Социология (от лат. societas - общество и греч. logos - слово, понятие учение) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

.Институционализация - процесс превращения каких-либо социальных отношений в социальный институт, то есть в форму социальных отношений с установленными (письменно или устно) правилами, нормами, санкциями..

. Идеологизирование - подвергать воздействию идеологии.

. Идеология - система взглядов и идей, мировоззрение.

. Догматизация - превращение в догму.

. Догма - положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

. Библиографизация - запись всех материалов в архив.

Похожие работы на - Основные направления и особенности отечественной социологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!