Казачье самоуправление в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,95 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Казачье самоуправление в РФ

Содержание

Введение

. Краткая история и роль казачества и истории России

.1 Роль казачества в истории России

.2 Становление казачьего самоуправления в России

. Особенности казачьего самоуправления на современном этапе на примере села "Дячкино"

.1 Финансирование казачьего самоуправления

.2 Особенности казачьего самоуправления на примере села "Дячкино"

Заключение

Список литературы

Введение

В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление в Российской Федерации - это такой способ организации и осуществления власти на местах, который " обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью". (ст.130 Конституции РФ).

Местное самоуправление в Ростовской области - признаваемая и гарантированная Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций Ростовской области.

Местное самоуправление - наиболее демократичный способ самоорганизации территориального сообщества, усовершенствованный за многовековой путь своего развития, впитавший в себя опыт и исторические традиции многих народов, - стало обычной формой жизни всех цивилизованных стран.

Дон - это уникальная земля, где на протяжении многих веков смешивались разные культуры, создавались разнообразные формы управления и демократия имеет давние традиции. Явлением всемирной истории является казачье самоуправление. Войско Донское прошло путь становления самоуправления и затем врастания этой системы в единый государственный организм.

Дон является одной из немногих территорий России, где история выборов местного самоуправления насчитывает более двух тысяч лет.

Тема данной курсовой работы "Казачье самоуправление" исторические традиции и особенности развития" сегодня актуальна и значима, так как местное самоуправление является связующим звеном между государственной властью и населением и через деятельность органов местного самоуправления народ оценивает государственную политику.

В современных условиях радикального изменения общественного уклада России наиболее важным вопросом власти является создание благоприятных условий жизни человека. Тепло и электроснабжение, водопровод и дорожная сеть, общественный транспорт и личная безопасность, а также многое другое - повседневная забота местного самоуправления.

Предмет исследования. Российское казачество

Объект исследования. Казачье самоуправление в России

Цель данной работы показать, как на протяжении многих веков шло становление и развитие казачьего самоуправления в России с учетом традиций и особенностей казачества, о чем свидетельствует поиск наиболее эффективных форм организации местного самоуправления с учетом местного хозяйственного уклада и исторического опыта.

Задачи исследования.

рассмотреть историю становления казачьего самоуправления в России

проанализировать особенности казачьего самоуправления на примере села Дячкино.

1. Краткая история и роль казачества и истории России

.1 Роль казачества в истории России

В связи с современными дискуссиями о путях развития казачества, а также позицией ряда экспертов, отождествляющих казачество с особым этносом, не связанным с русским народом, представляется важным обратиться к творческому наследию отечественных мыслителей и историков XX-XXI столетий.

Всем известны гениальные достижения Дмитрия Ивановича Менделеева в области естествознания. Думается, сегодня весьма актуально его гуманитарное наследие. Великий ученый не раз указывал на такие черты русского народа как миролюбие, отсутствие склонности к завоевательным войнам, неразвитость порока самообожания. Русский человек стремится обнять весь мир. Он не терпим к похвальбе самообожания, всегда старается увидеть особые достоинства у других народов. Исторически русские несли бремя оборонительных войн. Речь идет о защитных войнах "от половцев, от татар, от тевтонских рыцарей, поляков и шведов да турок, от набегов черкесских, киргизских и хивинских, да от посягательств западных европейцев, и если мы после этих войн часто расширялись, то лишь для того, чтобы оберегать себя от дальнейших покушений на наши земли..."

В концепции исторического развития нашего Отечества Д.И. Менделеев отводит казачеству значительную роль. "Тот путь, которым Россия расширилась до громадной современной величины, особенно в Азии, определился больше всего тем, что почти без войн делали казаки, присоединяя к Русской державе земли маленьких народов, затем охотно сливавшихся с Россией, так как через это слияние их выгоды были, очевидно, большими, чем для покоряющей России". Бесспорные исторические достижения казачества обусловлены раскрытием им во всей полноте духовных свойств русского народа. Выдающийся отечественный историк Антон Владимирович Карташев видел в вольнолюбивом казачестве сосредоточение народной силы, самоутверждающей свою русскость. Следуя его взглядам, казачество облагородило и возвысило смысл своей вольницы, подняв знамя русской народности и православной народно-русской веры. Называя казачество "возглавителем и вождем русской национальности", А.В. Карташев указывает на великую роль казачества в деле отстаивания и утверждения русских духовных ценностей, в деле защиты всего цивилизационного мира России (именуемого им греко-евразийским в силу преемственности с Византией), объединенного русским народом.

Замечательный мыслитель, историк и общественный деятель Петр Бернгардович Струве видел в казачестве самобытную силу отечественной истории. "Казачья вольница сыграла в истории России двоякую роль. Во-первых, как единственная вольная сила тяглой в остальной России, как единственный вольный "мир" в великом русском море тяглых "миров"... Во-вторых, как мир или миры, свободно-организованные, вольностью своей собранные в некие воинские братства среди всей остальной, свободно распыленной, громады русского народа, казачество или, точнее, казачества были и остаются единственным явлением в русской политической действительности. Казачества не суть государства и в то же время они не просто вольные сообщества случайно и временно сошедшихся, несомых историческим ветром пылинок-людей".

П.Б. Струве указывал на великое прошлое казачества и предвидел его великое призвание. "В будущем государственном строительстве Великой России казачества (я нарочно употребляю тут множественное число) сильнее, чем прежде, выявит - надо думать - свой государственный характер и, в то же время, став более самозаконными ("автономными"), ещё ярче обнаружат свою исконную природу особой вольницы. Как это произойдёт, никто не может сказать, но всем русским, казакам и не казакам, нужно понять и продумать великую историческую и. в то же время, живую ценность казачества".

Казачьи миры рассматриваются мыслителем в их органической связи с русской нацией и культурой. Не будучи самостоятельными государственными образованиями, они предстают как общественные силы, обретающие свое фундаментальное целеполагание в национальном общественно-государственном строительстве. Соратник П.Б. Струве, известный отечественный историк и общественный деятель Александр Александрович Кизеветтер подверг критическому рассмотрению "вздорные теории о том, что казачество есть особая нация, отдельная от русского народа". Им также было дано опровержение мысли С.Г. Сватикова о существовании будто бы независимого республиканского государства донских казаков в XVI-XVII веках. Важно отметить, что сам С.Г. Сватиков, несмотря на достаточно поверхностное обобщение собранного им исторического материала, верно видел в Войске Донском вольную колонию русского народа.

С позиции Ивана Александровича Ильина, Историческую Россию созидали две силы. Прежде всего, она творилась народным почином. Народный почин восполняло "собирающее государство". Последнее закрепляло, оформляло и довершало самочинное народное творчество. Речь идет о процессе общественного и государственного формирования страны, при котором решающие творческие инициативы принадлежали народу. Государственные силы опирались на состоявшиеся народно-творческие процессы, следовали за ними, руководствовались ими и придерживались их. История казачества есть выражение творчества инициативного и даровитого русского народа, достижениями которого руководствовалось государство. Мыслитель видит формирование русского казачества на культурных путях новгородского ушкуйничества, содействовавшего освоению Новгородом севера России (здесь его взгляды совпадают с воззрениями П.Б. Струве). Для него в духовном облике казака отчетливо проступают общерусские культурные традиции с такой характерной чертой как тяга к самостоятельному активному творчеству.

И.А. Ильин определял Русскую Идею как созидание жизни и культуры на основе свободно и предметно созерцающей любви. Следуя мыслителю, казачество раскрыло в своей истории Русскую Идею свободного сердечного созерцания, наполненного глубоким предметным содержанием. Русское казачество на путях свободы обрело предметное служение государственному патриотизму. Выдающийся отечественный политический философ конца XX - начала XXI века Александр Сергеевич Панарин подчеркивал особое значение казачества в отечественной истории. На его взгляд, казачество зарекомендовало себя как наиболее консервативно-охранительное сословие из всех сословий России, как сословие, неуклонно отстаивающее мир традиционных ценностей. Казачество являлось сословием настроенным наиболее государственнически. Мыслитель отмечал, что оно выступало оппонентом всем формам леволиберального идеологического проекта. Указывал он и на глубокий и возвышенный патриотизм казаков. Вольнолюбивое казачество "ни за что не отдало бы своей воли, но в то же время не склонно было использовать эту волю в сепаратистских антигосударственных целях".

Во взглядах отечественных мыслителей ясно прослеживается единая смысловая линия: казачество - неотделимая от русской нации часть русского народа. Казачья история глубоко раскрывает мир русских духовных ценностей. Основанием развития России являются фундаментальные ценности русского народа. На них покоится созидательное формирование личности, общества и государства. Выверенные многовековой историей они выступают залогом духовной безопасности и долгосрочного стабильного развития страны.

Национально-культурные ценности не существуют вне своего исторического носителя. Говоря о них, мы всегда обращаемся к той части нации, которая бережно их хранила и развивала на протяжении столетий. Именно такую часть русской нации и представляет казачество. В течение многовековой истории нашей Родины казачество явило себя уникальным носителем и оплотом русских ценностей и традиций. Все основополагающие ценности казачества неразрывно связаны с обеспечением суверенного развития нашей Родины, безопасности личности, общества и государства. Именно поэтому они могут рассматриваться как стратегически значимые общерусские и общероссийские ценности.

.2 Становление казачьего самоуправления в России

Длительный и сложный процесс "государствообразования" в российской истории, в ходе которого территориальная экспансия закреплялась управленческой, сопровождался поиском эффективных инструментов освоения новых пространств и породил уникальный феномен социальной организации - казачье войско. В изучении его возникновения, развития и особенностей, в том числе самоорганизации казачьих сообществ, сложилась значительная научная традиция, представленная публикациями Е.И. Дулимова, А.И. Коваленко, С.С. Кравченко, Н.В. Булычевой, С.А. Книевского, В.С. Кобзова, Т.К. Махровой, Е.И. Сафронкиной и др. Однако в отличие от истории Донского, Кубанского и Оренбургского казачьих войск многие вопросы становления и развития самоуправления в Сибирском казачьем войске требуют дополнительного, в том числе комплексного, изучения, актуализированного проблемой генезиса гражданского общества в России. казачество самоуправление территориальный

Какими бы ни были теоретические подходы к трактовке соотношения гражданского общества и местного самоуправления, последнее, будучи одной из возможных форм самоорганизации населения на локальном уровне для самостоятельного решения местных вопросов, является важнейшей предпосылкой, условием становления гражданского общества как системы самостоятельных и независимых от государства общественных отношений и институтов.

Казачьи войска - как инкорпорированные в состав империи "вольные", так и созданные по инициативе имперской власти - выполняли ряд специальных функций, главной из которых было воспроизводство подготовленных к военной службе (в материальном, боевом, морально-психологическом отношениях) иррегулярных воинов, преимущественно кавалеристов. Казачье войско с окончательно оформившейся организацией, как правило, становилось развитой подсистемой социально-территориальной системы более высокого уровня - Российской империи, и его дальнейшее развитие неизбежно подчинялось потребностям империи.

В структуре казачьего войска, диалектически связанной с главной функцией системы, одной из подсистем являлось войсковое управление. Оно возникло и развивалось вместе с самой системой, во взаимосвязи и взаимозависимости с другими подсистемами: социальная общность - казачье население; территория; хозяйство; институт служебно-боевой подготовки.

При характеристике станичного самоуправления у сибирских казаков важно учесть, что в казачьем войске самоуправление, во-первых, формировалось и развивалось в рамках войскового управления, а, значит, подчинялось задачам и функциям системы, и, во-вторых, для понимания особенностей самоуправления в дореволюционной Сибири не применима ни так называемая "общественная", ни "государственная" модели самоуправления.

Как справедливо отметил В.Е. Зубов, "разграничение управления и самоуправления в Сибири представляет значительную сложность, поскольку здесь возникла своеобразная форма государственного управления, обусловленная невозможностью для верховной власти осуществлять его силами только государственного аппарата. Для решения стоящих перед ним задач государство использует традиционную систему самоуправления".

Со времени создания Сибирское войско стояло особняком среди прочих казачьих войск. Доклад военного министра "О новом образовании Сибирского линейного казачьего войска", Высочайше утвержденный 19 августа 1808 г., определил их военную службу как бессрочную и бессменную на казенном содержании, но со самоснаряжением. Это обусловило особенности организации и функционирования Сибирского войска, те черты его "регулярности", которые отмечались многими современниками.

Период возникновения и оформления войска как социально-территориальной системы затянулся на несколько десятилетий, что в значительной мере было обусловлено недостатками правовой базы, нечетко определившей статус войсковой территории, структуру войскового хозяйства и управления. Административное устройство войска носило крайне схематичный, упрощенный характер и при отсутствии органов гражданского управления не предусматривало существование низового самоуправления.

В то же время в ходе подготовки Сибирского учреждения части городовых казаков, подчинявшихся гражданским властям края, некоторые права самоуправления были предоставлены. В соответствии с Уставом о сибирских городовых казаках 1822 г. казаки команд, не вошедших в состав городовых полков, получили возможность самостоятельно разделиться на станицы и выбирать голов и старшин, утверждаемых в должности гражданским губернатором.

Управление в Сибирском войске, находившемся в ведении военного министерства, было оставлено без изменений. В этих условиях с начала 1820-х годов в военной и хозяйственной организации войска появились военно-поселенные черты. В поселениях сибирских линейных казаков главную роль играли полковые и эскадронные командиры, а также редутные начальники.

Впервые правовая регламентация станичного самоуправления - одного из свидетельств былой казачьей вольности - была осуществлена в Донском войске в 1835 г. Станичное самоуправление на Дону состояло из станичных сходов и станичных правлений с выборными должностными лицами.

Станичный сход, являясь низшим распорядительным органом, формировался из домохозяев не моложе 25 лет, проживавших на территории юрта, за исключением порочных и телесно наказанных. В его ведении были вопросы станичного хозяйства и земельного обеспечения казаков. Он утверждал годовые сметы доходов и расходов, контролировал деятельность должностных лиц станичного правления, назначал наказания членам общины за маловажные проступки.

Местным органом исполнительной власти было станичное правление, представленное станичным атаманом, двумя судьями, или так называемыми стариками, и двумя писарями (по военной и гражданской части). Эти должностные лица избирались на три года преимущественно из отставных чинов. Надзор за правильностью проведения процедуры выборов осуществлялся войсковым чиновником. Никто, кроме офицеров, не имел права отказаться от выполнения общественной должности. Избранные обществом лица утверждались в должности войсковым наказным атаманом. Станичный атаман из нижних чинов на время выполнения своих обязанностей признавался в чине хорунжего.

Станичное правление исполняло общественные приговоры. В случае противоречия закону приговор направлялся на рассмотрение вышестоящего начальства. Все решения станичный атаман и судьи принимали коллегиально (судьи не занимались судебными разбирательствами, а выполняли функции заседателей). Они должны были заботиться об охране станичного имущества и юртовых земель от повреждений и захвата, об "умножении общественных выгод", обеспечить земельным паем каждого, имевшего на него право, распоряжались станичными денежными средствами в соответствии с годовой сметой расходов, утвержденной обществом, и были обязаны регулярно отчитываться об их использовании. Станичное правление занималось также переписью малолеток, составлением именных и очередных списков, нарядами казаков на выполнение земских повинностей и прочими делами.

Круг кандидатов на должности станичного управления был резко сокращен более жесткими возрастными ограничениями. Теперь должности станичного атамана и станичного судьи могли занимать казаки не моложе 33 лет, минимальный возраст почетного судьи был определен в 40 лет (ограничения не распространялись на офицеров). Ранее только станичный атаман утверждался в должности войсковым наказным атаманом, а все остальные должностные лица вступали в исполнение обязанностей сразу после их избрания. По Положению 1891 г. войсковое начальство утверждало и отстраняло от должности всех ключевых лиц станичного управления. Станичные и поселковые атаманы, помощник станичного атамана, почетные судьи избирались на трехлетний срок, все остальные - на год.

Повышение ответственности должностных лиц станичного и поселкового управления перед войсковой администрацией, увеличение их обязанностей компенсировались рядом предоставленных им преимуществ. Способ и размер вознаграждения выборных должностных лиц определялись сборами.

Исключение составляли должности станичного атамана и почетного судьи, которым закон определял обязательное денежное содержание. Не имеющие офицерских чинов станичные атаманы и почетные судьи пользовались правами хорунжего. Избранные на эти должности в третий раз представлялись к чину хорунжего в отставке. Должностные лица станичного управления из числа нижних чинов награждались деньгами, похвальными листами, почетными чекменями, медалями с надписью "За усердие", освобождались от натуральных повинностей, а некоторые - от призыва на службу в случае войны и от учебных сборов в мирное время.

Анализ Положения 1891 г. показывает, что механизм надзора за станичным управлением был почти полностью заимствован из Положения о земских начальниках 1889 года. Большую часть функций, аналогичных функциям земских начальников, в Сибирском войске выполнял атаман отдела, который осуществлял непосредственный контроль за станичным управлением. Другая их часть была закреплена за войсковым хозяйственным правлением и войсковым наказным атаманом.

Основным способом контроля за действиями станичных сборов стало обязательное утверждение общественных приговоров войсковым начальством. Приговоры о выборах станичных атаманов и почетных судей, удалении из общества порочных лиц, выходе из общества и приема в него нового лица утверждались войсковым наказным атаманом. Решения, связанные с распределением земли между поселками станицы, с выделением общих хозяйственных угодий утверждались войсковым хозяйственным правлением, по делам о составлении станичных смет, расходовании общественных средств, выборах станичных судей, поселковых атаманов и др. - атаманами военных отделов.

Другим действенным способом контроля войскового начальства за станичным управлением являлось принятие мер по жалобам на решения сборов и на действия лиц низовой администрации. Жалобы от имени сборов и от отдельных лиц направлялись атаману отдела, который рассматривал их самостоятельно или со своим заключением представлял на решение войскового наказного атамана. Наконец, немалую роль в осуществлении контроля за деятельностью станичного управления играли ежегодные ревизии, проводимые атаманами отделов.

Должностные проступки наказывались атаманом отдела замечаниями, выговорами, денежными взысканиями до пяти рублей и семидневным арестом. При необходимости он отстранял от должности всех, кроме станичных атаманов и почетных судей. За должностные преступления все лица станичного и поселкового управления предавались суду. При крайней запущенности дел войсковой наказной атаман имел право назначить станичного или поселкового атамана своей властью из казаков другой станицы и временно приостановить деятельность станичного и поселкового сбора, сообщая об этом военному министру. В данном случае все общественные дела решались только станичным или поселковым атаманом.

Для упорядочения деятельности станичного управления войсковое хозяйственное правление должно было разработать ряд инструкций (о порядке составления смет, о разбивке станиц на участки для избрания выборных, о порядке и условиях сдачи в аренду юртовых угодий и пр.).

Значение Положения 1891 г. выходило далеко за рамки реорганизации станичного управления. Новый закон реформировал все гражданское управление войском: его структуру, принципы взаимодействий между органами, перераспределил между ними права и обязанности.

С целью организации более действенного управления казачьим населением последнее во всех отношениях, кроме полицейского и судебного по наиболее важным делам, было выведено из непосредственного подчинения уездной администрации и передано в исключительное ведение войскового начальства. В определенном смысле можно говорить о восстановлении административно-территориального обособления войсковых земель.

Реорганизация станичного схода в станичный сбор делала этот распорядительный орган более управляемым. Введя практику утверждения общественных приговоров войсковым начальством, запретив сбору самостоятельно определять порядок расходования общественных средств и др., новый закон кардинально ограничил его права и практически лишил самостоятельности. Потеряв право освобождать от должности выборных представителей станичного управления, сбор утратил и возможность действенного контроля за ними. Закрепив в качестве своеобразного регулятора жизни станичного общества принцип круговой поруки, Положение давало войсковому начальству возможность использовать станичный сбор как инструмент для решения задач военного и фискального характера.

Усиление роли станичного атамана в рамках станичного управления, материальная независимость от общества, реальное подчинение только войсковому начальству привели к его отрыву от населения станицы, закладывали основу для превращения выборного лица в чиновника войсковой администрации. Реорганизация станичного суда сопровождалась ликвидацией его независимости от войсковой администрации.

Следует отметить, что на эффективность деятельности станичного самоуправления существенное влияние оказывал ряд факторов.

Одним из них являлись особенности войсковой территории и административно-территориального деления войска, в основе которого лежал способ комплектования казачьих строевых частей. Население каждой войсковой административно-территориальной единицы в случае необходимости выставляло на военную службу установленное законом количество подразделений. Для достижения уравнительности отбывания воинской повинности войсковая администрация стремилась добиться равномерного распределения казачьего населения по полкам, полковым округам и военным отделам.

Число поселений, находившихся в пределах их административных границ, зависело от численности казачьего населения. Именно этим были вызваны неоднократные перераспределения казачьих поселений по административно-территориальным единицам во второй половине XIX в. (особенно в период активного привлечения сибирских казаков для колонизации Киргизской степи). С 1846 г. по 1896 г. расписание станиц и поселков войска менялось семь раз.

В соответствии с расписанием 1896 г., установившем окончательные административные границы военных отделов, в 37 станицах войска состояло 175 казачьих поселений: в первом военном отделе - 33, во втором - 57, в третьем - 85.

Земли многих станиц, состоявших из нескольких поселков, тянулись на 70-90 верст. Расстояние от станичного правления до управления атамана военного отдела нередко достигало нескольких сотен верст. Поэтому решение вопросов, требовавших санкции вышестоящего начальства, неизбежно затягивалось. Например, жалоба на решение Урлютюпского станичного суда направлялась сначала в Усть-Каменогорск (772 версты), где находилось управление атамана третьего отдела, а оттуда в Омск (928 верст) - в войсковое хозяйственное правление. Для станиц Бийской и Бухтарминской линий ситуация осложнялась тем, что в условиях горного рельефа местности во время весенних и осенних паводков часть здешних поселений оставалась отрезанной от административных центров войска.

С введением в действие Положения 1891 г. не произошло кардинального улучшения кадрового состава станичного самоуправления.


.1 Финансирование казачьего самоуправления

Курс на сближение казаков и власти взял бывший губернатор Кубани Александр Ткачев. При нем казаков допустили (в 2012 году) к патрулированию улиц совместно с полицией и назначили за это заработную плату. К этому же периоду относится скандальное высказывание Ткачева о том, что казаки должны будут не допустить массового переселения на Кубань представителей республик Северного Кавказа.

При бывшем губернаторе была подписана госпрограмма 2014-2016 годов "Казачество Кубани" на общую сумму 3,1 млрд рублей. Задачей ставилось "возрождение и становление казачества" в регионе, привлечение в казачьи общества новых членов и поддержка и развитие кадетских казачьих корпусов.

В регионе казаки объединены в Кубанское казачье войско (ККВ). С февраля 2008 года пост атамана ККВ занимает вице-губернатор Николай Долуда. Именно реестровые казаки пользуются всеми благами приближенности к администрации края.

Осенью 2015 года, когда все госпрограммы региона были пересмотрены, "Казачество Кубани" изменилась не сильно. Новая госпрограмма была рассчитана на 2016-2021 годы и утверждена с суммой финансирования в размере 6,2 млрд рублей, то есть регион сохранил траты на казаков в размере 1 млрд рублей в год.

Суть программы не изменилась, но появился пункт о "духовных ценностях". В частности, среди задач указаны "повышение эффективности привлечения членов казачьих обществ" и "оказание содействия в культурном, физическом, патриотическом воспитании молодежи, сохранении и развитии самобытной казачьей культуры и духовных ценностей кубанского казачества".

Основную часть средств госпрограммы казаки получают в виде жалования за патрулирование улиц городов Кубани совместно с патрульно-постовой службой полиции. В настоящий момент их зарплата равняется окладу рядового сотрудника ППС, сообщили в ГУ МВД по краю. Если рядовой в среднем получает от 22 до 24 тыс. рублей, то казак-дружинник - 21-25 тыс. рублей.

По данным администрации региона, в рамках действующей госпрограммы "Казачество Кубани" районным казачьим обществам на охрану общественного порядка в 2016 году предусмотрено 570,7 млн рублей. В региональный реестр народных дружин внесено 1 тыс. 556 человек, из них 1 тыс. 368 состоят в 47 районных казачьих обществах. Ежедневно в регионе в патрулировании улиц принимают участие около 450 казаков-дружинников. В ГУ МВД по Краснодарскому краю прокомментировали, что считают помощь казаков при патрулировании, особенно в праздничные дни, существенной.

"Участие кубанских казаков в поддержании правопорядка и обеспечении безопасности граждан в период проведения мероприятий позволяет значительно повысить плотность патрульно-постовых нарядов и сократить количество сотрудников полиции, привлекаемых на охрану порядка", - отметили в краевом главке.

Один из последних шагов навстречу реестровым казакам администрация региона сделала в 2016 году - начала передачу казачьим обществам без торгов земельных наделов под сельскохозяйственные нужды. По данным администрации региона, на 1 августа 2016 года казачьи общества ККВ получили 7,3 тыс. га земли и еще 700 га должны были получить в ближайшее время. При этом в администрации отметили, что в рамках развития экономической базы в распоряжении казачьих обществ по состоянию на 2014-2015 год имелись земельные участки сельскохозяйственного и иного назначения общей площадью 6,4 га.

.2 Особенности казачьего самоуправления на примере села "Дячкино"

Сегодня село перестало быть исключительно местом проживания деревенского населения. Жизнь в селе превращается в своеобразный образ жизни, который многими противопоставляется городскому, урбанизированному, "оторванному от почвы и земли". Именно в сельской местности многие представители так называемого "бомонда" стараются раскрыть свой новый образ, в селе представители среднего класса ищут вдохновения для реализации новых жизненных целей. Сохраняя традиционалистский уклад, сельская местность способна стать основой для процесса "возвращения к корням", запрос на который существует в российском обществе.

С каждым годом в российском культурном поле усиливается подъем патриотизма и попыток восстановления того образа мышления, миропонимания, цивилизационного подхода, который существовал в императорской России. Традиционализм и консерватизм, приобретающие все большее распространение так же черпают свою основу в российских деревнях. К примеру, российское казачество, в процессе своего возрождения способно восстановить свой потенциал, исключительно основываясь на жизни станиц и хуторов, в которых еще сохранились казачьи песни и традиции.

Сельская местность обладает и особой ментальностью, историческим и этнокультурным восприятием. В частности, если рассматривать приграничье. Именно там, благодаря дисперсному расселению жителей и постоянному трансграничному взаимодействию, складывается этнокультурный процесс, отличный от остальной части приграничных регионов. В данной статье мы остановимся на факторе этнокультурной идентичности в сельской местности, сложившейся в приграничье, рассмотрев пример слободы Дячкино Тарасовского района Ростовской области.

Дячкино, как и Тарасовский район в целом, выступает фронтиром Ростовской области, располагаясь на территории, которую дисперсно населяют как казаки, так и украинцы. В Тарасовском районе встречается географически обратный процесс расселения народов: если на востоке района, ближе к Волгоградской области (с. Большинское, Колушкинское) проживают украинцы, потомки малороссов-переселенцев, то на западе, возле границы с современной Украиной (ст. Митякинская) проживают казаки, до сих пор сохранившие свои обычаи и культуру. И здесь нельзя не согласиться с доводом Глории Анзалдуа, что в приграничье "жизненная кровь двух миров сливаясь, формирует третью "страну" - граничную культуру" [5, с. 25]. Примером этой "граничной культуры" и выступает с. Дячкино с прилегающими к нему хуторами.

Свое начало слобода Дячкино (хотя ее сейчас чаще называют селом, однако Дячкино исторически являлось слободой, т.е. малоросским поселением) берет с конца 30-х гг. XVIII века. Тогда, в 1737 году не месте будущего хутора был поселен "вольный черкашенин" из Стародубского полка Михайло Евдокимович Кушитров, после чего на эти земли и началось переселение малороссов.

Но, как водится, слобода быстро обрела хозяина, им и стал первый помещик, казачий старшина Андрей Степанович Дячкин (? - 1781 г.) Судя по фамилии имевший происхождение из губерний Центральный России и получивший эти земли, как и другие выслужившиеся старшины по приказанию императрицы Екатерины II. Тогда же получило свое начало и название слободы, а на тот момент еще хутора Дячкин Глубокинский, временами называвшийся просто Глубокинским.

Советский историк и писатель, д.и.н. Алпатов Михаил Антонович в своем романе "Горели костры", описывая 1902 г., приводит следующую специфику взаимоотношений между жителями с. Дячкино и соседнего х. Сибилев, населенного донскими казаками: "Стоят они рядом, но будто для того только, чтобы показать людям, что они не похожи друг на друга. Дячкино - мужичья слобода, всего сорок лет назад крепостная, теперь разоренная податями.

Маленькие хаты тесно жмутся друг к другу, издали кажется - не хаты со старыми соломенными крышами, а большая отара немытых овец сбилась в кучу в жаркий день и застыла неподвижно. Невысокая старинная церковь среди серых крыш маячит, словно чабан среди скопища овец. И можно подумать: не сквозная широкая улица идет от церкви к слободе, а послушные овцы расступаются перед человеком, дают ему дорогу".

В своем романе, описывая этнокультурную ментальность дячкинцев, М.А. Алпатов передает ее посредством библейских мотивов: "в извечной борьбе между сибилевцами и иногородними дячкинцами псаломщик Яков Александрович - маленький, тщедушный и носатый человек - держал сторону дячкинцев. Он доказал, что сибилевцы "каионово семя" и существуют на земле только с божьего попустительства. Семь казней египетских - это подлости и бесчинства, которые сибилевцы чинят дячкинцам, а победа Давида над Голиафом есть не что иное, как неминуемая победа предводителя дячкинцев Максима Жорняка над Артемом Золотаревым. Новозаветинские фарисеи и саддукеи тоже сильно смахивали на сибилевцев".

Рассматривая современную идентичность дячкинцев, нами был взят подробный комментарий у отличника народного просвещения, филолога Русланы Антоновны Бредихиной (завуч МБОУ "Дячкинская СОШ" в 1965-1999 гг.) и филолога-исследователя Ларисы Юрьевны Бредихиной (завуча МБОУ "Дячкинская СОШ" с 2004 г.). Они отмечают, что "Тарасовский район Ростовской области находится непосредственно на границе с Украиной. Но по стечению обстоятельств, в станице Митякинской, которая является казачьей, находится близко к границе, совсем исчезли слова из украинского языка, а в слободе Большинка, что в глубине района - наоборот. Возможно, близость п. Криворожье, где раньше жило большинство выходцев из Украины (о чем свидетельствует название), сыграла в этом решающую роль.

Слобода Дячкино Тарасовского района Ростовской области расположена в месте, где до границы с Украиной очень недалеко. Помещик А.А. Карпов, который получил земли, на которых находится она в настоящее время, при записи своих владений добавлял в названия слово "русский". Например, Екатериновка-Русская. До сих пор это сохранилось в названии хутора Карпорусский.

Население слободы Дячкино постоянно было связано с украинскими жителями, тем более, что в слободу на поселение пришло в свое время достаточно много семей непосредственно с Украины (Иван Иванович Горбаток с сыновьями из Харьковского слободского полку 1758 г., Ефим Игнатьевич Бердников из Белгородской губернии, Тимофей Йосипович Василенко из Сумского слободского полку, Улас Петрович Доброкоженко оттуда же, Алексей Петрович Однороженко Полтавского полку с города Полтавы, Федор Афанасьевич Раенко из Киевской губернии. Всего таких семей около 30).

Следовательно, они принесли с собой свой говор, правила общения, названия вещей и предметов, которые сохранились в некоторых семьях до сих пор. До сих пор в них "балакают", то есть говорят на местном диалекте, который больше похож на украинский язык, нежели на то, как "гутарят" казаки, например, жители близ лежащего хутора Атаманска. В обиходе у дячкинцев до сих пор сохранились такие слова как "цыбуля" - лук, "кабак" - тыква, "рушник" - полотенце, "ходим" - пойдем, "вечерять" - ужинать, "мабудь" - наверное, "ишьтэ" - ешьте, "дывысь" - смотри, "молодичка" - молодая женщина/ жена и другие.

Влияние украинского языка сказалось и на фамилиях дячкинцев. Самые распространенные до сих пор - Солонченко, Дьяченко, Лозенко, Ефименко, Зозуля. А параллельно с ними и русские - Калашников (от украинской Калачниченко), Чувиков (по всей вероятности образовалась от украинской "Чючей").

По мере того, как слобода оказывалась в самом удобном для жительства месте (наличие железной дороги) в нее стали приезжать рабочие из областей и районов России (например, семьи Тишаковых, Кучеровых). С ними приходил и другой говор, хотя и он подвергался влиянию основного дячкинского говора. Люди переставали произносить взрывное русское "Г" (оглушали его на манер украинского), утрачивали распевное "аканье", больше выделяли букву "о", стали смягчать окончание у глаголов [идут], [паіут].

Местная фольклорная группа в своем репертуаре имеет много песен на украинском языке, которые они "спивають" и по вечерам, сидя на лавочке, отдыхая после рабочего дня".

Сильный фактор украинского влияния на население слободы обоснован длительными волнами миграции населения. Первая из них основывалась на переселенцах из Центральной и Восточной Украины в сер. XVIII - нач. XIX вв. Начала закладываться малоросская ментальность жителей, которая и определяла их максимальную близость с населением Малороссии. Тогда же сформировалась украинская идентичность, входящая в конфликт с соседней казачьей. Подобная ситуация была характерна для всего Верхнего Дона, где было расположено множество малоросских поселений. Данный факт описывает и известный писатель, Нобелевский лауреат М.А. Шолохов в романе "Тихий Дон": "с давних пор велось так: если по дороге на Миллерово ехал казак один, без товарищей, то стоило ему при встрече с украинцами (слободы их начинались от хутора Нижнее-Яблоновского и тянулись вплоть до Миллерова на семьдесят пять верст) не уступить дороги, украинцы избивали его... - Эй, хохол! Дорогу давай! На казачьей земле живешь, сволочуга, да ишо дорогу уступать не хочешь?" [4, с. 54]. Подобный разговор был характерен и для жителей с. Дячкино при встрече их казаками из соседних х. Сибилева и х. Атаманска.

Советская власть вслед за установлением на Дону, в процессе политики "коренизации" способствовала становлению "украинизации" Северо-Кавказского края с 1925 по 1933 гг. Непосредственно она проводилась в Азовском, Заветинском, Зимовниковском, Кашарском, Леоново-Калитвенском, Матвеево-Курганском, Мечетинском, Миллеровском, Ремонтнеском и Таганрогском районе. Дячкино, в 1921-23 гг. входившего в состав Тарасовской волости, а с 1924 г. Тарасовского района, она не коснулась, однако оказала непосредственное влияние и лишь подчеркнула значимую роль украинского этнокультурного фактора в регионе.

В послевоенный период в Дячкино так же наблюдался массовый переезд жителей из регионов западной Украины. Однако они не способствовали сохранению украинской идентичности, которая постепенно исчезает в настоящее время. Переселенцы из приграничных территорий УССР, в свою очередь, были большей частью представителями донского казачества и русских переселенцев из Центральной России.

В настоящее время процесс этнокультурной идентичности в сельской местности постепенно растворяется, посредством как глобализации, так и более локальной проблемы, а именно оттока молодежи в города. Хранителями малоросской/украинской идентичности дячкинцев остаются люди старшего поколения. Они же сохраняют и песенные традиции, М.А. Алпатов описывал, что в 1902 г. Дячкино славилось своим хором, а дячкин-ских девчат звали "иже херувимы". Сегодня традиционные украинские песни исполняются местными песенными коллективами, а в 2004 год Т.А. Карташовой была защищены кандидатская диссертация искусствоведения "Песенная традиция украинских крестьян в контексте народной культуры Дона", основывающаяся в том числе и на материале, полученном в с. Дячкино.

Однако вопрос сохранения этнокультурной составляющей автохтонного населения с. Дячкино в настоящее время может рассматриваться в синтезе с переходом к традиционным формам самоуправления. Учитывая историческую специфику территории, на которой расположено село, а до Октябрьского переворота 1917 года это была Область войска Донского, мы считаем вполне приемлемым переход к системе казачьего самоуправления.

Согласно административно-территориальному делению войсковой казачьей организации "Всевеликое войско Донское", с. Дячкино располагается в рамках Митякинского юрта Донецкого окружного казачьего общества. Юртовым атаманом является глава Тарасовского района Михаил Иванович Карпенко. В настоящее время на территории района функционируют казачьи добровольческие дружины. Но, по сравнению с соседними юртами (Миллеровским и Глубокинским) казачья специфика развита слабо, что, на наш взгляд, требует должных корректировок.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходя из интересов населения может быть создано муниципальное образование в традиционной для казачьей территории форме самоуправления. Для этого большинство населения должно поддержать проект устава муниципального образования, в котором наименование, форма представительных и исполнительных органов местного самоуправления, официальные символы соответствуют историческим, культурным, национальным и иным местным традициям и особенностям. Главой такого муниципального образования может быть избран атаман. Казачьему обществу при реализации данной модели организации местного казачьего самоуправления могут быть делегированы отдельные полномочия по реализации государственной и региональной политики в отношении казачества и решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 4 Федерального закона от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Руководство казачьим обществом, а следовательно и казачьей самоуправляемой территорией осуществляет атаман, при участии совета стариков и хуторского/станичного правления. В своей работе они осуществляют деятельность в рамках устава казачьего общества.

Возможность реализации местного референдума видится нами вполне возможным в ближайшем периоде до 2018 года. Вопрос заключается лишь в поиске политических сил среди региональной или федеральной элиты, способной поддержать/ пролоббировать данный процесс.

Заключение

Трудности, испытываемые современной Россией на пути к формированию правового и гражданского общества, сегодня достаточно очевидны. В обществе в целом, и во властных структурах, в частности, реально назрела потребность в воспитании гражданской ответственности, компетентной ориентации в различных сложных и противоречивых процессах и явлениях политической и социальной жизни, развитой культуры общения между должностными лицами, депутатами всех уровней, гражданами Российской Федерации. Отсюда вытекает четко выраженная потребность воспитания определенного уровня исторического сознания нации, без которого нет ни общества, ни государственности, ни Отечества.

Именно через историческое осознание идейного стержня русской нации, понимания, что развитие государства определяется духом нации, ее культурой и историей, сформировавшимися на протяжении веков, можно сохранить и укрепить демократический характер российской власти, одним из важнейших принципов которой является местное самоуправление.

Бесценным кладезем является исторический опыт, накопленный на Дону в огромном временном диапазоне от первого атамана до первого Губернатора. Переработка этого опыта - первейшая задача всех ветвей современной власти. Донское казачество, при всех противоречивых процессах, проходящих как во внутреннем, так и внешнем его оформлении в самобытную культурную и политическую общность людей, почти всегда являло собой остров стабильности, реально радеющей за государственные интересы южных границ страны.

История донского казачества, рассмотренная через призму становления публично-властных отношений, позволяет говорить о наличии на Дону еще в период раннего средневековья Руси прямой формы демократии. Она существовала в независимом государственном образовании - своеобразной казачьей республике.

Возврата к старым моделям государственного устройства нет. Здание новой государственности необходимо строить на хорошо забытых старых принципах, но с учетом современных объективных реалий. Качественно новое состояние реформируемых властных структур позволяет желать лучшего. Донское казачество, безусловно, не может претендовать на ту роль, которая отвадилась ему двести-триста лет назад. Однако, во многом именно донское казачество, с его историческим опытом дает для познания большую массу материала, касающегося демократических преобразований в местном самоуправлении. Историю повторить невозможно, однако учиться на опыте и знаниях наших предшественников и лучше, и выгоднее, чем на собственных ошибках. Тем более, что современное местное самоуправление во многом повторяет своего предшественника вековой давности.

В данном случае с. Дячкино выступает идеальной территорией, где возможна реализация проекта казачьего самоуправления. С одной стороны село обладает украинской/малоросской этнокультурной составляющей. С другой стороны, расположенное между казачьими поселениями, за последнее время оно обзавелось достаточным количеством жителей-казаков. Заметим, что в июне 2013 года в ходе раскопок возле разрушенной церкви Трех Святителей в Дячкино были обнаружены захоронения героев Отечественной войны 1812 года, знаменитых казачьих военачальников Н. Кумшацкого, Г. Дячкина, А. Карпова и П. Грекова 8-го. В виду чего, украинско-казачий синтез будет усиливать уникальность сельского поселения. В тоже время на территории слободы виден ряд довольно значимых социально-экономических проблем: безработица, отток молодежи, приток беженцев с территории Донбасса, неразвитость транспортной инфраструктуры, отсутствие объектов культуры и отдыха.

Все это, при явно благоприятном географическом положении населенного пункта (расположенность возле федеральной автомобильной трассы М-4 "Дон" и железной дороги), ставит вопрос о неэффективности работы сельской власти. Потому введение этнокультурного компонента в систему сельского самоуправления позволит превратить село в достаточной перспективный центр инвестиций и туризма, т.н. "этнокультурную деревню / станицу / хутор", которые так активно появляются на территории Ростовской области.

Список литературы

1.Баженова, О.И. К проблеме преобразования муниципальных образований в рамках современной концепции пространственного развития экономики / Баженова О.И. // Гос. власть и местное самоупр. - 2016. - № 3. - С. 31-35.

2.Балыхин, А.Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления / Балыхин А.Г. // Гос. власть и местное самоупр. - 2016. - № 1. - С. 12-16.

.Волков, В. Проблемы обеспечения комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и направления совершенствования законодательства по их решению / В. Волков // Муницип. власть. - 2016. - № 6. - С. 22-27.

.Выдрин, И.В. Муниципальное право России: учебник / И.В. Выдрин. - 4-е изд., перераб. - М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2016. - 255 с.

.Итоги ежегодного мониторинга развития местного самоуправления в РФ за 2011 год // Вопр. местного самоупр. - 2016. - № 1. - С. 4-6.

.Кодина, Е.А. Развитие законодательства о местном самоуправлении. Анализ актуальных правовых вопросов / Е.А. Кодина // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. - 2016. - № 2. - С. 13-22.

.Курманов, Э.Р. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в свете некоторых решений Конституционного Суда Российской Федерации / Курманов Э.Р. // Конституц. и муницип. право. - 2016. - № 12. - С. 54-58.

.Лукьянова, Н.И. Проблемы правового регулирования территориальной организации местного самоуправления / Н.И. Лукьянова // Практика муницип. упр. - 2016. - № 2. - С. 13-22.

.Муниципальное право: учеб. для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. - М. : Проспект, 2016. - 336 с.

.Слюняев, И.Н. Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления / И.Н. Слюняев // Практика муницип. упр. - 2016. - № 2. - С. 6-12.

.Фасеев, И.Ф. Трансформации модели местного самоуправления в Российской Федерации [80-е гг. XX в. - 2014 г.] / И.Ф. Фасеев // Муницип. право. - 2014. - № 4. - С. 58-75.

.Шайхразиев, В.Г. О понятии функций местного самоуправления / Шайхразиев В.Г. // Гос. власть и местное самоупр. - 2016. - № 12. - С. 3-5.

.Широков, А. Местное самоуправление в новом политическом цикле: проблемы и перспективы развития / А. Широков // Муницип. власть. - 2016. - № 6. - С. 32-39.

.Шугрина, Е.С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях / Е.С. Шугрина // Муницип. право. - 2016. - № 4. - С. 7-14.

.Шугрина, Е.С. Соотношение понятий "муниципальное образование", "административно-территориальная единица", "населенный пункт" / Е.С. Шугрина // Городское упр. - 2016. - № 1. - С. 30-43.

Похожие работы на - Казачье самоуправление в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!