на соотношение психологии и религии подразумевает частичное пересечение этих областей знания. Именно этой точки зрения придерживается большинство православных психологов и психотерапевтов.
С одной стороны, далеко не все аспекты религии могут быть подвергнуты психологическому исследованию. «Нельзя включить в строку отчета любого анализа чувство, которое называют любовью. И если такое чувство связывает двоих людей, то это такое преимущество, которое не подлежит психическому исследованию», писал известный психолог и психиатр Эрик Берн [7]. Бог, благодать, любовь, подлинное смирение, обожание - все это выходит за рамки научного познания.
С другой стороны, не все психологические концепции и методики представляют интерес для религии. Например, механизмы работы памяти или методики изучения иностранных языков никогда не входили в сферу религии, поскольку не имеют духовного измерения.
Наконец, далеко не все психологические подходы могут быть признаны приемлемыми для православного мировоззрения. По этой причине «мы не пользуемся техниками программирования, директивного гипноза, йоговской медитации, системных расстановок и других, механизм действия которых нам представляется недостаточно ясным и безопасным как для клиента, так и для терапевта», пишет психолог Елизавета Жудро [7].
А что же объединяет религию и психологию? Психологические знания, которые гармонично сочетаются с православным миропониманием человека, дополняют религиозные представления и открывают новые грани в познании человека и мира. В этом случае мы получаем православно-ориентированную психологию.
1.2Православно-ориентированная психология
Священник А. Лоргус пишет: «Человека можно понять и познать как с помощью религии, так и с помощью науки. Совместимы ли наука и религия, психология и христианство?
Христианская психология - новый для классической психологии взгляд на человека». [3]
Профессор Б.С. Братусь так излагает свое понимание христианской психологии: «Когда мы говорим о христианской психологии, мы, прежде всего, говорим об определенной концепции человека. В христианской психологии человек - это образ и подобие Божие, человек имеет бессмертную душу и целый ряд других оснований. Психология в этом свете рассматривается не как существующая сама по себе, а как существующая для служения человеку. ... Собственно говоря, христианская психология как некое новое направление пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека. В этом и заключается простое, но важное отличие ее от других направлений психологии. Это отличие проявляет себя, прежде всего, в тех областях, которые связаны с личностью, психотерапией, в общем, с человеком». [1]
Схожие мысли высказывает профессор В.И. Слободчиков: «Если наша культура - христианская, православная, то мы должны понимать, что именно здесь лежит специфика человека. И тогда уже психология должна сознательно ориентироваться на эти культурные матрицы. Здесь мы вправе ставить вопрос о христиански ориентированной психологии». [1]
Пожалуй, мы пока не можем говорить о христианской психологии как о научном направлении. Хотя, например, о. Андрей Логрус использует термин «христианская психология», на настоящий момент такого научного направления не существует, о чем говорит и сам о. Андрей: «Пока у нас нет педагогических новшеств или изобретений. Мы пошли по прагматическому пути. Мы исходили из того, что создать совершенно новую психологию, которая бы называлась «христианская психология», мы не сможем. Наверное, это дело будущего». [1]
Таким образом, на настоящий момент речь идет скорее о переосмыслении психологических концепций с точки зрения православного мировоззрения и о поиске тех форм психологической помощи, которые гармонично вытекают из религиозного взгляда на человека. В этом смысле корректно говорить о практической психологии и психотерапии, ориентированной на православные ценности - о православно-ориентированной психологии. В этой связи психолог Елизавета Жудро предлагает термин «православно-ориентированный психолог», определяя его следующим образом: «квалифицированный специалист, который опирается в своей работе с людьми на свое мировоззрение православного христианина, основанное на евангельском учении». [8]
К счастью для нас, таких психологов сейчас уже достаточно много.
Таким образом, психология как наука изучает мир человека в его эмпирической данности. Исследована мозговая деятельность человека, влияние биологических факторов на его психическое здоровье, изучено поведение человека в различных ситуациях и т.д. При этом можно сказать, что чем более биологичным, приземленным является некий фактор, тем проще наблюдать и изучать его психологу-исследователю. В то же время, чем более отрывается изучаемый фактор от «земли», чем выше он поднимается к духовному, тем меньше может сказать психология об этом факторе. В качестве примера можно вновь сослаться на мнение Эрика Берна о том, что феномен любви не может быть подвергнут психическому исследованию.
Диаметрально противоположную ситуацию представляет собой область религиозных знаний. Христианство является откровением о том, что находится вне сферы познания человека. Поэтому максимум информации мы находим о вопросах духовных, о Боге, вере, святости и любви, но в то же время практически не находим указаний о сугубо земных вещах. Ни у одного святого отца мы не прочитаем, как вести себя при приеме на работу, как лучше изложить материал, чтобы он стал понятнее ученикам, или какими мнемоническими приемами пользоваться, чтобы быстрее выучить иностранный язык.
Взаимодополнение религиозных знаний психологическими имеет отношение не только к сугубо земным вещам, но и, пусть в меньшей степени, к некоторым важным духовным вопросам. В основе ложной духовности может быть обычная лень заниматься повседневными делами, болезненно депрессивное чувство вины, мазохизм, инфантилизм, агрессия, стремление к самоутверждению за счет других» [10]. В этих вопросах, как и во многих других, добавление к религиозной картине мира психологической перспективы позволяет увидеть ситуацию намного глубже.
2.1 Религиозная ситуация в современной России
Нахлынувшая на Россию волна сект и деструктивных культов ставит перед психологами и психотерапевтами неотложную задачу: необходимо целостное и детальное изучение этих сект, методов программирования ими своих последователей для создания методов по социально-психологической и психиатрической реабилитации сектантов и последователей культов с учетом того, что многие из них имеют реальные психологические или психиатрические отклонения.
Митрохин Лев Николаевич - доктор философских наук, член-корреспондент РАН утверждает что: Особую тревогу вызывает оголтелая экспансия многочисленных квазирелигиозных образований (культов, нетрадиционных религий, "тоталитарных сект"): "Церковь унификации", "Общество сознания Кришны", "Церковь сайэнтологии" и др. Применяя изощренную психотехнику, "культы" губительно влияют на психику людей и их личностное сознание, превращая своих последователей в жизнерадостных роботов. Аналогичные группы возникли и на почве православия ("Великое белое братство", "Богородичный центр", "группа Виссариона" и др.). Однако, в средствах массовой информации господствуют самые дилетантские представления о таких новообразованиях. Примерами могут служить материалы о событиях в Киеве, связанные с "Белым братством" или сообщения о деятельности "АУМ синрике". К сожалению, этот дилетантизм обнаруживают и люди, ответственные за регулирование и правовое обеспечение взаимоотношения государства и религиозных объединений. Стремясь побыстрее приобщить страну к "цивилизованному" миру, они часто механически копируют юридические нормы Запада, игнорируя специфику отечественной культуры, особую роль в ее становлении православия и ислама. Так, почти автоматически регистрировалась любая организация, объявившая себя религиозной, будь то псевдорелигиозная "Церковь сайэнтологии" или террористическая "Ананда Марг".
Результат налицо: именно подобные культы быстрее всего распространяют свое влияние. Пока число их приверженцев сравнительно невелико, но каждый такой верующий (а это, как правило, люди молодые) это фанатик, вернуть которого в общество, а часто и в семью крайне сложно.
Проблема «детей и родителей» существует в разных вариантах: например, религиозные родители, желая ребенку добра, хотят приобщить его к богослужению - но если они это делают недостаточно чутко и внешне авторитарно, у ребенка возникает внутренний протест. Поначалу он может никак внешне не проявляться, но он все время накапливается и как только ребенок немного подрастает и получает самостоятельность, отходит от церкви (часто к великому удивлению родителей, которые думали, что все хорошо). В наше время нередко встречается и другой вариант проблемы детей и родителей в их отношении к религии: родители живут по инерции, уже без того прежнего воинствующего атеизма, но и без реального интереса к религии - ребенок же разными путями приходит к вере, хочет ходить в церковь, жить христианской жизнью, что такими родителями воспринимается как «детские причуды», которые надо всячески ограничивать и искоренять. В более сложном и драматичном случае родители сталкиваются с тем, что их дети уходят в секты (что связано также и с медико-психологическими аспектами, поскольку, как правило, «депрограммирование» жертв деструктивных культов требует специального вмешательства психологов и психотерапевтов).
2.2 Психологические методы и методики
психология религия православный
Перейдем к анализу психологических методов и методик с точки зрения особенностей их применимости в психологии религии:
) стандартизированные опросники: проводятся в удобное для испытуемого время и по заранее разработанной системе вопросов (возможно одновременное тестирование многих испытуемых); современные математические методы обработки данных (корреляционный, факторный, кластерный анализ) позволяют получать из результатов подобного опроса много интересной скрытой информации; главной особенностью, и в каком-то смысле недостатком этого подхода, является его групповой характер: результат будет тем достовернее, тем больше будет количество испытуемых («выборка») и тем больше будет количество использованных методик (а еще желательно сделать повторное тестирование этих же людей через некоторое время); все это делает процедуру тестирования довольно трудоемкой как для экспериментатора, так и для испытуемых, которые просто не согласятся участвовать ни в каких последующих психологических исследованиях, если они занимают слишком много сил и времени; что касается размера выборки, то это достаточно сложная проблема и при обычном психологическом исследовании, и, тем более, при религиозно-психологическом: когда, например, просто физически невозможно набрать нужное количество испытуемых (например, представителей какого-нибудь мало распространенного религиозного направления); кроме того, надо учитывать реалии сегодняшней жизни, ибо руководители многих сект и деструктивных культов просто запретят (напрямую или опосредованно) своим адептам участвовать в любом психологическом обследовании - во избежание возможности того, что может обнаружиться что-нибудь негативное о самом культе; важной методологической проблемой любого психологического опросника является то, что испытуемый при тестировании может выдавать желаемое за действительное, приписывая себе социально (религиозно) поощряемой поведение; то есть высокие показатели по таким опросникам не гарантируют стопроцентной уверенности, что сам испытуемый всегда и везде пытается придерживаться именно такого поведения;
) беседа - является важнейшим и универсальным психологическим методом (о котором, тем не менее, нередко забывают, а ведь фактически опросник и есть формализованная беседа с испытуемым по заранее намеченным вопросам); по своей форме это наиболее приемлемая методика в практике психологии религии: религиозному человеку намного проще «просто побеседовать» с психологом, чем в письменном виде отвечать на всякие вопросы «с подковыркой», заполнять бланки теста (в которых еще надо разобраться и ничего не перепутать при их заполнении); многочисленные достоинства метода беседы с точки зрения испытуемого компенсируются достаточно большим количеством проблемных моментов с точки зрения экспериментатора: начиная от сложностей техники ведения беседы (которой надо специально обучаться) и кончая проблемами обработки ее результатов (которые не всегда так просто формализовать в определенные психологические данные);
) наблюдение - часто и незаслуженно забываемый психологический метод; он причиняет испытуемому минимум хлопот, перекладывая основную нагрузку на экспериментатора, но он требует большого уровня опытности наблюдателя (иначе и результаты наблюдения могут быть совершенно неверными); особенно это относится к религиозной сфере, например, религиозным ритуалам, где надо просто знать суть и название происходящего, иначе все можно понять «с точностью до наоборот»; так называемое включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель как бы встраивается в наблюдаемую группу (прикидывается «своим» или интересующимся новичком); подобный метод использовали американские психологи и психиатры для изучения проблем, связанных с деструктивными культами; этот метод не так информативен, как предыдущие (поскольку возможность активного общения с испытуемыми достаточно ограничена) и хорош скорее в виде пилотажного исследования, для выявления общего круга проблем, которые затем нужно более углубленно исследовать другими методами;
) вполне применимы и какие-то формы эксперимента (в разумных пределах), где бы моделировалась не сама религиозная ситуация или обстановка, а, например, ситуация морального выбора с религиозной окраской; это позволило бы подтвердить или опровергнуть данные опросников, строящихся фактически на самооценке испытуемых; подобный экспериментальный метод часто использовался в западной психологии, особенно социальной, середины и конца прошлого века, но и он имеет свои проблемы и ограничения: главное же заключается в том, что смоделированная экспериментальная ситуация, при всей своей большой сложности и трудоемкости, не дает намного более достоверных результатов, так что по шкале «стоимость-качество» эксперимент вполне может уступать опросникам, с их меньшей глубиной, но большей доступностью;
) интересны и информативны так называемые проективные методики, суть которых заключается в многовариантности стимульного материала (например, чернильные пятна Роршаха), так что испытуемый проецирует на него свои идеи и проблемы; основной проблемой проективных методов является способ обработки их результатов, который зависит не только от профессионального опыта психолога, но, не в меньшей степени, и от его собственных личных качеств (то есть происходит своеобразная проекция психолога на проекцию исследуемого); к тому же есть важнейший факт, с которым так или иначе приходится считаться: практически все западные проективные методики имеют психоаналитическую подоплеку, а психоанализ относится к религии достаточно отрицательно (не столько научно-исследовательски, сколько через шаблон фрейдовской идеи религии как невроза).
Таким образом, каждый психологический метод имеет существенные ограничения при использовании его в психологии религии. А пока можно утверждать, что грамотных методик в психологии религии нет до сих пор. В решении этой и в других педагого-психологических проблем был бы полезен опыт христианства, которое фактически имеет свою разработанную педагогику и психологию.
Заключение
В целях дальнейшего осмысления подлинного, уникально человеческого и, безусловно, общечеловеческого духовного опыта, существует путь создания принципиально новой, отличной от академической психологии, науки, использующей собственные категории и логические конструкции.
Значимость формативного события в жизни личности не может быть описана с помощью только научных формулировок. Необходимо проникать за эмпирически-экспериментальный подход в случаях изменения (трансформации) личности.
«Каждый человек, по роду своей деятельности соприкасающийся с людьми, занимается психотерапией! И делает это вербально и невербально, осознанно и (или) бессознательно, принося своими действиями облегчение и пользу людям или усугубляя их проблемы. Каждое взаимодействие между людьми несет в себе и психотерапевтическое послание» - пишет проф. В.В. Макаров [11].
С этим мнением сложно не согласиться. Неявным, но несомненным образом каждый из нас является психологом для членов своей семьи, детей, коллег по работе и себя самого. Каждым своим словом, интонацией или жестом мы влияем на других людей. И, как писал Ф.И. Тютчев, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Подчас даже, исходя из самых лучших побуждений, мы можем усугубить проблемы человека, если не обладаем необходимыми знаниями о закономерностях человеческого поведения.
В этой связи изучение основ психологии представляется мне не только допустимым, но и насущно необходимым для каждого человека. Так же, как каждый человек должен обладать навыками письма, счета, базовыми познаниями об окружающем мире, нам необходимы и знания о том, как общаться с окружающими, как научиться понимать других людей и самого себя.
Представляется значимым, в первую очередь, использование психологии в качестве инструмента, позволяющего идентифицировать разнообразные искажения духовности
Впрочем, религиозный человек <#"justify">Используемая литература
1.Братусь Б.И др. Христианская психология: за и против // Скепсис. - 2005 - № 3-4. // /library/id_402.html
2.Гулдинг М. Трансактный анализ и терапия нового решения. // Эволюция психотерапии: сборник статей. Т. 3. Let it be...: Экзистенциально-гуманистическая психотерапия / Под ред. Дж.К. Зейга / Пер. с англ. - М.: Независимая фирма Класс, 1998.
.Свящ. А. Лоргус. Христианская психология в пространстве гуманитарной парадигмы (доклад) // Институт христианской психологии // /a_lorgus_3.php
.Фомин А.Г. Нужна ли психология верующему христианину? // Русская православная психология // /biblioteka/fomin-a.g.-nuzhna-li-psihologiya-veruyuschemu-hristianinu.html
.Свящ. А. Лоргус. На приеме у пастыря . // Независимая газета - 2005 // /people/2005-07-13/6_priem.html
.Руткевич А. М. Жизнь и воззрения К. Г. Юнга // Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1991
.Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб., Братство, 1992
.Жудро Е. Принимает православно-ориентированный психолог, с благословения священника… // Русская православная психология // /biblioteka/zhudro-e.-prinimaet-pravoslavno-orientirovannyiy-psiholog-s-blagosloveniya-svyaschennika.html
.Алексейчик А.Е. Духовные аспекты в психотерапии // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - 2004 - № 2 // /public/x3278.htm
.Белорусов С.А. Психология духовной зрелости личности в перспективе святоотеческого подхода. // Русская православная психология // /biblioteka/belorusov-s.a.-psihologiya-duhovnoy-zrelosti-lichnosti-v-perspektive-svyatootecheskogo-podhoda.html
.Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999