Стандартософия
Содержание:
1.Деятельность по
стандартизации..............................................4
2.Главный принцип
стандартософии - стандартизации.............6
3.Описание
фундаментальной модели «ОКО ЗЕМНОЕ»...........9
4.Функции
стандартизации.........................................................10
5.Цели стандартософии
и стандартизации.................................11
6.Актуальные задачи
стандартизации.......................................12
7.Формула
стандартософии как науки.......................................13
8.Список
использованных источников.......................................14
Приложение
1...............................................................................15
Приложение
2..............................................................................
16
1.Деятельность по стандартизации
В 1991гбыла предложена системно-графическая модель
«ОКО ЗЕМНОЕ» , ядром которой стало качество жизни. В рамках этой модели
стандартизации как инструменту, и стандартософии как науке XX века,предоставлены
(пока на уровне концептуальных подходов) права и обязанности быть
номативно-методическими «служанками» при решении проблемы качества жизни и
шире при накоплении знаний.
Можно выделить
три уровня деятельности в любой области: повторение известного
(имитация,простейшая работа по образцам); обобщение известного и формирование
выводов (генерализация);твор-чество,прорыв в поле новых возможностей
(инновация).
Традиционно стандартизация как упорядочивающая деятельность
относилась в основном к генерализации и имитации, регламентируя на базе
анализа,НИР определенные требования кповторяющимся объектам. Несмотря на
неоднократные попытки в рамках «опережающей стандартизации» стать теорией и
даже наукой, стандартизация не могла стать базой развития, так как знания о ней
самой, о ее сущности оказались недостаточными. Несмотря на активные попытки
ученых вывести стандартизацию на уровень теории и науки, это не удалось сделать
также по той причине, что предметом стандартизации считали только деятельность
людей, позабыв о Природе и не задумавшись о том, что Она тоже творит стандарты,
какими являются, например, наш облик (два глаза и т.д.) и функционгальные
системы,хотя при этом отпечатки пальцев, да и сами-все разные.
Что одинаково?-Сущность! Что различно?-Явления этой сущности в
реальной действительности. Следовательно, возникают прблемы осмысления
взаимосвязи Сущности и Явлений, использование результа- товэтого осмысления в
процессах,которые традиционно считаются областью стандартизации. Появившись в
России в 20-х годах в виде тер-мина «стандартизация» сменила свою
предшественницу «нормализацию»
характерную для современного зарубежного мира. А ныне стандартизация
пртендует на роль Стандартософии-справедливо ли это?
2.Главный принцип стандартософии - стандартизации
Предпосылками к определению главного принципа
стандартософии как науки и стандартизации как практической реализации
фундаменталь- ных идей в реальной действительности являются доступные всем
наблюдения за повторяющимися процессами и объектами, фактически
стандартизированными Природой без участия человека и общества,но открытыми и
познаваемыми людьми. К таким предпосылкам, например относятся:
чередование дня и ночи,времена года, биологические циклы в
живых организмах;
движение небесных тел по орбитам с учетом всех отклонений;
передача генетической информации в живых организмах;
средний уровень лесного массива для данных географических
усло-вий;
внешний облик человекас учетом этноса и геофактора;
процесс жизнедеятельности организмов;
симметрия и диссиметрия органической и неорганической форм
материи;
представления различных народов о происхождении мира и
челове-ка, зафиксированные в мифах,легендах, памятниках культуры;
процессы появления,развития и угасания этносов.
Наше поведение по отношению друг к другу подчиняется
стандартным правилам поведения. Наш язык есть комбинация стандартных символов и
звуков, которые представляют собой связь мыслей. Дело в том,что мы буквально
окружены стандартами,но так привыкли к их присутствию,что не замечаем их и не
думаем об их значе-нии,их стоимости.
Потрясает и совсем новый факт-число трансформаций «духовного
тела» человека в опытах клинической смерти по Раймонду Моуди ограничено: «Практически
сходство между различными сообщениями настолько велико, что можно выделить
около пятнадцати отдельных элементов, которые вновь и вновь встречаются среди
большего числа сообщений.Можно сделать следующее хотя и весьма спекулятивное
предложение: не стоит ли за этими впечатлениями по-существу один и тот же опыт
или идея. Если это так,то тогда различные по форме рассказы представляют собой
лишь индивидуальные попытки передать с помощью слов воспоминание об одном и
том же переживании».
Ограниченными также оказывается и количество видов НЛО,
классификацияи которых появились в различных трудах и материалах,
с то свидетельствует о действии
фундаментального закона
стандартософии, роявляющегося в минимизации объектов любого рода
и вида на фоне кажущегося беконечным разнообразия.
Мы находимся на этом этапе развития, когда избежать скатывания в
Хаос в Небытие можно только путем разумного, осознанного использования
использования действующих в Природе принципов и методов для развития
технических систем и изделий.В противном случае
продолжаающееся безграничное вмешательство в процессы
жизнедея-тельностистановится не региональным,а биосферным,ухудшая условия
существования и создавая угрозу для жизни человечества.
имеет не один предмет-человеческую деятельность,а два-еще и
творческую деятельность самой Природы, бывшей до человека и
проявлявшейся до ХХ в. Независимо от человечества. Такой подход переводит
стандартизацию в область стандартософии основы которой изложены далее.
«Наука и есть усовершенствованное орудие приспособления к
данному миру, к навязанной необходимости. Наука есть познание необходимости
через приспособление к мировой данности и познание из
необходимости. Наука-сокращенное,экономное описание данной
необходимости в целях ориентировки и самоохранения». Именно в этом
смысле стандартософию нужно считать наукой и закладывать фундамент.
На рис 1. (см. Прил.1.)Показаны фазы развития стандартизации
как деятельности по нормативно - технической регламентации двух традиционных
объектов : качества продукции и ресурсов. Но активно влиять на современную действительность
стандартизация может только в случае распространения своего упорядочивающего
воздействия на два иных объекта : обеспечение качества труда и качества сфер
существования человека. В конце 80-х годов стало понятно, что традиционными
методами стандартизации эти объекты не охватить - они кажутся слишком
расплывчатыми и субъективными (из-за необходимости мониторинга, дающего все
время новые результаты). Этими аспектами «далёкими от техники», стали
заниматься представители фундаментальных наук, различные социальные движения и
т.п.
Размышляя над отмеченным обстоятельством, а также
учитывая объективную необходимость разработки стандартных подходов и методов
охраны природы и обеспечения безопастности людей, можно сделать вывод, что эта
деятельность смыкается с процессами и результатами познания объективных
закономерностей Природы , но непрямо,как в фундаментальных естественных науках
-путем эксперимента,а косвенно-через процессы сопряжения результатов познания с
деятельностью в ее обычном понимании.
С учетом расмотренного можно сформулировать главный
принцип
стандартософии как науки: стандартософия путем сопряжения
повторяющихся и познаваемых явлений Природы, а также с помощью
деятельности в области воспроизводимых и повторяющихся
процессов и элементов развития общества,производства призвана способствовать
формированию и установлению в докумен-тах,отображению в эталонах любого рода
обоснованных ограничений с обеспечением качества жизни как парадигмы
цивилизации.Этот принцип
может быть положен в основу закона.
3.Описание
фундаментальной модели «ОКО ЗЕМНОЕ»
Итак, методами стандартизации предлагантся
обеспечивать качество жизни в четырех аспектах : среды существования, люди,
ресурсы и производства (первые два аспекта образуют биосферу,
а вторые-техносферу).
Почему
только четыре аспекта? Случайно ли они выбраны?
Есть ли у других
авторов указания именно на эти четыре аспекта?
Дело однако
не в приоритете, а в представившейся возможности подтвердить полученные
результаты.
Первое
подтверждение: «без стандартов невозможно ни производс-тво,ни обращение, ни
взаимопонимание людей,ни рациональное использование природных ресурсов, ни
охрана окружающей среды»,- указал Б.А. Урванцев. Второе подтверждение-статья
Э.М.Векслера, в которой приведено вызказывание П.ван Донкелаара,главного
инженера по качеству, работавшего в области судоходства (Бельгия): «Изделия
(или услуги) только тогда высококачественны,если при их производстве и
использовании потребляется минимум энергии и материалов,если они служат на
благо счастья и здоровья тех,кто ими пользуется,кто их производит,а также
тех,кто от них избавляется, не причиняя тем самым ущерба окружающей среде».
Четыре
аспекта положены нами в основу (смысловое ядро) графической модели «ОКО
ЗЕМНОЕ», представленной на рис.2. (см. Прил 2.)
Графическая модель в двумерном пространстве (с
координатами, например «энергия» - «время») дает представление о напрвленности
процессов, происходящих в стандартософии, а при переводе в трехмерное
пространство (с координатой затрат любого рода) может дать дополнительные
результаты, о которых мы теперь даже не можем предполагать. Однако и в
настоящее время получен неожиданный результат - выявлено семь функций
стандартизации. Именно целостное представление о взаимосвязях четырех аспектов,
а также об их сущностях позволяет выделить семь полноценных функций.
1. НЕГЭНТРОПИЙНАЯ функция заключается в общественной и
производственной необходимости упорядочения, стабилизациии каталогизации
реализованных и усложняющихся технических систем,решений, процессов средств и
продуктов человеческой деятельности при освоении ипреобразовании материального
мира.
2. КОММУНИКАТИВНАЯ функция заключается в необходимости
удовлетворения потребностилюдей в общении ,в целенаправленном или ином
взаимодействии для получения данных и обмена информаци-ей.
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ функция связана с возрастающими
сложностью, объемами, разнообразием методов и програмно-технических средств
обработки и передачи информации на разных носителях.
4. ОХРАННАЯ обусловлена необходимостью объединения
усилий человечества по защите окружающей среды.
5. РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ функция обусловлена ограниченностью
материальных, энергитических, трудовых, интеллектуальных информационных и
других ресурсов и заключается в установлении в технической документации
обоснованных ограничений на расходование ресурсов любого вида при создании и
эксплуатации продукции, реализации процессов и оказания услуг.
6. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ функция заключается, во-первых в
обеспечении смысловой и функциональной совместимости языков, понятий, программ,
процессов, явлений и предметов науки, техники, культуры, а во-вторых, в
необходимости оптимизации номенклатуры и повышения качества продукции и услуг в
интересах любых социумов при обеспечении качества жизни.
7. ЦИВИЛИЗУЮЩАЯ функция заключается в ориентировании
человеческой деятельности и процессов сопряжения и обеспечение оптимального
учета накопленных знаний во взаимосвязи различных аспектов цивилизации с
установлением качественных и количественных ограничений на виды и возможное
разнообразие техногенных объектов, воздействующих на гео- (в том числе био-,
гидро-, лито-), ноо- и другие сферы (среды, оболочки) в пределах и вне Земли.
5.Цели стандартософии и стандартизации
Целью стандартософии в перспективе должно быть нормативное
обеспечение качества жизни, любого ее аспекта (из четырех) путем формирования и
установления в нормативных и иных документах обоснованных и согласованных между
собой понятий, положений, правил, треблваний, способов и методов, связанных с :
охраной природы;
эффективным использованием ресурсов, их сбережением;
обеспечением социальной комфортности в условиях обостряющихся
противоречий различного рода и стремления к обособлению регионов;
повышением эффективности производств (прежде всего
агропромышленных).
В свою очередь, стандартизация как прикладная область
стандартософии имеет целью обеспечение конкурентоспособности продукции,
процессов и услуг, утверждения в человеческой деятельности целесообразных
подходов к развитию техники в различных странах и регионах.
В перспективе десятилетия стандартософия
совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и внедрение в практику
эффективных инструментов воздействия на производства, на процессы
ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и
назащиту сфер существования от всевластия техники и от наших ограниченных, к
сожалению, представлений о мире и человеке.
6.Актуальные задачи стандартизации
Можно выделить семь актуальных задач, нашедших
свое воплощение в основополагающих стандартах ГСС или в ее исходной концепции:
1.Гармонизация
отечественной нормативно - технической документации с международной,
зарубежной, национальной и региональной нормативной документацией.
2.Минимизация
ограничивающих инициативу (изготовителей и потребителей) запретов и
предписаний, ориентация на добровольность применения и возможность выбора
документов того или иного вида при заключении договоров и контрактов.
3.Освоение,
адаптация, совершенствование процедур сертификации продукции в сочетании с
разработкой документов по сертификации систем качества, аккредитации
испытательных подразделений различного уровня для проведения сертификационных
испытаний продукции и услуг.
5.Оптимизация
количественного состава и структуры технической документации на продукцию,
процессы и услуги, обеспечение информативности и коммуникативности документов.
6.Совершенствование
методологии разработки документации.
7.Обеспечение
влияния нормативных документов на повышение технико - экономической
эффективности производств.
7.Формула стандартософии как науки
Стандартософия как наука имеет двоякий предмет
- сопряжение с биосферой и деятельность в техносфере, направлена на нормативное
обеспечение качества жизни в четырех аспектах цивилизиции (среды, люди,
ресурсы, производства), характеризуется в приклажной своей области -
стандартизации - семью функциями и призвана в начтоящее время играть ту роль,
которую в Средневековье выполняла философия.
Идея стандартософии отличается новизной ,в дальнейшем
стандартосо-фия станет объединяющей и централизующей усилия наукой об
оптимальньных взаимодействиях различных аспектов технической цивилизации между
собой и с окружающей средой сустановлением возможных и необходимых ограничений
на техническое развитие цивилизации между собой и с окружающей средой с
установлением возможных и необходимых ограничений на техническое развитие
цивилизации во взаимосвязи с атмо-,гео-,био- и ноосферами. В свою очередь,
стандарт станет документом,систематизирующем знания о действительности.
8.Список использованных источников
1.Плущевский М.Б. О подходе к развитию терминологии при нормативном
обеспечении качества объектов//Стандарты и качество.-1993.-№1
2.Васильев А.М. Стандартизация для всех.-М.:Изд-во
стандартов,1992,-113с.
3.Гост 30 \66-95 Ресурсосбережения.Основные положения.
Приложение 1.
Приложение 2.