Тема: Факторы народного воспитания

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    76,76 Кб
Факторы народного воспитания
Факторы народного воспитания
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дисциплина: "Теория обучения и воспитания.
тема: Факторы народного воспитания.


 

 

 

Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретическое обоснование влияния факторов народного воспитания на формирование личности. 9

1.1. Природа, игра, как основополагающие факторы народного воспитания  9

1.2. Роль религии в воспитании подрастающего поколения. 16

Выводы по первой главе. 20

Глава 2. Факторы народного воспитания. 22

2.1. Родное слово, традиции, обряды, труд во взаимосвязи. 22

2.2. Особенности функционирования факторов народного воспитания. 27

Выводы по второй главе. 32

Заключение. 34

Список литературы.. 36

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования.Гражданское воспитание молодого поколения осуществляется успешнее, если работа в данном направлении начинается с возраста, когда формируются первые представления ребенка об окружающем мире, отношение к нему.

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы не вызывает сомнений, вопросы, касающиеся факторов воспитания в народной педагогике рассматриваются в сфере педагогики, психологии и других наук.

«Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. Эти милые цыплята, так по-смешному топчущиеся возле своих песочниц или выводящие первые каракули, - будущее наше. Будущие рабочие, колхозники, министры, директора предприятий, академики, писатели, художники, врачи, техники, механизаторы, медсестры – будущие хозяева страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений» [4].

Эти слова Б. М. Неменского говорят о том, что не только семья, но и школа решают, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать наши дети, внуки, правнуки. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики в вопросах нравственного и умственного воспитания, т. е. формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность, – отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский), – особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. И наши предки, возможно, еще не умея объяснить эти процессы, где – то на подсознательном уровне понимая необходимость воспитания детей, в первую очередь, с целью сохранения рода, занимались воспитанием, опираясь на опыт предыдущего поколения, которое, несомненно, учитывало разнообразные факторы, такие, как природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия[10].

Ведь очень важно воспитать в ребенке правильные нравственные принципы, жизненные ценности, любовь к родной земле, целостность восприятия мира. Эти важные навыки и качества должны помочь нашим детям занять достойное место в обществе, и выполнить в будущем свой долг перед Родом и с достоинством пройти свой жизненный путь. Для выполнения этой непростой задачи как нельзя лучше подходит народная традиция воспитания ребенка...

Следовательно, можно констатировать тот факт, что современному обществу необходимо учитывать основные факторы, влияющие на воспитание подрастающего поколения, чаще обращаться к опыту народной педагогики, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.

Изучение народного опыта воспитания на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего, многие из них уделяли внимание именно влиянию различных факторов на процесс воспитания и возможности и целесообразности их учета в педагогической практике.

Естественность народного воспитания породила природосообразность в народной педагогике. Природа для каждого человека – это родина, которая имеет неизъяснимую власть над человеком. Природа полна очаровывающей красоты. Любовь к природе порождает чувство любви к родному краю, Родине. Дети на родных просторах проводят свое беззаботное детство, юность и зрелость. Каждый бугорок, каждое дерево становятся им дорогими. В группе, где я работаю, организовала уголок природы. В этом уголке дети наблюдают, фиксируют на календаре изменения погоды, времена года. Проводим эксперименты, сажаем растения, цветы, дети ухаживают за растениями. Так же, дети совместно с родителями пишут доклады о животных, явлениях природы, растениях, которые растут в нашей деревне.

Наши предки Родину считали священной, в старину разными способами ее обожествляли, молились перед каждым памятным местом, горами, «священными» деревьями, водоемами, давали им «подарки». У якутов природа, явления природы, солнце, луна, земля, гора, деревья выступали средством воспитания. Например: солнце было не только источником жизни, но и символом высокой нравственности: «Если говорю неправду, пусть накажет солнце» (якутская пословица)[15].

Мировоззрение ребенка формируется через игру. В дошкольном возрасте игра в жизни детей имеет огромное значение. Игровое отношение, игривость – это не только настроение, но и особое состояние души, которое влияет на характер. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую разные виды игр, ведь, по словам профессора В. Ф. Афанасьева «Игры – это не просто забава, они имеют большое педагогическое и психологическое значение в гармоническом развитии личности ребенка».

Детские игры каждой нации имеют национальные особенности, соответствующие характеру, быту народа. Игры способствуют развитию умственных способностей, нравственных идеалов, физической выносливости и эстетических вкусов. Одной из особенностей детских игр всех народов является то, что они в той или иной мере несут в себе трудовой элемент. Учатся трудовым навыкам при изготовлении и починке игрушек. Воспитывается бережное отношение к игрушкам. Вторая особенность – это ее коллективный характер, которым охватываются обычно все дети. Третья особенность развития творческого мышления, рассуждения, смекалки самих игроков. Четвертая особенность – в процессе игры выявляются и развиваются организаторские способности детей. Это качество ценно тем, что впоследствии через игровую деятельность воспитывается умелые, умные лидеры молодежи. Пятая особенность – с помощью игр дети приучаются к общению, между собой, а главное – к взаимной помощи, поддержке. Шестая особенность – правильно организуемые игры и игровые процессы укрепляют у детей дружбу, товарищество, развивают у них критическое мышление, учат, как правильно подойти к той или иной игре и к ее организации.

В народном воспитании самым главным считается воспитание любви и уважения к родителям, а через них и к другим людям, доброте, честности, послушания и подчинения к старшим. Родители и воспитатели своим примером воспитывают вековым традициям, обучают к труду, бережное отношение к результатам своего труда. Положительный пример, авторитет, поведение старших рассматривается как важный фактор воспитания. 

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).

Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и др. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности, что невозможно без учета опыта предыдущих поколений. Я. А. Коменский, В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко, М. Демков, А. Шемишурин, В. Шутов и др., большое внимание уделяли дошкольному возрасту и влиянию на ребёнка в этот период главным образом семьи [8].

Анализ научной литературы, трудов известных педагогов, этнографов позволяет сделать вывод о том, что обнаруживаются противоречия между:

- потребностью общества в развитии системы народного воспитания подрастающего поколения в условиях преобразования современного общества и отсутствием в настоящее время специальных исследований, закладывающих научные основы его организации;

- объективной необходимостью возрождения и сохранения богатого опыта народного воспитания детей, имеющегося в наследии, и недостаточной разработанностью в историко-педагогическом аспекте его творческого использования в современном обществе.

Выявленные противоречия обусловили наличие проблемы: к настоящему времени назрела необходимость разработки различных образовательных программ с учетом влияния факторов воспитания в народной педагогике.

Цель исследования: На основе историко-педагогического анализа изучить влияние таких факторов, как природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия на воспитание подрастающего поколения в народной педагогике и применить полученные знания на практике при разработке образовательной программы.

Объект исследования – народная педагогика.

Предмет исследования – факторы воспитания в народной педагогике.

В соответствии с проблемой, целью исследования, объектом, предметом сформулированы следующие задачи:

- провести анализ основных трудов теоретиков и литературных источников по исследуемой проблеме;

- определить взаимосвязь между различными факторами народного воспитания и применить ее при разработке программы;

Методологической основой исследования являются: положения философской и социологической антропологии о человеке как высшей ценности общества; об активном, преобразующем характере человеческой деятельности, а также идеи о значении исторического опыта при решении современных задач; об исторических связях и необходимости исторического подхода при анализе общественных явлений; этнопедагогический подход, обращающий внимание на значимость национального элемента в воспитании подрастающего поколения, современные научные подходы к отечественной истории, такие, как цивилизационный, обеспечивающий обращение к базисным традициям народа, историко-культурный, позволяющий рассматривать педагогическую мысль с точки зрения взаимодействия культур.

Теоретическую базу исследования составили: педагогические труды Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.В. Фребеля, В.Г. Белинского, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.В. Шелгунова, T.H. Толстого, А.И. Ключарева, И.А. Сикорского, П.Ф. Каптерева, Е.И. Тихеевой, К.Н. Вентцеля, Р. Штейнера, М. Монтессори, Я. Корчака, М.М. Рубинштейна, В.В. Зеньковского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Н. Узнадзе, И.Я. Яковлева, Г.Н. Волкова, Б. Н. Неменского и др.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение и анализ историко-педагогической, философской, социологической, этнопедагогической и психологической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного народного педагогического опыта  воспитания детей и теоретических взглядов педагогов; ретроспективный и логический методы исследования историко-педагогических процессов, обобщение опыта работы известных педагогов.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование влияния факторов народного воспитания на формирование личности

 

1.1. Природа, игра, как основополагающие факторы народного воспитания

 

Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища. Ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленной на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах и т. д. С развитием народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.

Природа  является универсальным фактором воспитания.До сих пор еще не создано обобщающих трудов о том, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего поколения. А.П. Чехов писал, что «трудящиеся учились не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их птицы, когда им пели песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, деревья и травы. Природа ? это не просто место обитания, это и двор отцовского дома, и звезды на небе, травы и букашки, заповедные леса, священные дубравы и родники, и пни тысячелетних дубов, срубленных прапрадедами и др. Следовательно, исследование педагогических возможностей природы как фактора воспитания представляет безграничный простор для деятельности»[19]. 

Интерес к вопросам теории и практики воспитания подрастающего поколения на этнокультурных традициях в наше время обусловлен несколькими факторами: во-первых, актуальными проблемами современного педагогического знания; во-вторых, важнейшими функциями народной культуры в сохранении духовной преемственности поколений и нравственном развитии личности; в-третьих, сохранение гармонии многоголосия этнических культур является приоритетом выживания земной цивилизации, так как этнокультурное многообразие есть тот неиссякаемый источник обогащения мировой культуры человечества, без которого она неизбежно снижает свое «цветущее многообразие» и планку духовности. Воспроизводство и сохранение общества через преемственность духовных достижений,  ценностей и норм социальных отношений – важнейшая государственная задача, от решения которой зависит стабильность и поступательное развитие общественного бытия.

Народное воспитание, развиваясь на протяжении всей истории этноса, было призвано выполнять ряд функций. Очень важна его роль в механизмах формирования национального самосознания, преодоления отчуждения, воспроизводства этнической культуры. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности и включает в себя элементы умственного, трудового, физического воспитания. Однако, несмотря на столь широкий спектр выполняемых задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована на нравственное воспитание.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики - с естественностью народного воспитания[16].

С природой как решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле.

Природа у чувашей называется «светлая погода», что означает средний мир, ибо есть еще верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний, нижний, темный.[8]Природообразный подход в воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при написании учебников.

Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм - дело тихое и интимное. Да, настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки - она опять говорит: «Конечно!» Подошли к волку, а он умер...

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник - «журавлиный глаз...».[28]

Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.

Народным педагогом создана «солнечная тропа», пролегающая по лучшим, самым красивым местам Родины. В его системе воспитания - и поэзия, и нравственность, и физическое и духовное здоровье.

Привязанность к родным местам - стержневое свойство здорового патриотизма. Народ, любящий родную природу, слагающий песни о ней, о Родине, так или иначе обретает свободу и независимость.

Многое из опыта общения человека с природой духовно обогащает народную педагогику. Этот опыт всегда национален, но он никогда не выпадает из русла общечеловеческих тенденций. Ласточка совьет гнездо на фронтоне дома: «Чело дома приглянулось ласточкам» - счастье семье. Дятла стук услышишь - день предстоит радостный, увидишь дятла - день окажется счастливым: «Родственная птица, родственная душа - вечно в трудах и заботах». Человек без запаха земли долго не проживет. И пусть в высотных домах в центре огромного города будут хотя бы цветы в горшках. [28]

Итак, природа как фактор народного воспитания имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор в школьной педагогике. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причем не только в преподавании природоведения в начальной школе.

Известный педагог К. Д. Ушинский верно подметил: «Природа родной страны имеет неизъяснимую власть над человеком» 

Уже во второй половине XX века молодежная контркультура выдвинула лозунг «Назад к природе!», обозначив тем самым возникший культурно-экологический кризис в обществе. [15]

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь Слово: с солнечным лучом, с собственными пальчиками, с маминой прической и т.п. Благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.

Есть песенная притча в чувашском народе: «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!» В чувашской педагогике есть знаменитый персонаж - ребячий пастух, так называют мужчину, придумывающего игры для детей, он - общинный педагог, много сил и времени отдающий детям добровольно. В народе сохранились и имена особенно знаменитых ребячьих пастухов. В играх достойнейшим образом проявляют себя и дети как педагоги: старшие дети воспитатели младших.

В жизни наших предков вопросы продолжения рода, рождения здорового потомства были первоочередными. Поэтому в рамках народной педагогики стихийно сложилась система полового воспитания детей, соответствующая их возрастным особенностям, причем применительно к детям она была построена именно в форме игр.

 Хороводные игры  включали в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. В них рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о злой мачехе, об охотнике, ранившем или убившем зверя, об оленихе потерявшей своих оленят, о весело скачущем воробушке, о зайке. [7]

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще очень важно - в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели - стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями.

Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека. В играх, например, якутские мальчики с трехлетнего возраста начинают усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения. Об этом свидетельствуют строки о НюргунВоотуре, одном из наиболее любимых героев в Олонхо - так называется эпос народа саха.

С первых младенческих лет

Он привык вверх ногами ходить,

Он привык в недетские игры играть,

Он как воин воспитан был. [9]

Таким образом, игры - не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно и сегодня представители старшего поколения - бабушки и дедушки, - обладающие большим жизненным опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть! »

 

 

1.2. Роль религии в воспитании подрастающего поколения

 

Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Духовность человека определяется, конечно, не только религией. Религиозные ценности стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций.Религия является необходимым основанием воспитания.

Изменение в отношении общества к проблемам духовных ценностей оказало определяющее влияние на приоритеты государственной политики в сфере религии и отношений с религиозными организациям. Государство признало, что церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций.

Цель религии неразрывно связана с целью воспитания– подготовка к земной и вечной жизни. Нужно признать, что сегодня мы ребенка готовим к адаптации в обществе, вторая же задача практически не решается не в школе, нев семье. Поэтому молодое поколение при вхождении вовзрослую жизнь, сталкиваясь с житейскими трудностями, нравственным кризисом, выбирает порой не лучшийвыход решения возникшей проблемы. Россия на первомместе в мире по числу самоубийств среди подростков. [12]

Необходимы не только научно-разработанные и практически апробированные программы педагогической профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, но и внимательное отношение к духовной жизни человека, продуманная совместная работа родителей, педагогов, священнослужителей по ее становлению.

Воспитание как социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. В педагогическом смысле это целенаправленный, специально организуемый процесс взаимодействия педагога ивоспитанников, направленный на формирование человекаи осуществляемый в образовательных учреждениях. Этодействительно так, но правильнее было бы понимать воспитание как спасение личности, что позволит решить единую, целостную задачу – подготовка к жизни как земной, так и вечной.

Религия, как носитель духовно-нравственных идеалов и хранитель культурных традиций, имеет высокую ценность в глазах современной молодежи. В этой связи сила религиозной этики сегодня все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего гражданина. 

Процесс воспитания является базовым основанием педагогики, функция которой – воспитывать и обучать, нореализуется она при условии целенаправленного развитияличности [3]. Как писал русский философ Иван Ильин: «Образование без воспитания не формирует человека, аразнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, техническиеумения, которыми он, – бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, – и начинает злоупотреблять…Что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлойцивилизации» [4].

Вера в Бога не может и не должна стать модой, ибо главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по се­бе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.

Итак, воспитание с точки зрения православной педагогики можно определить как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющееосвящение и преображение личности воспитанника, освобождение от пороков. Это не вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношений, а живая духовная реакция на происходящее [15].

Несомненный интерес для выявления роли религии ввоспитании национальных ценностей у подрастающегопоколения в современных условиях вызывает рассмотрение некоторых аксиологических моделей в истории отечественной педагогической мысли. В частности, В. Н. Сорока-Росинский выделяет такие актуальные сегодня ценности, как

1) национальная культура как высшее проявлениетворческого гения народа, его духовной жизни;

2) демократические (уважение к своей и чужой личности, право на свободу деятельности, способность к проявлению инициативы); воспитание гражданской ответственности [14].

П. Ф. Каптерев отдавал предпочтение общечеловеческим ценностям (духовная свобода человека, наука, просвещение и т. д.), но, при этом подлинным мотивирующимфактором для деятельности служат национальные ценности (народный язык, религия как важная ценность, народная история, семья, быт, общественно-политическоеустройство, самобытность, творчество в педагогическомпроцессе). Он поддерживал В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского в том, что ценностями образования должны выступать: ценности общего и специального образования, гуманизм, бессословность и единствошкол, народность образования. Помимо их, ученый, выделяет также автономность и многотипность школ, общественность и индивидуализацию образования, нравственность, гражданственность. [18]

Итак, современный учитель должен обладать и бытьносителем национальных ценностей. В данном случаеопора на национальные ценности образования выступаетфактором сохранения и воспроизводства отечественнойкультуры, и вместе с тем способом более органичноговхождения народов России в иную социокультурную действительность.

Сегодня необходима такая система образования вРоссии, которая позволила бы в полной мере передаватьнакопленный опыт в социальной, духовной жизни, знания, ценности, присущие народу.

Восстанавливается многовековой мост духовных традиций между школой и церковью, который был в советское время разрушен. Задача педагогики в том, чтобы подвести ребенка ксвободе. Сделать это непросто, но поможет сформироватьдуховный мир человека, постепенно давая ему созреть иокрепнуть. Обсуждение проблем взаимодействия исторического опыта и современного состояния культур, несомненно, позволяет формировать здоровое национальноесамосознание народа, пробуждает интерес к культурным ирелигиозным ценностям, народным традициям и обычаям.

 

Выводы по первой главе

 

Таким образом, основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа – не только среда обитания, но и родная страна. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный.

Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и способствует более широкому и всестороннему росту духовных сил. Извечна эстетическая роль природы, что подтверждается высокопоэтичными произведениями, которые создает каждый народ, черпающий свое вдохновение из созерцания красот природы.

С природой как решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Вспомним «Декларацию прав человека»: «Человек рождается свободным». Эта свобода удивительным образом поддерживается и реализуется в системе народного педагога-новатора Бориса Никитина, главная книга которого называется «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней».[18]

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе.

Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.

 

 

 

Глава 2. Факторы народного воспитания

 

2.1. Родное слово, традиции, обряды, труд во взаимосвязи

 

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве и в процессе овладения родной речью. О необходимости  воспитания в раннем детстве  свидетельствуют такие народные выражения: «Ребёнку, у которого прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».[19]

Слово - величайшее из человеческих духовных сокровищ. В по­вседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово - божественно. Вот что пишет о языке Фазиль Искандер: «Язык - величайшее, мисти­ческое явление человеческого существования. Я даже не знаю, могут ли быть какие-то достоверные объяснения его появлению. Язык дан людям для того, чтобы они, поняв друг друга, могли жить вместе. В отношениях между народами нет никакого иного пути, кроме поиска взаимопонимания. Любой иной путь - это путь на­силия, разрушения, презрения к человеку». Можно было бы доба­вить еще: презрения к народу... И нет насилия более невыносимо­го, чем насилие над национальным языком.

Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, - это ласковый голос матери. Колыбельные песни - это первые шаги приобщения ребенка к музыкальной культуре и художественному слову.  В колыбельных заложен глубинный смысл и обереговая функция,  слову над колыбелью придавали значение заклинания.

В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой вы­соте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скорого­ворки, речитативы, песенки, загадки, пословицы, поговорки, при­говорки, моленья, назидания, басни, притчи. И особенно - сказки...

Духовность связана, прежде всего, со словом, языком, речью. Сила слова невероятна в человеческой жизни. Поэтому и говорят о слове: можно им убить, можно и воскресить. Покаяние, раская­ние, исповедь, проповедь, заклинание, клятва, благословение, за­вещание - это слова, но в них высшие проявления человеческого духа. Покаяние - это уровень самосознания, духовности, совестли­вости, нравственности. Покаяние-это потрясение, катарсис.

Многообразны в народной педагогике словесные формы воз­действия на чувства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воздействия на личность многочисленны и разнообразны: увещевание, уговор, разъяснение, приказ, просьба, поручение, поверье, приучение, наставление, назидание, пожелание, совет, на­мек, одобрение, благодарность, осуждение, упрек, укор, зарок, зап­рет, благопожелание, завет, заповедь, проповедь, исповедь....[23]

Фольклор является необходимой и неотъемлемой частью народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

Безгранична сила доброжелательного слова в народной педа­гогике, но более всего - родного слова, родной речи, родного языка. Именно в вопросе национальных языков сегодня назрела острейшая проблема. Тотальная дискриминация национальных языков привела к духовно-нравственной деградации многих на­родов. Первым и главным условием возрождения традиционной культуры воспитания является безоговорочное снятие всех мер ограничения на родные языки. Мировые, региональные, офици­альные, государственные языки, ни в коем случае нельзя изучать за счет родных языков. Как сказал Иван Яковлев, русский язык не вместо родного, а вместе с родным. Дорога к Храму взаимного понимания лежит через Слово. Иначе и быть не может. В народ­ной педагогике это решалось естественно и просто. Наши предки не знали языкового барьера с иноплеменными соседями.

 

 

 

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой. Трудв народной педагогике занимает особенное место. Пусто­словие и деловитость взаимно исключают друг друга. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда, что очень важно в условиях разбойничьего рынка, когда предлагается ни шагу не делать бес­платно. Не все продается и не все покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретен­ными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела. Деятельные люди словам, не под­крепленным делом, не доверяют. Они судят по видимому резуль­тату. Люди видят невыполняющиеся законы, указы. И результат -развал, хаос. Другого ничего не видно - и это печально. Народу очень важно знать дела правителей, видеть результаты их забот, иначе возникают сомнения в нравственной сути их слов и наме­рений.[13]

Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, од­носельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку на­родная педагогика. С преданностью делу связывается и духов­ность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосред­ственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых тра­диций.

Слово «любовь» - в двух вариантах: «юрату», «саву» - чува­шами произносятся крайне редко. Эти слова священны, они вы­ражают божественные состояния души, и их нельзя произносить всуе. Эта мысль серьезно внушается детям. Не слова, а поведение, доказывающее истинность чувств, - вот что превыше всего ценит­ся в крестьянской среде. Формированию такого отношения к про­явлению чувств надо бы оказывать специальное внимание и в школе. Представляется весьма перспективной высокогуманная, демократическая методика приучения детей к деловому, добро­желательному общению друг с другом. При этом надо бы усилить в общении этнопедагогический компонент.[7]

Одним из важнейших факторов воспитания в народной педагогике является традиция.

Традиции выполняют целый ряд функций: устанавливают преемственность культур; являются формой хранения и передачи информации и культурных ценностей от поколения к поколению; производят отбор одобряемых обществом образцов поведения и ценностей [11].

Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для че­ловечества.

Конечно, не следует идеализировать все народные тра­диции. В традициях немало и консервативного, но становится не по себе, когда видишь, как вместе с отсталостью уходит и само­бытность. Словосочетание «отсталые народы» из­жило себя, оно научно несостоятельно. Пока что «вершинами» научно-технической цивилизации остаются взрыв над Хиросимой и авария под Чернобылем. Так стоит ли ценность народа изме­рять уровнем его цивилизованности, который чем выше, тем ин­тенсивнее происходит разрушение традиций, т. е. разрушение на­родной культуры.

В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями, представ­ляет собой великое духовное сокровище человечества. И возмож­ности этой культуры далеко не исчерпаны.

Бурный прогресс современной цивилизации оставляет как бы на обочине многие знания, умения и навыки, приобретенные всем ходом многотрудного исторического развития человечества. Под­час выпадают из процесса духовного развития мира целые пла­сты, целые культурные системы. Особенно те, которые созданы и продолжают создаваться народами, приверженными к своему традиционному образу жизни. Не так редко, увы, исчезновение и самих народов: одни вымирают, другие растворяются в более крупных, часто в более энергичных, агрессивных, жестоких соседях.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь, они духовно сплачивали народ.  Они возникли от  стремления людей противопоставлять праздники монотонным будням; необходимость периодического отдыха от трудовой деятельности [14].

Масленица - народный праздник, где обязательно исполнение длинных песен во время долгих гуляний вдоль села, совместное  долгое катание с гор на санях и др. Ведь во всех праздниках очень важна совместность действий.

8 марта. Этот праздник восходит к традициям Древнего Рима I века до н.э. 8 марта женщины несли цветы к храму Юноны и просили счастья в семье. Традиционно в этот день мы  учим дарить подарки и принимать их, показываем красоту ритуалов, рыцарские жесты, знаки внимания, приглашение на танец и др. И самое главное - уважение к женщине, матери, подруге.

Обязательно дарение подарков на Рождество. Сшитый, вышитый, и т. д., он непременно должен был хранить в себе тепло, заботу и ласку женских рук, напоминать о доме, родных.[5]

Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения цен­ных народных традиций, насколько направленно они ищут спо­собы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный про­цесс духовных потерь, деформаций, деградации.

Традиции, таким образом, имеют определяющее значение в на­родной судьбе. Евреи, потерявшие язык, страну, сохраняют себя этнически именно благодаря традициям. Они, оказывается, в дан­ном случае даже важнее, нежели язык, который выступает здесь как элемент традиционности.

Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. Даже такая, свойственная традиции, черта, как консерватизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, наро­дов, людей, ибо человечество - это единый космический этнос, все­ленская, так сказать, личность, народ - это историческая личность, индивид - целостный образ человека, человеческая личность.

В заключение необходимо сказать о том, что традиции - элементы социального и культурного наследия, устоявшиеся взгляды на жизнь, обряды и обычаи, идеи и опыт народной педагогики и сегодня бытуют в семьях, в городах, особенно в деревнях и селах, выдержали испытание временем и наряду со многими другими факторами принимают участие в воспитательном процессе и помогают формировать личность.

 

2.2. Особенности функционирования факторов народного воспитания

 

Сегодня общество не предоставляет достаточного пространства для удовлетворения всего диапазона потребностей ребенка в положительной сфере, более того, некоторые актуальнейшие потребности детей игнорируются.

Эмпирически обосновано, что важно учитывать: есть ли у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими, в конце концов, желание идентифицировать себя со своим народом.

Известно, что язык и культура неразделимы. Это ведет к тому, что мир той страны, в котором живут и играют дети, говорящие на другом языке, остается для ребенка чужим и закрытым, причем на долгое время. Именно поэтому в центре внимания в процессе обучения и воспитания должны быть факты и явления не взрослой, а детской культуры.

В связи с этим в наше сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития.

К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», он высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» [7].

Итак, механизм удовлетворения культурных потребностей - это познание, испытание и реализация этих возможностей. Потребность направляет эту деятельность, буквально ищет возможности (объекты и способы) своего удовлетворения.

Именно в этих процессах удовлетворения потребностей и происходит присвоение опыта деятельности - социализация, саморазвитие личности. И эти процессы саморазвития происходят самопроизвольно, спонтанно.

Однако, несмотря на возрастающий интерес к проблемам этнической культуры существует тесная взаимосвязь этнокультурных традиций и нравственного становления личности, и она еще недостаточно оценена и изучена в современной педагогической науке. Не до конца выявлен и определен, содержащийся в них нравственный потенциал, а также не исследована роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных подростков.

Восприятие индивидом национальной культуры и своей нации обычно является главным результатом функционирования ее самосознания. Обмен элементами национальной культуры между разными этносами составляет важнейший фактор их существования. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может присутствовать одна национальная культура.

Однако в большинстве стран обычно присутствует несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация. Создателем национальной культуры.выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники - гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства. Однако культура, которая «создается» ими, только до определенного времени «непонятна» народу, поскольку несет на себе отпечаток элитарности [3].

Хотя творцы национальной культуры выступают от имени народа, обращаются к его историческому опыту и мудрости, тем не менее, дистанция между двумя культурами - этнической и национальной - довольно велика.

История свидетельствует о том, что формирование национальной культуры нередко опережает становление нации, которая выступает в головах ее интеллектуальных представителей как чисто духовное производное, как «национальная идея». В русском варианте - это «русская идея», о которой писали многие русские философы. Разрыв этот преодолевается прежде всего образованием, просвещением народа, его всеобщей грамотностью, развитием средств массовой коммуникации, а также различных учреждений культуры (музеев, театров, библиотек и пр.).[6]

И именно здесь важна этнопедагогика - как наука, предметом изучения которой является народная педагогика.

В этнопедагогике большинства народов ведущее место занимает нравственное воспитание. Понимая под этнопедагогикой систему целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретного этноса, мы должны отметить, что она пронизывает все сферы духовной и материальной жизни народа: обычаи, традиции, обряды, верования, фольклор, игры, игрушки, быт и т.д.

К источникам изучения этнопедагогики относятся также обществоведческие, исторические, этнографические и этнопсихологические труды; археологические материалы исследования и описания учёных этнографов; записки путешественников; публицистические материалы; официальные документы; историческая и общественно-политическая литература; непосредственный контакт с представителями изучаемого этноса; данные специально организованных педагогических исследований и др.

Цель народного воспитания – это совершенный человек, как суммарный синтетический образ. Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических  условий и условий местности, природы. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале.

Народная педагогика имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию, усиливая в ней народные, общечеловеческие, гуманистические идеи. В этих условиях активно взаимодействует не только прямая, но и обратная связь. Современная теория педагогики, обогащенная народным опытом воспитания, дает возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры.

Как заметил Л.С. Выготский «всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание» Воспитательное воздействие представляет внешнюю часть педагогического процесса - организацию и функционирование воспитательных средств, форм, методов, приемов. А самовоспитание - это вторая, внутренняя часть процесса - субъектная психическая деятельность ребенка; она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий [8, c.93].

Это и есть процессы саморазвития. Самовоспитание, самоуправление, самообучение, самоопределение и т.д. Они представляют, во-первых удовлетворение потребностей личности. Во-вторых, они происходят на базе приобретенных в процессе жизнедеятельности личности определенных опыта и качеств. И третье: они могут происходить на неосознанном и на сознательном уровнях. Личность начинает сознательно, свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя, воспитывая (совершенствуя) себя.

Этот факт является важнейшим для педагогики. Его суть в том, что развитие человека идет не только по заложенной в нем наследственной программе (биогенные факторы) и зависит не только от социогенных (педагогических) воздействий, но и руководится накапливаемым жизненным опытом и складывающимися качествами (психогенными факторами).

Таким образом, народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. Народная педагогика, как одно из проявлений духовной культуры, складывалось под воздействием исторических, социально- экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа. Поэтому уже с раннего возраста надо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка. Важно, чтобы педагоги и родители стремились в общении с детьми как можно чаще использовать материалы этнопедагогики, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Будучи творением коллективной народной мысли, народная педагогика и сегодня питает умы и сердца людей. В этом факте ярко проявляется преемственность, соединяющая прогрессивные народные педагогические идеи прошлого с бесценным опытом педагогики семейного воспитания. Этнопедагогика должна исполнить свой долг, воспитывая молодое поколение на традициях прошлого, героизме настоящего и идеалах будущего.

Выводы по второй главе

 

Таким образом, принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве и в процессе овладения родной речью. О необходимости  воспитания в раннем детстве  свидетельствуют такие народные выражения: «Ребёнку, у которого прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».[19]

В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой вы­соте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скорого­ворки, речитативы, песенки, загадки, пословицы, поговорки, при­говорки, моленья, назидания, басни, притчи.

Фольклор является необходимой и неотъемлемой частью народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

Одним из важнейших факторов воспитания в народной педагогике является традиция.

Традиции выполняют целый ряд функций: устанавливают преемственность культур; являются формой хранения и передачи информации и культурных ценностей от поколения к поколению; производят отбор одобряемых обществом образцов поведения и ценностей.

К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», он высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» [7].

Итак, механизм удовлетворения культурных потребностей - это познание, испытание и реализация этих возможностей. Потребность направляет эту деятельность, буквально ищет возможности (объекты и способы) своего удовлетворения.

Именно в этих процессах удовлетворения потребностей и происходит присвоение опыта деятельности - социализация, саморазвитие личности. И эти процессы саморазвития происходят самопроизвольно, спонтанно.

Цель народного воспитания – это совершенный человек, как суммарный синтетический образ. Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических  условий и условий местности, природы. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале.

Народная педагогика имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию, усиливая в ней народные, общечеловеческие, гуманистические идеи. В этих условиях активно взаимодействует не только прямая, но и обратная связь. Современная теория педагогики, обогащенная народным опытом воспитания, дает возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры.

 

 

Заключение

 

Народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. Народная педагогика, как одно из проявлений духовной культуры, складывалось под воздействием исторических, социально- экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа. Поэтому уже с раннего возраста надо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка.

Важно, чтобы педагоги и родители стремились в общении с детьми как можно чаще использовать материалы этнопедагогики, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Будучи творением коллективной народной мысли, народная педагогика и сегодня питает умы и сердца людей.

Гражданское воспитание молодого поколения осуществляется успешнее, если работа в данном направлении начинается с возраста, когда формируются первые представления ребенка об окружающем мире, отношение к нему.

Очень важно воспитать в ребенке правильные нравственные принципы, жизненные ценности, любовь к родной земле, целостность восприятия мира. Эти важные навыки и качества должны помочь нашим детям занять достойное место в обществе, и выполнить в будущем свой долг перед Родом и с достоинством пройти свой жизненный путь. Для выполнения этой непростой задачи как нельзя лучше подходит народная традиция воспитания ребенка...

Этнопедагогический подход в воспитании заключается не только в использовании преподавателем средств и подходов народной педагогики, но в осмыслении им главных целей и ценностей этнического воспитания. Народная педагогика – это педагогика, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать без этнопедагогики. Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. В ней сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Народная педагогика имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию, усиливая в ней народные, общечеловеческие, гуманистические идеи. В этих условиях активно взаимодействует не только прямая, но и обратная связь. Современная теория педагогики, обогащенная народным опытом воспитания, дает возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры.

 

 

Список литературы

 

1.   Аронов А.А. Воспитать патриотов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 175с.

2.   Арсалиев Ш. М-Х. Методология современнойэтнопедагогики. – М.: Гелиос АРВ, 2013. – 560с.

3. Болбас, В.С. Принципы нравственного воспитания в народной педагогике / В.С. Болбас // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 23-25.

4. Большая советская энциклопедия в 30 т. / Под ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия. 2010. Т. 23. С. 194.

5. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.

6. Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 2013.

7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М., 2009.

8.   Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика : учеб.пособ. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2014. – С. 44.

9.   Захарова, Л.М. Проблема воспитания в педагогических изданиях (конец ХIХ–ХХ вв.) [Текст] / Л.М. Захарова // Казанский педагогический журнал. – 2009. – № 11–12. – С. 155–160. – 0,37 п.л.

10.  Захарова, Л.М. Роль педагогических журналов в межнациональном общении [Текст] / Л.М. Захарова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12. – С. 102-106. – 0,37 п.л.

11. Зеньковский В. В. Педагогика. – Клин : Фонд «Христианская жизнь», 2010. – С. 99.

12. Зеньковский В. В. О религиозном воспитании в семье // Вопросы православной педагогики. Выпуск 1. – Москва, 2012 – С. 53.

13.  Измайлов, А.Э. Народная педагогика. / А.Э. Измайлов. - М.: «Педагогика», 2011.- 234 с.

14.  Ильин И. О воспитании в грядущей России I?III // Духовно-нравственное воспитание. – №2. – 2012. – С. 23.

15.  Калиев С. Использование народной педагогики в учебно-воспитательном процессе школы. – Алма-Ата, 2010.

16.  Материалы международной научно-практической конференции «Этнопедагогика и проблемы одаренных детей в системе образования. Алматы, 2000г.

17.  Образовательная система "Школа 2100. Педагогика здравого смысла: Сб. материалов / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2013. - 243 с.

18.  Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. И.П. Пидкасистого. - М., 2011.

20. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. – М.: Гардарики, 2012.

21. Сурова Л. В. Методика православной педагогики. Часть 1. Педагогика. Школа. Человек. – Клин : Фонд «Христианская жизнь», 2000. – С. 9-10.

22.  Талызина Н.Ф. О цикле обучения // Советская педагогика. - 2012. - №11. - С. 57 - 61.

23.  Тишулина, С.Г. Народная педагогика в контексте современной педагогики /С.Г.Тишулина  // Проблемы регионального образования и этнопедагогики: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции.- Мурманск: МГПУ, 2013. - С.99-100. (0,1 п.л.)

24.  http://domostroy.eparchia.ru/semya/329-citation.html

25.  http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/rol-traditsii-v-vospitanii-doshkolnikov

26.  http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/prezentaciya-opyta-raboty-po-teme-didakticheskie-vozmozhnosti-russkogo

27.  http://pogovorka.yaxy.ru/ Поговорки народов мира

28.  http://rl-online.ru/articles/2-03/124.html Статьи / Развитие личности №2 / 2003 / Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей Геннадий Волков. Российско-японский симпозиум «Вечные ценности: труд, красота, добро, справедливость — основа нравственного воспитания детей и молодежи». 14.10.2012 Стр. «235-243»

29.  http://www.in-i.ru/node/399

 

 

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!