Учение о Христе как основа христианского богословия
Учение
о Христе как основ христианского богословия.
Введение
В контексте современной школьной программы ОПК,
дети должны хорошо усвоить базовые понятия Православия, к которым относится
центральность учения Христа. Для более доступного детям изложения данной темы
на уроках, она требует глубокой проработки в исследовании. В этом заключается
актуальность данного реферата.
Целью данного реферата является освещение учения
о Христе, как средоточия христианского богословия. В соответствии с целью,
поставлены следующие задачи: рассмотреть данный вопрос с точки зрения
Священного Писания, литургического богословия, догматики, патрологии,
нравственного богословия, истории Церкви. Объектом исследования является учение
о Христе. Предметом исследования является доказательство того, что данное
учение является средоточием христианства. Реферат имеет две части:
теоретическую часть и практическую часть - конспект урока Основ Православной
культуры близкой тематики. В интересах соблюдения заданного объема, теоретическая
часть, оформленная в форме подразделов, будет краткой и содержательной.
Священное Писание. Ветхий Завет
Священное Писание Ветхого Завета во многом
предвосхищает события Завета Нового. Не умаляя роли Бога Саваофа, очень многие
ветхозаветные пророки предвозвещали пришествие в мир Спасителя, и перемены
большинства законов. Если детально исследовать Священное Писание Ветхого
Завета, можно составить сравнительную таблицу пророчеств о Христе ветхозаветных
пророков и событий Евангельской истории. Очень во многом обнаружатся
совпадения. Вот некоторые пророчества о Мессии: «Итак, Сам Господь даст вам
знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил»
(Ис.7:14) - указание на отличие Христа от «обычных» праведников даже фактом такого
чудесного рождения; «...возвещу определение: Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я
ныне родил Тебя.» (Пс. 2:7)- прямое указание на Его божественность,
богосыновство; "клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину
Мельхиседека" (Пс. 109:4)- указание на священство Иисуса Христа [1]. Стоит
обратить внимание также на то, как много пророчеств о том, из какого рода
Христос произойдет. Если рассуждать простым языком, так бдительно «отслеживать»
предков «обычного» праведника не имеет смысла. Значит речь идет о куда большей
фигуре- воплощенном Господе, тем более что пророчества «генеалогического»
характера мы читаем у совершенно разных пророков: Исайи, Иеремии, Михея.
Проанализировав пророчества Ветхого Завета об
Иисусе Христе, можно сделать вывод, что Ветхий Завет почти дублирует Новый
Завет в его ключевых местах. Это было нужно для того, чтобы подготовить
израильский народ к пришествию Мессии. Ведь именно ветхозаветные мудрецы
высчитали время появления путеводной звезды, ведущей к вертепу Спасителя. Значит,
сведущие ветхозаветные люди отслеживали время Его рождения по пророчествам. Это
ясно говорит о том, что между Ветхим и Новым Заветами есть связь, причем один и
Тот же Бог просто меняет способ взаимодействия со Своим народом: от обращения к
нему посредством явлений избранным Своим и через пророков, к вочеловечению и
пришествию в мир Спасителя Господа Иисуса Христа, Который Сам является
Первосвященником по примеру древних, но новым Первосвященником. « Он -
Первосвященник по чину Мелхиседека и потому является носителем подлинного,
окончательного первосвященнического служения, которое далеко превосходит
ветхозаветное и упраздняет его (7,1-28); этот небесный Первосвященник
становится посредником нового, более совершенного Завета (гл. 8-я); Его
первосвященство основано на Его единственной кровавой жертве на кресте,
действительной на все времена; она означает завершение и отмену прежнего
богослужения и делает возможными вход в небесное святилище, подлинное прощение
и совершенство для соединенного с Ним народа (9,1-10,18)» [12, с181].
Священное Писание. Новый Завет
В Евангелиях Нового Завета достаточно четко
написано, что Христос является главой Церкви, при чем не главой в смысле
фактического лидерства в определенной организации, а центра по своей духовной сути.
Характерным примером- доказательством будет приведение следующего эпизода.
Иисус спросил учеников : за кого люди принимают Его? «Они сказали: одни за
Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из
пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая,
сказал: Ты- Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен
ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец
Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам
Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». (Мф: 14-18). То есть, святые апостолы
знали, что их учитель выше всех пророков, за которых Его принимал народ. А по
самой простой логике, выше великих пророков Ветхого завета, (Илии, например), может
быть только Господь. Сам Господь воплотившийся и есть центр христианского
богословия (здесь даже состав слов сам за себя говорит: христианское
богословие). Также считает богослов Алистер Макграт : «В то время как
"богословие" можно определить как "разговор о Боге" в
целом, "христианское богословие" выделяет центральную роль Иисусу
Христу....» [6, c 186]. Также
он приводит несколько других неоспоримых доводов : с Иисуса Христа и берет
начало христианство, Христос открывает истинного Бога для людей, Он является
носителем спасения, определяет форму искупленной жизни.
Неоспоримо, в свете Нового Завета говоря о
Христе, как о средоточии христианского богословия, необходимо обратить внимание
на послания апостольские. « нет ни Еллина, ни Иудея... но все и во всем
Христос» - читаем мы в послании к Колоссянам (Кол, 3: 11). Это означает, что
Христос и есть главный основатель Церкви, общности Иудеев, Эллинов и любых
народов, в Нем ее средоточие.
Кроме того, вопросу первосвященства Иисуса
Христа в Церкви уделяется достаточное внимание в послании к Евреям. Например,
Евр, 3:1; 4:14; 5:9-10. Поскольку Бог есть Первосвященник, истинный Глава
Церкви, то в Нем средоточие всего ее богословия, то есть христианства.
Догматика
«Господь Иисус Христос Сам невидимо пребывает в
Церкви. Он не только ее Основатель, но и источник новой жизни...»- пишет
протоиерей Олег Давыденков [2, c
498]. А любая церковь, в том числе и нехристианская, имеет свое учение. И если
Христос- источник жизни и деятельности Православной церкви, то ее богословие не
может по определению сосредотачиваться на ком- либо еще. Жизнь церкви является
путеводным примером для всех верующих, и все церковные обряды имеют
божественное установление. « Он поставил одних апостолами, других пророками,
иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело
служения, для созидания Тела Христова». Это еще раз доказывает что Христос не
просто Основатель Церкви, Он есть сама Церковь.
В Священном Писании есть достаточно мест, где
Иисус Христос представлен неотделимым от Своей Церкви. Протопресвитер Михаил
Помазанский в своей книге «Православное догматическое богословие» выделяет
следующие образные сравнения : « Образ Виноградной Лозы и ее ветвей, образ
Пастыря и стада, образ Главы и тела, образ строящего здание»[8, с 84 - 85].
Теперь возьмем сложный вопрос о Богочеловеческом
единстве. По определению Ороса 4 Вселенского Собора, данное единство
основывается на четырех терминах : оно неслитно, неизменно, нераздельно,
неразлучно. Именно эти определения характеризуют слияние воедино в Иисусе
Христе двух различных естеств - Божественного и человеческого. «Во Христе
Божественная и человеческая природы соединены по образу того, как соединены
душа и тело в человеке» [2, c
375]. Тут будет уместно упомянуть православное учение о воипостасении. «... во
Христе есть только одно «Я» - это «Я» тождественно Второму Лицу Пресвятой
Троицы, Сыну Божию. Это «Я» живет, действует и сознает себя в двух природах, по
Божеству и по человечеству. Во Христе есть полная человеческая природа, которая
включает в себя человеческое тело, разумную человеческую душу, даже
человеческое сознание. Но Тот, Кто обладает этой природой, Тот, Кто через
природу живет и действует, Кто осознает Себя через эту природу, есть Бог-
Второе Лицо Пресвятой Троицы» [2, c
376-377].
Ипостасное соединение двух природ в Иисусе
Христе имеют три основных комплекса последствий: по отношению к Нему Самому; по
отношению к Святой Троице; по отношению к Деве Марии.
Следствия по отношению к Самому Господу. 1.
Господь может наделяться человеческими свойствами, также как и Человек-Христос
может носить божественные свойства. Богословие определяет это, как «общение
свойств». 2. Иисус Христос является носителем обоженой человеческой природы. 3.
В Иисусе Христе две воли и два действия.
Следствия по отношению к Святой Троице. 1.
Святая Троица полностью соединилась с человеческим естеством, «а не часть с
частью» - пишет Св. Иоанн Дамаскин. 2. «Воплощение, во-первых, не вводит в
Троицу четвертого лица, а во- вторых, не рассекает единого Лица Сына Божия» [2,
c 390].
Следствия по отношению к Деве Марии. 1. Мы
называем Деву Марию Богородицей, « имеется ввиду, что Она родила не Божество,
не Божественную природу саму по себе, потому что Божественная природа вечна и
никакого рождения во времени претерпеть не могла, - Она родила Бога Слова по
человечеству» [2, c 391]. 2. Мы
называем Богородицу Приснодевой. « … Она была Девой прежде рождества, пребыла
истинною Девою в рождестве, родив Иисуса Христа безболезненно, без нарушения
девства, и осталась чистою Девою и по рождестве, не познав во всю жизнь мужа»
[2, c 394].
Говоря о Богочеловеке Христе, нельзя обойти Его
отличия от нас по человечеству. Во - первых, Его рождение сверхъестественным
образом. Люди, рождающиеся от своих родителей, наследуют от них первородный
грех. Бога же не может касаться ничто греховное, поэтому Он не мог родиться,
подобно всем людям. Во-вторых, Иисус Христос безгрешен по своей человеческой
природе, в отличие от нас.
Если говорить о ересях, колеблющих постулат о
том, что Христос есть центр христианского богословия, и о святых отцах,
боровшихся с ними, нужно упомянуть о ереси гностицизма. «Эти люди утверждали,
что они обладают неким высшим, привилегированным знанием, гнозисом» [7, c.
15], причем знанием, не отраженном в Священном писании, а ведомом только им.
«Согласно утверждениям гностиков, происхождение множества гностических теорий
восходило к Марии Макдалине, которой Спаситель по Своем воскресении будто бы
открыл много разных тайн. От нее это эзотерическое знание дошло до последующих
поколений через ряд избранных людей - элиты, достойной хранить простым смертным
гнозис» [7, c. 15] .
Таким образом получается, что в Церкви
содержится не вся полнота божественного откровения. Логично, что нельзя
сосредоточить богословие на том, чем располагаешь не вполне. Против этого
учения, имевшего в себе и черты языческих мировоззрений, выступил св. Ириней
Лионский, написавший пять книг против ересей. В своих книгах он скурпулезно
разбирает гностические заблуждения и шаг за шагом постепенно все их опровергает
на основе Священного писания и здравого смысла. «Противопоставляя «Предание
апостолов» «преданиям» эзотерических гностических сект, святой Ириней писал:
«Прежде Валентина не было валентиан, и до Маркиона не было маркионитов, равно и
прочих худомыслящих (учителей)… не было прежде, чем появились основатели и
изобретатели их превратного учения». Между тем как учение Церкви, или, как его
называет святитель, «устроение нашего спасения», «мы узнали не чрез кого
другого, а чрез тех, чрез которых дошло к нам Евангелие, которое они тогда
проповедовали (устно), потом же по воле Божией предали нам в Писаниях как
будущее основание и столп нашей веры». Таким образом, основу Предания
составляет керигма - свидетельство самих апостолов о Христе, о Его словах и
делах» [11].
Также заслуживает внимания ересь докетов,
согласно которой Иисус Христос, равно как и вся Его земная жизнь-не более чем
призрачное ведение, а не реальность. Богословие не может быть сосредоточено на
неком абстрактном духе или галлюцинации. Возникновение этой ереси стало плодом
неверного понимания некоторых эпизодов Евангелия от Иоанна, связанных с
воскресением Христа, и Его последующими явлениями. Против него выступали такие
святые отцы, как свв. Игнатий Богоносец, Тертуллиан, Ириней Лионский.
Если в рассмотрении вопроса о том, что учение о
Христе является центром христианского богословия, исследования сделать упор не
на ереси, а на точки зрения святых, то много информации можно найти в Посланиях
Апостольских.
Литургическое богословие
То, что учение Христа является центром всего
христианского богословия, становится очевидно, если обратится к таинствам
Церкви. Центром всей православной жизни всегда является Евхаристия, а все
знают, что смыслом прихода Иисуса Христа в мир было как раз искупление
человеческих грехов Им, как Богом. Евхаристия является образом этого искупления
и в наши дни. Через нее поддерживается связь человека с Богом. Архимандрит
Киприан (Керн) пишет: «Таинство Евхаристии установлено Спасителем на Его
последней Вечере с учениками при произнесении Им слов "приимите, ядите...
пийте от нея вси... сие творите в Мое воспоминание..." Но еще задолго до
этой таинственной трапезы Спаситель раскрыл апостолам мистический смысл
причащения Его Тела и Крови. В самом деле, сразу же после первого чудесного
насыщения 5 000 человек пятью хлебами, т.е. еще задолго до Преображения и до
Его входа в Иерусалим, точнее в период между I и II пасхой Своего общественного
служения, Господь Иисус Христос произнес в капернаумской синагоге Свою проповедь
о Хлебе Жизни » [3, c 6]. Таким
образом мы видим, что смысл Евхаристии содержится в учении Господа Иисуса
Христа. Евхаристия является центром христианского богословия, а по простой
логике, значит, и Его учение также является центром христианского богословия.
Нравственное богословие
христианский завет догмат церковь
С точки зрения нравственного богословия,
справедливость учения о Христе, как средоточии христианской жизни становится
весьма очевидной. Вот что пишет по этому поводу протоиерей Вадим Леонов: «В
личном плане [Господь] соединяет в Себе всех членов через веру и любовь, а в
природном плане объединяет их через нетварную божественную благодать» [4, c
366]. И, на что в особенности стоит обратить внимание: « … [христианство] не
есть вера в доктрину, но вера в личность Сына Божия, ставшего человеком» [4, c
366]. Из этого следует, что главное во всем христианском богословии как раз и
является вера в Иисуса Христа. Это дает нам право считать, что Христос является
центром христианского богословия и с позиции нравственного богословия.
В Новом Завете, из которого мы узнаем
повествование об Иисусе Христе и учение Иисуса Христа, « … необыкновенно высоко
оценивается достоинство человеческой личности, потому что необыкновенно высоко
достоинство совершенной Личности Иисуса Христа, которая становится нравственным
идеалом для тех, кто принимает Новый Завет во всей его полноте» [10, c
16]. Из этого мы видим, что Господь Христос является нравственным идеалом всех
христиан, откуда ясно следует, что « нет, по-видимому ни одного нравственного
соображения вне-евангельского, которое бы так или иначе не рассматривалось в
новозаветном сознании. Все эти соображения в новозаветном сознании и
качественно и количественно абсолютизируются, ибо возводят ум и сердце к Богу,
снисшедшему на землю» [10 , c
17]. Закончить этот раздел было бы хорошо следующими словами: « … божественное
откровение ( преимущественно через Иисуса Христа) становится источником
совершенного нравственного знания - особенно в смысле установления и внедрения
в сознание основных принципов нравственной жизни» [10, c
17].
История Церкви
Если рассматривать утверждение о том, что
Христос является средоточием христианского богословия с точки зрения истории
Церкви, то его справедливость очевидно подтверждается. «С пришествием в мир
Мессии, Христа-Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи всего мира,
обрядовое ветхозаветное богослужение потеряло всякое значение и оно сменяется
новозаветным, в основу которого легло величайшее Таинство Тела и Крови
Христовой, установленное на Тайной Вечери Самим Господом Иисусом Христом и
носящее название Святой Евхаристии, или Таинства благодарения» [1, c
13]. С началом нового богослужения и начинается новая, новозаветная Церковь-
Церковь, установленная на самой крови Спасителя, а значит, сосредоточенная
всецело на Нем, сосредоточившая на Нем и свое богословие.
Догмат о главенстве учения Иисуса Христа в
христианской Церкви, как неоспоримый факт, в основном формировался на первых
четырех Вселенских соборах. Любопытное объяснение этому факту предлагает св.
Афанасий Великий, выступивший против Ария на Первом Вселенском соборе . Он
утверждает, что ни одно создание не может искупить другое создание. Арий
утверждает, что Христос Сам созданный, следовательно, согласно Арию, Христос не
может искупить человечество. Тогда теряется вообще весь смысл христианства. «
...А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».
(1 Кор, 15: 14 ). Тот же святой предлагает следующий силлогизм: лишь Бог может
спасать; Иисус Христос спасает; следовательно, Иисус Христос - Бог.
Также на Первом Вселенском соборе был
сформулирован Символ веры, состоящий из первых семи членов, кратко излагающих
православное учение. Уже в этом, первом Символе Веры, об Иисусе Христе было
сказано: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна,
единосущна Отцу, Имже вся быша».
Богословские вопросы Второго Вселенского собора
в основном касались сущности Святого Духа. Созван он был против арианина
Македония, Константинопольского епископа. Македоний учил, что якобы Святой Дух
сотворен также, как и ангелы, и Богом не является, а только служит Богу Отцу и
Богу Сыну. Против этого ересиарха выступили святые Кирилл Иерусалимский,
Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, Мелетий Антиохийский.
Для нашего исследования более интересен Третий
Вселенский собор , на котором осудили лжеучение архиепископа Нестория, который
утверждал, что Богородица родила просто человека Христа, в которого уже потом
вселился Бог, подобно тому, как вселялся в древних пророков. Поэтому Самого
Христа Несторий называл не Богом, а богоносцем, а Богородицу христородицей.
Св. Кирилл Александрийский разработал новую
антиеретическую концепцию: « Православное богословие прежде никогда не
рассматривало и не веровало во Христа, отдельного от Церкви, которая и есть Его
Тело. Если речь идет о воплощении Бога, то и нужно говорить о Его плоти, - а
плоть Бога - это Церковь» [5, c
113].
Собор осудил и отверг учение Нестория,
постановив почитать Иисуса Христа как совершенного Бога и совершенного
Человека, а Пресвятую Деву Марию - Богородицей.
Заключение
В данном исследовании мы рассмотрели утверждение
о том, что учение о Христе является центром христианского богословия, с позиции
шести дисциплин: Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, догматики,
патрологии, литургического богословия, нравственного богословия, истории
Церкви.
Из вышесказанного следует, что учение о Христе
действительно является средоточием христианского богословия, так как оно
пронизывает все подходы, уровни и грани Православия, и является базовым
понятием.
Немаловажно добавить, что подобное исследование
будет полезно в рамках подготовки и проведения уроков ОПК. Учитель, проведя
такое исследование, будет сам более компетентен, а также сможет включить его
фрагменты в урок, сделав подачу материала ученикам более глубокой и
филигранной. Поэтому, на базе данной работы, а также на базе учебника диакона
Андрея Кураева, разработан урок ОПК со сходной тематикой, который включен в
приложение к работе.
Список использованной литературы
1. Аверкий
(Таушев) еп./Литургика/ Еп. Аверкий (Таушев).
- Нью
Йорк:
Holy Trinity Monastery, 2001.-144с
2. Давыденков
О., прот. Догматическое богословие/ Прот. О. Давыденков.- М.: ПСТГУ, 2013.- 623
с.
. Киприан
(Керн), архим. Евхаристия/ Архим. Киприан
(Керн)
- Holy Trinity Orthodox Mission, 2001- 207 с.
4.
Леонов
В. , прот. Основы православной антропологии/ Прот. В. Леонов. - М.:
Издательство московской патриархии, 2013.- 452 с.
.
Лурье, В. М. История византийской философии./ В. М. Лурье. - Спб.: Axioma,
2006. - 546 с.
. Макграт,
А. Введение в христианское богословие / А. Макграт. - М.: Библия для всех,
1998. - 333 с.
. Мейендорф
И., прот. /Введение в святоотеческое богословие. / Прот. И. Мейендорф, М.:
ПСТБИ, 2000. -229 с.
. Помазанский
М, протопресв., Православное догматическое богословие / М. Помазанский,
протопресв. -Holy
Trinity Orthodox
Mission, 2001. - 158 с.
9. Сайт
Астанайского благочиния Русской Православной Церкви.
<#"890222.files/image001.gif">
Слайд 2. Священные книги
Слайд 3. Библия
Слайд 5. Новый Завет, Евангелие
Слайд 6. Евангелисты