Этнология в трудах древнеримских авторов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,69 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Этнология в трудах древнеримских авторов

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования "Самарский Государственный институт культуры"

Факультет культурологии и социально-культурных технологий

Кафедра теории и истории культуры






Реферат по дисциплине "Этнология"

Тема: Этнография в трудах древнеримских авторов



Выполнил:

студент очного отделения,

группы ФК-19 Ефремов Сергей






Самара, 2015

Содержание

Введение

1. Этнография в трудах авторов Древнего Рима

1.1 Этносы в трудах Гая Юлия Цезаря

1.2 Краткая география

1.3 Галлы

1.4 Германцы

1.5 Германцы в трудах Корнелия Тацита

1.6 Англы

Список литературы

Введение

Древние племена, населявшие Европу от её севера до юга, с запада и до востока оказали огромное влияние на современное понятие о культуре канувших в лету времен.

На данном этапе времени мы можем рассматривать культуры галлов, кельтов, англов, германцев, саксов с точки зрения великих людей, живших в их времена и основываясь на современных источниках, подкрепляемых археологическими находками.

В первую очередь как источник рекомендуется рассматривать "Записки Гая Юлия Цезаря о Галльской войне" и произведения Корнелия Тацита - последователя языка Цезаря и уже потом основываться на трудах археологов, когда мы хотим подробней узнать о их быте, образе жизни, традициях.

Труд Тацита "О происхождении германцев и местоположении Германии" хоть и очень подробно описывает жизнь и быт германских, но его точка зрения очень уж предвзята, так как известно, что он недолюбливал многие народы. Так за основу данного реферата взяты "Записки" Цезаря, но Тацит прозвучит при рассмотрении германских племен.

1. Этнография в трудах авторов Древнего Рима

1.1 Этносы в трудах Гая Юлия Цезаря

Кто бы какой точки зрения не придерживался, но факт очевиден: главнейшим источником знаний не только о галльской войне, но и о этносах Европы всегда будут "Записки" Цезаря, а также труд Корнелия Тацита "О происхождении германцев".

1.2 Краткая география

Хоть он и был полководцем и правителем, но в своих трудах, которые выходили в конце каждого года войны, он описывал территории, на которых проживали те или иные племена, затем все исходило в описание народов и их житии.

Так в первую очередь стоит рассмотреть Галлию (ныне на ее бывшей территории расположена Франция).

На момент походов Цезаря Галлия была условно разделена на три части:

.Галлия Цизальпинская. Её называл "одетой в тогу", что характеризовало ее по словам великого как романизованную или цивилизованную.

2.Галлия Нарбонская. Ее он называл простой провинцией и ныне известна как Прованс

.Галлия Трансальпийская. Он называл ее "волосатой" или "одетой в штаны". Охватывала всю территорию современной Франции, Бельгии, Голландии и левый берег реки Рейн.

О Галлии Трансальпийской сказано больше. Так как она была в свою очередь разделена на три составные части: юго-западную, которую населяли аквитаны с примесями иберов; центральную, населенную преимущественно галлами с кельтами и северную, которая была занята кельто-германскими племенами белгов.

Население не было ограничено ими. Подле провинции, к примеру, проживали группы эдуи, секваны, арверны, алброги.

1.3 Галлы

О галлах и кельтах трудно сказать, как о едином этносе, но известно, что их группы племен, языки, общины, поведение были родственны между собой, зачастую не ясна была разница между ними и германцами. Так белгов путают с кельтами, кельтов к иногда к германцам, а германцев к треверам.

Цезарь в своих трудах не раз описывал галлов как благочестивый народ, хвалил за храбрость в бою, ненависть к рабству и стремление к свободе каждого. Касаемо их храбрости в бою он писал, что они воинской доблестью превосходили все народы. Приводит примеры мужества, героизма, преданности и истинного благородства даже тогда, когда смерть неизбежна.

Но со временем, при налаживании торговых путей через Океан и Галлию, сами галлы изнежились, привыкли к роскоши и свыклись со своими поражениями. И после этого они не шли ни в какое сравнение с германцами.

Гай Юлий Цезарь считал этот народ необычайно сообразительным и умеющим подхватывать знания других племен на лету и применять полученный опыт. Описывая их характер, он подчеркивал их безрассудство, легкомыслие, непостоянство и вспыльчивость, которая подталкивала их принимать на веру ложную информацию. По словам Цезаря, "насколько галлы полны решимости и присутствия духа для начала войны, настолько же они бесхарактерны и нестойки перед лицом неудач". Своей храбрости в бою они жертвовали воинскую дисциплину. Но были склонны и ко лжи, отсутствию порядка, хвастовству и вероломству, чем и было обусловлено недоверие Цезаря к своей свите, которая состояла из галлов.

Будет нелишним рассказать и о традициях галлов.

Все галлы чрезвычайно набожны. Поэтому, когда кто-то заболевал, проводил жизнь на войне или в опасности, то родственники приносили или давали обет принести человеческие жертвы, так как верили, что за одну человеческую жизнь можно отплатить другой. Этим заправляли друиды.

Друидами называли тех же самых жрецов, которые являли собой посредников между миром людей и духов. У галлов друиды принимали участие в делах богопочитания, наблюдали за правильностью жертвоприношений, истолковывали все вопросы, относящиеся к религии. К ним на обучение поступало много молодежи не столько для того, что их тянуло к наукам, а потому что друиды не только пользовались почетом и уважением, но и не платили податей. Друиды выполняли и роль судей в решении спорных вопросов, оглашали приговоры. Также они не принимали участия в войне. На обучении друиды находились около 20 лет и многих на обучение отправляли родные и лишь часть шла по своей воле, так как в служении богам было много преимуществ, которые были упомянуты в этом абзаце.

Галлы свято верили, что за человеческую жизнь можно заплатить только человеческой жизнью. Были общественные жертвоприношения - в соломенные чучела или чучела из прутьев загоняли человека и поджигали с ног заживо. Приносились обвиненные или уличенные в воровстве, грабеже или других преступлениях. За неимением оных - сжигали невиновного. Также уважали и римских богов.

Что касаемо похорон, то они у галлов великолепны и связаны с большими расходами. Все, что было мило покойнику при жизни, они бросают в огонь. Живьём. Животные, рабы, клиенты, если он их любил.

Также не лишним будет рассказать и о том, что галлы также почитали римских богов. "Из богов они больше всего почитают Меркурия, - писал Цезарь. - Он имеет больше, чем все другие боги, изображений; он же признается указывателем дорог и проводником в путешествиях; думают также, что он очень содействует наживе денег и торговым делам. Вслед за ним они почитают Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву. Об этих божествах они имеют примерно такие же представления, как остальные народы: Аполлон прогоняет болезни, Минерва учит начаткам ремесел и искусств, Юпитер имеет верховную власть над небожителями, Марс руководит войной". Перед военным походом галлы приносили жертву Марсу и обещали ему будущую военную добычу. А после победы приносили всёсхваченное живым, сносили в одно место, а добычу складывали в кучу. И крайне редко кто-то укрывал у себя что-то из добычи - за это полагалась мучительная казнь.

Наивно полагать, что древние галлы могли действительно почитать тех же богов, что и римляне. Просто Цезарь усмотрел у галльских божеств близкие римским богам функции и "специализацию" и, согласно этому, назвал их соответствующими римскими именами. К тому же, завоевывая такую большую страну, он заранее хотел "подготовить почву" и показать, что идеология галлов почти не отличалась от римской. За именами Меркурия и других римских богов стояли совсем иные почитаемые галлами божества; кроме того, существовало еще много галльских богов, совсем не упомянутых Цезарем в его "Записках".

В Галлии не только общины и поселения, но даже семьи делятся на партии-группировки. Лидером каждой группировки является тот, у кого выше авторитет и с к нему всегда обращались за советом. Авторитетное лицо же рассуждало споры и разногласия. По прибытии Цезаря в Галлию, одну партию держали эдуи, а другую - секваны. Секваны же принадлежали эдуям, так как они были слабее. Эдуи же имели большее количество подвластных племен, так как они установили дружеские отношения с германцами. Но после череды проб и ошибок, сражений и волны истреблений знати эдуев, секваны установили свое верховенство в Галлии. В особенности, после того, как они взяли в заложники детей из разных племен в обмен на обещание, что никто не будет им противиться, даже когда они оккупируют их территории. Нос приходом Цезаря эдуям были возвращены заложники и сами он и снова стали во главу Галлии.

Цезарь имел разного рода мнения о галльских племенах. Своими фаворитами он называл эдуев - давних союзников Рима, проживавших в Средней Галлии между реками Сена и Луара и был к ним лояльнее, нежели к гельветам - враждебно настроенных по отношению к римлянам "дикарей", населявшим Альпы.

Но были и "благородные дикари" - вольки-тектосаги, белги, нервии.

Вольки-тектосаги в римскую эпоху промышляли добычей железной руды и жили преимущественно в гористых областях нынешней Словакии. Белги населяли часть северного Рейна и запад Британии, которые позже смешались среди других культур, после их покорения. А нервии были частью племенем смешанного кельто-германского происхождения. О них известно не так много, кроме того, что они оказывали отпор Цезарю и сопротивлялись германцам. И кроме того, сам Цезарь считал нервиев самым храбрым и хитрым из северных племен.

1.4 Германцы

Раз мы начали говорить о германцах, то можно затронуть и их.

Патриархальная простота и строгость нравов, отмеченные Цезарем у германцев, резко контрастируют с образом жизни галлов, привыкших к деньгам и предметам роскоши, а также с примерами их бесчеловечной жестокости. Германцы для Цезаря были "дикарями и варварами", в культурном отношении стоявшими гораздо ниже галлов, но зато превосходившими их в моральном плане.

Цитируя Цезаря следует сказать, что образ жизни германцев отличался от того, который ведут галлы. У них не было друидов, ровно, как и культа жертвоприношения. Из богов почитали Разум, Огонь, Солнце и Луну и верили только в тех богов, которые помогали их в повседневной жизни, а об остальных богах не знали и по слухам. Всю жизнь германцы проводят в занятии охотой и за военным делом и детей приучали с младых ногтей к суровой жизни и труду.

Чем дольше молодежь сохраняет целомудрие, тем больше им славы у своих: по их мнению, воздержание увеличивает рост и укрепляет мускульную силу. До двадцати лет познание женщины считалось позором. Но это не мешало им вместе купаться в реках. Некоторые части тела прикрывались мехом, оставляя большую часть тела обнаженной.

Земледелием германцы занимались мало, и их пища в основном состояла молока, сыра и мяса. Ни у кого из германцев не было определенных земельных участков и вообще земельной собственности, но власти и князья каждый год наделяют определенные роды и союзы родственников землей, а через год заставляют их переходить на другое место. Этот порядок объяснялся разными соображениями, а именно - чтобы в увлечении оседлой жизнью люди не потеряли интереса к войне. Чтобы они не стремились к приобретению обширных имений и сильные люди не выгоняли бы слабых из их владений, чтобы шибко не обустраивались из боязни холодов и жары, чтобы не нарождалось жажды денег, от которой и возникали раздоры. И в конце концов это лучшее средство управления народом, укрепления в нем довольства видя, что в своем положении имущественном и финансовом он не уступает и самым сильным.

То же самое можно сказать и о свевах - "грубых варварах", совершавших время от времени разбойничьи набеги на земли своих соседей-херусков, которые отвечали им тем же. В описании свевов, "самого многочисленного и наиболее воинственного" из всех германских племен, также присутствует немало элементов примитивности. Так, по сведениям Цезаря, у них не было частной собственности на землю, они придерживались преимущественно мясо-молочной диеты, вели активный образ жизни на лоне природы, носили одежду, сшитую из шкур, и отличались физической крепостью и здоровьем. Свевы пользовались абсолютной свободой, никому не подчинялись и делали только то, что они хотели. Они вовсе не употребляли вина и были совершенно равнодушны к привозным товарам и, как мы помним из текста выше именно из-за привозных товаров избаловались и изнежились галлы.

Остается лишь дополнить собирательный образ германцев теми негативными чертами их характера, о которых упоминает Цезарь в "Записках о галльской войне". Их сравнительно немного. Лишь однажды Цезарь упрекнул германцев в вероломстве и лицемерии. Кроме того, целый ряд отрицательных качеств типичного варвара-германца сохранила для нас характеристика Ариовиста.

1.5 Германцы в трудах Корнелия Тацита

Наряду с "Записками" Цезаря источником знаний о германских племенах также является труд Корнелия Публия Тацита "О происхождении германцев и местоположении Германии".

Описывая германские, племена он писал, что германцы, несмотря на большое количество переселенцев и проезжих не смешивали родную кровь с чужой, но если и да, то лишь в ничтожной степени и представляли собой "особый, сохранивший изначальную чистоту и лишь на самого себя похожий народ".

В большинстве своем у германцев были общие черты лица: жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые крепкие тела. Но вместе с тем они были вспыльчивы, им не хватало терпения, чтобы упорно и напряженно трудиться и не выносили жажды и зноя, когда непогода, суровый климат севера и почва приучили их легко претерпевать холод и голод.

Некоторые территории Германии ужасали Тацита тем, что они были сплошь покрыты лесами и топями, но в большинстве своем территория была достаточно плодородная, но непригодная для плодовых деревьев. Земля в Германии более болотистая и влажная со стороны Галлии и открыта для ветров там, где она обращена к Норику и Паннонии. Но в изобилии был мелкий скот, но все же по большей части малорослый. У большинства быков отсутствовали рога - их отрывали и растаскивали на шлемы и украшения для дома. Но все же они были рады тем, что считали поголовье своих стад достоянием, так как "в золоте и серебре им боги отказали, не знаю, из благосклонности к ним или в гневе на них".

Говоря о золоте и серебре примечательно, что в отличие от других народов, германцы не особо заботились об обладании им, как и об употреблении в своем обиходе. Так, глиняная посуда ценилась больше серебряной и золотой, расплачиваться за товар привычнее было серебряными монетами. И во многих племенах преобладала бартерная торговля.

Что можно сказать о политическом устройстве германцев? Царей выбирали из знати, а вождей из самых доблестных и сильных. Но цари не обладали безмерным могуществом, так как над ними начальствовали вожди. Вожди всегда сражались в авангарде, с них брали пример, выделялись решительностью.

Об их религиозных верованиях было написано выше, когда мы рассматривали племена германцев с точки зрения Цезаря, но Тацит заметил, что германцы в честь богов называли рощи, деревья, леса. Но так и оставалось загадкой, почему германцы почитали богов, пришедших к ним извне.

Были у них и традиции совещаний. Если не происходит чего-либо случайного и внезапного, они собираются в определенные дни, или когда луна только что народилась, или в полнолуние и считают эту пору наиболее благоприятствующей началу рассмотрения дел. Счет времени они ведут не на дни, а на ночи. Таким обозначением сроков они пользлвались, принимая постановления и вступая в договоры друг с другом; им представляется, будто ночь приводит за собой день.

Когда германцы не вели войн, они много охотились или предавались чревоугодию. Сильные воины не неся обязательств, перепоручали свои обязанности женщинам, старикам, слабым. Они пахали, заботились о жилище и занимались хозяйством, пока мужи погрязали в бездействии. Тацита поразило то, что они были противоречивостью природы: любили бездействие и ненавидели покой. Часть своего имения простолюдины отдавали вождям как дань уважения. Но вожди больше ценили подаяния от соседних племен.

Народы Германии не жили в городах и более того, не терпели, чтобы их поселения находились вплотную друг к другу. Селились же германцы каждый отдельно и сам по себе, где кому приглянулись родник, поляна или дубрава. Верхняя одежда у всех - короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если ее нет, то шипом. Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни у разожженного в очаге огня. Наиболее богатые отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело. Одежда у женщин не иная, чем у мужчин, разве что женщины чаще облачаются в льняные накидки, которые они расцвечивают пурпурною краской, и с плеч у них не спускаются рукава, так что их руки обнажены сверху донизу, как открыта и часть груди возле них.

Браки у них соблюдаются в строгости, и ни одна сторона их нравов не заслуживает такой похвалы, как эта. Ведь они почти единственные из варваров довольствуются, за очень немногими исключениями, одной женой, а нескольких жен заводят не из побуждений похоти, а из их видного положения. Приданое предлагает не жена мужу, а муж жене. При этом присутствуют ее родственники и близкие и осматривают его подарки; и недопустимо, чтобы эти подарки состояли из женских украшений и уборов для новобрачной, но то должны быть быки, взнузданный конь и щит с фрамеей и мечом. За эти подарки он получает жену, да и она взамен отдаривает мужа каким-либо оружием.

После того, как мы рассмотрели галлов и германцев, затронув их племена, стоит поговорить и о англах, но для начала будет краткая информация о начале экспедиции Цезаря.

1.6 Англы

Слово Британия встречается впервые именно к Цезаря и происхождение этого слова доподлинно неизвестно. По одним источникам оно происходит от слова "брит" - раскрашенный, так как бритты раскрашивали себе тело растительными красками.

Первыми обитателями британских островов принято считать кельтов, но на основании оставшихся памятников, предполагается, что на территории Британии до кельтов жил и другой народ, который не принадлежал к арийской группе. Племя кельтов делилось на две ветви - гаелов и кимвров. К гаелам относят ирландцев и шотландских горцев, а к кимврам - валийцев и жителей южной Британии.

Ранними мы можем считать кельтов, о которых писал Цезарь:

"Внутренняя часть Британии населена племенем, которое считается аборигенами этой страны, а побережье населено пришельцами из Бельгии <#"justify">этнология тацит этнология цезарь


Закончить рассказ об этнологии с точки зрения древних философов стоит на том, что мы знаем о жизни племен и отдельных общин племен народов лишь из трудов Тацита и Цезаря и они полностью исчерпывают этот вопрос.

Тацит-философ предпочитал рассматривать этносы глубоко, смотря в их историю, особенностей их традиций, а Цезарь рассматривал не столько отдельно этнос, но и каждое племя и их, как сказано, взаимоотношения. Но Цезарь рассматривает их поверхностно.

Тем не менее, каждый из них внес внушительный вклад в науку этнографию, сохранив знания до наших дней. Но да данном временном этапе мы рассматриваем не только философов своего времени, но опираемся на археологические сведения, переводы древних текстов.

Нам ещё много предстоит узнать о этносах Древнего Мира, но тот объем знаний, что дошел до нас от них уже колоссален.

Список литературы

1. Тацит Корнелий Публий. О происхождении германцев и местоположении Германии/перевод Бобович Ананий. Место и год издания

. Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне/

Похожие работы на - Этнология в трудах древнеримских авторов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!