Эллинистический Египет конца IV – второй трети I вв. до н.э.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,41 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эллинистический Египет конца IV – второй трети I вв. до н.э.

План работы

Введение

Глава 1. Происхождение и формирование эллинистического Египта

§ 1. Образование эллинистического Египта

§ 2. Первые Птолемеи

Глава 2. Экономика и социальная структура

§ 1. Земледелие и земельные отношения

§ 2. Ремесло и торговля

§ 3. Социально-сословные отношения

§ 4. Положение рабов в эллинистическом Египте

Глава 3. Административное управление и внутренняя политика

Глава 4. Внешняя политика Птолемеев

Глава 5. Общие черты культуры эллинистического Египта

Заключение

Список использованной литературы

эллинистический египет ремесло раб

Введение

Египет Птолемеев был одним из крупнейших эллинистических государств, которое обладало бесспорным могуществом и контролировало важнейшие морские и караванные пути в восточной части Средиземноморья, обеспечивавшие торговлю с Востоком. В период своего наивысшего политического могущества в 20-е гг. III в. до н. э. Египет являл собой грозную и могущественную империю. Уже Птолемей I Сотер владел, помимо собственно Египта, Киренаикой, Кипром, Палестиной, Южной Сирией. При его первых преемниках влияние Египта распространяется на южную и западную части Малой Азии, побережье Фракии и Геллеспонта, а также на острова Эгейского моря. Расширяя территории своих владений, Птолемеи преследовали цели, связанные с созданием могущественной монархии в Средиземноморье и обеспечением безопасности границ Египта от нападений врагов.

Актуальность изучения эллинистического Египта состоит в том, что исследователи стараются понять сущность механизма превращения державы Птолемеев в крупнейшую империю Восточного Средиземноморья, а также оценить роль и место Египта в системе эллинистических государств.

Целью данной работы является изучение эллинистического Египта после смерти Александра Македонского.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

Проследить путь образования эллинистического Египта после смерти Александра III Великого

Познакомиться с экономикой и социальной структурой эллинистического Египта

Изучить административное устройство и внутреннюю политику Птолемеев

Исследовать внешнюю политику Лагидов

Рассмотреть общие черты культуры эллинистического Египта

Объект исследования: эллинистический Египет в конце IV - второй трети I вв. до н. э.

Предмет исследования: влияние эллинизма на внутреннее устройство Египта.

Хронологические рамки исследования с 323 года до н. э. - с года, когда Птолемей I стал сатрапом Египта, до 30-го года до н.э. - захват Египта Римом в правление последней царицы династии Лагидов Клеопатры VII.

Текст работы основан на трудах отечественных и зарубежных исследователей XX века.

В. Тарн - английский исследователь автор книги «Эллинистическая цивилизация», которая вышла в свет в 1927 году. В своем труде он писал о характерных формах политической организации и социальных отношений, которые складывались в эллинистических государствах. Он также рассматривал схему распространения полисного устройства в Передней Азии, изменение политического значения полиса, который уже значительно отличался от классического полиса в Элладе, специфику эллинистических монархий, взаимоотношения греко-македонского и местного населения, а также отдельные черты экономической жизни.

П. Левек - французский исследователь, один из крупнейших специалистов по истории Античности. Ему принадлежит главная роль в возникновении и развитии «Безансонской школы» во Франции, которая представляет собой наиболее перспективное направление в современном антиковедении. Он автор труда «Эллинистический мир», вышедшего в 1962 году. В нем он пишет, что процесс культурного развития общества в эллинистический период порождалось теми социально-экономическими и политическими явлениями, которые определяли саму сущность эллинизма. Плюс ко всему он также определенно указывает на колониальный характер любого эллинистического государства, ориентированного на эксплуатацию завоеванных народов Востока эллинами и македонянами, на правах завоевателей.

Г. Бенгтсон в своей монографии «Правители эпохи эллинизма» (1982 г.) дает подробную характеристику правителей эллинистических государств, а также освещает важнейшие события, связанные с их правлением.

А.Б. Ранович - отечественный исследователь, в своем труде «Эллинизм и его историческая роль» дал не только теоретическое понимание сущности эллинизма, но и конкретно-историческое исследование частных аспектов эллинистической истории, при этом нередко используя в качестве примера эллинистический Египет.

В монографии К.К. Зельина «Исследования по истории земельных отношений в Египте II-I вв. до н. э.» приведено детальное исследование земельных отношений уже позднеэллинистического Египта, а также поставлен ряд кардинальных теоретических проблем рабовладельческой общественно-экономической формации.

В совместном труде К.К. Зельина и Т.К. Трофимовой «Формы зависимости в Восточном Средиземноморье в эллинистический период» (1969 г.) и в сборнике Блаватской Т.В., Голубцовой Е.С., Павловской А.И. «Рабство в эллинистических государствах в III-I вв. до н. э.» говорится о роли рабского труда в экономике эллинистических государств.

Н.Н. Пикус - автор труда «Царские земледельцы (непосредственные производители) и ремесленники в Египте III в. до н. э.», вышедшего в 1972 году. В своем труде исследователь поднял вопрос о том, кто в эллинистическом Египте занимал преобладающее положение в сфере экономики. По его мнению, занимали это место скорее не рабы, а другие группы населения страны - царские земледельцы и ремесленники. Именно они, по мнению исследователя, составляли тот слой в обществе эллинистического Египта, который в III в. до н. э. своей деятельностью фактически определял его экономическое развитие.

Под редакцией исследователя Е.С. Голубцовой вышел сборник статей «Эллинизм: восток и запад» (1992 г.), в котором внимание уделено именно социально-экономическим проблемам эллинизма. В частности, здесь рассматриваются такие аспекты, как земельные отношения в эллинистическом Египте, ремесло, торговля и система налогообложения. Также она подчеркивает, что образец эллинистического Египта представляет собой исключительный пример синтеза древнегреческих и древневосточных начал в экономике.

Работа состоит из введения, пяти глав, шести параграфов, заключения, списка источников и списка использованной литературы.

Глава 1. Происхождение и формирование эллинистического Египта

§ 1. Образование эллинистического Египта

Великий царь и полководец Александр III Македонский умер внезапно в 323 году до н. э. перед своим отъездом из Вавилона. В связи с этой скоропостижной кончиной о некоторых из его приближенных говорили недоброе, якобы он был отравлен. Но, однако, многие историки полагают, что Александр умер от малярии, которой он заразился в Индии, и которая смогла в короткий срок поразить весь организм, истощенный и израненный в бесконечных походах и сражениях.

За свое недолгое царствование (336-323 гг. до н.э.) Александр смог создать великую империю, подобно которой не создаст более никто, но, увы, она не на много пережила своего создателя. Конечно, его деятельности можно с легкостью дать отрицательную оценку: ненужные насилия, расправы над обеспокоенными введением проскинезы и слиянием народов греками, хотя последнему они предпочли бы грубое порабощение побежденных, практически безграничная страсть к излишествам безмерно возгордившегося царя (например, введение при дворе персидского церемониала, считал себя полубогом и т.д.). Но при всем при этом, все эти недостатки ничто по сравнению с тем новым, что принес Александр. Это были идеи самодержавной монархии, господства Эллады в Египте и Азии, строительства городов в удаленных сатрапиях, взаимопроникновения эллинской и восточной цивилизаций. Александр - был легендой не только при жизни, но и после нее. Нет более блистательного подтверждения мысли Плутарха о том, что иногда история может зависить всего лишь от одного великого человека. Поэтому, разумеется, можно понять восхищение Пирра или Цезаря героем, который, не дожив до тридцати трех лет, успел создать новый мир, никогда еще не существовавший ранее.

Смерть Александра - не причина гибели его державы, это был тот рубеж, с которого начался неудержимый процесс развала его великого государства. Кажущееся единство империи Александра и согласие бывших соратников разлетелись в прах. Более сорока лет Греция и Восток оставались ареной кровавых распрей претендентов на власть, до последнего за нее борющихся. Из всех царей эллинистического мира первого поколения после Александра (диадохов) только Птолемей Лаг умер естественной смертью, будучи уже старым, другие же пали на полях сражений или стали жертвами дворцовых заговоров.

Александр оставил после себя огромное наследство, в которое входили кроме Македонии и европейских владений, Египет, Сирия, почти вся Малая Азия, Центральная Азия, часть Средней Азии и часть Индии. Но Александр не успел оставить никаких указаний относительно того, как распорядиться этим богатым наследством. И никто из его приближенных не знал, что будет лучше: сохранить империю или разделить ее по частям.

Различные контрасты эпохи отчетливо и ярко отразились в личности каждого претендента на власть, различны были их возраст и социальное положение. Так, Антипатр, Антигон и Полисперхонт были еще соратниками Филиппа; Птолемей, Пердикка, Леоннат и Эвмен - старше Александра, а Кассандр был моложе его на год. И хотя по социальному положению диадохи были представителями высшего слоя греко-македонской знати, из состава которой выдвигались полководцы, телохранители, наместники, сатрапы, социального равенства между ними не было. Но можно сказать, что все приемники Александра были люди разных способностей, различных характеров, разных военных талантов и государственной мудрости. Вместе с тем все они, безусловно, были людьми незаурядными, исключительной жизненной закалки и стойкости.

Именно так в огне распрей и кровавых междоусобиц погибла империя Александра. Египет был одним из первых эллинистических государств, образовавшихся из владений Александра Македонского. С 323 г. до н. э. сатрапом Египта стал один из ближайших соратников Александра, его телохранитель - Птолемей Лаг. Он основал династию Лагидов, которая правила Египтом вплоть до его завоевания Римом в 30 году до н. э.

При династии Лагидов Египет был одной из мощнейших держав существовавшего эллинистического мира. Так, в III веке до н. э. во владения Египта входили Южная Сирия (до Ливана), большая часть Финикии, южное и западное побережье Малой Азии, побережье Геллеспонта и Фракии, Киклады, Самос, Крит, Кипр и Киренаика.

Одним из главных городов оставалась Александрия Египетская, основанная еще Александром Македонским в Дельте Нила. Она сохраняла за собой важное не только военно-стратегическое, но и торговое положение, поскольку являлась главным городом-портом во всем Средиземноморье на протяжении всего существования эллинистического Египта. Так же она была и главным культурным и научным центром. Говорить о Египте без Александрии, то же самое, что говорить о теле без головы. Все дороги Египта вели в Александрию. Птолемеи так же основали второй греческий полис - Птолемаиду. Так же древний город Навкратис имел статус греческого полиса.

Владения династии Птолемеев раскинулись на трех континентах - Африки, Азии и Европы. Это давало правителям Египта право господства на всех морских путях восточной части Средиземного моря, а так же возможность вмешиваться в военно-политическую жизнь Средиземноморья в целом.

Вот таким мощным и могущественным начал свой путь Египет после смерти Александра. Этому государству повезло еще в том, что на протяжении первого столетия во главе его стояли умные и талантливые правители.

§ 2. Первые Птолемеи

Первым представителем и основателем династии был Птолемей Лаг или Птолемей I Сотер («спаситель»). Предположительно он родился около 360 года до н. э. и был сыном Лага и Арсипои. Семья его матери была более знатной, чем семья отца, поскольку состояла в родстве с династией македонских царей. Отец Птолемея - Лаг относился к одной из почтенных македонских семей, материальное благосостояние которых основывалось на землевладении.

Важнейшим событием, изменившим жизнь юного Птолемея, был Восточный поход Александра, который открыл македонянам совершенно новый мир. Они впервые увидели горы и долины Малой Азии, покрытый снегом Тавр, приморские равнины Финикии с ее крупнейшими городами Тир и Сидон. В ту пору Птолемей еще не принадлежал к ближайшему окружению Александра. Тем не менее, он участвовал в битве при Иссе (333 г. до н. э.) и вместе с Александром вступил на землю Египта. Особенно он проявил себя уже в конце Восточного похода, он был способным воином, отличавшимся осмотрительностью и личной храбростью. Но еще одной его отличительной чертой была хитрость и предусмотрительность, без которой он, скорее всего, не смог бы стать в будущем фараоном Египта. Жизнь Птолемея полностью изменилась со смертью Александра. В 323 году до н. э. он стал сатрапом Египта. Еще при Александре (332-331 гг.) Птолемей смог оценить преимущества, связанные с положением и населением этой страны.

Птолемей I объявил себя царем (фараоном) Египта в 305 году до н. э. Он проявил себя как осторожный и настойчивый владыка, как зачинатель во всех областях своей деятельности. Он вел активную завоевательную политику, начиная с 322 года, чтобы не только расширить границы своего царства, но и максимально обезопасить его рубежи в Средиземном море. Он сделал очень много для своей империи: ввел монетную систему, привлекал в Египет эллинов, старался удержать в войне наемников, наделяя их земельными участками - клерами. Он начал проводить политику сотрудничества между греками и коренным населением, также как это делал Александр, предложив им для почитания нового бога - Сараписа, который одинаково почитался как египтянами, так и македонянами. Так же он уделял большое внимание и покровительствовал развитию культуры и наук. Так он основал в Александрии Египетской Великую Александрийскую Библиотеку и Музей.

Сорок лет его правления знаменовали собой период бурного развития и расцвета государства. Птолемей I умер в конце 283 г. до н. э. За два года до своей смерти он назначил соправителем своего сына Птолемея. Именно так без всяких трудностей произошла смена правителя в державе Лагидов. Среди потомков Птолемея I, позднейших правителей и правительниц Египта, он навсегда остался образцом, преклонение перед которым было возведено в священный культ, а память о нем сохранялась и чтилась во все времена существования эллинистического Египта.

Его сын Птолемей II, правивший в 283-246 гг. до н. э., был женат на своей сестре Арсиное отсюда он и получил свое прозвище Филадельф («любящий сестру»). Он продолжил дело своего отца и также, как и он, вел активную внешнюю политику, которая была основана как на династических браках, так и на войнах, в частности с державой Селевкидов (1-я и 2-я Сирийские войны) и Антигонидов. В период наивысшего могущества Египта под властью Птолемея II находились Кирена, Кипр, Памфилия и др. Также он мог оказывать влияние на конфедерацию полисов Кикладских островов. Птолемей II дал Египту новую административную систему, которая позволила более эффективно эксплуатировать страну благодаря царским монополиям и строгой налоговой политике. Он реформировал монетную систему, которую когда-то ввел его отец, запретив при этом использование внутри страны иностранных денег, приказал восстановить канал Нехо, вернул к жизни Фаюмский оазис. При его дворе собирались самые знаменитые поэты, ученые и врачи эллинистического мира, а Музей и Александрийская Библиотека процветали и достигли во время его правления своего наивысшего расцвета.

Птолемей III Эвергет I (246-221гг. до н. э.) - «благодетель», сын Птолемея II, был женат на дочери царя Кирены - Беренике. Во второй половине своего царствования вел войну с державой Селевкидов (3-я Сирийская война). Его двор был не менее блестящим, чем у его отца Птолемея II. Он расширил Библиотеку Александрии, приказал организовать и отправить экспедицию в Персидский залив, создал необходимые условия для работы Эратосфена.

Но уже в это время начались народные волнения, из-за все более нарастающего социального напряжения, и так называемая порча монеты. Особенно обострились эти проблемы в период правления первых двух приемников Птолемея III: Птолемея IV Филопатора («любящий отца»), который воевал с Антиохом III Великим - правителем государства Селевкидов (4-я Сирийская война), и Птолемея V Эпифана («славный»), при котором Египет потерял Келесирию - и в итоге от всех внеегипетских владений остались только Кипр и Кирена.

После смерти Птолемея V Эпифана начался долгий период упадка, охвативший II и I вв. до н. э. Былое величие и могущество Египту попытаются вернуть последние представители династии Лагидов, в частности последняя царица Египта - Клеопатра VII.

Каждый правитель Египта из династии Лагидов внес свою лепту и вписал свое имя в мировую историю. Птолемей I, как один из наследников первого поколения Александра, относится к числу основателей эллинистических государств, а его потомки продолжали начатое им. Их дела пережили столетия. Именно они направляли судьбы государств в Македонии, Передней Азии и Египте, именно они открыли путь новым идеям и методам в политической и экономической областях, которые в будущем были восприняты римлянами и доведены до совершенства. Египет стал эллинистическим государством одним из первых и на нем же и закончится история эпохи эллинизма.

Глава 2. Экономика и социальная структура

§ 1. Земледелие и земельные отношения

Придя к власти, Птолемеи получили уже издавна сложившуюся в Древнем Египте экономику, основой которой, как и прежде, оставалось ирригационное земледелие, использующее ежегодные разливы Нила и распределение воды через сеть оросительных сооружений по всей долине.

Именно от земледелия зависела жизнь всего народа в Египте. Поэтому сельское хозяйство начиналось там именно с ирригации, но иногда и с мелиорации. Основу ирригационной системы составлял Нил, от которого отходили более мелкие каналы, по которым дальше и распределялась вода. С системой каналов были тесно связаны плотины или дамбы. Их сооружали для того, чтобы создавать запасы воды при разливе Нила, а так же дабы избежать затопления посевов и бесполезной траты воды.

Создание и поддержание рабочего состояния ирригационной системы занятие весьма тяжелое и затратное. Именно поэтому новые правители ставили своей важнейшей задачей поддержание и расширение ирригационной системы в Египте. О большой важности и масштабах этих работ по усовершенствованию ирригационной системы свидетельствуют записи папирусов Фл. Питри. «В царствование Птолемея, сына Птолемея Сотера, год 28. Измерение работ в мериде Каллифана, номархи Никона через Дориана, представителя Зопириона, и Аполлонида, представителя Никона, и секретарей в каждом месте». За каждым участком строго следили «архитекторы», в обязанности которых входило не только техническое руководство, но также и организация снабжения стройки материалами и рабочей силой, а также контроль за уже действующей системой ирригации. «Аполлоний приветствует Клеона. Я писал тебе 17-го о принятом мной решении относительно десятников у Диотима, о количестве людей и количестве камня и каким образом они согласились у Диотима восполнить недостающих людей и пополнить общее количество камня до начала месяца, если им будет доставлено железо; и я писал тебе, сколько должно быть дано каждому из них сырого материала и сколько требовать работы. И теперь ты хорошо сделаешь, если примешь решение предоставить клинья каждому из упомянутых, чтобы отнять у них повод [протестовать]». И хотя архитекторы получали достаточное финансирование, порой затраты превосходили расчеты, поэтому важной частью их работы была также и экономия средств. «Передаю тебе копию просьбы, поданной мне от Клеона. Вывеси в Крокодилополисе и в Птолемаиде объявление для желающих взять подряд на каменные работы около названного шлюза, на которые имел подряд Аполлоний, для облегчения царской казны… Каллидомос же подряд… Вывеси же объявление и объяви [через глашатаев], не пожелает ли кто взять еще за меньшую сумму; сообщи Никострату и архитектору Клеону, [чтобы] они в дальнейшем не допускали повышения [стоимости подряда]. До утверждения работ напиши Неону, чтобы Каллидомос наблюдал за работами и за тем, чтобы ничего не было израсходовано на работы помимо того, что уже израсходовано».

Сооружение и ремонт каналов требовали наличия большого числа рабочих рук. Поэтому здесь, как и в случае с Великими Пирамидами, в работе было задействовано все население Египта, естественно, кроме знати. На работах были задействованы не только непривилегированные свободные люди, но также рабы и пленные. «Никерат Клеона приветствует. Что касается северной стены плотины, то часть ее упала, остальная еще держится, но так, что есть опасность, что если она упадет, будет убит кто-либо из людей. Ты хорошо сделаешь, отдав ее в подряд, и [если] дашь [его] эконому Дионисию, чтобы он приступил к работе. Ведь мы теперь же, приведя переданных диойкетом Аполлонием пленных, будем иметь больше места, чтобы использовать его для них».

Восстановление старых и сооружение новых каналов ирригации позволило значительно расширить площадь пахотных земель, пригодных для посевов. В эпоху эллинизма в Египте помимо ячменя, который являлся традиционной сельскохозяйственной культурой, стали сеять пшеницу, которая впоследствии стала составлять почти 80% всех зерновых культур, выращиваемых в Египте. Значительно больше, чем раньше, стали выращивать лен, окультурили рис и хлопчатник, эти культуры были совершенно новыми для Египта. Также растили и бобовые растения, такие как арак и чечевица.

Что касается владения землей, то здесь надо сказать следующее. Большая часть пахотных земель Египта была царской. Придя к власти, Птолемей I еще старался продолжать политику Александра, в отношении сближения европейской и египетской знати, пытаясь тем самым не ущемлять в правах ни тех, ни других. При нем египетская знать сохраняла значительную часть своих владений и продолжала играть довольно значимую роль в государственном аппарате. Но с приходом к власти Птолемея II все изменилось. В его правление значительно возвысилась греко-македонская знать, которая, почувствовав силу, перешла в открытое наступление против египетской знати. Владения египетских вельмож конфисковывались в пользу царя, а сами они все больше и больше отстранялись от управления государством. А между тем росли налоги для местного (туземного) населения и все больше становилось число нищих крестьян.

Эти самые конфискованные земли фараон чаще всего раздавал влиятельным чиновникам из греков и македонян в виде «дарственной земли». Так, например, известно, что диойкет Птолемея II - Аполлоний, владел поместьями общей площадью не менее 10000 га.

Хотя, если посмотреть на характер эксплуатации земли, то всю ее можно разделить на три большие группы: «царская земля» - самая большая, «уступленная земля» и земля клерухов (военных колонистов).

Царскую землю обрабатывали «царские землепашцы», формально на правах «аренды», в форме бессрочного договора и при солидарной ответственности всей общины перед царем. Но здесь «арендаторы» были далеко не свободны в своей хозяйственной деятельности, поскольку царское правительство устанавливало для них конкретные сорта растений и количество семян, которые необходимо было сеять, на уже заранее определенных полях. Кроме того, у земледельцев не было даже своего инвентаря. Все необходимое для обработки земли, в том числе семена и скот, они получали от государства. Семена они должны были возвращать натурой после окончания уборки хлеба, помимо этого они были обязаны платить налог в виде установленной части урожая. Обязанности «земледельцев-арендаторов» фиксировались в специальных периодически заключавшихся договорах. В III в. до н. э. договор заключался ровно на один год, но со временем срок его действия удлинялся до нескольких лет. По своему существу эти договоры были односторонние, поскольку крестьяне были просто вынуждены мириться с ними и соглашаться на все условия. Будучи связанными договором, землепашцы обрабатывали свой «арендованный» участок под строгим контролем многочисленных чиновников и местных контролеров. Так же было и во время жатвы, иными словами «арендатор» находился под строгим наблюдением в течение всего сезона. После сбора, урожай везли на царское гумно и молотили, так же под присмотром. Там зерно тщательно проверялось и делилось по количеству и качеству на две неравные доли: первая, та, что шла в царское распоряжение, и вторая, которая доставалась несчастному «арендатору». Крестьянам от их труда доставались лишь остатки, нередко они получали меньше 1/3 урожая. А собранное зерно в порядке налогов, сборов и различных принудительных оплат предназначалось для вывоза за границу, так же для снабжения Александрии и других полисов, для военного и административного аппарата, флота и армии. Но с другой стороны у этих людей не было иного выбора, поскольку своей собственной земли у них не было, именно поэтому они вынуждены были работать на царской земле.

Во II в. до н.э. положение «царских земледельцев» изменилось, причем, в худшую сторону, это было связано с все более растущими требованиями казны. Поэтому желающих «добровольно» арендовать царскую землю становилось все меньше и меньше, и тогда правительство Птолемеев стало прибегать к принудительной аренде. Это был первый шаг к прикреплению крестьян к земле, что собственно и произошло в I веке до н.э.

Именно земледельцы, «арендовавшие» участки царской земли являлись основными производителями сельскохозяйственной продукции. Но самое интересное то, что в условиях средиземноморского рабовладельческого общества было бы весьма естественно использовать труд рабов в сельском хозяйстве. Но именно возможность эксплуатировать, практически бесплатно, в долине Нила «земледельцев-арендаторов» сделало нерентабельным применение рабского труда на царской земле.

Вторая большая группа земель называлась «уступленной землей». Она, между тем, делилась на «храмовую» и «дарственную» земли. Первой категорией земли владели храмы, второй - чиновники. Но при этом, ни та, ни другая земля не являлась собственностью их владельцев. Она была именно уступленной, и в любой момент могла быть отобрана царем обратно. Именно над ней правительство Птолемеев осуществляло реальный контроль в форме разного рода обложений или указаний, относительно посевов и контроля над ними и др.

Больше всего храмовых землевладений было в Верхнем Египте. Храмы Хора в Эдфу, Хнума в Элефантине, Нехбет в Эль Каб располагали сотнями и тысячами арур (1 арур = 0,27 га) земли, поскольку храмовое землевладение имело больше простора для своего развития именно на юге, где контроль Птолемеев был не столь сильным, как в Нижнем Египте.

Третья группа - земля клерухов, которая тоже имела весьма важное значение для эллинистического Египта. Эта земля давалась в пользование за службу в армии. Изначально такие наделы получали только эллины и македоняне, поскольку именно они состояли на военной службе. Путем предоставления земельных наделов Птолемеи преследовали цель создать сильную, боеспособную армию Египетского царства, а так же решить проблему набора новых наемников. Но позже во II веке до н.э. характер этой категории землевладения изменился. После битвы при Рафии в 217 г. до н. э. в число клерухов попали египтяне, которые тоже получили земельные участки, хотя и немного меньшие по размерам. Число клеров росло, они были рассредоточены по всей территории Египта. При этом Птолемеи сохраняли полные права верховной собственности на землю. Клеры были неотчуждаемы, личной индивидуальной собственностью клерухов они не являлись.

Сами клерухи землю не обрабатывали, поскольку намного выгоднее для них было использование на своих участках дешевого, чуть ли не бесплатного, труда земледельцев-арендаторов и батраков. Их нанимали на время сельскохозяйственных работ и избавлялись от них после окончания сезона.

Но если первоначально земля не принадлежала клерухам, то с конца III века до начала I века до н. э. они получили право передавать надел по наследству своим сыновьям. И уже в I веке до н. э. клер мог переходить по наследству и к близким родственникам. В частную собственность клер окончательно превратился уже после завоевания Египта Римом в 30 г. до н. э.

Также в Египте и в эллинистическую эпоху остаются мелкие собственники. По-прежнему сохранялась мелкая индивидуальная собственность на землю, но, как правило, эта категория земель была малочисленна и никакой роли в экономике Египта не играла.

Именно так в целом характеризовалось сельское хозяйство в царстве Птолемеев. Оно достигло высокого уровня развития на базе его традиционных форм, в основе которых, на протяжении всей истории эллинистического Египта, лежало ирригационное земледелие.

§ 2. Ремесло и торговля

Вполне закономерно, что расцвет сельского хозяйства, поставлявшего большое количества сырья для ремесленных мастерских, привел к увеличению и дальнейшему развитию различных ремесленных производств.

Любые отрасли ремесла, как и сельское хозяйство, находились под контролем государства. Земледелие и ремесло были очень тесно связаны между собой и развивались во взаимодействии. Многие ремесленники, а точнее их большинство, в Нильской долине занимались обработкой сельскохозяйственной продукции, или же занимались работами, необходимыми для поддержания и развития сельского хозяйства. В свою очередь, земледельцы занимались некоторыми видами ремесел как подсобными промыслами или выполняли сезонные или периодические повинности, которые требовали несложных ремесленных навыков. Что касается ремесленников, то если их труд ограничивался производственным сезоном, включавшим в себя только ежегодную обработку урожая, они также занимались сельским хозяйством в промежутках между сезонами.

В Египте было сосредоточено большое число различных ремесленных мастерских. Крупнейшими ремесленными центрами были Александрия Египетская, Мемфис, Коптос, Гераклеополь, Крокодилополь, Панопль и Фивы. Там шло изготовление изделий из цветного, очень дорогого стекла, было развито производство льняных, шерстяных и шелковых тканей, очень ценившегося папируса, керамики, изделий из бронзы, меди и железа.

В Александрии Египетской ремесленное производство достигло наибольшего развития. Судостроение, строительство жилых и общественных зданий, изготовление дорогой мебели, тканей, керамической и металлической посуды, парфюмерии, предметов роскоши и ювелирных изделий, надо заметить, было рассчитано на потребление зажиточными слоями самой Александрии или на вывоз в другие регионы Египта, либо шло на внешний экспорт. В пользование простого населения поступала лишь незначительная доля продукции, как правило, не самая качественная и более дешевая.

Ремесленные мастерские были разными по размерам, преобладали мелкие и средние, в которых трудилось 10-30 работников, среди которых были не только свободные мастера, но и рабы. Такие мастерские являлись частными. Так же существовали и крупные царские ремесленные мастерские, где трудилось значительно больше работников.

В сельской местности располагались мастерские по производству папируса, тканей, ювелирных изделий, маслобойни и пивоваренные заведения. Так в папирусах Зенона говорится о ткацком производстве, сосредоточенном в хозяйстве диойкета Аполлония. «Зенону привет от ткачей. Мы приехали сюда работать. Но чтобы работа оправдалась, необходимо давать нам за промывку и ческу каждого таланта льна по одной драхме и за тканье одного куска три медные драхмы».

Так же отличительной чертой эллинистического Египта являлось существование царских монополий. Так существовала масляная монополия. Она распространялось на производство и продажу различных сортов масла: кунжутного, касторового, льняного, тыквенного, шафранового. Маслоделы работали под строгим контролем экономов. Работали они в силу принуждения, утвержденного в законодательном порядке, были прикреплены каждый к своему ному и не имели права уходить из него. Маслоделы были лишены своих орудий производства и были обязаны ежедневно работать на маслобойнях в течение всего производственного сезона под строгим надзором. Каждый маслодел был обязан выполнить определенную ежедневную норму выработки готовой продукции растительного масла. За работу маслоделы получали жалованье деньгами. Оплата труда была сдельной и зависела от выработки определенной нормы. Также, по закону, маслоделам полагался небольшой процент от прибыли, полученной от продажи масла.

Пивоварение было одним из самых распространенных ремесленных производств в Египте. Оно так же было монополизировано государством. Также большое значение имела монополия на производство папируса, который пользовался большим спросом во всем Средиземноморье.

Развитие сельского хозяйства и ремесла неизменно ведет к развитию и расширению торговых отношений как внутри страны, так и на внешнем рынке. Египет торговал преимущественно зерном, папирусом, тканями, ценными породами камней (аметист, топаз, изумруд), стеклом и ювелирными изделиями.

Птолемеи вели широкую внешнюю торговлю. Они торговали со многими греческими полисами, Римом, Родосом, Карфагеном, Боспором, Ольвией и другими городами Северного Причерноморья, а так же с Южной Аравией. К внутренним районом торговли относятся Нубия и Мероитское царство.

В Египет импортировались медь с Кипра, шерсть из Малой Азии, строевой лес из Малой Азии и Фракии, из Италии пурпурные ткани, мрамор и лошадей.

Немаловажное значение имела торговля Египта с Эфиопией, Суданом и Аравией, которая шла через Красное море. Впоследствии по берегу этого моря, по маршруту нового торгового пути, возникли новые торговые города: Береника, Левкос Лимен и Миос Гормос.

С юга Египет получал рабов, слоновую кость, золото, различные ароматические вещества, такие как ладан и мирру. Вывозились в эти регионы грубые сорта тканей, так называемые «одежды для варваров», и различного рода безделицы. Плюс ко всему Египет имел торговые связи с Индией, откуда в страну привозили пряности, редкие ткани и драгоценные камни. Птолемеи освоили открытый Александром Македонским во время Восточного похода морской путь вдоль южного побережья Индийского океана, и успешно использовали его в торговле с Дальним Востоком. Также торговали и с Китаем, но здесь скорее всего, посредником между ними выступала Индия. Из Китая в Египет поставляли шелк, который был очень дорогим и высоко ценился и был достоянием аристократов.

Александрия превратилась в крупнейший порт Средиземноморья, а внешняя торговля была объявлена монополией государства, что приносило в казну значительные доходы. К тому же Александрия стала важнейшим посредником в торговле Средиземноморья со странами Восточной Африки, Аравии и Индии.

Ведущую роль в торговле Александрия Египетская имела в Восточном Средиземноморье до конца правления Птолемея IV Филопатора (222-205 гг. до н. э.). На рубеже III-II веков Египет потерял свою ведущую роль в Средиземноморье, хотя Александрия сохранила свое значение, как крупнейший город-порт. Теперь же важнейшую роль как центр торговли стал играть Родос, торговый партнер Египта по экспорту хлеба. В связи с тем, что в это время Египет потерял значительную часть своих территорий (Самос, Фракию и Келесирию) значительно резко уменьшилась интенсивность проникновения товаров из Египта в различные уголки Восточного Средиземноморья и Северного Причерноморья, хотя со вторым связи продолжались и во II и в I веках до н. э.

Благодаря монополии государства на торговлю, Птолемеи ликвидировали, насколько это было в силах, возможность конкуренции внутри страны. Это в значительной мере усиливало позиции Египта во внешней торговле, позволяя вывозить на внешние рынки несколько большее количество товаров по примерно единым ценам.

Торговля способствовала развитию денежного обращения в Египте. К чеканке собственных монет приступил еще Птолемей I Сотер в 306 году до н. э. Затем каждый правитель династии Лагидов чеканил свою монету, причем, со своим профильным изображением и изображением своей царствующей супруги. В денежном обращении Египетского царства находились золотые статеры, серебряные тетрадрахмы и медные оболы.

Важно заметить, что своей деятельностью в денежной сфере Птолемеи стремились к обособлению эллинистического Египта от всего региона Средиземноморья. Так, например, если в царстве Селевкидов и Македонии как наиболее значительных наряду с Египтом эллинистических государствах были приняты аттические денежные стандарты, то царство Птолемеев и связанный с ним Родос пользовались более легким стандартом, как Карфаген. Кроме того, разнообразные монеты имели свободное хождение во всех эллинистических государствах, кроме Египта, где Птолемей II Филадельф запретил употребление иностранных денежных единиц.

В связи с развитием денежного обращения в эллинистическом Египте большое значение стали приобретать многочисленные финансовые учреждения. Они давали займы населению под определенный процент, а также держали счета своих клиентов. Причем, эти учреждения были, как и частные, так и государственные.

Экономика эллинистического Египта была развита и стабильна на протяжении долгого времени, пока Птолемеи не начали понемногу терять свою власть в Средиземноморье. Хотя многие торговые связи со своими соседями Египет сохранял вплоть до своего завоевания Римом.

Но конец был печален. Последнее столетие существования эллинистического Египта прошло под знаком усилившегося разорения, сокращения обрабатываемых земель, упадка сельского хозяйства и ремесел, а вместе со всем этим и торговли. Происходило все большее обеднение некогда одного из самых богатых эллинистических государств.

§ 3. Социально-сословные отношения

В III в. до н. э. общество эллинистического Египта было резко расслоено, а социально-сословные отношения представляли собой сложную систему. Господствующее сословие составляли эллины и македоняне, а также египетская знать. Низшее сословие состояло из местного населения, так называемых феллахов - земледельцев, ремесленников. Феллахи не получали образования и были бедны, но другой жизни они не знали. За свою работу они получали весьма скромное жалованье: ремесленник получал 2-3 обола в день, а работник в сельском хозяйстве (в 254 г. до н. э.) только один обол за тяжелую работу и еще меньше - за легкую. Будучи недовольными своим ничтожным положением, они поднимали мятежи и восстания. В III веке до н. э. и позже часто происходили настоящие стачки рудокопов, каменотесов, гребцов, рабочих всякого рода, царских крестьян-лавочников, полицейских. Во время стачек люди боролись не за более высокую плату или улучшение условий труда. Эти стачки были результатом полного отчаяния простых людей. У них было всего лишь одно оружие, которое пугало чиновников: покинув свое рабочее место или участок обрабатываемой земли, они могли приостановить всю хозяйственную жизнь. Сбегая, они часто прятались и находили себе пристанище в каком-нибудь храме, которое обладало правом убежища. У стен такого храма приказы Птолемеев не работали, они не имели власти над такими храмами, и чиновникам не оставалось ничего другого, кроме как убеждать бастующих вернуться к работе, делая при этом небольшие уступки. Птолемей I его сын и внук сократили число храмов, имевших право убежища, но даже они не посмели до конца уничтожить или нарушить это право. Следует отметить, что египетские жрецы сами отказывали в этом праве одной части населения - потомкам персов, осевших в Египте.

Власть жрецов, обладавших могуществом в прежние времена, была сломлена. Птолемеи захватили храмовые земли вместе с земледельцами, обрабатывающими ее. Лишили храмы их доходных монополий на масло и лен. Им разрешалось производить лишь то количество полотна и масла, которого было бы достаточно для собственного потребления. Однако Птолемеи старались не оскорблять религиозной щепетильности египтян. Они почитали и поощряли египетскую религию, они восстанавливали и строили египетские храмы в Дендере, Эдфу, Ком Омбо и Филах. Ведь сами Птолемеи, подобно фараонам, считались богами, к тому же они хотели показать себя мудрыми и добрыми правителями, а не жесткими захватчиками, которым безразлична судьба их народа.

После битвы при Рафии в 217 г. до н. э. положение египтян резко изменилось. Она пробудила национальное сознание египтян, и они начали открыто показывать недовольство своим положением. Мятежи, начавшиеся в 216 г. до н. э., при Птолемее V со временем превратились в крупное восстание, которое продолжались в течение всего века. Пытаясь успокоить египтян, Птолемей V значительно расширял полномочия, привилегии и владения жречества, поскольку именно оно по-прежнему имело большое влияние среди простого народа. Но та экономическая система, которая существовала в эллинистическом Египте не позволила ему привлечь на свою сторону египтян, и восстания продолжались до 85 г. до н. э.

Но события последних десятилетий заставили Птолемеев пересмотреть свою политику в отношении египетского населения. Эллинские чиновники уже не получали больших имений. Было создано много новых убежищ и восстановлено много древних и даже тех, которые были разрушены. Так, например, за время с 93 до 57 гг. до н. э. только в одной деревне Теадельфии было создано четыре храма с правом убежища.

После битвы при Рафии возросло значение египетских воинов - они были превращены в клерухов с более мелкими наделами, которых стали называть «махимой», а греческие клерухи в отличие от них стали называться «катойки» или «катэки».

После 200 г. до н. э. стали заключаться смешанные браки среди простого населения, а позже и в знатных кругах. Имена, как это было раньше, перестали быть критерием расового происхождения, так как некоторые египтяне добились более высокого положения при дворе и приняли греческие имена, а положение некоторых эллинов наоборот понизилось. Настало время, что в одной и той же семье можно было встретить египетские и эллинские имена. Но стоит заметить, что некоторые эллины и македоняне по-прежнему продолжали держаться на расстоянии от египтян, между прочим, именно этот фактор разделения в будущем и стал причиной усложнения социального напряжения в стране, но, как бы то ни было, все ж таки образовалась новая, смешанная народность, занимающая среднее положение между эллинами и египтянами, и в последствие слово «эллин» стало лишь означать человека, который являлся носителем греческой культуры.

Эллины, в свою очередь, перенимали египетскую религию и обычаи, они даже бальзамировали своих умерших родственников. В I в. до н. э. среди эллинов и македонян стали все чаще встречаться браки, заключенные между братьями и сестрами. Это явление в будущем стало настолько обыкновенным, что впоследствии Риму пришлось запретить их.

Птолемеи принесли в Египет не дух Эллады, а только внешние ее формы. К I в. до н. э. Египет поглотил практически все чуждые элементы эллинской культуры, и Римское правительство, захватив Египет, могло спасти то, что оставалось от эллинизма, только вернувшись к принципам первого царя Птолемея I, покровительствуя всему греческому, поощряя устройство и работу гимнасий и снова сокрушая восстановленную мощь жречества.

§ 4. Положение рабов в эллинистическом Египте

Для большей части населения эллинистического Египта были характерны приниженное социальное положение, бедность и фактическая беззащитность мелких земледельцев и ремесленников от произвола начальства, с одной стороны, и злоупотребления и недостатки внутри самой администрации Птолемеев, с другой.

Бедный человек в эллинистическом Египте имел много шансов превратиться в раба, в том числе он мог фактически быть рабом, а юридически сохранять личную свободу, в частности, это осуществлялось посредством самопродажи или самоотдачи в аренду сроком на 99 лет.

Помимо этого рабов покупали на невольничьих рынках в других странах, но самым известным и распространенным источником рабства оставалась война. Следует сказать, что в Египте в царствование Птолемеев число рабов значительно возросло, как и их роль в производстве. Так, например, благодаря папирусам Зенона, известно, что рабский труд применялся в сельском хозяйстве, а не только в ремесленном производстве. Но при этом исследователь К.К. Зельин считал, что рабы могли работать в сельском хозяйстве только в очень больших имениях, как, например, у диойкета Птолемея II - Аполлония. Зельин писал, что в области сельского хозяйства рабский труд применялся, прежде всего, крупными землевладельцами, что касалось небольших или средних по величине участков земли, не говоря уже о простых землепашцах, которые сами работали на царской земле, то не встречается никаких указаний на рабов, занятых на полях или виноградниках.

Вопрос о роли рабства в эллинистическом Египте до сих пор остается спорным. Так, по существу, можно говорить о двух точках зрения, которых придерживаются исследователи и в которых их мнения далеко расходятся.

Одни, в той или иной мере, считают, что роль рабского труда была ведущей во всех отраслях производства экономики Египта в эпоху эллинизма. Так, например, исследователи А.Б. Ранович и В.В. Струве считали, что в эллинистическом Египте рабство играло значительную роль в производстве и являлось преобладающим фактором развития производительных сил.

Другую точку зрения отстаивал исследователь К.К. Зельин, который, следует заметить, был более осторожен в оценке роли рабства в социально-экономической структуре эллинистического Египта. Он утверждал, что рабство в его античной (классической) форме имело ограниченное распространение в эллинистическом Египте, но оно наложило весьма заметный отпечаток на традиционные формы эксплуатации местного населения Египта. Помимо того, он считал, что характерными особенностями рабовладельческих отношений в эллинистическом Египте были, во-первых, значительная роль государства в регулировании рабовладельческих отношений, и, во-вторых, наличие форм рабства, унаследованных еще от глубокой древности. Классические формы рабства и работорговля развивались в основном в полисах, прежде всего в Александрии Египетской. По мнению исследователя, нет достаточных оснований для того, чтобы утверждать, что рабский труд имел широкое применение в сельском хозяйстве, как основной отрасли экономики Египта, поскольку преобладающей силы рабы не представляли.

Пытаясь ответить на вопрос о роли рабского труда, исследователь А.И. Павловская дает несколько другую характеристику рабовладельческих отношений в эллинистическом Египте. Она утверждает, что по сведениям папирусов перед нами предстает весьма противоречивая картина значимости рабского труда в экономике эллинистического Египта. Она пишет, что «среди юридических памятников птолемеевской эпохи законодательство о рабах занимает сравнительно большое место. Это заставляет предполагать важную роль рабовладельческих отношений в социальной структуре государства Птолемеев. Но в то же время в необъятном количестве деловых документов этого времени папирусы, касающиеся рабства, составляют очень скромную роль. Из этого естественно вытекает вывод о том, что в экономической жизни страны рабство не имело существенного значения». К тому же другие сведения из папирусов и каких-либо других хозяйственных документов о применении рабского труда в сельском хозяйстве и ремеслах весьма скудны по своему объему и информативности. И все же, факт распространения рабского труда напрашивается сам собой, поскольку нельзя отрицать, что применение рабского труда в домах и хозяйствах высших слоев населения было неотъемлемой частью в эллинистическом Египте.

Как уже говорилось выше, именно мелкие земледельцы, «арендаторы» царской земли, и ремесленники составляли большую часть основных производителей в эллинистическом Египте. Хотя, многие исследователи отводят эту роль именно рабству. Опираясь на утверждения большинства исследователей, которые склоняются к первой версии, можно с уверенностью говорить о том, что применение рабского труда не являлось преобладающим фактором развития производительных сил в экономике эллинистического Египта.

Это отмечает и исследователь Н.Н. Пикус. Он утверждал, что широкое распространение в ремесленном производстве и сельском хозяйстве труда местного непривилегированного населения и сравнительно небольшого участия в этих отраслях труда рабов было характерной особенностью эллинистического Египта.

Но надо сказать, что труд рабов применялся практически везде: домашнем хозяйстве, ремесле, торговле, на тяжелейших и опасных работах в рудниках, при разработке руд и добыче металлов, при сооружении ирригационных каналов, а также и в сельском хозяйстве. Несмотря на то, что Египетское царство по своему характеру, как и все эллинистические государства, было рабовладельческим, роль рабства в социально-экономической сфере Египта оставалась незначительной, если, например, сравнивать Египет с Грецией или Римом, где рабство, в его классической форме, достигло своего наибольшего расцвета и приобрело характер всеобъемлющего явления.

Зельин считал, что периодом притока большого числа рабов в Египет, а также временем особой заинтересованности в операциях с ними был ранний период эллинизма, который длился сравнительно не долго, примерно с конца III века и до первой половины II века до н. э., поскольку во II-I вв. до н. э. уже практически нет никаких доказательств, указывающих на использование рабского труда в сельском хозяйстве. В стране было достаточно людей зависимых, ограниченных в своей свободе, которые были вынуждены подчиняться и работать по воле правительства в силу различных условий. Именно эксплуатация местного населения позволила избежать массового ввоза рабов, и тем самым избавило правительство Птолемеев от поиска огромного количества рабочих рук, которые Египту были, можно сказать, жизненно необходимы.

Поскольку вопрос о роли рабства в эллинистическом Египте остается открытым, тяжело дать однозначный ответ. Но все же, мы больше склоняемся к мнению, что рабский труд не получил такого распространения, как например в Греции, поскольку широкая эксплуатация зависимых, но лично свободных крестьян, реально предоставляла возможность избежать большого распространения рабского труда.

Таким образом, если исходить из работ большинства исследователей, можно сделать вывод что рабство играло в эллинистическом Египте второстепенную роль.

Во II-I вв. до н. э. для населения эллинистического Египта настали тяжелые времена. Все больше росла площадь необрабатываемой земли, обострялся денежный кризис, начавшийся с конца III в. до н. э., плюс ко всему вторжение Антиоха IV (170 и 168 гг. до н. э.), ожесточенные и участившиеся социальные столкновения и династическая борьба - все это накладывало отпечаток на жизнь населения царства Птолемеев.

Так, во II-I вв. до н. э. в Египте можно наблюдать явления, которые характеризуют неустойчивую и весьма беспокойную обстановку. Происходят волнения в деревнях и городских поселениях, земледельцы оставляют свои участки и работы. Многие нечестные и жадные люди стали использовать эти смутные и неспокойные времена в своих личных целях, обманывали с целью овладеть чужим имуществом, прежде всего недвижимостью - землей или домом, устраивали разбойничьи нападения и т.п.

Последствием всех этих событий стало то, что в экономическом отношении Египет во второй трети I в. до н. э. представлял собой значительно ослабленное, по сравнению с предшествующим историческим периодом, государство. Крайнюю степень экономического упадка показывает то, что в правление последней царицы Египта Клеопатры VII Великой (51-30 гг. до н.э.) перестали выпускать золотую монету, что касается серебряных монет, то они чеканились только из низкопробного металла и в небольшом количестве, а в бронзовом чекане вес каждого номинала уменьшился на ¾.

Кризисные явления, поразившие экономику эллинистического Египта, еще более усиливались и представляли собой огромную угрозу экономической самостоятельности и независимости государства Птолемеев.

Глава 3. Административное управление и внутренняя политика

Придя к власти, новая династия сохранила издавна сложившиеся формы древнеегипетской деспотии, которые восходят к глубокой древности. Власть фараона была неограниченной, при нем состоял разветвленный аппарат многочисленных чиновников. Правительство активным образом вмешивалось в хозяйственную жизнь страны. Но в тоже время, Птолемеями были привнесены новые для Египта европейские элементы организации государственной власти.

Династия Птолемеев, правившая государством на протяжении трех столетий, составляла основу, центр государственной власти в эллинистическом Египте. Она была основана Птолемеем, сыном Лага, одним из диадохов, бывшим полководцем и телохранителем Александра Македонского. Имя Птолемей носили все 14 царей, принадлежавших к царской династии, оно происходит от греческого слова «polemos», т.е. «война», что означает «Воинственный».

Официально цари различались по специальным тронным именам, которые они получали при своем воцарении. За исключением двух первых царей, Птолемея I Сотера (323/305-283 гг. до н. э.) и Птолемея II Филадельфа (282-246 гг. до н. э.), все Птолемеи присоединяли к своему личному имени те или иные тронные имена, делали они это сразу после воцарения или через некоторое время. Впоследствии эти имена становились культовыми. Как обычно это было, при установлении тронных царских имен Птолемеи ограничивались одним, двумя или тремя звучными элементами: Сотер - «спаситель», Филадельф - «любящий сестру», Эвергет - «благодетель», Филопатор - «любящий отца», Филометор - «любящий мать», Эпифан - «тот, который является как Бог» и другие. Первые царицы Египта носили имя Береника, но последующие правительницы династии Птолемеев носили имя Клеопатра, что означает «Славная своим отцом».

В эллинистическую эпоху царицы Египта играли большую роль в политической жизни страны. Царицы Египта, начиная с Клеопатры I и заканчивая Клеопатрой VI, в разное время являлись регентшами или соправительницами своих мужей. И только лишь одной царице Клеопатре VII Великой, правившей в 51-30 гг. до н. э., удалось, в борьбе за власть со своим братом, захватить и сосредоточить в своих руках всю царскую власть и управлять Египетским государством в 40-30-х гг. I в. до н. э., как единоличной правительнице. Она тоже получила тронное имя, которое звучало как Теа Филопатора («Богиня, Любящая отца»).

Новые цари, желая сохранить и упрочить свое положение, установили в государстве собственный культ, это довело до того, что еще при жизни царь был не просто богоподобным, а уже становился богом. К тому же в глазах народа Птолемеи хотели выглядеть как законные правители, а не захватчики. Существовавший официальный культ обожествления царской династии имел, прежде всего, политический смысл, «обожествление Птолемеев служило не столько целям идеологического воздействия на массы, сколько укрепляло экономическую и политическую власть династии».

Наряду с династическими культами в полисах существовали локальные культы царей, которые были проявлением личной связи царя и полиса и устанавливались они по решению местного самоуправления. Полис обожествлял царя вначале в знак искренней благодарности, а со временем это почитание приобретало характер традиции или даже некой формальности.

Фараон был властителем всего Египта, его власть была безграничной, он был источником права, устанавливал законы, при этом, совершенно не нуждаясь в том, чтобы решения его кем-либо обсуждались. Царь олицетворял высшую волю, он представлял собой что-то вроде живого и одушевленного закона (nomos empsychos), это явление опять же объяснялось божественностью представителя династии Лагидов, поскольку фараон ни кто иной, как сын бога солнца.

В Египте существовала сложная экономическая система, которая требовала наличия огромного государственного аппарата чиновников. Все высшие должности занимали эллины и македоняне, поскольку именно они составляли основу не только госаппарата, но и армии. Они были главной опорой Птолемеев. Нужно сказать, что фактически все высшие чиновники, судьи и военные, а также бесчисленные родственники правящей династии входили в состав царского двора. Это была правящая верхушка эллинистического Египта, члены которой постоянно или временно занимали самые высокие государственные должности. Египетская знать была оттеснена от всех высших должностей, и была удостоена более низких или средних должностей при дворе.

В административном отношении вся долина Нила - так называемая «хора», которая представляла собой большую часть территории Египетского царства, по-прежнему осталась разделенной на номы, всего их насчитывалось сорок два. Метрополией назывался главный населенный пункт любого нома, также метрополия являлась его административным центром. Каждый ном состоял из более мелких административно-территориальных районов и был разделен, как правило, на две топархии, хотя порой количество топархий в разных номах эллинистического Египта являлось неодинаковым. Каждая топархия состояла из «деревень» - самых низовых административных единиц. Изначально номами руководили номархи, но с приходом в Египет эллинов и македонян вся власть номархов была передана в руки стратегов, как это было в классических греческих полисах. Управление стратега обеспечивало необходимый для правительства порядок и нормальное функционирование других номовых ведомств и канцелярий. Стратеги были военно-административной опорой Птолемеев в номе.

На низшей ступени административной лестницы Египта стояли тысячи «стражников», которые охраняли дамбы и каналы, дороги и поля, засеянные хлебом, виноградники, пастбища, скот, склады и т.д. Можно сказать, что целая армия чиновничества, существовавшая в эллинистическом Египте, осуществляла надзор за деятельностью и функционированием хозяйства всей страны.

Греки и македоняне, высшие чины эллинской аристократии, окружавшие царя, и греко-македонская армия принесли свои традиционные черты, с которыми Птолемеи считались. Наряду с признанием местных норм права, сформировавшихся в условиях восточной деспотии, Птолемеи широко внедряли греческие нормы права, созданные в условиях полисного строя.

В результате судопроизводство в эллинистическом Египте включало в себя как бы два элемента: греко-македонский и египетский. Так, для осуществления суда над эллинами и македонянами в Египте существовали многочисленные коллегии присяжных - так называемых хрематистов, которые действовали в определенном «судебном округе» царства Птолемеев. В своей деятельности они руководствовались нормами права классической Греции. Апелляции могли быть поданы в главную судебную палату Александрии Египетской. Египтяне же имели в своем распоряжении египетских судей - так называемых лаокритов. Кроме того стоит сказать, что в III в. до н. э. в Египетском царстве был учрежден специальный трибунал, который занимался разрешением споров, возникавших между греко-македонянами и египтянами. Он действовал, используя обе системы права (классической Греции и Египта). Однако впоследствии система права, возникшая еще в Элладе, получила в эллинистическом Египте наибольшее распространение, тем самым подавив собой традиционное право Египта.

За свою службу чиновники получали от царя так называемые «дарственные» земли и денежное вознаграждение в размере нескольких десятков серебряных драхм. Так, записи «Податного устава» говорят нам, что, например, при сборе податей с населения, сборщикам налогов уплачивалось каждому в месяц 30 драхм, их помощникам - 20 драхм, хранителю расписок - 15 драхм, а инспектору - 100 драхм.

Дабы доказать народу, что они - Птолемеи и есть законные цари, наследники прошлых фараонов, правители устанавливали тесные связи со жречеством, которое пользовалось весьма большим влиянием среди населения Египта. Исходя из этого, Птолемеи оказывали египетским жрецам всяческую помощь, поддержку и покровительство. Так, при династии Птолемеев был построен целый ряд храмов. При Птолемее II был построен храм Исиды в Филе, при Птолемее III было начато строительство храма Хора в Эдфу и закончено оно было в I в. до н. э. При Птолемее VI были построены в Эвне - храм Хнума-Ра, в Ком-Омбо - храм бога-крокодила Себека и храм бога-сокола Гарвериса. А при последних царях династии Птолемеев в Дендере был построен храм богини Хатхор. Многие храмы и святилища египетских богов были восстановлены, расширены и украшены.

Также о благосклонности и покровительстве Птолемеев египетским храмам сообщают надписи Розеттского камня: «Царь Птолемей... оказал многие благодеяния храмам и тем, кто в них находится… он пожертвовал в храмы доходы в виде денег и продовольствия... отменил накопившиеся долги храмов перед царской казной... сделал множество подарков Апису и Миевису и другим священным животным Египта; ...все привилегии храмов он сохранил без изменений и в целости в соответствии с законами, и украсил Апиейон великолепными сооружениями, доставив в него большое количество золота, серебра и драгоценных камней, и воздвиг храмы, святилища и алтари; нуждающиеся в восстановлении храмы он поправил». Но, несмотря на все это, Птолемеи старались недопустить возвышения жречества и усиления его влияния среди населения, как это было в былые времена.

Таким образом, и для внутреннего управления эллинистического Египта было характерно сочетание древнеегипетских начал и целого ряда элементов классической Греции. Однако доминирующим все-таки было влияние структурообразующих элементов, относящихся еще к эпохе Древнего Египта.

Глава 4. Внешняя политика Птолемеев

Египет как одно из самых больших эллинистических государств, и как одно из самых сильных, оказалось в центре всех военно-политических противоречий своего времени. У любой внешней политики есть только две стороны: первая - дипломатия и международное право, вторая - война. В древности, чаще всего, для достижения своей цели использовали второе. Или же шли на эту крайнюю меру, если все известные дипломатические методы себя исчерпали.

Если Птолемеи решали достичь цели военным путем то, именно армия и флот были теми средствами, с помощью которых Египет осуществлял свое международно-политическое развитие и решал военные конфликты. Однако следует отметить, что война не являлась приоритетным средством внешней политики Египта. В большинстве своем Птолемеи стремились избежать возможного вооруженного конфликта и пытались урегулировать отношения с другими государствами мирным дипломатическим путем. Дипломатия приобретала все более важное значение и выступала в качестве главного, основного средства внешнеполитической деятельности эллинистического Египта.

Так же, как и в других эллинистических государствах, в Египте царь являлся самым главным представителем дипломатической деятельности. Он принимал иностранных послов, вел международные переговоры, отправлял своих собственных послов в иностранные государства, осуществлял дипломатическую переписку. Царь с должным почтением принимал в дар подарки от других правителей эллинистических государств и их посольских миссий, а так же, как это было положено согласно дипломатическому этикету, совершал и встречные действия.

В целом же дипломатия государства Птолемеев следовала принципам, которые сформировались в структуре эллинистической дипломатии. Фактически ее структура являлась аналогичной тем дипломатическим системам, что существовали в других эллинистических государствах Средиземноморья.

В большинстве своем вся внешняя политика Птолемеев была направлена на расширение своих территориальных владений и увеличение власти в Средиземноморье. К тому же, тем самым правители старались как можно больше обезопасить свои границы.

В администрации Птолемеев действовала особая канцелярия, которая занималась организационными вопросами внешнеполитической деятельности Египетского царства, в частности это отправка и прием посольств, и ведение дипломатической переписки.

Во внешнеполитической деятельности Птолемеев довольно широкое распространение получило еще одно средство разрешения международных споров и конфликтов, а также установления и более прочного скрепления дружественных отношений между государствами. Средством этим были династические браки, которые заключались между представителями правящих династий государств Восточного Средиземноморья. Однако среди средств дипломатии в Восточном Средиземноморье и, в частности, в эллинистическом Египте в конце IV - второй трети I вв. до н. э. династические браки все-таки не занимали ведущего положения, как это было раньше, например, в государствах Древнего Востока.

И все ж нередко Птолемеи вели завоевательные войны. Создавать свою империю путем завоевательной политики начал основатель династии Лагидов Птолемей I Сотер, будучи еще сатрапом Египта, а не его царем. Его завоевания вне Египта начались вторжением в Кирену в 322 году до н. э., в которой после смерти Александра Македонского началось восстание. Оно было жестоко подавлено, и Кирена попала в зависимое положение от Египта. Кирена с прилежащими окрестностями была очень важным приобретением Птолемея I. Она была оплотом эллинской культуры. К тому же Киренаика славилась сильфием - целебным растением, которое было дорогим и пользовалось большим спросом во всем древнем мире.

В том же 322 году Птолемей I смог отразить нападение хилиарха Пердикки. В целом весь конфликт произошел из-за спора о том, где должно было быть погребено тело Александра Великого. Плюс ко всему Пердикка успел стать регентом еще недееспособных правителей, наследников Александра - Филиппа III Арридея и Александра IV. Он считал, что в его полномочиях было давать сатрапам указания, не давая проявлять им свою волю. Вполне было естественно, что Птолемей с этим не согласился.

В 321 году в Северной Сирии на встрече в Трипарадисе Птолемею I предложили по всей форме регентство в империи. Но он отказался от этого предложения, поскольку уже давно избрал для себя Египет, и ему было важнее расширить и укрепить свои позиции в этом государстве. Но чтобы обезопасить страну от вторжения со стороны Палестины, Птолемей I захватил Сирию, поскольку только эта территория могла быть его прикрытием, можно сказать, она выступала неким щитом. Он захватил в плен правившего там в это время Лаомедонта. Птолемей мог совершенно не опасаться никакого сопротивления со стороны местных жителей, они никогда не восставали против его власти. И все же Лагид оставил в нескольких городах гарнизоны на случай нападения со стороны соседей. И хотя Сирия стала важным приобретением Египта, именно с этого времени она стала «яблоком раздора», из-за которого в будущем между Египтом и державой Селевкидов велись многочисленные войны. Так же Птолемей I совершил поход в Келесирию, на Кипр и в Грецию, кроме того отразил нападение не только Пердикки, но и Антигона Одноглазого.

В дальнейшем основными противниками Египта выступали государства Селевкидов и Антигонидов. Борьба завязалась из-за желания господствовать в Малой Азии, Греции, Келесирии, а так же держать под своим контролем острова Средиземного и Эгейского морей.

Политические и экономические интересы Египта и Селевкидов сталкивались в Южной Сирии и Палестине, поскольку эта область была богата полезными ископаемыми, деревом, в частности кедром - основным материалом для строительства военных и торговых кораблей, также она имела важное стратегическое значение по своему географическому положению.

Соперничество двух сильнейших держав, Египта и Селевкидов, вылилось в пять Сирийский войн, в ходе которых границы этих государств не раз изменились, причем не только в Южной Сирии, но и на малоазиатском побережье и в Эгейском море.

Сын Птолемея I - Птолемей II за свое правление провел четыре большие войны: первой была война за Сирийское наследство (280-279 гг.), за ней следом 1-я Сирийская война (274-271 гг.), затем Хремонидова война (267-261) и 2-я Сирийская война (260-253 гг.). Стоит заметить, что итоги всех четырех войн никоем образом не отразились на положении Египта в Средиземноморье. Ни Селевкиды, ни Антигониды не смогли оспорить у империи Птолемеев их ведущее положение в мире эллинистических государств. В самой первой войне за сирийское наследство Египет присоединил к себе города Галикарнас, Мипд, Кавн и Лиссу.

-ю Сирийскую войну начал сам Птолемей II вторжением на суше в Северную Сирию, а на море - посылкой флота в Персидский залив. В этой войне Египет потерял важную крепость Дамаск. Вскоре нависла опасность вторжения Антиоха I в Египет. Но он был вынужден прекратить поход в связи с тем, что в Вавилоне вспыхнула эпидемия. В Хремонидовой войне сражались за талассократию в Восточном Средиземноморье. Главным противником Египта здесь был Антигон Гопат, сын и преемник Деметрия Полиоркета. Война была направлена против гегемонии Антигона Гопата в Элладе и в Эгеиде после смерти Пирра в 272 г. до н. э. Эту войну Египет и его союзники проиграли. Это поражение, несомненно, нанесло урон престижу Птолемея II и его империи. Но вскоре началась 2-я Сирийская война, которая была успешна для противника Птолемея II - Антиоха II. Война закончилась мирным соглашением, и Птолемей II отдал свою дочь Беренику в жены Антиоху II. Причем она получила очень богатое приданое, которое выступало завуалированным возмещением военных убытков.

-я Сирийская война, длившаяся пять лет (246-241 гг.), выпала на долю правителя Птолемея III. В результате этой войны он смог вернуть утраченные ранее Милет, Эфес, остров Самос. Также он расширил владения Египта в Эгейском море и Келесирии. Его успеху в этой войне способствовала внутренняя разобщенность Селевкидов.

В державе Селевкидов в разных провинциях одно за другим вспыхивали восстания. Самым сильным из них была так называемая «Братская война» - восстание, поднятое братом Селевка II Антиохом Гиераксом («Коршуном»), которого поддерживал Птолемей III.

Но, не смотря на все эти успехи, внутри самого Египта усугубилось социальное напряжение, которое вылилось в несколько восстаний. Начался внутренний упадок, все-таки бесчисленные войны истощили Египет и морально и материально. К тому же после смерти Птолемея III к власти пришли правители, которых не особо интересовала политика. Как главный противник все больше стала выступать Македония, которая в основном действовала в своих интересах в Малой Азии, используя смуты и раздоры на этой и без того многострадальной земле.

В 20-х годах III в. до н. э. Египет стал терять свое влияние под давлением Македонии и в Малой Азии, и в Эгейском архипелаге, и даже в самой Элладе.

Птолемей III умер, и положение, в котором находилось государство, становилось все хуже и хуже, элементы упадка внешней политики, обозначившиеся уже с середины 20-х годов III в. до н. э., значительно углубились. Преемник Птолемея III - Птолемей IV, будучи пьяницей, развратником и убийцей, был практически равнодушен к государственным делам. Правительство Египта погрязло в интригах, внутренних конфликтах, государство испытывало серьезные экономические трудности. Поэтому даже при больших усилиях было бы нелегко вернуть стране ее прежнюю внешнеполитическую мощь, на восстановление нужны были средства и время. Хотя, стоит сказать, что начатая 4-я Сирийская война (219-217 гг.) увенчалась успехом, поскольку правитель сумел вовремя мобилизовать свою армию, которая одержала победу в битве при Рафии, не без помощи египетских воинов.

Но как бы то ни было, именно с этого момента начался политический и экономический упадок Египта. Некогда могущественное государство стало постепенно утрачивать свои позиции в Средиземноморье.

Внешнеполитические успехи Египта Птолемеев после 50-х годов III века до н. э. были, в основном, отражением реального равновесия сил, существовавшего в мире эллинистических государств в самом начале, но необратимый упадок Египта при Птолемее IV означал полную ликвидацию этого равновесия. Подъем Македонии при Антигоне Досоне и Селевкидской империи при Антиохе III были лишь оборотной стороной упадка Египта.

Глава 5. Общие черты культуры эллинистического Египта

Эллинистической культурой называется культура материковой Греции и прилегающих к ней островов Эгейского архипелага, Малой Азии, Родоса, Сирии и Египта. В этих областях эллинистического мира в культуре произошло слияние местных восточных традиций и греческой культуры. Эллинистическая культура не была однообразной, она формировалась отдельно в каждом регионе, где приобретала свои неповторимые черты.

Широкий размах получила организация культурной жизни общества, что было невозможно раньше в маленьких отгороженных и отдаленных друг от друга эллинистических полисах. В период эллинизма развитие получили многие науки, такие как математика, физика, механика, медицина, история, география, ботаника, астрономия, филология, процветала художественная литература и поэзия.

Главным научным центром всего эллинистического мира стала, созданная в Александрии, великая Александрийская библиотека. Во главе библиотеки стояли крупнейшие ученые древности: Деметрий Фалерский, Эратосфен, Зенодот, Аристофан, Аристарх, Аполлоний Родосский, Каллимах.

Еще более широкое распространение получают в странах Востока и становятся важным фактором эллинизации местного населения эллинские игры и празднества, гимнасии и школы, театр. Со временем распространение получил и греческий язык, это было одним из весьма действенных способов «смешения жизней, быта и нравов». Эллинистическая литература подарила миру новые поэтические произведения и целые жанры, которые были интересны по-своему.

Эпоха эллинизма знаменовала с собой широкий размах в строительстве. Эллинизму было свойственно величие и неповторимость построек, грандиозность и роскошь отделки как внешней, так и внутренней. В Египте с давних пор строили великолепные царские дворцы, это был новый тип зданий, который ранее эллинам был неизвестен. Политика основания и постройки новых городов, в том числе столиц, получила свое прямое выражение в эллинистическом градостроительстве, в планировке городов и их архитектурном оформлении. Строительство рыночных площадей, торговых рядов, сложных архитектурных ансамблей придавало новый облик городам эпохи эллинизма. Создание таких грандиозных сооружений, как Фаросский маяк было свидетельством широкого размаха строительства, которое было бы невозможно в условиях классического полиса.

В эллинистическом Египте большое распространение получили портретная скульптура, портретная живопись (фаюмские портреты), резьба по камню (глиптика), прикладные искусства (ювелирное, фигурная керамика, изготовление изделий из стекла и т.д.), также изготавливали небольшие фигурки из обожженной глины (терракоты). Для всех видов искусств был характерен высокий уровень мастерства, утонченность и своеобразность.

Влияние эллинизма прослеживается и в традиционной египетской скульптуре: в статуях правителей и правительниц династии Лагидов, в рельефах гробниц. Само по себе традиционное египетское искусство умирало, в то время как эллинское искусство Александрии стремилось воплотить жизнь во всей ее неуловимости. Скульпторы продолжали работать по канонам времен фараонов, доказательство чему - рельеф «Коронация Птолемея IV Филопатора», на котором властитель изображен в виде фараона в окружении богинь Верхнего и Нижнего Египта. Но со временем эллинское и египетское искусство «смешивались» между собой. Данное явление представляло собой совершенно новое искусство, появившееся уже в конце IV в. до н. э. в погребальных памятниках, как например, у Пет-Осириса, египетского жреца, которого героизировали на эллинский манер, барельефы, с изображениями которого ясно демонстрируют интересную смесь местных и эллинских мотивов.

Не только литература и искусство изменили свое содержание и создали новые формы, также резкие изменения произошли в чисто идеологической сфере - в философии и религии.

В эллинистический период шли новые религиозные поиски. Новые боги должны были больше говорить сердцу верующего человека, дать ему утешение, опору в сознании возможности спасения если не на земле, то в ином мире. Жизнь простого населения была очень тяжела, поэтому они очень надеялись на помощь и защиту богов. Этих богов пытались найти в восточных культах, в синкретических божествах и даже в культе царей.

В последствие культура эллинизма окажет огромное влияние на развитие римской культуры, а так же на культуру других народов древности и средневековья.


Заключение

Рассмотрев в целом вопросы, касающиеся экономики, социальной структуры, государственного управления, внешнеполитической деятельности и культуры эллинистического Египта в конце IV - второй трети I вв. до н. э. можно сделать следующие выводы. Социально-экономическая и политическая системы, сложившиеся в эллинистическом Египте во многом приобрели черты, присущие еще эпохе Древнего Востока. Но при слиянии двух совершенно разных культур, со своими традициями и нравами, сложилось новое общество, которое представляло собой синтез двух цивилизаций - европейской и восточной, который дал Египту новые административное устройство, экономику, социально-сословные отношения, внешнеполитическую деятельность и культуру. Новое общество Птолемеевского Египта значительно отличалось, как и от чисто греческого, так и от издавна сложившегося здесь египетского общественного устройства.

Список использованной литературы

Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма /пер. с нем. Фролов Э.Д. М., 1982. с. 391

Блаватская Т.В., Голубцова Е.С., Павловская А.И. Рабство в эллинистических государствах в III-I вв. до н.э. М., 1969. с. 321

Бонгард-Левин Г.М. Древние цивилизации. М., 1989. с. 478

Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. М., 1980. с. 456

Жигунин В.Д. Международные отношения в эллинистических государствах в 280 - 220 гг. до н.э. Казань., 1980. с. 192

Зельин К.К. Исследования по истории земельных отношений в эллинистическом Египте II - I вв. до н.э. М., 1960. с. 467

Зельин К.К., Трофимова М.К. Формы зависимости в Восточном Средиземноморье эллинистического периода. М., 1969. с. 244

История дипломатии: Т 1. // под ред. Зорина В.А. М., 1997. с. 896

Источниковедение древней Греции (эпоха эллинизма) / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1982. с. 238

Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220-146 гг. до н.э. М., 1993. с. 371

Ковалев С.И. Эллинизм. Рим. Л., 1936. с. 318

Кравчук А. Закат Птолемеев //пер. с польск. Гальперина Д.С. М., 1973. с. 216

Крюгер О.О. Сельскохозяйственное производство в эллинистическом Египте. Зерновые культуры // Известия ГАИМК вып. 108. М., 1935. С. 7-114

Левек П. Эллинистический мир / пер. с франц. Чикова Е.П. М., 1989. с. 251

Петровский Н., Матвеев В. Египет - сын тысячелетий. Л., 1959. с. 291

Пикус Н.Н. Царские земледельцы (непосредственные производители) и ремесленники в Египте III в. до н.э. М., 1972. с. 255

Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М., 1950. с. 380

Свенцицкая И.С. Социально-экономические особенности эллинистических государств. М., 1963. с. 42

Похожие работы на - Эллинистический Египет конца IV – второй трети I вв. до н.э.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!