Философия экзистенциализма

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,75 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия экзистенциализма

Федеральная таможенная служба

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра гуманитарных дисциплин






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

Тема: «Философия экзистенциализма»

Выполнила: А.С.Никишова

студентка 1-го курса

очной формы обучения

факультета таможенного дела,

группа №ТС02/1502

Проверила: И.С.Савельева,

Доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Санкт-Петербург 2016

ВВЕДЕНИЕ

Экзистенциализм, или философия существования - одно из самых популярных и значимых течений современной общественной мысли. Как новая общественная мысль экзистенциализм формировался в первой половине XX века. Этим и обусловлена его трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии экзистенциализма. Экзистенциализм был ориентирован на осмысление существования человека в спорных ситуациях. Именно люди, с точки зрения экзистенциалистов, являются важнейшими судьями своих поступков. Ничто внешнее не властно над человеческим родом. Человек, по мнению экзистенциалистов, есть причина самого себя.

Чтобы исследовать сущностное обоснование новой философии, её содержание, её метод как отношение к жизни необходимо дать ответы на следующие вопросы: является ли экзистенциализм преходящей модой или же действительно это отдельное философское движение, определяющее целую эпоху? Что является исходной точкой новой философии, куда оно стремится и что же постигает?

ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Экзистенциализм (позднелатинский - ex(s)istentia - существование), или философия существования, - одно из крупнейших направлений философии XX века . Он возник накануне Первой мировой войны 1914-1918 гг. в России, позднее распространился в Германии и в период Второй мировой войны 1939-1945 гг. во Франции. Экзистенциализм широко распространился и в остальных странах, в том числе и в Соединенных Штатах Америки. Это были времена смуты, возрождения апокалипсических настроений, неуверенности и тревоги, что определило в философской мысли смещение центра внимания с логики и разума на проблемы человека и его место в истории. Экзистенциализм стал одним из более влиятельных и продуктивных культурогенных факторов эпохи, он определял интеллектуально-духовные поиски широких слоев интеллигенции, оказал мощное влияние на литературу, литературоведение и искусство в целом. Множество представителей экзистенциализма, плодотворно работая, получили широкую известность и безусловное признание и как романисты, драматурги, литературоведы. Основные представители экзистенциализма М.Хайдеггер (1889 - 1976), К.Ясперс (1993-1969), А.Камю (1913-1960, и Ж.-П.Сартр (1905 - 1980).

Экзистенциализм - спорное, достаточно условное обозначение, которое используется для типологической характеристики большого количества концепций, в разной степени близких и родственных, хотя и расходящихся, оспаривающих друг друга. Экзистенциализм, как и философия жизни, продолжает критику рационалистической линии философии, которая господствовала в Европе в течение двух с половиной тысячелетий. Проблема человека, смысла и подлинности его бытия - основная проблема экзистенциализма. Проблема смысла жизни и выбора жизненного пути обусловлена тем, что жизнь человека конечна. Эта конечность жизни ясно осознается человеком и глубоко переживается. В решении проблемы смысла жизни каждый человек и его поколение начинает с нуля, потому что предыдущий опыт людей здесь бессилен. Однако проблема поиска смысла жизни и выбора образа жизни не единственные проблемы, которые затрагиваются философией экзистенциализма. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты: уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом, разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью, проблема отчуждения человека, проблема одиночества, заброшенности человека, проблема бессмысленности жизни, проблема внутреннего выбора. В виду того, что проблемы, которым уделяют внимание философы-экзистенциалисты, актуальны в современном мире, поэтому экзистенциализм столь популярен и поныне. Отличительная черта экзистенциализма заключается в том, что все его философские концепции исходят из субъекта, полагая, что существование предшествует сущности. У Ж.- П. Сартра и остальных мыслителей субъектом, у которого существование предшествует сущности, является человек либо, как говорит М. Хайдеггер, «человеческая реальность». Иначе говоря, экзистенциальные трудности - есть вопросы самого факта существования каждого человека и переживание собственного метода существования.

Традиционно принято различать религиозный и атеистический экзистенциализм. Последователями религиозного экзистенциализма были К.Ясперс, Г.Марсель, Н.А.Бердяев, а атеистического - М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю. Наиболее видным представителем религиозного экзистенциализма середины XX века по праву можно считать Г. Марселя. Первая работа Г. Марселя в философии экзистенциализма появилась в 1914 году. Будучи католиком, Марсель выступил противником «академической» философии, равно как и всякой другой. Он выступил также против всяческих систем, обвинив их в пренебрежительном отношении к индивидуальной человеческой мысли. Г. Марсель различает два типа философствования: статический и динамический. Первый - это попытки мыслить устаревшими формулами. Второй - это метод конкретной философии, которую необходимо понимать как философию человеческого существования. Эта философия учитывает конкретную ситуацию человека, рассматривает проблемы, связанные с жизнью человека, а также указывает направление их исследования, хотя и не дает готовых и раз и навсегда данных решений. Г.Марсель выводит свои постулаты из католического вероучения, в то время как А.Камю и Ж.-П.Сартр не принадлежа ни к каким конфессиям, рассматривают религиозные образы как порождение индивидуального сознания, как спонтанно возникающие субъективные переживания. Ж.-П.Сартр писал: «Для экзистенциалиста человек потому не поддаётся определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причём таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы её задумал». Поэтому признавая, что субъективные переживания каждого отдельного человека не дают единых представлений об Абсолюте, единой, общепринятой в христианстве картины мира, А. Камю и Ж.-П. Сартр и обозначают свой подход как атеистический.

Получается, что деление экзистенциализма на религиозное и атеистическое направления весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиозного экзистенциализма утверждение, что Бог погиб, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога. Но религиозное и нерелигиозное течение экзистенциализма едино в критическом отношении к предшествующей рационалистической философии.

ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

В мировоззренческой установке экзистенциализма сливаются три философских течения: философия жизни, феноменология Гуссерля и учение С.Кьеркегора. Экзистенциализм, как и философия жизни, выступает формой современного иррационализма. Подразумевается, что наука не имеет веса в процессе формирования для мировоззрения человека и его поиска жизненного пути. Философия должна быть исключительно вненаучным рассмотрением человеческого бытия. Исследуя связь экзистенциализма с феноменологией Гуссерля необходимо исследовать его феноменологический метод. Суть этого метода состоит в последовательном вынесении «за скобки» анализа всего того, что является препятствием к постижению чистого бытия сознания (интересов, потребностей людей, влияние внешнего мира). Благодаря этому методу философы-экзистенциалисты смогли изучить мир человеческого существования.

Работая в области экзистенциализма, С.Кьеркегор выдвигает основные вопросы, на которые должна ответить философия: Что есть человек? Каким образом ему жить? Зачем человек появляется на свет? Отвечая на эти вопросы, С.Кьеркегор разработал систему трёхступенчатой реализации жизни человека. Эти три ступени - стадии развития человеческого духа и типы людей, олицетворяющие их. Первый тип называется эстетическим. Для данного типа людей характерна увлеченность исключительно проблемами повседневности, неразвитость сознательного отношения к себе и к окружающему миру, примитивность душевной организации. Эти люди, по мнению С.Кьеркегора, далеки от проблем бытия, их жизнь имеет сходство с жизнью животного. Второй тип называется этическим, он является более высокой формой жизни. Представители данного типа стремятся реализовать в себе человеческую добродетель и нравственность. На данной ступени человек испытает серьёзные лишения и страдания, но он не чувствует себя ущемленным, потому что он живет с сознанием исполненного долга. Для такого человека торжество общего дела гораздо важнее, чем использование благ лишь для себя. Третий и самый высший тип - религиозный. Согласно С.Кьеркегору взойти на эту ступень могут лишь единицы. Те кто вступают на эту ступень человеческого духа, отказываются от достижений разума и науки, доверившись единственно Богу. Получается что, три ступени развития являют собой жизненный путь человека, пройти который полностью удается немногим, но каждый может стать исключительным.

Так, в религиозной философии С.Кьеркегора были выражены основные положения экзистенциализма, согласно которым единичное дело становится выше общего, истина является всегда субъективной, а наука и разум никак не связаны с поиском этой истины.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Экзистенциализм - это философское выражение глубоких потрясений, постигших общество во время кризисов 20-х, 40-х гг. Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Расцвет экзистенциализма был исторически обусловлен тем, что отражал кризисный период истории XX века. В XX веке сознание человека отличается апокалипсическим страхом, ощущением покинутости, одиночества. Задачей экзистенциализма становится определение нового предмета философии, её задач и возможностей.

Основы экзистенциализма были заложены еще в XIX веке датским теологом и философом С. Кьеркегором (1813 - 1855), а сложилось это направление в XX веке. Идеи экзистенциализма возникали в разных странах в различные годы. Например, в России, накануне Первой Мировой войны, теория экзистенциализма проповедовалась Л. Шестовым (1866 - 1938) и H.A. Бердяевым (1874 - 1948), которые в 20-х годах в эмиграции распространяли свои взгляды за границей, главным образом во Франции. В Германии экзистенциализм начал складываться после Первой Мировой войны и связан с именами К. Ясперса (1883 - 1969), М. Хайдеггера (1889 - 1976). В период Второй Мировой войны, достигнув пика своего расцвета, он чрезвычайно быстро распространился во Франции благодаря Г. Марселю (1889 - 1973), Ж.-П. Сартру (1905 - 1980), А. Камю (1913 - 1960). «Настроение кризиса пришло как нежеланный, но постоянный гость. И нет от него спасения». Настроение кризиса и крах иллюзий были связаны с войной в Корее, расовыми столкновениями, политическими убийствами, разгулом преступности, экономическим спадом и ростом безработицы, затем войной, которую США вели во Вьетнаме. Эти факторы вызвали у американцев чувства беспокойства и неуверенности. В таких условиях оптимизм философии прагматизма, на которой воспитывались американцы, стал уступать место идеям экзистенциализма, с которыми выступили У. Лоури, У. Баррет, П. Тиллих, Р. Нибур.

Расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие причины:

) нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество во время Первой и Второй Мировой войны.

) бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку;

) опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

) усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку;

) распространение фашистских и иных тоталитарных режимов;

) бессилие человека перед природой техногенным обществом.

Экзистенциалистской философии придерживаются люди, различающиеся по своим политическим убеждениям. Так, Хайдеггер в Германии в 30 - 40 гг. не прекращал сотрудничества с нацистами, а либерал К. Ясперс, не принявший фашизма, был лишен возможности преподавать и печатать свои труды, Ж-.П. Сартр и А.Камю были участниками французского Сопротивления, боролись с немецким фашизмом, выступали за мир и демократию. Каким образом объединяет этих людей экзистенциализм? При всех разночтениях экзистенциализм имеет общие исходные принципы. Центральным положением этой философии является одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Времена, когда разум бессилен, а возвышаются подсознательные моменты в поведении человека, господствует иррационализм. Исторические катаклизмы приводят к выводу о бессмысленности традиционных взглядов на историческое развитие и неустранимом трагизме человеческого существования. Философия экзистенциализма отвечает запросам выбитого из колеи человека, смятенного перед лицом прогресса науки и великих исторических сдвигов современного мира. Поэтому эту философию часто называют «философией отчаяния», или «философией кризиса».

религиозный атеистический экзистенциализм

ФИЛОСОФИЯ КАРЛА ЯСПЕРСА

Одним из самых ярких и авторитетных представителей рассматриваемого направления философской мысли был К. Ясперс (1883 - 1969). Он закончил юридический и медицинский факультеты Гейдельбергского университета, но рано обнаружил большой интерес к философии. В 1919 году выходит в свет его первая крупная работа «Психология мировоззрений». С 1921 года он - профессор философии в университете. В 1931 - 1932 годах публикуются три тома его «Философии», где К. Ясперс пытается систематизировать свои идеи и размышления.

Для философии К. Ясперса характерна резкая критика определенного типа мировоззрения, о котором он пишет так: «Это мировоззрение, которое отождествляет бытие с тем, что доступно естественнонаучному познанию». С его точки зрения, «действительно только то, что можно воспринять в пространстве и времени… Всё, что существует, существует в качестве объекта. Объектное бытие и бытие тождественны. Сам субъект есть объект среди объектов…» Такое мировоззрение Ясперс называет позитивизмом. Основной сферой приложения позитивистского типа мировоззрения является наука, предполагающая, по Ясперсу, разделение субъекта и объекта, и поэтому именно в науке истина понимается как соответствие объективному положению вещей. Но, по Ясперсу, мир вообще нельзя мыслить как предмет, как объект познания или место приложения практического действия. Человека же нельзя рассматривать объективно, как это делала предшествующая философия. Как же тогда понимать человека? По Ясперсу, человека надо понимать как «экзистенцию». «Экзистенция, - пишет Ясперс, есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления действия, о котором я говорю в таком ходе мысли, где ничего не познается». Важным понятием философии Ясперса является свобода. О ней философ пишет так:

Ø«Нет свободы вне бытия самости. В предметном мире нет ни места, ни отверстия, где бы она могла поместиться».

Ø«Или человек как предмет исследования - или человек как свобода».

Ø«Свобода не может быть познана, она ни коим образом не может мыслиться объективно».

По Ясперсу, экзистенция - это и есть свобода. В результате своих размышлений Ясперс формулирует вывод: познание - дело науки, свобода дело философии. Человеческое бытие у Ясперса есть всегда «бытие с другими». Философ пишет об этом так: «Мы представляем себе этот изначальный феномен нашего человеческого бытия следующим образом: мы суть то, что мы суть, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид». При этом индивид всегда оказывается в ситуации. С точки зрения выявления экзистенции особенно важны, по мнению философа, так называемые пограничные ситуации: смерть, страдания, борьба, вина. Наиболее яркий случай пограничной ситуации - смерть, перед лицом которой конечность собственно экзистенции предстает перед человеком со всей непосредственностью. С точки зрения мыслителя, экзистенция неразрывно связана с «трансценденцией», с Богом. «Экзистенция, - пишет Ясперс, - нуждается в другом, а именно, в трансценденции, благодаря которой она, не создающая самою себя, впервые выступает как независимый источник в мире; без трансценденции экзистенция становится бесплодным и лишенным любви демоническим упрямством».

Рассуждая о будущем человечества, Ясперс полагал, что даже если человечество пожелает выхода из состояния одиночества, даже если оно будет готово отказаться от насилия, даже если люди захотят жить в мире, пусть и несправедливом, но способном развиваться в сторону большей справедливости, «никакой оптимизм, порожденный таким благородным убеждением, не может заставить нас думать просто и прямо, что будущее принесет нам спасение. Мы имеем, скорее, основание думать противоположное», - полагает философ. Сложность стоящих перед миром и каждым человеком проблем при ощущении человеческого несовершенства вот что лишает нас, по мнению Ясперса, права на оптимизм. «И еще раз встает вечный вопрос: бог иди дьявол правит миром? Только одна ничем не оправданная вера позволяет утверждать, что, в конце концов, дьявол находится на службе у Бога». Стремясь уйти от абсурда, как и от пророчества катастрофических последствий для человека в будущем, хотя они кажутся ему неминуемыми, К. Ясперс начинает напрямую искать поддержки у Бога, при этом, правда, оговаривается: «Я не знаю даже, верую ли я; но вера мне кажется полной смысла, и я хотел бы сметь в нее верить, в ней утвердить свою жизнь».

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЖАНА ПОЛЯ САРТРА

Ж.П. Сартр был единственным философом, четко выражавшим свою принадлежность к экзистенциализму. Его жизнь протекала под знаком безысходности, он застал период оккупации фашистскими войсками родной ему Франции, был активным участником Движения Сопротивления, четким и последовательным приверженцем левых взглядов. Сартр побывал в СССР, исповедовал идеи марксизма, в которых позже разочаровался. Независимая жизненная позиция и бунтарский дух Сартра достаточно убедительно выражают его философское мировоззрение. Идеи Сартра четко входят в концепцию «классического экзистенциализма». По мысли Сартра: «Человек безо всякой опоры и безо всякой помощи осужден в каждый момент изобретать человека», то есть человек «осужден на свободу». Подлинность человека - это его уникальность, уникальность природы, биологических зависимостей, событий и травм глубокого детства. Однако достичь ее не удается из-за безотчетных душевных порывов, рационально неосознанных решений, факторов внешней среды, следовательно, это приводит к пессимизму, разочарованию. Сартр писал, что: «История любой жизни есть история поражения». Раз достигнуть полноты бытия невозможно, то, как следствие, возникает вывод об абсурдности существования. В ходе рассуждений Сартр даже называет человека бесполезной страстью. Индивида в обществе Сартр также понимает, как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще. Человек оказывается брошенным на милость чужой, безжалостной, безрадостной реальности, он навсегда обречен на неполноту бытия, отчаяние и полное одиночество.

ФИЛОСОФИЯ АЛЬБЕРА КАМЮ

Центральной проблемой философии Камю, как и у других экзистенциалистов, является проблема смысла бытия. Причем, в отличие от таких более ранних представителей этого течения, как Хайдеггер и Ясперс, Камю оставлял в стороне вопрос непосредственно о бытии и главной проблемой объявлял именно вопрос смысл существования. Во времена жизни А.Камю вместе с внешней религиозностью европейский человек утратил веру в Бога, а также глубинную с ним связь. Появилось ощущение тотального одиночества человека не только перед лицом мира, который перестал восприниматься как Божье творение, но и перед лицом смерти, которая из пусть и болезненного, но неизбежного перехода в другую, вечную жизнь превратилась в бесповоротный конец человеческого существования, ведущий к полному исчезновению личности. Существование стало абсолютно конечным, а за пределами его было лишь ничто, и это сознание естественным образом поставило вопрос о смысле жизни. При отсутствии силы Бога, дававшей человеку цель и жизнь после смерти, никакой объективный смысл жизни существовать в принципе не мог. Философия Камю основана на глубоком субъективизме и индивидуализме, то есть человек снова становится мерой всех вещей, а субъективное восприятие объявляется единственно значимым. в первой повести «Посторонний» Камю изображает человека, лишенного всяких стремлений, желаний, мыслей, каких-либо человеческих качеств, кроме определенного стремления к плотским утехам. Его жизнь являет собой картину идеальной бессмысленности и бессодержательности, причем эта жизнь не кажется жизнью, а сам герой не кажется живым. Его ум и душа абсолютно пусты, и, таким образом, он является посторонним не только по отношению к обществу и миру в целом, но и к себе самому, к своему телу. Бессмысленность существования низводит его до такой потери человеческого облика, однако есть и противовес - природа: это единственное, что будит в герое какие-то чувства. Общество исторгает его из своей среды из-за его полной отчужденности от людей, приговаривая к смертной казни, однако он обнаруживает способность к единению с миром через природу, почти слиянию с ней. Перед смертью он преодолевает одиночество и обретает счастье, осознавая тщетность всего происходящего в жизни и при этом его неизмеримую ценность, но при этом перестает быть человеком. Таким образом, одной из фундаментальных проблем для Камю была отчужденность человека от мира и от собственной жизни, которую, оставаясь человеком, преодолеть невозможно. Согласно Камю, человек создает огромное количество иллюзий и интерпретаций для объяснения Вселенной, так как человек стремится к упорядоченности. Однако, если убрать эти искусственный покровы, мир абсолютно чужд человеку, он не является ни хорошим, ни плохим и вообще не поддается осмыслению с помощью человеческого разума, тех категорий, которые доступны человеку. Мир существует «сам в себе», он ничего не несет человеку, который отчаянно пытается услышать или прочитать в нем какие-то слова, мир полон «тихого равнодушия», и человек не может понять его, так же как не может соприкоснуться с ним. Таким образом, человек обречен на существование в мире, по сути для него непроницаемым, а значит враждебным. Именно это чувство отчужденности человека от собственной жизни, «актера от его сцены» и составляет ощущение абсурда. Абсурд является важнейшим понятием в философии Камю. Согласно его рассуждениям, абсурд возникает из скуки. В жизни человек полностью поглощен повседневной рутиной, захвачен ею, однако в какой-то момент встает вопрос о цели и смысле этих бесконечно повторяющихся механических действий, и отсутствие ответа на этот вопрос рождает удивление и одновременно скуку, так как у рутины нет оправдания. Этот момент Камю считает пробуждением сознания, однако результатом этого должно стать либо самоубийство, либо выздоровление. Базовым вопросом философии Камю считает именно вопрос, стоит ли жизнь того чтобы быть прожитой, и есть ли какая-то глубокая причина жить и страдать в мире, который чужд человеку и его разуму и отторгает его от себя. Поэтому ощущение абсурда связано с вопросом самоубийства. Это ощущение порождается также иллюзией будущего - человек, продираясь сквозь рутину, живет исключительно надеждой на будущее, однако будущего не существует, это то же настоящее, а жизнь конечна и она проходит, так и не принося ожидаемого «завтра». Стремление к будущему - это стремление только к смерти, и это также абсурдно.

Чувство абсурда, согласно Камю, исходит как от бессмысленности существования, так и от принципиальной невозможности познания мира. Стремление понять мир - основополагающее стремление человека, однако понять - значит привести к некоторому единству, то есть «подогнать» под категории, доступные человеческому разуму. Разум стремится свести любое явление к мысли, и высшее его стремление - это свести в конце концов разрозненные представления о мире в единую картину, к одной мысли. Согласно Камю, человеком движет жажда единства, страстное стремление к абсолюту, то есть к идеальной упорядоченности, в которой все без исключения вещи и явления были бы связаны. Наука, исходя из этой точки зрения, не объясняет, а лишь перечисляет феномены, а потому Камю отрицал ее значение. Мир в принципе недоступен человеческому пониманию, так как разум способен объяснять лишь то, что связано с человеком, а других инструментов познания человек лишен. Поэтому мир становится предельно иррациональным для человека, предстает ему как абсолютный хаос. Мир принципиально неразумен, однако в нем самом по себе еще нет абсурда. Суть абсурда в столкновении между миром и человеком. Трагедия состоит в принципиальной невозможности этого постижения, ведь преодолеть отчуждение человеку не дано, и в этом же абсурд. Поскольку основным компонентом, рождающим абсурд, является разум, абсурд субъективен, он возможен лишь в рамках индивидуального существования, и вместе со смертью он заканчивается, и при этом смерть и есть самое яркое и полное выражение абсурда. Смерть так же необъяснима, как и весь мир, но она является высшей формой иррациональности, так как представляет собой небытие, уничтожающее сознание. Камю считал смерть величайшей несправедливостью, причиненной человеку, и если человек должен умереть, то и вся его жизнь и деятельность лишены смысла. Но при этом они приобретают некую исключительную ценность, так как, кроме жизни, у человека ничего нет и быть не может.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экзистенциализм - это философия существования, иррационалистическое направление в буржуазной философии, возникшее в начале XX века. Обобщая основные вопросы, находившиеся в поле внимания экзистенциалистов, можно выделить следующие:

отчуждение человека

проблемы бытия мира и человека

существование и сущность человека



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Баевский В.С. Экзистенциализм. - Удмуртия: Вестник Удмуртского университета №5, 2012.

.Больнов Отто Ф. Философия экзистенциализма. - СПб. :Лань, 1999.

.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс, 1994.

.Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. - М.: Логос, 1999.

.Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе - М.: Политиздат, 1980.

.Кушова И.А. Некоторые проблемы бытия современного человека и экзистенциализм. - Вятки: Вестник Вятского государственного гуманитарного университета №4, 2010.

.Любутин К.Н., Саранчин Ю.К. История Западноевропейской философии. - М., 2005.

.Менде Г. Очерки философии экзистенциализма. - М.: Иностранная Литература,1958.

.Мунье Э. Введение в экзистенциализм . - М.: Альфа, 2002.

.Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. - М.: Политиздат, 1989.

Похожие работы на - Философия экзистенциализма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!