Использование наглядности и информационных технологий на уроках истории как средство повышения учебной мотивации

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,77 Мб
  • Опубликовано:
    2015-09-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование наглядности и информационных технологий на уроках истории как средство повышения учебной мотивации

«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра общественных наук

Описание опыта работы по теме:

«Использование наглядности и информационных технологий на уроках истории как средство повышения учебной мотивации»


Учитель истории МОУ «Бородачёвская СОШ»

Жирновского района

Линько Елизавета Петровна





Волгоград 2011

Содержание

I. Справочно-информационная часть

II. Технологические сведения об опыте

. Актуальность опыта

. Педагогические задачи, которые решаются в данном опыте

. Технология опыта

. Результативность опыта

III. О перспективах использования опыта в массовой практике

. Теоретико-практические основы опыта

. Условия эффективности опыта

. Перспективы и возможности использования опыта в массовой преподавательской деятельности

Список литературы

Приложение 1. Картины

Приложение 2. Карикатуры

Приложение 3. Карты

Приложение 4. Мозаика

Приложение 5. Плакаты

Приложение 6. Фотографии

I. Справочно-информационная часть

.Тема опыта : «Наглядность как средство повышения учебной мотивации».

.Автор опыта - Линько Елизавета Петровна.

. Должность автора -учитель истории и обществознания.

.Место функционирования опыта - МОУ «Бородачёвская СОШ» , 4037888, ул.Центральная 14, с.Бородачи, Жирновского района, Волгоградской области.

.Разновидность опыта в зависимости от новизны-эвристический опыт.

.Опыт представлен следующими материалами:

настоящим описанием;

приложениями.

II. Технологические сведения об опыте

. Актуальность опыта

 

Одно из главных направлений педагогики сегодня- это воспитание активного, творческого ученика, гражданина своей страны. Творчески работающие педагоги стремятся к обновлению содержания образования , занимаются поиском новых методик, несущих высокую степень самостоятельности учащихся. Среди методов таких как словестно-книжный метод, практический метод, метод проблемного обучения, эвристический метод, исследовательский метод, одним из самых действенных является наглядный метод. Актуальность, теоретическая и практическая значимость рассматриваемой проблемы, потребность педагогической практики в научно обоснованном обеспечении образовательного процесса наглядными средствами, способными не только эффективно передавать учебную информацию, но и соответствовать потребностям обучающихся, позволяют рассматривать выбранную тему «Наглядность и новые информационные технологии на уроках истории как средство повышения учебной мотивации» как весьма значимую.

Наглядность - "Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений" Словарь русского языка. АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981-1984- Т.2. - стр. 239.. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.

Средства - "предметы, приспособления или совокупность их, необходимые для осуществления чего-либо" Там же. - Т.4. -С.239.. Таким образом, под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины и т.п.), слуха (звукозаписи), других органов чувств.

Наглядность - один из ведущих принципов обучения. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

В современных условиях многие педагоги отмечают изменение отношения учащихся к процессу обучения и эти изменения отнюдь не в сторону повышения авторитета образования. Высокая учебная мотивация является залогом успешности усвоения учебного материала и повышения качества знания. Применение наглядности является прекрасным средством, влияющим на учебную мотивацию. Наглядность вызывает интерес и побуждает к деятельности, способствует переходу учебной мотивации на более высокую ступень - внутреннюю мотивацию, что создает условия для становления духовности личности.

Сегодня учителя испытывают целый ряд сложностей при использовании наглядного метода обучения. Дидактические альбомы по различным историческим периодам ("Альбом по истории культуры Древнего мира", "Альбом по культуре средневековья" и др.) морально устарели. Они расходятся по содержанию и методологическим подходам к современному историческому образованию. Это объясняется тем, что в 50-е годы ХХ века по заданию Министерства образования писались учебные картины и наглядные материалы, которые соответствовали программе школьного курса истории. Они представляли систему наглядных пособий и по качеству не уступали художественным картинам и должны были с научной достоверностью раскрывать сущность исторического события. Сегодня такой работы по обеспечению школ наглядными пособиями не проводится, однако, в отличие от советского учителя, современный педагог имеет возможность использовать технические средства обучения и Интернет. Еще полстолетия назад далеко не каждая учебная книга по истории была снабжена ярким иллюстративным материалом. Сегодня же педагоги вполне справедливо настаивают на том, чтобы "картинками" были обеспечены учебники по истории не только в основной, но и в старшей школе.

Настоящий этап развития образования и общества заставляет иначе посмотреть на требования, предъявляемые к наглядным пособиям. Эту проблему можно решить, пользуясь неограниченными возможностями компьютера. Компьютер является универсальным многофункциональным обучающим средством, включающим экран и аудиосредства.

Компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться.

Пользуясь неограниченными возможностями компьютера:

. Облегчается поиск нужного наглядного материала, посредством сети Интернет;

. Мультимедийный режим позволяет вывести на экран качественную визуальную информацию;

. Появилась возможность вывода на экран картины нужного размера (с помощью мультимедийного проектора).

Готовые мультимедийные программы имеют целый ряд достоинств перед традиционной наглядностью. И хотя они выполнены профессионально, они имеют лишь общие сведения. Объём содержащейся в них информации невозможно уложить в 40 минут урока. Поэтому удобно пользоваться программным обеспечением Microsoft PowerPoint. Оно позволяет привести материал урока в соответствие с конкретными целями и задачами, поставленными перед изучением нового материала, а также у учителя появляется возможность провести урок в том методическом ключе, с помощью которого он выстраивает свою систему работы.

В малокомплектных сельских школах, где далеко не в каждый семье имеется компьютер, а уж совсем большая редкость Интернет, использование современных видов наглядности дает прекрасные результаты в плане повышения активности и интереса учащихся к процессу усвоения знаний. Таким образом, новое время и новые ученики требуют создания новой школьной наглядности. В данной работе представлен опыт показывающий, что применение наглядности в сочетании с новыми информационными технологиями способствует повышению учебной мотивации.


2. Педагогические задачи, которые решаются в данном опыте

 

Урок истории невозможно провести на должном уровне, не пользуясь картами, схемами, иллюстрациями, меловыми рисунками и другими видами наглядности. Они позволяют представить исторический материал понятным для учащихся. Наглядность активизирует их внимание, мышление и память (психологами доказано, что человек запоминает 50% увиденного, в то время как услышанное воспроизводится только на 20%), заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника.

Отражаясь обобщенно в наглядных пособиях, история открывает целостность непосредственного восприятия.

Наглядный метод дает широкий простор для творчества. Учащиеся могут сами готовить наглядные пособия и использовать их в представлении учебного материала.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Учитель истории должен обладать большим набором иллюстраций, картин, фотографий, настенных карт и др. Они позволяют иллюстрировать рассказ учителя, дополнять текстовый материал учебника.

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счёте, исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым.

Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания.

В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений.

Обычно к рисункам и фотографиям, схемам и таблицам, картам и линиям времени методисты и учителя относятся как к средствам обучения и разрабатывают приемы их эффективного использования для образной демонстрации новых фактов, для обобщения и проверки знаний и умений учащихся. Гораздо реже в иллюстрациях видят источники исторической информации, равнозначные печатным текстам.

А ведь эта функция на "генетическом" уровне заложена в иллюстрации, относящиеся к изобразительной наглядности документального характера. Это фотографические снимки, сделанные непосредственно в тот период времени, о котором рассказывает учебник; плакаты, карикатуры и произведения живописи, где время создания картины (в близкий к событию период или значительно позже) обуславливает особенности ее восприятия и анализа.

Наглядность способствует обучению школьников приемам критического анализа карты и статистических данных, приемам исторического исследования, а также приемам работы с произведениями искусства как свидетельствами исторической эпохи.

Все эти умения представляются важными для жизни в многокультурном и быстро меняющемся мире. Компьютер и информационные носители являются хорошим средством преодоления некоторых проблем, существующих у образования. Так же они позволяют осуществить важнейшие принципы обучения:

принцип гуманизма;

принцип научности;

принцип наглядности;

Таким образом наглядность играет большую роль в обучении истории:

при изложении исторических событий наглядность частично конкретизирует или частично заменяет повествовательный или описательный материал;

наглядность повышает содержательность изложения, сокращая затраченное время;

наглядность позволяет уточнить исторические представления учащихся;

наглядность создает яркий и точный зрительный образ исторического прошлого;

наглядность облегчает познание сложных явлений прошлого, исторических понятий, подведение к объективному пониманию истории.


3. Технология опыта

На современном этапе развития школьного исторического образования наиболее приемлемым является применение личностно-ориентированного и проблемного подхода в использовании наглядных средств на уроке истории.

Под личностно-ориентированным обучением понимают индивидуальную особенную траекторию усвоения учеником общих заданных основ знаний, умений и ценностных смыслов.

Наиболее распространенным типом исторической наглядности является картина или иллюстрация учебника. При работе с картиной сначала проводится подготовка к ее восприятию (название, автор, смысл демонстрации), затем первичное восприятие (что? где? когда?), далее - осмысление отдельных деталей, их анализ и, наконец, обогащенное понимание целостной картины на основе установленных связей между отдельными частями и ракурсами произведения и вывода из анализа деталей.

Ориентируясь на детей с разными психолого-познавательными возможностями (восприятием, вниманием, воображением и т.д.), можно использовать картины в виде зрительных опор, материализованных иллюстраций основных идей объяснения учителя, объектов сравнения и анализа, средств создания эмоционального эффекта и источника организации самостоятельной работы учеников.

По одной и той же картине можно давать личностно-ориентированные задания на выбор учащихся. Например, на уроке истории России в 6 классе:

А.М. Васнецов. Двор удельного князя. (Приложение 1).

         Опишите, кто изображен на картине?

         Какие группы населения изображены на картине, то каким признакам ты это определил? Чем заняты представители каждой из групп?

         По каким деталям картины мы можем судить об основных занятиях восточных славян?

         К какому историческому периоду данная картина может служить иллюстрацией? На основании чего вы сделали подобное заключение.

А.М. Васнецов. Вече. (Приложение 1).

К данной картине задание может быть следующим:

.        Опишите что изображено на картине.

.        Где происходит действие картины. По каким элементам картины вы сделали свой вывод.

.        Как вы думаете, в каком городе происходит действие картины?

.        Какие слои населения участвуют в вечевом собрании?

.        Составьте сценарий, по которому проходит вечевое собрание.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом выделяется два уровня использования картин на уроке истории: 1) описание произведения и извлечение из него информации; 2) осмысление, оценка и использование картин в творческой деятельности. На первом уровне предлагаются следующие личностно-ориентированные типы заданий: на идентификацию типичных представителей определенного времени (мода, стиль), определение по деталям места действия, выявление основной идеи автора по сюжету и деталям.

На втором уровне учитель может использовать личностно-ориентированные задания другого плана: на сравнение изобразительного материала, сопоставление образов событий в различных произведениях, объяснение смысла авторского изображения, установление содержательных и оценочных связей в различных типах изображения, аргументацию с помощью картин своей позиции в полемике и споре. (Приложение 1).

Не менее эффективно использование карикатур. В плане реализации личностно ориентированного подхода карикатура является идеальным средством для организации обсуждения и дискуссий. Во многих случаях надо суметь понять намеки, стереотипы и аналогии. Для учителя важна степень остроты карикатуры, ее тенденциозность, одностороннее, пристрастное, личностное отношение автора к изображаемому. Карикатуры на тему советско- германского Пакта о ненападении, могут быть рассмотрены следующим образом:

(Приложение 2).

Вопросы классу:

В какой стране созданы эти карикатуры?

По каким элементам карикатуры ты пришел к такому выводу?

Какие страны высмеиваются на данных карикатурах? Почему?

В контексте использования наглядности для организации учебно-познавательной деятельности учащихся представляют интерес сравнительные графики. Опыт показывает, что условно-графический вид наглядности более эффективен при организации познавательной деятельности, так как в его рамках легче выстраивать новые смыслы, фиксировать новые формы и уровни обобщения, в то время как предметная и изобразительная наглядность содержат в себе уже застывшие смыслы и их готовые интерпретации.

Современный учитель истории должен владеть элементарными графическими навыками, ибо рисование на доске является постоянной практикой. Личностно-ориентированному подходу отвечают задания, предполагающие творческое, самостоятельное вычерчивание схем и таблиц. Вот примеры таких заданий:

Где бы вы построили свой замок на месте феодала? На плане представлены: холм, лес, пересечение дорог и низина;

Личностно-ориентированный подход может реализовываться в ходе заполнения недостающих звеньев в схемах и таблицах. Например схему «Отмена крепостного права» может быть представлена в виде здания с колоннами. В них вписываются причины отмены крепостного права . Когда причина написана верно, колонна убирается, а когда все колонны будут убраны, крепостное право будет отменено. В контексте личностно-ориентированного подхода стоит предложить заполнение колонн всем ученикам и выбрать правильно написанные причины. Каждый будет иметь свой вариант причин отмены крепостного права.

Использование карт в контексте личностно-ориентированного подхода возможно в следующем варианте.

(Приложение 4). К карте «Древний Египет»:

перечислите основные источники богатства Древнего Египта (основные занятия населения, природно-географические условия и т.д.)

В данном случае, карта является источником знаний и учащиеся, в зависимости от своих психолого-познавательных возможностей, могут извлечь эти знания.

Таким образом личностно-ориентированный подход в применении наглядных средств на уроках истории это творчество, самосознание и опыт ученика в учебной деятельности, повышение его активности на уроке, а следовательно и повышение интереса к учёбе.

Не менее эффективен и проблемный подход в обучении. Стержнем методической конструкции данного подхода является проблема, т.е. вопрос, содержащий внутреннее противоречие. В процессе решения проблемы ученик выполняет определенный содержанием алгоритм учебных действий, изучает необходимый объем материала; тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения.

При проблемном построении курса изменяется и структура учебного процесса. Его основными элементами становятся вводно-мотивационный этап, этап организации учебной деятельности с целью решения проблемы и этап контроля-коррекции. Использование средств наглядности делает денную организацию существенно более эффективной.

На вводно-мотивационном этапе преподаватель решает следующие задачи:

Дать обобщенную картину содержания, избегая при этом излишней детализации;

Сформулировать исходное противоречие, из которого будет выведена проблема;

Сформулировать саму проблему;

Мотивировать учеников к ее решению.

Для успешного решения этих задач можно использовать исторические карты. Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.

Анализ карт 1-границы Арабского халифата на момент возникновения и 2- через 150 лет. Предположите, каковы причины такого изменения границ государства?

В процессе решения данной проблемы учащиеся выясняют, что начало роста территории Османской империи совпадает с зарождением новой религии- исламом , а границы государства являются границами распространения нового религиозного учения. Они узнают, какими методами осуществлялось расширение границ, по каким механизмам осуществлялась управление в растущем государстве и т.д. (Приложение 4)

Карта - неотъемлемый элемент урока истории. Её используют, изучая любую тему. Будь то революция, война, социально-экономическое развитие государства, зарождение или крушение цивилизации. К сожалению, сегодня школа обладает меньшим по объёму и весьма некачественным картографическим материалом. До сих пор преобладают настенные карты, выполненные на основе старой методологии и посвящённые в основном территориальным изменениям, политико-объединительным процессам в государствах или военным событиям..

Содержание старых настенных карт носит общий или обзорный характер, оно загружено большим количеством деталей, обозначений, фактов. И хотя картографами уже созданы тематические карты, содержащие новые методологические подходы, отражающие религиозные процессы, экономико-демографическое развитие регионов и культурные достижения стран и народов, выдвинутые современными требованиями к историческому образованию, историческим событиям и явлениям, в школах их не хватает из-за недостатка финансирования. Поэтому часто наблюдаются расхождения между атласами, лежащими на партах учеников и настенной картой, которая зачастую не содержит необходимую информацию.

Для определения исходного противоречия могут использоваться различные средства наглядности. Этап организации учебной деятельности с целью решения проблемы весьма сложен по своей структуре и включает в себя различные задания. Так, при рассмотрении темы «Византийское средневековье» для ознакомления учащихся с системой управления Византийской империей можно использовать мозаику в Равенне «Император Юстиниан со свитой». ( Приложение 5).При этом есть два возможных

варианта организации учебной деятельности: базовый (предъявление содержания) и в качестве основы для составления задания. В первом случае ученикам говорят о том, что вокруг императора изображены представители трех сил, на которые опиралась его власть. На основании рассказа учащиеся составляют схему «Власть императора в Византии» (таким образом, в процессе изучения изобразительная наглядность трансформируется в условно-графическую). Во втором случае ученикам предлагается самостоятельно соотнести элементы схемы и объекты на изображении.

На этапе контроля-коррекции использование наглядности наиболее ограничено, так как при проблемном подходе акцент при проверке делается не на знания, а на умение мыслить, делать обоснованные выводы. Однако для контроля можно использовать задания обобщающего характера к историческим картинам. Например, при изучении темы «Смутное время» для обобщающего контроля можно использовать картину С. Иванова «В Смутное время». Алгоритм действий учащихся следующий: 1) узнавание и выделение объектов (казаков, поляков, мятежных дворян); 2) характеристика объектов; 3) установление связи между ними; 4) составление описания картины или рассказа по картине. Выполнение этой работы возможно лишь при наличии определенных систематических знаний.

В целом использование наглядности на этапе контроля-коррекции при проблемном подходе разработано недостаточно и представляет поле для дальнейших изысканий.

Такой вид иллюстраций как плакат тоже стал популярным в школьных учебниках. Плакатов в учебниках стало больше, но подобраны они довольно односторонне - представлены изображения только одной стороны вооруженных конфликтов (российские плакаты в Первой мировой войне, плакаты "красных" в годы Гражданской войны, советские плакаты в "период наступления социализма по всему фронту"). (Приложение 6). Авторы российских учебников не рискуют показывать школьникам пропагандистские материалы нацистской Германии, Западной Европы и США во времена "холодной войны", однако не обязательно опираться на содержание учебника, ведь у современного учителя истории масса источников дополнительного материала, самый обширный, но к сожалению еще не повсеместно доступный, - Интернет.

Между тем даже использование доступных школьникам плакатов в качестве источников исторической информации и средств организации исследовательской работы вызывает определенные сложности в связи с тем, что методика такой деятельности разработана российскими педагогами весьма слабо. Мною используется план анализа плаката предложенный болгарским ученым Р. Кушева:

. Назовите и датируйте событие, которому посвящен данный плакат.

. Какой аудитории он предназначен?

. Кто из персонажей здесь представлен и с какой целью?

. Какая другая символика использована на плакате?

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя:

при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания об облике объекта учащиеся находят сами. Например, при работе с плакатами времен Гражданской войны ( врезка учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XX-начало XXI. 9 класса Приложение 1., можно работать со следующими вопросами:

. Кто изображен на этом плакате? К чему призывает содержание плаката?

. В чем причины такого сходства?

. Какой смысл несут данные плакаты?

Вместо подобных вопросов возможна постановка проблемы следующего характера: почему плакаты красного и белого движения, преследовавшие диаметрально противоположные цели, так близки по содержанию и смыслу?

другой вариант сочетания сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. Например, рассказывая идеологической работе «красных» и «белых», можно продемонстрировать тот же плакаты.

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается тогда, когда должен быть осуществлен тонкий анализ объекта. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно "грубый" анализ объектов.

Одним из более документальных видов наглядности является фотография.

Фотографии являются яркими источниками информации о прошлом. Наиболее актуальна работа с фотоматериалами, как источниками знаний об историческом прошлом в 9 и 11 классах при изучении истории новейшего времени, где фотография отражает застывшие исторические события.

Самый простой прием работы с фотографией -сравнение, он доступен практически каждому учащемуся.

Задания на сравнение побуждают учащихся к анализу, умению делать выводы, последовательно излагать свои умозаключения. Так используя фотографии репродукций древнего взрослого человека и ребенка, в 5 классе, дается задание на сравнение:

в чем сходства и различия древних людей и человека современного?

(Приложение 7).

На предшествующем уроке нажно попрасить учащихся принести с собой зеркальце. Особенностью подобного задания является то, что сравнивается изображение и живой объект ( сам ребенок рассматривает себя и результаты сравнения выписывае в тетрадь, а затем обсуждает с товарищами и делает выводы).

Старшеклассникам может быть предложено сравнение фотографий одного и того же объекта в различные временные промежутки.

Много интересного и познавательного ждет любопытных школьников при работе с фотоматериалами. В учебниках по всемирной и отечественной истории в темах, посвященных социально-экономическому развитию стран в ХIХ-ХХ вв., обычно публикуются "панорамные снимки" городов, промышленных строек и т.д.( Приложение 7). Попробуем представить, как воспринимают эти изображения люди из совершенно разных социальных групп или политических объединений, с разными культурными традициями и ценностями. Разделившись на группы и распределив роли, школьники готовят описание фотографии "Кризис в США 1929-1932 гг. " (Приложение 7), выражая точку зрения :

) президента США;

) среднего класса;

) члена компартии.

Потом они обмениваются своими "впечатлениями".

Или другой пример - фотография ядерного взрыва в г. Хиросима (Приложение 7). Описать этот взрыв можно глазами:

) жителя города,

) американского летчика,

) японского императора,

) американского президента.

Обязательным методическим условием является подбор "наблюдателей" с противоположными взглядами, интересами, положением в обществе, культурным опытом и т.п. Общественные отношения прошлого, недоступны непосредственному, живому восприятию, а должны быть познаны абстрактным мышлением. Школьники получают возможность представить себя на месте другого человека, приходят к пониманию причин и обстоятельств существования различных точек зрения на одни и те же факты, учатся вести диалог с носителями иных ценностных установок и взглядов.

Другое задание по фотографиям состоит в том, чтобы придумать подписи к одному и тому же снимку в совершенно разных, противоположных по взглядам изданиях. Например, как мог бы называться групповой портрет русских солдат в окопе в 1915 г. в монархической газете, воспевающей "Великую Отечественную войну", и в большевистской прессе, призывающей к превращению "войны империалистической в войну гражданскую"? (Приложение 7). Практически любую фотографию, запечатлевшую тот или иной момент истории, можно представить в противоположных ракурсах - с "этой" и с "той" стороны. В одних случаях учитель может подсказать школьникам полюса подписей к снимкам, в других - ребята определятся самостоятельно.

Познавательные задания такого плана формируют важное для жизни в открытом и интегрирующемся мире представление о многоперспективности исторических явлений и процессов, т.е. о том, что любой факт можно и нужно рассматривать в разных гео - и социокультурных пространствах (в контексте локальной, макрорегиональной, национальной и мировой истории), а также иметь в виду разное к нему, факту, отношение со стороны представителей различных социокультурных общностей. Во всех вышеперечисленных приемах работы с фотографиями явно прослеживаются элементы игры, что вполне приемлемо при работе с любой наглядностью.

Следующим шагом может быть прием "озвучивания" фотографий. Между лидерами "большой четверки" в рабочих группах можно попытаться воспроизвести кулуарные разговоры Д. Ллойд Джорджа, В.Э. Орландо, Ж. Клемансо и В. Вильсона об итогах "Великой войны", о "революциях 1918-1920-х гг. в Европе", о новой карте мира по Версальскому договору, о преимуществах нового мирового порядка (Приложение 7). В школьных учебниках по истории группа так называемых массовых фотографий довольно многочисленна. Они воссоздают обобщенный образ конкретного события или явления и, как правило, соотносятся с основным текстом лишь косвенно. Но эти снимки могут стать оригинальными и яркими источниками информации о прошлом, прочувствованной и пережитой учениками лично, а поэтому оставляющей след не только в памяти, но и в душах.

Не все, однако, фотографии и подписи к ним готовы сразу раскрыть зрителям свои секреты. Бывает, что место и время запечатленного на снимке события смогут определить сами учащиеся. По некоторым снимкам уместно предложить ученикам задуматься не над одним, а над целым комплексом вопросов:

) что я вижу;

) что я могу объяснить на этом снимке;

) что бы я хотел узнать в связи с этим изображением;

) как я могу использовать это изображение в изучении данной темы?

Иногда ответы на вопросы школьникам не нужно искать в дополнительных источниках. При определенных условиях решение могут подсказать сами фотографии и вопросы к ним.

Наиболее интересно в плане повышения учебной мотивации использование видеоматериалов иллюстрирующих то или иное историческое событие. Хроникальные фильмы в какой-то мере "воссоздают" для нас картину исторических событий, например эпизоды Великой Отечественной войны. И всё же перед нами не само прошлое, а его изображения на экране, хотя и документальное. В практической деятельности мною используются как документальные, так и художественные видеоматериалы. Киноурок сам по себе без предварительного задания не принесет желаемого результата.

Можно просмотреть видеосюжет просматриваться перед изучением темы. Так видеоролик «Германия в период фашизма» (длит. 1,26мин.) ориентирует учащихся 9 класса на основное содержание параграфа «Тоталитарные режимы в 30-е годы» и служит источником знаний. Просмотрев видеоматериал, учащиеся отвечают на следующие вопросы:

когда и какими методами произошел приход фашистов к власти в Германии?

какие изменения произошли в стране после прихода НСДАП к власти?

каковы особенности идеологии фашизма?

какие моменты свидетельствуют о крахе Версальско-Вашингтонской системы?

каким результатом увенчаются амбициозные планы А. Гитлера?

Видеоматериалы могут конкретизировать, иллюстрировать один из этапов урока. Вопросы к видеоматериалу «Дети Николая II».

Как ты думаешь, почему Русская православная церковь канонизировала царскую семью?

«Невинные жертвы» применительно ли это понятие к детям Николая II?

Вопросы к видеоматериалу «9 января 1905».

Начало первой российской революции?

Что послужило поводом к началу революции?

Переход к документу «петиция рабочих».

Постановка задания при использовании карты с элементами анимации. может предшествовать показу (таблицы , схемы для заполнения, проблемные задания) или даваться после просмотра и в этом случае для ответа могут использоваться как знания полученные в результате просмотра и материал учебника. Несомненными плюсами таких карт является следующие:

возможность довольно легко удерживать внимание учащихся;

яркость предлагаемого материала;

высокая степень усвоения пространственно-временных представлений;

реализация личностно-ориентированного подхода.

К инновационным ТСО относят компьютер, который является универсальным многофункциональным обучающим средством, включающим экран и аудиосредства.

Компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те, или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться. Компьютер и информационные носители являются хорошим средством преодоления некоторых проблем, существующих у образования. Так же они позволяют осуществить важнейшие принципы обучения:

принцип гуманизма;

принцип научности;

принцип наглядности;

Пользуясь неограниченными возможностями компьютера:

. Облегчается поиск нужного наглядного материала, посредством сети Интернет;

. Мультимедийный режим позволяет вывести на экран качественную визуальную информацию;

. Появилась возможность вывода на экран картины нужного размера (с помощью мультимедийного проектора, если в учреждении он имеется).

Современному образованию следует использовать потенциал компьютерных мультимедийных программ, которые отличаются наличием тех требований, которые близки современным детям:

Учащиеся хотят стать участником исторических событий;

Ученикам требуются яркие, запоминающиеся образы;

Звуковое оформление позволяет учащимся подключить слуховую память.

Таким образом, новое время и новые ученики требуют создания новой школьной наглядности.

Важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий, благодаря которым учителем и учениками составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Однако в малочисленных классах сельской школы (3-5 человек), даже наличие ноутбука, дает возможность использовать презентации в качестве основной составляющей урока.

Так при изучении темы «Крымская война» презентация урока содержит и работу с анимационной картой:

-й слайд

Крымская война (1853-1856)

Сегодня на уроке мы должны узнать:

)Причины, ход и последствия Крымской войны.

)Какое влияние на развитие международных отношений оказала война и как изменила внутриполитическую ситуацию в стране.

)Как происходила оборона Севастополя.

-й слайд.

План урока:

.Причины войны.

.Силы сторон.

.Ход военных действий.

.Парижский конгресс.

При рассмотрении первого пункта плана на экран выводится таблица и дается задание учащимся в ходе рассказа учителя заполнить таблицу.

 

-й слайд

Страны -участницы

Цели

Российская империя

Пересмотр режима черноморских проливов, усиление влияния на Балканах

Османская империя

Подавление национально- освободительного движения на Балканах, возвращение Крыма и черноморского побережья Кавказа.

Англия, Франция

Подорвать международный авторитет России и ослабить ее позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от нее территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии.

 

Второй пункт рассматривается с использованием 4 слайда.

Соотнеси данные предоставленные в таблице как причину и следствие и запиши в тетради ответ:

 

1). 1).Рекрутская система формирования армии

1).Низкая маневренность войск

2).21 корабль черноморской эскадры из них 7 паровых, остальные парусные

2).Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя

3)Отсутствие дееспособного генштаба. В.А. Долгоруков: « Единственной мыслью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел , не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю»

3).Необходимость вести ближний бой, уязвимость солдат при наличии у противника более совершенных орудий

4).Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью

4).Слабая техническая оснащенность флота

5).Войска рассредоточены по всей территории страны

5).Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действий

6).В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов.

6).Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны.

7).Плохое техническое оснащение армии (ружья дальнобойностью 100-150 м; нарезные дальнобойностью 800м. 1880 единиц на 42 тыс. солдат)

7).Много времени на переброску войск к театру военных действий

8).Отсутствие разветвленной системы ж/д.

8).Большие расходы государства на содержание армии

 

Ответы:1-8; 2-4; 3-6; 4-2; 5-7; 6-5; 7-3; 8-1 .

Третий и четвертый пункт плана рассматриваются с помощью анимационной карты и задания к ней на 5 слайде.

ответы

Когда началась Крымская война?

20 октября 1853г.

На сколько этапов делиться? Почему?

Два. Первый этап военные действия Турция-Россия .На втором этапе вмешательство Англии и Франции - поражение Российской империи.

Когда произошло Синопское сражение ? В чем его особенность ? Кто возглавлял российскую эскадру

18 ноября 1853г. Последнее сражение российского парусного флота и победа. Адмирал Нахимов.

Кто возглавлял оборону Севастополя? Укажите хронологические рамки обороны Севастополя. Удалось ли русским войскам отстоять Севастополь.

Корнилов , Нахимов , Истомин.

Когда состоялся Парижский конгресс?

Февраль -март 1856г.

Условия мирного договора?

Россия потеряла острова в дельте Дуная и часть Южной Бессарабии, запрет держать флот на Чёрном море.

 

Учащиеся подводят при помощи учителя итоги урока исходя из целей урока:

Мы узнали……….,

Мы научились……….

При самостоятельном составлении презентаций учащиеся оттачивают навыки работы с документами, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи

Компьютерные презентации обладают целым рядом возможностей:

.Одновременное использование различных способов предоставления учебной информации (дата, понятие, текст, анимация, графика, звук);

. Представление на электронных страницах (слайдах) одновременно текст и мультимедийные объекты;

. Возможность изменения последовательности представления слайдов в процессе просмотра презентации;

. Возможность неоднократного возвращения к просмотренному ранее слайду;

. Возможность многорядного изображения с целью сравнения объектов.

Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время на записи на доске.

Следующим положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у них работают сразу два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам.

Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Важное место в практике моей работы занимает работа с предметной наглядностью. Реализуется это через непосредственное восприятие памятников прошлого, в рамках кружковой работы.

Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов.

К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию. Посещение музеев г. Волгограда, сопряжено с рядом трудностей(отдаленность, материальная обеспеченность), краеведческий музей г. Жирновска посещать, так часто как хочется, не представляется возможным. Учитывая все это, в школе была начата работа по созданию музейной комнаты. Работа по отбору материала, его систематизации, дает возможность учащимся буквально прикоснуться к прошлому, что естественно заинтересовывает, затрагивает эмоции и чувства. Пусть наш школьный музей не очень большой и экспонаты не столь многочисленны и разнообразны как хотелось бы, но предметы, присутствующие в нем используются на уроках и демонстрируются в ходе экскурсий.

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям обучения.

Таким образом, были рассмотрены два современных подхода к организации наглядного метода обучения: проблемный и личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный подход ориентируется на детей с разными психолого-познавательными возможностями. Проблемный подход развивает творческие способности учеников.

наглядный урок история компьютерный

. Результативность опыта

Мое особое внимание наглядные методы обучения в сочетании с информационными технологиями привлекли в последние 2-3 года. Связано это в первую очередь с тем, что возникла острая необходимость освоения навыков работы с компьютером в качестве пользователя. В дальнейшем стали очевидными все возможности, которые дает использование компьютера на уроках. В сочетании с информационными технологиями наглядность стимулирует познавательные интересы учащихся, создает при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивает разностороннее формирование образов, способствует прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителя.

Результативность работы в этом направлении предоставлена в следующих данных:

Год

Количество выпускников

Количество учащихся выбравших историю при сдаче ЕГЭ и ГИА

2008-2009 уч.год

25

0

2009-2010 уч.год

27

3

2010-2011 уч.год

15

6


На основании этого могу сделать вывод о том, что, во-первых, увеличился интерес к истории, во-вторых, уверенность в полученных знаниях позволяет выбирать историю в качестве предмета для итоговой аттестации, в третьих то что, история становиться более востребована при получении дальнейшего образования.

УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ


2008-2009 история

2009-2010 история

Успеваемость

100

100

На «4» и «5»

62

72

Пусть цифры в таблице не столь впечатляющи, но для меня они показатель того , что я нахожусь на правильном пути в своей преподавательской работе.

За последние три года не один учащийся не получил неудовлетворительных четвертных, полугодовых, годовых оценок, более того слабоуспевающие учащиеся благодаря личностно-ориентированному подходу и приемам наглядности получили возможность улучшить свою успеваемость по предмету.

Личностно-ориентированный и проблемный подход в организации наглядного метода обучения, позволяет разнообразить творчество, самосознание и опыт ученика в учебной деятельности. Стержнем проблемного обучения является проблема, т.е. вопрос содержащий внутреннее противоречие. С применением наглядности этот подход становится наиболее эффективным.

В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. На уроках истории, используя такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов, учащиеся получили возможность реализовать себя. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новых знаний, а с другой - как средства выработки практических умений и навыков у учащихся. Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при его закреплении, при организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике, а также при проверке и оценке усвоения программного материала учащимися.

III. О перспективах использования опыта в массовой практике

. Теоретико-практические основы опыта

Вопрос о месте и роли наглядности рассматривался в педагогике с XVII века, начиная с работ П.П. Блонского, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, и также нашел продолжение и совершенствование в разработках современных отечественных ученых Л.В. Занкова, СИ. Змеева, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Е.И. Пассова, Б.Н. Скаткина и др.

Я.А. Коменский выдвинул "золотое правило": "все, что... можно, предоставлять для восприятия чувствам чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию -путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставится на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.

В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Он писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. «Паук, - отмечал он, - потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится не одним когтем, а множеством их: оборвется один удержится другой». По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим.

Учитель истории должен обладать большим набором иллюстраций, картин, фотографий, настенных карт и др. Они позволяют иллюстрировать рассказ учителя, дополнять текстовый материал учебника. Методист В.Н. Вернадский говорил, что картина представляет собой "параграф учебника, написанный кистью". В ряде случаев картины можно использовать в качестве самостоятельного источника знаний. Так, И.Л. Андреев предложил оригинальную систему работы с произведениями живописи. Рассматривая картину С.В. Иванова "Во времена раскола", Андреев предлагает обдумать сюжет и определить, какие мероприятия церковной реформы отражены в этом сюжете, а также определить, кто из героев картины выступает за реформу, а кто - против. Согласно психологическим исследованиям, не зависимо от возраста информация, воспринятая с помощью зрительных анализаторов, становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти.

Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Н.И. Аппарович, Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, Д.Н. Никифоров и др.).

В ходе написания работы была рассмотрена учебная литература по педагогике, дидактике, методике преподавания истории в школе.

В учебных пособиях по педагогике, таких авторов как П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и дидактике - Б.А. Голуб, В.А. Ситаров, В.И. В.И. Загвязинский была отражена психолого-педагогическая информация о применении наглядного метода в обучении. В них рассматривались значимость, эффективность и возможность использования наглядных средств в обучении.

М.Т. Студеникина, А.Т. Степанищева, В.В. Шогана были взяты различные классификации, виды и типы наглядных средств обучения истории. В них рассматривался опыт использования наглядных средств на уроках истории и практический материал по применению средств наглядности в обучении. Отдельно можно выделить статьи научно-методических изданий. Из журнала Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. было извлечено две статьи о современных подходах к организации наглядного метода обучения. В статье М.В. Коротковой «Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории» было рассмотрено как можно использовать личностно-ориентированный подход в сфере применения наглядности на уроке. В статье Э.Н. Абдулаева «Наглядность и проблемный подход в обучении истории» было описано как средства наглядности делают проблемное обучение существенно более эффективным.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н. Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо… ничего путного не сделают». Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В. Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении». Наиболее типичными из них являются:

при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;

при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

2. Условия эффективности опыта

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. Ее роль тем выше, чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями и процессами.

С целью повышения качества обучения, наглядность должна отвечать ряду требований: соответствие средства содержанию изучаемого материала; не перегруженность объектами для запоминания; четкость изображения; широкая цветовая гамма и т.д.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию учащихся.

Для использования предложенных приемов работы с наглядностью одного только желания педагога не достаточно, необходимо наличие дидактических материалов и технических средств, владения учителем навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, использования телевидения и других средств наглядности.

3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой преподавательской деятельности

Работа с наглядностью, методами и приемами ее использования, безгранична. Каждый учитель вырабатывал, и будет вырабатывать впредь свои приемы работы, находить свои особенные секреты.

Опыт, описанный в данной работе перспективен в плене дальнейшего использования, он может быть применен в любом общеобразовательном учебном заведении, как полностью, так и отдельными частями (полностью зависит от желания педагога). Ограничений в масштабах использования не имеет. А результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.

 

 

Список литературы

 

1. Аппарович Н.И. Изготовление самодельных наглядных пособий по истории: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - с. 95.

. В.В. Гукова, А.А. Кравченко, Л.И. Михайлова, О.В. Лутовинова, Е.А. Вах, Е.Б. Ордынчева, Н.В. Карсева, Н.Н. Ярцева. История 5-11классы. Технология современного урока.- Волгоград.,2009.

.. Давыдов И.С. Российская пед. энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - с. 672.

. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении, Учпедгиз, М, 1960.

. Коменский Я.А. Избр. Пед. соч.: В 2 т. М.: 1982. Т.1.

. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. Пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - с. 176.

8. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории // Методика преподавания истории - 2001 - № 5 - С. 25-84

9. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - с. 3-8.

. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - с. 192.

. Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории. - М.: Просвещение, 1964, - с. 326.

. Е.В. Тайкова, Л.А. Степанова, А.А. Мельников, Я.Ю. Касаткина, О.Н. Сахно. История 5-11 классы. Инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера.-Волгоград.,2010.

. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т.8.

. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т. 6.

. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие / В.В. Шоган. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - с. 475.

 

Приложения

 

Приложение 1. Картины

 

. А.М. Васнецов. Двор удельного князя

 

2. А.М. Васнецов. Вече



Картины Ильи Глазунова

. Сто веков


. Сергий Радонежский и Андрей Рублев



. Слава предков


. Иван Грозный



. Царевич Дмитрий


. Великий эксперимент. Фрагмент



. Г. Семирадский. «Похороны знатного руса»


.

.

.

Приложение 2. Карикатуры

1.

.

.

.

.

.

7.

.

Карикатуры Петра Шандина

.

.

Приложение 3. Карты

. Древний Египет


.

Приложение 4. Мозаика



Приложение 5. Плакаты

1.

.

.

.

Приложение 6. Фотографии

.

.

.

«Кризис в США 1929-1932 гг.»

.





. Ядерный взрыв в г. Хиросима 6 августа 1945 года

Похожие работы на - Использование наглядности и информационных технологий на уроках истории как средство повышения учебной мотивации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!