Спиричуэл: истоки и хоровые обработки жанра (на примере 'Down in the river to pray' в обработке M. Noia)
Министерство
культуры Российской Федерации
Казанский
государственный университет культуры и искусств
Кафедра
музыкального исполнительства
«Спиричуэл:
истоки и хоровые обработки жанра (на примере «Down
in the
river to
pray» в обр. M.
Noia)».
Работу выполнила: Мустафина
Ю.Х.
Научный руководитель: Кузьмина
Н. П.
Казань,
2015 г.
Мысли о совместимости джаза и церкви нередко
вызывали сомнения. Зато у носителей афроамериканской музыки это явление вполне
допустимо и естественно, т. к. их тесная связь - это давняя традиция.
В формировании афро-американской музыки сыграло
новое религиозное движение «Великое пробуждение» (англ. Great
Awakeing) или как его
называли после - «Великое возрождение», возникшее в Новом Орлеане во 2-й
четверти XVIII в. Основу
этого движения составляли прежде всего методисты, баптисты и пресвитерианцы
идея которых была - приобщить афроамериканцев к христианству. Один из
основоположников методизма Джордж Уайтфилд, приверженец кальвинистского
богословия, покорил всех своих слушателей своими проповедями, которые проводил
прямо в открытом поле. Позднее такие встречи стали нести характер
торжественного богослужения на открытом воздухе и назывались кэмп-митинги (camp-meeting
- лагерь встреч). Эти религиозные собрания Великого пробуждения в США в XVIII
в., проходившие чаще в воодушевлённой обстановке оказали большое влияние на
формирование «белой» духовной песни - спиричуэл-сонга (англ. Spiritual
song) и способствовали
укреплению религиозной жизни.
Американская гражданская война 1861-1865 гг. и
Второе Великое пробуждение дали толчок к возникновению самостоятельных чёрных
церквей. Первой такой церковью стала Африканская методистская епископальная
церковь (анг. African
Methodist
Episcopal
Church)
основанная примерно в 1794-1798 гг. Многие обычаи цветные принесли с собой в
свою церковь из массовых религиозных собраний. Ещё до возникновения “чёрных”
церквей афроамериканцы принимали участие в богослужениях вместе с белыми.
Именно там они познакомились с их хоралами и религиозными песнями, эксцентрическими
танцами (в форме шаута), “белыми” спиричуэл-сонгами и гимнами (которые имели
простую музыкальную форму с необычными варьированными текстами). На основе этих
обычаев и полученных знаний, афро-американцы сделали новые варианты текстов,
переводы и перефразировки библейского Слова и псалмов, а также новые
поэтические образцы духовных песен, прежде всего негритянских спиричуэлов. Так
постепенно рождались новые традиции, формы и виды церковной музыки
афро-американского народа, иногда связанные с богослужебным танцем. Религиозная
музыка афроамериканцев может проявляться в четырёх основных формах, а именно -
в виде: а) адаптации ритуальной африканской музыки; б) песен, создаваемых
спонтанно проповедником и верующими во время службы; в) негритянской интерпретации
европейской церковной музыки; г) оригинального авторского произведения.
Основными видами религиозной музыки афроамериканцев в Америке являются: 1)
музыка культа вуду (от афр. “voudon”
- «водун»,
бог или дух) - магический негритянский религиозный культ или танцевальное
действо на основе африканских традиций, особенно распространённый в XVII-XVIII
вв. среди рабов на островах Вест-Индии и существующий по сей день;
) ринг-шаут (восходящий к западно-африканскому
культовому танцу «саут» - от афроамер. “saut”)
- религиозный групповой танцевальный ритуал афроамериканцев, который
исполняется на вызов проповедника. Ринг-шаут - одна из форм на Американском
континенте, сочетающая духовную песню, танец и марш с отпечатком африканских
традиций.
) сонг-сермон (англ. song
sermon) -
песня-проповедь, где пылкая распевная декламация проповедника чередуется с
хоровым пением общины. Песни типа сонг-сермон -
первые, которые не сопровождались танцем.
) джубили (амер. jubilee)
- форма религиозной музыки афро-американцев,
развившаяся во 2-ой половине XIX
в.
из духовных гимнов белых. Характеризуется эмоциональным многоголосным пением с
подчёркнутой ритмикой.
5) госпел-сонгс (амер. gospel
songs; англ. “gospel”
означает «Евангелие» произошёл от сакс. “good
spell” - «благая весть»)
- одноголосные духовные гимны афро-американцев, получившие распространение в
конце XX в. в
крупных промышленных центрах США. Госпел основывается на евангелических
текстах, они могут исполняться в сопровождении фортепиано, органа, гитары или
же без сопровождения. «Чёрные» госпел-сонги сочинялись религиозными поэтами и
композиторами для богослужений, проводимых в уличных церквях, и опирались на
традиции афро-американской духовной музыки, джубили и прежде всего спиричуэлов.
На самом деле соприкосновение спиричуэла с джазом в 20-х гг. XX
в. привело к возникновению госпел-сонга. Теперь важно понять - что включает в
себя ещё один вид религиозной песни - «спиричуэл».
Спиричуэл (амер. spiritual
от англ. «spirit» - дух) -
духовные песнопения американских негров, возникшие в 1-ой четверти XIX
в. на Юге США вследствие обращения негров в христианство и постепенного
освоения ими христианского ритуала. Ещё до отмены рабства трудовые песни и
спиричуэлы были единственными что разрешалось открыто исполнять. Характерными
свойствами религиозной веры американских негров, проявившимися в спиричуэле,
были: 1) акцент на библейские учения о всеобщем равенстве перед богом; 2)
идентификация ветхозаветных историй и их применение в соотношении с конкретными
социальными ситуациями, в которых существовали чернокожие во времена рабства.
На первом этапе «спиричуэл» исполнялся в виде
торжественного запева псалмы (1-2 стиха) регентом хора и последующим
повторением верующими этого же текста в свободных вариантах. И только с 1720 г.
Реформой было введено пение в ритме и в тональности - регъюлэ-сингинг (англ. regular
singing) - «правильное
пение». С появлением в церквях органов, певческих школ, профессиональных хоров
появились и напечатанные гимны с мелодиями. Американское общество познакомилось
с негритянскими спиричуэлами после окончания гражданской войны, т. е. после
1865 г. Говорят, что первым спиричуэлом был «Roll,
Jordan Roll»
(опубликован в 1862 г.), а единственным документом эпохи спиричуэлов стала
антология «Slave
Songs Of
The United
States» (издана в 1867
г.). «Ренессансом» спиричуэла называют 70-е гг. XIX в. После отмены рабства в
1863 г. стали появляться университеты для чёрных. Благодаря многим из этих
университетов, которые собирали духовные песни чёрных, освобождали их от всех
африканизмов, гармонизировали и отдавали их для исполнения большим хорам, до
нас дошли самые яркие представители этого европеизированного спиричуэла.
Кстати, один из хоровых учителей Fisk
University
в
Нэшвилле (шт. Теннесси), первого чёрного университета в США, сделал
транскрипции нескольких спиричуэлов в академической аранжировке, которые стали
исполнятся на концертах хором студентов Fisk Jubilee Singers».
Благодаря турне этого коллектива весь мир впервые познакомился с негритянской
музыкой. Тогда и сложились два направления спиричуэла: 1) аутентичный
спиричуэл, прежде всего исполнявшийся в деревне; 2) софистицированный спиричуэл
- эта разновидность спиричуэла похожая на европейскую профессиональную песню,
сочиняемая композиторами и связанная с переходом к многоголосию.
К сожалению, записи разных этапов развития
спиричуэла очень редки и имеются только в архивах. Сегодня спиричуэлы звучат с
эстрады как в сольном, ансамблевом, так и в хоровом исполнении. Среди солистов
- как академические негритянский певцы - Поль Робсон, Мариан Андерсон, Леонтин
Прайс, так и джазовые - Луис Армстронг, Элла Фитцджеральд. Представителями
негритянского народного подлинно религиозного блестящего исполнения спиричуэлов
в стиле госпела являются Махелия Джексон и Сестра Розетта Тарп. Среди хоров и
ансамблей следует назвать хор Роберта Шоу, хор “The
Linden Singers”
п/у Бади Ричардса, ансамбли “Golden
Gate Quartet”,
“Deep River
Boys”, “Take
6”. Эти коллективы донесли множество замечательных спиричуэлов в виде хоровых
обработок.
Не смотря на гармонизацию и европеизирование
чёрных песен, в обработках сохранились типовые особенности, которые были общими
для всей области западно-африканской музыки. К ним следует отнести ритмическую
основу, респонсорный принцип с чередованием запевалы и хора (от спонтанной
гетерофонии к более дисциплинированным образованиям), офф-битовую фразировку,
блюзовую тональность, подголосочную фактуру и параллельное голосоведение.
Остался и характер исполнения: пение коллективом, дух соборности (выражение
общих идей народа и чаяний), специфический круг образов и выразительных
средств.
В качестве примера можно привести множество
замечательных обработок: «Блюзовые ноты» Р. Шоу, «I
got shoes»
Э. Паркера и Р. Шоу для смеш. хора и фортепиано, «"Ev'ry Time I Feel de
Spirit» для смеш. хора и фортепиано В. Самарина, «Deep
river» T.
Брэйса для смеш. хора a`cappella,
«Amazing Grace»
для смеш. хора a`cappella E.
Толлер, «The Battle of Jerico» для смеш. хора a`cappella М. Хоугэна и т. д.
«Down
in the
river to
pray» переводиться как
«Вниз по реке молиться». Этот спиричуэл является традиционной американской
песней. К сожалению её происхождение неизвестно, но исследования показали, что
он был написан во время афро-американского рабства. Возможно, песня была
написана Джорджем Х. Алланом в Нэшвилле, штат Теннесси во время рабства на Юге.
Она появилась в сборнике "Ведомые Песни США" в 1867 году. Он получил
известность в 2000 году после того как Элисон Краусс исполнил его для
саундтрека к фильму братьев Коэнов «О, где же ты, брат?».
Как пойду я вниз к реке, молиться,
познавая старый добрый путь,
кому носить корону звёздную,
О боже, укажи мне этот путь! сестры, вниз
пускайтесь,
Пойдемте, вниз, спускайтесь, сестры, вниз
спускайтесь, Вниз, к реке, молиться.
После повторяется этот же текст, только
обращается хор уже к братьям, после к отцам, и потом уже к грешникам. Но хочу
отметить, что в разных обработках этого произведения множество вариантов
текста, нет определённых аутентичных слов, как и мелодии. Так вот, фраза «пойду
вниз по реке» очевидно говорит нам о том, что песню исполняли на открытых
крещениях (например, обряд полного погружения в воду при крещении, изображённой
в фильме «О, где же ты, брат?»). Ещё одно предположение заключается в том, что
многие песни рабов содержали закодированные сообщения для побега. Когда рабы
убегали, они выбирали местом для побега - реку, так как вода могла скрыть свой
запах от охотничьих собак. Кроме того, «звёздная корона» могла быть их
ориентиром, так скажем «побег по звёздам». И слова «Господи, покажи мне путь!»
звучат как молитва за то чтобы Бог направил людей, помог им найти путь к
отступлению, к свободе. Возможно именно так и сформировался особый язык метафор
спиричуэлов. Одно известно точно, этот спиричуэл пропитан духом единства,
братства, веры в Бога и в светлое будущее.
Обработка этого спиричуэла сделана M.
Noia для
четырёхголосного смешанного хора без сопровождения. Обычным для афро-американской
музыки является медленный темп, поэтому сама обработка звучит в спокойном,
умеренном темпе Andantino (более подвижно, чем Andante).
Произведение написано в куплетно-вариационной форме. Сам куплет представляет
собой простую двухчастную форму А-В типа «запев-припев». Это ещё одна
особенность всех спиричуэлов, иногда в них присутствует элемент репризности.
Размер на протяжении всей песни меняется: начало фразы всегда приходится на
размер 4/4, а после уже сменяется на ¾ и
на 2/4. Эта непостоянство размера в сочетании с паузами после каждого припева
не только бросает поэзию в замешательство, но невольно заставляет нас слушать
внимательно, а всё произведение превращает в свободную импровизацию, которая
держит в состоянии предвкушения - «что же последует дальше и в каком виде?».
Ещё одной характерной спиричуэлам особенностью
является отсутствие основной тональности, при чём мелодия каждого куплета
начинается с доминанты. Начало звучит в спокойном F-dur,
второе проведение остаётся в этой же тональности. Третий куплет начинается
подвижным B-dur
и выступает вводным к C-dur,
в котором звучит четвёртое проведение и оставшаяся первая часть куплета с кодой
в виде двух последних тактов. Смена проходит в тесной связи с изменениями
гармонии, усложнением фактуры, ну и конечно динамическими особенностями. С
каждым куплетом напряжение нарастает, мелодия тесситурно становиться выше и
звучащий в C-dur
четвёртый куплет является кульминационным.
Эта тональность лучше всех создаёт ощущение братства, сплочения и силы.
Последний куплет остаётся в этой же тональности, но исполняется уже на pp
в связи с упрощением фактуры (основной напев у теноров и хоровой вокализ в B,
А, S) и заканчивается
кодой (два последних такта).
Большинство спричиуэлов своеобразны
тем что имеют пентатоническую основу. У многих наблюдается сходство
негритянских песен с шотландскими мелодиями (тому служит большой голосовой
диапазон в обработке: от “фа” большой октавы до “соль” 2 октавы”, схожесть в
пентатонике и характерная ритмическая фигура скотч-снэп - или ).
Обработка так же имеет традиционную
для спиричуэлов респонсорную форму: сначала поёт запевала, хор повторяет рефрен.
Во время исполнения основной мелодии другая часть хора обвалакивает
гармоническими изысканностями. Первое проведение I-ого
куплета запевают альты первую часть куплета, а во втором предложении ведущая
партия отдаётся сопрано перестраиваясь на терцию ниже. Это создаёт ощущение
некоего постепенного включения молящихся в проповедь. После, во втором куплете
основная партия принадлежит басам, а остальные поют вокализ-подголосок (женская
группа), который создаёт атмосферу света и одухотворённости. Во второй части
куплета басы отдают свою ведущую роль вторым тенорам, но фактура усложняется
женскими голосами исполняющими вокализ, а тенора создают аккорды в терцию или
кварту от основного голоса. В этом куплете автор аранжировки применяет лишь
обращения трезвучий доминанты и второй ступени типичные для негритянской
музыки. Последний такт куплета усложнился последовательностью септаккордов,
получившие название «парикмахерские гармонии». Основа в каждом последующем
куплете остаётся одна и та же, но за счёт варьирования фактуры, спиричуэл
звучит как импровизация, создавая особую свежесть и непосредственность
звучания, большую впечатляющую силу. Сама обработка богато орнаментирована,
гармонизация представляет собой сложный сплав подголосочной полифонии с
традиционной европейской функциональной гармонией (дивизи, запрещённый в
академической гармонии аккордовый параллелизм, октавные удвоения, параллельное
голосоведение). Модуляция в тональность каждого куплета подготавливают
доминантным созвучием (F
- B - C
dur),
кварто-квинтовые скачки, ползущие хроматизмы - создают интонационные сложности,
а ритмическое варьирование- ритмические сложности не только для хора, но и
дирижёра (пунктиры, синкопы, ровные длительности). Подголоски на выдержанных
звуках создающие фон для основной мелодии нужно выслушать, выстроить, добиваясь
ансамбля, как отдельно в партии, так и в хоре.
Поэзия и музыка афро-американских песен поражает
своей нравственной чистотой, отражает самые тяжёлые испытания, выпавшие на долю
негритянского народа. Спиричуэл передаёт глубокое чувство веры,
одухотворённость и искренность, подлинную поэтичность.
Сейчас, как самостоятельный жанр, спиричуэл
практически не существует, но его отголоски можно услышать в блюзе,
кантри-музыке, госпел. Также негритянские песни значительно повлияли на
зарождение, формирование и развитие джаза, многие из них до сих пор
используются музыкантами в качестве тем для импровизаций. Наиболее популярны из
их числа - “Swing
Low”, “Sweet
Chariot”, “Go
Down Moses”,
а тема “When
The Saints
Go Marching
In” стала своего рода
гимном традиционного джаза. Религиозная музыка негров по-прежнему продолжает
служить источником вдохновения для всей джазовой традиции в целом. Тому
примером фрагменты из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, «Концерты
священной музыки» Дюка Эллингтона, «Джазовая месса» Лало Шифрина и т.п.
религиозный музыка спиричуэл хор
Литература
<http://notes.tarakanov.net/spirit.htm>
<http://tvoyamuzika.ru/amerikanskaya-muzyka/evropejskoj-nachalo-v-spirichuele.html>
<http://musicalperceptions.blogspot.ru/2004/07/down-to-river-to-pray.html>
Ю.
Верменич «Джаз: История. Стили. Мастера.» 3-е изд., Издательство «Лань»;
Издательство «Планета музыки»; 2011. - 608 с.