Начался новый этап в развитии международного разделения труда и занятости населения. Особенно заметно проявляется это в информационной сфере общества.
Какими же могут быть гуманитарные последствия этой тенденции? Здесь можно прогнозировать несколько наиболее значимых результатов.
В первую очередь следует ожидать значительной активизации использования интеллектуальных ресурсов слаборазвитых и развивающихся стран. Хорошим примером здесь является Индия, которая вышла на второе после США место в мире на рынке программного обеспечения информационных технологий. Этот результат достигнут за счет развития так называемого «оффшорного программирования», когда программные продукты создаются по заданной спецификации зарубежной фирмы, а результаты отправляются ей по сети Интернет. Объем таких разработок в Индии сегодня измеряется десятками миллиардов долларов.
Еще один прогнозируемый результат заключается в том, что появляется надежда на практическое решение проблемы «информационной бедности» в слаборазвитых странах и регионах мира. Эта проблема сегодня является исключительно важной для повышения качества жизни многих миллионов людей. Ведь психика людей имеет социальную природу. Человек нуждается в постоянном общении с другими людьми. Поэтому отсутствие такого общения нельзя заменить никакими материальными благами.
. Информационный образ жизни
Сегодня в развитых странах мира формируется новый, информационный образ жизни людей. Новая информационная среда обитания формирует у людей новые привычки, стереотипы поведения, новые культурные запросы и новые ценности. Мы привыкли пользоваться теми удобствами, которые дает информационное общество, и не собираемся от них отказываться. Однако важно понять другое: новая информационная среда изменяет самого человека, его стиль жизни и профессиональной деятельности. Поэтому принципиально важная гуманитарная тенденция развития информационного общества состоит в том, что сегодня происходит формирование новой информационной культуры общества.
Какой смысл мы вкладываем в это понятие? Можно дать и такое определение: информационная культура общества характеризует его способность формировать и использовать информационные ресурсы, современные средства информатики и информационные технологии в интересах обеспечения жизнедеятельности и развития общества.
Необходимо отметить, что многое здесь зависит от уровня развития системы образования. Именно она дает человеку широкий кругозор, формирует у него новые информационные потребности.
Хотелось бы подчеркнуть, что современная информационная культура личности не сводится лишь к навыкам использования вычислительной техники и телекоммуникационных систем. Это понятие гораздо шире. Оно включает в себя:
готовность людей воспринимать новую информацию, т.е. предполагает определенный уровень развития интеллекта;
владение международными языками, на которых сегодня представлены современные научные, экономические, технологические и другие знания;
многое другое, в том числе - умение общаться с другими людьми.
От развития новой информационной культуры зависит очень многое. История показывает, что только те новшества и изобретения, которые воспринимались культурой, в конечном итоге находили свое развитие в обществе. Или же, наоборот, их развитие задерживалось на многие годы. Характерный пример - сокращение транспортных коммуникаций с целью обмена информацией. Можно вполне успешно организовать совместную работу людей над общим проектом, даже если они проживают в разных городах или в различных странах.
Поэтому сетевая экономика и сетевые распределенные коллективы - это реальности сегодняшнего дня, которые будут развиваться в будущем.
. Информационная этика
Наступивший XXI век бросил человечеству еще один глобальный вызов - нравственный. События, которые произошли 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, разделили всю человеческую историю на две части: до и после взрывов, которые обозначили начало нового этапа развития новейшей истории - этапа глобального терроризма.
Последующие события в Афганистане, Ираке, Израиле и Палестине убедительно показали всю бесперспективность попыток борьбы с терроризмом вооруженными методами. Здесь нужны другие подходы, в основе которых должно лежать воспитание нравственности.
Мораль и нравственность - это те единственно реальные факторы, которые только и могут гарантировать человечеству безопасное развитие, а не самоуничтожение в результате использования оружия массового поражения, вооруженного противоборства политических группировок или преступных действий оголтелых фанатиков.
Именно поэтому формирование у людей нравственного императива, о котором неоднократно писал в своих работах академик Н.Н. Моисеев, должно стать одной из наиболее актуальных проблем развития цивилизации. И в решении этой проблемы главную роль должна сыграть новая система образования.
Но в какой мере современная система образования готова к решению этой исключительно важной и сложной проблемы? Нам представляется, что сегодня она к этому совершенно не подготовлена. И причина кроется не в системе образования, а в самом обществе. Система образования, в основном, лишь транслирует существующую культуру, представляя ее последующим поколениям. Поэтому, каково содержание этой культуры, ее главные приоритеты, таковы и результаты этой трансляции.
Что же касается этических и нравственных норм, то, по мнению В.В. Налимова, они являются лишь отражением соответствующих приоритетов и принципов в культуре общества. Поэтому о каких гуманистических, моральных принципах и нравственных императивах может идти речь, когда в современном обществе практически безраздельно господствуют материальные, а не духовные ценности?
Стремление к материальному благополучию - вот главная цель жизни современного человека. На сакраментальный философский вопрос Эрика Фромма: «Иметь или быть?» - человек XX века решительно ответил: «Иметь!» - и сформировал на этой основе нравственную идеологию жизни и профессиональной деятельности, плоды которой он сам и пожинает.
Этика глобального информационного общества. Глобальная информатизация с неизбежностью приводит к формированию новой культуры, а также к ее распространению в мировом масштабе. Эта культура оказывается весьма агрессивной по отношению к традиционным культурам, под ее воздействием происходит их деформация и эрозия. Это так, поскольку новая культура несет с собой не только новый язык и новые стереотипы поведения, но и новые моральные ценности. Она активно формирует новые взгляды на мир, общество, человека, цели и смысл его жизни. Следует надеяться, что при этом будет формироваться и новая этика - этика глобального информационного общества.
Какой она будет? На этот вопрос трудно дать достаточно обоснованный ответ. Нужны глубокие и комплексные научные исследования. Однако уже сегодня можно сказать со всей определенностью, что развитие новой культуры в XXI веке с неизбежностью породит новую этику, которая и будет в значительной степени определять те предпочтения, правила, моральные нормы и ограничения, которыми будут руководствоваться миллионы жителей нашей планеты.
Многие стороны жизни и деятельности людей в информационном обществе становятся все более «прозрачными» и уязвимыми для внешнего воздействия. Уже сегодня в компьютерных сетях и электронных банках данных различного назначения накапливается и хранится большое количество разнообразной информации о деятельности предприятий, государственных и общественных организаций, отдельных граждан. Анализ и несанкционированное использование этой информации создают реальные возможности для политического и промышленного шпионажа, манипуляции общественным сознанием, тотального контроля над личностью. Появляются новые виды информационных преступлений против личности, общества и отдельных организаций.
В дальнейшем, по мере развития процесса информатизации и глобализации общества, эти возможности будут расширяться. Не только деятельность людей в информационном обществе будет все более «прозрачной», но и само общество становится все теснее связанным современными информационными коммуникациями. Особенно сильно содействуют этому такие факторы, как распространение электронной формы оплаты товаров и услуг, развитие электронной почты, интернет-телефонии и мобильной телефонной связи. Все эти новые средства информационного взаимодействия оказываются уязвимыми для несанкционированного доступа к информации и легко используются конкурентами, политическими противниками и криминальными структурами.
В этих условиях многие завоевания демократии, такие, как неприкосновенность личной жизни, тайна переписки, врачебная и служебная тайны и т.п., становятся пустыми декларациями, которые не имеют ничего общего с реальной жизнью. Узнать чужие секреты можно будет, не выходя из дома. Нужно лишь иметь соответствующую подготовку по использованию компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей. Такая перспектива развития человеческого общества ярко и образно описана в известном футурологическом романе Александра Зиновьева «Глобальный человейник». Человек выглядит в нем бездушным и безвольным элементом глобальной информационной машины, которая его полностью поработила и безраздельно контролирует.
Нужна ли человечеству такая перспектива, которая, благодаря его собственным усилиям, становится все более реальной? Пора бы нам уже серьезно задуматься над этой проблемой, особенно в области социально-психологических последствий для безопасности человека и общества.
Думается, что никакими техническими и организационно-правовыми методами данную проблему в полном объеме решить не удастся. Здесь должны действовать моральные ограничения, своего рода нравственный императив. Ведь доверяем же мы сегодня свою переписку почтовым работникам, сознавая при этом, что реальной гарантией тайны этой переписки является не прочность почтового конверта, а этические принципы, которые, как мы надеемся, этими работниками соблюдаются.
Поэтому исключительно важно, чтобы аналогичные принципы воспитывались и у нового поколения людей, которым предстоит жить и работать в условиях глобального информационного общества. При этом привычные для нас с детства моральные категории «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «стыдно» должны обогатиться новым, информационным содержанием, адекватным реальности информационного общества. Только это может стать гарантией обеспечения информационной безопасности человека и общества в информационную эпоху цивилизации. Поэтому формирование новой этики информационного общества также является актуальной и важной задачей обеспечения его информационной безопасности.
Таким образом, проблема формирования новой информационной культуры является комплексной, многоаспектной, самым тесным образом связанной с проблемой обеспечения национальной и информационной безопасности страны, а также всего мирового сообщества, которое уже сегодня существует в принципиально иной, информационной среде обитания.
. Системный кризис цивилизации и информационная культурология
Древняя китайская мудрость гласит: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен!». В справедливости этого мудрого изречения мы убеждаемся практически ежедневно. Окружающий нас мир стремительно изменяется. Он становится более сложным, динамичным, непредсказуемым и опасным. При этом самые масштабные и социально значимые перемены происходят именно в информационной сфере общества, где с неослабевающей силой продолжается глобальная информационная революция.
Все мы становимся существенно более информированными, быстрее и больше узнаем о событиях в собственной стране и в других странах и регионах мира. Но мы еще очень мало знаем о других людях и других культурах. Калейдоскоп событий формирует лишь мозаичное, «клиповое» мышление, не дает фундаментальных знаний и не мотивирует размышление о главных проблемах современности и будущего мира.
Мы очень мало знаем и о самих себе, о законах и особенностях психики, сознания и подсознания. А ведь это одна из важнейших проблем человеческой культуры - культуры личности. Не зря же древние мудрецы утверждали: «Познай себя, и ты познаешь весь мир!».
Изменяя мир, человек сам становится другим, не таким, каким он был ранее, всего лишь каких-то 50-60 лет тому назад, когда начался новый этап освоения информации как стратегического ресурса развития цивилизации. Новые средства астрономического наблюдения открывают нам бесконечные глубины Вселенной. Сегодня человек может своими глазами увидеть, как рождаются и гибнут звезды и галактики, планировать новые космические полеты на Луну и на Марс. Он на принципиально новом уровне познает свойства мира молекул и атомов, в котором, как оказалось, действуют совсем другие законы удивительного и во многом еще непознанного феномена информации.
Как здесь не вспомнить пророческие строки стихотворения Валерия Брюсова, написанные им еще в начале прошлого века:
Быть может, эти электроны - Миры, где пять материков,
Искусство, знанья, войны, троны И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом - Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
К сожалению, мы наблюдаем и совсем другие, весьма тревожные тенденции воздействия процесса развития цивилизации на многие величайшие достижения человеческой культуры. Современный человек все больше утрачивает свои подлинно человеческие качества. Он становится все более рациональным, расчетливым и эгоистичным. Прагматизм, честолюбие и карьера, а также сиюминутные заботы о хлебе насущном отодвигают на второй план размышления о будущем, высоком и нравственном, о смысле и цели своей собственной жизни.
Мы все меньше заботимся о других людях, даже о тех из них, кто нам особенно близок и дорог. Круговорот событий не оставляет нам для этого необходимого времени, которого всегда не хватает. Мы становимся все более черствыми и равнодушными к другим людям, их проблемы, страдания и беды нас волнуют все меньше и меньше.
Мы уже привыкли к тем сценам насилия и жестокости, которые ежедневно обрушивает на нас современное телевидение.
Быстро понижается и общий уровень образованности современного общества. Последние данные социологических опросов показывают, что треть опрошенных граждан России убеждена в том, что Солнце вращается вокруг Земли. Кстати, три года назад таких граждан было несколько меньше - всего 28%. Но и эта цифра потрясает. Как говорится, приехали!
Четверть выпускников российских школ имеют неудовлетворительные знания по математике и практически не знают истории своей страны. А совсем недавно по российскому телевидению показали одного из выпускников общеобразовательной школы, который не смог ответить даже на такой хрестоматийный вопрос: «В какое море впадает река Волга?».
Так что, несмотря на впечатляющие достижения науки, невежество в современном обществе быстро нарастает. И именно в этих условиях нам предстоит осуществлять концепцию системной модернизации страны, строить «инновационное общество», «инновационное государство», «инновационную экономику», «инновационную науку» и даже формировать «инновационного человека».
Все эти новые и пока еще не очень понятные для широкой общественности термины можно найти в проекте новой Концепции инновационного развития Российской Федерации, которая была подготовлена Министерством образования и науки Российской Федерации и представлена на его сайте в сети Интернет.
Первое знакомство с содержанием этого документа оставляет странное впечатление. Не покидает мысль, что его готовили представители какой-то другой, возможно, внеземной цивилизации, плохо знакомые с реалиями нашей суровой действительности. Может быть, это именно те люди, которые, как сказал один поэт, «живут, под ногами не чуя страны». Той самой страны, в которой сегодня в массовом порядке закрываются и сельские школы, и библиотеки, а культура, образование и медицина все еще рассматриваются не как общественное благо, гарантированное Конституцией страны, а как сферы платных услуг, все менее доступных для большинства малообеспеченного населения.
Отсюда вполне логично возникают следующие сакраментальные вопросы: «Что в этих условиях может дать России и другим странам формирование и развитие новой информационной культуры? Насколько актуально сегодня изучение этой проблемы для современного общества, переживающего системный кризис?».
Нам представляется, что стратегически важный, реальный и конструктивный путь для выхода России из системного кризиса - это путь сохранения, развития и эффективного использования самого главного богатства нашей страны - ее человеческого потенциала. Сегодня этот потенциал сильно ослаблен, но он еще есть. Его носителями являются тысячи российских ученых, многие из которых создали свои общественные научные объединения, потенциал которых в интересах развития нашей страны используется явно недостаточно.
Второй мощный ресурс России - это ее информационно-библиотечное сообщество, которое на этапе становления информационного общества должно получить необходимый государственный заказ и социальный статус, обрести свое второе дыхание. Ведь именно эти специалисты могут и должны стать проводниками новой информационной культуры общества.
Что же касается формирования информационной культурологи, как теоретической базы для развития информационной культуры, то здесь наиболее конструктивной формой могло бы стать сначала создание Научно - образовательных центров в ВУЗах культуры и искусств, в других гуманитарных и педагогических университетах и во вновь созданных федеральных и исследовательских университетах России. К участию в работе этих центров необходимо активно привлекать ведущих ученых России и зарубежных стран, уже имеющих опыт в изучении этой новой научной области.
В качестве примера можно привести Научно-образовательный центр «Информационное общество», созданный в 2010 г. в Челябинской государственной академии культуры и искусств совместно с Институтом проблем информатики РАН. В состав Научно-методического совета этого Центра вошли известные ученые РАН, РАО, а также ведущих вузов Сибири, Москвы и Санкт-Петербурга, представители Минкультуры РФ, а также руководитель Лаборатории ЮНЕСКО «Общество знаний и новые информационные технологии» академик РАО В.Г. Кинелев.
Одной из задач этого Центра является изучение наиболее актуальных проблем формирования и развития глобального информационного общества и внедрение результатов этих исследований в образовательный процесс гуманитарных вузов, а также постановка и апробация принципиально новых учебных дисциплин и учебных курсов. Авторы надеются, что одной из таких дисциплин в недалеком будущем станет информационная культурология.
Литература
1. Борзова, Е.П. История мировой культуры: учеб. пособ. для студ. вузов искусств и л-ры / Е.П. Борзова. - СПб.: Лань, 2011. - 672 с. (Мир культуры, истории, философии). См.: Предисловие. С. 7 - 20. Введение. Культура как предмет исторического исследования. Методы и подходы. С. 21 - 27. Имеется в электронном виде на кафедре мировой литературы и культурологии (201).
. Быстрова, А.Н. Мир культуры (основы культурологии): учеб. пособ. для студ. вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2012. - 712 с. Имеется в электронном виде на кафедре мировой литературы и культурологии (201).
. Кравченко, А.И. Культурология: словарь / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект, 2010. - 671 с. Имеется в электронном виде на кафедре мировой литературы и культурологии (201).
. Культурология: теория и история культуры: учеб. пособ. / И.Е. Ширшов [и др.]; под общ. ред. И.Е. Ширшова. - 2-е изд., испр. и перераб. - Мн.: Экоперспектива, 2010. - 543 с.
. Культурология: учеб. пособ. для студ. вузов / А.Н. Маркова [и др.]; под ред. А.Н. Марковой. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 319 с. См.: Глава 1. Культурология: предмет, сущность, основные функции. С. 5 - 12. Глава 19. Обзор культурологических концепций ХХ века. С. 309 - 316. Имеется в электронном виде на кафедре мировой литературы и культурологии (201).
. Культурология: учеб. пособ. для студ. вузов / З.А. Неверова [и др.]; под науч. ред. А.С. Неверова. - Мн.: Выш. шк., 2014. - 367 с. Имеется в электронном виде на кафедре мировой литературы и культурологии (201).
. Культурология: учеб. пособ. для студ. вузов / Ю.С. Борцов [и др.]; под науч. ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 576 с. Имеется в электронном виде на кафедре мировой литературы и культурологии (201).
. Культурология: учебник для студ. технич. вузов / Н.Г. Багдасарьян [и др.]; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - 4-е изд., испр. - М.: ВШ, 2012. - 511 с.
. Лапина, С.В. Культурология: курс лекций / С.В. Лапина. - 2-е изд., стереотип. - Мн.: Акад. управления при Президенте РБ, 2005. - 216 с. (Система открытого образования). Имеется в электронном виде на кафедре мировой литературы и культурологии (201).
. Левяш, И.Я. Культурология: учеб. пособ. для студ. вузов / И.Я. Левяш. - 4-е изд., стереотип. - Мн.: ТетраСистемс, 2011. - 496 с. Имеется в электронном виде на кафедре мировой литературы и культурологии (201).
. Левяш, И.Я. Культурология: учеб. пособие для студ. вузов / Левяш И.Я. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Айрис пресс, 2014. - 576 с. (Высшее образование).
. Романов, Ю.И. Культурология: учеб. пособ. для студ. вузов / Ю.И. Романов. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с. (Краткий курс).
. Черная, Л.А. Культурология: основы теории: учеб. пособ. для студ. вузов / Л.А. Черная. - М.: Логос, 2013. - 184 с.
. Хрестоматия по культурологии: учеб. пособ. для студ. вузов / под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1998. - 592 с.
. Бачинин, В.А. Культурология: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288 с.