Возможности использования техники художественной обработки кожи и изготовления картин из нее для развития творческих способностей ребенка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,22 Мб
  • Опубликовано:
    2016-04-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возможности использования техники художественной обработки кожи и изготовления картин из нее для развития творческих способностей ребенка













Тема: Возможности использования техники художественной обработки кожи и изготовления картин из нее для развития творческих способностей ребенка

Содержание

 

Введение

1. Основы обработки кожи

1.1 История кожевенного производства и способы выделки кожи

1.2 Виды кож

1.3 Применение кожи

1.4 Структура и свойства кожи

2. Картины и панно из кожи: основы технологии изготовления

2.1 Выбор и подготовка материала

2.2 Подготовка кожи к работе

2.3 Инструменты, материалы и инвентарь для работы с кожей

2.4 Приемы художественной обработки кожи

2.5 Технология и последовательность изготовления картин из кожи

Заключение

Список литературы

Приложение А

 

Введение


Сегодня на исходе нашего технического века, принесшего человечеству открытие синтетических материалов, наиболее ценными все же остаются материалы и формы природные. Не иссякает интерес и к коже. В ручной обработке есть своя удивительная прелесть. Мастер забывает о достижениях цивилизации и становится вровень со многими поколениями творцов, сохранивших свое искусство в течение столетий. Методы обработки кожи почти не изменились. Но изменился человек и его мировосприятие. Появились новые техники, новые стили. Ведь каждый настоящий художник всегда ищет и создает новое, в любом материале воплощает свое понимание мира. Но только в совершенстве овладев техникой, можно создать истинное произведение искусства.

Натуральная кожа обладает уникальными свойствами, которые позволяют использовать ее для изготовления самых разных вещей. Но что именно определяет такой широкий спектр возможностей этого материала? Почему и сейчас процесс превращения шкуры животного в кожу, и кожи в изделие не всегда понятен, а иногда имеет просто мистический характер. Причина, видимо, в том, что шкура животного - это сложная биологическая система. Она служит для защиты живого организма от воздействия внешней среды, является органом осязания, регулятором температуры тела и обмена веществ.

Обработка кожи - сложный трудоемкий процесс, поэтому необходимо прочувствовать присущие ей особенности: пластичность, нежность, удивительную красоту. Из кожи можно создать любое украшение - неповторимую оригинальную вещь, нужно лишь приложить к этому желание, терпение и любовь. Мы надеемся, что наша статья поможет вам раскрыть и полюбить этот удивительный материал.

Все народы, населяющие нашу Землю, так или иначе занимались кожевенным производством. Ведь зачастую кожа была единственным доступным материалом. Из нее шили одежду и обувь, предметы быта и украшения, создавали музыкальные инструменты и даже жилища. В разных уголках нашей планеты находят кожаные изделия, принадлежащие к различным эпохам.

Каждая культура накладывает неизгладимый отпечаток на любое произведение искусства, любое ремесло, в том числе и кожевенное.

Освоив простые технические приемы работы с разными видами кожи (юфть, опоек и др.) и пользуясь несложными инструментами, каждый желающий сможет изготовить изящные и модные предметы бижутерии, сувениры. Их ассортимент можно разнообразить, создавая собственные эскизы, давая свободу творческой фантазии.

Каждый школьник может найти интересные модели, по которым можно изготовить чудесные подарки к любому празднику. Дети с удовольствием мастерят кожаные поделки. Такая работа способствует развитию творческого воображения, моторики, художественного вкуса.

Цель исследования - рассмотреть возможности использования техники художественной обработки кожи и изготовления картин из кожи для развития творческих способностей ребенка.

Объектом исследования является работа с кожей как вид декоративно-прикладного искусства.

Предметом нашего исследования является техника изготовления картин из кожи в рамках внешкольных занятий.

Задачи:

изучение научной литературы по данной творческой технике;

разработка занятия по ознакомлению школьников с техникой работы с кожей и изготовления картин из кожи.

В процессе работы использовались анализ научно-практической и методической литературы, синтез, моделирование, проектирование, разработка технологии выполнения картин из кожи.

1. Основы обработки кожи


1.1 История кожевенного производства и способы выделки кожи


Производство и обработка кожи - одно из древнейших занятий человека. Об этом свидетельствуют первобытные орудия для ее выделки, изготовленные из камня и кости. Археологические раскопки показали, что еще в каменном веке умели добротно выделывать кожу, она шла даже на строительство жилищ. Из кожи изготавливали обувь и одежду, воинские доспехи, конскую упряжь, оружие, маски для представлений, посуду и многое другое. Особая роль в развитии цивилизации выпала на долю пергамента для книг.

На древнеегипетских барельефах и рисунках можно рассмотреть основные этапы работы кожевенников, есть на них и дубление, и отделка кожи. Славилась продукция из Азии - так называемая персидская и вавилонская кожа. Сотни лет товары из этих краев вывозили в Европу, пока французским мастерам в XVIII веке не удалось раскрыть секреты их производства и наладить выпуск у себя.

Раньше кожи, снятые с животных, использовали в сыром виде, но такая кожа быстро портилась от влаги. Потом наши предки стали использовать средства, которые препятствовали порче, делали кожу мягче и повышали ее годность к применению Жиром или мозгом убитых животных смягчали высушенные на солнце кожи, и около 8000 лет до нашей эры был открыт процесс дубления. После дубления кожу мяли зубчатым ножом, изготовленным из конского черепа, а позднее - из дерева. Еще не так давно занятием эскимосских женщин было смягчение кожи жеванием с последующей обработкой ее рыбьим или тюленьим жиром. Рыбий жир и сегодня один из ценнейших материалов, который применяется главным образом для выделки перчаточных кож. Использование огня привело древнего человека к обнаружению консервирующих свойств дыма. От огня прямой путь вел к познанию разрыхляющего действия на шерсть древесной золы. Среди пастухов был распространен способ обезволашивания с помощью известкового молока. Этот очень древний процесс известен со времен изготовления пергамента. Нет точных исторических данных о возникновении промышленных процессов обработки сырых кож, но, безусловно, они сформировались раньше, чем прядение и ткачество.

Дубление кожи уже в древности осуществлялось разными способами. Процесс квасцового дубления, "белодубление". Применялся на севере Африки мавританцами, был известен в Азии и с предками венгров пришел с Востока в Европу. Венгерские кожи стали знаменитыми благодаря своей прочности влагоустойчивости и мягкости. В начале XVIII века приглашенные во Францию венгерские мастера внедрили там квасцовое дубление, которое и по сей день известно как венгерское. На его основе позднее возникло французское лайковое дубление.

Способ дубления, при котором используют растительные вещества, получил название "краснодубление". Оно возникло и распространилось в развитых цивилизациях древнейшего мира. Дубильные отвары готовили главным образом из коры дуба, желудей, а также коры каштана, ивы, сосны и ели; дубильщики использовали листья, например, ункарии, гамбира.

В Средние века испанские арабы и турки прославились своим мастерством выделывать из козьих шкур великолепную кожу, ставшую известной как кордованская, а из овечьих шкур - сафьян. Эти кожи и изделия из них попадали в Западную и Северную Европу в XVI-XVIII веках морским путем. Способы дубления кожи, крашения, изготовления из нее различных предметов ремесленники ревностно охраняли. Для работы кожевников необходимо было много воды, и их поселки всегда располагались по берегам рек. Перед дублением шкуры протравливали. Протравленные шкуры сшивали, получая подобие бурдюка, помещали в ванну, наполненную дубильным отваром. Набухшие шкуры перекладывали в другую емкость, прижимали камнями и выдерживали две недели. Этот процесс. получивший название турецкого способа, многократно повторяли. По преданию жителей венгерского городка Веспрема, после одной из ожесточенных битв турецкий пленник, которого вели на казнь, умолял сохранить ему жизнь и обещал научить жителей такому ремеслу, которое их обогатит. Возможно, таким образом веспремцы и обучились кожевенному искусству.

В Средние века расцвели кожевенно-дубильные и обрабатывающие ремесла. Вместе с постоянным спросом на предметы из толстых кож для наездников и владельцев гужевого транспорта, с ростом потребностей в одежде и обуви расширяется изготовление нарядных сумочек, кошельков, торбочек и других изящных кожаных мелочей - все это доказывает, что кожевенное дело встало на промышленные рельсы.

Во времена Французской революции из-за недостатка кожи появляется острая необходимость в сокращении процесса дубления: дубление некоторых видов кож длилось до трех лет. Французский химик Сегe сделал открытие, которое привело к получению дубильных экстрактов, значительно ускоривших процесс дубления.

Индустриализация второй половины XIX века приводит к тому, что технология дубления начинает совершенствоваться и кожевенное производство становится промышленным.

Значительным явлением стало изобретение в 1853 году хромового дубления немецким ученым Кнаппом. Растительное дубление, наряду с другими способами выделки, пригодно чуть ли не для всех видов кожи.

В 20-е годы XX века ученые пытаются научно обосновать главные процессы кожевенного производства, но и по сей день некоторые загадки дубления остаются нераскрытыми.

Изобретение искусственных дубильных растворов, которыми сейчас пользуются на кожевенных заводах, развитие химической промышленности и машиностроения значительно активизировали производство кож.

кожа художественная обработка ребенок

Один из многочисленных путей развития дубильного производства - направление, при котором сохраняется естественная структура кожи и подчеркиваются ее характерные особенности.

 

1.2 Виды кож


Для изготовления описанных далее различных предметов используется натуральная кожа.

Натуральная кожа представляет собой шкуры животных, рептилий, изредка рыб, изменившие свои свойства под влиянием разнообразных механических, физических, биологических, химических воздействий.

Существует множество классификаций кож, которые различаются по виду и возрасту животных, от которых они получены, и по способам обработки и окраски. Вот некоторые примеры.

Сафьян - кожа из козьих шкур растительного дубления, слабопрожированная и ярко окрашенная.

Велюр - изготавливается из кож с дефектами лицевой поверхности; это кожа хромового дубления, отделанная со стороны бахтармы под бархат при помощи специального шлифования.

Замша - кожа из шкур лося, северного оленя, дикой козы и т.п. жирового дубления; лицевой стороной является бахтармяная; ворс густой, но не пушистый и без блеска; кожа мягкая, плохо впитывающая воду.

Шагрень - мягкая кожа растительного дубления из шкур овец или коз, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок.

Лайка - кожа из шкур овец, коз, собак; дубление алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка; кожа мягкая, тонкая, используется для изготовления перчаток.

Спилок - получается при двоении толстой кожи; часто имитирует более дорогие сорта кож при нанесении на него искусственного рисунка; у лицевого спилка (верхний слой) одна сторона кожаная, вторая - бахтармяная; чаще спилок не имеет кожаной поверхности и поэтому непрочен.

Для того чтобы получить кожу, шкуры сначала консервируют, затем удаляют волосяной покров, дубят, жируют и окрашивают. Сейчас дубление осуществляется комбинированными способами - минеральными, растительными и синтетическими дубильными веществами.

Минеральные - основные соли тяжелых металлов (хрома, алюминия, железа и др.), а также некоторые кислоты.

Растительные - содержащиеся в растениях слабые кислоты.

Синтетические - конденсированные продукты сульфирования ароматических углеводородов или фенолов.

Красят кожу покрывным и глубоким крашением. Покрывное: на лицевую поверхность кожи наносится пленка краски, которая придает коже блеск, выравнивает цвет, скрывает пороки, защищает от влаги. Глубокое: кожа прокрашивается на всю толщину.

Кожу для поделок можно приобрести в специальных магазинах, где продаются товары для умелых рук, но там она, как правило, небольших размеров, в виде обрезков и отходов кожевенного и обувного производства.

По ним сложно определить вид кожи, способ дубления и т.п., хотя некоторые показатели определяются точно. Например, кожи хромового дубления на срезе всегда имеют зеленовато-голубой оттенок, а кожи растительного дубления на срезе имеют оттенки теплых цветов - от желтых до коричневых. Свиная кожа имеет выраженную своеобразную мерею - естественный рисунок поверхности кожи животного - с крупными порами, часто сгруппированными по три. Ее используют как подкладочную, так как свиная кожа непрочная, легко намокает.

При выборе кожи для какого-либо изделия важно определить способ окраски. Так, например, кожи, окрашенные нитрокрасками, или лаковые не применяются для выжигания. Лаковая кожа бывает всевозможных цветов, имеет сильный блеск, гладкую поверхность без мереи, вода в нее не впитывается. Она отделана нанесением на лицевую поверхность лаковой композиции на основе полиуретановых смол, плохо тянется, ее нельзя применять для выполнения изделий в технике "мятая кожа", вощить, из нее нельзя нарезать ремешки для оплетки. Зато она хорошо смотрится в аппликации при использовании с другими кожами.

Кожа, окрашенная нитрокрасками, тоже не применяется для выжигания, не вощится, но годится на ремешки, а тонкая даже неплохо мнется.

Нитрокрашеная кожа на срезе имеет цвет только сверху и с бахтармы, середина среза обычно светлая. Цвет может быть любым, поверхность имеет мерею, естественную или нанесенную искусственно. Если на такую кожу капнуть водой, то она не впитается. Лучшие кожи - растительного дубления. Они эластичные, плотные, хорошо впитывают влагу. Эти кожи пригодны для всех способов художественной обработки. Они имеют красивые натуральные тона от теплого желтого до светло-коричневого и применяются для выжигания, тиснения, росписи, для изготовления переплетов, ювелирных изделий, ремешков для оплетки.

1.3 Применение кожи


Древний человек использовал шкуры убитых животных сначала с культовой целью - как талисман для достижения счастья в охоте. Позднее, познакомившись с ее качествами, стал пытаться приспособить ее к использованию в повседневной жизни. На ней он лежал, ею укрывался, ее носил в качестве одежды.

Одежда.

С изобретением кройки и шитья появилось бесчисленное количество вариаций в одежде.

Индейцы носили расписанные, вышитые колючими чешуйками судака рубашки с бахромой, а от дождя укрывались украшенными росписью большими кусками кожи. У них мы находим похожий на кожаные брюки предмет одежды, состоящий из двух отдельных полотнищ, которые привязывались на бедрах. Шкура бизона часто оказывалась толстой, и для одежды использовали шкуры оленя, косули, бобра и зайца. Для скрепления шкур и для вышивания применяли сухожилия. Швы закрывали нашивками из цветных чешуек рыбы или речного жемчуга. Этот вариант вышивки с появлением на континенте европейцев был вытеснен керамическими бусинами.

Зимой защищали от холода шкуры бизонов. На гладкую внутреннюю сторону такой одежды женщинам наносили геометрический рисунок, а мужчинам - изображение боевых сцен.

В Прикарпатье теплая кожаная одежда представляла собой главным образом изготовленные из овчины армяки, жилеты, кожухи и шубы. До появления ткачества распространенной одеждой были также кожаные штаны.

Кожаная одежда турок отличалась яркими красками, тонкостью выделки и кроем. В более теплой климатической зоне носили просторные накидки без рукавов, окантовка, воротник и нижние углы которых были украшены мелкими накладками в виде гвоздик и роз.

Обувь.

Самую простую обувь изготавливали из цельного куска кожи, используя минимальный крой. В таких калошах и сандалиях вырезанная из кожи подошва крепилась к ноге с помощью кожаных ремешков На египетских, греческих и римских фресках, барельефах и рисунках на посуде можно увидеть множество разновидностей всевозможных сандалий. Из цельного куска кожи румыны изготавливали кожаные лапти, индейцы - мокасины. Индейцы Патагонии шили себе сапоги из шкуры, снятой с задних лап пумы, с соответствующей выделкой и незначительными доработками. Лапландцы для своей обуви с загнутыми вверх носами использовали шкуру сильных задних ног северного оленя. Одним из самых интересных видов одежды угров, живших на Оби, были сапоги из кожи птиц с оперением. Часто украшали и саму подошву. Сапоги индейцев были украшены росписью, а мокасины - узорами и вышивкой жемчугом.

Москва в XV веке славилась сафьяновыми сапожками. Жители столицы щеголяли в сапожках всех цветов радуги. Те, кто побогаче, отделывали обувь жемчугом и золотом. Носили сапоги зимой и летом.

Посуда.

Для кочевых народов, охотников и пастухов особенное значение имели кожаные емкости, так как во время переходов они не разбивались. Кочевники изобрели кожаную посуду - легкую, прочную, красивую. Ее искусно украшали гравировкой, тиснением, узорными насадками из кожи. Этой утварью до сих пор пользуются чабаны в Казахстане и Калмыкии.

В древности в мешках (мехах) держали воду, молочные продукты, вино. Вспомним Библию: "Не вливают вина молодого в мехи ветхие".

Особенно хороши украшенные росписью изделия мастеров кожевенного ремесла из Сахары.

В Киргизии и Узбекистане напитки наливали из тщательно выкроенных и сшитых кожаных сосудов с носиком. В Венгрии в музее Дери хранится пожарное ведро, сделанное из цельного куска кожи. Венгры украшали сумки и пояса металлической чеканкой. В небольших мешках U-образной формы, украшенных кожаной мозаикой, свисающими нитками бус и медными монетами, ханты и лапландцы хранили инструменты для шитья. Для подвесных торбочек, расшитых геометрическими узорами, индейцы часто использовали шкуру птиц с оперением.

В Европе центрами работ по коже стали главным образом монастыри.

Жилища.

Спасаясь от непогоды и опасностей в пещерах и других естественных укрытиях, человек понял необходимость и удобство рукотворного жилища. Дня кочевых народов это был кожаный шатер. Остатки таких жилищ обнаружены на разных континентах; в Евразии - на территории современной Украины и в Сибири (стоянка Мальта).

Индейцы прерий кожаный шатер типи сооружали из 10-15 выделанных бизоньих или оленьих шкур. Вершина шатра оставалась открытой для выхода дыма. Расписные украшения стен были разнообразны и зависели от принадлежности мастеров к тому или иному племени. На землю в шатрах стелили шкуры.

Музыкальные инструменты.

В древние времена венгерские гонцы распространяли свои новости при помощи барабанов, изготовленных из собачьей шкуры. Индейцы изготовляли барабаны из шкуры бизона или косули и наносили на них символические рисунки, стенки украшали нитками жемчуга. С течением веков барабан превратился в сложный музыкальный инструмент, но пергаментная кожа для его изготовления по-прежнему необходима.

Другим широко используемым музыкальным инструментом из кожи является волынка. Ранее она была распространена по всей Европе. В наше время встречается у балканских народов, а в Шотландии она является национальным символом.

Транспортные средства.

Древнейшим средством водного транспорта был изготовленный из овечьей шкуры баллон. Он был распространен в Албании, Центральной и Южной Азии. Несколько надутых и связанных вместе баллонов служили плотами для перевозки грузов. Древние корабелы брали за основу плетеную корзину и обтягивали ее кожей. В таком судне можно было поместить до четырех человек, несколько ослов, груз. Когда-то такие лодки были распространены в Вавилоне, и сейчас их еще можно встретить в обиходе иракцев.

В ирландском эпосе воспето странствие некоего аббата Брендана с соратниками. Он достиг берегов Северной Америки еще в VI веке. Но из какого же прочного материала должно быть сделано судно, чтобы осилить такое долгое и опасное плавание? Оказалось, что оно было сшито из бычьих шкур. И хотя современные специалисты утверждали, что из-за постоянного нахождения в морской воде обшивка из кожи быстро разрушится, знаменитый географ и путешественник Т. Северин с командой смог повторить путь древних мореплавателей в 1976 и 1977 годах.

Кожаные лодки были распространены у североамериканских индейцев, использовавших мастерски сделанные суда прежде всего для охоты.

В транспортных средствах с животной тягой кожа была также незаменима. Собак, северных оленей и лошадей запрягали в сани или повозку с помощью прочных ремней. Необходимую для этого упряжь шорники делают до сих пор.

Седла для верховой езды изготовляли из дерена и кожи, кожа служила сырьем и для нарядных попон.

Военное снаряжение.

Кожаный щит как средство боевой обороны широко использовался в Европе, Азии, Африке и у индейцев Америки. Часто люди приписывали изображенным узорам большую защитную силу, чем жесткости самой кожи.

Воинственные азиатские народы изготовляли из твердой кожи боевые шлемы, пращи, части камнеметательных орудий и колчаны для стрел.

 

1.4 Структура и свойства кожи


Кожа или замша, как и любой натуральный материал, достаточно неоднородна по структуре и составу. Эти показатели могут быть разными даже у одного животного в зависимости оттого, какой топографический участок кожи мы выберем. Прежде чем приступать к работе с кожей, попробуем разобраться, отчего зависит качество материала.

Нормальное выполнение кожей животных различных физиологических функций обеспечивается эпидермисом, собственно кожей и подкожной клетчаткой.

Эпидермис - слой, находящийся над собственно кожей. Толщина эпидермиса зависит от волосяного покрова. Для производства кожи эпидермис несуществен, в процессе выделки кожи его удаляют. С эпидермисом непосредственно связано образование и функционирование сальных и потовых желез, хотя они и расположены в основном слое кожи. Потовые железы располагаются, как правило, вблизи волосяного корня. Обычно одной волосяной луковице сопутствует одна потовая железа. Расположение потовых желез на поверхности кожи различных видов животных также различно. По мелкому рисунку, образуемому этими точками, так называемой мерее, специалист распознает, из шкуры какого животного изготовлена кожа Это единственный слой свежеснятой, парной шкуры, который, хотя и в преображенном виде, присутствует в выделанной коже. Это и есть сам материал кожи, поскольку волосяной покров, эпидермис и подкожную клетчатку удаляют в процессе обработки шкуры. Этот слой образован волокнами соединительной ткани.

Соединяет кожу с мышцами тела. В процессе выделки кожи подкожную клетчатку удаляют так называемым мездрением.

Факторы, влияющие на кожу включают в себя следующие.

Пол. У особей мужского пола кожа всегда толще, чем у особей женского пола, особенно это касается крупных животных. У особей женского пола волокна кожи обычно тонкие, с лучшей структурой, плотнее и эластичнее. Кожа имеет более красивую мерею, чем у особей мужского пола.

Возраст. Кожа молодых животных мягкая, гладкая и эластичная. Ее обычно используют при производстве перчаток, где эти качества являются решающими.

Условия жизни. Выращенных в холодном или жарком климате, получается более низкого качества. Разная кожа у животных, выросших на воле и в стойле: кожа животных, выросших на воле, плотнее, толще, эластичнее.

Условия убоя. Существует разница между кожами животных, забиваемых зимой и летом. Солнечный свет, свежий воздух, богатая белками, хорошо перевариваемая пища благотворно влияют на кожу. Кожи животных, забитых и обескровленных соответствующим, способом, лучше, чем кожи павших животных.

Топографические участки кожи.

Значительную разницу в качестве можно наблюдать в коже из шкур крупных животных, но, в сущности, эти отклонения есть и в коже из шкур мелких животных. Причинами качественных различий являются более плотное или слабое переплетение волокон, отклонение по толщине и т.д.

Несмотря на то, что коллагеновые волокна пронизывают кожу вдоль и поперек, их переплетение неоднородно, и в различных местах существуют определенные господствующие направления. Это отражается на механических свойствах кожи: прочность при разрыве и удлинение вдоль волокон больше, чем поперек

Шкура на различных частях тела животного выполняет не совсем одинаковые задачи, поэтому кожа из нее по качеству разная Спина более всего подвержена превратностям погоды, кожа здесь самая сильная. На мягких местах, где защитная функция кожи незначительна, она более гладкая, тонкая.

В соответствии с различными свойствами топографические участки кожи имеют свои названия.

Рисунок 1. Топографические участки кожи

а) вороток - кожа, взятая с шейной части. Она ближе всего по качеству к чепраку, но по сравнению с чепраком толщина ее немного меньше, а сама кожа слабее;

б) полы - кожа, взятая с брюшной части, здесь кожа наиболее тонкая и неравномерная по толщине;

в, г) чепрак - кожа, взятая с хребтовой части, самая ценная часть кожи, полученная из шкуры, покрывающей спину и бока животного: здесь наиболее плотная кожа, одинаковая по качеству, упругая, с красивой мереей.

2. Картины и панно из кожи: основы технологии изготовления


2.1 Выбор и подготовка материала


Первый шаг в изготовлении изделий - выбор кожи. Для изделий, представленных в этой книге, можно подобрать различные виды кож. В некоторых магазинах продаются кожаные отходы, и необходимые кусочки можно купить довольно дешево. К стилю представленных изделий подходят натуральные кожи, окрашенные в ваннах, без защитного слоя красок на поверхности. При покупке кожи, окрашенной этим способом, имейте в виду что цвет можно откорректировать в домашних условиях

Подбор кожи для изделия

Материал для изделий необходимо тщательно выбирать. Для мешочков, мягких поясков на подкладке, кошельков, футляров для письменных принадлежностей, торбочек лучше покупать кожгалантерейную, одежную, перчаточную или подкладочную кожу. Толщина этих кож менее 1 мм, они мягко драпируются, пластичны, как ткань. Эти кожи вырабатываются главным образом из свиной, козьей или телячьей шкур.

Для сумок, торб, кожаных сандалий, книжных переплетов, футляров для письменных принадлежностей, поясов и других предметов, которые после обработки должны держать форму, больше подойдет яловка, имеющая толщину 2-3 мм.

Для осенней и зимней обуви, кошельков, мягких ботинок, боковых частей сумок можете использовать обувные кожи, которые по толщине и своим свойствам находятся между двумя упомянутыми видами.

Окрашивание кожи и замши

Чтобы окрасить кожу можно использовать специальные нитрокраски, которые бывают в продаже. Одна - две капли касторового масла, добавленные в 100 г нитрокраски, сделают её более стойкой, она не будет трескаться на изгибах. Такую краску наносят кистью.

 <#"883276.files/image003.gif">       

рис 1                                     рис 2

Ход урока. Организационный момент. (1 мин.)

II. Сообщение новых знаний. (10мин.)

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - ковры, изделия из дерева, керамики, кожи. Они входят в нашу жизнь, в первую очередь, как художественные изделия, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением нашего жилья.

На протяжении всей своей истории человек постоянно ощущал потребность в красоте, желание видеть вокруг себя неповторимые рукотворные предметы декоративно-прикладного искусства, воплощающие вековой опыт художественного вкуса народа.

"Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго”, - говорится в пословице. Любая работа, выполненная своими руками, несёт положительную энергетику, так как хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу, а, главное, передаёт ваше личное отношение к человеку, которому предназначен подарок.

Какие только материалы не выбирала капризница-мода своими королевами - то увенчивала лаврами шёлк и парчу, то возносила на престол атлас и кримплен, но, пожалуй, фавориткой среди всех материалов можно без ошибки назвать кожу.

Этот удивительный по своим качествам и возможностям материал создала сама природа. Люди издавна научились работать с кожей. Первая одежда была из шкур животных. Первое орудие человека (силки для ловли птиц и зверей), воинские доспехи, колчаны для стрел, конская упряжь, жилища, посуда, лодки, пергамент для письма были из кожи (рассказ сопровождается показом картинок).

Вопрос: Где же взять этот замечательный материал для поделок?

Ответ: Можно использовать ненужные старые кожаные вещи: плащи, сумки, пояса, сапоги и др.

Из кожи юбка и пальто, И куча сношенных сапог.

Давно уж стало все не то, Вещам, увы, приходит срок.

В сумке маминой картошка, Варежкой играет кошка, Висит старенький пиджак, Всё не выбросить никак.

Используя кожу вышедших из моды вещей, вы сможете смастерить немало полезных и изящных вещей, приятно удивив своих близких, а сами испытаете радость творчества.. Знакомство со свойствами кожи, инструментами и приспособлениями. (7 мин.)

Вопрос: Какими свойствами обладает кожа?

(учащиеся рассматривают обрезки кожи, находящиеся на рабочих столах и делают выводы).

Ответы: Кожа - это натуральный материал. Она мягкая, пластичная, прочная, гибкая, практичная, гигиеничная. Она надежно защищает от холода, влаги и пыли.

Основными инструментами и приспособлениями, которые нам понадобятся на уроке для работы с кожей, являются: сапожный нож; ножницы, пинцет, клей ПВА или "момент”, гелиевая ручка, свечи, поставки под свечи, тряпочки для протирки рук <Рисунок 3>. (Учащиеся рассматривают инструменты и приспособления, а также знакомятся с правилами ТБ при работе с режущими инструментами и со свечой, отпечатанные экземпляры которых лежат на каждом столе).

 

Рисунок 3

. Формирование новых умений и навыков. (15 мин.)

Есть много разных способов обработки кожи, на уроке мы будем использовать следующие:

·              вырезание <Рисунок 4>;

·              обработка кожи на свечке <Рисунок 5>;

·              склеивание <Рисунок 6>.

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

(Учитель демонстрирует приемы работы с кожей).

V. Применение полученных навыков. (55 мин.)

Для начала можно попытаться скопировать работу и поэтому предлагается готовый эскиз. Ничего плохого в этом нет: техника - дело наживное. Сальвадор Дали говорил, что "из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит”. Главное - вызвать первоначальный интерес и желание творить.

Среди учащихся можно сразу распределить обязанности, определить объём работы и выбрать ответственного за окончательную сборку изделия.

Учитель проводит текущий инструктаж, указывая на возможные ошибки, и помогает их исправлять.

Во время работы можно включить негромкую музыку.. Поведение итогов и оценка выполненной работы. (2 мин.)

К окончанию урока коллективное панно из кожи было полностью выполнено, а основа вставлена в рамку <Рисунок 7>. Работа вызвала интерес и желание украсить свою квартиру неординарными вещами, сделать оригинальные подарки для друзей и близких.

Выполненное на уроке панно из кожи в настоящее время используется для оформления интерьера кабинета технологии в школе, также как и другие работы, изготовленные учащимися и представленные на районной выставке<Рисунок 8>.

Рисунок 7

Рисунок 8

Похожие работы на - Возможности использования техники художественной обработки кожи и изготовления картин из нее для развития творческих способностей ребенка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!