Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Неоколониальная практика транснациональных корпораций






Введение


Идея о новом типе колониализма появилась в конце 1960х, когда некоторые европейские и африканские мыслители продемонстрировали своё критическое отношение к правдоподобности процесса деколонизации.

На сегодняшний день данный термин употребляется реже в том смысле, который был заложен в него при создании, однако и колонии в своём привычном понимании этого слова уже не имеют основ к существованию. Однако, так или иначе, менее развитые страны подвергаются воздействию со стороны более сильных игроков, в том числе и в экономическом плане. В условиях новой борьбы за ресурсы страны богатые ими, но неразвитые в плане институтов становятся мишенью акторов, заинтересованных сугубо в наращивании своего капитала.

Драка за Африку, да и за богатства других земель так и не прекратились. Страны, сохранившие значительное влияние в своих бывших колониях, конкурируют с новыми центрами мировой экономики. Данная борьба может быть завуалирована попытками привнести в слабые экономики некоторые благоприятные моменты, однако на деле игроки заинтересованы сугубо в наращивании своего богатства. В итоге, эксплуатируемые страны так и остаются слаборазвитыми, а их внутреннее положение дел характеризуется широким спектром проблем.

Актуальность надлежащего исследования составляет тот факт, что существует прямая взаимосвязь между пережитками колониализма и современным развитием африканского континента.Приняв во внимание возрастающую роль транснациональных корпораций как актора международных отношений, существует необходимость рассмотреть степень воздействия корпораций на слаборазвитые страны через призму идей о неоколониализме. Причиной этому является тот факт, что многие корпорации принимают активное участие в новой борьбе за ресурсы и являются причиной возникшей проблемы земельной аккумуляции.

Таким образом, объектом данного исследования является неоколониализм, а предметом - деятельность ТНК на африканском континенте как проявление неоколониализма.

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть деятельность ТНК на африканском континенте на базе существующих подходов к изучению неоколониализма.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

Изучить ранние работы о неоколониализме и проследить, какие идеи находят своё отражение в современном академическом дискурсе;

Рассмотреть подходы к изучению неоколониализма в современной литературе по теории международных отношений, в частности, в таких направлениях исследований как неомарксизм и постколониальная теория;

Определить способы, с помощью которых ТНК осуществляют экономическое давление в африканских странах;

Рассмотреть вопрос о корпоративной социальной ответственности в рамках теории международных отношений

Оценить роль проблемы земельной аккумуляции (англ. land-grabbing) в современном мире; транснациональный корпорация неоколониализм

Выдвинутая гипотеза сформулирована следующим образом: несмотря на то, что есть очевидные положительные стороны вмешательства ТНК в дела слаборазвитых африканских государств,присутствие ТНК характеризуется определенной степенью давления на социо-экономическое развитие данных стран и, таким образом, может быть названо проявлением неоколониализма. Правдивая природа данных отношений является неявной, так как действия, происходящие в слаборазвитых странах не имеют серьезного значения в глазах широкой общественности, а ТНКдля спасения своей репутации пытаются скрыть полную информацию о своей деятельности.

Временные рамки исследования заключены в период от начала процесса деколонизации во второй половине XXвека, так как в этот момент начала разрабатываться идея о неоколониализме, и до современности.

Научная новизна данной работы заключается в дальнейшей разработке вопроса о роли транснациональной корпорации как актора международных отношений и о связи корпоративной социальной ответственности с постколониальной теорией международных отношений.

Структура работы построена следующим образом. Для того, чтобы объяснить деятельность ТНК и проанализировать политические, экономические и социальные структуры, которые произвели огромную диспропорцию между странами глобального Севера и Юга в с точки зрения теорий международных отношений, первая глава отведена для теоретической части. В ней рассматривался неоколониализм от появления данного термина, до подходов к его анализу с точки зрения теории зависимости и мир-системной теории, а также постколониальной теории международных отношений. Вторая глава посвящена разбору позиций транснациональных корпораций на мировой арене и их мотивов для ведения бизнеса в слаборазвитых странах, а также была рассмотрена их деятельность в связке с концепцией неоколониализма. В заключительной главе проанализирован феномен земельной аккумуляции, подходы к теоретизации данной практики, а также на нескольких примерах была рассмотрена роль корпораций и отдельных организаций в данной проблеме на африканском континенте.

Информационную базу исследования составляют работы авторов, которые являются родоначальниками подходов к понятию неоколониализма - Жан-Поль Сартр, ФилиппАрдант и КвамеНкрума, относящиеся к данной теме материалы Крозье, Вахрушева и Бади и работы современных исследователей - Лумумба Касонго, Ингвеи Обена-Одума. Полезными для раскрытия темы через призму марксисткой парадигмы были труды Владимира Ленина,ИммануилаВаллерстайна, Самира Амина, а для использования постколониальной теории работы Эдварда Саида и АмитаваАчарии. Помимо этого, были использованы учебные материалы М.М. Лебедевой и учебники по сравнительной политике и мировой экономике. Также для подтверждения некоторых фактов были приведены ссылки на официальные документы,сайты отдельных организаций и некоторые периодические издания.



1. Эволюция подходов к пониманию неоколониализма


«Цель заключается в том, чтобы положить конец исключению и маргинализации глобального Юга с помощью множества подходов»

Амитав Ачария, 2015.

Идея о существовании нового типа колониализма была на пике своего развития в середине XX века, наряду с теорией зависимости и мир-системного анализа. Сегодня данная мысль не получает должного развития, однако многие идеи того времени легко сопоставимы с нынешним положением дел. Если сегодня этот термин может быть принят в качестве механизма для утрирования эффекта от влияния одного государства на другое, при условии одновременного рассмотрения концепции вместе с постколониальной теорией создаётся прочная основа для последующего анализа. Идея неоколониализма получила свое развитие во одно время с двумя теориями, которые относят к неомарксистской школе науки о международных отношениях - теория зависимости и мир-системная теория позволяют проанализировать отношения между богатыми странами центра и бедными экономиками периферии и могут быть использованыпри анализе глобального неоколониализма.

Даже если сейчас осознается возрастающая роль глобального Юга, нельзя отрицать, что пережитки старых времен до сих пор господствуют в международных отношениях. Постколониальная теория, при её использовании в теории международных отношений, критикует это превосходство западного мышления и подчеркивает необходимость устранить устаревшие структуры мышления и колониальные пережитки.



1.1 Термин «неоколониализм» от своего возникновения до современного дискурса


После начала процесса деколонизации в середине XX века идея о появлении нового типа колониализма была на пике своего развития, так как влияние бывших метрополий на свои прежние колонии оставалось достаточно заметным. Необходимо рассмотреть ключевые работы по разработке определения неоколониализма, поскольку многие идеи, отображенные тогда, могут быть правдивыми и для нынешней ситуации на мировой арене.

Концепцию не принято привязывать к одному определенному мыслителю, скорее к группе активистов с антиколониальными настроениями, которая организовалась во Франции в 60-х годах XX века. Однако все же определенного деятеля можно считать родоначальником, так как, согласно Филиппу Арданту, первое употребление термина принадлежит Жану-Полю Сартру, который в своей статье для LesTempsModernes в 1956 году использовал выражение «неоколониальное заблуждение» (lamystificationnéo-colonialiste). Само же слово «неоколониализм» появилось в журнале «Présenceafricaine» в апреле 1960.

Философу Жану Полю Сартру принадлежит работа под названием «Колониализм и неоколониализм» посвященная критике политики французского правительства по отношению к Алжиру в 1950 - 1960х. В своей критике Сартр уделял больше внимания необходимости срочной модернизации и деколонизации всех территорий , нежели попыткам дать определение неоколониализму. Однако данная работа все же является хорошим источником для понимания тех важнейших вопросов, которые стояли перед колониальным империями во времена ослабления их позиций перед колониями, жаждущими освобождения от чужеродного влияния.

В отличие от Сартра, упомянутый ранее Филипп Ардант как раз пытался дать определение данному феномену в своей работе 1965 года. Он считал, что неоколониализм - это определенная политика, основанная на использовании слабых позиций только что деколонизированного государства с целью получения экономических, политических и культурных выгод. Согласно его позиции, окончание колониального периода не положило конец угнетению и эксплуатации бывших колоний, просто появились новые инструменты для управления ими. Однако теперь, при новом мироустройстве,неоколонии понимают, что без обретения экономической независимости они не могут получить политическую независимость.

Помимо статей французских мыслителей равноценно важной для развития концепции неоколониализма является работа первого президента независимой Ганы - КвамеНкрума, опубликованная в 1965 году под названием «Неоколониализм как высшая стадия империализма». Главный постулат этой работы сформулирован Нкрумой следующим образом - «государство, которое в теории имеет независимость и суверенитет, в реальности, в плане политики и экономики управляется извне». Он также пишет, что нынешнему «колонизатору» приходится действовать незаметно для манипулирования правительством и населением желаемой территории. Государства, якобы получившие независимость, на самом деле, до сих пор являются пешками этих колониальных держав. Для Нкруме неоколониализм представлял собой явление, которое искусственно делает африканский континент бедным. То есть по всеми принятой идее вмешательство в дела африканцев должно способствовать повышению качества жизни, но по Нкруме самой целью неоколониализма как раз и является сохранение стандартов на низком уровне или же даже занижение их.

Критика самой идеи о неоколониализме появилась практически сразу. Томас Молнар задался вопросом, является ли неоколониализм чем-то большим, чем простой идеологией коммунистов, которые используют данный термин для того, чтобы вновь обвинить империалистов и, в данном случае, колониалистов, во всех грехах и подтолкнуть африканские страны к революции. Он приводит высказывание представителя Ганы в ООН в 1958: «Под колониализмом мы понимаем практику предоставления независимости со скрытыми намерениями сделать каждую освобожденную страну государством-сателлитом, и эффективно управлять ими, с помощью средств отличных от обычных политических», , его реакция на которое была крайне отрицательной, и он даже назвал эти слова несправедливыми и бессмысленными. Однако если данные слова действительно были бы бессмысленными, то тогда достаточно распространенного понимания того, что эти страны не обладают должной степенью суверенитета, в наше время не существовало. С какой-то частью статьи Молнара можно и согласится: данный термин действительно часто употреблялся и употребляется в контексте связанном с марксистскими течениями.И также пророческим можно охарактеризовать его мнение, что данная концепция означает то, что после обретения независимости Африка ещё долго будет экономически зависима от других.

Немного отклоняясь в сторону, к слову о распространении коммунистической идеологии, необходимо отметить, что сразу после своего возникновения идея о неоколониализме обрела особую популярность. И обвинения о продолжении колониальной деятельности шли не только в сторону Франции или Великобритании, но уже и тогда шли рассуждения о позициях других держав в деколонизированных странах. К примеру, даже вышла статья ПьерраНавиля под названием «Существует ли советский неоколониализм?». Рассуждения автора пришли к тому, что СССР не является неоколонизатором, так как заинтересованность Союза в африканских странах обоснована политическими мотивами, нежели экономическими амбициями.

Более основательное развитие концепция получила уже в 1990х, когда речь уже зашла о реальных различиях и схожих точках между колониализмом и неоколониализмом. КабундаБади писал о главной цели обоих режимов - удерживать бывшие колонии в зависимом положении, которое способствует экономической эксплуатации. Бади рассматривает не только экономическую составляющую неоколониализма, но и идеологическую. Он выделяет три различных формы неоколониализма, которые присутствуют в Африке. Первой является «реальный неоколониализм», то есть власть бывших колониальных держав, которые продолжают поддерживать зависимые отношения со своими прежними колониями. Второй тип - это «ультра неоколониализм», примерами таких отношений являются действия новых супердержав, заинтересованных в экономическом и идеологическом господстве, и используют экономические механизмы и военную мощь для реализации своих амбиций. И третьей формой является «автоматическая колонизация», которая осуществляется африканскими студентами. Они получают образование в развитых странах, и, переняв особые западные ценности, возвращаются на родину и устраиваются на руководящие должности.

ГаятриСпивак является теоретиком постколониального подхода к культурным и социальным исследованиям и она также связывает нынешнее мироустройство с идеями о неоколониализме. Согласно Спивак неоколониализм совершенно отличен от колониализма, так как он имеет новые измерения, как в территориальном, так и в идеологическом, а не только применим к тем местам, где колониализм был ранее распространен. Сама природа неоколониализма, конечно, больше относится к экономике, нежели к культуре, но факт того, что неоколониализм проникает в разум жителей гораздо сложнее определить и каким-то образом подавить. Таким образом, неоколониализм благодаря «полномасштабному культурному релятивизму» обладает своего рода алиби.

На сегодняшний день существует меньше новых идей, развивающих концепцию неоколониализма. По большей части, данный термин используется для обвинения влиятельных акторов в определенной степени их внушительного успеха. Примером могут послужить работы о влиянии Франции и Великобритании в своих бывших колониях - в Камеруне и Гане, или множество выпадов в сторону Китая и его интереса в наращивании экономических связей со странами Африки.

Необходимо также рассмотреть, что пишется о неоколониализме в современной российской историографии. А.А. Горелов и И.А. Бронников ввели своего рода новшество - они называют нынешний неоколониализм «глобальным», что не встречалось автору данной работы в источниках на других языках. Возможно, некоторую долю этого можно отнести к тому факту, что эти авторы не рассматривают неоколониализм только в пределах африканского континента, а постулируют за распространение концепции для анализа ситуации и в других частях света. Однако их точка зрения все же немного сужает анализ, так как развивается на том, что вся система «глобального неоколониализма» является творением сугубо западных стран. В другой из своих работ Горелов также подмечает, что после распада СССР как раз и начался тот период, когда США стали создавать данную систему. К вопросу о развитии самого термина, что не было упомянуто ранее, можно выделить несколько дополнений, как идея о том, что неоколониализм не нуждается в прямом военном или административном присутствии, но определенная сеть все же создается благодаря созданиюмножестваразличныхбаз. Интересным также является то, что, по их мнению, неоколониализм способствует инволюционности системы, то есть вместо постепенного развития неоколонии ожидает совершенно обратный процесс.Также выделяется еще она особенность неоколониализма - роль в управлении страной приходится на самих коренных жителей той или иной страны, но ее действия определены желаниями кого-либо извне.

В силу не такого сильного распространения термина и некоторых предубеждений в плане его идеологической составляющей, для пущего убеждения о важности данного феномена, необходимо сделать несколько ссылок на литературу и материалы по теории международных отношений. Например, М.М. Лебедева в своем учебнике по мировой политике дала свое определение неоколониализму как «теоретическому подходу, согласно которому развитые государства продолжают эксплуатировать развивающиеся страны экономическими средствами». Также примером может послужить учебник по сравнительной политике, авторы которого называют неоколониализмом неравноправные отношения в виде новой, непрямой форме империализма.

Помимо выше упомянутых работ, термин «неоколониализм» использовался достаточно широко, поэтому пришлось выбрать ключевые работы, идеи которых в какой-то степени полезны и сейчас. Однакопримеры употребления термина в связке с империализмом былиспециально опущены в данной части работы, так как необходимо рассмотреть эту взаимосвязь отдельно и более подробно.


.2 Взгляд на неоколониализм с точки зрения марксисткой парадигмы в науке о международных отношениях


По словам Спивак, неоколониализм является специфической вещью, отличной от колониализма и империализма. Однако рассматривать данную проблему без связки с империализмом невозможно. В данной части работы речь не идет о попытке поиске более современного определения империализму, однако будет рассмотрен неоколониализм через призму марксистской парадигмы науки о международных отношениях. И так как в данном случае империалистическая эксплуатация является основой природы международных отношений, ключевые работы об империализме представляют особую необходимость для понимания данной концепции.

Вопрос об империализме не может стоять без упоминания труда Владимира Ильича Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма». Разумеется, в данной работе не может быть никаких упоминаний о неоколониализме. Но в контексте данной темы необходимо взять на заметку цитату о том, что «раздел мира есть переход от колониальной политики, беспрепятственно расширяемой на незахваченные ни одной капиталистической державой области, к колониальной политике монопольного обладания территорией земли, поделенной до конца.»

Работа КвамеНкрума, которая упоминалась ранее и даже похожа названием на фундаментальный труд Ленина, была также посвящена вопросу о будущем империализма, который по мнению автора продолжит расцветать в различных формах, пока будут позволять созданные для этого условия. Первоочередную важность для акторов играют их интересы, и империалист не видит смысла действовать вне своих интересов, хоть и заявляет о важности справедливости и честной игре. Здесь уже идет рассуждение о неоколониализме - он стал «главным инструментом империализма, пришедшим на смену колониализму, в своей окончательной и наиболее опасной форме.»

Самир Амин считает, что империализм не является ни стадией, ни тем более высшей стадией капитализма, а является чем-то с самого начала присущим экспансии капитализма. То есть, по его мнению, империализм является перманентным состоянием капитализма. Значит, если взять за установку тот факт, что стремление к наращиванию капитала является действием по натуре империалистическим, а значит, направленным на эксплуатацию, связь данной мысли с неоколониализмом становится очевидной. Потоки иностранного капитала в слаборазвитые страны необходимо именно для этого и явно не для помощи в развитии и модернизации, а такая неоколониальная деятельность только увеличивает разрыв между богатыми и бедными странами.

Можно сказать, что подходы к пониманию неоколониализма в какой-то степени неотделимы от марксистского подхода к анализу международных отношений в силу того, что вопрос об эксплуатации и важности экономических интересов, безусловно, связан с данной проблемой. Даже временные рамки развития данных идей также схожи - идея о неоколониализме получила свое развитие во одно время с двумя теориями, которые относятся к немарксистской школе науки о международных отношениях. Теория зависимости и мир-системная теория позволяют проанализировать отношения между богатыми и бедными экономиками и данный вопрос как нельзя лучше иллюстрирует неоколониальное измерение отношений между государствами.

Главным постулатом теории модернизации является убеждение, что все страны развиваются согласно одному клишированному процессу. По сути после распада колониальной системы и обретении мнимой самостоятельности деколонизированные страны должны были встать на путь постепенного экономического роста. Теория зависимости послужила своего рода критическим ответом на неисполненные мечты теоретиков модернизации. Экономическая отсталость не является какой-то ступенью на пути к благосостоянию, а причина неоднородности в развитии стран мира характеризуется именно неравноправием между государствам.

ИммануилВаллерстайносновоположникмир-системной теории в вопросе о разделении мира на центр и периферийные зоны говорил о, так называемых, «колониальной» и «неоколониальной» ситуациях. Первая ситуация - то есть определенный тип периферии -характеризуется отсутствием государственности, а по второе, более важное для данной работы, характерен низкий уровень самостоятельности.

Отдельные мыслители тех времен, какКрозьеи Вахрушев анализировали данную концепцию как раз с помощью марксизма/ленинизма.Через призму данной теории можно рассмотреть ситуацию в следующем ключе: «независимое» государство контролируется внешней империалистической державой, которая любыми путями пытается максимизировать свою прибыль, усилить влияние капитализма и сохранить влияние над ресурсными богатствами и деятельностью своей бывшей колонии. Василий Вахрущев определил неоколониализм как колониальную политику империалистических сил, которая выполняется с помощью скрытых механизмов для того, чтобы укрепить влияние капитализма, максимизировать прибыль и поддерживать экономическое, политическое, идеологическое и военное влияние прежних колониальных времен.

Классическая теория зависимости на данный момент считается устаревшей и для современности необходим более реструктурированный взгляд на данную проблему. Возможно, стоит некоторые моменты данной теории смешать с другими теориями, рассматривать отношения на уровне индивидов - представителей разных классов, делать акцент не на роль крупных держав, а нетрадиционных акторов, коими являются транснациональные корпорации.

Также от данного вопроса неотделима идея о разграничении «глобального Севера» и «глобального Юга» и разрывом между бедными и богатыми. Четкого разграничения в данном понятии не существует: иногда речь идет даже о экономическом неравенстве в рамках одного государства. В любом случае данное разграничение не обусловлено географическим расположением стран, а благосостоянием и степенью развития государств или индивидов. Так что для цели исследования определим «глобальным Югом» страны южного полушария, которые признаны слабо развитыми.

Согласно теории зависимости, именно транснациональные корпорации являются виновниками разделения мира на два полюса, но совершенно не по географическому признаку. Северу не нужен развитый Юг, так как корпорациям удобнее получать ресурсы в случае данного неравномерного распределения сил. При анализе современной капиталистической системы в Соединенных Штатах и Европе принят во внимание тот факт, что капитализм достаточно серьезно изменился. Речь больше не идет об индивидуальном конкурентом капитализме, а о монополиях и государственном капитализме. И что более важно, иногда речь также заходит о корпоративном капитализме, который сформирован как раз из-за роста деятельности транснациональных корпораций. Таким образом, ТНК начали играть настолько значимую роль, что им было под силу изменить всю систему.

Нкрума и многие националисты, марксисты/ленинисты, теоретики неомарксизма считают, что единственным способом изменения статуса кво является полная ликвидация экономической системы, основанной на колониализме и его пережитках. Но этого можно добиться лишь через одновременное включение нескольких факторов, как желание к обретению политической независимости у элит слабых государств и изменение всех традиций, на которых построены мировое производство и торговля. Согласно Самиру Амину, обстоятельства, следуемые за разрушением современного понимания капитализма, заставляют левых Севера и Юга быть более смелыми в формулировании политической альтернативы для существующих систем.

Догматичные марксисты рассматривают господство акторов через фактор контролирования процессом производства или эксплуататорскими действиями. Но по теории Антонио Грамши гегемон не только доминирует с помощью экономических или политических методов, но также его действия включают в себя некоторую долю идеологии. Но также необходимо помнить и про совершенно иной фактор.

Таковым является тот факт, что интересы и наследие более слабых стран отходило и отходит на второй план в силу того, что история писалась преимущественно колониальными державами. Существует ли какая-либо альтернатива?

В рамках критических подходов употребляется термин «субалтерн», к относимый к группам населения, которые в социальном, политическом и географическом плане находятся вне господствующей властной структуры, то есть по сути его можно отнести к странам глобального Юга.

Постколониалисты считают, что развивающиеся страны, которые до сих под обладают слабыми позициями, должны обрестиголос при определении международной повестки, и тем самым они получат возможность для продвижения альтернативных концепций, касающихся организации жизни. Вследствие этого, интерес представляет, какими же могут быть данные альтернативы, в том числе, для теории международных отношений.


.3 Неоколониализм и постколониальная теория международных отношений


Для начала в связи блуждающим непониманием разницы между этими двумя понятиями, существует необходимость объяснить, что такое постколониализм. Неоколониализм - это новый модернизованный тип колониализма, а постколониализм же является подходом к анализу мироустройства, которое организовалось после начала процесса деколонизации. Постколониальная теория не только в международных отношениях, но и в социологии, литературе и культурологии, пытается распространить понимание того, что необходимо включить в рассуждения мнения тех, чьи позиции ранее считались инфериорными и считаются таковыми до сих пор. Проще говоря, тех, кто жил под эгидой колониальных держав и чьи культурные и интеллектуальные богатства не принимают в счет при развитии каких-либо новых идей. Данная теория не предлагает забыть о колониальном прошлом, а наоборот напомнить о нем и открыть глаза на правдивую сторону эксплуататорских практик при колониальных отношениях.

Упомянутая раннее работа Жана Поля Сартра под названием «Колониализм и неоколониализм» также может рассматриваться в немногоином ключе. Сартр считал, что неолокониализм - всего лишь пустая болтовня тех времен, и у этой идеи нет никакого будущего, что позволило некоторым современным исследователям назвать его слова наивными. Но всё же она позволила последующим разработчикам постколониальной теории интерпретировать его слова немного иначе. Сартр продолжает писать о так называемой мистификации неоколониализма, то есть о заблуждении - «колониализм отрицает предоставления всех человеческих прав для тех людей, которые они подчинили насилием, и тех, кого они держат в условиях бедноты и невежества.»Однако можно отметить, что в условиях невежества находятся не только колонизируемые.

Эдвард Саид критически ответил на известную теорию СамуэлаХантингтона «Столкновение цивилизаций» своей статьёй - «Столкновение невежества». Первоочерёдный источник конфликта по Саиду это не фундаментальные различия между представителями разных цивилизаций, а тот факт, что люди до сих пор предпочитают забывать о разнообразии народов, до сих пор поляризуют развитый Север и отсталый Юг и противопоставляют себя друг другу. На более высоком уровне данные категории определяют отношения между слабыми государствами и более сильными акторами как дискриминационные в экономическом, политическом и даже культурном смысле. Помощь менее развитым странам стало частью всей системы, где насаждение установленных на Западе стандартов является единственной возможной нормой развития.

В соответствии с тем фактом, что колониальные державы в своём обычном понимании не существуют на сегодняшний день, проблема неоколониализма становится более усугубленной, чем проблема колониализма. Это происходит из-за того, что в данном случае невозможно обвинять какого-то одного актора за плачевную ситуацию в подконтрольных государствах и нет никого, кто смог бы защитить данные страны. Слабые страны сами за себя, их нужды невидимы, вполне возможно, как раз из-за этого «невежества», о котором писал Эдвард Саид.

Данная ситуация составляет политическую конъектуру, в которой менее развитые страны страдают от не только своих внутренних проблем, но и от обладания инфериорной позицией на мировой арене. Общество винит различные режимы и верит в ступени модернизации, но закрывает глаза на внешние факторы. Полярность и дискриминация в разумах людей различных обществ как раз и является продуктом ничего иного, как истории, однако с усилением нетрадиционных акторов появляются и новые факторы, усугубляющие данное положение дел.

Алжирский националист Франц Фанон определил колониализм как «структурное и систематическое отрицание существования разнообразия человеческих миров и различных народов». Это отрицание разнообразия, необходимости социальной справедливости и всеобщего равенства является фундаментальной частью современного западного мышления, драматические последствия которых могут быть найдены и сегодня в форме расизма и ксенофобии.

Помимо Севера и Юга в науке о международных отношениях существует другая, но похожая поляризация - Запад против Остальных (TheWestvstheRest). Однако это не вопрос цивилизаций, не вопрос культурных различий и не вопрос экономического развития. Это желание стран к господству, жизненно важной потребности в определении врагов и поляризации друг друга. В глазах развитых стран нет ничего, чему они могли бы поучится у слабых держав, так что им и не узнавать больше о них и интересоваться их идейным наследием. Так как страны Запада все еще доминируют на мировой арене, их устои являются единственным возможным образом жизни, а угроза от роста Остальных для них не является серьезной.

При условии, что роль глобального Юга возрастает в плане включения в процессы экономической глобализации и даже влияния на глобальные процессы, необходимо определить возможности анализа данных изменений с точки зрения международных отношений. Адекватным ответом на данную необходимость является разработка подхода, основы которого не лежат в кладези европейской мысли. То есть теории, которая не является оплотом западного наследия.

Как написалАмитавАчария в одной из своих работ «[...]не было никакого Конца Истории, кроме относительно короткого исторического промежутка западного превосходства», что означает конец не только насаждения единственного возможного строя - либеральной демократии, но и господства идей в теории международных отношений. Таким образом, необходимо рассмотреть, как распространена смесь неоколониализма и постколониальной теории в науке о международных отношениях.

К примеру, работа «Международные отношения и незападная мысль» разбирает данный вопрос в контексте отношения всей дисциплины международных отношений к африканским странам. Автор пишет о роли «евроцентричнойамнезии и умышленной тишины по отношению к существованию, уникальности и ценности политического дискурса африканского происхождения.»

Использование идей Франца Фанона также является полезным для критики ключевых теорий международных отношений, в которых «только руководящие виды имеют значение». Под видами здесь подразумеваются страны, которые до сих пор более равны, чем другие, и по сути если мы видим как люди закрывают глаза на разнообразие «видов» на межличностном уровне, то это можно перенести и на уровень государств, из чего следует своего рода дискриминация одних другими.

Ачарияже предлагает разработать новую теорию, которая будет более универсальной, глобальной теорией, которая включит в себя не только основные парадигмы теории международных отношений, но и все формы рассудительной критики. В вопросе идей и их доминирования, при начале понимания даже западными учеными необходимости включения мнений и интеллектуального наследия остальных остановить данный процесс невозможно, и вопросы, задаваемые постколониальной теорией, также смогут занять должное место в изучении международных отношений.

Таким образом, как уже было сказано ранее, термин «неоколониализм» сейчас часто используется для того, чтобы утрировать эффект вмешательства одного государства в дела слабых государств. Но если посчитать, что отношения между корпорациями и менее развитыми странами преобрели схожий оттенок, данная связь представит интерес для анализа в рамках критических теорий. А при рассмотрении через призму постколониализма создаться платформа для неожиданного объяснения некоторых вещей.

Ленин писал о главной цели, которой руководствуются империалисты - разрешать проблемы общества внутри самой метрополии, дабы не поднялся бунт и можно было дальше эксплуатировать колонии. Так как система метрополий и колоний уже не существует сегодня, можно перенести это на уровень ТНК и слабых государств - стараются ли корпорации держать довольными своих подчиненных и широкую общественность, которая не должна «бунтовать», дабы не помешать гладкой работе компании?

Из всего этого следует, что работы о неоколониализме могут послужить интересной основой для анализа отношений как между государствами, так и между иными акторами. Принимая это во внимание, в следующей части работы интерес представляет исследование роли транснациональных корпораций в контексте неоколониализма.



2. Неоколониальная практика ТНК


«Мы стремились определить количественную и качественную разницу, если таковая есть, между периодом колониальных времён и тем, что следовало за ним: действительно ли мы вошли в новый период или находимся в том же театре [...] с разными актерами и зрителями, но с теми же наступлениями и обидами. Можем ли мы действительно говорить о преодолении колониализма?»

АшиллМбембе, 2001.



Действительно общим между неоколониализмом и колониализмом является то, что обе идеи основываются на стремлении к эксплуатации, которая не является очевидной для колонизируемого в силу установления определенного рода зависимости от колонизатора. Разумеется, классический колониализм также подразумевал военное насилие, но в современных условиях при понимании того, что любой шаг может быть увековечен в новостных сводках, доминирование акторовбазируется прежде всего на применении экономических механизмов.

Существует необходимость установить, насколько сильны позиции транснациональных корпораций на мировой арене сегодня, и можно ли их масштаб их действий сравнивать с действиями колониальных держав. Для этого нужно установить причины заинтересованности ТНК в ведении дел в слаборазвитых странах и определить, какими средствами пользуются компании для достижения своих целей.

В последние десятилетия корпоративная социальная ответственность широко обсуждается в научных кругах, и интерес представляет попытка проанализировать данную концепцию, чтобы установить ее значение для науки о международных отношениях.

.1 Роль ТНК на мировой арене в рамках концепции неоколониализма


Борьба за Африку в период Нового империализма 19-го века разделила континент на зоны влияния, что увеличило возможности некоторых европейских держав. На данный момент такая расстановка сил не может существовать - метрополий и колоний, как таковых нет. Но при этом существуют новые акторы, интересы которых направлены не сколько на распространение своего влияния, как на извлечение максимальной прибыли. С развитием общества и усилением необходимости потреблять ресурсы стало понятным, что некоторые особо богатые ресурсами страны становятся мишенью данных игроков. Таким образом, борьба за ресурсы не прекратилась, но факт отсутствия у бизнеса необходимости обладания национальной принадлежностью и определенными границами образовал новый миропорядок, где транснациональные корпорации играют значительную роль.

В силу того, что в зарубежной литературе и отечественных источниках на тему влияния корпорации на международные отношения используется целый ряд понятий, которые имеют детальные различия,но по сути подразумевают одно и то же, необходимо дать определение того, что в данной работе понимается под транснациональным бизнесом. Итак, ТНК - это «крупные объединения, использующее в своей хозяйственной деятельности международный подход и предполагающее формирование и развитие международного производственно-сбытового, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами, представительствами и дочерними компаниями в других странах».

После сравнения доходов одних из наиболее влиятельных корпораций с ВВП отдельных стран, факт усиления позиций ТНК на мировой арене становится очевидным. Однако вопрос о последствиях данных действий остаётся дискуссионным.

Возможности транснациональной корпорации проявляются не только в материальном вопросе. Среди инструментов для навязывания своих философий крупный бизнес в силах использовать средства массовой информации для манипулирования мнениями потребителей и общественного мнения в целом. Также сложно оценить, но не возможно упустить тот факт, что корпорации в силах влиять на решения правительства на территории своей родной страны и также других, если ситуация позволяет.

Довольно часто задается вопрос, правят ли корпорации миром? И разумеется ответ на этот вопрос отрицателен. Корпорации являются лишь инструментами глобального управления, а реальная власть принадлежит всей глобальной финансовой системе.Для дальнейшего развития данного вопроса, необходимо отметить, условиях глобализации политической экономии ТНК и различные финансовые институты теперь выступают в качестве глобальной буржуазии, то есть своего рода капиталистического класса.Однако определенную власть отдельные корпорации имеют, когда ведут свои дела в странах, где государственные и общественныеинституты развиты недостаточно сильно, так что появление зажиточной компании, которая заинтересована в ведении бизнеса, принимается только с радостью.

Так или иначе, нельзя говорить, что корпорации наносят сугубо вред обществу, некая доля позитивных сторон в этом и есть, и корпорации действительно приносят много пользы бедным сообществам малоразвитых стран.

Сторонники активности ТНК в разных частях света подкрепляют свою позицию неоспоримыми преимуществами такого расклада дел: компании приносят в страны современные технологии; они много инвестируют, что необходимо для развития стран; они позволяют малому бизнесу выйти на международные рынки. С этой точки зрения, вовлечение корпораций в дела бедных государств ставит их в роль благодетеля, который предлагаетпомощь для развития. Однако в реальности данные действия доходят до степени определенной зависимости.

Противники данных практик заявляют, что корпорации продвигают всемирное неравенство и эксплуатируют местных жителей, устанавливая несправедливые условия для работы. Также сотрудничество больших корпораций с правительствами этих стран умело скрыто, и остаётся только гадать, до кого уровня они могут влиять на принятие решений по экономическим и финансовым вопросам, которые в итоге благоприятствуют больше компаниям, нежели жителям. Более того, они сдерживают возможности для инноваций в странах и ставят такие условия, что экономика страны сильно зависит от того, что компании в неё приносят.

Однако данная зависимость образовалась давно, ещё с колониальным переделом. Так как страны не проходили через модернизацию на своих собственных условиях, а служили потребностям метрополии, после деколонизации они все равно остались в определенной зависимости. М.М. Лебедева пишет о зависимой отсталости, то есть, по идее, глобальный Юг мог бы успешно развиваться, если бы смог работать на собственное благосостояние, а не на амбициозные цели Севера. Сегодня же, при отсутствии метрополий и колоний, есть транснациональные корпорации, с которыми правительствамслабы стран приходится работать, вместо того, чтобы заниматься своими планами.

Таким образом, создалась ситуация, когда существуют государства с очень низким уровнем жизни и слабой экономикой. Однако это не отторгает отдельные корпорации от ведения бизнеса в них, а наоборот. Возможной причиной, объясняющей бездействие компаний в попытках улучшить условия работы для местных жителей, может стать тот факт, что данные условия даже идут на руку предпринимателям, кто не готов тратить большие состояния на создание более благоприятных условий в местах, где они закупают ресурсы или размещают отдельные ступени производства. Корпорации также заинтересованы в уходе от уплаты внушительных налогов, поэтому налоговые убежища, которые можно найти во многих из подобных стран, также являются притягательной стороной. Помимо этого, слабое природоохранное законодательство многих стран позволяет вести практически любую деятельность без каких-либо последствий для руководства компании, однако с серьезными последствиями для окружающей среды.

Поскольку корпорация не имеет интереса в благосостоянии коренного населения, они не имеют никакой необходимости беспокоиться о негативных внешних последствиях, эксплуатации рабочей силы и экономики слабых стран в целом.

Определение поведения корпораций как колониального присутствовало в работах мыслителей также во второй половине ХХ века. Критика Молнара на неоколониализм также распространялась и на идею о том, что определенные круги нарочито используют данный термин для подтверждения своего мнения, что большие компании (примером у него служит Медный пояс в Центральной Африке) эксплуатируют бедные страны также сильно, как и до обретения независимости.

Концепция неоколониализма применима к данным практикам в следующем ключе - ТНК видят много выгод от слабого руководства в странах с внушительными запасами полезных ископаемых. Среди практик корпораций, которые источают неоколониализм, можно назвать следующие типы деятельности: определение цен на сырьё и промышленные товары, контроль за банковской системой, установка удобных компаниям правил перевозок грузов, принуждение к покупке продукции, сфабрикованной данной корпорацией, а также земельная аккумуляция или присвоение плодородных земель (land-grabbing).

Согласно автору одной работы, посвященой разбору позиций стран БРИКС в борьбе за Африку, неоколониализмом занимаются и сами африканские компании, который построили тесные связи с компаниями из стран БРИКС. Не нужно думать, что только корпорации из стран Запада и Китая проявляют себя в качестве «новых колонизаторов» африканского континента. Компании других стран также могут извлечь выгоду из нынешнего мироустройства. Если отдельные страны Африки уже осведомлены об амбициях некоторых корпораций из Китая, то приход компаний из более развитой местной страны, как, например, ЮАР, будет казаться чем-то вроде спасения. Правительство ЮАР даже использует обвинения в сторону империализма Запада и Китая для своего рода инструмента мягкой силы при продвижении интересов своих компаний. Однако Самир Амин отмечает, что развивающиеся страны глобального Юга, в первую очередь, страны БРИКС за исключением Китая пока не могут также сильно проявить себя.


2.2 Корпоративная социальная ответственность и ее значение в науке о международных отношениях


Единственный фактор, который может заставить ТНК перестать игнорировать проблемы и начать на них реагировать в слаборазвитых странах - это угроза их репутации. Если кто-то гипотетически обвиняет компанию в нарушении прав человека, это становится задачей для отвечающих за корпоративную социальную ответственность компании. В большинстве случаев, поступает незамедлительный ответ и проблема вроде как становится на путь разрешения. Однако реальные изменения в сложившейся ситуации после того, как компания начинает объявлять о своем вмешательстве, наблюдаются нечасто. К вопросу о силе корпорации и манипулировании мнениями общественности и всеобщем «невежестве», необходимо рассмотреть подходы к анализу корпоративной социальной ответственности в рамках науки о международных отношениях. Разумеется, в данном случае, внимание уделяется именно выполнению обязательств перед обществом вне самих компаний, то есть не по отношению к работникам фирмы, а по отношению к местному населению и окружающей среде, где расположено производство компании.

Для начала необходимо дать определение ключевому понятию. Корпоративная социальная ответственность является достаточно абстрактной концепцией. Глобализация экономики заставила поднять вопрос о роли бизнеса в глобальном управлении, а увеличивающееся присутствие ТНК привело к осознанию факта, что эффект от их деятельности достаточно значительный, как в положительном, так и в отрицательном смысле. Для борьбы с негативными последствиями была разработана концепция корпоративной социальной ответственности, которая подразумевает, что компании должны отвечать за и действовать в соответствии с интересами общества, определенными нормами по отношению к своим работникам, клиентам и заинтересованным лицам. Помимо этого защита прав человека и экологические проблемы также являются важными аспектами концепции, регулируемые международными конвенциями. Однако эти соглашения являются обязательными для государств, а не для компании. Корпорации и их участие в корпоративной социальной ответственности в значительной степени регулируется именно их желанием или же запросом со стороны общественности.

Данное ситуация в мировой экономике делает очевидным один из недостатков корпоративной социальной ответственности - она не проявляет должной эффективности для изменения положения дел на мировой арене, хоть и в теории такой эффект должен из нее исходить. Страны глобального Юга часто считаются бессильными в решении своих собственных проблем, поэтому создается впечатление, что глобальные Север должен взять на себя ответственность, и с помощью сил и ресурсов компаний решать глобальные проблемы посредством принятия мер в области данной концепции.

Скорее всего, проблема заключается именно в отношении корпораций, а не остального общества, так как мнение «субалтерн» отсутствует при обсуждении вопросов корпоративной социальной ответственности, то есть по Грамши они "сознательно изолируются гегемонией правящей элиты". Включение такого мнения в разработку новых подходов позволило бы выявить упущения данной концепции, которые основаны на привилегированности самих компаний и маргинализации мнений всех остальных. Следуя из этого, поляризация глобального Севера и Юга также оказывается достаточно серьёзной в контексте корпоративной социальной ответственности.

Взгляды «Остальных» пропадают на фоне западного влияния, а концепция корпоративной социальной ответственности часто формируется и строится вокруг точки зрения, что "развитые страны" должны направлять свои знания и помощь "развивающимся". Таким образом, подходы к решению проблем в странах разрабатываются через призму западного взгляда, которая не обращает внимания на существование иных альтернативных подходов и идей.

Однако для широкой общественности Севера корпоративная социальная ответственность кажется более чем успешной практикой. Так как корпорации в той или иной мере зависят от мнения публики, им необходимо иметь достойный имидж. Поэтому многие ТНК, обладающие необходимым уровнем возможностей, могут контролировать средства массовой информации на основе права собственности, спонсорства или же косвенного давления. Как писал по данной теме Кортен «Стратегия заключается в том, чтобы убедить общественность, что мусор - это ответственность потребителей, а не упаковочной промышленности.»

Но не стоит противостоять рациональному управленческому опыту Запада. Просто необходимо включить в расчет то, что практика корпоративной социальной ответственности не может быть основанной сугубо на западной мысли. И также должен принимать во внимание тот факт, что концепции приходится применятся в эпоху постоянно меняющегося контекста. Те, кто занимаются управлением на местах в слаборазвитых странах должны охотнее принимать местные правила, нормы и обычаи, которые могут быть приняты во внимание при обсуждении социальной роли бизнеса в постколониальных странах.

Транснациональные корпорации могут диктовать свои условия правительствам стран со слабыми институтами,расширять свою власть над производителями и потребителями, но в глазах общественности они выступают в роли благодетелей. Тем не менее, необходимость включения глобального Юга в рассуждения о том, как именно в концепции корпоративной социальной ответственности можно отразить потребности стран, принимающих у себя бизнес.

Все же вопрос, как именно корпорации используют свое положение внутри капиталистического мирового порядка пока еще недостаточно изучен.Самир Амин пишет, что современное капиталистическое сельское хозяйство, представленное как богатыми фермерскими хозяйствами, так и агропромышленными корпорациями, теперь готово к крупномасштабным атакам на производство крестьян Третьего мира. Однако атаки такого рода уже имеют место в современном мире.



3. Земельная аккумуляция как проявление неоколониализма в Африке


«Кому-то может показаться, что земельные захваты во времена колониализма были настоящей трагедией, и повторение такого расклада это фарс. Истина же здесь заключается в том, что земельная аккумуляци продолжает агрессию колониализма, но на этот раз управляемую отчаянием, порожденным кризисом как прошлого, так и будущего»

Филип МакМайкл, 2011.

Основным фактором производства является земля. В связи с ростом спроса на продовольствие, возник всплеск заинтересованности в приобретении земель для развития сельского хозяйства. Аренда или покупка крупных участков земли в развивающихся странах, преимущественно транснациональными корпорациями, часто сопровождается выселением жителей данной территории без какой-либо компенсации - это и составляет земельную аккумуляцию (англ. land-grabbing). По идее, данные земли должны были быть использованы для выращивания культур для местных жителей. Но вместо этого данные земли были задействованы в процессах для максимального выкачивания прибыли путём выращивания продуктов для дальнейшей обработки.

Приняв во внимание возрастающую роль транснациональных корпораций как актора международных отношений, существует необходимость рассмотреть идею, что корпорации сейчас действуют в роли колонизаторов, которые принимают активное участие в новой борьбе за ресурсы и являются катализатором проблемы земельной аккумуляции (англ. land-grabbing).



3.1 Понятие земельной аккумуляции


В некоторых из своих работКарл Маркс подчеркивал, что во все времена на протяжении всей человеческой истории, человеческая жизнь может существовать только тогда, когда рабочая сила сочетается с землей.

Одним из факторов производства является земля. Сегодня с растущим спросом на еду, многие ищут новые свободные земли для выращивания агрикультур. Однако интерес представляет не экономическое развитие и борьба с бедностью. Им является удовлетворение потребностей транснациональных компаний в максимизации прибыли через инвестирования в земли для выращивания продовольствия на экспорт (таких продуктов, как, например, сахар, пальмовое масло и соя), лишая местных жителей возможностей для удовлетворения их потребностей. Иллюстрацией этому может быть тот факт, что в 2010 году две трети всех земельных сделок были проведены в странах, где стоит серьёзная проблема голода.

Процесс «земельной аккумуляции» (с англ. «land-grabbing», что также может переводится в отечественной литературе как "захват земель") представляет собой крупномасштабное приобретение или аренду земли иностранным юридическим лицом, которое часто приводит к выселению жителей данной территории без какой-либо последующей компенсации. Данная деятельность подтверждает тот факт, что корпорации могут манипулировать некоторыми правительствами для достижения своих целей. Но речь идёт не сколько о манипуляциях, сколько об обыкновенных денежных сделках, в которых участвуют правительства, заинтересованные в денежном вознаграждении.

Связь с колониализмом здесь также очевидна - завоевание новых земель когда-то было главной целью колонизаторов. Теперь же это все перешло на новый уровень, на уровень аренды или покупки земель с целью их использования для своей же выгодны. Данное явление даже называют реколонизацией в крупном масштабе, которая происходит повсеместно, даже в тех областях, где первоначальная колонизация не была завершена.

Земельные аккумуляции используются для различных целей: для сельскохозяйственного производства, для производства продуктов питания, кормов, биотоплива и других промышленных товаров, для экологических целей (что называется «greengrabbing») и для получения водных ресурсов («watergrabbing»). Данные процессы осуществляются преимущественно транснациональными корпорациями и часто с поддержкой со стороны органов власти. Поддержка обусловлена простейшей логикой - если территория формально не приватизирована, то она находится в государственной собственности; если по последней переписи населения на данной земле отсутствуют формальные поселения, то эти земли являются пустыми; если отсутствует документация по производственной деятельностью в значительном масштабе, то эти земли никем не используются.

Не существует единого мнения относительно того, как именно нужно подсчитывать последствия земельных сделок, нет ни методологии, ни способов подсчета, ни количественной оценки. Но это и не является главным препятствием на пути к обладанию всей полнотой картины. Также важен тот факт, что отсутствие полной информации по всем произошедшим земельным аккумуляциям как раз и не позволяет провести анализ. Тем более, что данные сделки продолжают заключатся, и это происходит не только в Африке, но и в странах бывшего Советского Союза, Центральной Азии, Латинской Америки и Азии.

Необходимо отметить также тот факт, что проблема земельной аккумуляции недостаточно присутствует в средствах массовой информации. Отдельные организации, как Oxfam, пытаются привлечь корпорации к более ответственным действиям, но всего лишь несколько компании задействованы в нивелировании последствий земельной аккумуляции и других нарушений прав человека.

Теоретическое обоснование земельной аккумуляции пока находится на начальной стадии, однако некоторые исследователи уже провели попытки к объяснению данного феномена с точки зрения различных теорий. МакМайкл проанализировал данную проблему с позиций доктрины меркантилизма и теории продовольственного режима (theoryoffoodregime).Данная теория, развиваемая в рамках марксисткой парадигмы, объясняет важность упорядочивания международного производства пищевых продуктов на глобальном уровне, то есть систематизирования сельского хозяйства для развития мирового капитализма. Земельная аккумуляция рассматривается как реколонизация в значительном масштабе, так как выполняет определенную функцию - она служит интересам частных лиц и предоставляет определенные ресурсы в необходимые моменты времени.

Обенг-Одум использовал подходы марксизма и джорджизма, основываясь на идеях Карла Маркса о земле и ренте и Генри Джорджа о принадлежности всей земли всему человечеству. Статья предполагает, что эти идеи являются сильными теоретическими подходами, которые могут быть использованы для систематизирования анализа эффекта от земельной аккумуляции. Исследование земельной аккумуляции по Марксу и Джорджу основывается на историческом и классовом анализе. Также можно через призму данных подходов понять иное значение понятия «рента» и использовать для более систематического анализа при выработке ответной реакции на вызовы земельной аккумуляции. Более того, понимание "земли" может быть расширено, к примеру, Джордж понимал под этим также воду и полезные ископаемые, а не только территорию для выращивание агрикультур.Согласно автору этой статьи, такой подход создаст платформу для более эффективного поиска способа, чтобы вернуть былое жителям, у которых земля были отобрана, или же предложить им адекватную альтернативу, и одновременно найти подходящие преимущества нового расклада для предпринимательства.

Земельная аккумуляция часто касается развивающихся стран, в особенности тех, которые также известны своими слабыми институциональными структурами и вследствие распространением коррупции. Авторы одной статьи доказали, что высокий уровень коррумпированности действительно приводит к большему количеству подобных сделок. В итоге коррумпированные элиты заключают соглашения с инвесторами в ущерб благосостоянию местного населения.

В условиях так называемой новой борьбы за Африку, необходимо далее привести несколько примеров земельной аккумуляции в странах данного континента и рассмотреть позиции корпорации по данной проблеме в связке с концепцией корпоративной социальной ответственности.


3.2 Примеры земельной аккумуляции в Африке и деятельность организации Oxfam


Нкрума писал, что африканский континент был «фрагментирован на множество маленьких, нерентабельных, нежизнеспособных государств, большинство из которых имеют мало шансов, чтобы выжить. В действительности до сих пор достаточно большое количество государств Африки не могут обеспечить свое население ни относительным экономическим благосостояние, ни даже хоть какой-либо уверенностью в безопасности.

Рассматривая данную ситуацию через непопулярное мнение, что инвесторы специально выбирают страны с неэффективным управлением, чтобы минимизировать затраты на обеспечение благоприятных условий и время на бюрократические процедуры, отсюда следует, что институциональная слабость не отторгает, а привлекает компании.От продажи/сдачи в аренду крупных участков земли корпорациям выигрывают только представители местных элит, и в итоге весь данный процесс угрожает построению устойчивого развития в странах Африки южнее Сахары.

Достаточно большое количество исследований показали, что земельная аккумуляция приносит, в основном, негативные последствия для жителей деревень и экологии территории. Конечно же, сторонники земельной аккумуляции настаивают, что компании создают достаточное количество рабочих мест для местных жителей. И также в данные страны завозятся новые инновации и развивается инфраструктура, которые могут принести пользу развитию экономики бедной страны. Однако существенных доказательств данному положительному эффекту пока не найдено, как раз наоборот - к примеру, одна деревня в Эфиопии была полностью разрушена для того, чтобы продать землю для дальнейшего выращивания агрикультур, а жители не получили совершенно никакой компенсации.

Задокументированные некоммерческой организацией GRAIN случаи земельной аккумуляции позволяют узнать хотя бы о том, какие страны и корпорации задействованы в данных сделках. Территории некоторых стран африканского континента используются для организации плантаций по производству пальмового масла. Примерами могут послужить ряд сделок за 2014 год в Демократической Республике Конго (люксембургская SOCFIN, китайская ZTE, бельгийская Nocafex, британская HawkwoodCapital LLP, американская GroupeBlattnerElwyn, канадская Feronia и др.) и Сьерра-Леоне (британские AgriterraLtd и AristeusAgricultureLimited, малазийская FeldaGlobalVenturesHoldings, португальская QuifelHoldings, иранская SepahanAfrique, сингапурская SivaGroup и др.). Данный отчет не позволяет узнать, были ли какие-либо нарушения при заключении сделки, но зато можно увидеть, что компании, заинтересованные в ведении бизнеса в Африке, выходят из совершенно разных точек мира.

Организация Оксфам (Oxfam) занимается борьбой с несправедливым разделением между богатыми и бедными людьми во всем мире. Также существует рейтинг, оценивающий корпоративную социальную ответственность крупнейших корпораций, задействованных в пищевой индустрии. Среди пунктов для оценки деятельности компаний стоят: отношение к фермерам и работникам, положение женщин в компании, влияние на окружающую среду и транспарентность отчетности. А также уделяется серьёзное внимание решению проблемы земельной аккумуляции. Остановимся подробнее на примере TheCoca-ColaCompany.

Ни для кого не секрет, что основным компонентом продукции Кока-кола является сахар. И разумеется за годы своего существования компания построила множество связей с поставщиками сахара по всему свету. Однако о добросовестности действий данных поставщиков на плантациях известно было мало. Оксфам обвинила Кока-кола в игнорировании проблемы земельной аккумуляции и практически заставила компанию, которая постоянно акцентирует внимание на своём участии в процессах по защите прав человека, разрешить данные проблемы. Компания в ответ заявила, что захват земель является неприемлемым и поставила задачей к 2020 году проинспектировать 16 из своих главных поставщиков. И на данный момент на своём официальном сайте Кока-кола имеет два расследования по Гватемале и Колумбии, в которых она сообщает, что никаких нарушений не было найдено - земля честно принадлежит поставщику.

Некоторые особо обеспокоенные эксперты набросились на Кока-кола со очередными обвинениями в том, что это данные доклады ничего не доказывают и необходимо сделать ещё больше усилий, чтобы доказать свою непричастность. Хотя организацию Оксфам данное вовлечение компании Кока-кола в борьбу с незаконным присвоением земель вполне устроило, и они подняли рейтинг компании c 1 балла (verypoor) в сентябре 2013 года до 8 (good) на апрель 2016.

В итоге, можно сказать, что в преимущественно в развитом западном мире ожидания потребителей в прозрачности действий компаний существенно возросли. И определённым корпорациям, заинтересованным в сохранении своего имиджа, необходимо чётко следить за своей репутацией не только в вопросе качества продукции, но и в добросовестности своих действий в целом. Однако, приняв во внимание тот факт, что проблема земельной аккумуляции не получает широкой огласки, компания Кола-кола могла и не предпринимать никаких действий. Поэтому количество компаний задействованных в урегулировании проблемы земельной аккумуляции на данном этапе чрезвычайно мало.

Причиной тому является широко распространенная привычка исключать интересы и мнения глобального Юга из числа важных и значимых. Таким образом, даже если отдельные действия корпораций можно причислить к неоколониальным, низкая осведомленность и заинтересованность о/в проблемах слаборазвитых стран не носит никакого значения для общественности.



Заключение


Неоколониализм не является результатом работы одного конкретного учёного, скорее ряда активистов середины ХХ века, которые не верили в реальность деколонизации подконтрольных европейским державам территорий. Последующие работы на данную тему были основаны на точке зрения неомарксистской теории, заключавшейся в том, что неоколонизаторы продолжают выступать в роли империалистов и действуют, ориентируясь только на свои экономические амбиции по наращиванию капитала. Сегодня же данный термин чаще всего употребляется в качестве лейбла для того, чтобы обозначить особую степень влияния того или иного государства на развитие другое. Постколониальная теория рассматривает международные отношения после деколонизации и считает, что нынешний миропорядок характеризуется низким уровнем осведомленности о положении вещей в странах глобального Юга. Для этих стран, так и для теории международных отношений необходима альтернатива, которая бы основывалась не только на западной мысли, но и на интеллектуальном наследии других регионов.

Современное понимание неоколониализма также можно рассматривать с учетом возрастающей роли транснациональных корпораций. Разумеется, корпорации не функционируют в томже масштабе, в котором действовали державы-метрополии в прошлом, но для современности определенная степень зависимости ряда стран от ТНК отражает некоторые стороны данной концепции.Некоторые корпорации обеспокоены мнением общественности, поэтому заботятся о своем имидже с помощью корпоративной социальной ответственности. Однако концепция корпоративной социальной ответственности сформирована на западных взглядах и строится вокруг точки зрения, что "развитые страны" должны помогать "развивающимся". В данном случае страны глобального Юга также не имеют голоса, хотя являются реципиентом данной помощи.

Среди неоколониальных практик ТНК можно назвать земельную аккумуляцию. Данный процесс подразумевает законное присвоение плодородных земель на территориях развивающихся стран для дальнейшей эксплуатации в пользу покупателя и в минус жителям данной или соседской территории. Данный феномен чаще всего распространен на территории африканского континента, так как эти страны характеризуются слабостью государственных институтов.Так как ожидания потребителей в прозрачности действий компаний постоянно растут, определенные корпорации, заинтересованные в поддержании имиджа, пытаются бороться с данной проблемой. Однако они это делают только после поступления обвинений в свою сторону или же не делают совсем, так как осведомленность о земельной аккумуляции в мире находится на низком уровне.

Из всего этого следует, что работы о неоколониализме могут послужить интересной основой для анализа отношений как между государствами, так и между ТНК и государствами. Перспектива дальнейших исследованийможет бытьсформирована вокругболее подробного разбора проблемы земельной аккумуляции, её распространения в мире и действиях корпораций по решению данной проблемы, или же вокруг постколониальной теории международных отношений и попыток дать голос странам Африки и глобального Юга в целом и тем самым принять во внимание альтернативные мнения при построении нового миропорядка.



Список использованной литературы


Валлерстайн И. Мир-система Модерна. Том 1. Капиталистическое сельское хозяйство и истоки европейского мира-экономики в XVI веке// Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2015. - 592 с.

Виссер О. и др. Земельная аккумуляция в начале XXI века: глобальные инвесторы и локальные сообщества //Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. - 2010. - №. 6.

Горелов А. А., Бронников И. А. Глобальный неоколониализм и проблема суверенитета //Власть. - 2015. - №. 2.

Горелов А. А., Горелова Т. А. Глобализация и глобальный неоколониализм //PolitBook. - 2013. - №. 3.

Кара-Мурза С. Г. Работа В.И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма»: современное прочтение //"Философия практики" и современность, выпуск N 9\10 декабрь, 2003. URL: <http://www.situation.ru/app/j_art_165.htm>

КортенД. Когда корпорации правят миром. - СПб. : Агентство" ВиТ-принт", 2002. - 328 с. Цит. по: <http://allconspirology.org/books/23/Devid-Korten_Koda-korporatsii-pravt-mirom-/>

Ленин В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма // Directmedia, 2014. - 249 с.

Лебедева М. М. Мировая политика: Учебник для вузов 1 М. М. Лебедева. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2007. - 356 c.

Мировая экономика и международный бизнес : учебник / кол.авторов ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р.К. Щенина. - 5-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2008. - 688 с.