Развитие предмета экономической теории

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,46 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие предмета экономической теории

ВВЕДЕНИЕ

Классическая политическая экономия и получившая распространение экономика в ее западной версии - два самостоятельных звена в системе экономической теории. Понятие «политическая экономия» впервые было введено А. Монкретьеном в своем учении «Трактат политической экономии». Название труда стало настолько удачным, что являлось общепризнанным определением экономической науки вплоть до начала двадцатого века, поскольку точно отражал характер проводимых исследований экономики.

Тем не менее, большинство исследователей стали отказываться от данного обозначения, полагая, что экономическая наука должна опасаться многих политических вопросов, которые экономист не может игнорировать. К тому же, обозначение «политическая экономия» казалось исследователям довольно узким. Вследствие этого, термин был заменен на понятия «экономическая наука».

Экономическая теория представляет собой универсальную науку, выступающей в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук, оказывающих значительное влияние на развитие других наук.

Однако, как отмечал Д. Кейнс, экономическая теория - это не набор готовых решений практики ведения хозяйственного дела. Она скорее является мощным инструментом реализации накопленной информации в правильных руках.

Теоретические и методологическое основы экономических интересов привлекали внимание исследователей на всех этапах становления и развития мировой цивилизации. Данная проблема особенно проявляется при трансформации социально-экономических процессов, сопровождающихся существенными изменениями в среде экономических агентов, модификаций моделей их поведения, необходимостью адаптации к новым экономическим условиям.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что экономическая наука развивалась соответственно появлению тех или иных хозяйственных проблем, а также путей их разрешения. История развития экономической мысли происходит одновременно с историей развития отношений труда и собственности, развития отношений обмена и появления разделения труда.

Объектом исследования при написании курсовой работы является предмет экономической теории.

Предметом проведенного исследования является развитие предмета экономической теории, его трактовка разными экономическими школами.

Цель написания курсовой работы заключается в анализе эволюции предмета экономической теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·  рассмотреть предмет экономической теории в древнее время;

·        рассмотреть предмет экономической теории в средние века;

·        рассмотреть трактовку предмета экономической теории различными школами экономистов в XVII - XIX вв.;

·        проанализировать взгляды основных экономических школ, таких как неоклассическая школа, кейнсианское направление и институционально-социологическую школу.

При написании использовалась научная литература на заданную тему.

Глава 1. Становление и развитие предмета экономической теории

.1 Предмет экономики в древние времена

Одними из наиболее античных восточных государств считаются те, которые возникли в долине Тигра и Евфрата (Месопотамия) в VII-IV тысячелетии до нашей эры. Основным условием земледелия в этом районе было орошение земель, требовавшее совместного труда.

Источники экономической мысли дают примеры того, что государство, с помощью закона, пытается регламентировать экономическую жизнь. Самый известный - свод законов царя Хаммурапи (1792-1750 года до нашей эры). Основная тема законов - формирование условий, при которых сильный не угнетал бы слабого. В соответствии с ним чтобы избежать развала натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитета страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся налогов в казну вводились строгие правовые нормы. Запрещалась продажа за долги земельных наделов царских воинов, ограничивалось ростовщичество (20% в денежной и 33% в натуральной формах), долговое рабство независимо от суммы долга ограничивалось тремя годами. Становление ростовщичества приводит к образованию деловых домов, выполняющих функции первых банков (дом Эгиби, дом Мурашу). Вкладчики получали 13% в год на свой денежный вклад, заемщики, как правило, платили 20%. Нарушение влекло за собой серьезную финансовую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни.

Об экономическом развитии Древнего Египта говорят два сохранившихся до нашего времени документа о том времени: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII века до нашей эры) и «Речение Ипуреса» (XVIII века до нашей эры).

В первом документе приводятся правила государственного управления и управления хозяйством.

Второй документ говорит о недопущении бесконтрольного роста ссудных операций и, а также образования долгового рабства с целью исключения расслоения в обществе, которое впоследствии могло привести к гражданской войне. Гражданская война могла привести к еще большему обнищанию и упадку страны.

Один из самых ярких документов Древней Индии в IV-III веках до нашей эры об экономической мысли «Артхашастра («артха» - «учение», «шастра» - «доход»). Автором труда считают советника царя Чандрапгты I Каутилью. Он пытался объяснить, что богатство формируется за счет труда, а также необходимость разделения прибыли с государством, так как государство разрешает льготное землепользование, строит дороги, охраняет постройки, развивает промыслы и осваивает полезные ископаемые, необходимость борьбы со спекулянтами. Кроме того, он призывал, чтобы тех, кто не платит за эксплуатацию земли отдавать в рабство временно или навсегда. По его мнению, государство должно было регулировать хозяйственный механизм; издержки следует устанавливать заранее, которые составляют 5% на местные товары и 10% на привозные.

Экономическая мысль в Древнем Китае представлена в трактате «Лунь-юй» («Беседы и суждения») Конфуция. По его мнению, хорошее государство похоже на добропорядочную семью, где государь - отец, заботящийся обо всех, а жители - дети, слушающиеся во всём отца. Но это присуще лишь высокообразованному государю, способному влиять на распределение богатства в стране. Конфуций полагал, что, когда у каждого появится достаток, ввиду умелого управления хозяйством, богатство государства будет приумножаться вне зависимости от того, частное это хозяйство или общее крестьянское владение.

Экономику Древнего Рима старался описать Катон в труде под названием «Земледелие». В своем труде он призывал максимально сосредоточить усилия на сельском хозяйстве, так как физический труда не позволяют человеку быть грубым, злым, недовольным и агрессивным, а также приносит пользу здоровью. Со временем в Древнем Риме стали появляться издольщики, работающие за деньги или часть урожая.

Экономические проблемы Древнего Рима также находят отражение в трудах Варрона и Колумеллы.

Варрон является автором трактата «О сельском хозяйстве», в котором обосновывались достоинства отрасли. Рекомендовал сочетать земледелие со скотоводством. Выступал за усиление эксплуатации рабов.

Колумелла создал трактат «О сельском хозяйстве». Он уловил основное противоречие рабовладельческого общества - подавление производственной активности производителя, нарушение нормального процесса воспроизводства рабочей силы. Рабы стали опасной собственности, поэтому Колумелла советовал перейти к мелкому производству.

Экономическая мысль развивалась, но наибольше своего расцвета в Греции достигла в период начавшегося упадка рабовладельческого хозяйства. Зачатки экономической мысль содержаться в поэмах Гомера «Иллиада» и «Одиссея», в которых нашла отражение натурально-хозяйственная концепция. В произведении Гесиода «Труды и Дни» описана власть богатства.

Представление об экономической мысли Древней Греции дают мероприятия, проводившиеся Периклом в Афинах (444-429 года до нашей эры). Он развернул гражданское строительство, заботился о развитии ремесла и торговли. Экономическая политика Перикла ориентировалась на широкое использование рабов, развитие торговли и денежного хозяйства.

Важные моменты в развитии экономической мысли отмечаются в трудах Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Считается, что именно Ксенофонт предложил название «экономика», которое переводится дословно «домострой». В трактате «Ойкономия» была изложена экономика в представлении древних греков. Этот трактат отражал все стороны быта: от распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства. Ксенофонт признается автором трактата «Домострой».

По мнению Ксенофонта, рабство было необходимо, земледелие являлось главным видом деятельности, следует разжигать соперничество между рабами путем награждения материально и морально тех, кто работает лучше.

Первым из мыслителей, пытавшийся доказать, как выглядит идеально государство был Платон. Он известен как автор произведений «Государство» и «Законы». Он полагал, что государством должны управлять философы - первый класс, полагаясь на свою мудрость. Второй класс - воины, которые охраняют границу и следят за порядком. Третий класс - торговцы, ремесленники и крестьяне, которые должны обеспечивать товарами первые два класса. Платон первым классифицировал формы государственного управления по тому, как в них соблюдают законы и сколько человек правит государством.

Согласно представлениям Платона, установлением цен на товары должно заниматься государство. Самым главным Платон считал земледелие, а не ремесло и торговлю, предлагал наследственный переход земли.

Первым ученым, высказавшим мнение что экономика - это наука о богатстве был Аристотель, известный как автор трудов «Политика», «Никомахова этика» и др.

Полагая, как и почти все ученые древности, что земледелие является главным, он поддерживал Платона и Ксенофонта в вопросах о разделении труда и людей.

Аристотель противопоставлял хрематистику и экономику как целенаправленную деятельность по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека. При этом роль экономики Аристотель видел в удовлетворении потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства. Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена. Хрематистика рассматривает ситуацию, когда прибыль и накопление денег стало основной целью деятельности (например, ростовщичество, коммерческая торговля). Деньги выступают в качестве богатства и цели, теряя своё предназначение средства обмена. К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

1.2 Предмет экономической теории в средние века

Анализ экономических учений Средневековья показал, что экономическая мысль того времени плотно взаимосвязана с политикой государства, поддерживавшего развитие существующего феодального строя.

В процессе своего формирования и развития феодализм прошел три стадии:

·  ранний феодализм (возникновение и формирование феодальных отношений при распаде прежнего рабовладельческого строя);

·        развитый феодализм; (господство сельского хозяйства и низкий уровень земледельческой техники);

·        поздний феодализм (возникновение мануфактурного производства, развитие товарно-денежных отношений, начало распада феодального строя).

В период Средневековья в качестве ориентира установилась феодальная земельная собственность, основу которой составляло использование крепостных крестьян. Отличием от рабовладельческих отношений было то, что зависимый крестьянин был участником отношений собственности, т.к. владел собственным мелким участком земли и средствами производства для ее обработки. При этом, крестьянин был обязан отчуждать феодалу прибавочный продукт в форме разного вида ренты. Экономическая заинтересованность заключалась в получении дохода со своего участка.

Особенностью строя, считается то что земельный участок не всегда находился в собственности феодала, т.е. процесс феодализации означал захват господствующим классом крестьянских земель и формирование феодального поместья на основе земельной собственности феодала и его неполной собственности работника производства - зависимого крестьянина.

Экономическая мысль Средневековья развивалось относительно развития общества: защитники феодализма отвергали ростовщичество и торговлю, а поддерживали натурально-хозяйственную ограниченность производства, которая выдавалась за социальную добродетель.

При этом, огромное значение для экономики Средневековья играла церковь, поэтому все чаще экономическая мысль принимала религиозное оформление. Христианство получает еще большее распространение, поэтому экономия Аристотеля своевременно трансформируется в схоластику. Труд объявлялся священным и богоугодным делом, а экономическая мысль является скорее сводом правил и норм жизни общества, чем научным представлением о хозяйственной практике.

Представление об экономической мысли раннего Средневековья (VI - X вв.) дает запись судебного порядка франков «Салическая правда», появившиеся в начале XI в. Перечисляя число возможных штрафов за совершаемые правонарушения, запись дает понять экономическую составляющую жизнедеятельности этого общества: с одной стороны общинного крестьянства, и с другой - феодалов. Сельское хозяйство, согласно записи, выступает первостепенным занятием населения. При этом развитию городов, а также промышленного производства особого внимания не уделялось. Характерной чертой для экономического развития франков стало отсутствие проблем торговли на внутреннем рынке. Раздача земель королями Франкского государства осуществлялась в виде полной собственности на землю, но затем право на землю становилось пожизненным, что привело к наследственности феодальный поместий.

Спустя некоторое время, экономическая сущность Средневековья отразилась в «Капитулярии о виллах» изданных Карлом Великим, в которых закреплялись феодальные экономические отношения, основой для которых выступало натуральное хозяйство.

Для Средневековья характерно усиление позиций католической церкви. Появлялись экономические учения, в которых отражается своеобразие экономической мысли. Являясь собственниками больших земельных владений, церковь оправдывает существование крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных канонов.

Наиболее известным приверженцем подобных взглядов, был католический философ-схоласт Фома Аквинский, систематизировавший убеждения канонистов. В своих трудах, Аквинский утвердительно выступает за защиту частной собственности, обосновывая необходимость создания порядка в хозяйственной жизни и обеспечения мирной жизни населения. При этом, Фома устанавливает границы между правом пользования и правом собственности. Согласно его учениям, собственник осуществляет управление имуществом в интересах создания всеобщего блага, а тот, кто показывает враждебность по отношению к собственности идет против всей системы.

При положительном отношении к феодальной собственности, Аквинский отрицательно относится к возникновению ростовщичества, считая его угрозой появления экономического господства феодалов.

Важное место в его учениях имело определение «справедливой цены», которая, по его определению, исходила и необходимых для изготовления товара издержек на сырье, инструменты и т.п. Отсюда следует, что справедливая цена обеспечивала продавцу пропитание исходя из его сословного положения, поэтому трудовой момент здесь оценивался довольно условно. Осуждение появления торговой прибыли и получаемых процентов объявлялось не только как «неугодное Богу», но и нарушения определения справедливой цены. Однако, земельная рента оправдывалась как доход, созданный природными условиями.

Хотя классовая структура была аналогична, идеологические процессы, характеризовались разными особенностями, которые были присущи экономическому обществу в Западной Европе, России и на Востоке.

Экономическая мысль средневековой России, также, как и в остальных странах, развивается вместе с обществом и характеризуется тесной связью с убеждениями Православной церкви. Анализируя, экономическое общество на Руси необходимо отметить официально закрепленную информацию - летописи, грамоты князей, различные церковные документы. Ключевым является документ под названием «Русская правда» - первый в истории Руси кодекс норм и правил. Содержание документа характеризует производственные отношения, существовавшие в то время в нашем государстве. Согласно нему, феодализм на Руси имел свои особенности: хозяйство феодалов в одном случае называлось вотчинным (наследственным), а в другом - поместным (полученным в награду от Правительства). Имения различались по типу собственности, однако производственные отношения на земельных участках были одинаковыми. Помимо этого, отдельные статьи документа посвящались развитию торговых и кредитных отношений, что свидетельствует о распространении торгового капитала и ростовщичества в государстве. Важно отметить, что ссуда выдавалась не только в денежной, но и в натуральной форме.

Особое внимание в средневековой Руси уделялось охране земельных владений. Так как законодательство особо не вмешивалось в дела феодала, то они сами определяли порядок хозяйствования. Данная практика вызвала появления документа по организации феодального производства - «Домострой», в котором были рассмотрены основные задачи натурального хозяйства. Натуральное хозяйство на Руси напрямую связано с рынком, поэтому в данном документа есть глава, посвященная теме выгоды покупок. Например, «Домострой» советует не брать в кредит, а различные обязательства погашать своевременно. «Домострой» исключителен тем, что в книге в помощь землевладельцам впервые была предложена таблица доходов и расходов. Последняя глава обращает внимание землевладельцев на выгоду наемного труда в торговых или промышленных делах, а также дает рекомендации отпустить крепостных на свободу с целью создания их личного хозяйства.

Однако, на последнем этапе развития феодализма «Домострой» потерял свою актуальность в связи с появлением новых экономических задач. В связи с этим, большое значение имел труд Ермолая-Еразма под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие». Произведение является специально-политическим трактатом, направленным на решение появившихся экономических задач. Однако, пути развития экономического строя, предложенные Ермолаем-Еразмом оказались прогрессивными и не нашли на тот момент поддержки в обществе.

Таким образом, экономическая система средневековой Руси определялась феодальным строем, господствовавшим в государстве. Феодалы во многом сами определяли свои полномочия

На последнем этапе развития феодализма, экономическая мысль претерпевает значительные изменения в связи с развитием мануфактурного производства и географическими открытиями, ускорившими процесс накопления собственного капитала. Данный период характеризуется возникновением социальных утопий и, как следствие, противниками частной собственности. Однако, исследователи этого времени не знали реальных путей реализации своих идей, поэтому ограничились описанием утопического устройства государства.

Таким образом, экономический предмет в Средневековье характеризуется развитием феодальных отношений, основу которых составило использование зависимых крестьян и их инструментов в целях прибавления собственного капитала. Экономическая мысль того времени постоянно развивалась, что привело к появлению большого количества трактатов, описывающих ведение феодального домашнего хозяйства. Характерными чертами этого времени являются значительное участие церковной власти в вопросах экономического уклада страны, отвержение ростовщичества, поощрение развития сельскохозяйственных угодий в целях прибавления собственного капитала.

1.3 Трактовки предмета экономической теории школами экономистов в XVII - середине XIX в.

Как было отмечено выше, стадия позднего феодализма характеризуется развитием товарно-денежных отношений, мануфактурной промышленности и развитием элементов капиталистического способа производства. Именно в этот период появляется наука, давшая название предмету экономической теории - меркантилизм.

Меркантилизм представляет собой экономическую политику государства стадии позднего феодализма, благодаря которой получило развитие накопление капитала и становление капиталистического способа производства. Политика меркантилизма представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Политика меркантилизма

Как видно из рисунка 1, производство товаров внутри страны, согласно данной политики, подчинено экспорту готовой продукции, поэтому необходимо развивать те мануфактуры, производство товаров которых, находит наиболее высокую степень сбыта за границей по высоким ценам.

Предметом изучения для меркантилистов выступал источник богатства общества в торговле.

Меркантилистическая политика сочетает в себе два этапа:

·        поздний меркантилизм.

В основу раннего меркантилизма легла теория денежного баланса, согласно которой следует заниматься накоплением денег в стране, а не их расходованием.

Поздний меркантилизм также характеризуется тем, что богатство отождествлено деньгам, но деньги уже являются капиталом, который приводит к росту денег. Поэтому, требование накопления денег трансформируется в требование непрерывного движения денег, для большего прироста собственного капитала. Из этого следует, что денежные средства рассматривались сторонниками учения не только как источник богатства и средство обращения, но и как капитал, т.е. деньги как способ прироста собственного капитала.

Главным в учении меркантилистов считается стремление выяснить не только объективное движение денег как капитала, но и установить значение прибыли как определяющего мотива капиталистического хозяйства.

Видными представителями меркантилизма являлись Т. Мен, А. Монкретьен, У. Стаффорд, Кольбер.

Естественно, что учения меркантилизма имели, как и сторонников, так и противников. Основной оппозиций данному течению выступали сторонники физиократии. Сторонники этого учения перенесли исследования сферы обращения в сферу производства, тем самым заложив основы для анализа капиталистического производства. Как и меркантилисты, физиократы предметом изучения науки считали источники богатства общества.

Сторонники этой теории впервые представили прибавочную стоимость капитала как категорию производства, а не обращения, а также дали анализ капитала как фактора. Большой заслугой физиократов является заложенная основа учения о составе и разделении капитала на основной и оборотный. Исследование структуры капитала позволило Ф. Кенэ составить экономическую таблицу, в которой исследователь стремится дать картину экономических отношений между классами. (Рисунок 2)

Рисунок 2 - Экономическая таблица Ф. Кенэ

Как видно из рисунка 2, Ф. Кенэ делил общество на классы не по признаку сословия, что было характерно для предыдущих этапов, а по участию класса в производстве и расширении прибавочной стоимости. Отсюда следует, что исследователь устанавливает взаимосвязь между структурой общества и структурой производства.

Таким образом, учения меркантилистов и физиократов оказали огромное влияние на развитие капиталистического строя и проникновение буржуазного класса в сферу производства. Данная мысль сразу нашла применение в теории: торговля больше не является источником богатства; источником богатства все чаще выступает производство. Истинным богатством выступают товары. С этого момента возникает школа классической политической экономии, ярчайшими представителями которой являются У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо.

У. Петти - основатель трудовой теории - считал, что труд взаимосвязан со стоимостью продукта. В своих трудах, он приравнивает труд земледельца и труд рабочего. Данная теория имеет также ряд недостатков: автор не отличает стоимости от цены как денежного выражения и полагает, что только труд по производству ценных металлов определяет стоимость.

В 1777 г. выходит книга А. Смита - «Исследование о природе и причине богатства народов», считающаяся главным творением его жизни. Суть его труда заключается в обосновании теории трудовой стоимости, в доказательстве того, что труд является источником богатства во всех сферах производства, а не только земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем - цена товара. Многие исследователи настоящего времени считают постулаты теории Смита, образующие парадигму Смита, актуальными и по сей день.

Парадигма Смита строится на предложенных концепциях:

·  гипотеза «экономического человека», обозначающая концепцию человека и его место в экономической теории;

·        гипотеза «невидимой руки» рынка, предполагающая минимальное вмешательство государства в рыночную среду; регулирование на основе свободных цен, зависящее от спроса и предложения на продукт и влияния конкуренции;

·        по Смиту, богатство выступает как главная функция и объект экономических отношений.

Учения А. Смита получило дальнейшее развитие в трудах Д. Рикардо, установившего сравнительные преимущества для каждого товара.

Что касается России, то в нашей стране долго время господствовало крепостное право, поэтому многие категории капиталистического строя зарубежных стран оставались не актуальными. Однако, важным было другое - поиск способов и средств для достижения экономического потенциала России, поиск путей отмены крепостного права и становление предпринимательского сектора. Именно эта сторона учений Смита привлекала отечественных экономистов - С.Ю. Витте, П.А. Столыпина и др.

Достижениями классической политической экономии считаются:

·  изменение объекта изучения со сферы обращения на сферу производства;

·        раскрытие труда как меры ценности всех товаров;

·        доказательство того, что экономика должна регулироваться только участниками рынка и имеет объективные законы;

·        выявление источников доходов структуры населения.

Из учений А. Смита и Д. Рикардо сформировалось новое течение развитие экономической мысли - марксизм, основателем которого считают Карла Маркса и главный труд его - «Капитал». Учения К. Маркса представлены в 4 томах, предметом своих исследований автор считал развитие капиталистического способа производства продукции и соответствующие ему отношения производства и обмена. «Капитал» главным образом рассматривал теорию прибавочной стоимости (неоплаченного труда рабочих), которая утверждает, что ее производство достигается путем использования рабочего класса, а присвоение прибавочной стоимости - постоянное увеличение богатств капиталистов.

К. Маркс, как и основатели классической политической экономии, считал, что рынок является мощным инструментом накопления капитала. Однако, в отличии от трудов А. Смита и Д. Рикардо, Маркс считал, что этот процесс приведет к обострению борьбы классов, и как следствие, гибели капитализма, т.к. рыночный механизм не сможет справиться с такой мощью.

Учения К. Маркса получило широкое распространение в России в трудах таких российских ученых и политиков как В.А. Ленин, Р.Г. Плеханов, М.А. Бакунин. Более того, в течении более полувека марксистское учение было господствующим в нашей стране.

Оценивая влияние марксистского учения на развитие мирового экономического строя, можно сделать следующие выводы:

·  «Капитал» - вершина классической политической экономии;

·        исследование капитализма было проведено не фрагментарно, а как единая система законов и категорий;

·        исследование причин смены общественно-экономических формаций позволило оценить ход истории человечества не с точки зрения хаоса, а с точки зрения логики.

Таким образом, становлением и развитием предмета экономической теории занимались ученые, начиная с Древнейшего времени, когда экономическая наука развивалась как наука о богатстве. При этом, государство и церковь оказывали серьезное влияние на развитие существующего экономического строя вплоть до появления первых школ классической политической экономии, способствовавшая развитию товарно-денежных отношений, мануфактурной промышленности и развитию элементов капиталистического способа производства. А. Смит и К. Маркс оказали существенное влияние на формирование капиталистического строя экономики, выделяя рынок как главный инструмент накопления капитала для предпринимателей. После учений К. Маркса, политическая экономия развивается в рамках неоклассического, кейнсианского, институционально-социологического направлений.

экономический неоклассический кейнсианский институциональный

Глава 2. Трактовка предмета экономической теории в XIX-XX в.

.1 Неоклассическое направление

Неоклассическое направление возникло в середине 80-х годов XIX в., в момент бурного развития экономической теории. Становление неоклассического направления связано с именем У.С. Джевонса, а также с теми, кто поддержал идею данного направления - Л. Вальрасом и В. Парето. Особенностью неоклассического направления являлось внедрение математических методов в экономическую теорию с целью превращения ее в более точную науку, а также поведение «экономического» человека, в стремлении получить максимальный доход при минимальных издержках. Данное направление является весомой базой для многих современных направлений экономической мысли.

Как и любое другое, неоклассическое направление имеет ряд последователей, который стремясь обобщить свои знания и представления, а также дать новый толчок развитию направления объединялись в различные школы. (Австрийская, кембриджская и т.п.)

Интересной представляется австрийская школа, являющаяся субъективно-психологическим направлением в политической экономии, главной заслугой которой считается разработка теории предельной полезности. Сторонники данной школы предпринимали попытки в преодолении ограниченности теории трудовой стоимости, не дававшей анализа потребителя в процессе формирования стоимости и цены товара. Однако, особо успешное развитие, теория предельной полезности получила в трудах известных маржиналистов - А. Маршалла, Ф. Визера и др.

Как было отмечено в первой главе, в середине XIX господствовала классическая политическая экономия, в лице марксистской школы, однако, поворот в вопросе рассмотрения способов ценообразования был столь стремителен, что получил название маржиналистской революции. Сторонники направления изучали так называемые предельные величины: предельную полезность, предельную производительность и др.

Задачей политической экономии маржиналисты видели в поиске способов эффективного распределения ограниченных ресурсов и возможности рационального хозяйствования. В этом момент возникает понятия «экономикс» вместо понятия «политическая экономия» дабы подчеркнуть социальную нейтральность учений маржиналистского подхода. Маржиналистская революция имела большое значение для развития всей экономической теории - изменение предмета изучения, т.е. если в классической политической экономии, основная цель заключалась изучение и определении источника богатства, то задачей неоклассического направления становится изучение поведения отдельной фирмы, имеющей цель максимизации прибыли, а также отдельного потребителя, который в своей деятельности руководствуется только своими личными соображениями.

Неоклассическое направление характеризуется возникновением большого количества разных теорий:

·  либерализм;

·        монетаризм;

·        теория «общего экономического равновесия»;

·        теория «экономики благосостояния» и др.

Рассмотрим ключевые из них - теории либерализма и монетаризма.

Либерализм представляет собой теоретическое учение, отрицающее широкое вмешательство государства в экономическую жизнь общества. В отличии от остальных экономистов, сторонники данной теории оценивают процесс хозяйственной жизни не с микроэкономической позиции, а сточки зрения развития национальной экономики в целом. Согласно теории, государство осуществляет лишь те функции, которые рынок не может осуществить самостоятельно, а также функции по созданию структуры, в рамках которой возможно эффективное функционирование рынков и частных предприятий.

Теория монетаризма представляет собой экономическую теорию, согласно которой, вся денежная масса, находящаяся в обращении, играет ключевую роль в стабилизации и развитии рыночных отношений. В отличии от теории неоклассического либерализма, монетаристы допускают вмешательство государства, но лишь в случае контроля за денежной массой страны.

Таким образом, рассмотрев неоклассическое направление развития экономической теории можно сказать, что для данного направления характерны следующие черты:

·  исследование сторонниками направления «чистой» экономики, с отвлечением от характера общественных отношений, в сфере которых она была организована;

·        предпочтение отдается рыночному механизму установления равновесия между производством и потреблением; предоставление свободы частного предпринимательства;

·        создание базы для возникновения новых современных течений;

·        использование математических методов с целью превращения экономической теории в более точную науку;

·        маржиналистская революция оказала огромное влияние на развитие экономических отношений того времени, однако, применяемый подход является асоциальным.

Актуальность неоклассического направления, отстаивающего свободу частного предпринимательства и ограничивающее вмешательство государства в рыночные механизмы, не теряется и по сей день. Однако, в периоды экономических кризисов интерес к данному направлению пропадает, поскольку теория неспособна ответить на вопросы причин кризиса и путей выхода из него.

2.2 Кейнсианство

В основу формирования этого направления легли или и взгляды английского экономиста Д. Кейнса.

Кейнсианство представляет собой макроэкономическую теорию, признающей и обосновывающей значимость государственного регулирования экономики. В отличии от неоклассической экономической теории, предметом анализа в учении Кейнса являлось народное хозяйство в целом.

Согласно кейнсианской теории, государственному вмешательству подлежать такие показатели макроэкономики, как национальный доход, совокупное предложение, совокупный спрос, степень занятости. По мнения Кейнса, основным фактором, способным вывести национальную экономику из кризиса является совокупный спрос, который определяется тремя составляющими:

·  потребление населения;

·        инвестиции предприятия;

·        государственные расходы.

Кейнсианская теория, противоположно неоклассической, особо интересна стала во время таких кризисов, как Великая Депрессия, кризис по Второй Мировой войны; на каждом этапе кейнсианство обогащалось новыми идеями и методами, в результате чего появляется неокейнсианство и посткейнсианство, выступающие против развития основных теорий неоклассической школы - теории предельной полезности и теории предельной производительности.

Таким образом, рассмотрев торию кейнсианства, можно сделать следующие выводы:

·  разработка макроэкономического метода исследования экономики принадлежит Кейнсу;

·        доказана необходимость и названы конкретные рычаги государственного регулирования экономики как во время кризиса, так и на длительную перспективу;

·        циклическое развитие экономики объяснялось не объективными законами, а человеческой психологией: стремлением как можно больше накапливать, чем расходовать; в результате «эффективный спрос» падает и, как следствие, падает замедляются темпы роста производства и занятости.

Несмотря на борьбу неоклассической и неокейнсианской школ за возможность претворения в жизнь своих идей, часто предпринимались попытки соединить отдельные положения неоклассической теории и теории кейнсианства. Данное направление получило название «неоклассического синтеза» и считается одним из основных в современной экономической науке.

2.3 Институционально-социологические направление

Институционально-социологическое направление возникло на рубеже XIX и XX в. благодаря трудам американского экономиста Т. Веблена. Данное направление рассматривалось многими экономистами как реакция радикально настроенных экономистов на появившиеся негативные стороны капитализма.

Понятие институты рассматривалось экономистами, как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле, институты означают корпорации, профсоюзы, государство и т.п. Существуют две основные ветви институционализма:

·  традиционный;

·        новый.

Традиционный институционализм представляет собой совокупность различных концепций: технократической концепции Т. Веблена, теории постиндустриального общества, теории экономической отсталости Г. Мюрдаля. Родоначальниками направления считаются Т. Веблен, Д. Коммонс и др. Методология, разработанная этими учеными, учитывала:

·  использование описательно-статистического метода;

·        использование историко-генетического метода;

·        категория «институт» выступает как начальная.

Основополагающей теорией традиционного институционализма выступает «Теория праздного класса» Т. Веблена. В учении происходит деление предпринимателей на владельца капитала и организатора производства. При этом источником доходов владельцев капитала служит не реальный сектор, а ценные бумаги, обращающиеся в финансовой сфере. Владельцы капитала в этом смысле предстают праздным классом, а производительным классом при этом будут рабочие и управленцы, не имеющие собственного капитала. Веблен видел проблему праздного класса в том, что роль кредит в любой экономической среде становится слишком высокой. Разрешение проблем между праздным и производственным классами непременно приведет к передаче власти в руки технократов, а акционерный капитал заменит частную собственность.

Д. Коммонс в учении «Институциональная экономика» упор делал на развитие правовых категорий и юридических учреждений, оказывающих влияние на развитие мировой экономики. В основе его труда лежит понятие «сделка», которая понимается автором как конфликт интересов, а роль судьи берет на себя государство, принуждающее силой к выполнению обязательств обеих сторон. Отличием от теории Веблена, был итого, согласно которому порядок сменится не технократическим учением, а административным.

Отрицая социализм, но вместе тем признавая его достижения, с одной стороны и защищая капитализм, но видя его негативные черты, с другой - сторонники данной школы пришли к выводу об объединении лучших качеств обеих систем, что нашло свое применение в теории конвергенции.

Концепция нового институционализма существенно отличается традиционного, т.е. если последний использует в качестве методов преимущественно индуктивный метод, то неоинституционалисты стали применять дедуктивный подход - ведение от общих принципов к объяснению конкретных явлений в жизни общества.

По мнению сторонников данной теории, основу взаимоотношений между людьми составляет взаимовыгодный обмен. Такой подход называется контрактной парадигмой, создающей экономику соглашений. Соглашения образуют институциональную среду и определяют нормы и правила, присущие ей, как для частного сектора через теорию прав собственности, так и общественного сектора через теорию общественного выбора.

Новый институционализм во главу ставит проблему человеческой мотивации, т.е. его интересует процесс принятия решения индивидом, его условия и предпосылки. Данное утверждение нашло свое место в теории агентов, которые сначала рассматривают предварительные предпосылки контрактов, а затем - теория Коуза о трансакционных издержках.

Старый и новый институционализм существенное различаются по следующим предложениям:

·  если сторонники старого подхода важное место занимало исследование проблем трансформации общества в постиндустриальный на основе научно-технический прогресс, то новый институционализм характеризуется большим вниманием к человеку и его проблемам;

·        сторонники старого подхода изучают предмет экономической теории методами других наук: социологии, психологии, юриспруденции и др., в то время как сторонники нового похода изучают правовые и другие проблемы методами современной макроэкономической теории;

·        неоинституционалисты в основу изучения ставили поведение индивида, который самостоятельно решает, в каком коллективе ему быть, тогда как традиционный инстутуционализм не затрагивал действий конкретных индивидов, а фокусировал внимание на действиях экономических коллективов.

Таким образом, мы рассмотрели влияние трех важных экономических направлений на становление и развитие предмета экономической теории. Важно отметить, если в начале государству в экономических учениях отводилась роль наблюдателя рыночных отношений, то более поздние школы предавали государству большее значение, считая, что своими рычагами власти оно может потребовать выполнения условий сделки от обеих сторон. Школы неоклассического направления, кейнсианства, институционально-социологического направления оказали огромное влияние на формирование современной экономической мысли.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, экономическая теория представляет собой науку о закономерностях и факторах экономического роста, об эффективном использовании ограниченных полезных ресурсах и их обмене между индивидами с целью удовлетворения своих потребностей, о видах деятельности по способам формирования и накопления собственного капитала.

Предметом изучения экономической теории выступают отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста в условиях ограниченности ресурсов, необходимых для развития общественной жизни.

Как явление, экономическая наука возникла в древнейшее время и развивалась как наука о богатстве. Первыми, попытку сделать теоретическое осмысление экономического устройства жизни общества, пытались такие греческие ученые как Аристотель, Сократ.

Позднее, как наука, экономическая теория, стала оформляться в период развития капитализма и первым экономическим учением стал меркантилизм.

Начало же классической политической экономии положил У. Петти, в своих трудах доказав, что что источником богатства выступает производство, а не торговля товарами, т.е. истинным богатством являются деньги, а обладание товарами. Яркими представителями школы классической политической экономии являлись А. Смит и Д. Рикардо, учения которых вылились в появление отдельного течения - марксизма. Предметом исследования этого направления стал капиталистический способ производства, а также соответствующие отношения по поводу производства и обмена товаров или услуг.

Промышленная революция, а также высокие темпы развития экономического общества, позволило появиться таким направлениям как неоклассическая школа экономии, кейнсианство и институционально-социологическое направление, которые определили будущее развитие экономической мысли. Актуальность этих исследований сохраняется и по сей день.

Таким образом, на протяжении многих столетий предмет экономической теории продолжал эволюционировать. На сегодняшний день, четкого понятия предмета экономической теории не существует, однако необходимо учитывать опыт, накопленный веками, при эффективном управлении экономическими процессами.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учеб. пособ. - 2-е изд., перераб. и. доп. - М. : Юрайт, 2015. - 384 с.

2.      Вечканов Г.С. Экономическая теория (2-е издание). - СПб.: Питер, 2013. - 448 с.

.        Елецкий Н.Д. Общая экономическая теория (политическая экономия). - М.: Феникс, 2014. - 416 с.

.        История экономических учений: конспект лекций/ Фролова Т.А. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013. - 131 с.

.        Липов В.В. От архаики к постэкономике. Эволюция форм хозяйствования и развитие экономической теории. - М.: ИНЖЭК, 2015. - 280 с.

.        Новиков М.Н. История развития экономической мысли в России на рубеже XIX - XX вв. - М.: ТЕИС, 2015. - 112 с.

.        Политическая экономия (экономическая теория). / Под редакцией В. Д. Руднева. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 856 с.

.        Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика. К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. - М.: Экономика, 2016. - 1328 с.

.        Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2014. - 288 с.

.        Экономическая теория: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под. общей ред. Г.П. Журавлевой, В.Е. Сактоева, Е.Д. Цыреновой. - Улан Удэ: ВСНТУ, 2015. - 936 с.

.        Экономическая теория. Курс интенсивной подготовки. / Под редакцией И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 400 с.

.        Электронное пособие: П.Г. Ермишин. Основы экономической теории

.        История экономических учений: конспект лекций/ Фролова Т.А. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2016. - с. 77.

.        Новиков М.Н. История развития экономической мысли в России на рубеже XIX - XX вв. - М.: ТЕИС, 2013. - с. 73.

.        Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика. К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. - М.: Экономика, 2015. - с. 267.

.        Базиков, А.А. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике: Теоретико-практические и учебно-методические разработки / А.А. Базиков. - М.: ФиС, 2014. - 416 c.

.        Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учебник для студентов / В.З. Баликоев. - М.: Омега-Л, 2013. - 684 c.

.        Бардовский, В.П. Экономическая теория: Учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.

.        Басовский, Л.Е. Экономическая теория: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 375 c.

.        Бурганов, Р.А. Экономическая теория: Учебник / Р.А. Бурганов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.

.        Васильева, Е.В. Экономическая теория: Конспект лекций / Е.В. Васильева, Т.В. Макеева. - М.: Юрайт, 2013. - 191 c.

.        Вечканов, Г.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов. - СПб.: Питер, 2012. - 512 c.

.        Викулина, Т.Д. Экономическая теория: Учебное пособие / Т.Д. Викулина. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 209 c.

.        Войтов, А.Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2013. - 392 c.

.        Воробьев, В.А. Экономическая теория: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Бондарь; Под ред. А.В. Бондарь. Мн.: БГЭУ, 2014. 479 c.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!