Разработка концепции подарочного издания

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,74 Мб
  • Опубликовано:
    2016-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка концепции подарочного издания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО КубГУ)

Кафедра публицистики и журналистского мастерства

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК

Заведующий кафедрой

кандидат филол. наук, проф.

____________________ П. Т. Сопкин

«___»_____________2015 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ работа БАКАЛАВРА

разработка концепции подарочного издания

Работу выполнила В. С. Швецова

Факультет журналистики

Специальность 42.03.03 - Издательское дело, ОФО

Научный руководитель:

кандидат филологических наук,

доцент И. С. Чирва

Нормоконтролер:

лаборант А. В. Скрыпникова


Краснодар 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.        Подарочное издание: традиционная и научная трактовка

.1        Культурно-историческая эволюция подарочного издания

.2        Виды подарочных изданий: эксклюзивные, юбилейные, раритетные, заказные, книги, посвященные произведению искусства

.3        Подарочные издания в современном издательском репертуаре

.3.1 Специализированные издательства: «Пан Пресс», «Вита Нова», «Александр ПРИНТ», «Ковчег»

.3.2 Универсальные издательства: «Белый город», «Слово», «Арт-родник», «Вече», «Taschen»

.          Общая характеристика разработки концепции подарочного издания по искусству - художественный альбом «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию Павла Андреевича Федотова»

.1        Содержание и аппарат издания

.2        Иллюстрации в издании: функционально-видовая специфика

.3        Особенности полиграфического исполнения издания

.4        Расчет себестоимости, рентабельности и отпускной цены издания

.5        Продвижение издания на рынок

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Исключительную значимость книги как уникального свода человеческой культуры трудно переоценить. Так оно и есть. Ведь само по себе издание может рассказать нам многое: оно несет энергетику времени, в котором было создано, эмоции людей, вкладывающих свой труд в создание книги. Книга способна воспитать эстетические чувства читателя, его отношение к прошлому, а после и к настоящему. Быть может, из-за этого в современном обществе отношение к изданию является некой мерой социальной зрелости.

В XVI веке, как мы знаем, благодаря Ивану Федорову и Петру Мстиславскому появилась первая печатная книга. Это явление положило начало книгопечатанию на Руси. С развитием социальной и культурной сторон жизни, развивалась и издательская область. Много времени и силы требовалось, чтобы создать и оформить один книжный экземпляр. Поэтому издания стоили дорого, и мало кто мог позволить их к себе в домашнюю библиотеку. Книги приобретали в высших кругах или преподносили в виде подарка, как символ богатства и просвещения. Декорированные рамки с геометрическим орнаментом или узкой золотой линейкой, пестрые форзацы, гравюры, экслибрисы и другие элементы оформления - все это мы найдем в традиционной подарочной книге.

По своим особенностям подарочное издание по праву можно считать культурным отражением самосознанием народа. На сегодняшней день в каждой семье уж точно красуются на полках различные виды изданий, среди которых значительно выделяются подарочные, как по своему полиграфическому исполнению, так и по содержательному материалу (в зависимости от направленности книги).

В современной трактовке такое издание может быть как традиционным, например, репринтным - редкий, старинный, труднодоступный оригинал, так и актуальным. В этом случае книга посвящена определенной теме или теме, объединяющей несколько областей. Важно отметить, что уникальность подарочной книги заключается не только в ее внешнем облике, но и в форме подачи материала, расположенного на страницах - читатель должен сам захотеть еще раз обратиться к страницам, рассмотреть изографический материал, исследовать дополнительные источники, изучать искусство или другую область знания, которому посвящено произведении.

Подарочное издание мы рассматриваем как специализированный аспект, сфокусированный на одном из самых камерных, элитарных и ярких разделов отечественного книжного репертуара. Так, в последние десятилетия советского периода выпуск изданий данной отросли постоянно увеличивался. Общеизвестно что, он состоял из трех относительно самостоятельных сегментов: издания искусствоведческой литературы, издания изобразительной продукции (изоиздания) и нотные издания. Но в 90-е годы ХХ века выпуск таких книг в Российской Федерации резко сократился: структура массива изданий перестала формироваться государством в соответствии с основными приоритетами в области культуры в целом и искусства в частности и постепенно переориентировалась.

Если говорить об изоизданиях отдельно - книжном или комплексном листовом изоиздании с пояснительным текстом, то на сегодняшний день ситуации обстоит иначе: рынок в этой области становится более востребованным, но в то же время типологическая структура репертуара сузилась. Появляются новые игроки, специализирующиеся на выходе такой продукции, но их лишь малая от всех, и остаются несменные специалисты своего дела: «Белый город», «Слово», «Арт-родник», «Галарт», «Полигон», «РИПОЛ классик», «Вече» и западное издательство, считающимся одним из крупнейших в Европе и имеющие свои позиции на российском рынке, - «Taschen» («Бенедикт Ташен»). В их репертуаре мы можем найти подарочные издания, посвященные искусству, художественные альбомы (а также сочетание подарочного издания и художественного альбома), поддерживающие, развивающие и охраняющие культуру общества.

Подарочное издание не должно восприниматься только как «подарок другу», оно сочетает в себе различные функции: познавательную, информационную, эстетическую и не только. Каким оно будет? Целевое назначение, читательские адрес, содержание, иллюстрации, оформление - все это решается и описывается на ранней стадии - разработки концепции.

В нашей работе мы разрабатывает концепцию подарочного издания по искусству - художественный альбом «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию Павла Андреевича Федотова», посвященный творчеству выдающегося живописца и рисовальщика середины XIX века.

Что же представляет собой концепция этого издания? Это замысел, связывающий конструктивный принцип подготовки произведения к печати. То есть проработка всех основных этапов прохождения издания: подготовительного, редакционного, производственного и заключительного этапов. Разрабатывая концепцию, мы рассматриваем несколько точек зрение видения на издание и в процессе обсуждения выбираем самый успешный вариант, в котором прорабатываем состав, содержание, форму всех элементов, редакционно-технические средства исполнения и полиграфические. Важно не делить на части форму и содержание будущего издания, а мысленно связывать все части, представлять его, как единое целое, иначе концепция «развалится».

Нужно понимать, что задуманное издание не будет качественным, если его не рассмотреть с точки зрения концептуального подхода: он отражает понимание сущности создаваемой книги. Подход реализуется в общем планировании определенного производственного цикла, в частных творческих и производственных процессах (при подготовке).

Обязательно учитывают и типологические признаки издания - функциональное назначение, читательский адрес, характер информации, структуру. Функциональное назначение связано с удовлетворением духовных, интеллектуальных потребностей. Читательский адрес отражает категорию потребителей информации, а характер - широту тематики, глубину разработки темы, проблем, тип изложения, соотношение теоретического и эмпирического материалов. В системном расположении взаимосвязи и согласованности всех материальных элементов представляется структура книги.

Помимо названных типологических признаков стоит уделить внимание и уровню культуры издания, который заключает в себе несколько условий. Так, объем будущего произведения нужно выдержать в целесообразных пределах (если этого не сделать, то издание может стать неудобочитаемым). Для наглядности предоставленной информации нужно располагать иллюстрации (например, репродукции картин художника). Следующее условие - необходимость с точки зрения потребностей читателя разместить в издании справочные, поясняющие и дополняющие основной текст материалы, в целом составляющими аппарат: элементы соответствуют специфике книге. Немаловажно обратить внимание на подготовку издания в печать, чтобы на выходе полиграфическое исполнение книги отличалось высоким качеством и гармонировало с текстовыми материалами.

Готовая разработанная концепция позволяет нам рассмотреть вопрос о подготовке издания, его печати. Например, для подтверждения решения о публикации необходимо определить себестоимость, рентабельность, проанализировать экономическую ситуацию в издательстве, возможности полиграфической базы, учесть творческие и производственные возможности редакционного коллектива.

Иными словами, разработка концепции издания - это сложный процесс, заключающий в себе не только большое количество деталей и нюансов, для которых нужно оперировать свои знания, но и творческий подход, для создания уникальной и качественной книги.

Но далеко не всегда концепция издания оказывается удачной. И на такое стечение обстоятельств могут повлиять разные причины: незнание определенной области, неумение разобраться в материале, ошибка в проработке формы издания, несоответствие содержания читательскому адресу или целевому назначению.

Актуальность работы заключается в выявлении таких допускаемых ошибок, разработке своей оптимальной модели подарочного издания по искусству - художественного альбома «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию Павла Андреевича Федотова», а также в определении места подарочного издания в современном состоянии культуры и образования.

В научной литературе еще нет специальных трудов, посвященных нашему предмету исследования. Но мы в своей работе будем опираться на вспомогательные труды, затрагивающие отдельные области, связанные со структурой подарочного издания. В них говорится об анализе содержания, его языке и стиле, иллюстрациях, элементах аппарата - С. Г. Антонова «Редакторская подготовка изданий», Н. З. Рябинина «Технология редакционно-издательского процесса», А. Э. Мильчин «Методика редактирования текса» и другие исследователи.

Цель работе - разработать оптимальную модель подарочного издания, исходя из специфики и с учётом конкретных экономических и технических возможностей, основываясь на анализе современной книгоиздательской ситуации, выбрать наиболее подходящую модель, соответствующую культурному уровню. Тем самым внести свою «скромную» издательскую лепту в поддержание отечественной культурной традиции.

При этом рассматриваются следующие задачи: разработать концепцию, показать общие теоретические основы работы редактора над подарочным изданием и его аппаратом, проанализировать особенности оформления издания, обосновать правильное использование иллюстраций, выявить особенности полиграфического исполнения, определить рентабельность издания, выделить сегмент рынка и привести способ продвижения издания.

Задействованы такие методы исследования, как анализ - разложение предмета нашей работы на составные части (содержание, иллюстрации и др.) для выявления их свойств и признаков; сравнительно-исторический - установить сходство и различие между некоторыми подарочными изданиями для создания оптимальной модели; сравнительно-исторический - установить сходство и различие между некоторыми подарочными изданиями для создания оптимальной модели, путем выявления общего и особенного в исторических явлениях, определить тенденции развития.

Материалы данного исследования будут способствовать улучшению знаний в подходе к разработке концепции издания по искусству - художественный альбом. Они позволять создать свою оптимальную модель и расширить кругозор в истории такой книг. Информация будет полезны редакторам и издателям, которые специализируются в этой области.

Если рассматривать объект и предмет данной работы, то можно сказать, что они соотносятся между собой как общее и частное. Предметом нашего исследования послужит само подарочное издание. Объектом - оптимальная модель издания под углом зрения современной культурно-исторической ситуации.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 26 наименований, и приложения.

1. Подарочное издание: традиционная и научная трактовка

Книжное дело в нашей стране имеет богатую и объемную историю, уходящую корнями в XVI век, и по сей день. Книги переписывали духовные лицa, представители светского населения - эта работа была трудной и изнурительной. Издания печатали, применяя инновационные технологии того времени. Потребность в них возрастала, но проблема в доступности была решена не сразу. Экономическое и политическое развитие сопровождалось и бурным ростом национальной культуры, науки, просвещения, открытием культурно-просветительских учреждений. Издательское дело набирало обороты и получило широкий размах.

В то время и на данный момент эта область является неотъемлемой частью жизни общества, которая удовлетворяет ее потребность в прикладных знаниях, в просвещении, в научной информации. Помимо этого особняком стоит роль подарочного издания в традиционном отношении и современной трактовке, иными словами, какова эволюция статуса такой книге в нашей истории книжного дела.

Прежде чем приступить к разработке концепции, поговорим об исторической значимости подарочного издания и его влиянии на культурную сторону жизни, выделим виды, признаки и критерии, узнаем, кто на современном российском рынке держит такие книги в своем издательском репертуаре.

1.1 Культурно-историческая эволюция подарочного издания

Подарочная книга была и остается одним из самых желанных презентов. Даже сейчас, когда информационные технологии достигли пика своего развития, а литература в электронном виде приобретает все большую популярность (благодаря свободному доступу информации в сети), печатные издания продолжают оставаться актуальными и ценными в современном мире. Ведь у таких книг больше преимуществ перед электронным, а история появления имеет прочные корни. Так как выглядели первые книги и где и когда они появились?

Первые издания появились примерно 4000 лет назад на территории Древнего Египта. Их аналогом изначально выступал папирус, который сворачивали в форме трубочки. Цельные свитки получались путем склеивания отдельных частей. В XV веке вместо папируса начали использовать пергамент. Материалом для изготовления служила кожа теленка, козы или овцы. В Китае для изготовления свитков активно применяли бамбуковые планки. А в Ираке пользовались глиняными табличками, по которым писали соком осьминогов и каракатиц.

Времена шли, все вокруг менялось с бешеной скоростью. Когда-то книги с кожаным переплетом были привилегией исключительно богатых людей. На создание хотя бы одной из них уходили целые годы, по этой причине подарочные издания были крайне редкими.

Если говорить об истории подарочного издания на Руси, то на протяжении нескольких десятилетий шел процесс проникновения в церковную книгу элементов светскости. Такое явление выразилось в появлении первых печатных книг светской тематики, привнесенных украинской и белорусской книжными культурами в XVII веке. Это были первые азбуки, учебные псалтыри, сборники поучительных чтений на год (прологи), календари. Многие из них переиздавались неоднократно. Как такого «подарочных изданий» не существовало, но «фундамент был заложен» благодаря появлению первых светских книг. К которым потребовался иной подход к изготовлению - выработке новых форм организационного и творческого характера. Мастера впервые знакомились с новыми приемами и способами конструирования книги и её оформления. Это век зарождения «типографского художества», где приемы старых русских мастеров сочетались с элементами новаторства.век по праву можно считать веком появления красивых и качественных подарочных изданий. Основным способом иллюстрирования книг в первой половине века оставалась углубленная гравюра на металле. (Доминировала гравюра на меди, изготовленная в резцовой технике по офортной подготовке.) На первое место по оформлению выдвигается не «украшение», а «иллюстрация», не виньетка, а «картинка», которую связывали с содержанием, идеей и текстом книги. Это соответствует тому благородному и сдержанному стилю, называемым «русским классицизмом».

«Рост общественного движения, политического сознания народа, глубокие экономические сдвиги стимулировали развитие духовной культуры России. Развивается наука, делаются открытия и изобретения, явившиеся ценным вкладом в культуру всего человечества. Особенно большие успехи происходят в русской литературе и искусстве второй половины XIX в., давшие целый ряд выдающихся литературных и художественных произведений».

Так уже к концу XIX существенно меняется характер русской книги: в связи с укреплением позиций буржуазии в России и вступлением страны в период монополистического капитализма.

Это происходит по причине улучшения технической базы типографий и расширению их задач. Связаны они были с покупательной способности различных классов общества и увеличением запросов. Эти факторы, наряду с сосредоточением крупного капитала в руках буржуазии, определили возросшую потребность в так называемых «подарочных» изданиях.

Крупнейшие издательские фирмы России начинают выпускать богато иллюстрированные и роскошно оформленные крупноформатные издания. Возрастающая конкуренции между фирмами заставила их уделять больше внимания внешнему виду книги - не только качеству, но и оригинальности оформления. Появляются выгодные условия для специализации художников, мастеров. Не стало исключением и развитие производственной базы, привлечение иностранной техники.

Основная масса роскошных подарочных изданий того времени приходится на крупные капиталистические издательства: М. О. Вольфа, А. Ф. Маркса, А. С. Суворина.

Приведем примеры на основе книг издательства Маврикия Осиповича Вольфа. Фирма прославилась выпуском детских книг, которые печатали в виде подарочных изданий. Одним из таких изданий стали «Волшебные сказки» Шарля Перро с иллюстрациями Гюстава Доре (см. Приложение А), «смело можно сказать, что подобного издания не было еще в России…». Имя Гюстава Доре в рекламе не нуждалось, так как использование его иллюстраций было залогом коммерческого успеха книги. Именно благодаря его творчеству во Франции второй половины XIX века связан расцвет гравюры на дереве.

Роскошный коленкоровый переплет, вытисненные золотом гербы, орнаменты, часть иллюстрации к сказке «Кот в сапогах». А в полукруглой рамке сверху надпись: «Перро. Тургенев. Доре». Словно ворота в сказочный мир Шарля Перро, пройти сквозь которые предлагают не только детям, но и взрослым. Издание Вольфа было поистине королевским подарком: сорок иллюстраций, большинство из них полосные. В середину издания вшит целый блок листов с гравюрами Доре, воспроизведенных высокой печатью.

Книги набирались шрифтами словолитни Ревильона. Для них использовали в основном гарнитура обыкновенных русских шрифтов - контрастных, убористых, узких («плотных»). Текст набран средним кеглем. Формат книги 250 х 270 мм. Переплет издательский, цельно коленкоровый, имеющий морщинистую текстуру, имитирующую кожу животного, оформлен с элементами стиля ампир, но все же, в общем стиле, романтизм преобладает. Корешок издания грибообразной формы, гладкий. Форзацы выклейные. Обрез книжного блока неокрашенный, белого цвета. Декоративные элементы оформления в тексте отсутствуют, исключение составляют только узкие концовки в конце сказки.

По «Волшебным сказкам» Перро отчетливо можно проследить, что еще в начале своей издательской деятельности М. О. Вольф в качестве бумаги для подарочных изданий (и не только) выбирал веленевую бумагу. Помимо нее использовал плотную веленевую бумагу, бесфактурную, бело-бежевую. Выклейки форзацев когда-то были голубые, скорее всего, или бледного цвета морской волны. Бумага для них техническая: грубая, пористая, с небольшой сопротивляемостью к истиранию, четко выражена фактура. Она напоминает современную хозяйственную упаковочную бумагу.

Из справочно-вспомогательного аппарата в «Волшебных сказках» имеются только колонтитулы. Из научно-справочного - посвящение и вступительное слово издателя, вступительная статья от переводчика (им был И. Тургенева). Общий художественный стиль книги - романтизм. Прежде всего потому, что автором иллюстраций считается одним из последних художников французского романтизма.

М. О. Вольф в 1874-1879 годы издает «Божественную комедию» (см. Приложение Б) в трех роскошно оформленных томах большого формата, которые были в своем роде уникальны: до появления Вольфовского иллюстрированного издания не существовало еще ни одного полного русского перевода знаменитого творения Данте.

Несмотря на трудности перевода, произведение заняло почетное место среди лучших подарочных изданий того времени. С. Ф. Либровича говорил: «По изяществу, отчетливой работе, бумаге, рисункам, типографским украшениям, переплету, русский переплет Данте смело может соперничать с роскошными заграничными изданиями в этом роде».

В целом можно сказать, что рассмотренные нами в данной работе крупноформатные подарочные издания вполне соответствуют своему времени. Это заметно даже по тому, что издательские и владельческие переплеты одних и тех же книг выполнены в схожей манере. Для них используются одинаковые материалы и способы оформления. А уровень печати и качество полиграфических материалов соответствуют новейшим технологиям того времени.

Маркс А. Ф. тоже из первых среди русских издателей стал выпускать «роскошные» иллюстрированные подарочные издания. Это «Потерянный и возвращенный рай» Дж. Мильтона с иллюстрациями Г. Доре, «Фауст» И. В. Гете в переводе А. А. Фета с иллюстрациями Э. Зейбертца, «Сказки» братьев Гримм и другие.

Успехом пользовались и иллюстрированные подарочные издания А. С. Суворина - «Антоний Ван Дейк», «Дрезденская галерея», «Лондонская галерея», «История Петра Великого», «Императорский Эрмитаж», «Рембрант», «Историческая портретная галерея» и т. д.

В начале XX века самым мощным в стране объединением в области книгоиздания, печатного дела и книжной торговли было товарищество И. Д. Сытина. В 1912-1913 годы выпускают великолепно оформленное юбилейное подарочное издание, посвященное трёхсотлетию восшествия на Московский престол первого из династии Романовых - Михаила Федоровича.

Издание большого формата в шести издательских художественно оформленных переплётах с барельефным тиснением шапки Мономаха, скипетра и державы на передних крышках. Комплект из шести томов. Высокого качества мелованная бумага. Издание богато иллюстрировано. Формат 290 х 220 мм. Очень хорошая сохранность.

В этих томах приведено множество материала исторического и бытового характера. Монументальный труд представляет собой своеобразную оценку трехвековому государственному и общественному развитию страны. В его создании принимали участие крупнейшие историки, причислявшие себя к московской исторической школе В. О. Ключевского. Книги прекрасно иллюстрированы портретами исторических деятелей. Помимо них изображены картины знаменитых русских художников, предметы быта, атрибуты власти и прочее. Издание вышло под редакцией историка русской литературы, библиографа, этнографа В. В. Каллаша.

В целом, подарочные издания XIX-XX веков вполне соответствуют своему времени - это заметно даже по тому, что издательские и владельческие переплеты одних и тех же книг выполнены в схожей манере, для них используются одинаковые материалы и способы оформления.

Такие книги в подарочных исполнениях всегда ценили за то, что они способны стать достойным украшением библиотеки, дополнить собой самый невзрачный интерьер. Их передавали следующим поколениям, как семейную реликвию и пример роскошного достояния.

На сегодняшний день подарочные издания приобрести не так сложно - они стали доступнее как по цене, так и по количеству выпускаемого тиража. Современные исполнения таких книг представляют собой сочетание натуральных высококачественных материалов и оригинального дизайна. Это тонкая работа мастеров, которые вложили часть души в свои творения. Неважно, в какой эпохе мы живем, книги были и останутся верными друзьями и учителями, делающими нашу жизнь интереснее, а нас - мудрее. Это вечный неиссякаемый источник знаний, со страниц которого мы черпаем полезную информацию. А она дает нам возможность переосмыслить себя и свои поступки.

1.2 Виды подарочных изданий: эксклюзивные, юбилейные, раритетные, заказные, книги, посвященные произведению искусства

Подарочные издания - это эксклюзивная продукция. По своим особенностям, в основном, такие книги выходят однократно определенным тиражом (тираж варьируется от 1500 до 3000 экземпляров, если это не VIP-продукция, сделанная на заказ, для определенного человека), не имея продолжение. Издания, зачастую, содержать одно произведение, либо несколько, объединенных одной темой, в зависимости от задумки издателя.

Тематики таких книги включают в себя все виды деятельности человека. Религия, классическая литература, искусство, всевозможные энциклопедии, история, культура, спорт, музыка, многовековая мудрость, и т. д. Можно проследить разделение и по гендерному признаку. Для мужчин - это книги, посвященные футболу, хоккею, теннису, охоте и рыбалке, автомобилям, исторические книги о сражениях, битвах, энциклопедии танков, кораблей, авиации, оружие и многие другие. Для женщин - классическая художественная литература и поэзия, мода и стиль, домострой, кулинарные книги, кино, православные праздники. Встречаются и подарочные издания для детей - сказки, справочники, энциклопедии, азбука, этикет и другое. Выделяют и универсальные книги - это книги «мудрости», афоризмы. В них собраны изречения и цитаты всех великих людей и мыслителей за многовековую историю человечества. Каждый человек найдет что-то важное для себя в этих чудесных изданиях и обогатит культуру своего внутреннего мира.

Иными словам, целевое назначение, читательский адрес и характер информации подарочных книг могут широко варьироваться. Так, по целевому назначению книги могут быть научно-популярные, литературно-художественные, духовно-просветительские и другие. По читательскому адресу востребованные подарочные издания для детей и юношества, массовое, популярное издания. Если книга предназначена узкому кругу ценителей, то элитарное.

По знаковой природе - текстовые или же изоиздания. В текстовых изданиях большую часть объема занимает словесный, цифровой, иероглифический, формульный или смешанный текст (ГОСТ 7.60-2003). В изоиздания, наоборот, большую часть в книге занимает изографический материал (воспроизведение живописного, графического, скульптурного произведений, графических работ, специальной или художественной фотографии).

Отметим, что изоиздания подразделяются на альбомы, художественные альбомы, фотоальбомы и другие виды, где большую часть объема занимает изображение, а не текст. В альбомах, как правило, встречается пояснительный текст. В фотоальбомах - репродукции фотоизображений, которые специально сделали для данного издания. В художественных альбомах содержаться репродукции картин произведения искусства известных мастеров или авторские работы, печатающиеся впервые.

Помимо названных отличительных признаков, выделяют несколько основных видов подарочных изданий. Они могут быть эксклюзивными, юбилейными, заказными, раритетными, произведениями искусства. В каждой из групп есть свои отличительные признаки и качества, которые прослеживаются в целом во всем издании. Поговорим подробнее.

Эксклюзивные (элитные) подарочные издания - издания, призванные быть запоминающимися и яркими. Зачастую они узкоспециализированные и познавательны по своей тематике. К оформлению таких книг подходят ответственно, особенно к переплету. Он может быть сделан из натуральной кожи, из дерева, из ткани, авторским, и даже медным. Украшен полудрагоценными камнями или выбитой символикой. Над каждой такой книгой работают несколько мастеров по переплету. Цена, как правило, изданий высока, потому что все элементы дизайна из этого раздела изготовлены вручную. К примеру, в ассортименте специализированного издательства «Книжный Петербург» мы находим такие книги (см. Приложение В). Оно имеет свое представительство и в Краснодарском крае в городе Краснодаре.

Юбилейные подарочные издания - издания, посвященные определенной дате, событию. В них содержаться различная информация о событии, данные, известные широкому кругу лиц, или же наоборот, впервые опубликованные, качественные иллюстрации. Так, например, издательство СЛОВО/SLOVO выпустило альбом «Эрмитаж 250 лет. Искусство 1:1» (см. Приложение Г). В нем читатель может увидеть шедевры из собрания в реальном размере и максимальном приближении, вплоть до отдельных мазков, иначе говоря, потрогать картину «глазами». Естественно, что и полиграфическое исполнение для альбома на высочайшем уровне, благодаря цифровым технологиям. Создатели заявляют, что это новый тип альбома по искусству, отсюда и такая стоимость одного экземпляра - 351000 руб. Конечно, существуют юбилейные подарочные издания, цена которых намного меньше, при этом на качество это не влияет. Так, в петербуржском издательстве «Альфарет» мы увидим ряд книг, посвященных историческим личностям и др.

Раритетные (антикварные, редкие, букинистические) подарочные издания - уникальные по своей значимости, редкие, сохранившиеся в библиотеках, частных библиотеках, фондах. Это книги научного или художественного содержания, представляют большой интерес для изучения истории памятников книжной культуры. На сегодняшний день раритетные подарочные издания могут воспроизводить с печатного оригинала без повторения набора (репринтное подарочное издание). Издательство «Престиж-бук» качественно переиздает редкие раритетные книги в жанре приключений и научной фантастики, серия так и называется «Ретро библиотека приключений и научной фантастики» (см. Приложение Д).

Заказное подарочное издание - издание, которое выпускается по заказу организации, предприятия, учреждения, индивидуального лица, оплачивающего расходы на подготовку и производство книги и заботящегося о распространении его тиража. Здесь отображаю то, что просит заказчик. Так, издательство «Снег», расположенное в городе Пятигорске, имеющее представительство в городе Ставрополь и распространяющее свои издания в девятнадцати книжных магазинах по Ставропольскому и Краснодарскому краях, в своем ассортименте книги по истории и культуре Северного Кавказа предлагает услуги по верстке и художественному оформлению заказных изданий на материалах заказчика. Издательство заявляет, что при создании макетов закладывает новейшие материалы и инновационные технологии: выборочную глянцевую или фактурную лакировки, лаки с добавлением глиттеров, блинтовое «слепое» тиснение и тиснение фольгой и прочее (см. Приложение Е).

Еще одна группа подарочных изданий - книги, которые посвящены произведениям искусства. Архитектура, живопись, скульптура или другая тематическая подборка, соответствующая концепции произведения. Книги ориентированы на широкий круг читателей - от любителей искусства до профессионалов своего дела. Они популярны и находятся в репертуаре у многих издательств.

Существуют не только определенные группы подарочных изданий, но и критерии к ним. Критерий содержательности - логичность текста, его элементов. Художественно-графический критерий - оформлений книг, соответствие иллюстраций задумки произведения. Полиграфический критерий - качество полиграфического исполнения определяет качество издания. Включает процессы, используемые для изготовления тиража <#"881372.files/image001.jpg">

Приложение Б

«Божественная комедия» Данте Алигьери. Книга принадлежит издательству М. О. Вольфа, выпущена в 1874-1879 годах в трех роскошно оформленных томах



Приложение В

«Полный Иллюстрированный Свод
Московской Фразеологии». Книга принадлежит издательству «Книжный Петербург». Эксклюзивный переплет, стилизованный под одежду XVII века. Цена - 42000 руб.

«Санкт-Петербург. История города». Книга принадлежит издательству «Книжный Петербург». Уникальный переплет, изготовленный из ценных пород дерева с резьбой и гобеленовыми форзацами, в футляре из кожи и гобелена. Собран вручную переплетчиками высочайшей квалификации.

Цена - 29500 руб.




Приложение Г

Юбилейные подарочные издания (альбом) «Эрмитаж 250 лет. Искусство 1:1». Книга принадлежит издательству СЛОВО/SLOVO.

Цена одного экземпляра - 351 000 руб.


Приложение Д

Раритетное подарочное издание Ретро библиотека приключений и научной фантастики». Книга принадлежит издательству «Престиж-бук»


Приложение Е

Заказное подарочное издание «Первые фотографы Кавказа». Книга принадлежит издательству «Снег». Формат 238 х 294. Цена - 2500 руб.



Приложение Ж

Подарочное издание В. Гюго «Отверженные». Книга принадлежит издательству «Пан Пресс». Формат 210 х 290 мм.

Цена - 7000-9000 руб.




Приложение И

Подарочное издание «Правила вежливости и светского этикета». Книга принадлежит издательству «Белый город».

Формат 330 х 250 мм. Цена - 2044 руб.




Приложение К




Приложение Л

Подарочное издание «Модерн в России». Книга принадлежит издательству «Арт-родник». Формат 341 х 248 мм.

Цена - 3770 руб.




Приложение М

Подарочное издание «Pfeiffer Brooks: Frank Lloyd Wright. 1885-1916. The Complete Works» («Пфайффер Брукс : Фрэнк Ллойд Райт. 1885-1916 гг. Полное собрание сочинений»). Книга принадлежит издательству «Taschen». Формат 360 х 440 мм. Цена - 15822 руб.





Приложение Н

Выходные сведения и аннотация подарочного издания по искусству «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию

Павла Андреевича Федотова»



Приложение П

Алфавитный указатель произведений подарочного издания по искусству «Корифей русского бытового жанра. К 200-летию

Павла Андреевича Федотова»

Похожие работы на - Разработка концепции подарочного издания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!