Этика социальной работы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Этика, эстетика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,07 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Этика социальной работы

Содержание:

Введение

. Этика: понятие, сущность, содержание, структура

. Основные категории и понятия этики и профессиональной этики

. Этика социальной работы: соотношение теоретического и прикладного знаний

. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника

Заключение

Список литературы

Введение

Социальная работа - это такой вид профессиональной деятельности, в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем во многих других профессиях. Отчасти это обусловленотем, что непосредственным объектом профессионального воздействия социального работника является человек. Принадлежность к профессии, от которой в определённых условиях может зависеть судьба клиента, предъявляет повышенные моральные требования к профессионализму социального работника. Поэтому профессионализм - это не только владение общекультурными и профессиональными знаниями, опытом, но и способность оценивать свои действия в моральном плане.

Важную роль в развитии профессиональных качеств социального работника играет его моральный облик, личная привлекательность в общении с другими людьми, наличие необходимых психологических черт характера.

Профессиональная мораль становится действенной основой поведения социального работника не сама по себе и не наряду с психологическими мотивами, личностными качествами, а всегда преломляясь через них.

Профессионально-нравственные проблемы возникают у социального работника во всех сферах его деятельности. Поэтому теоретическое осмысление профессионально-этических основ социальной работы в учебном процессе должно способствовать развитию умений у будущих специалистов не только разрешать нравственные проблемы, но и предотвращать возможность их возникновения.

Реализация моральных принципов в деятельности социальных работников нередко затруднена объективными обстоятельствами, по причине которых социальный работник не всегда может не допустить возникновение нравственных конфликтов. Социальному работнику приходится подчас реализовывать моральные ценности в сложных, необычных условиях. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что нормы профессиональной морали являются одним из видов знания, которым социальный работник должен овладеть.

1. Этика: понятие, сущность, содержание, структура

Этика - одна из древнейших философских наук. Ее название происходит от древнегреческого ethos - этос, ethikos - этический. Наиболее архаичное значение этого термина - привычное место проживания живых существ: жилище человека, логово зверя, гнездо птицы. Однако со временем термин «этос» стал обозначать устойчивую природу какого-либо явления. В социальном смысле «этос» - это устойчивая основа поведения человека: обычай, которому должно следовать, а также характер, нрав самого человека. Термин «этика» известен с IV в. до н. э. Этимологический анализ показывает: он происходит от древнегреческого слова ethos, что означало обычай, темперамент, характер. По некоторым данным еще Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) образовал от него прилагательное ethicos - этический и выделил два типа добродетелей: этических и дианоэтических (интеллектуальных). К этическим добродетелям Аристотель отнес такие положительные качества характера личности, как мужество, справедливость, умеренность, щедрость и др.

Для названия особой области знания, изучающей человеческие добродетели, он применил термин «этика. Определяя название науки, Аристотель исходил из того, что этические добродетели являются особым классом человеческих качеств, отличающихся от свойств ума и природных аффектов. С античных времен этика считалась практической наукой, по- скольку была призвана выявить, описать и объяснить особенности общественной морали и сообщить личности знание о добре и зле, идеале, должном, моральных принципах, смысле жизни и назначении человека и др. и обеспечить таким образом регуляцию его поведения. Однако впоследствии в предметное поле этики были включены теоретические вопросы. В число ее задач вошли не только описание и объяснение морали, но и изучение вопросов происхождения и природы самой морали, обоснование идеальной модели морали. Однако нельзя сказать, что возникновение этики как науки связано с теоретическим интересом ученых (философов). Этика порождена самой моралью как фактом общественного бытия и необходимостью изучения и объяснения этого факта. История этики дает возможность выделить множество этических учений. Это, однако, не дает оснований считать какое-то одно из них верным, а остальные - неправильными. Дело в том, что этика изучает мораль, описывает и объясняет ее, а мораль от общества к обществу, от эпохи к эпохе меняется в связи с изменениями в условиях жизнедеятельности людей.

В настоящее время этика - одна из философских наук, это наука о морали, ее бытии, развитии и роли в обществе. Она имеет все присущие науке черты: универсальность, индивидуальность, систематичность, общезначимость, незавершенность, преемственность, критичность, достоверность, рациональность, иррациональность и другие. Теоретические и эмпирические исследования в области этики осуществляются и в настоящее время.

Как наука этика включает в себя разделы:

− теоретико-методологический, в рамках которого происходит разработка категорий и понятий этики, уточнение объекта и предмета, функций этики;

− историю этики, предполагающую изучение, сравнение и оценку различных этических учений;

− этическую аксиологию - учение об этических ценностях и идеалах;

− нормативную этику - раздел этики, в котором систематизируются, обосновываются, иерархизируются и объясняются принципы, нормы, правила и т. п.;

− деонтологию - учение о долге и должном поведении;

− аретологию - «учение о добродетелях», т. е. устойчивых позитивных качествах личности.

Как правило, в рамках этики как науки рассматриваются также вопросы возможной кодификации этической системы и формулируется прогноз развития общественных отношений на основе тенденций изменений в общественной морали. Сущность этики как науки раскрывается через выполняемые ею функции, среди которых:

− гносеологическая, связанная с необходимостью изучения феноменов добра, зла, блага, смысла жизни, долга и ответственности, механизмов их воздействия на общественное и индивидуальное сознание и бытие;

− онтологическая, заключающаяся в выявлении и обосновании места и роли морали в бытии человека и общества, формировании и развитии общественных отношений;

− методологическая, в соответствии с которой этика может выступать в качестве методологии познания мотивов и других элементов поведения личности или группы, а также разработки этических кодексов;

− социальная, представляющая собой выявление и обоснование общих интересов личности и общества как основы морально значимых и объективно необходимых поступков, действий, отношений;

− мировоззренческая, заключающаяся в формирующем воздействии на индивидуальное и общественное сознание;

− аксиологическая, включающая в себя оценку деятельности, поступков, действий, отношений и выработку ценностного отношения к ним;

− когнитивная, предполагающая содействие овладению профессиональным опытом, формированию единой направленности мыслей, воли и чувств членов общества, социальной или профессиональной группы;

− праксеологическая, включающая в себя обеспечение социально значимых поступков, отношений и действий личности и содействие разрешению этических конфликтов, возникающих вследствие ситуативных противоречий между долженствованием различного уровня;

− адаптивно-корреляционная, заключающаяся в воздействии на моральное сознание личности и приведении его в соответствие с этическими принципами, принятыми в обществе, социальной или профессиональной группе;

− прогностическая, заключающаяся в выдвижении, обосновании и доказательстве гипотез об общих тенденциях развития человека и общества, профессии в связи с феноменом морали; и другие.

Функции этики диалектически взаимосвязаны; каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. В совокупности все они призваны осуществлять воздействие на сознание личности или группы с целью обеспечения формирования как образцов профессионально позитивного поведения, так и соответствующих структур морального сознания личности и форм ее реального поведения, и таким образом оказывать влияние на общественное и индивидуальное бытие и развитие.

Этическая система - это система элементов регуляции поведения, входящих в мораль (идеалов и ценностей, принципов и норм, идей о долженствовании и ответственности, требований к качествам личности).

. Основные категории и понятия этики и профессиональной этики

Категории этики - это основные, родовые понятия этики как науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Они представляют собой формальный аппарат этической теории. Вместе с тем категории и понятия этики выступают как спонтанно формирующиеся элементы общественного и индивидуального морального сознания. Основными категориями и понятиями этики являются добро, зло, благо, мораль, нравственность, нравы.

Добро - категория этики, объединяющая все, имеющее поло- жительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного. Из определения можно видеть, что в отсутствие субъекта, способного оценить некий объект с точки зрения своих нравственных представлений, эта категория утрачивает всякий смысл. Иначе говоря, объект, являющийся добром «вообще», не существует.

Добро - нормативно-оценочная категория морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающая должное и нравственно-положительное, благо. Категория «добро» обозначает совокупность положительно оцениваемых обществом, группой или от- дельными индивидами условий жизни, общественных явлений и процессов, а также нравственных действий, принципов и норм по- ведения. С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель - устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность.

Зло - категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств субъекта. В качестве морального зла обычно выступает поступок человека, совершенный им по собственной воле,

Зло - категория, обозначающая отрицательные явления в общественной и личной жизни человека, составляющие предмет нравственного осуждения и порицания. Зло - нормативно-оценочная категория морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающая нравственно отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности. Порок - понятие, связанное со злом и противоположное добродетели. Добро и зло - понятия одновременно ценностные и оценочные, с их помощью человек характеризует явления, события, моральные качества, поступки и т. д.

Как любые оценочные понятия, добро и зло несут в себе элемент субъективности, личных пристрастий, эмоциональности, поэтому то, что для одного человека объективно вы- ступает в виде добра, для другого является (или кажется) злом. Добро и зло относительны, представления о них в обществе существенно зависят от конкретно-исторических условий.

Благо - этическая категория, обозначающая совокупность материальных и духовных условий общественного бытия, без наличия которых невозможно удовлетворение потребностей общества и индивидов. Данная категория применяется для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Представления о благе формируются в общественном и индивидуальном сознании в процессе жизнедеятельности людей на основе отношения к окружающему миру и его объектам. Основой для представления об объекте (предмете, явлении, процессе) как благе становится его оценка с точки зрения удовлетворения положительных потребностей человека и общества.

Благо рассматривается как социально-экономическая, политическая и т.п. категория. Различают материальные и духовные блага, утилитарные и эстетические и т. д. Одной из разновидностей духовного блага является добро. Мораль - от лат. mos, morеs - нрав, нравы, характер, темперамент; moralis - нравственный, моральный. Термин был введен Цицероном как наиболее точно соответствующий понятию этического, введенного Аристотелем. Моральная философия, по Цицерону, охватывала ту же область знания, что и этика Аристотеля. В настоящее время под моралью понимают форму общественного сознания, отражающую идеальные представления о нормах поведения, отношений и деятельности, обеспечивающих возмож- ность общественных отношений, а также сам вид общественных отношений, характеризующихся нацеленностью на признание самоценности личности и последовательную гуманизацию общества.

Мораль - один из способов нормативного регулирования поведения человека в обществе и вид отношений в обществе. Она не возникает внезапно и не разрабатывается кем- либо, но вырабатывается в процессе общественной практики. Мораль включает в себя нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, устанавливая границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и аномией, милосердием и жестокосердием (жестокостью) и т.п. Наиболее важными факторами формирования морали является социальность и альтруизм человека, его способность к сопереживанию (эмпатия), хотя выполнение требований морали возможно и из чисто эгоистических побуждений (например, личность ожидает по- лучить некоторую выгоду от морального поведения).

Мораль выполняет социальные функции, среди которых главное место занимают:

− защитная, заключающаяся в защите от разрушения, сохранении системы, ее породившей, и того, чьей подсистемой она является; − регуляторная, заключающаяся в регулировании поведения личности на основе морального выбора;

− ценностно-ориентационная, которая становится значимым фактором формирования ценностных ориентаций личности;

− социализирующая, заключающаяся в приобщении личности к нормам и ценностям общества или группы;

− личностного самоопределения, основное содержание которой - быть основой морального выбора и участвовать в формировании индивидуальной морали личности.

Нравственность - понятие, рассматриваемое зачастую как синоним морали . Длительное время русское «нравственность» рассматривалось как наиболее адекватный перевод с латинского языка термина «мораль». Однако в истории и теории этики понятия морали и нравственности трактуются различно. В современной отечественной этической науке мораль рассматривается как форма общественного сознания, в то время как нравственность представляется областью практических поступков, отношений и действий, обычаев, нравов. Мораль и нравственность могут равно служить оценочными системами, однако моральная оценка, как правило, экстериоральна, т. е. оценивание происходит извне, путем сравнения поступка с моральными принципами и ценностями общества или группы. Нравственная оценка интериоральна, т. е. оценивание поступка происходит путем его сравнения с внутренними, собственными принципами и ценностями личности.

Поэтому нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные моральные принципы и ценности. Нравы - относительно устойчивые способы поведения, пре- обладающие в конкретном обществе или социальной группе и вос- принимаемые как правильные и обязательные.

. Этика социальной работы: соотношение теоретического и прикладного знаний

Этика социальной работы представляет собой науку о профессиональных идеалах и ценностях, этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность профессии и регулирующих взаимоотношения между социальными работниками и клиентами, между социальными работниками внутри профессии, между социальными работниками и обществом.

Поскольку сфера профессиональной деятельности социального работника очень широка (организатор социальной защиты населения, экономист социальной службы, юрист социальной службы, медико-социальный работник, специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, психолог социальной службы, социальный педагог социальной службы и т. д.), то его нравственная позиция и должностная инструкция находятся в постоянном взаимовлиянии.

Нравственная позиция социального работника предваряет само действие, определяя его моральный выбор. Что такое моральный выбор? Когда он возможен? Моральный выбор существует в том случае, если имеется несколько вариантов действий. Их наличие затрудняет осуществление морального выбора, делая значимым для социального работника знание профессионально-этических требований, предъявляемых к профессии. Не всегда можно оценить моральную значимость данных действий социального работника для клиента, других людей, выявить отдалённые последствия этого действия. Поэтому важным фактором морального выбора являются нравственные качества социального работника. Этика социальной работы призвана играть важную роль в воспитании и совершенствовании личности социального работника, формируя у неё морально одобряемые мотивы профессиональной деятельности. Изучение этики социальной работы также должно способствовать развитию качеств личности, позволяющих оценивать профессиональные цели, задачи, используемые в их достижении средства, а также сами действия и их результаты с точки зрения соответствия их моральным принципам. действия, имеющего отрицательную нравственную значимость) должен учитывать реализацию следующих факторов.

Прежде всего, необходимо выявить определяющий мотив этого действия. Однако иногда случается, что благовидный мотив может привести к неблаговидным результатам. Поэтому не менее важно увидеть результат последствия действия: принесло ли это действие благо другим людям. Дать оценку совершённому действию, т.е. оценить средства, которые человек использовал при достижении определённой цели. Как видим, оценка моральности поведения личности не должна быть поспешной.

Функции профессиональной морали

Каковы же задачи профессиональной этики в отношении своего предмета? Исходя из того, что этика социальной работы является наукой о профессиональной морали, то её значение в отношении своего предмета будет заключаться в том, чтобы описать профессиональную мораль, объяснить мораль и учить морали. Всё это находит выражение в следующих функциях профессиональной морали:

) Регулятивная функция

Профессиональная этика, начиная с исторически первых этических учений, носила характер практических нравоучений. В более поздних профессионально-этических учениях формировались всеобщие принципы и нормы морали. Этика социальной работы, находясь на этапе своего становления, непросто отображает проблемные области, в которых профессионально этические вопросы акцентируются более напряжённо. Этика социальной работы формирует нормы нравственно должного.

В самом общем виде профессионально-этическая норма выступает как требование, которое должно быть выполнено. Эти нормы являются регулятором профессиональных отношений в форме нравственных предписаний: «не поступай так, ибо это зло» (несправедливость, жестокость, подлость и т.п.), «поступай так, ибо это добро» (благо, справедливо и т. п.).

Как видим, профессионально-этические нормы могут быть выражены либо в виде запрета, либо в виде указания. Однако во всех случаях для норм характерна императивность (повелительность).

Итак, нормами (правилами, требованиями) морали служат такие предписания, которые регулируют какие-либо стороны профессиональной деятельности социального работника, благодаря которым в нём проявляется общественное начало: «заботься о клиентах», «будь милосердным», «будь справедливым», «выполняй честно свой профессиональный долг» и т. п. Благодаря профессионально-этическим знаниям осуществляется профессионально-значимая регуляция помыслов и действий социального работника.

Нормы морали требуют от него определённого поведения, выражают объективную общественную целесообразность нравственных взаимоотношений в профессии. Профессионально-этическая норма как бы отталкивается от сущего (люди несовершенны), и является формой долженствования, идеальной моделью профессиональных взаимоотношений. Они выступают нравственными ориентирами социального работника. Выражая потребности человеческого общения, моральные нормы требуют от него поступать так, чтобы делать возможным человеческое общение.

Простота нравственных норм, их самоочевидность, казалось бы, должна способствовать их реализации в поведении людей. Однако, как свидетельствует история человечества, люди далеко не всегда следуют моральным нормам.

) Оценочная функция

Оценка профессиональных действий основывается на их соответствии

профессионально-этическим нормам. Моральная оценка позволяет охарактеризовать умения социального работника к профессиональному общению с клиентами, коллегами. Моральная оценка профессиональной деятельности может осуществляться в различных формах: одобрения, порицания, согласия, неприятия и т. д. Однако эти оценки могут стать основанием для административных действий по отношению к социальному работнику. Оценивая моральные качества специалиста, прибегают к такого рода характеристикам: справедливый, несправедливый, честный, нечестный, трудолюбивый, скромный и т. д.

Когда говорят о специалисте социальной работы, что он добрый, справедливый, порядочный, милосердный, то имеют в виду, что эти свойства обнаруживаются у него только в отношениях с другими людьми. Эти оценки не могут социальным работником восприниматься с безразличием, наоборот, они придают силы, способствуют более эффективной его работе. Как видим, хотя гармоничные отношения человека с другими людьми в профессии поддерживаются с помощью многих социальных институтов (права и др.), можно утверждать, что морали отводится в этом процессе ведущая роль.

Это означает, что способность человека жить среди других людей и является в человеке собственно человеческим. Мораль является безусловной человеческой ценностью.

) Воспитательная функция

Этика не только описывает мораль, позволяя на этой основе оценивать поступки людей. Этика также призвана выполнять воспитательную функцию. Профессиональная мораль, выступая обобщением практики социальной работы, призвана реализовывать себя благодаря нравственному воспитанию будущих молодых специалистов. Многие люди во все времена осознавали для себя со всей определённостью, что социальная установка должна стать организующим фактором их жизни. И если выбор профессии социального работника совпадает с таким мироощущением, такой внутренней установкой, то можно констатировать, что профессия для этого человека является и призванием.

Однако не нужно преувеличивать роль личностных качеств, с которыми вчерашние школьники приходят в вуз для получения профессии «социальная работа». Вся система подготовки специалистов по социальной работе основывается на вере в человеческую способность к изменению, росту и улучшению. В этой связи одной из функций этики социальной работы является задача воспитания личности социального работника.

Нравственное воспитание является сложным процессом. Эта сложность обусловлена многими факторами объективного порядка (социально-экономические отношения, политическая ситуация, уровень культуры общества), а также и субъективными качествами воспитателей и тех, кого они воспитывают (личные склонности, убеждения и пр.). Нравственное воспитание является полем деятельности многих дисциплин: педагогики, психологии, эстетики и др. Но в этом процессе особая роль отводится морали, которая занимается выработкой стратегии нравственного воспитания.

. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника

Социальная работа предъявляет повышенные требования к личностным качествам социального работника. Профессиональная деятельность социального работника многопланова. Существуют следующие направления его деятельности:

) социальный работник изучает личностные особенности своих клиентов, условия, в которых они живут. Это позволяет осуществить так называемый "социальный диагноз";

) социальный работник прогнозирует поведение клиентов, события, которые могут произойти;

) социальный работник проводит мероприятия различной направленности (психологические, юридические и пр.) с тем, чтобы клиенты могли избежать нежелательных социальных, психологических и др. проблем;

) социальный работник оказывает различного рода консультирования, способствует социальной адаптации и реабилитации клиентов;

) социальный работник, выявляя интересы клиентов в различных видах деятельности, оказывает им психолого-педагогическую и организационную помощь в реализации их интересов;

) социальный работник способствует оказанию материальной помощи различным категориям клиентов;

) социальный работник участвует в организации служб социальной защиты населения, привлекая к этому различные учреждения и организации.

В соответствии с направлениями деятельности к социальному работнику предъявляются особые требования со стороны профессии. Они находят выражение, в так называемой профессиограмме социального работника.

Под профессиограммой социального работника понимают совокупность психологических, социокультурных, нравственных качеств, профессиональных знаний и умений, характеризующих его как специалиста своего дела.

Требования к социальному работнику:

быть профессионально подготовленным;

быть эрудированным человеком в области культуры, политики, экономического и социального развития общества;

уметь предвидеть последствия своих действий, твёрдо проводить в жизнь ценности своей профессии;

иметь навыки коммуникативного общения, например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми;

иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента;

уметь принимать решение в трудных ситуациях;

обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания.

Перечисленные выше требования, предъявляемые к социальному работнику, указывают на значимость в профессиональной деятельности его личностных качеств. Личность обладает разноплановыми психологическими, социально-психологическими, религиозными, эстетическими, нравственными и другими духовными качествами, и каждая из перечисленных групп качеств может рассматриваться как основание для построения относительно самостоятельной типологии личности.

В этом смысле можно говорить о моральном типе личности и попытаться выявить профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

На основе моральных оценок личностей подразделяют на добрых и злых, милосердных и жестоких, честных и лживых, ответственных и безответственных, совестливых и бессовестных, принципиальных и беспринципных и т. д.

Безусловно, эти противопоставления бывают полезными не только в повседневном общении, но имеют значение для первоначального и самого поверхностного подхода к определению необходимых нравственных качеств социальных работников. В виду особенностей этой "помогающей" профессии, её гуманистической сущности, только качества, имеющие положительную значимость (добрый, милосердный, честный, ответственный и пр.) могут не противоречить системе ценностей социальной работы.

Всё это позволяет утверждать, что не каждый человек пригоден для социальной работы. Это необходимо учитывать при выборе профессии социального работника. Изучение профессиональной ориентации молодёжи свидетельствует о том, что выбор профессии социального работника диктуется часто соображениями, не связанными с моральными критериями. На профессиональный выбор могут оказывать влияние и случайные факторы, обусловленные, например, делением профессий на "важные" и "не важные", "перспективные" и "не перспективные" в массовом сознании. Это, безусловно, имеет негативное значение, так как в профессию могут приходить люди, не имеющие соответствующих для данного вида деятельности нравственных качеств.

Несмотря на их важность, не все нравственные качества равноценны для того, чтобы считать их личностно-образующими для социального работника.

Поэтому моральная типология личности, построенная на противопоставлении "положительные-отрицательные" качества с точки зрения моральной оценки является недостаточной. Как определить специфические нравственные качества, необходимые для социальной работы. Среди важных личностных качеств социальных работников выделяет следующие моральные качества:

гуманистическая направленность личности;

личная и социальная ответственность;

доброта и справедливость;

чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

готовность понять других и прийти к ним на помощь.

Представляется интересной позиция связывать нравственное поведение социального работника с "нравственными и душевными" качествами его личности. Это такие качества, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию, творческое мышление.

Безусловно, некоторые из этих качеств не являются моральными. Они в своей совокупности характеризуют требования к духовному развитию личности, вытекающие из особенностей профессии социального работника. Однако необходимо учитывать, что нравственное развитие человека сопряжено с некоторыми психофизиологическими процессами, происходящими в нём.

Биологические и нравственные факторы развития личности взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи. Так, внимание, как как психический процесс, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость и др.), психические состояния (апатия, стресс, депрессия и др.) могут либо облегчать, либо затруднять реализацию нравственной программы поведения.

Широко известны случаи, когда моральные поступки осуществлялись

только усилиями воли. Моральное сознание, в свою очередь, определяет направленность воли, являясь мощным фактором саморегуляции (самовоспитания) человека. Наличие прямой и обратной связи характерно не только для психофизического и нравственного развития личности. Аналогичная связь существует между интеллектуальным и нравственным развитием человека.

Интеллектуальное развитие человека не тождественно нравственному, однако моральные качества личности формируются, благодаря усвоению ею моральных ценностей.

профессиональный этика социальный работа

Заключение

Область этического знания имеет два аспекта: теоретический и прикладной. Этика социальной работы может быть понята как прикладная этика, являющаяся практическим воплощением норм морали в деятельности социальных работников. В этике социальной работы как прикладной области знания содержатся общие нормы моральных отношений, так называемой нормативной этики. Нормативная (теоретическая) этика или этика в строгом смысле этого слова (фундаментальная этическая теория) является своего рода сущностью и прикладной этики.

В этом смысле этика социальной работы - это конкретизация общечеловеческих нравственных принципов к условиям деятельности социального работника. Как прикладная область этического знания этика социальной работы изучает специфическое проявление добра, справедливости, совести, чести, долга, ответственности и др. нравственных принципов в социальной работе. Здесь речь идёт о высших нравственных ценностях и принципах, которые обусловливают высокопрофессиональную деятельность социального работника.

Хотя этика социальной работы не «вырабатывает» сами принципы, она является важной ступенью в развитии этического знания, так как повышает практическую эффективность принципов нормативной этики. Этика социальной работы не только «применяет» известные принципы морали к специфическим видам деятельности социальных работников, но и формулирует дополнительные требования к выполнению служебного долга, исходя из особенностей направлений деятельности социального работника (работа с проблемой клиента, с другими службами, учреждениями и организациями).

Список литературы

1. Медведева Г. П. Этика социальной работы. - М., 1999.

. Бербешкина З. А. Этика социального работника // Теория и практика

социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М., 1993.

. Медведева Г. П. Этические основы социальной работы. - М., 2012.

. Зеленкова И. Л. Основы этики. Минск, 1998.

. Склярова Т. В. Этические ценности социальной работы // Социальная

работа: методология, теория, технологии. Учеб. пос. в 2-х частях. Ч.1 - Сара-

тов: Изд-во ПМУЦ, 1998.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!