Марксистское экономическое учение

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,87 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Марксистское экономическое учение

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Учетно-финансовый факультет

Кафедра экономической теории







Курсовая работа

На тему: Марксистское экономическое учение


Выполнил:

Студент 1 курса УФФ

группы УФ-1407

Перепелицын Г.В.

Руководитель: доцент

Строганова М.Д.



Краснодар 2015

Содержание

Введение

.Содержание экономической теории Карла Маркса

.1Основные идеи общей концепции Маркса

1.2Трудовая теория ценности

2.Влияние экономической мысли Карла Маркса для развития человеческого общества

.1Теория капитала и прибавочной стоимости

2.2Формы эксплуатации труда

.3Теория ренты Маркса в сравнении с рикардианской теорией ренты

3.Воплощение в жизнь теории Карла Маркса

.1Экономическая теория К. Маркса и революционные преобразования

3.2Экономическая теория К. Маркса и современность

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, основанное в 19 веке Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Опираясь на принципы немецкой классической философии, представленных в лице Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Людвига Фейербаха, английской политэкономии Адама Смита и Давида Рикардо, а также французского утопического социализма Анри Сен-Симона и Шарля Фурье, Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме.

Марксистское учение рассматривает общество как систему, части которого состоят из производительных сил определяющих производственные отношения и формы собственности, которые в свою очередь обусловливают все сферы жизнедеятельности человека в социуме: классовую структуру общества, политику государства, право, мораль и т.д. Единение и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию. Их развитие и смена составляют процесс поступательного непрекращающегося движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, а ее высшее выражение - социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, создающая мощные стимулы развития общества, но постепенно превращающаяся в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму. Свержение капиталистического уклада хозяйственной деятельности и установление в обозримом будущем совершенного общества, завершающего предысторию человечества и открывающую принципиально новую эпоху становления человеческого общества, мобилизуя при этом все имеющиеся в его распоряжении ресурсы - есть цель марксистского учения.

Стоит отметить, что основы идей, на которых зиждется коммунистическое общество, были впервые сформированы еще в работах «Государство» и «Законы» философом Платоном. Основным качеством совершенного общества и идеального государства, по мнению древнегреческого ученого, - это всеобщая социальная справедливость. Эти идеи были популярны также в Афинах в 4 веке до нашей эры, о чем свидетельствуют известные строки поэмы Аристофана «Законодательницы»:

Утверждаю: все сделаться общим должно и во всем пусть участвует каждый. Мы общественной сделаем землю, Всю для всех, все плоды, что растут на земле, все чем собственник каждый владеет.

Ранние мысли о социализме, представленные еще в древнем мире, были вынуждены долго зреть в сердцах людей. Тысячелетия ушли на осознание всей глубины и истинности этих идей. Но пробил час и честные, преданные принципам свободы и справедливости, люди взялись за решение этой нелегкой задачи. Воплощение в жизнь концепции социализма для них стала смыслом жизни, судьбоносным ориентиром. Один из таких людей был немецкий экономист Карл Маркс.

Политическая экономия привлекала внимание Маркса, когда он нашел у Адама Смита набор идей, созвучных его собственному опыту и мировосприятию. Смит указывал на конфликтность интересов общественных классов, на уязвимость положения работников в их конфликте с владельцами капитала, на то, что капитал - это накопленный труд, а прибыль, то есть доход с капитала - вычет из продукта труда производительных работников. Тогда же молодой Маркс пришел к убеждению, что путь к избавлению от несправедливостей современного ему общества лежит через упразднение их общего основания - частной собственности. Однако к систематической работе в области политической экономии Маркс приступил уже в Лондоне, когда после поражения революции 1848 года он стремился осмыслить ее уроки, понять, почему не оправдались его ожидания близкой гибели капитализма. Решая эту задачу, Маркс опирался на теоретические заделы классической политической экономии: на идеи Адама Смита и Давида Рикардо, их предшественников, последователей и оппонентов.

В нашей стране идеи Карла Маркса нашли широкий отклик у думающей части общества в конце 19 века, послужив точкой отсчета в спорах об исторических судьбах России. С тех пор они стали частью интеллектуального богатства целого спектра российских политических движений: от либералов и социал-демократов до коммунистов и народников. Сложилась плеяда крупных мыслителей, строивших свои концепции целиком или в значительной степени на идеях Маркса. Среди них были такие разные люди, как Г.В. Плеханов и М.И Туган-Барановский, В.И. Ленин и П.Б. Струве, А.А. Богданов и Н.И. Бухарин.

Наша страна и в дальнейшем играла ключевую роль как в судьбе литературного наследия Маркса, так и в распространении марксизма в мире. В Москве готовились к печати первые издания предварительных рукописей «Капитала», послуживших одним из факторов новой волны интереса к Марксу в мире во второй половине 20 века. Здесь печатались и отсюда распространялись по всем континентам сочинения Маркса на десятках языков мира

Возможно, некоторые ошибочно полагают, что эти идеи изжили себя, утеряли актуальность и ушли в прошлое, будто бы идеи о социальной справедливости, свободе и равенстве были преданы забвению перед лицом всеразрушающей, беспощадной силы времени. С твердой решимостью могу заявить, что это не так, что образованному, небезразличному к судьбе отечества гражданину, будет важно знать принципы марксистского экономического учения. Для того чтобы осмыслить все происходящее в России необходимо проникнуться душой, окунуться с головой в дивный новый мир коммунизма. Сомнений нет, что честный, внимательный и любознательный гражданин воспримет это учение как истинно верное и убедится, что в цивилизованном развитии общественного устройства жизни народов коммунизму альтернативы нет

1. Содержание экономической теории Карла Маркса

.1Основные идеи общей концепции Карла Маркса

теория маркс капитал

Известный во всем мире немецкий экономист и философ Карл Маркс, разработав принципы коммунистического учения, привнес в общество девятнадцатого столетия идеи, которые коренным образом изменили историческую судьбу всего человечества. Принципиальная новизна марксизма в качестве экономического учения заключалась в направленности трактовки основного вопроса политической экономии: впервые в истории этой науки была создана теоретическая система, в которой «полюсы» основного противоречия поменялись местами. Все созданные до этого системы теоретико-экономического знания выступали как варианты «политической экономии собственников»; теперь же впервые на смену им пришла «политическая экономия труда», что означало переход к принципиально новому этапу развития мировой теоретико-экономической мысли

Сам Карл Маркс утверждал, что «… лучшее в его книгах это 1)теория двойственного характера труда и 2) исследование прибавочной стоимости независимо от ее особых форм: прибыли, процента, земельной ренты и т.д.». Эти теории как раз является первоосновой, базисом марксистского учения, предопределившее ход развития будущего человеческого общества.

Теория прибавочной стоимости выступает у Маркса как дальнейшее развитие теории стоимости, отражая реальное превращение стоимостей товара в капитал. Прежде там, где его предшественники видели лишь непосредственный и простой переход от стоимости к капиталу, Карл Маркс рассмотрел качественный скачок, позволяющий дать теоретическое объяснение процесса создания прибавочной стоимости и капиталистической эксплуатации

Стоит отметить, что еще задолго до Карла Маркса видные экономисты пытались понять суть и донести до всех простых обывателей природу стоимостей всех товаров. Одним из таких людей были Адам Смит. Он сделал значительный шаг вперед в разрешении этой нелегкой задачи, впервые разделив «потребительную стоимость» (ценность для потребителя) от «меновой стоимости» (ценность, регулирующая отношения при обмене). Адам Смит также выявил все положительные стороны применения общественного разделения труда и использования паровых машин, способствующих росту производительности труда. Он считал, что стоимость любого товара обуславливается не затратами труда конкретного человека, а средней продолжительностью продуктивного труда, необходимого для данного уровня развития общества. Также Адам Смит утверждал, что стоимость одинакового количества труда рабочего «во все времена и во всех местах» одинакова и поэтому именно труд составляет их цену, а деньги составляют лишь их номинальную стоимость. Трудовая теория стоимости Адама Смита противоречила наблюдениям из практики. Например, нередко цены не только временно отклоняются от теоретической стоимости, но и группируются вокруг некоего значения, которое явно отличается от стоимости

Последователь идей классической школы политической экономии Давид Рикардо в своих сочинениях и, особенно в главном из них - книге «Начало политической экономии и налогового обложения», ссылаясь главным образом на труды Адама Смита, раскрывает сущность теории стоимости. Однако с первых строк своей книги становится ясно, что Давид Рикардо безапелляционно отрицает теории своего кумира о двойственности оценки категории стоимости и настаивает на однофакторной оценке. Она была сформулирована следующим образом: « Стоимость товара или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот труд».

Есть в этом учении и некоторые спорные тезисы, вызывающие вопросы. Ответы на них способен дать только Карл Маркс. Во-первых, по Рикардо, труд является мерой стоимости. Значит, труд должен обмениваться на эквивалентное количество труда. Но живой труд при обмене на часть капитала (в форме зарплаты) имеет меньшую стоимость, чем этот же труд, овеществлённый в продукции. Заработная плата, стоимость определённого количества живого труда, всегда меньше, чем стоимость продукта, который произведён этим самым количеством живого труда или в котором этот труд выражается. В такой терминологии вопрос действительно неразрешим. Маркс дал следующий ответ. «Сам труд стоимости не имеет. Труд - это процесс, деятельность, при которой создаётся стоимость. Он так же не может иметь особой стоимости, как и сила тяжести не имеет собственного веса, в то время, как именно сила тяжести порождает вес всех предметов. Не труд покупается и продаётся как товар, а специфический товар - рабочая сила. Её стоимость равна труду, общественно необходимому для её производства и воспроизводства. Следовательно, купля и продажа рабочей силы на основе такой её стоимости отнюдь не противоречит закону стоимости».

Теория прибавочной стоимости Карла Маркса - пример решения одной из проблем рикардианской теории. При объяснении "естественной" цены труда важнейшие для классической политэкономии принципы: трудовой стоимости, с одной стороны, и эквивалентности обмена, - с другой, оказывающихся во взаимном противоречии. Если богатство создаётся трудом, а труд обменивается по эквивалентной цене, то откуда взяться доходу капиталиста? Маркс решает проблему, вводя новое понятие - "товар рабочая сила"¹. В отличие от классиков, которые полагали, что товаром выступает сам труд, Маркс утверждает, что рабочий продаёт не труд, а рабочую силу, то есть свою способность к труду. Как и всякий товар, рабочая сила, по мнению Маркса, имеет потребительную стоимость и стоимость. Стоимость этого товара соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а вот его потребительная стоимость для покупателя - капиталиста определяется способностью рабочей силы производить большую стоимость, чем составляет стоимость самой рабочей силы. Эта разница и образует, по Марксу, прибавочную стоимость - источник дохода капиталиста.

Маркс досконально изучил процесс создания прибавочной стоимости, которая в свою очередь формируется под воздействием труда рабочего. Иными словами именно класс рабочих, продавая свою труд, создает новую стоимость, которая больше, чем стоимость рабочей силы, то есть создает прибавочную стоимость. «Кража чужого рабочего времени, на котором зиждется современное богатство - подчеркивает Маркс,- представляется жалкой основой..., созданной самой крупной промышленностью»

Ответ кроется именно в формировании структуры рабочего времени: рабочий день делится на необходимое время (время, затраченное на воспроизводство рабочей силы) и прибавочное время (время в которое создается прибавочный продукт; его в странах с капиталистическим укладом хозяйственной деятельностью присваивают собственники средств производства). Таким образом, если рабочий нанят на 12 - часовой рабочий день, а произведенный им чистый продукт, соответствующий своей заработной плате, он создаёт за 8 часов, то его рабочее время делится на 8 часов необходимого и 4 часа прибавочного труда, то есть труда в пользу его нанимателя. Продукт, создаваемый за необходимое и прибавочное время - это, соответственно необходимый и прибавочный продукт, а стоимость последнего - прибавочная стоимость¹. Именно присвоение прибавочной стоимости капиталистом служит основой эксплуатации труда капиталистом

Такое устройство общественно - экономической жизни людей, как капитализм, зародилось в результате проведения промышленной революции. Повсеместное применение машинного труда, повлекло за собой поляризацию общества на малочисленную группу собственников средств производства - буржуазию, и большую часть людей, вынужденных продавать свой труд - пролетариат. Крупная промышленность, основанная на общественном разделении труда и применении паровых машин, создала условия, благодаря которым в короткое время стало возможным увеличение производственных мощностей. В результате такой легкости расширения производства, свободная конкуренция, являющаяся неотъемлемой чертой капитализма, в скором времени приняла чрезвычайно острый характер. Огромная масса средств было направлена в промышленность, что неминуемо привело к резкому увеличению совокупного предложения, и очень скоро было произведено товаров больше, чем могло бы быть потреблено. В результате произведенные товары невозможно было продать, что повлекло за собой остановку деятельности предприятий, дальнейшее их банкротство и увеличение безработицы. По истечении некоторого времени избыточные продукты продавались, фабрики вновь открывались и постепенно экономический рост достигал уровней, неслыханных ранее. Но ненадолго, ибо цикл перепроизводства, как неотъемлемое качество капиталистического уклада хозяйственной деятельности, неминуемо следовал за развитием экономики. Несомненно, такие кризисы имели повторяющийся характер, каждый раз вызывающий все большее бедствие и недовольство среди рабочих. Именно на почве этих негодований начинало произрастать «всеобщее революционное возбуждение и величайшая опасность для всего существующего строя»

Из этих регулярно повторяющихся кризисов следует, что конкуренция и ведение промышленного производства частными лицами «превратилась для промышленности в оковы, которые она должна разбить и разобьет». Крупная промышленность пока ведется на нынешних началах, не может существовать, не приводя к повторяющемуся всеобщему расстройству, а это всякий раз ставит под угрозу всю цивилизацию и не только бросает на дно нищеты пролетариев, но и разоряет многих буржуа. Следует ,что крупная промышленность и обусловленная ею возможность бесконечного расширения производства позволяют создать такой общественный строй, в котором всех необходимых для жизни предметов будет производиться так много, что каждый член общества будет в состоянии совершенно свободно развивать и применять все свои силы и способности. Таким образом, достаточно убедительно доказано, что все экономические бедствия, преследующие общество попятам, объясняются только общественным строем, и что существуют более чем достаточно средств и усилий для создания нового общественного строя, а именно «демократического строя с политическим господством пролетариата»

Однако, демократия, для пролетариата, как отмечает Маркс, была бы сущей бесполезностью, если не провести ряд широкомасштабных и глобальных реформ, посягающих на основу капитализма- частную собственность. Вот ряд последовательных реформ способствующих к переходу к социалистическому обществу:

.Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

.Высокий прогрессивный налог.

.Отмена права наследования.

.Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

.Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и исключительной монополией.

.Централизация всего транспорта в руках государства.

.Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.

.Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий.

.Соединение земледелия с промышленностью ,содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.

.Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством .

В ходе проведения этих реформ классовые различия исчезнут навсегда, и все производство консолидируется в руках ассоциации индивидов. Прежнее старое буржуазное общество с его противоборствующими классами уйдут в прошлое. «…Белым видением тает старого мира последний сон …».

На основе старого паразитирующего угнетающего мира, выстроится совершенное общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

.2Трудовая теория стоимости

Проблема стоимости товара является достаточно спорной и не однозначной. Об этом свидетельствует тот факт, что ее разработка, начатая во времена Аристотеля, продолжается и сейчас. Согласно теории трудовой стоимости, разработанной Давидом Рикардо, представителем классической школы политэкономии, и развитой Карлом Марксом, стоимость товара определяется количеством труда, воплощенного в нем, то есть имеет трудовую природу. Определением количества самого труда становится рабочее время, затраченное на производство товара. Чтобы избежать трудностей количественного измерения стоимости в ее трудовом восприятии, Карл Маркс должен был ввести понятие "абстрактный труд", "конкретный труд" и "общественно необходимые затраты труда».

Товар - это воплощенная полезность, продукт труда способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и произведенный для обмена. В стоимости товара, как отметил еще Адам Смит в своих трудах "Исследование о природе и причинах богатства народов», воплощены два свойства: 1) Потребительная стоимость - способность товара удовлетворять потребности людей, и 2) Меновая стоимость - способность товара в определенных количественных отношениях обмениваться на другие товары. Стоит отметить разницу между этими понятиями: потребительная стоимость не зависит от количества труда, затраченного на его производство, в отличие от меновой стоимости, на основе которой как раз и происходит обмен между участниками рынка. Именно в основе меновой стоимости лежат затраты общественно необходимого труда, которые содержатся во всех сравниваемых товарах и делает их соизмеримыми. Стоимость товара - есть общественный труд, воплощенный в товаре и обнаруживающийся при обмене. «Товары являются на свет в форме потребительных стоимостей или товарных тел, каковы железо, холст, пшеница и т.д. Это их доморощенная натуральная форма. Но товарами они становятся лишь в силу своего двойственного характера, лишь в силу того, что они одновременно и предметы потребления и носители стоимости»

Важно отметить, что два свойства товара обусловлены двойственным характером труда, воплощенном в товаре. Именно Карл Маркс ввел впервые в научный оборот такие термины как «конкретный» и «абстрактный труд». Конкретный труд - это каждый конкретный вид трудовой деятельности, качественно отличающийся от всех других видов. Этот вид труда формирует потребительскую стоимость и различается по целям, по характеру производственных операций, по средствам операций и по результатам. В свою очередь абстрактный труд - это совокупные затраты человеческой рабочей силы без конкретных социальных форм. Именно он создает меновую стоимость. Таким образом, стоимость - есть овеществленный в товарах абстрактный труд.

Недостаточно, однако, выразить специфический характер того труда из которого состоит стоимость товара ( а именно в холсте, как рассматривает Карл Маркс в своих сочинениях). «Человеческая рабочая сила, в текучем состоянии, или человеческий труд, образует стоимость, но сам труд не есть стоимость. Стоимостью он становится в застывшем состоянии, в предметной форме. Для того чтобы товар был выражен как сгусток человеческого труда, она должна быть выражена как особая «предметность», которая вещно отлична от самого товара и в то же время обща ему и другому товару»

Таким образом, можно с абсолютной уверенностью заявить, что главенствующим фактором в создании стоимости товара является человеческий труд. И величина стоимости товара определяется не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимым временем, - то есть тем временем, которое в среднем тратится на единицу товара. Важно отметить, что при определении общественно необходимого времени имеет значение не численность предприятий, ни количество рабочих, а количество затрат труда, которые осуществляются в течение общественно необходимого рабочего времени со средним знанием и интенсивностью труда, при средних условиях производства. То, что стоимость создается не индивидуальным, а общественно необходимым трудом, имеет большое значение в экономическом развитии общества. Если за одинаковые промежутки времени общественный труд создает равновеликие стоимости, то при росте выработки одна и та же величина стоимости приходится на большее количество товара. Соответственно, стоимость изделия уменьшается, товар становится дешевле. В результате развития науки и техники, улучшения организации труда производительность труда увеличивается, и при условии, что происходит это повышение, уменьшается стоимость единицы товара. Производительность труда является важнейшим показателем, который характеризует уровень развития национальной экономики.

В подтверждение марксистской экономической точки зрения выступали такие видные экономисты как Пол Энтони Самуэльсон, Джон Мейнард Кейнс и другие. Склоняясь к концепции субъективной ценности, Джон Кейнс, тем не менее, отмечал, что ему « близка… доктрина, в соответствии с которой все производится трудом», и рассматривал труд как « единственный фактор производства, действующий при наличии технологии, природных ресурсов, производственного оборудования и эффективного спроса». Поэтому Кейнс принял «единицу труда в качестве одного из измерителей экономических процессов. Путем математических расчетов Пол Самуэльсон в своем широко известном учебнике « Экономика» писал: « статистические расчеты показывают, что самым важным из факторов производства в известном смысле является труд. Всего 1% увеличения труда расширяет выпуск продукции в три раза больше чем 1% прироста капитала. Это в основном соответствует тому общеизвестному факту, что заработная плата составляет около 3/4 национального продукта, в то время как доля доходов от собственности равна 1/4 .»

Итак, одно из оснований марксистского учения является закон стоимости, который гласит, что все товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимого труда. Действует он на основе разницы между индивидуальной и общественной стоимости труда.

Труд является первоосновой всего, что окружает нас. Именно труд рабочего ценой грандиозных усилий строит будущее общества и неумолимо приближает людей семимильными шагами к всеобщему благоденствию, процветанию и благополучию. « Трудом своим чудеса творим»

2 Влияние экономической теории Карла Маркса на развития человеческого общества

.1Теория капитала и прибавочной стоимости

В экономической теории и предпринимательской практике, пожалуй, нет понятия, которое бы использовалось столь часто и одновременно столь неоднозначно. Существует большое количество точек зрения по поводу формулировки « капитала». Стоит выделить вещевую концепцию, которая определяет капитал как совокупность средств производства (то есть станки здания, машины, запасы сырья и так далее) и монетарную концепцию, где капитал рассматривается как денежная сумма, используемая в хозяйственных операциях с целью получения дохода. Сам же Карл Маркс видит капитал прежде всего как « самовозрастающуюся стоимость, приносящую прибавочную стоимость» и как «экономические отношение между классами капиталистов и рабочих, которые построены на эксплуатации наемного труда»

Исторически капитал везде противостоит земельной собственности сначала в форме денег, как денежное имущество, как купеческий и ростовщический капитал. Но нет надобности обращаться к истории возникновения капитала для того, чтобы убедиться, что деньги являются первой формой его проявления. История эта разыгрывается ежедневно на наших глазах. Каждый новый капитал при своем первом появлении на сцене, то есть на товарном рынке, рынке труда или денежном рынке, неизменно является в виде денег, - денег, которые путем определенных процессов должны превратиться в капитал.

Обратимся к всеобщей формуле капитала в форме товарного обращения Т-Д-Т, где деньги превращаются в товар и обращаются вновь в первородную форму, «продажа ради купли». Наравне с этой существует и другая, принципиально отличная от первой, формула Д-Т-Д1, «купля ради продажи». Деньги, занимающие последнюю фазу в этой формуле, как раз и преобразуются в капитал. Ведь если рассмотреть эту фазу максимально внимательно, то приглядевшись, заметим некоторые особенности, а именно: первая стадия Д-Т( купля представляется превращением денег в товар) и Т-Д1 (обратное превращение товара в деньги, но теперь, где Д≠Д1 ,потому как Д1 = Д+∆Д). Другими словами, в результате этой формулы к первоначально авансированной сумме прибавилось некоторое приращение. «Это приращение или избыток над первоначальной стоимостью» Карл Маркс и называет прибавочной стоимостью. Таким образом, первоначальные денежные средства не только сохранились в обращении, но и изменили свою величину, присоединив к себе прибавочную стоимость. И как раз это движение превращает ее в капитал

Однако тут же стоит отметить противоречия всеобщей формы капитала, о которых нельзя не упомянуть. Во-первых, прибавочная стоимость не может возникнуть в обращении в случаях:

.если спрос и предложение равны, то происходит обмен равновеликих стоимостей, то есть, в обращении прироста стоимости нет. Обмен между агентами рынка эквивалентен.

.прибавочная стоимость не возникает в обращении и при неравном обмене, так как продажа всех товаров выше стоимости и покупка всех товаров ниже стоимости не может создать никакой прибавочной стоимости, потому что все капиталисты попеременно выступает в качестве продавцов и покупателей

.неэквивалентный обмен между индивидуальными капиталистами может привести одних к выигрышу, а других к проигрышу, однако весь класс не может обогащаться за счёт себя самого. Таким образом, прибавочная стоимость не возникает в обращении

А во-вторых, прибавочная стоимость не может возникнуть вне обращения, так как только при купле-продаже извлекается прибавочная стоимость.

Итак, «капитал не может возникнуть из обращения, и так же не может возникнуть вне обращения, он может возникнуть в обращении и в то же время в не обращении». Мы получили, таким образом, двойственный результат. Владелец денег, который представляет собой пока еще только личинку капиталиста, должен купить товары по их стоимости, продать их по их стоимости и все-таки извлечь в конце этого процесса больше стоимости, чем он вложил в него. Его превращение в бабочку, в настоящего капиталиста, должно совершиться в сфере обращения и в то же время не в сфере обращения.

Превращение рабочей силы в товар.

Важно также понимать, что прибавочная стоимость не только не противоречит закону стоимости, а образуется на его основе, так как на рынке есть специфический товар - рабочая сила. Рабочая сила или способность к труду - есть совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости. Но для того, чтобы владелец денег мог найти на рынке рабочую силу как товар, должны быть выполнены различные условия, а именно: личная свобода людей от рабства или от крепостничества и отделение производителя от средств производства. Личная свобода дает возможность продажи рабочей силы по своему усмотрению, а лишение рабочего собственности на средства производства делает эту продажу необходимым.

Общественный класс, состоящий из этих наемных рабочих, и называется пролетарием. Они добывают средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, - «класс, счастье и горе, жизнь и смерть, все существование которого зависит от спроса на труд, то есть от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем несдерживаемой конкуренции». Класс пролетариев возник в результате промышленной революции в середине 19 века во всех цивилизованных государствах. Этот промышленный переворот был обусловлен созданием первых паровых машин и целого ряда механических приспособлений, которые стоили очень дорого и потому были доступны только зажиточному классу буржуазии. Эти изменения всколыхнули существовавший до тех пор порядок ведения хозяйства и вытеснили прежних рабочих, потому как машины изготавливали товары быстрее, лучше и дешевле. В результате вся промышленность консолидировалась в руках крупных капиталистов, что совершенно обесценило ту ничтожно малую собственность рабочих (инструменты, ткацкие станки и другое). Труд стал все больше и больше разделяться между отдельными рабочими, так что рабочий, который раньше выполнял всю работу целиком, теперь стал делать только часть ее, что безоговорочно сокращало издержки на производство товаров и на заработные платы рабочим. В скором времени все отрасли экономики всех цивилизованных стран попали под власть фабричного производства. В результате этого прежнее среднее сословие, в особенности мелкие ремесленные мастера, разорялось и его положение совершенно изменилось в худшую сторону. На основании этих социально-экономических потрясений были сформированы два класса: класс крупных капиталистов, буржуазии, и класс совершенно неимущих, пролетариата.

Таким образом, Карл Маркс объяснял первоначальное накопление капитала процессом насильственного отделения производителя от средств производства, накоплением их в руках немногих и превращением его в капитал. Другими словами, «это грабеж, ведущий к разорению большинства и обогащению меньшинства». Развитие капитализма ведёт к тому, что с накоплением капитала на одном полюсе буржуазного общества сосредоточиваются огромные богатства, возрастают роскошь и паразитизм, расточительство и праздность эксплуататорских классов; на другом полюсе общества всё более усиливается эксплуатация пролетариата, растут безработица и нищета тех, кто своим трудом создаёт все богатства.

2.2Формы эксплуатации труда

Сердцевину экономического учения Маркса составляет теория эксплуатации рабочих владельцами средств производства, то есть капиталистами. Прежде всего эта идея зиждется на теории трудовой стоимости, которая гласит о том, что именно затраты общественного труда определяют стоимость товара, а степень удовлетворения потребности человека, то есть полезность, не воздействует на стоимость. Продукт оценивается трудом, хотя в реальной действительности труд оценивается по произведенному продукту. Теория стоимости Маркса отрывается от человека, стоимость объективизируется.

Если обратиться к представителям классической экономической школы, то можно заметить, что теория ценности Давида Рикардо не могла объяснить, почему в отношениях между трудом и капиталом нарушается основной принцип этой теории. По выявленному закону ценности (трудовых затрат) рабочий должен получить весь продукт своего труда, а получает он только часть его, другую часть присваивает капиталист в виде прибыли. Маркс попытался решить этот вопрос, то есть объяснить, как осуществляется эксплуатация труда капиталом. Его ответ - рабочий продает капиталисту не труд свой, а свою рабочую силу, стоимость которой меньше стоимости созданного им продукта. При таком повороте, по Марксу, сохраняется принцип трудовой ценности.

Согласно марксизму, материальной предпосылкой для эксплуатации является такой уровень развития производительных сил, при котором человек может производить продукт не только для покрытия своих минимальных потребностей (необходимый продукт), но и некоторый излишек (прибавочный продукт), который и присваивается владельцами средств производства.

В рабовладельческой социально-экономической формации рабовладелец является собственником раба и всех результатов его работы. Это наиболее яркая форма эксплуатации, основанная на применении физического насилия и полном юридическом бесправии раба.

В феодальной формации собственник земли (феодал, сеньор, помещик) заставлял крестьян работать на себя или платить частью урожая или деньгами за право пользоваться участком земли феодала. Основу эксплуатации составляет частная собственность на землю и юридическое неравенство феодала и крестьянина. При этом крестьянин часто был лично свободен и имел определённые юридические права, но не мог избежать эксплуатации в силу отсутствия экономических условий для ведения самостоятельного хозяйства. В обоих случаях отношения строятся по принципу подчинённости, преобладает внеэкономическое принуждение.

«Труд - такой же товар, как и всякий другой, и цена его определяется теми же законами, как и цена всякого другого товара». При господстве свободной конкуренции и огромном влиянии фабричного производства цена товара в среднем всегда равняется издержкам производства этого товара. Следовательно, цена труда тоже равна издержкам производства труда, а издержки производства труда состоят именно из того количества жизненных средств, которое необходимо, чтобы рабочий был в состоянии сохранять свою трудоспособность и чтобы рабочий класс не вымер. Более, чем нужно для этой цели, рабочий за свой труд не получит. Цена труда или заработная плата, будет, следовательно, самой низкой, составит тот минимум, который необходим для поддержания жизни. Но так как в делах бывают то лучшие, то худшие времена, рабочий будет получать то больше, то меньше, совершенно так же, как владелец фабрики получает то больше, то меньше за свой товар. И как фабрикант в среднем, если взять хорошие и плохие времена, все-таки получает за свой товар не больше и не меньше, чем издержки производства, так и рабочий в среднем получит не больше и не меньше этого минимума. Этот экономический закон заработной платы будет осуществляться тем строже, чем больше крупная промышленность будет овладевать всеми отраслями труда.

Итак, рабочая сила, как товар - новая категория, так как не была в докапиталистических общественно-экономических формациях. Потребительная стоимость товара рабочей силы заключена в способности рабочего к труду, создающую новую стоимость, которая больше, чем стоимость рабочей силы. То есть именно рабочая сила способна к созданию прибавочной стоимости.

В свою очередь стоимость товара рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочего и содержания его семьи, а именно: средства для удовлетворения физических, социально-культурных потребностей, средства на обучение и повышение квалификации, средства на воспроизводство.

Существуют различные факторы, способные понизить стоимость рабочей силы. К примеру, рост производительности труда способствует снижению стоимости продукции, а значит и к снижению стоимости рабочей силы. Применение женского и детского труда также снижает стоимость рабочей силы, равно как и общественное разделение труда и специализация, так как они снижают издержки обучения.

Стоит также выделить и факторы, повышающие стоимость рабочей силы:

Во-первых, развитие потребительского общества, привносящего в экономику стабильный рост совокупного спроса. Рост постоянных потребностей поспособствует увеличению оплаты рабочим.

И во-вторых, усложнение производства приведет к росту образования и квалификации рабочих, то есть и затрат на обучение, что неминуемо повысит стоимость рабочей силы

Рабочий в продолжение одной части процесса труда производит только стоимость своей рабочей силы, то есть стоимость необходимых ему жизненных средств. Этот промежуток времени, в котором совершается воспроизводство, Карл Маркс называет « необходимым рабочим временем, а труд , затрачиваемый в течение этого времени,- необходимым трудом». Необходимым для рабочих потому ,что он независим от общественной формы их труда. Необходимым для капитала и капиталистического мира потому, что постоянное существование рабочего является их базисом. Второй период процесса труда, - тот, в течение которого рабочий работает уже за пределами необходимого труда,- хотя и стоит ему труда, затраты рабочей силы, однако не образует никакой стоимости для рабочего. Он образует прибавочную стоимость, которая «прельщает капиталиста всей прелестью созидания из ничего». Эту часть рабочего дня Маркс называет «прибавочным рабочим временем, а затраченный в течение ее труд - прибавочным трудом».

Итак, прибавочная стоимость - это избыточная стоимость над стоимостью рабочей силы, так как источником прибавочной является часть неоплачиваемого труда наемного рабочего. Существуют основные пути повышения прибавочной стоимости:

oАбсолютная прибавочная стоимость - получается в результате удлинения рабочего дня за пределы необходимо времени.

oОтносительная - за счёт роста общественной производительности труда, прежде всего в отраслях, производящих потребительский товар, так как снижение их стоимости ведет к снижению стоимости рабочей силы, то есть к сокращению необходимого времени.

oИзбыточная - это результат разницы между общественной и индивидуальной стоимостью товара. Является разновидностью относительной прибавочной стоимости, так как источник - рост производительности труда.

Важно отметить действительно важные особенности. У капитала есть одно единственное жизненное стремление - стремление возрастать, создавать прибавочную стоимость, впитывать своей постоянной частью средствами производства, возможно большую массу прибавочного труда. «Капитал, как отметил Маркс, есть мертвый труд, который как вампир, оживает лишь тогда, когда всасывает живой труд и живет тем полнее, чем больше живого труда он поглощает». Время, в продолжение которого рабочий работает, есть то время, в продолжение которого капиталист потребляет купленную им рабочую силу. Если рабочий потребляет свое рабочее время на самого себя, то он обкрадывает капиталиста. Всюду, где часть общества обладает монополией на средства производства, работник, свободный или несвободный, должен присоединиться к рабочему времени, необходимому для содержания его самого, излишнее рабочее время, чтобы произвести жизненные средства для собственников средств производства.

Итак, теперь стало очевидно, что «прибавочный труд существовал всегда и во всех докапиталистических общественно экономических формациях. Но с новым витком развития человеческого общества сам процесс эксплуатации рабочих стал очевиден. Капитализм обосновался всюду, где ранее господствовали феодальные и патриархальные отношения. Нещадно он разорвал эти феодальные узы и не оставил между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса и бессердечного чистогана. «В ледяной воде эгоистического расчета потопил он священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности». Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, капитализм заменил эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой

.3Теория ренты Маркса в сравнении с рикардианской теорией ренты

Земля, как фактор производства, имеет свои определенные особенности, которыми являются ограниченность, неподвижность и невоспроизводимость. Собственник, сдавая в аренду землю, получает доход от арендаторов. Как раз эту цену, уплачиваемую за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов, и называют земельной рентой.

Определенным этапом эволюции мировой экономической мысли стали труды Давида Рикардо. Для него земля невоспроизводима и рассматривается как ресурс физический, а не экономический. Поэтому в его понимании не только земля, но и рента выступают в качестве «свободного дара земли». Он утверждал, что «рента - это та доля продукта земли, которая уплачивается землевладельцу за пользование первоначальными и неразрушимыми силами почвы». Теория ренты Давида Рикардо основывалась на следующих положениях: земельные участки различаются по качеству (плодородию, расположению), причем количество более качественных земель ограничено.

Собственник земли, принимая во внимание, что предприниматель, он же и арендатор, получает среднюю прибыль, считает, что добавочная прибыль может быть присвоена им без нарушения основ производства. Соответственно она образует доход собственника, то есть ренту. Земля, наихудшая по своему качеству, не создает ренту, а регулирует цену продукта, которая складывается из издержек производства и средней прибыли. Рента образуется на более качественных землях ввиду того, что затраты на их обработку ниже, и фактически представляет собой разницу между затратами на обработку данного участка земли и затратами на обработку наихудшего участка.

Давид Рикардо в своих трудах объясняет, что «стоимость хлеба регулируется количеством труда, затраченного на производство его на земле того качества или с той долей капитала, при которых не платят ренты. Не потому хлеб дорог, что платится рента, а рента платится потому, что хлеб дорог… Цена хлеба нисколько не понизилась бы, если бы даже землевладельцы отказались от всей своей ренты». В этом случае рента досталась бы фермерам, а затраты на производство хлеба и его цена сохранились бы на прежнем уровне.

Стоит так же отметить, что Давид Рикардо безапелляционно отрицает точку зрения Адама Смита, считавшего, что земледелец обладает более высокой производительностью, поскольку в этой специфической отрасли природа участвует в процессе создания стоимости наряду с трудом. Рикардо справедливо замечает: «Разве природа не делает ничего для человека в обрабатывающей промышленности? Разве силы ветра воды, которые приводят в движение наши машины и корабли, равняются нулю? Разве давление атмосферы и упругость пара, которые позволяют нам приводить в движение самые изумительные машины не дары природы? Я уже не говорю о действии тепла при размягчении и плавлении металлов, о действии атмосферы в процессах окрашивания и брожения. Нельзя назвать ни одной отрасли промышленности, в которой природа не оказывала бы помощи человеку, и при том помощи щедрой и даровой». Источник ренты кроется в том, что земля является собственностью ее владельцев. Если бы воздух и вода «могли быть обращены в собственность» и имелись бы в ограниченном количестве, «то и они, подобно земле, давали бы ренту».

Итак, Давид Рикардо показал неправомерность утверждений физиократов, будто рента, как чистый продукт, является даром природы. Он обратил внимание и на неточность в трактовке Адама Смита, который утверждал, что часть дохода, полученного в земледелии, обязана своим происхождением силам природы. Природа, доказывает Рикардо, в создании ренты не участвует и не определяет уровень цен. Создателем ренты является труд работников, занятых в сельском хозяйстве.

Впоследствии категория ренты претерпела известную трансформацию и стала рассматриваться в более широком плане как дополнительный доход, образующийся не только в сельскохозяйственном производстве.

Однако важно понимать, что целостную теорию капиталистической земельной ренты на основе трудовой теории стоимости создал именно Карл Маркс. Но он совершенно точно и ясно раскритиковал Адама Смита, Давида Рикардо, Карла Родбертуса и других ученых, стоящих на позиции теории трудовой стоимости, за то, что они совмещают разложение стоимости на заработную плату и составление цены из заработной платы. Карл Маркс отмечает: «После того, как Смит сперва разложил стоимость на заработную плату, прибыль и ренту, он затем, наоборот, составляет стоимость из заработной платы, прибыли и ренты, определяемых независимо от стоимости». Маркс обоснованно утверждает, что стоимость только разлагается на известные части, складывается же не стоимость, а элементы издержек производства. Поэтому цена издержек и стоимость продукта не тождественны: это - совершенно разные в качественном отношении, да и в количественном в большинстве случаев, понятия, выражающие различные производственные отношения. Стоимость - отношение в производстве по поводу затрат труда, а издержки - отношения в распределении и обмене товаров на рынке. Смешение этих двух понятий тянет дальнейшую цепь противоречий.

Как отмечает в своих трудах Карл Маркс, Рикардо вполне прав, высказывая следующее положение: «Ренту (то есть дифференциальную ренту, так как он предполагает, что вообще не существует какой-либо иной ренты, кроме дифференциальной) «всегда составляет разница продукции, полученной при затрате двух одинаковых количеств капитала и труда» . Ему следовало добавить ещё что: «на одинаковых по величине земельных участках», поскольку речь идёт о земельной ренте, а не о добавочной прибыли вообще. Иными словами, добавочная прибыль, если она создаётся нормально, а не благодаря случайным обстоятельствам процесса обращения, всегда производится как разность между продуктом двух одинаковых количеств капитала и труда. И эта же добавочная прибыль превращается в земельную ренту, если одинаковые количества капитала и труда заняты на одинаковых по величине земельных участках и дают неодинаковые результаты. Впрочем, нет безусловной необходимости в том, чтобы эта добавочная прибыль получалась от неодинаковых результатов одинаковых количеств занятого капитала. В различных предприятиях могут быть заняты и различной величины капиталы. В большинстве случаев так и бывает, но одинаковые пропорциональные части каждого капитала, дают неодинаковые результаты, то есть норма прибыли различна. Это - общая предпосылка существования добавочной прибыли в любой отрасли приложения капитала вообще.

Маркс, завершая исследование земельной ренты, отмечает, что частная собственность на землю - это граница и это помеха земледельческому производству и рациональному возделыванию, сохранению и улучшению почвы. Но, с другой стороны, частная собственность - это основа капиталистического и товарного производства в целом

Из выше изложенного можно сделать вывод, что теория земельной ренты, представленная Карлом Марксом, явилась плодом его собственных изысканий с учетом научных достижений предшественников. Это законченный вариант теории ренты, основанный на теориях трудовой стоимости и прибавочной стоимости.

3. Воплощение в жизнь теории Карла Маркса

.1 Экономическая теория К.Маркса и революционные преобразования

Вклад Карла Маркса в экономическую науку можно мерить разными мерками. Во-первых, он выступил продолжателем традиции классической школы на этапе «достраивания» ее здания. Решая свою главную задачу он, опирался на теоретические заделы классической политической экономии: на идеи Смита и Рикардо, их предшественников, последователей и оппонентов. Понятие товара, как рабочей силы, прибавочной стоимости, резервной армии труда и особенно знаменитые схемы воспроизводства - характерные примеры продвижений по этой линии. Во-вторых, Маркс заявил о себе как о критике классической школы. Маркс сместил фокус внимания с равновесного распределения доходов, как это было у Рикардо, на производственные отношения между классами, что наряду с доходами включало распределение накопленного богатства и власти. Так, в теории товарного фетишизма рыночная конкуренция выступает у него не только в своей стандартной роли - как предпосылка уравновешивания спроса и предложения, но и в качестве механизма социального расслоения.

В-третьих, в своей критической позиции Маркс выступал не только как политэконом, но и как философ экономики. Он выстроил общую философско-историческую концепцию, представляющую капитализм тотально рыночным обществом, подчиненным сугубо экономическому мотиву и именно по этой причине исторически неподходящим. Соответственно Маркс критикует классическую политическую экономию за то, что она принимает капитализм как естественное состояние общества и неспособна увидеть его историческую ограниченность

У Маркса было два сценария эволюции капитализма. Самый известный - предвидение грядущей антикапиталистической революции: «Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют… Капиталистическое производство порождает.. свое собственное отрицание. Это отрицание отрицания».

Сценарий Маркса демонстрирует взаимодействие двух тенденций, которые он выделил в современной ему экономике 19 столетия. Вытеснение непосредственного труда из производственного процесса и расширение технологического применения науки. Первая тенденция в своем логическом развитии ведет к тому, что «человек становится рядом с производством» и «относится к самому процессу производства как его контролер и регулировщик». Другими словами, Маркс рисует картину автоматизированного производства, в котором на долю человека остаются информационные и организационно-управленческие функции. Маркс предвидит, что переход к такому типу производства будет сопряжен с кардинальными социально- экономическими последствиями: « труд в его непосредственной форме» перестает быть «великим источником богатства» и, соответственно, «рабочее время перестает и должно перестать быть мерой богатства».

Этот вывод лишает главной опоры всю классическую политэкономию. Критика общества, основанного на эксплуатации труда, теряет актуальность, если сама эксплуатация становится ненужной. «Кража чужого рабочего времени, на котором зиждется современное богатство,- подчеркивает Маркс,- представляется жалкой основой в сравнении с этой недавно развившейся основой, созданной самой крупной промышленностью». Обобщением второй тенденции становится переход роли главного источника богатства к научному знанию. Он пишет об экономике, в которой «изобретения становятся... особой профессией, а применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов... По отношению к формирующемуся человеку этот непосредственный процесс производства... является школой дисциплины, а по отношению к человеку сложившемуся, в голове которого закреплены накопленные обществом знания, он представляет собой применение /знаний/, экспериментальную науку, материально творческую и предметно воплощающуюся науку»

В своем втором сценарии Маркс не останавливается специально на том, какие социальные силы будут осуществлять переход к новой экономике и каким образом это должно произойти. Но это не делает сценарий менее радикальным. Капитализм, по Марксу, создает предпосылки для грядущих перемен, но не в состоянии реализовать их последовательно. «Капитал - пишет Маркс, - ...совершенно непреднамеренно - сводит к минимуму труд, затрату силы. Это пойдет на пользу освобожденному труду и является условием его освобождения». В другом месте он прямо пишет, что «рабочие массы должны сами присваивать себе свой прибавочный труд». В этих условиях «мерой богатства будет... уже не рабочее... а свободное время», соответственно условием реализации новых возможностей станет «свободное развитие индивидуальностей». Это позволит свести необходимый труд «к минимуму, чему... соответствует художественное, научное и т. п. развитие индивидов благодаря высвободившемуся для всех времени и созданным для этого средствам»

3.2Экономическая теория К.Маркса и современность

Идеи Карла Маркса осуществили огромнейшее влияние на общество в истории человечества. Со времен своего формирования в середине 19 столетия эти идеи стали основой действий политических лидеров и общественных движений, стали реальным фактором истории, особенно в 20-ом веке. Не случайно в интернет-рейтенге новостной корпорации «ВВС» именно Карл Маркс занял почетное первое место среди великих мыслителей второго тысячелетия, оставив позади Ньютона и Эйнштейна.

Впрочем, у влиятельности есть и обратная сторона. В современном общественном сознании идеи Маркса неразрывно слились с историческими событиями, которые так или иначе, по недоразумению или злому умыслу, оказались связанными с его именем. И великие свершения, и чудовищные злодеяния 20 столетия охотно записывались его поклонниками и ненавистниками, соответственно на его счет. В результате отношение к Марксу порой формируется заочно, в зависимости от отношения к тем или иным событиям, фактам или фигурам: от симпатии или антипатии к Советскому Союзу или царской России, к Ленину или Сталину и так далее

Но судить о Марксе по поступкам его очень разных последователей - гениальных и посредственных, добрых и злых - по меньшей мере, рискованно. Следует, прежде всего, самому принять идеи марксизма, познакомиться с ними из первых рук, тем самым, миновав плена случайных ассоциаций и интерпретаций. Надо сказать, что «первой иностранной нацией, которая перевела «Капитал», оказалась русская». И именно советская Россия внесла неоценимый вклад в развитие и распространение марксистского учения

Карл Маркс в своих трудах исследует основную связь между людьми и отмечает, что именно обмен в современном обществе является основополагающим. Всякий продукт труда, вступающий в процесс обмена, становится товаром. Маркс начинает изучение с товара, чтоб из этой основной клеточки капиталистического общества вывести те общественные отношения, которые объективно сложились на основе обмена независимо от воли людей. Только на этом пути и возможно разрешить основную загадку: каким образом в капиталистическом обществе, где каждый думает за себя и никто за всех, удается достигнуть необходимых для жизни пропорций между разными отраслями хозяйства. Экономическая теория Маркса была направлена на обоснование вывода об исторически преходящем характере капитализма¹. Она доказывала, что проблемы капиталистической экономики не могут быть решены в пределах этого общества, поскольку являются следствием рыночной формы организации хозяйства.Этот вывод в современной экономической теории вовсе не отбрасывается. Наоборот, признавая справедливость утверждения о недостатках рыночной экономики, она ищет способы разрешения данной проблемы.

Мировой финансово-экономический кризис 2008 года и современный экономический кризис в России вновь побудил ничем неудержимый интерес к марксизму. Идеи марксизма дали наиболее точную и полную научную картину капиталистического строя и его противоречий, выстроили теоретическую базу рабочего движения и получила широкое распространение в мире и оказали огромное влияние на ход мировой истории. И сейчас в современном мире Карл Маркс неизменно занимает первое место среди видных общественных деятелей. Важно осознавать, что наследие крупнейшего ученого прошлого, выдающегося представителя немецкой нации и сегодня имеет важное научное и политическое значение.

Заключение

Экономическое учение Карла Маркса, изменившее раз и навсегда общественный миропорядок, является общепризнанным успешным прорывом в экономической науке. Творческое наследие Карла Маркса основывается на достижениях его предшественников по классической школе экономической мысли, в частности Адама Смита и Давида Рикардо. Во многом именно они направили Маркса на путь поиска всеобщей социальной справедливости, свободы и равенства. Его идеи оказали мощнейшее влияние на все сферы человеческой деятельности - историю, социологию, политологию, политическую экономию. Под влиянием этих идей формировались политические партии и общественные движения, оказавшие заметное воздействие на историю 20 века. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что экономическая теория Карла Маркса - это великий труд, достояние всего человечества.

К сожалению, в нашем современном обществе достаточно большое количество людей, нежелающих найти ответы на насущные социальные вопросы. Их сердца буквально пропитаны пораженческим чувством. Они заняты бытовыми, житейскими проблемами и даже не задумываются о глобальных общечеловеческих конфликтах.

Мы же новое поколение, железная молодежь, достойная смена принесем в нашу страну пылающую звезду надежды, успеха, достоинства и счастья. В этих ослепительных лучах захлебнутся все невзгоды и потери. Все сильнее и отчетливее звучат трубным призывом лозунги к обновлению, к борьбе. Все яснее властный голос призывает нас к единению. О дивный новый мир коммунизма, о дивный новый мир, этот призыв, приказ, навеки сковал наши души сердечным договором. Единым отрядом новое поколение, преисполненное марксистским учением, устремится к новым победам, высшим достижениям. Здесь свои идеалы оставляют потомкам, здесь хором поют, по течению гребя, здесь в ногу идут единенье любя. Время пришло, настал тот час, чтоб сказку сделать былью


1.Адам Смит. «Исследование о природе и причинах богатства народов». Издательство «Эксмо» Москва, 2007.

2.Буздалов И. «Природная рента как категория рыночной экономики». Статья «Вопросы экономики: Природная рента как категория рыночной экономики. Политическая экономия».- 2004.

.Всемирная история. Век 20, одиннадцатый класс, Н.В. Загладин. Издательство «Русское слово», Москва, 2005. С 63.

.Газета «Коммерсантъ». Номер 180 от 02.10.1999

5.Давид Рикардо. «Начала политической экономии и налогового обложения». Издание «Эксмо». Москва , 2007.

6.История экономических учений. Учебное пособие. Под редакцией В. Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой. Москва, 2007.

.История экономических учений: курс лекций. Под ред. Шпалтакова В.П. - Москва, 2001.

.Карл Маркс. Капитал. Критика политической экономии. Том первый и том третий. Издательство « Манн, Иванов и Фербер». Москва, 2014.

.Карл Маркс - Л. Кугельману, 12 октября 1868 г. Маркс и Энгельс. Сочинение 2-ое издание. Том 32.

.Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Манифест коммунистической партии. Издание «ИТРК», Москва 2009.

11.Кейнс Джон Мейнард. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. Москва. Издательство «Эксмо», 2007

12.Олдос Хаксли. О дивный новый мир. Издание на русском языке «AST Publishers», 2011.

.Политическая экономия. Академия наук СССР институт экономики. Учебник. Государственное издательство политической литературы Москва - 1954

.Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. Москва. Издательство «Прогресс», 1964.

.Сборник Марины Цветаевой «Лебединый стан».

16.Фридрих Энгельс. Принципы коммунизма. Издание «ИТРК», Москва 2009.

Похожие работы на - Марксистское экономическое учение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!