Образ секты в восприятии интернет-пользователей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,44 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Образ секты в восприятии интернет-пользователей

Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова

Социологический факультет

Кафедра современной социологии









КУРСОВАЯ РАБОТА

Образ секты в восприятии интернет-пользователей


Автор: студентка III курса, 301 группы

Болховитинова Юлия Александровна

Научный руководитель:

Старший преподаватель социологического факультета

Тавадова Анжелика Вячеславовна



Москва, 2016 г.

Содержание

Введение

. Секта как категория социологического исследования

.1 Теоретические основы изучения сект: понятия и категории

.2 Особенности легитимации деятельности сект и новых религиозных движений в России

.3 Анализ междисциплинарных подходов к исследованию сект и новых религиозных движений

. Исследование формирования образа секты в восприятии интернет-пользователей

.1 Методологические основы исследования образа секты

.2 Обоснование выборки и методов исследования образа секты в восприятии интернет-пользователей

.3 Интерпретация результатов эмпирического исследования образа секты в восприятии интернет-пользователей

Заключение

Список источников

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что в условиях всеобщей демократизации, пропаганды религиозного плюрализма, который находит свое отражение в законе, принятом 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" (изменения в статью внесены в 2014 году), существует проблема стереотипного восприятия сект, которая актуализирована в публицистической литературе и в средствах массовой информации. По результатам исследования, проводимого на территории Российской Федерации в 2014 году, опубликованного на сайте ФОМ, можно заключить, что более половины наших соотечественников негативно реагируют на новые религиозные объединения, а часть респондентов ассоциирует НРД с сектами. В связи с этим данная курсовая работа направлена на получение объективного знания по обозначенной проблематике.

Степень разработанности проблемы

Данная проблема является предметом изучения для иностранных и отечественных социологов, теологов и психологов. Для написания курсовой работы были проанализированы произведения М. Вебера, Э. Трёльча, Р. Нибура, в которых представлены различные типологии религиозных организаций; использованы разработки Б. Уилсона и Дж. М. Йингера, посвященные классификации сект, и концепции Р. Уоллиса и Е.Г. Балагушкина, отражающие систематизацию новых религиозных движений; были проанализированы исследования способов воздействия на адепта внутри такого типа религиозной организации, как секта, авторами которых являются Л.И. Рюмшина и Лупшай С.А.; активно использовались статьи Д.С. Сухорукова, Е.Г. Романовой, Л.Н. Конягиной, Е.В. Казаченко и др., рассматривающие специфику сект, а также их деятельности.

Целью данного социологического исследования является анализ образа секты в восприятии пользователей сети Интернет.

Задачи курсовой работы:

)Изучить теоретические источники исследования сект и новых религиозных движений;

)Рассмотреть проблематику легитимации деятельности религиозных организаций;

3)Рассмотреть основные признаки сект, выделяемые исследователями в качестве их существенных характеристик;

)Выявить основные тенденции формирования образа секты в восприятии интернет-пользователей.

Объектом курсовой работы выступает секта как тип религиозной организации, предметом - особенности формирования образа секты в восприятии интернет-пользователей.

Структура курсовой работы представлена двумя главами: первая глава отражает теоретические основы изучения сект, проблематику легитимации их деятельности, а также специфику подходов к изучению, во второй проведено исследование образа данного типа религиозной организации в восприятии пользователей сети Интернет.

1. Секта как категория социологического исследования

.1 Теоретические основы изучения сект: понятия и категории

Питер Людвиг Бергер, один из основоположников теории секуляризации, в апреле 1968 года опубликовал статью в "The New York Times", содержащую предположение, что "в начале XXI в. религиозных людей, вероятно, удастся найти разве что в небольших сектах, жмущихся друг к другу в своем сопротивлении светской культуре". Однако уже в 1999 году автор опроверг свои догадки, ввиду того, что процессы модернизации, которые можно заметить в современном быстроразвивающемся мире, провоцируют развитие весьма сложных и неоднозначных отношений между религией и обществом.

По замечанию Синелиной Ю.Ю., с начала ХХ века религия в условиях глобализации претерпела ряд изменений: повысился уровень религиозного плюрализма, свое отражение нашли субъективизация и приватизация религии, трансформации подверглись и формы ее проявления, а именно принципы организации сообществ, широкое распространение получили так называемые новые религиозные движения (далее НРД).

Исследованием различных типов религиозной организации занимались многие видные теоретики. Так, Макс Вебер в своем произведении "Протестантские секты и дух капитализма" четко разграничивает понятия "церковь" и "секта", определяя первую как учреждение, занимающееся вопросами религиозного спасения, а вторую как волюнтаристское объединение на добровольной основе лишь тех, кто доказал свою избранность и достоинство в религиозно-этическом отношении. Церковь, по мнению автора, даруется человеку от рождения, в то время как принадлежность к секте является "своего рода нравственным (прежде всего в деловом отношении) аттестатом личности", самостоятельно принятым решением, обязывающим члена к активному участью в деятельности ответственной за него секты.

Дальнейшие разработки связаны с именем Эрнста Трёльча, который углубил дихотомию М. Вебера и рассмотрел характеристику основополагающих черт, отличающих церковь от секты. Эти социологические типы реализации христианской идеи предстают в следующем виде: церковь - это массовый институт, или же универсальная организация, отличающаяся консервативным характером и стремящаяся охватить все сферы человеческой жизни, в то время как секта - небольшая терпимо или враждебно настроенная по отношению к миру группа, деятельность которой направлена на внутреннее самосовершенствование её членов и организацию устойчивых межличностных связей между ними. Также исследователь выделил некоторые характерные черты, присущие сектам и ее приверженцам: личная этико-религиозная ответственность, отстраненность от государственно-экономических проблем, религиозное равенство и братство.

Идейным последователем типологии Вебера-Трёльча стал Карл Пауль Рейнхольд Нибур, который в работе "Социальные истоки деноминационализма" (1929), рассуждая о сектах, приходит к следующим выводам: как тип религиозной организации секты являются неустойчивыми и переходными объединениями, отколовшимися от церкви, с которой их связывает промежуточная форма - деноминация. По мнению автора, секта выполняет роль социального лифта, который поднимает выходцев из нижних слоев общества, давая им преимущества в экономической сфере жизнедеятельности, тем самым трансформируясь в организацию церковного типа.

В данной связи следует также уделить внимание исследованию Б. Джонсона, который начинает изучение связи между религиозной организацией и социальной реальностью. В работе "О церкви и секте" автор выводит типологию религиозных объединений на основании принятия или отвержения социального окружения, что явилось одним из основополагающих условий при дальнейшем анализе подобного рода организаций.

Последующие исследователи концентрировали внимание на изучении различных типологий сект. Так, Брайан Р. Уилсон, который рассматривал секту как движение, целью которого является реализация и распространение определенных идеологических положений. В работе "Анализ развития секты" (1959) автор выделяет четыре ее типа: преобразующая, революционная, ориентированная на себя и гностичесная. Позднее в "Типологии сект" (1969) он добавил еще три категории, а именно чудотворные, реформистские и утопические секты. Каждый вид определяется образом мира и превалирующей реакцией на него. Опишем каждый из них более подробно.

Преобразующие секты находят свои истоки в евангелизме, что приводит к формированию фундаментализма; буквальное толкование Библии, недоверие к другим религиозным организациям, стремление к возрождению, массовые проповеди с использованием методов эмоционального воздействия являются характерными чертами организаций данного типа.

Революционная секта сосредоточена на втором пришествии Христа, что является главным эсхатологическим событием, за которым последует переворот существующего общественного строя. Адепты рассматривают Бога как некоего диктатора, а себя как инструменты Его деяний. Отношение к государственной Церкви и остальному обществу весьма враждебное.

Секта, ориентированная на себя, направляет внимание своих последователей далеко от мира и сообщества на развитие внутренней духовности. Такая организация сильна в своих убеждениях и равнодушна к другим религиозным движениям, она придерживается конкретного мировоззрения и считает себя частью посвященных.

Гностические секты представляют собой особое ответвление эзотерических учений и предлагают новые интерпретации христианских вероучений. Они воспринимают Библию аллегорически, как комментарий к собственному знанию. Светские научные теории критикуются, а для успеха в повседневной жизни и самореализации лидерами, которые воспринимаются в качестве учителей, предлагаются совершенно новые способы восприятия действительности. "Обращение" чуждо такому типу сект, но людям извне предлагается обучение и наставничество.

Чудотворные секты специализируются на вере в экстраординарные или сверхъестественные способности человека, в возможность приобретения им спиритического опыта. Реформистские объединения стремятся улучшить мир, принимая участие в достижении благодеяния, тем самым примеряя на себя роль общественного сознания. Утопические секты являются более радикальными, чем реформистские, потенциально менее жестокими, чем революционные и более конструктивными на социальном уровне, чем преобразующие.

Дж. М. Йингер также выделяет несколько видов подобного рода организаций: "секты принятия" ориентированы на восполнение личного несовершенства и состоят преимущественно из среднего класса; "агрессивные секты" представлены религиозными общинами обездоленного низшего класса и в своем основании имеют представление о мире как подлинном зле, которое подлежит искоренению; "секты избегания" в названии носят главную форму реакции своих адептов на окружающий мир, всей своей деятельностью они ориентированы на жизнь в будущем, их протесты, в отличие от "агрессивных сект", носят символический характер и потому не обречены на столь жесткое идеологическое поражение.

Отметим, что наличие большого числа различных классификаций и отсутствие какого-либо общепризнанного мнения о наличие определенных критериев, согласно которым можно выделить такой тип религиозной организации, как секта, приводит нас к рассмотрению типологий более широкого понятия, а именно "новые религиозные движения", которое используется на Западе для обозначения всего многообразия различных духовных групп, сект и культов. Энтони Гидденс, опираясь на разработки Р. Уоллиса, предлагает систематизировать их, объединив в три крупные категории, основаниями которых является отношение к социальному миру.

Первый класс - это мироутверждающие движения, характеризующиеся стремлением возродить в своих последователях утраченную внутреннюю духовность, способствующую раскрытию потенциальных возможностей человека. Эти течения зачастую не имеют какой-либо богословской доктрины, обрядов и церквей и напоминают скорее групповую терапию.

Второй класс - миротерпимые движения, по своему функционированию более всего напоминающие традиционные религии. Они делают акцент на значимость внутренней религиозной жизни, в отличие от житейских забот, однако, их приверженцы, несмотря на желание вновь обрести духовную чистоту, продолжают свое существование без каких-либо резких перемен.

И наконец, третий класс - мироотвергающие движения, настроенные крайне негативно по отношению к окружающей их действительности. Они часто носят закрытый характер и обладают чертами тоталитарных организаций: жесткая регламентация образа жизни, подчинение коллективной идентичности, следование дисциплинарным нормам, отчуждение от профанного и т.д.

В данной связи нам будет интересна еще одна типология, автором которой является Балагушкин Е.Г.; он предложил классифицировать НРД на те, что стремятся к радикальному обновлению, те, что носят оппозиционный характер, занимая миро- и богоборческие позиции, и те, что не приемлют существующий мир и ищут ему замену.

Обновленческие религиозные движения по-разному осмысляют социальные проблемы и претендуют на немедленное и радикальное их решение. К ним относятся объединения социально-антропологического перфекционизма, концентрирующие внимание на совершенствовании всех сторон человеческой жизнедеятельности как основополагающем факторе глобальных изменений к лучшему, данные организации могут быть фетишистскими и оккультными в зависимости от смыслов и значений, которые приписываются сакральные средства духовного развития человека.

Оппозиционные движения характеризуются отчуждением от мира, противоборством с ним или "стремлением подчинить его противоположным сакральным приоритетам". Основная их черта заключается в том, что последователи таких учений уходят от окружающей реальности, не желая какими-либо способами ее усовершенствовать. Приверженцы данного направления противостоят воздействию извне с помощью магии, тяготеют к неооккультизму и неошаманизму, заручаются поддержкой определенных сакральных субъектов.

И последняя группа, альтернативных религиозных течений, к которой можно отнести милленаристские движения и хилиастические секты, отличается своим бескомпромиссным отношением к миру и существующему общественному строю, который представляется им неприемлемым, а зло, царящее в окружающей действительности, невозможно искоренить.

Таким образом, благодаря данным классификациям мы можем прийти к следующему выводу: именно группы мироотвергающих и альтернативных движений, проанализированные Э. Гидденсом и Е.Г. Балагушкиным, соответственно, представляют для нас особый интерес, так как их характерные черты наиболее полно соотносятся с признаками секты, выделяемые Э. Трёльчем: закрытость, индифферентность или враждебность по отношению к мирской власти, дистанцированность от мира, сверхдолжные подвиги бедности и послушания и т.п.

Следует отметить, что понятие новых религиозных движений как совокупности различных по учению и организационному устройству религиозных объединений применяется исследователями как обобщающее и оценочно нейтральное, нежели термин "секта", неадекватное восприятие которого объясняется сложностью изучения: трудностью наблюдения, фиксации и описания ее деятельности, - поэтому при дальнейшем рассмотрении секта и НРД будет восприниматься нами синонимично, как некое религиозное течение, отличающееся от традиционной церкви, последователи которого могут характеризоваться высокой степенью неприятия мира, выраженного в уходе от окружающей действительности и, тем самым, в реализации жизнедеятельности в рамках замкнутого круга данного объединения. Однако следует учесть, что секта обычно представляет собой течение в рамках традиционной религии, в то время как новое религиозное движение может базироваться на чуждых для признанных в обществе вероучений основаниях.

.2 Особенности легитимации деятельности сект и новых религиозных движений в России

В современных условиях глобализации, которая, по одной из точек зрения, берет свое начало в XX веке, вопрос о деятельности новых религиозных организаций является одним из актуальных, ввиду того, что взаимодействие данного рода движений, в частности сект, и общества оценивается весьма неоднозначно. Сторонники традиционных конфессий, государственные деятели и представители научной элиты по-разному воспринимают принципы функционирования этих объединений, а также роль, которую они играют в сфере социальной жизни.

Для того чтобы лучше описать картину современного положения новых религиозных движений, в частности сект, в России, необходимо обратиться к истории и рассмотреть причины, способствующие распространению различных объединений подобного рода на территории нашей страны. Отметим, что секты нашли свое отражение еще в Имперской России XVII века: именно в это время появились так называемые раскольники, которые отвергали церковную реформу патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, а в Москве зародились первые лютеранские общины. Уже к 1896 году в "Уставе духовных дел иностранных исповеданий" можно было заметить отсылки к деятельности общины Евангелическо-Аугсбургской церкви, меннонитов и баптистов, а также адвентистов, методистов и конгрегационалистов, которые не были зафиксированы в данном уставе. Закон о веротерпимости, принятый в 1905 году, и указ о регистрации старообрядческих и сектантских общин от 1906 года способствовали легализации функционирования различных движений: теперь им дозволялось открыто проводить собрания и организовывать кружки просветительского и библейского толка.

Во времена СССР правительство объявило религию частным делом каждого гражданина, однако, несмотря на увеличение числа приверженцев отдельных вероучений, можно заметить все более возрастающие в масштабах гонения со стороны властей, которым подвергались видные деятели ряда новых религиозных движений. Так, например, Толкачев В.В. в своей статье "Религиозные акторы в современной мировой политике: роль, возможности, перспективы развития" пишет, что по данным "Независимой газеты" с 1946 по 1956 год в РСФСР последователей "Свидетелей Иеговы" увеличилось с трех до семи тысяч человек. Таким образом, борьба с религией, о которой говорил В.И. Ленин, не увенчалась успехом, ввиду важности тех компенсаторной и коммуникативной функций веры, в которых, возможно, нуждалось население. В тоже время можно наблюдать преследования представителей церкви верных и свободных адвентистов седьмого дня, лидерами которой являлись Г.А. Оствальд (погиб в тюрьме в 1937 г.), П.И. Манжура (погиб в лагере в 1949 г.), В.А. Шелков (умер в лагере в 1980г.).

Следует заметить, что "в полный голос новые религиозные движения заявили о себе в период гласности, перестройки и нового политического мышления" . Причиной тому может служить беспринципность властей того времени, породившая бесконтрольную деятельность зарубежных миссионеров, проповедовавших нетрадиционные религиозности, оккультизм, мистику.

Тотальное же распространение новых религиозных организаций в России можно отнести к концу 80-х - началу 90-х годов, когда культурный и религиозный "голод", а также неблагоприятная экономическая ситуация, явились причиной масштабного поиска и вступления в различные секты широких слоев населения, нуждающихся в таком виде защиты и опоры, как религиозная вера. Тому же способствовал закон от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях", на основании которого у НРД появилась возможность существовать в форме религиозных объединений (религиозных организаций или религиозных групп), что прописано в п. 2 ст. 6 указанного закона. 14 июля 2015 года Владимир Путин подписал закон о внесении изменений, которые отменяют обязательный 15-летний срок существования религиозной группы на территории РФ, что способствует упрощению процедуры регистрации и позволяет НРД получать статус юридического лица с самого момента его образования.

Несмотря на то, что в российском законодательстве четко прописаны правовые аспекты регулирования деятельности новых религиозных организаций в ряде федеральных законов ("О некоммерческих организациях", "О противодействии экстремистской деятельности", "Об альтернативной гражданской службе", Земельный кодекс, Налоговый кодекс и др.), по-прежнему остается открытым вопрос: что можно считать религиозной организацией, а что нет. В связи с этим был издан приказ Министерства юстиции РФ от 18 февраля 2009 г. № 53 "О государственной религиоведческой экспертизе", который подразумевает проверку экспертным советом наличия признаков религиозного объединения (вероисповедания; совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания своих последователей) либо уже существующего, либо подающего обращение для регистрации.


Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации (на 1 января)Год2012201320142015Всего24624255412644227496Не включая РПЦ1068111019 11246 11420

Из таблицы видно, что количество зарегистрированных религиозных объединений с каждым годом растет: так, прирост организаций, не включая РПЦ, с 2012 по 2015 года составил почти 7%, - ввиду отсутствия статистики за 1 января 2016 года, можно только предположить увеличение числа НРД в связи с принятием в 2015 году поправки о порядке регистрации, речь о которой шла выше.

Однако законодательная основа, религиозная экспертиза и правовое регулирование функционирования данных организаций, содействующие активности НРД на территории нашей страны, не разрешают основного вопроса о классификации новых религиозных объединений, о терминологическом аппарате, вокруг которых до сих пор ведут споры государственные деятели, ученые и представители Русской православной церкви.

Проблема классификации НРД была затронута многими авторами, которые, в свою очередь, пытались провести объединение их в группы на основании родственных признаков. М. Вебер, Э. Трёльч, А. Баркер, Ч. Глок, Дж. М. Йингер, Е.Г. Балагушкин, И.Я. Кантеров и многие другие пытались дать собственную типологию религиозных организаций, однако их теоретические разработки в настоящий момент нельзя соотнести с современными реалиями отечественной науки. Так, исследуя психологические особенности личности, находящейся под влиянием нетрадиционных религиозных организаций, Р.Б. Каримова анализирует воздействие на индивида извне, не разграничивая понятие секты и культа, что является не единственным примером и может объясняться отсутствием четко сформулированной концептуальной базы, затрудняющей тем самым процесс развития научной мысли.

Лишь за редким исключением, авторами упоминаются типологии, а, следовательно, и термины, использованные классиками, например: Сухоруков Д.С., рассматривая несколько путей развития секты, выделяет в качестве одного из варианта модификации секты, вызванной увеличением числа последователей или же систематизацией доктрины - переход ее в деноминацию, описание которой было представлено Р. Нибуром в работе "Социальные истоки деноминационализма" (1929).

Понятие секты, распространённое среди российского населения и широко используемое средствами массовой информации, на рубеже веков воспринималось весьма неоднозначно: Судебная палата по информационным спорам при президенте РФ в 1998 году указала, что данный термин несет негативную смысловую нагрузку, а его употребление не рекомендуется, ввиду того, что может оскорбить чувства верующих. Большим жюри Союза журналистов России и Общественной коллегией по жалобам на прессу в 2004 и 2006 годах, соответственно, были вынесены аналогичные решения. Конституционным Судом 23 ноября 1999 года была предпринята попытка поставить точку в общественных прениях, закрепив возможность использования нейтрального термина, обозначающего религиозную организацию, исповедующую взгляды узкой, по сравнению с подавляющим большинством, группы людей, и тем самым введя его в юридическую практику. Как видно из вышесказанного, данное постановление не смогло урегулировать разногласия, так как в самом широком смысле понятие секты характеризуется известной степенью субъективизма, рожденного в контексте полемики: представители разных направлений научной мысли по-своему воспринимают отличительные черты данной организации.

Воробьева И.Б. в своей статье "Термин "секта" и его использование в юриспруденции", критикуя авторов, воспринимающих сектантство лишь через призму обмана, жульничества и мошенничества, мешающих объективному восприятию, пишет, что данное понятие "уже давно сложилось как научное, что позволяет применять его как социологический, религиоведческий термин". Сопоставляя различные источники, автор выводит собственное определение: "секта - это объединение лиц, отделившееся от какого-либо вероучения, либо возникшее на основе принятия самостоятельной доктрины или религиозно-мистического опыта отдельной личности; использующее совокупность специфических вероучительных представлений и культовой практики в качестве инструмента воздействия на людей; как правило, осуществляющее свою деятельность в противостоянии основным религиозным традициям страны". Следует заметить, что представленная выше дефиниция, стремящаяся исключить из своего содержания различного рода оценочный характер, содержит положения, противоречащие мнению столь же компетентных авторов, ставящих своей целью - объективное описание феномена сектантства. Так, Казаченко Е.В. указывает, что "любая секта, за редким исключением, является ответвлением какой-либо признанной религиозной конфессии - религиозного объединения (направления), имеющего разработанное вероучение, культ и организованную структуру". В то же время Сухоруков Д.С. делает акцент на том, что "секты в основном носят реставрационный характер, они декларируют возвращение к истокам, а не создание новой доктрины". Из вышеизложенного видно, что среди исследователей не только отсутствует общепринятая терминология, но и нет единого взгляда в вопросе об основополагающих источников происхождения сект.

Поскольку секта, по словам некоторых авторов, является маргинальным течением в рамках религии, то общество воспринимает ее в той или иной степени негативно. Одной из причин такого отношения, как тонко замечает Романова Е.Г., может являться тот факт, что понятие секты появилось в России в качестве альтернативы для религиозных меньшинств, которые носили названия "раскол" и "самочинные сборища" и воспринимались некой оппозицией церкви и общества в целом. По ее мнению, ситуация не изменилась, и "инакомыслящие граждане без особого разбора зачисляются в "сектанты" и даже в реальные "враги", с которыми надо и можно бороться любыми средствами, пренебрегая конституционным правом каждого в своем религиозном или ином мировоззренческом самоопределении".

Следует отметить, что большинство отечественных авторов, подвергшись основным тенденциям, в рамках своих исследований дают отрицательную оценку феномену сектантства, что может быть объяснено настроениями, господствующими в современном российском обществе, вызванными примерами деятельности некоторых религиозных объединений деструктивного характера. Так, к их числу можно отнести организацию "Аум Синрикё", адепты которой распылили нервно-паралитический газ - зарин в Токийском метро. Информация об этом происшествии потрясла мировую общественность, и, несмотря на то, что такого рода примеры являются крайней редкостью, в социуме сформировалось критическое восприятие сект, что в дальнейшем привело к дискуссиям об их тоталитарной направленности.

Подобная ситуация сложилась не только в России, но и в ряде других странах. Спустя некоторое время после потрясения, вызванного действиями некоторых религиозных группировок, европейские эксперты, специализирующиеся на церковном праве, ответили на вопросы встревоженной общественности. Они отметили, что из 20 тысяч новых религиозных движений, которые неверно определяются как секты, лишь 200 находятся "в зоне риска"; авторы призывают "не демонизировать этот феномен и иметь к нему то же "отношение", которым пользуются религии и ассоциации с легитимными целями, за исключением необходимости карать те из них…, которые совершают предусмотренные общим правом преступления".

Однако, если на западе в настоящее время секты в значении "ереси" воспринимаются населением значительно мягче, благодаря призыву к толерантности и веротерпимости, то в России можно наблюдать совсем иное положение дел. Как отмечалось ранее, деструктивная деятельность ряда новых религиозных движений породила стереотип, заключающийся в следующем: объединения такого рода не только являются прямой угрозой для попавшей под ее влияние личности или господствующей церкви, но и представляют собой опасность национального масштаба. Шарапова М.А. пишет, что активность НРД на территории нашей страны не соответствует Стратегии национальной безопасности РФ, так как носители новой религиозности не принимают участия в процессе ретрансляции традиционной культуры, тем самым не реализуют одно из направлений, а именно развитие патриотического воспитания. Последствиями, по мнению автора, являются потеря национальной идентичности, а в дальнейшем и государственного суверенитета.

По мнению Балагушкина Е.Г. и Шохина В.К., острая конфронтация с господствующим социальным строем и его общественными и церковными институтами, свойственная большинству НРД, определяет особенности взаимоотношений новых религиозных объединений с социальным окружением. Также авторы выделяют следующие характерные черты: наличие "тайного учения", превосходящего традиционную религиозную догматику и современную науку; создание новых сакральных текстов, полно воплощающие те истины, которые были утрачены другими религиями; ориентация на практическую сторону ритуальной обрядности, переживание психофизического "опыта"; особая роль основателей, предстающих себя "живыми богами" по отношению к рядовым членам организации.

Таким образом, говоря о понимании НРД отечественными исследователями данной проблематики и трактовке основных их черт, наиболее применимы термины, запущенные в научный оборот в 70-х годах XX века в США, а именно "культы", "деструктивные культы", "тоталитарные секты". Рассмотрим последний, так как его употребление является наиболее частым по сравнению с остальными.

Рюмшина Л.И. предлагает следующее определение: "тоталитарными сектами обычно обозначают особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями, скрывают свои намерения под религиозными… масками". Предложенная дефиниция является весьма поверхностной, поэтому приведем характерные черты данных объединений: наличие харизматического лидера, максимальный отрыв от реальности, жесткая регламентация жизни адептов, негативное отношение к основам существующего конституционного строя и символам государственности, использование методов обманной вербовки, утаивание истинной природы и целей организации от потенциальных или новообращенных адептов.

Таким образом, нами были проанализированы проблема классификации НРД в отечественной практике, общие тенденции восприятия сект, а также правомерность использования данного термина по отношению к религиозным объединениям, имеющим признаки тоталитарного характера. Перейдем к рассмотрению отдельных особенностей подобного рода организаций.

.3 Анализ междисциплинарных подходов к исследованию сект и новых религиозных движений

Для того чтобы представить наиболее полную картину, отражающую образ секты как типа религиозной организации, рассмотрим ряд вопросов, которые затрагиваются специалистами, изучающими ее деятельность и функционирование: во-первых, структура объединения, во-вторых, внешние и внутренние причины вступления, в-третьих, психологические особенности и социально-демографические характеристики личности, склонной к членству в подобного рода объединении, в-четвертых, образ лидера, в-пятых, способы привлечения новых адептов в организационную структуру, в-шестых, методы психологического воздействия на индивида с целью его удержания в секте.

В основе своего построения секты имеют пирамидальную структуру. Примером могут послужить организационные уровни Церкви адвентистов седьмого дня, предполагающие сплочение отдельных членов, а также возложение на них определенных обязательств перед лицом всемирной церковной семьи верующих: местная община, местная конференция, унион местных церквей, Генеральная Конференция и дивизионы.

Конягина Л.Н. сравнивает подобного рода организацию с "бандитской группировкой" или "мафией", акцентируя внимание на таких особенностях, как жесткая регламентация отношений между лидерами и рядовыми членами, а также служение общим целям и интересам объединения. Однако, черты, представленные автором в ярко выраженном негативном ключе, являются признаками все более распространяющейся бюрократизации управленческого аппарата, о котором писал М. Вебер, выделяя следующие его характеристики: вертикальная иерархия, четкое разделение труда и нормы, определяющие дисциплину.

Можно выделить бюрократию двух типов: представительного и авторитарного типа, - упоминающиеся в работе А.У. Гоулднера "Модели индустриальной бюрократии" (1954). Первый тип характерен для власти, опирающейся на знания и умения, например: исполнительные обязанности в организации адвентистов седьмого дня возлагаются на избранных надлежащим образом должностных лиц, обладающих определенным уровнем авторитета и компетенции. Второй тип зиждется на негативных санкциях со стороны лидера, заботящегося о своих интересах и злоупотребляющий собственным положением. А. Баркер замечает, что весьма трудно определить момент, когда организационная структура делает "возможной эксплуатацию рядовых членов, даже если подобная эксплуатация противоречит намерениям и обычной практике движения".

Причины вступления в секты можно разделить на две группы: внешние и внутренние, - данная классификация будет отличаться определенной степенью условности, так как граница, проходящая между ними, весьма относительна. К первой группе факторов отнесем различные социально-экономические ситуации, сложившиеся в той или иной стране и провоцирующие конфликт между внутренними потребностями индивида и тем, как в реальности государство может их удовлетворить.

Так, Брайан Уилсон, выдающийся социолог, считает, что НРД представляют собой следствие резких социальных сдвигов, когда традиционные нормы общества подрываются, а люди в условиях нестабильности начинают стремиться восстановить связь со своими собственными верованиями и ценностями. Примером служит Россия 90-х годов XX века: существенное материальное расслоение, высокий уровень преступности, рост безработицы и многие другие социальные проблемы настигли простого обывателя, стремящегося найти свое место в обществе.

Еще одной причиной можно указать дефицит в интеллектуально-рациональной культуре, который является последствием всеобъемлющего массового потребления. Данная проблематика затрагивалась многими классиками социологии и психологии: Хосе Ортега-и-Гассетом, Карлом Маннгеймом, Карлом Ясперсом, Сержем Московичи и другими.

Определяя массовое общество как болезнь XX века, К. Ясперс пишет, что его представители характеризуются расчлененностью, беспочвенностью, отсутствием самосознания. С. Московичи добавляет к этому перечню аморфность, которая провоцирует невиданную ранее манипуляцию. Таким образом, массовое общество своим существованием обязано переходом "от культуры слова к культуре "наглядных образов" (радио, комиксы, плакаты, телевидение и т.д.)", что привело к снижению культурных притязаний.

Ко второй группе причин можно отнести различные жизненные проблемы, связанные с кризисами, преследующими человека в определенных возрастах. Так, например, молодежь отличается высокой степенью противостояния по отношению к родителям и обществу в целом, что порождает стремление к поиску ответов на животрепещущие вопросы, формирующие ее идентичность, в различных религиозных организациях. В данную категорию отнесем и пенсионеров, оставшихся на собственном попечении и испытывающих чувство одиночества. В этом случае НРД стремятся иллюзорно компенсировать потребность индивида в контактах, общении, духовной близости через специфический образ жизни в религиозной коммуне.

Из вышеизложенного следует, что поводом для вступления в секту могут послужить не только внешние кризисы, связанные с неэффективной деятельностью государства, но и ряд личных причин, о которых писал А. Баркер: наличие различных заболеваний, потребность в саморазвитии, отсутствие карьерных успехов, стремление обрести религиозный опыт и другое.

Перейдем к рассмотрению психологических особенностей и социально-демографических характеристик личности, склонной к членству в секте.

Распространено мнение, что характерными чертами индивида, склонного к членству в секте, являются беспомощность, слабость и зависимость; к данным категориям, как уже говорилось выше, можно отнести молодежь и пенсионеров, которые в силу своих социально-демографических особенностей легко поддаются влиянию извне. Гидденс Э., продолжая эту мысль, добавляет, что на основании исследований, проведенных в Великобритании, было выявлено превалирование женщин, включенных в религиозные организации, над мужчинами.

Сухоруков Д.С. отмечает, что социальными предпосылками могут являться уровень образования и широта кругозора, отражающие принадлежность индивида к определенному общественному слою. В тоже время по результаты эмпирического исследования М.Д. Бугаевой видно, что высокий уровень интеллекта способствует повышению психологической сопротивляемости влиянию. Однако, К. Истер утверждает, что в секте может оказаться любой индивид ввиду наличия определенных факторов уязвимости, к которым Д.К. Росс и М.Д. Лангон относят этап развития, ситуацию, личную биографию и психологическую предрасположенность.

Рассматривая непосредственно психологические особенности личности, вслед за Угриновичем Д.М. выделим два типа верующих: интровертированный и экстравертированный, - первый характеризуется бегством от мира, второй - способом самоопределения, где религия носит внешний характер и участвует в формировании ценностных ориентаций индивида. Развивать данную идею продолжил Кучмистов К.С. Он провел исследование, в котором приняли участие 82 человека (примерно одинакового социального положения). Задача заключалась в следующем: необходимо было посредством опросника Собчик Л.Н. измерить уровень индивидуальных изменений, произошедших с человеком после психологического воздействия, в качестве которого была использована статья в журнале "Сторожевая башня" (организации "Свидетели Иеговы"). Таким образом, было выявлено, что личность с довольно высокой предрасположенностью к психологическому воздействию со стороны НРД, обладает такими избыточно выраженными индивидуально-типологическими особенностями, как экстраверсией в сочетании с повышенной чувствительностью к происходящим событиям, тревожностью и быстротой наступления эмоциональных реакций.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что влиянию со стороны сект подвержены не только незащищенные слои населения, но и те, кто по тем или иным причинам оказался в неблагоприятной жизненной ситуации, вызванной либо внешними обстоятельствами, либо внутренними, которые относятся к сфере психиатрии.

Перейдем к рассмотрению образа лидера, который является одним из ключевых положений при изучении функционирования религиозного движения. Так, Э. Тоффлер отмечает, что негативное восприятие неорелигий, ставших неким "духовным наркотиком" нового поколения, определяется, в первую очередь, отношением к их харизматическим лидерам, обладающим ярко выраженным авторитаризмом.

Под харизматичностью социологи подразумевают веру членов секты в то, что лидер обладает совершенно особым качеством, благодаря которому последователи добровольно облекают его особой над собой властью. Данная личности отождествляется с героем, выступает "в качестве медиума между богом и человеком", что способствует укреплению глубинных связей между адептом и религиозной организацией. Следовательно, лидеры стремятся контролировать сознание своих последователей, подавляя в них способность к критическому мышлению и выражая притязания на обладание окончательной и непререкаемой истиной.

Таким образом, роль лидера заключается скорее не в руководстве группой, а в создании и поддержании ее существования посредством авторитета и провозглашения новой картины мира, что является отличительной особенностью раннего этапа развития религиозной организации. В дальнейшем происходит увеличение числа адептов и, как следствие, рутинизация харизматической власти, объясняющаяся дистанцированностью рядовых членов от учителя и развитием бюрократического аппарата.

Перейдем к способам привлечения новых адептов в организационную структуру. В быстро развивающемся мире методы вовлечения достигли столь высокого уровня, что узнать о некоторых религиозных объединениях можно, не выходя из дома, а посетив официальный сайт, находящийся в открытом доступе для всех пользователей сети Интернет: Свидетели Иеговы (https://www.jw.org/ru/), Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня (#"justify">Также существуют методы непосредственного воздействия, проявляющиеся в миссионерско-проповедческой деятельности, вокруг которой до сих пор ведутся споры. Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Яна Лантратова, выступила в поддержку добровольного характера участия в, так называемом, "уличном миссионерстве" тех граждан, на которых оно направлено. Схожие законодательные нормы уже приняты в Белгородской и Новгородской областях.

Следует отметить, что в современном информационном обществе действуют новые законы вовлечения потенциальных членов в организационную структуру. Так, можно упомянуть о привлекательном религиозном маркетинге, который характеризуется "огромными объемами качественных красочных буклетов и проспектов, максимальной простота в общении, предельно упрощенным богословием, доступным для понимания широких слоев населения".

В заключение рассмотрим основные методы психологического воздействия на индивида с целью его удержания в секте. Ввиду того, что изучение данных приемов непосредственно, в рамках религиозной организации, является весьма затруднительным по причине закрытого характера ее деятельности, авторы исследуют доступные им источников информации. Так, Рюмшина Л.И. производит контент-анализ аудиозаписи проповедей и текстов статей еженедельной газеты (всего 6566 слов) одной из сект, название которой не указывает. Из результатов можно вынести следующее: частое употребление местоимения "мы" и призывы к совместной деятельности (обняться, взяться за руки, хлопать в ладоши, повторять слова и т.п.) призваны создать в коллективе атмосферу сплоченности и единения, что подкрепляется в сознании рядовых членов использованием дихотомии "мы-они", направленной на формирование чувства избранности.

Еще одно исследование, проведенное Лушпай С.А., позволяет утверждать, что "закрытость" секты обусловлена развитием религиозно-мифического аспекта, заключающегося в осознании Бога как реального существа, что способствует внушению страха перед наказанием и соблюдению дисциплины внутри группы, а также в представлении мира, полного страданий и близкого к своему завершению.

Таким образом, односторонняя проницаемость, свойственная секте, объясняется такими механизмами воздействия, как выработка негативного отношения к окружающей реальности, создание психологического комфорта между адептами, а также формирование внутригрупповой идентичности.

В данном параграфе были проанализированы основные вопросы, затрагиваемые специалистами, изучающими деятельность и функционирование сект. Зачастую исследователи используют понятие "тоталитарной секты", однако, некоторые из них, например, Романова Е.Г. считает, что, несмотря на наличие в таких типах религиозной организации признаков тоталитаризма (авторитаризма, абсолютизма или тотальности) данный термин является политическим, и его использование в чистом виде применительно к сфере религиозных отношений не является правомерным. Данная проблема является дискуссионной, поэтому в эмпирическом исследовании будет предпринята попытка разграничить понятия "тоталитарная" и "деструктивная" секта, а также выявить мнение респондентов по этому вопросу.

2. Исследование формирования образа секты в восприятии интернет-пользователей

.1 Методологические основы исследования образа секты

Обоснование проблемы исследования

Быстрые темпы распространения новых религиозных движений обуславливаются как процессами интернационализации мирового сообщества, находящие свое выражение в миссионерской практике, так и развитием информационных технологий. В настоящий момент знакомство отдельного индивида с сектой или другой подобной организацией может произойти не только посредством прямого контакта, но и опосредованно: с помощью печатных изданий, СМИ, сети Интернет и др. Так, Медведева Е.Н. пишет, что Стивен О'Лири, один из первых, чьи работы были посвящены исследованию взаимодействия религии и киберпространства, воспринимает новые коммуникационные технологии как некий культурный сдвиг, который по своим масштабам может быть сопоставим с революцией Гуттенберга. В качестве примера автор приводит статистику, отражающую рост числа ресурсов, посвященных религиозной проблематике, а именно увеличение количества веб-страниц с 1,7 миллиона в 1991 году до 51 миллиона в 2004.

Для того чтобы лучше понять динамику, приведем следующую аналитическую таблицу, которая была составлена с помощью сервиса сайта google.ru (дата обращения: 01.03.2016), где указывается примерное количество предоставляемых к доступу веб-страниц по определенному запросу, начиная с момента возникновения интернет-платформы в рунете:

ЗапросНе позднее, чем01.01.200301.01.200901.01.201501.01.2016За все времяНовые религиозные объединения (НРО)49 600128 000168 000205 000930 000Секты26 01079 30070 10096 200918 000Религиозные секты7 18018 60064 60080 100398 000Деструктивные секты8091 9406 8408 63065 900

Из представленных выше данных, действительно, видно увеличение числа ресурсов, посвященных тематике запросов, что может быть объяснено развитием инфраструктуры всемирной Сети и динамикой роста интернет-аудитории. По результатам исследования компании eTForecasts в 2001 году в России было около 10 млн интернет-пользователей, в 2004 году - примерно 20 млн человек, а в 2005 - почти 24 млн. По статистике Фонда Общественное Мнение от 08 февраля 2016 доля активной аудитории сети Интернет 63,9 млн человек, а на осень 2015 года показатель проникновения интернета среди взрослого населения составил 78,2 млн.

Таким образом, сеть Интернет на сегодняшний день является основным информационным каналом, способным охватить широкие слои населения; она, по мнению М. Кастельса, "органично вписывается в специфику современной информационной эпохи, соответствует сложившемуся типу общественных отношений". Возможности, которые предлагает всемирная паутина, обширны: именно здесь сосредоточен основной массив данных, освещающих религиозную сферу нашей жизни, он представлен сайтами новостных ресурсов, веб-страницами отдельных религиозных объединений, церквей и т.п.

Лученко К. отмечает, что Интернет дает огромное преимущество новым религиозным движениям, в отличие от традиционных институциональных церквей, так как является эффективным средством распространения идей таких объединений, что объясняется открытым доступом информации и религиозным плюрализмом.

В связи с этим, в рамках изучаемой проблемы, проведем эмпирическое исследование, цель которого заключается в выявлении образа секты как типа религиозной организации, сформировавшегося у пользователей сети Интернет. Объектом изучения являются интернет-пользователи Москвы и Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 64 лет; предметом - представления пользователей сети Интернет Москвы и Санкт-Петербурга о секте.

Логический анализ (интерпретация) основных понятий. В соответствии с целью исследования, логическому анализу подлежат следующие понятия: секта, культ, деноминация, новые религиозные движения, адепт/последователь секты, лидер, причина вступления, воздействие, угроза безопасности, тоталитарный характер, деструктивность. Рассмотрим каждое из них по отдельности.

Во-первых, секта - религиозное течение, отличающееся от традиционной церкви, последователи которого характеризуются высокой степенью неприятия мира, выраженного в уходе от окружающей действительности и, тем самым, в реализации жизнедеятельности в рамках замкнутого круга данного объединения. Выделим ряд основополагающих признаков: закрытость, дистанцированность от внешнего мира, отвержение социального окружения, позиционирование себя как носителя истиной веры, стремящегося к духовному превосходству.

Выделим несколько основополагающих типов сект:

·мироутверждающая: небольшая группа, деятельность которой направлена на возрождение в своих последователях утраченной духовности, способствующей раскрытию потенциальных возможностей человека;

·миротерпимая: объединение, характеризующееся определённой степенью терпимости по отношению к окружающей реальности и напоминающее по своему функционированию традиционную церковь;

·мироотвергающая: замкнутая, отгородившаяся от общения с другими группа лиц, представляющая собой оппозицию господствующей церкви и обществу в целом.

Организационная структура:

·аморфная, характеризующаяся разрозненными группами, не имеющими системы управления;

·пирамидальная (вертикальная), характеризующаяся жесткой иерархией;

·сетевая (горизонтальная), характеризуется наличием центрального органа управления и подразделений, обладающих определенной степенью самостоятельности.

Во-вторых, культ - маленькая религиозная группа, где нет бюрократической структуры, а есть харизматический лидер. Основные признаки по Дж. М. Йингеру: небольшие размеры, поиск мистического опыта, отсутствие структуры, наличие харизматического лидера.

В-третьих, деноминация - тип религиозной организации, специфической характеристикой которого является промежуточный характер по отношению к секте и церкви. Признаки: иерархичность управления, высокая система централизации, отказ от политики изоляционизма по отношению к обществу и государству.

В-четвертых, новые религиозные движения - совокупность различных по учению и организационному устройству религиозных объединений.

В-четвертых, адепт - посвященный в тайны какого-либо учения, секты; ревностный приверженец какого-либо учения, идеи. Признаки личности, склонной к вступлению в секту, в зависимости от:

возраста:

·молодежь

·люди среднего возраста

·пенсионеры

пола:

·мужчины

уровня образования:

·неполное среднее

·среднее (полное) общее

·среднее специальное

·неоконченное высшее

люди с ограниченными возможностями, связанными с состоянием физического, умственного или психического здоровья

Выделим некоторые характерные черты поведения адепта секты, описанные отечественными авторами:

·рьяная приверженность вероучению, проявляющаяся во всех сферах жизни;

·отсутствие способности принимать самостоятельные решения, проявляющееся в систематическом подчинении руководителям секты, что представляет собой некритичность мышления;

·дистанцированность от внешнего мира и отвержение социального окружения.

В-пятых, лидер - человек, стоящий у истоков секты или занимающийся организацией ее деятельности. Выделим, опираясь на М. Вебера, типы легитимного господства:

·рациональное (основывается на вере в легальность и законность установленного порядка);

·традиционное (базируется на обыденной вере в святость традиций и легитимность авторитета, который основан на этих традициях);

·харизматическое (его основаниями являются - незаурядное проявление святости или геройской силы, образцовость личности и созданный этими проявлениями порядок).

В-шестых, причины вступления - факторы и условия, приводящие человека к членству в той или иной секте.

Неблагоприятная социально-экономическая ситуация:

·высокий уровень безработицы

·деградация нравственности и моральных ценностей в обществе

Воздействие со стороны представителей организации:

·"уличное миссионерство"

·агитация на лестничной площадке

·личные беседы с последователями через сеть знакомств

·сеть Интернет

Кризисы личности:

·потеря жизненных ориентиров

·проблемы в семье (конфликт, развод и т.д.)

·возрастной кризис

·одиночество

·смерть близкого человека

·потеря социального статуса

·поиск истины, которую пропагандируют лидеры секты

В-седьмых, воздействие - активное влияние субъекта на объект, не обязательно явное или с обратной связью. В рамках нашего исследования будут рассмотрены следующие виды воздействия:

на потенциального адепта для привлечения его в организационную структуру секты:

·опосредованное: печатная продукция (газеты, брошюры, книги, буклеты и др.), теле- и радиовещание, сеть Интернет (материалы, содержащие информацию о секте, аудио- и видеолекции и т.д.);

·непосредственное: "уличное миссионерство", пропаганда на дому, личные беседы с представителями секты через сеть знакомств;

на члена, уже состоящего в секте, с целью его удержания в ней (основываясь на рассмотренных источниках, а также исследовании Сулейманова Т.М., нашедшем свое отражение в работе "Психологическое насилие в современных сектах и культах"):

психологическое:

·техники "гипноза", "зомбирования"

·создание комфортной атмосферы внутри объединения

·формирование негативного восприятия окружающей действительности

·привлечение авторитета в лице лидера движения или Бога

нормативное:

·жесткая дисциплина внутри секты

·угрозы санкций за уход со стороны руководителей организации

регламентирующее жизнь члена секты:

·повышенные требования, касающиеся круга общения адептов (изоляция от мирского общения)

·ряд правил относительно стиля одежды и образа жизни

·контроль деятельности адепта вне организации

·создание тайного языка

физическое, находящее свое отражение в насилии со стороны руководителей по отношению к адептам

информационное, проявляющееся в фильтрации сведений со стороны руководителей, их искажении и т.д.

В-восьмых, угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Секта может представлять угрозу для следующих объектов: личности, являющейся членом секты (ее прав и свобод), общества (его материальных и духовных ценностей), традиционных религий (их авторитета), государства (его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности).

В-девятых, тоталитарный характер - признак секты, проявляющийся в таких категориях, как авторитаризм, абсолютизм и тотальность, которые могут найти свое выражение в следующем:

авторитаризм:

·жесткая внутригрупповая дисциплина

абсолютизм:

·иерархичная система управления

тотальность:

·регламентация образа и стиля жизни

В-десятых, деструктивность - разрушение, нарушение нормальной структуры функционирования чего-либо; отрицательное отношение личности, направленное вовне или внутрь. В чем может проявляться деструктивность:

В деятельности лидера (руководителя):

·стремление к удовлетворению личных интересов за счет адептов

В деятельности и поведении адепта:

·системное подчинение

·ограничение круга общения

Основная гипотеза: предварительный анализ теоретических разработок, посвященных изучению сект, а также их функционированию, позволяет предположить, что в настоящее время у интернет-пользователей в целом сформировалось негативное отношение к данному типу религиозной организации.

В соответствии с основной гипотезой, в опросном инструментарии должны присутствовать следующие блоки вопросов: об общем представлении пользователей о секте, ее организационной структуре и целях деятельности; о типе руководства в данной организации; о причинах вступления человека в данный тип религиозной организации; о социально-демографических и психологических особенностях личности, склонной к вступлению в секту; о методах воздействия на индивида с целью привлечения его к деятельности некоторого вероучения и непосредственного удержания в организации; об угрозе для личности, являющейся членом секты, общества, традиционных религий и государства в целом.

Целесообразно сформулировать ряд дополнительных гипотез:

1.Интернет-пользователи не проводят четких границ между характерными признаками таких типов религиозной организации, как культ, секта и деноминация.

2.Среди респондентов, не относящих себя к представителям какого-либо вероучения, процент тех, кто использует словосочетание "религиозная секта", описывая деятельность данной организации, больше, в то время как последователи традиционных религий употребляют понятие "тоталитарная секта".

.Оценки степени угрозы со стороны секты по отношению к личности, обществу и традиционной религии доминируют над уровнем опасности данной организации для государства.

.Приверженность традиционным формам религии является в большей степени определяющим фактором в формировании негативного отношения к секте.

.Респонденты, периодически взаимодействующие с представителями сект, более лояльны по отношению к деятельности данного типа религиозной организации, а также к ее членам.

Для проверки основной гипотезы необходимо выявить ключевые представления о секте, сформировавшиеся у интернет-пользователей из отдельных элементов ее образа: организация, цели, деятельность, принципы руководства, факторы вступления в организацию и причины нахождения в ней, поведение адептов, степень угрозы по отношению к личности, обществу, традиционным религиям и государству.

Для проверки дополнительных гипотез предполагается решить следующие задачи:

1.На основании мнения респондентов, определить основные признаки сект, значимые для формирования ее образа в восприятии интернет-пользователей.

2.Выявить связь между спецификой восприятия сект и принадлежностью к определенной социальной группе по признакам той или иной традиционной религии, возраста и уровня образования.

.Выявить распространенные представления интернет-пользователей о социально-демографических и психологических характеристиках личности, склонной к вступлению в секту.

.2 Обоснование выборки и методов исследования образа секты в восприятии интернет-пользователей

секта религиозный образ легитимация

Методом сбора первичной социологической информации будет выступать анкетный опрос, проводимый с помощью сервиса "Google Формы", ограничениями которого являются:

·стихийность выборки, так как участие является добровольным;

·неоднократное участие в опросе, технически нельзя ограничить количество раз прохождения опроса;

·намеренное искажение данных, заключающееся в выборе ответов, не соответствующих личному мнению респондента;

·ограниченная длина опросника;

·коммуникационные проблемы, которые исследователь не может разрешить в ходе заполнения респондентом анкеты.

Выборка

Объектом данного исследования являются пользователи сети Интернет Москвы и Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 64 лет. Возрастные рамки обусловлены двумя причинами: во-первых, тематикой исследования, в связи с чем опросу подлежат только совершеннолетнее население, и во-вторых, ограниченностью ресурсов и потому труднодоступностью вовлечь в исследование респондентов старше 64 лет.

Население Москвы на 1 января 2016 года составляет 12 325 387 человек согласно данным Росстата о предварительной оценке численности населения России по регионам на 01.01.2016, Санкт-Петербурга же - 5 222 347 человек.

На основании статистики о численности населения и данных TNS Web Index о половозрастной структуре интернет-аудитории этих городов составлена репрезентативная выборка:

ВозрастМоскваСанкт-Петербургмжмж18-24212112925-344854212435-444245181845-543336121555-642727912Всего354150

2.3 Интерпретация результатов эмпирического исследования образа секты в восприятии интернет-пользователей

В рамках данного исследования в опросе приняли участие 412 пользователей сети интернет, проживающие на территории Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. В связи с ограниченностью ресурсов и труднодоступностью лиц старших возрастных категорий на этапе анализа полученной первичной социологической информации было принято решение сократить выборку до интернет-пользователей города Москвы в возрасте от 18 до 44 лет. Таким образом, из 301 респондента после отбора на основании двух контрольных вопросов исследованию подлежат мнения лишь 250; ниже представлена таблица, отражающая половозрастную структуру новой выборочной совокупности:

Половозрастная структура выборочной совокупности

ВозрастПолмужскойженский18-247010025-34211635-442023Всего250

Для реализации цели и задач исследования подвергнем проверке основную и дополнительные гипотезы.

1. Интернет-пользователи не проводят четких границ между характерными признаками таких типов религиозной организации, как культ, секта и деноминация.

Для проверки данной гипотезы респондентам задавался следующий вопрос "Считаете ли вы, что понятия "секта" и "новое религиозное движение" являются взаимозаменяемыми?". Из Диаграммы 1 видно, что лишь 30,8% пользователей дают положительный ответ, а остальным респондентам было предложено выявить характерные черты секты как особой формы религиозной организации. Так, по их мнению, закрытость от внешнего мира, наличие харизматического лидера, враждебная настроенность по отношению к традиционным религиям (упоминались 117, 100 и 65 раз, соответственно) являются сущностными характеристиками этого объединения. На основании полученных данных можно утверждать, что респонденты имеют представление о сущностных признаках секты как типа религиозной организации, таким образом, гипотеза не является подтвержденной.

. Среди респондентов, не относящих себя к представителям какого-либо вероучения, процент тех, кто использует словосочетание "религиозная секта", описывая деятельность данной организации, больше, в то время как последователи традиционных религий употребляют понятие "тоталитарная секта".

Из Таблицы 1 видно, что респонденты, не причисляющие себя к какому-либо вероисповеданию, чаще используют определение "религиозная" (37,61%), нежели представители традиционных конфессий (27,24%). Однако и те, и другие склонны к употреблению словосочетания "деструктивная секта", описывая ее деятельность: 41,29% среди лиц, не причисляющих себя к традиционным религиям и 51,08% респондентов, исповедующих какое-либо вероучения. Следует отметить, что обе группы в равной степени оперируют термином "тоталитарная секта" (около 21%). Таким образом, гипотеза об использовании определенной терминологии при описании деятельности секты в зависимости от отношения к традиционному вероучению не подтверждается.

. Люди с высшим образованием или отсутствием принадлежности к какой-либо традиционной религии в большей степени нейтральны по отношению к целям, преследуемым сектой.

Для проверки данной гипотезы воспользуемся следующими таблицами сопряженности:

В чем, на ваш взгляд, заключается главная цель деятельности такой религиозной организации?Причисляет ли себя респондент к какому-либо традиционному вероучению? в возрождение в своих адептах истинных духовных ценностей, которые были утрачены традиционными религиямив предоставление людям, схожим по своим религиозным убеждениям, платформы для различного рода взаимодействийв стремлении оказать воздействие на личность, общество, традиционные религии и государство, исходя из интересов организаторов сектыВсегода14,8914,1870,93100нет11,9311,0177,06100

В чем, на ваш взгляд, заключается главная цель деятельности такой религиозной организации?Обладает ли респондент высшим образованием?в возрождение в своих адептах истинных духовных ценностей, которые были утрачены традиционными религиямив предоставление людям, схожим по своим религиозным убеждениям, платформы для различного рода взаимодействийв стремлении оказать воздействие на личность, общество, традиционные религии и государство, исходя из интересов организаторов сектыВсегода15,7913,1671,05100нет19,5417,2463,22100

Следует отметить, так как в настоящей выборочной совокупности преобладает число респондентов в возрастной категории от 18 до 24 лет, не имеющие высшего образования, для построения последней таблицы было проведено повторное взвешивание на основании данных о степени проникновении сети Интернет среди жителей Москвы. Таким образом, оперируя данными таблиц, можно утверждать, что наличие высшего образования или отсутствие предрасположенности к какому-либо вероучению не являются критериями, определяющими нейтральное отношение к целям секты.

. Оценки степени угрозы со стороны секты по отношению к личности, обществу и традиционной религии доминируют над уровнем опасности данной организации для государства.

Для проверки данной гипотезы респондентам предлагалось оценить по 5-бальной шкале степень опасности деятельности сект для следующих категорий: личности, являющейся членом секты (ее прав и свобод), общества (его материальных и духовных ценностей), традиционных религий (их авторитета в глазах верующих), государства (его конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и реализации национальной политики). Из Таблицы 2 видно, что на данный вопрос ответило 187 респондентов, которые считают, что секты представляют большую опасность для личности (5 баллов указали 67,38% респондентов) и общества (в 4 балла оценили 35,29% опрошенных), степень угрозы для традиционных религий и государства, в среднем, оценивают около трех баллов. Опираясь на представленные выше данные, можно заключить, что гипотеза не опровергается полученными данными.

.Приверженность традиционным формам религии является в большей степени определяющим фактором в формировании негативного отношения к секте.

Для проверки данной гипотезы были выделены следующие типы отношений к секте: позитивный, нейтральный и негативный, - разграничение которых определялось вариациями ответов респондентов на вопросы о наиболее точном определении секты, целях ее создания, наличии механизмов удержания в её структуре и степени опасности для личности, общества, традиционных религий и государства. Так, количество респондентов, имеющих четкую позицию (на основании выделенных критериев) по отношению к секте, распределилось следующим образом:


В рамках данной гипотезы было произведено взвешивание, о котором упоминалось ранее, а также рассчитан коэффициент корреляции Пирсона (-0,107), значение которого позволяет судить об отсутствии зависимости между формированием негативного мнения о секте и предрасположенностью респондентов к той или иной традиционной религии.

. Респонденты, периодически взаимодействующие с представителями сект, более лояльны по отношению к деятельности данного типа религиозной организации, а также к ее членам.

Для проверки данной гипотезы используем наглядную гистограмму, отражающую распределение ответов по дихотомическим шкалам в зависимости от ответа на вопрос "Вы когда-нибудь контактировали лично с последователем (-ями) секты; если да, то какой характер носили данные контакты?":


Из представленной выше диаграммы видно, что респонденты, периодически взаимодействующие с членами сект, не в меньшей степени, по сравнению с другими, придерживаются мнения о наличии в данном типе религиозной организации способов привлечения новых адептов (77%) и механизмов воздействия с целью удержания уже включенных в нее последователей (71%); 42% из них придерживается мнения об опасности деятельности секты. Таким образом, гипотеза о лояльном отношении лиц, взаимодействующих с представителями сект, опровергнута.

Так как большинство дополнительных гипотез не подтвердились, прежде чем сделать выводы, кратко рассмотрим задачи, которые были поставлены в ходе исследования.

.На основании мнения респондентов, определить основные признаки сект, значимые для формирования ее образа в восприятии интернет-пользователей.

Для решения данной задачи были проанализированы некоторые ответы на вопросы, графическое отражение которых представлено в Приложении 1. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: во-первых, 43% респондентов считает, что секта представляет собой организацию, которая угрожает личности, ее психологическому и физическому здоровью, однако почти такое же количество опрошенных (39%) воспринимают секту как замкнутую группу. Во-вторых, большинство опрошенных (66%) придерживаются мнения об иерархичной структуре управления в данном типе религиозной организации, предполагающей наличие влияния со стороны лидера (184 респондента считают, что данное влияние основывается на выраженной способности оказывать сильное воздействие лидера на своих последователей). В-третьих, весомая часть интернет-пользователей полагает, что в секте используются способы воздействия на потенциального адепта и механизмы удержания члена в структуре (86% и 83%, соответственно). Таким образом, можно предположить, что для большинства опрошенных секта характеризуется закрытостью, враждебной настроенностью по отношению к традиционным религиям, вертикальной системой управления, в которой лидер имеет способность оказывать сильное психологическое воздействие, а также применением определенных механизмов, например: привлечение авторитета в лице лидера движения или Бога (70%) или формирование негативного восприятия окружающей действительности (53,14%).

.Выявить связь между спецификой восприятия сект и принадлежностью к определенной социальной группе по признакам той или иной традиционной религии, возраста и уровня образования.

Для решения данной задачи было произведено взвешивание выборки и вычислен коэффициент корреляции Пирсона: результаты показали, что формирование мнения о сектах не зависит от принадлежности к той или иной социальной категории.

.Выявить распространенные представления интернет-пользователей о социально-демографических и психологических характеристиках личности, склонной к вступлению в секту.

Из диаграммы 8 видно, что 124 пользователя (около 50%) считают существующим факт зависимости между вступлением в секту и следующими критериями:


Так, мнения, что в зависимости от возраста человек более склонен стать членом секты, придерживаются 61,29% респондентов, от пола и уровня образования - около 52,5% опрошенных (примечательно, что 49,19% из них считает женщин в большей степени подверженными к членству); наличие физических или психологических заболеваний также является определяющим фактором, по мнению интернет-пользователей (87,9%).

Также был произведен анализ ответов респондентов для выявления превалирующего мнения о характере секты по заданным критериям: тоталитарный определяется жесткой внутригрупповой дисциплиной, иерархичностью системы управления, регламентацией образа и стиля жизни адепта; деструктивный - стремлением лидера к удовлетворению личных интересов за счет адептов, системным подчинением последователей руководителям секты и ограничением круга общения. Результаты представлены в следующей диаграмме:


Видно, что мнение 96 респондентов, а также их личная позиция при ответе на вопрос "Какое словосочетание наиболее применимо для обозначения деятельности секты?" позволяют судить о тоталитарном характере секты, определяющемся жесткими организационной структурой и правилами, распространяющимися на адептов, в то время как 26 опрошенных придерживаются мнения о деструктивности, которая проявляется в разрушении личности и окружающей реальности.

Таким образом, рассмотрев дополнительные гипотезы и задачи, которые были поставлены в ходе исследования, можно прийти к выводу, что основная гипотеза подтверждается: у интернет-пользователей сформировано негативное отношение к сектам. Это может быть вызвано рядом причин: во-первых, наличием у трети респондентов ассоциации сект с новыми религиозными движениями, которые, в свою очередь, могут проистекать из чуждых традиционным религиям оснований, во-вторых, присутствием в некоторых сектах характерных способов привлечения потенциальных адептов, и в-третьих существование в них признаков тоталитарного характера, проявляющиеся в жесткой организационной структуре.

Заключение

В данной курсовой работе были проанализированы работы М. Вебера, Э. Трёльча, Р. Нибура, А. Баркера, изучены теоретические источники исследования сект и новых религиозных движений Е.Г. Балагушкина, Б. Уилсона, Дж.М. Йингера, Р. Уоллиса, рассмотрены проблематика легитимации деятельности религиозных организаций в России, а также основные признаки сект, выделяемые такими специалистами, как Д.С. Сухоруков, Л.И. Рюмшина, Е.Г. Романова, К.С. Кучмистов и др., в качестве их существенных характеристик.

С целью выявления основных тенденций формирования образа секты в восприятии интернет-пользователей было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 412 пользователей сети Интернет Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Для обеспечения репрезентативности выборка была сокращена до 250 человек, жителей Москвы в возрасте от 18 до 44 лет. По итогам данного исследования были получены следующие результаты: у интернет-пользователей сформирован негативный образ секты, причиной чему могут служить наличие жестких организационной структуры и правил, которые респонденты ассоциируют с тоталитарным характером ее деятельности; существование, по мнению опрошенных, в данном типе религиозной организации определенных способов привлечения новых адептов и психологических механизмов удержания уже включенных последователей, а также восприятие функционирования секты через призму ее стремления оказать воздействие на личность и общество. Таким образом, можно считать, что цель курсовой работы была достигнута путем решения поставленных задач.

Список источников

4.Berger P. "The Desecularization of the World: A Global Overview" // "The Desecularization of the World: Resurgent Religious and World Politics", Ed. Berger P., Ethic and Public Policy Center Washington, D.C., 1999. - С. 1-18.

5.Johnson B. "On Church and Sect". American Sociological Review. 1963. August. Р. 547. Цит. по: Пуха Н.В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999.

6.Tinaz N. A Social Analysis of Religious Organisations: The Cases of Church, Sect, Denomination, Cult and New Religious Movements (NRMs) and Their Typologies // Эslam Araюtэrmalarэ Dergisi, 2005. - № 13.

7.Wallis R. The Road to Total Freedom // [Электронный ресурс]: A Sociological Analysis of Scientology, 1976. URL: #"justify">Приложение 1

Диаграмма 1 Распределение ответов на вопрос "Считаете ли вы, что понятия "секта" и "новое религиозное движение" являются взаимозаменяемыми?"

Диаграмма 2 Частотное распределение ответов на вопрос "Какие, на ваш взгляд, характерные черты присущи секте как особой форме религиозной организации?"

Таблица 1 Распределение ответов на вопрос "Какое словосочетание наиболее применимо для обозначения деятельности секты?" в зависимости от "Причисляете ли вы себя к последователям какого-либо вероучения?"

Таблица 2 Оценка степени опасности деятельности сект

Таблица 3 Коэффициент корреляции Пирсона


Диаграмма 3 Распределение ответов на вопрос "Выберете одно из предложенных определений, наиболее точно отражающее понятие секты"

Диаграмма 4 Распределение ответов на вопрос "Какая структура управления, по вашему мнению, присуща секте?"

Диаграмма 5 Распределение ответов на вопрос "На чем основывается сила влияния лидера секты?"

Таблица 4 Частотное распределение ответов на вопрос "Какие способы привлечения новых членов наиболее характерны для сект?"


Диаграмма 7 Распределение ответов на вопрос "Используются ли в секте какие-либо механизмы воздействия для удержания человека в ее структуре?"

Таблица 5 Распределение ответов на вопрос "Применяются ли следующие механизмы воздействия и правила, чтобы не допустить выход человека из секты?" (в %)

Таблица 6 Коэффициент корреляции Пирсона

Таблица 7 Коэффициент корреляции Пирсона


Диаграмма 8 Распределение ответов на вопрос "На ваш взгляд, влияют ли пол, возраст, уровень образования или наличие психических и физических заболеваний на предрасположенность к вступлению в секту?"

Диаграмма 9 Распределение ответов на вопрос "Кто более склонен к вступлению в секту?" (в % от 124 респондентов)

Приложение 2

Уважаемый респондент!

Студентка третьего курса социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова проводит социологическое исследование на тему: "Образ секты в восприятии интернет-пользователей Москвы и Санкт-Петербурга".

Результаты опроса позволят выявить основные тенденции формирования представлений о новых религиозных движениях и такой их организационной форме, как секта. Для нас очень важно знать Ваше мнение, поскольку собранные сведения позволят нам сделать важные обобщения и предоставят возможность более глубокого научного изучения данного феномена.

Опрос проводится на условиях анонимности. Все результаты будут представлены только в обобщённом виде.

При ответе на вопрос, просим Вас отметить выбранный(-ые) Вами вариант (-ы) ответа, наиболее точно отражающий Ваше личное мнение.

1.Знакомы ли вы с понятием секты?

1)да

2)нет

2.Считаете ли вы, что понятия "секта" и "новое религиозное движение" являются взаимозаменяемыми?

1)да (вопрос №4)

2)нет

3.Какие, на ваш взгляд, характерные черты присущи секте как особой форме религиозной организации (не более 3х вариантов ответа)

1)поиск мистического опыта

2)враждебная настроенность по отношению к традиционным религиям

3)закрытость от внешнего мира

4)открытость по отношению к внешнему миру

5)наличие харизматического лидера

6)отсутствие структуры управления

7)небольшие размеры

8)большое количество последователей

4. Выберете одно из предложенных определений, наиболее точно отражающее понятие секты:

1) Небольшая группа, деятельность которой направлена на возрождение в своих последователях утраченной духовности, способствующей раскрытию потенциальных возможностей человека

) Объединение, характеризующееся определённой степенью терпимости по отношению к окружающей реальности и напоминающее по своему функционированию традиционную церковь

) Замкнутая, отгородившаяся от общения с другими группа лиц, представляющая собой оппозицию господствующей церкви и обществу в целом

) Организация, угрожающая психологическому и физическому здоровью личности, его окружению и материальному благосостоянию

5. Какая структура управления, по вашему мнению, присуща секте?

1) аморфная (наличие разрозненных групп, не имеющих системы управления)

) горизонтальная (наличие центрального органа управления и более-менее самостоятельных подразделений)

) вертикальная (наличие жесткой иерархии)

6. На чем основывается сила влияния лидера секты?

1) на демократических основаниях, принципах выборности

) на традиции, поскольку лидер является основоположником учения, либо ближайшим последователем учителя, учеником

) на сверхъестественных способностях лидера, доступности ему особых знаний, прямого контакта со сверхъестественными силами

) на выраженной способности оказывать сильное психологическое воздействие на своих последователей

7. В чем, на ваш взгляд, заключается главная цель деятельности такой религиозной организации?

1) в возрождение в своих адептах истинных духовных ценностей, которые были утрачены традиционными религиями

) в предоставление людям, схожим по своим религиозным убеждениям, платформы для различного рода взаимодействий

) в стремлении оказать воздействие на личность, общество, традиционные религии и государство, исходя из интересов организаторов секты

8. Что может послужить причиной вступления в секту? (не более трех вариантов)

1)осознанное желание самого человека

2)потеря жизненных ориентиров

3)напряженная политическая ситуация

4)деградация нравственности и моральных ценностей в обществе

5)"уличное миссионерство"

6)смерть близкого человека

7)агитация на лестничной площадке

8)личные беседы с последователями через сеть знакомых

9)высокий уровень безработицы

10)проблемы в семье (конфликт, развод и т.д.)

11)возрастной кризис

12)одиночество

13)потребность в истинном смысле жизни

14)воздействие на потенциального члена посредством сети Интернет

9. На ваш взгляд, влияют ли пол, возраст, уровень образования или наличие психических и физических заболеваний на предрасположенность к вступлению в секту?

1) нет, данные характеристики не влияют на осознанный выбор при вступлении в секту (вопрос №16)

) нет, каждый может оказаться под влиянием секты (вопрос №16)

) да

10. Зависит ли, на ваш взгляд, вступление в секту от возраста человека?

1)да

2)нет (вопрос №12)

11. Какие возрастные категории наиболее подвержены членству в секте? (не более 2х вариантов)

1)молодежь

)пенсионеры

12. Кто более склонен вступлению в секту?

1)мужчины

2)женщины

)не зависит от пола

13. Какое образование, по вашему мнению, имеет последователь секты? (выберите не более четырех вариантов ответа)

)неполное среднее

2)среднее (полное) общее

4)среднее специальное

)неоконченное высшее

)высшее

3)членство в секте не зависит от уровня образования

14. Могут ли люди с физическими заболеваниями и несовершенствами, а также врожденными и приобретенными психическими расстройствами являться более уязвимыми для членства в секте?

1)да

2)нет (вопрос №16)

15. Кто из перечисленных категорий более склонен к вступлению в секту?

1)наркоманы

2)алкоголики

)инвалиды

)лица с врожденными психическими заболеваниями

)лица с приобретенными психическими расстройствами

16. Применяются ли представителями сект какие-то характерные способы для привлечения новых членов?

1) нет (вопрос №18)

) да

17. Какие способы привлечения новых членов наиболее характерны для сект? (не более трех вариантов ответа)

1)печатная продукция (газеты, брошюры, книги, буклеты и др.)

2)личные беседы с представителями сект по сети знакомых

3)теле- и радиовещание

4)"уличное миссионерство"

5)сеть Интернет (материалы, содержащие информацию о секте, аудио- и видеолекции и т.д.)

6)пропаганда на дому/на лестничной клетке

18. Используются ли в секте какие-либо механизмы воздействия для удержания человека в ее структуре?

1)нет, каждый член находится в секте добровольно и может в любой момент из нее выйти (вопрос №20)

2)да

19. Применяются ли следующие механизмы воздействия и правила, чтобы не допустить выход человека из секты?

применяетсяскорее применяетсяскорее не применяетсяне применяетсязатрудняюсь ответитьтехники "гипноза", "зомбирования"создание комфортной атмосферы внутри объединения формирование негативного восприятия окружающей действительности привлечение авторитета в лице лидера движения или Богажесткая дисциплина внутри сектыугрозы санкций за уход со стороны руководителей организацииповышенные требования, касающиеся круга общения адептов (изоляция от мирского общения)ряд правил относительно стиля одежды и образа жизниконтроль деятельности последователя секты вне организациисоздание тайного языкаоказание физического насилия со стороны руководителей по отношению к членам сектысокрытие/искажение информации об истинных целях организации

20. Отличается ли поведение последоватлей секты от представителя традиционной религии?

1)нет (вопрос №22)

2)да

21. В чем наиболее ярко проявляется особенность поведения адепта секты?

1)в рьяной приверженности вероучению, проявляющейся во всех сферах жизни

2)в отсутствии способности принимать самостоятельные решения, проявляющейся в систематическом подчинении руководителям секты

)в дистанцированности от внешнего мира и отвержении социального окружения

22. Представляет ли деятельность секты опасность для личности, являющейся ее членом, общества, традиционных религий или государства?

1)нет (вопрос №24)

2)да

23. Оцените по 5-бальной шкале степень опасности деятельности сект (где 1 - безопасна, 5 - высокая степень угрозы) для следующих категорий:

12345Личности, являющейся членом секты (ее прав и свобод)Общества (его материальных и духовных ценностей)Традиционных религий (их авторитета в глазах верующих)Государства (его конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и реализации национальной политики)

24. Какое словосочетание наиболее применимо для обозначения деятельности секты?

1) Религиозная секта, так как она представляет собой группу людей, придерживающихся определенного вероучения

) Тоталитарная секта, так как характеризуется жесткими методами воздействия и проникает во все сферы жизни своих последователей

) Деструктивная секта, так как оказывает разрушающее воздействие на личность, являющуюся ее последователем, и окружающую реальность

25. Какой образ секты формируется в обществе под воздействием следующих источников:

ПозитивныйНейтральныйНегативныйЗатрудняюсь ответитьСМИПредставители РПЦПолитические и общественные деятели

. Какие примеры сект вы можете привести?

__________________________________________________________

. Вы когда-нибудь контактировали лично с последователем (-ями) секты?

1) да

) нет (вопрос №29)

28. Какой характер носили данные контакты?

1) разовое общение с незнакомым последователем секты

) периодическое взаимодействие с родственниками / друзьями / знакомыми, которые являются последователями секты

29. Город, в котором вы проживаете:

1) Москва

) Санкт-Петербург

) Другое

30. Ваш пол

1) мужской

) женский

31. Ваш возраст (количество полных лет)_________

1) Неполное среднее

) Среднее (полное) общее

) Среднее специальное

) Неоконченное высшее

) Высшее

33. Причисляете ли вы себя к последователям какого-либо вероучения? (исследование является полностью анонимным)

1) К православным

) К католикам

) К протестантам

) К мусульманам

) К буддистам

) К иудаистам

) Другое

) Не причисляю

Похожие работы на - Образ секты в восприятии интернет-пользователей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!