- «книга»), в состав которых входят соответственно 39 и 27 так называемых канонических книг. В исторических христианских церквах (РКЦ и РПЦ) в ветхозаветный библейский канон включены еще 11 так называемых второканонических книг.
Во-вторых, библейский Ветхий Завет без второканонических книг соответствует еврейской Библии - Танаху, только с иной очередностью Писаний и общим количеством книг (39 книг ВЗ у христиан разделены у иудеев на 22 или 24).
В-третьих, Ветхий Завет старше Нового, почти на 15 столетий. Принято считать, что написание Танаха, то есть Ветхого Завета, было завершено к началу IV века до н.э. Последняя книга Нового Завета была написана в конце I века н.э. В общей сложности Библия писалась около 1500 лет.
В-четвертых, Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке со вставками на арамейском языке, а Новый Завет - на древнегреческом, так называемом койне - языке постклассической античной эпохи, который реформировался уже к середине IV века.
Важной деталью, относящейся к данному обзору, является отношение христиан к Священному Писанию. Дело в том, что Ветхий и Новый Завет для христиан являются вдохновленным Богом Словом и непререкаемым авторитетом в вопросах жизни и практики.
Следовательно, мораль и этика, нормы воспитания, критерии семейных отношений, а также взгляд на человека в христианских странах формировались и базируются на библейских ценностях и в соответствии с содержанием двух Заветов (следует отметить, что за период истории христианства интерпретация библейских текстов осуществлялась по-разному).
Так что же говорит Библия о человеке, семье и воспитании?
завет человек семья воспитание
Человек в Ветхом и Новом Завете
Уникальной особенностью ветхозаветного повествования является библейская антропология, которая отличалась от взгляда на человека в других религиях. В данной работе под термином «антропология» нужно понимать библейское учение о человеке как венце творения Бога, а не науку о человеке как животном, находящимся в онтогенезе на высшей ступени эволюционного развития.
На основании Ветхого Завета, вечно существующий Бог сотворил человека не для удовлетворения своих нужд, а для основанных на любви отношений, где человек был бы управляющим над всем Божьим творением.
С первых страниц Библии человек описывается как существо высшего порядка, сотворенное по образу и подобию Божьему. По библейскому учению человек был сотворен тем, кто обладает интеллектуальными способностями, моральными и духовными качествами, мудростью, логикой, самосознанием, речью, совестью, волей и т.д. Весь этот набор качеств, свойств и характеристик, при соблюдении человеком Божьих установлений, открывал перед ним невообразимые перспективы во взаимоотношениях с Творцом, с себе подобными и со всем творением.
Библия повествует о том, что человек избрал путь непослушания Божьим заповедям и оказался в положении грешника, то есть отступника, того, кто лишился непосредственной связи с Творцом.
Подобное положение вещей привело к созданию такой общественной модели, где людям постоянно требовалось, преодолевая сопротивление духовных сил, собственного характера и антибожественных законов, стремиться к восстановлению разрушенных с Богом отношений и, как следствие, к формированию гармоничных, гуманных и благоприятных для жизни условий общественной жизни.
Через пророка Моисея Бог дал людям Декалог, то есть десять Заповедей, в которых регламентировались отношения, как в религиозной, так и в общественной сфере. С библейской позиции, все попытки человека восстановить отношения с Богом оказались тщетными. Эту проблему Творец решил Сам, послав в наш мир Иисуса Христа, который стал для человечества Спасителем. В сфере же общественного устройства влияние учения Ветхого и Нового Заветов было очевидным.
Описанные в Библии духовные и нравственные критерии религиозной и общественной жизни способствовали формированию специфических форм и моделей воспитания. Так, в Ветхом Завете существует четкая дифференциация допустимого и недопустимого поведения. Дается инструкция по созданию семьи, воспитанию детей и т.д. От человека ожидается неукоснительное соблюдение всех библейских установлений. Другими словами, человек несет ответственность за то, что он говорит или делает, что избирает или к чему стремится.
В Библии высока значимость человеческой жизни. Ветхозаветная заповедь «не убей» в Новом Завете не только дублируется, но и облекается более сложными смыслами, перенося центр тяжести с внешнего исполнения повеления на внутреннее. Основной целью человеческой жизни, по Библии, является восстановление и поддержание отношений с Богом через веру в Иисуса Христа. Выражаться это должно в высоконравственном поведении, в образцовой духовной и общественной жизни.
Семья в Ветхом и Новом Завете
Несмотря на то, что само слово «семья» практически не встречается ни в Ветхом, ни в Новом Заветах, этому социальному образованию Библия уделяет очень много внимания.
Вот несколько характерных особенностей семьи, описанной в Библии.
·Брак, как фундамент семейных отношений учрежден и поддержан Богом (Быт.2:18-24).
·В браке состоят один мужчина и одна женщина (Мф.19:4-6). Полигамия встречается в Библии, но является, скорее, допущением, чем разрешением.
·Мужчина и женщина имеют различные социальные роли: муж - глава семьи, жена - его помощница. Несмотря на различные роли, и мужчина и женщина перед Богом равны.
·Родители обязаны заниматься воспитанием детей в соответствии с Божьими и общественными стандартами.
·Дети призваны быть послушными своим родителям, не противиться процессу воспитания.
Воспитание в Ветхом и Новом Завете
Ветхий и Новый Заветы уделяют огромное внимание воспитанию. В Ветхом Завете Бог через пророков и через Свое Слово целенаправленно формирует как отдельных людей, так и весь народ, готовя каждую личность к религиозной, общественной и культурной жизни в соответствии с предложенными Им нормами, отраженными в священных библейских текстах.
Особое место занимает воспитание детей. Огромное количество текстов обращено непосредственно к ним.
Вот несколько библейских фрагментов:
«Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму…» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 4, стих 1).
«Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 5, стих 7).
«Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих…» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 7, стих 24).
«Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 1, стих 8-10).
«Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 2, стих 1-11).
«Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей. Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 3, стих 1-8).
«Слушай, сын мой, и прими слова мои, - и умножатся тебе лета жизни. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно - жизнь твоя. Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо» (Ветхий Завет, книга Притчей, глава 4, стих 10-15).
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Новый Завет, Послание к Ефесянам, глава 6, стих 1-3).
Рассматривая библейские тексты о воспитании, можно заметить, что цель обучения заключается в предохранении детей от безбожного и безнравственного поведения. При этом соблюдение предложенных Богом норм гарантировало безопасную, сытую, долгую и счастливую жизнь.
Заключение
Подводя итог, стоит отметить, что человек - это особое, высшее творение Божье. Неотъемлемой частью человеческого естества является его стремление к социализации.
Семья - это основополагающая общественная единица, где в родственных и социальных отношениях находятся взрослые и дети. Дети - это дар от Бога, а не случайность, результат планирования или недоразумение.
«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Псалом 126:3).
Воспитание детей - это святая обязанность взрослых.
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая, и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие 6:4-9).
«Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 19:14).
В процессе воспитания допустимы дисциплина и контроль.
«Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Притчи 22:15).
«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притчи 19:18).
Тех, кто занимается воспитанием, ожидает доброе воздаяние.
«Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их» (Псалом 102:17-18).
Апостол Иоанн Богослов, один из свидетелей жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа, в своем Евангелии отметил, что если подробно описывать то, что сотворил Иисус, то «и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). И уж если жизнеописание основателя христианства, чья земная жизнь была ограничена тридцатью тремя годами, столь богато содержательно, то, что говорить о теме воспитания, широко и глубоко раскрытой в Ветхом и Новом Завете?!
Используемая литература
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложением. - М.: Российское библейское общество, 2003. - 1218 с.
2.Левшеня Константин. Доктрины Библии. - Тв.: Ордена Тр. Кр. Знамени Тверской полиграфкомбинат, 1992. - 303 с.
.Тематическая Библия с комментариями. - Под общ. ред. В.С. Немцева. - Мн.: Библейская лига в РБ, 1997. - 1776 с., ил.