Искусство книги в России в XIX веке

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,65 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Искусство книги в России в XIX веке

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра русского языка









Реферат по дисциплине «История книжного дела»

Искусство книги в России в XIX веке

Выполнила

Студентка гр.1125/1 Бачурина А.В.

Проверил

к.и.н., доц. Ростовцев Е.А.






Санкт-Петербург 2012

Введение

Данное реферативное исследование представляет собой аналитический обзор литературы и источников на тему искусства русской книги в XIX веке.

Эволюция типографских средств печати, искусства оформления книг, их внешнего вида в целом привела в XIX веке к изменению самого типа книги. В нашей работе будет рассмотрено постепенное развитие средств оформления книги, изменения в типографском искусстве в различные периоды девятнадцатого века в контексте исторического и культурного развития России.

В данной работе мы сознательно рассматриваем период с 1800 по 1880-е годы, так как последнее десятилетие XIX века в преддверии нового столетия было ознаменовано значительными переменами во всех сферах общественной жизни, что, без сомнения, повлияло и на книжное дело в целом, и на искусство книги в частности. В связи с этим рациональнее относить книжность 90-х годов XIX века уже к началу ХХ века.

Общие условия развития книжности в России к началу XIX века

книга шрифт иллюстрация полиграфический

XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война 1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой - ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее собственное влияние.

К тому же, за время царствования Екатерины II (1762-1796) Российская империя пережила небывалый подъем: наблюдается увеличение численности населения, рост городов, развитие ремесел, промышленности.

Все это поспособствовало и развитию книжной индустрии и торговли, что подкрепилось указом, важность которого чрезвычайно велика - 9 февраля 1802 года вновь разрешено открываться вольным типографиям, приравненным к «прочим фабрикам и рукоделиям». Это повлекло за собой сравнительно высокий рост их числа: к 1812 году число частных типографий достигло 21, против 12 в 1801.

В первой половине века набирают силу гуманистические учения, а после реформы 1861 года народное самосознание значительно возрастает.

В XIX веке на фоне повышения грамотности и образованности населения возникает потребность в просвещении и книге. Следовательно, увеличивается и спрос на книгу, и ее тиражи. Однако интерес к серьезной классической литературе проснется только к середине 19 века. Основной контингент читателей составляют дворяне-помещики, военные, чиновники. Несколько позже круг потребителей книг расширяется за счет мещан-ремесленников, торговцев, мелких чиновников.

Книготорговец Н. Г. Овсянников следующим образом характеризует период рубежа XVIII - XIX веков: «Развитие книжной торговли шло тихо и по недостатку разнообразия книг, и по недостатку на них покупателей: одна только мода иметь в аристократических и богатых домах библиотеки исключительно поддерживала торговлю. Зажиточное купечество ничего не читало, среднее сословие читало мало, а аристократия читала исключительно иностранные книги».

Что касается стилей, вошедших в российское искусство с наступлением нового века и непосредственно затронувших и книжное дело, то единые художественные черты присущи всем произведениям искусства, будь то архитектурное сооружение, литературный очерк, оркестровая симфония или подарочное издание - и это черты классицизма, а позднее - ампира.

Начало - 30-е годы XIX века

Книжное искусство XIX века открывается александровским классицизмом - стилистические приемы его характерны для книг конца XVIII-первой четверти XIX века: «амуры, луки, колчаны, мечи, лиры, стрелы и др». В то же время стиль данного периода отличается обдуманностью и сдержанностью в применении средств.

До XIX века в системе шрифтов господствовала система Дидо, заимствованная у французов, но в связи с открытием новых частных типографий и развитии личной инициативы в книжном деле, имеет место «обновление шрифта и наборного дела вообще». Однако наборная печать долгое время не была механизирована, хотя на Западе печатная машина и была запатентована уже в 1820-х годах. В рассматриваемый нами период буквы шрифта сливаются плотнее, ясно выступают подсечки каждой литеры, благодаря чему выдерживается прямизна строки. Таким образом, это является первым шагом в сторону русского ампира.

Для более тесной связи книги с ее потребителем необходимо было придать книге образность и наглядность, и помочь в этом может иллюминация, основной составляющей которой выступает иллюстрация. Иллюстрация - это «искусство, которое так относится к явлениям литературы, как литература - к явлениям действительности».

В характеристике иллюстрированных изданий начала XIX века не стоит забывать о том, что литература данного периода является басенной, и, безусловно, иллюстрация ориентирована и на этот аспект. Самым ярким изданием, открывающим басенную иллюстрацию XIX века, являются «Новые басни» пражского профессора Августа Мейснера (1753 - 1807), весьма почитаемого российской публикой. Проиллюстрирована данная книга анонимным художником. Иллюстрация интересна тем, что является, во-первых, литературно точной (невозможно понять ее без прочтения басен), а во-вторых, декоративной. Особую принадлежность к басенной культуре демонстрирует условность изображения, как демонстрирует ее и сам текст басен.

Несколько позднее - в 1830 году - появляется книга басен И. Хемницера, иллюстрированная И.А. Ивановым. Здесь в изображении совсем отсутствует нравоучение, предсказать развитие мысли автора текста невозможно. Иллюстрации здесь гораздо более реалистичны и менее условны, нежели в книге Мейснера (Ср.: Рис. 1 и Рис. 2).

Рис. 1. Иллюстрация к басне А. Рис. 2. И. А. Иванов. Иллюстрация к басне И. Мейснера «Орел и черепаха». - Грав.мед. Хемницера «Медведь-плясун». - Грав. мед.

Гравюра (на дереве и меди) все больше и больше завоевывает книжное пространство, вытесняя популярные в XVIII веке мелкие типографские украшения. Стоит отметить тот факт, что в начале XIX века в России образуется своя школа художников-граверов, основанная Клаубером. В связи с этим искусство книжной гравюры выходит совершенно на новый уровень. В работах этих мастеров появляются самостоятельность, оригинальность, художественные особенности, независимость от западных школ. Расцветом отечественного гравировального дела считают 30-е годы XIX века.  В данный период происходит постепенный переход от ампира к романтизму.

Интересным представляется и оформление титульного листа книги: в первой половине XIX века происходит постепенный переход от несвязанных элементов (заглавия, выходных данных, иллюстрации) к их органичному единству. Лучшим примером могут служить издания 1820-х годов, как, например, «Басни» Крылова, оформленные С.Галактионовым по рисунку И.А. Иванова (1825 г.) (См. Рис. 3).

Рис.3. Титульный лист «Басен» И.Крылова.

Необходимо отметить еще некоторые перемены, которые происходят в книге того времени. Меняется шрифт: становится насыщеннее, чернее и гуще, по форме - круглее. При этом наблюдается стремление к компактности набора (в «Северной пчеле» 1833 г. шрифт на страницах журнала расположен так, что вмещает в себя на 25% больше прежнего). Также начинает широко распространяться литография (оттиск с плоской формы, чаще всего камня).

Иллюстративная сторона также меняется - с 1829 года гравюры в книгах становятся все меньше связанными с текстом, а публиковаться начинают отдельной вклейкой в начале книги. Пример - иллюстрации к «Евгению Онегину», помещенные в сборнике «Невский альманах», которые к тому же являются и первыми иллюстрациями к роману в истории книги. (Рис. 4)

Рис. 4. Иллюстрации к «Евгению Онегину»: «Онегин и Пушкин», «Татьяна».

Интересно отметить и тот факт, что в рассматриваемый период постепенно появляется некое противостояние между граверами и художниками. При этом очень немногие граверы давали собственные рисунки для выполнения иллюстраций (С. Галактионов, А. Фролов, Е. Скотников).

Таким образом, книга в первой половине XIX века отражает постепенный переход искусства к романтизму, развивается гравюра, в том числе виньетная. К тому же наблюдается более компактная организация текста и иллюстраций в книге, что позволяет снизить расходы и издержки при производстве.

Середина XIX века

Начиная с 40-х годов XIX века, постепенно формируется новый тип русской книги. Увеличивается формат, в страницу включаются клише, а также присутствует большое число иллюстраций.

Происходит эволюция как технической, так и художественной стороны гравюры на дереве. С изобретением торцовой гравюры открывается множество дополнительных возможностей для художника в силу специфики материала: становятся возможными различные мелочи, намеки, рамки, буквицы, заставки.

Ксилографическая книга середины XIX века становится очень органичной. Однако иногда мы можем встретить и издания не самого высшего качества. Это объясняется тем, что создатель книги порой старался включить в иллюстрацию как можно больше деталей, в связи с чем и возникала некоторая аляповатость и пестрота. Примером такого издания может служить «История Петра» , иллюстрированная Д. Янценом. Гравюры здесь отличаются низким качеством еще и потому, что выполнены в новой технике, обеспечивающей скорость при потере качества. (Рис. 5)

Рис. 5. Д. Янцен. Титульный лист «Истории Петра Великаго». Грав.дер.

В это же время развивается и литографическая печать, и, что интересно, около одной трети всех книг с литографиями (239 из 612) относятся к детским, что было не свойственно предшествующим периодам.

В середине XIX века особенно ярко проявляется художественная сатира. Это в какой-то степени провоцирует и интерес читателей к печатному слову. Наиболее примечательным можно считать «Листок для светских людей», украшенный В.Ф. Тиммом. Здесь текст становится всего лишь подписью к иллюстрациям, которые представляют собой в том числе карикатуры. Этот журнал обязан высоким уровнем спроса тому, что в его художественном оформлении широко использовались иронические и сатирические элементы.

Помимо Тимма, остроумием отличались, например, художники Е.И.Ковригин («Тёртый калач» Чернышевского), А.А. Агин, иллюстрировавший «Мертвые души». Агин интересен тем, что даже в сатирических иллюстрациях сохраняет безупречность формы, четкость линий. (Рис. 6)

Рис. 6. А.А. Агин. Плюшкин из «Мертвых душ». Грав.дер.

При сравнении Тимма и Агина следует отметить, что, хоть первый творит изящнее, в его работах «нет русского духа», присущего рисункам Агина.

У названных мастеров присутствует интересный элемент украшательства книги - это инициал. Инициал включен в натуралистический сюжет, однако у Тимма сама буква теряется, а превалирует окружающий ее фон, в то время как у Агина инициал стремится стать значительной частью изображения (Ср.: Рис. 6 и Рис.7).

Рис. 7. В. Ф. Тимм. Инициал Рис. 7. А.А. Агин. Инициал к поэме «Помещик» стихотворения «Дилижанс»

Основной чертой, касающейся типографского дела, в середине XIX века стал портативный политипаж, заимствованный из Франции. Явление проникновения зарубежных техник достаточно широко наблюдалось в России этого периода.

Стоит отметить и шрифтово-наборный аспект печатного дела. Обновление шрифтов происходит в крупных масштабах. Наблюдается огромное разнообразие шрифтов: рукописные, круглые, готические. Безусловно, это является показателем развития книжного дела в России. Можно даже сказать, что новаторство книги середины XIX века главным образом и заключается в модернизации словолитной стороны дела.

Это и другие нововведения позволили книге в рассматриваемое время приблизиться к удешевлению себестоимости и новому широкому распространению. Однако тяжелое положение в обществе после Крымской войны 1853 - 1856 гг повлекло за собой кризис культуры и искусства, в том числе и в книжном деле.

Вторая половина XIX века

В связи с обозначенной выше проблемой, мы можем говорить о второй половине XIX века в книжном деле России, как о совершенно новой эпохе. Однако, несмотря на то, что в начале данного периода существовали некоторые упаднические настроения, с помощью различных общественных преобразований к концу века удалось достичь достаточно высокого уровня в данной области. Толчком к этому послужила, например, реформа 1861 года, ставшая сигналом к духовному раскрепощению людей и, следовательно, к появлению нового типа читателей. Более того, в данный период начинает активнее использоваться западное типографское оборудование, что позволяет увеличить тиражи издания при сравнительно небольших издержках. Поэтому во второй половине XIX века, ориентируясь на читательские массы, помимо широкого выпуска книг, издатели серьезно подошли и к вопросам создания периодических изданий. Некоторые из данных журналов, а точнее, их внешний вид, будут нами рассмотрены в данной главе наряду с наиболее интересными изданиями.

Книга второй половины - конца XIX века, по сравнению с книгой первой половины, однообразнее и грубее. Но нельзя не отметить то, что одновременно с этим она и демократична, она завоевывает новые области, и поэтому оказывается ближе к современности.

Уже с конца 50-х годов уменьшается качество изображений в изданиях, хотя снижение их количества не наблюдается. Это связано, во-первых, с тем, что в целях удешевления и ускорения производства был совершен постепенный переход от металлической, а затем деревянной гравюры, к литографии, которая не позволяла получить ни того качества, ни органического соединения всех элементов изображения  , а во-вторых, с потребностями читателя в декорированной книге.

В данный период появляются целые альбомы-сборники внекнижных литографических иллюстраций, оторванных непосредственно от текста, а также картин тех художников, которые не принимали активного участия в оформлении книг. Данные альбомы представляют значительную художественную ценность. Среди них можно выделить, например, «Рисунки к сочинениям А.Н. Островского», рисованные А.П. Викторовым (Рис.8).

Рис. 8. А.П. Викторов. Иллюстрация.

Основной «проблемой» данного периода является оторванность изображения от текста. Поскольку вообще без текста оно обойтись не может, подписи оставлялись, но в столь ограниченном количестве, что терялось все литературное содержание. Однако с конца 50-х годов наблюдается постепенное возвращение к книжной иллюстрации. Но отсутствует индивидуализм автора, его собственный взгляд на произведение: выбраны самые банальные и известные сцены, а отдельные типы не отличаются остротой отображаемого характера. Например: иллюстрации Шарлеманя к «Евгению Онегину» 1862 года (Рис. 9).

Рис. 9. А. И. Шарлемань. Иллюстрации к «Евгению Онегину».

Со временем же эта иллюстрация эволюционирует, все больше и больше отдаляясь от текста и размениваясь на детали обстановки (рисунки М.О. Микешина, 1862 г. - Рис. 10).

Рис. 10. М.О. Микешин. Иллюстрация к «Евгению Онегину». Татьяна. 1862 г.

Итак, в 50 - 60-е годы наблюдается разрыв формы и содержания в оформлении книги, а как следствие - дифференциация типографской работы (на собственно типографскую и печатно-графическую). Следовательно, понижается уровень обоих аспектов, что повлекло к снижению спроса на печатную продукцию («У листка «Северное сияние» 4500 подписчиков в первый год существования, а к 1865 - около 1000»!).

После сборника «Северное сияние», в 1870 году, начинает выходить популярнейший иллюстрированный журнал того времени - «Нива» А.Ф. Маркса. Причинами популярности «Нивы» стало сравнительно высокое качество иллюстраций и печати (за счет использования зарубежного оборудования) при сравнительно невысоких ценах на подписку.

С.Ф. Либрович определяет успех журнала главным образом тем, что издатель четко представлял желания аудитории (мелкой буржуазии). Желанием этим было «полистать картинки на отдыхе», а также расширить кругозор за счет «бесплатных» приложений к «Ниве», в т.ч. и художественных.

Другой журнал - «Искра» (1859-1873 гг), по своему содержанию являющийся сатирическим, содержал большое количество иллюстраций, главным образом - карикатур. Карикатуры эти были весьма изобретательными и острыми (Н.В. Ивлев - один из основных художников). Возвращаясь к рассмотрению книжной продукции, стоит вспомнить и подарочные издания, например, «Мертвые души» Гоголя, представляющие собой настоящее произведение искусства и вышедшие из типографии А.Ф. Маркса , а также «Божественную комедию» Данте, изданную Вольфом (Рис. 11).

Рис. 11. «Божественная комедия». Издание М.О. Вольфа.

Ксилографии авторов 60 - 70-х годов в техническом плане постепенно направляют печатное искусство в сторону тоновой гравюры, а в художественном - уже ближе соответствуют самому стилю книг (поздние работы Молво, Гогенфельда, Куренкова и других). Мастеров этих можно разделить на две группы: первая - последователи Тимма (А.И. Лебедев), отличаются сатирой нравов, порою достаточно фривольны, но вполне художественны. Вторая группа - те, кто стремился к общественной цензуре (Н.А. Степанов, П.М. Шмельков). У Шмелькова мы можем наблюдать то, как переплетаются и связываются изображение и фабула.

В 60-е годы, как мы видим, перед авторами стоит непростой выбор: склониться в сторону художественности выражения, или же рациональной составляющей? Художникам того времени не удалось прийти к единому согласованному мнению, хотя цель, несомненно, была достигнуть общественного смысла иллюстрируемого явления, ведь книга была важным социальным рычагом и должна была определенным образом воздействовать на читателя.

-е годы - период чрезвычайно богатый, было выпущено огромное количество примечательных книг, и на каждой из них остановиться невозможно. В 70-е годы происходит активный переход к тоновой гравюре, а вместе с этим - и совершенствование формы иллюстрации: строгость и скромность штрихов присуща почти всем гравюрам данного периода. Словолитный запас 1870-х годов крайне скуден: мы уже не наблюдаем того разнообразия шрифтов, что прежде.

В 70-е же годы появляется новый тип книгопроизводителя - это уже не только профессиональный издатель, но и купец. Наиболее характерная персона в издательском мире России того времени - М.О. Вольф.

С Вольфом сотрудничал П. Полевой, поставивший себе цель «возродить» русскую книгу с иллюстрациями. Он выпускает несколько книг («Народные сказания», «Родные отголоски»). Первая книга не получила должного признания, вторая же представляет собой весьма любопытное явление на издательском рынке. Выдержан стиль бесстильности, произвола. Рисунки то являются отдельной картинкой, то сливаются с инициалами, то врезаются в текст (Рис. 12).

Рис. 12. Издание сборника «Родные отголоски», предпринятое М.О. Вольфом

Книга 70-х годов имеет определенные отличия от книги более ранних периодов, однако можно встретить и такие издания, которые бы продолжали традицию старых типов.

В конце XIX века, начиная с 80-х годов, настоящим преемником русских художников (в частности, Микешина) был Н.Н. Каразин. Его работы отличаются необычайным декоративным даром.

Еще одна характерная черта полиграфического производства 80 - 90-х годов - обилие журналов («Стрекоза», «Будильник», «Осколки»).

Итак, во второй половине XIX века произошли такие важные события в книжном деле, как улучшение техники (в т.ч. за счет привлечения иностранного оборудования), а также основание крупных типографий.

Заключение

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели эволюцию художественных средств оформления книги, таких как виды шрифта, иллюстративные элементы, а также взаимосвязь иллюстрации с текстом.

Мы видим, что XIX век в России ознаменовал весьма неоднозначную ситуацию в искусстве: на протяжении данного периода существовала определенная нестабильность, нельзя однозначно охарактеризовать стиль, которому подчиняются как книжное дело, так и искусство в целом.

Мы проследили его изменение от александровского классицизма к ампиру и романтизму.

Были рассмотрены способы печати изображения, такие как: гравюра на металле и на дереве, литография, а также тоновая гравюра. На протяжении всего XIX века главенствующее положение занимает гравюра на дереве, т.к. этот способ наименее затратен, но быстр и удобен.

Литография в России, хоть и была популярна в определенный период, прижиться не смогла. Тоновая же гравюра начинает развиваться уже ближе к концу XIX века, поэтому полностью проследить путь ее развития мы не можем.

Однако в каждой из названных техник были выпущены примечательные издания, ставшие своеобразными библиографическими памятниками того времени.

Было выяснено, что оформление книги начала века более изящно, художественно и аллегорично.

После кризиса Крымской войны наблюдается значительный спад уровня культуры и типографского дела, однако со временем обстановка нормализуется и появляется даже значительно большее число издателей, типографий, увеличиваются тиражи, а следовательно, возрастает и необходимость в мастерах-граверах, которые могли бы сделать печатную продукцию более привлекательной для читателей.

Судя по тому, что в XIX веке значительно возросла доля грамотного населения среди жителей России, можно сказать, что и искусство оформления книги сыграло значительную роль в продвижении печатного слова в массы, ориентируясь на потребности нового типа читателя.

Список источников и литературы

1.   Данте Алигьери. Божественная комедия. Пер. Д.Минаева; Рис. Густава Дорэ. Лейпциг - СПб: М.О. Вольф, 1874 - 1879. 3 т.

2.      Крылов И.А. Басни Ивана Крылова: в семи книгах. - Новое, исправленное и пополненное издание. СПб: Тип. И. Слёнина, 1825. 312 с.

.        Ламбин Н. История Петра Великаго. СПб: Изд-во Эльснера, 1843. 749 с.

4.   Либрович С.Ф. На книжном посту. СПб: Изд. М.О. Вольф, 1916. 496 с.

.     Листок для светских людей. СПб: Тип. Бочарова и Ольхина, 1843 - 1844.

6.      Мейснер А. Новые басни М., 1816.

.        Народные сказания: сборник для юношества/ Сост. Полевой П.Н. СПб: Тип. А.М. Котомина, 1871. 227 с.

.        Невский альманахПод ред. Е. Аладьина. СПб: Тип. Вингебера, 1829 412 с.

.        Рисунки к сочинениям А.Н. Островского, издание гр. Кушелева-Безбородко Альбом литографий. В 6 вып. Вып. 1-6. М., 1860. 30 л. ил.

.        Родные отголоски: сб. стихотворений/ Сост. Полевой П.Н. СПб: Тип. М.О. Вольфа, 1880. 118 с.

.        Северная пчела/ Под ред. Ф.В. Булгарина, Н.И. Греча. СПб: Тип. Н.И. Греча, 1833. № 5

.        Указ 9 февр. 1802 г. Полное собрание законов Российской империи: Собрание (1649 - 1825): Том 27 (1802 - 1803 гг). № 20.139. СПб., 1830. С. 39.

.        Хемницер И. И. Басни и сказки. Спб: изд-во бр. Ивана и Матвея Заикиных, 1820. - 184 с.

Литература:

.     Адарюков В.Я. Гравюра и литография в книге XIX века//Книга в России, ч.II. М., 2008. 505 с.

.     Баренбаум И.Е. Книжный Петербург. Три века истории. СПб: КультИнформПресс, 2003. 439 с.

.     Грабарь, И. История русского искусства: [в 6 т.]. М.: Изд. Кнебеля, 1910-1913 г.

.     Динерштейн Е.А. «Фабрикант читателей» А.Ф. Маркс. М: Наука, 1986. 242 с.

.     Сидоров А.А. Искусство книги. М.: Дом печати, 1922. 103 с.

6.      Сидоров А.А. Искусство русской книги XIX - ХХ веков//Книга в России, ч.II. М., 2008. 505 с.

.        Фабрикант М.И. Введение в изучение русской книги XIX века//Книга в России, ч.II. М., 2008. 505 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!