Л. Андреев В тумане
Разбор рассказа
Л. Андреева “В тумане”
I. Пространство
рассказа:
1. Внутренний мир героя
А) Он несколько раз
выходил, пошатываясь, стараясь не шуметь и цепляясь за стулья, и
пол под непривычными босыми ногами был страшно холодный и скользкий,
и от этого необычайного холода становилось особенно ясно, что давно
уже ночь и все тихо спят, а он один ходит и мучится болью, чуждою всему
этому чистому и хорошему дому.
Б) Герой умирает еще задолго до физической
смерти:
И все время Павлу
казалось, что это писал не он, а другой какой-то человек, хороший и умный;
он умер теперь, этот человек, и оттого так многозначительно все им написанное,
и оттого так жаль читать его. И тихая жалость к умершему человеку
наполнила его сердце; и первый раз за много дней Павел почувствовал
себя дома, на своей постели, одного, а не на улице, среди тысяч враждебных
и чуждых жизней.
2. Мир, к к-рому формально
относится герой
Далеко во все стороны
расстилался мир, и был он бесконечный и темный, и всем одиноким и
скорбным сердцем чувствовал Павел его неизмеримую и чуждую громаду.
3. “Бездна” (сквозной
мотив А.)
А) Вы же поскорее,
Катенька!— попросил Павел, теряя азами ее контур в черном и мглистом
отверстии ворот. + Павел напрягся, что-то сбросил с себя и выбросил
весе-1й и громкий вопрос: — А водочки-то?
Б) С надеждою
обернулся он к окнам, но оттуда угрюмо и скучно смотрел грязный городской
туман, и все было от него желтое: потолок, стены и измятая подушка.
И вспугнутые им чистые образы прошлого заколыхались, посерели и
провалились куда-то в черную яму, толкаясь и стеная.
В) И в лесу, где он
лежал за кустами, было так темно, что он не видел своей руки, и порой
ему чудилось, что и самого его нет, а есть только молчаливая и глухая
тьма.
Герой переходит из одного
пространства в другое под воздействием судьбы, “фатума”, ничего не
делая сам.
II. Импрессионизм
- значимость цвета, светотени и звука.
1.Импрессионизм + цветовая
ассоциация с Достоевским повтор тематики болезни,
нечистоты,
А) Не трогай меня!..
Отойди!..— и, поведя плечами, ти хо добавил:— Я грязный...
Б) Так же грязны и
мысли его, и кажется, что, если бы вскрыть его череп и достать оттуда
мозг, он был бы гряз ный, как тряпка, как те мозги животных, что валяются
н; бойнях, в грязи и навозе.
смерти, образа живого
города, ведущего к гибели своих жителей.
В
тот день с самого рассвета на улицах стоял странный, неподвижный туман.
Он был легок и прозрачен, он не закрывал предметов, но все, что проходило
сквозь него, окрашивалось в тревожный темно-желтый цвет, и свежий румянец
женских щек, яркие пятна их нарядов проглядывали сквозь него, как
сквозь черный вуаль: и темно и четко.
2. цветовая оппозиция
земли и неба: небо “изжелто-черное”, земля - “исчерна-желтая”.
А)
говорила Катя Реймер густым и звучным контральто
Б)
Из тьмы пропищал странный и смешной голос полишинеля:
В)
Среди смеха прозвучал другой голос, молодой и сдержанный бас:
Г)
Катя Реймер ответила, и голос ее был серьезный и изменившийся:
Д) И
точно разбегающийся шепот шмыгнул по лесу, и все выжидающе смолкло,
когда мужской голос, как золото, мягкий, блестящий и звонкий, запел
высоко и страстно:
— Ты мне сказала: да — я люблю тебя!..
Так ослепительно ярок, так полон живой силы был этот голос, что зашевелился,
казалось, лес, и что-то сверкающее, как светляки в пляске, мелькнуло в
глазах Павла.
Е)
Отчего вы так грустны, Катерина Эдуардовна?— повторял он, как жалобную
песню, как тихую молитву отчая; ния, и вся душа его билась и плакала в
этих звуках. (итог для героя)
4.Цвет=мотив
(желтый =жизнь=болезнь=смерть)
Павел
попробовал задвижку, подошел к столу и взялся за ручку ящика; но
тут ему представились все эти глубоко запрятанные инструменты,
склянки с мутною жидкостью и желтыми противными ярлыками, и то,
как он покупал их в аптеке, сгорая от стыда, а провизор отвертывался
от него, точно и ему было стыдно
III. Время в
рассказе.
1. Тема вечного сюжета,
подчеркнутость циклического времени:
“В пестроте и
грязной окраске его (потолка) было что-то скучное, надоедливое и безвкусное,
напоминавшее о десятках людей, которые жили в этой квартире до Рыбаковых,
спали, говорили, думали, делали что-то свое - и на все наложили свою
чуждую печать. И эти люди напоминали Павлу о сотнях других людей..
.”
2. Текстуальное подтверждение
цикличности, вечности происходящего
А) И
снова перед глазами развернулся в высоте потолок.
Б)
Потом опять в том же порядке: хата, большой мужик, церковь и огромная
телега и так кругом комнаты. И все это было желтое на грязно-розовом
фоне, уродливое и скучное, и напоминало не деревню и чью-то печальную
и лишенную смысла жизнь.
3. Характерно и название
книги, к-рую читал Павел “История цивилизации”.
IV. Композиция
рассказа
1. Непреодолимая граница
между героем и миром - все мешает ему преодолеть ее.
'_ а черт!— ругался он и отбрасывал
материю, но, тяжелая, она тупо падала назад прямыми и равнодушными
складками. Внезапно устав и потеряв всю энергию, Павел лениво отодвинул
ее и сел на холодный подоконник.
2. Композиционно выделяются
основные мотивы и образы рассказа:
3. Город в изображении
Л. Андреева.
а) Типичное влияние города
на героя- разрушение личности, утрата моральных ценностей, несамостоятельность
сознания; город действует и направляет своих героев:
С переездом в город
Павел стал особенно мрачен и нервен, и Сергей Андреич боялся за себя,
что не сумеет говорить достаточно спокойно и внушительно.
б) Город, герои = их
идеи. Герой становится я частью окружающего его мира. “Жители города”
“затягивают” героя в “свой” мир.
Двигался туман и огни, и опять о грудь Павла бились
плечи женщины и перед глазами болталось большое загнутое перо, какие
бывают на погребальных колесницах; ïîòîì
что-то черное,
гнилое, скверно пахнущее охватило их, и качались какие-то ступеньки,
вверх и опять вниз. В одном месте Павел чуть не упал, и женщина поддержала
его.
V. Основные мотивы
рассказа
1. 3 осн. темы рассказа:
Женщина, смерть, “чума”.
Но она
не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно и страшно, как
в вымершем доме, сквозь который прошла угрюмая чума,
убила все живое и досками заколотила окна.
2. Бездушность
всего мира героя, всего что соприкасается с ним:
А потом
когда-нибудь она отдаст ему и свое тело, и с ним будут делать то же, что
делают с продажными женщинами.
VI. Автор и герой
1. автор знает о герое
не более чем читатель:
Павел быстро встал
и, вероятно, сделал себе очень больно...
2. Отец Павла не узнает,
не знает своего сына (возможно это - перекличка с автором)
Но радость скоро прошла,
и уже через полчаса Сергей Андреич смотрел на Павла и думал: кто этот
чужой и незнакомый юноша, странно высокий, странно похожий
на мужчину?
И с тех пор Сергей Андреич
искал прежнего милого, хорошо знакомого мальчика, натыкался на
что-то новое и загадочное и мучительно недоумевал.
3. Двойственность героя
(его мир делится на “до” и “после”)
(перепев романтического
образа героя “до”)
Тут рассуждения о
жизни, такие серьезные и решитель ные, с таким множеством умных
иностранных слов, что Павлу кажется, будто не он писал их, а кто-то пожилой
1 и страшно умный; тут первый трепет скептической мысли, è первые чистые сомнения и вопросы,
обращенные к Богу: где ты, о Господи? Тут сладкая грусть неудовлетворенной
и не разделенной любви и решение быть гордым, благородным и любить
Катю Реймер всю долгую жизнь, до самой моги лы. Тут грозный и страшный
вопрос о цели и смысле бытия и чистосердечный ответ, от которого
веет весною и солнеч ным блеском: нужно жить, чтобы любить людей, которые
так несчастны. И ни слова о тех женщинах.
VII. Квинтэссенция
в образе героя понятий пространства, времени, образов, души, смерти,
болезни и города.
Б) Как в вате, задыхается
в тумане голос. Бесформенное пятно человека медленно удаляется,
сверкнула около фонаря металлическая пуговица, и все растаяло,
как будто никогда и не было его, а был только мутный и холодный туман.
VIII. Анафористичность
рассказа конец сюжетный = началу след. действия.
... В ту ночь, до самого
рассвета, задыхался в свинцовом тумане холодный город. Безлюдны и
молчаливы были его пубокие улицы, и в саду, опустошенном осенью, тихо
уми-али на сломанных стеблях одинокие, печальные цветы.
автор: Орлов Святослав
Григорьевич, 1 курс, РГГУ, ист.-фил.,
предмет: Анализ худ-го
текста
препод.: Есаулов
дата: 4.04.97