Пуризм как форма современной живописи
Министерство высшего образования РФ
Камский институт искусств и дизайна
Факультет «Искусство интерьера»
Кафедра искусства интерьера
КУРСОВАЯ РАБОТА
Пуризм как форма современной живописи
Автор: Студент 4 курса, гр201-в , Захарова Е.И.
Дисциплина: Живопись
Руководитель: Эльмира Ленаровна.
г.Наб.Челны 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение
. Теория пуризма
. Мастера пуризма
.1 Амеде Озанфан
.2 Ле Корбюзье
.3 Леже Фернан
2.4 Франсис Пикабиа
.5 Вилли Баумайстер
.6 Оскар Рутерсварт
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Пуризм - (франц. - чистый) течение во французской живописи конца 1910-20х
гг. Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений
1910х гг., принятую деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически
упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы
очищенных от деталей, к изображению первичных элементов. Для работ пуристов
характерны плоскостность, плавная ритмика легких силуэтов и контуров однотипных
предметов (кувшин , стакан и тд). Не получив развития в станковых формах,
существенно переосмысленные художественные принципы пуризма нашли частичное
отражение в современной архитектуре.
1. Теория пуризма
Теория пуризма - направления в живописи, которое стремилось заменить
собой течения, развивавшиеся накануне первой мировой войны (кубизм, орфизм) -
была изложена в 1915 в журнале <Elan> и развита в1920-1925 в журнале <Esprit nouveau>. Пуризм отвергал свободу и фантазию в живописи
ради пластического совершенства, моделью которого служила машина, и изгонял из
творчества все случайное, что могло бы повредить его чистоте. Во Франции эта
эстетика не нашла широкого распространения среди живописцев, хотя произведения
Леже того времени, вдохновленные человеком и машиной, отчасти связаны с
пуризмом. Основными представителями пуризма были Озанфан и Жаннере (Ле
Корбюзье),которые опубликовали в 1918 свой манифест под названием <После
кубизма>. Здесь они развили свои идеи создания строгого и декоративного по
духу искусства. Произведениям пуристов (Париж, Нац. музей современного
искусства, Центр Помпиду), в большинстве своем - натюрмортам, присуща строгая
композиция, смягченные контуры отдельных предметов (вазы или музыкальные
инструменты) и игра цветовых градаций. Таким образом, пуризм находится на грани
кубизма (в выборе сюжета) и абстракционизма. Его принципы нашли свое высшее
развитие в архитектуре
2. Мастера пуризма
2.1 Амеде Озанфан
(1886, Сен-Кантен - 1966, Канны)
Французский художник и теоретик искусства. Получив классическое
образование, Озанфан во время Первой мировой войны вырабатывает принципы своей
живописи, издавая, в частности, журнал <Elan> (1915-1917). Но его
настоящая творческая карьера начинается в 1917, когда в мастерской Опоста Перре
он знакомится с архитектором Шарлем Эдуаром Жаннере (Ле Корбюзье), который
также начал заниматься живописью. В 1918 они появляются на художественной
сцене,показав на выставках свои пейзажи и, главным образом, натюрморты,
состоящие из обычных предметов и написанные в простой манере, мрачной цветовой
гамме и сжатом композиционном построении (<Желтые скрипки>, Париж, Нац.
музей современного искусства, Центр Помпиду).В 1918 в Париже они публикуют
манифест <После кубизма>, который отметил рождение пуризма, с их точки
зрения - наследника кубизма. Они упрекают кубизм в декоративности и особенно в
чуждости <современному духу> индустриальной цивилизации, машин и научного
прогресса. Они стремятся найти в искусстве <неизменные величины>,
каковыми в науке являются законы. Пуризм - это искусство интеллектуальное,
исключающее случайность и использующее четкие геометрические формы. Озанфан и
Жаннере вдохновляются конструктивными методами, конечными целями и эстетикой
промышленных машин и утверждают <общую грамматику чувствительности>.
Формы и цвета упрощены, а структуры основаны на прямоугольниках и
<правильных планах>. В темах преобладают натюрморты, составленные из
повседневных предметов: тарелки, стаканы,графины, курительные трубки, бутылки,
- которые имеют функциональное значение и трактованы экономично. Их простые и
стандартизированные формы могут легко соединяться, о сметы изображаются в
соответствии с методами, взятыми из промышленного рисунка, с использованием
плана, общего вида и тени, спроецировано по правилам перспективы. Их органичное
расположение производит регенерацию форм. <Можно создать картину, как
машину. Картина - это механизм волнения>. Эта теория была постепенно развита
и усовершенствована практическим живописным опытом и, особенно в теоретических
работах - серии статей в журнале <L'Esprit nouveau>, основанном поэтом
Полем Дерме, Озанфаном и Жаннере в 1920. Эти тексты затем вошли в книгу
<Современная живопись> (Париж,1925), которая вызвала много шуму в кругах,
стремившихся к осознанию природы художественного творчества и ее рационализации.
Пути Озанфана и Жаннере разошлись после 1925. С 1927 творчество Озанфана
изменило направление: он снова вводит изображение человеческой фигуры и
обращается к стенной живописи (<Купальщики в гроте>,1930-1931, Париж,
гал. Кати Гра-нофф). Он откликается на призыв сюрреализма странными, но всегда
рациональными образами. Затем Озанфан создает произведения на аллегорические
темы, принесшие ему, к сожалению, мало удовлетворения (<Жизнь>,
1931-1938, Париж, Нац.музей современного искусства, Центр Помпиду, передано на
хранение в музей Сен-Кантена). После 1940 он создает несколько привлекательных
произведений, таких, как <Спящая пушка> (Миннеаполис, Художественный
центр Уокера ) или <Освещенный небоскреб> (Париж, Нац. музей современного
искусства, Центр Помпиду) - плод его американского путешествия. Озанфан оказал
влияние на многих художников, даже таких известных и значительных, как Фернан
Леже и Вилли Баумейстер. Педагог, он преподавал в самых разных учебных
заведениях в Париже, Лондоне, Соединенных Штатах и воспитал многочисленных
учеников - от француженки Марсель Кан до американца ДжеральдаМёрфи и в начале
1950-х Роя Лихтенштейна. Наконец, из огромного литературного наследия Озанфана
следует особо отметить книгу <Искусство>, вышедшую в 1928 и вскоре переведенную
на немецкий и английский языки. Его <Воспоминания,1886-1962> были
опубликованы уже после смерти художника. Произведения Озанфана представлены, в
частности, в музеях Базеля, Нью-Йорка (Музей современного искусства и музей
Соломона Гуггенхейма), Париже (Нац. музей современного искусства, Центр
Помпиду), Санкт-Петербурге (Гос. Эрмитаж) и Москве (Музей изобразительных
искусств им. А. С.Пушкина). В 1985 в музее Сен-Кантена прошла большая выставка
его творчества.
.2 Ле Корбюзье
Ле
Корбюзье (фр. <#"813103.files/image001.gif">
Озанфан Амеде
«Желтые скрипки», Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду
Натюрморт посуда
Графика на чёрном фоне
Приложение 2
Ле Корбюзье
Вилла Ла Рош\Жаннере (Villa La Roche/Villa Jeanneret), Париж, 1923-1924
Павильон «ЭСПРИ НУВО» (Pavillon de L'Esprit Nouveau), 1924, Париж - не
сохранился
Вилла Савой (Villa Savoye), Пуасси (Poissy-sur-Seine), Франция.
1929-1931\
Здание Ассамблеи (Palace of Ass embly). Чандигарх (Chandigarh) - новая
столица штата Пенджаб, Индия. 1951-1962
Приложение 3
Леже Фернан
Обнаженные в лесу
Ныряльщики
на желтом фоне <#"813103.files/image013.gif">
Франсис
Пикаби
Франсис
Пикабиа «Парад любви
Приложение
4
Вилли
Баумайстер
Мортаруру с
красным над головой. Вилли Баумайстер