Особенности русского барокко, творчество В.В. Растрелли
РЕФЕРАТ
Особенности
русского барокко, творчество В.В. Растрелли
Введение
В России процессы образования нового
после ренессанса стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне ее
культурного влияния. Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал,
которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпала
себя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Но
процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Их
отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые не
могли миновать и архитектуру. В его пределах начались поиски новых средств,
позволяющих объединить, дисциплинировать форму, поиски стиля.
Стадии развития русского барокко:
· Московское барокко
(с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось «нарышкинское барокко») -
переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих
конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием
украинского барокко.
· Петровское барокко
(с 1700-х по 1720-е годы) - совокупность индивидуальных манер
западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой
столицы, Санкт-Петербурга.
· Елизаветинское
барокко (c 1730-х по 1760-е годы) - гибрид петровского и московского барокко с
североитальянскими привнесениями. Наиболее полно воплотился в грандиозных
постройках Ф.Б. Растрелли.
барокко московский петровский
искусство
1. Московское
барокко
Московское барокко - условное название стиля русской архитектуры последних
десятилетий XVII - первых лет XVIII в., основной особенностью которого является
широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических
композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее
название - «нарышкинское барокко».
Предпосылки к
возникновению нового направления искусства:
· В XVII в. в русском
искусстве и культуре появилось новое явление - их обмирщение, выражавшееся в
распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в
частности, в зодчестве. Примерно со второй трети XVII в. начинается
формирование и развитие новой, светской, культуры.
· В архитектуре
обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых
простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности.
· Соединение
особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление»
их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего
архитектурного направления - нарышкинского стиля.
Особенности
нарышкинского барокко:
· сочетание черт
русской архитектуры с элементами центральноевропейского.
· Основным источником
заимствований служило расположенное за западными рубежами России Великое
княжество Литовское.
Таким образом, на российской почве
возник достаточно самобытный стиль, который, будучи основанным в значительной
степени на национальных традициях зодчества, принося в то же время в
строительное искусство России новые черты. Стиль стал весьма произвольной
адаптацией барокко для России, в отличие от построек петровского барокко.
· Построенные в
нарышкинском стиле здания нельзя назвать подлинно барочными в
западноевропейском понимании. Нарышкинский стиль в своей основе - архитектурной
композиции - оставался русским, и только отдельные, едва уловимые элементы
декора заимствовались из западноевропейского искусства.
Церковь Троицы в Троице-Лыково,
1698-1704 гг.
Успенская церковь на Покровке
(1696-99 гг.).
Церковь Иоанна воина на Якиманке
(1706-13 гг.).
2. Петровское
барокко
Это архитектурный стиль,
ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской
архитектуры.
Архитектуре петровского времени
свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность
убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко,
популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой
решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в
российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от
голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и
австрийскими образцами.
К числу первых строителей Петербурга
принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж.М. Фонтана,
Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра
I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей
страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление
их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как,
например, Михаил Земцов.
Прообразом петровского барокко можно
считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой
столицы. Это Лефортовский дворец в Москве (1697-1699 гг., архитектор Д.В.
Аксамитов и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней
(1701-1707 гг., архитектор Иван Зарудный). В этих сооружениях элементы
московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов.
Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и
пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.
Кунсткамера
Здание «Палат» заложили в 1718 году.
Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект
здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие
архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были
возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены
коллекции. Завершенное здание было в своём роде уникальным: ничего похожего
Европа ещё не знала, но было так всесторонне продуманно, что без серьёзного
ремонта простояло до наших дней.
Здание построено в стиле петровского
барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной
многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции
занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр,
в башне - Готторпский глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в
западной - учреждения Академии наук. Здесь работал М.В. Ломоносов.
В 1777-1779 интерьеры украшены 4
скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся
учёных, в 1819-1825 - росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в
1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический,
Этнографический, Ботанический, Минералогический.
Кикины палаты
Это единственный сохранившийся до
нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I -
Александра Кикина. Он был построен в 1714-1720 годах. В 1718 году Кикин был
казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом
взят в казну. В 1719-1727 годах здесь находилась коллекция петровской
кунсткамеры и личная библиотека Петра I. В 1720-х годах Кикины палаты были
перестроены неизвестным архитектором. С 1733 года здесь разместились
канцелярия, лазарет и церковь лейб-гвардейского Конного полка.
В 1829 году здание было перестроено
по проекту архитектора Александра Штауберта, а декор в стиле барокко уничтожен.
3. Елизаветинское
барокко
Елизаветинское барокко - термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи
Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был
Ф.Б. Растрелли. В отличие от предшествующего ему петровского барокко,
елизаветинское знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало
XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы
(крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).
Елизаветинское барокко (иногда от
него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к
созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской
империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в
Петербурге и его окрестностях - Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф.
Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного
убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный,
праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское
искусство середины XVIII века.
Самобытную страницу елизаветинского
барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века -
во главе с Д.В. Ухтомским и И.Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне
трудилась плеяда отечественных зодчих - С.И. Чевакинский, А.В. Квасов и др. На
храмовой архитектуре специализировался итальянец П.А. Трезини. Елизаветинское
барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.
После смерти Елизаветы Петровны
основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который,
который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от
грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество
элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие
ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и
приступил к освоению эстетики классицизма.
Постройки:
Храм Священномученика Климента, Папы
Римского - православный храм в честь Священномученика Климента (1932 г.).
Никольский морской собор (1753-1762
г.).
Мариинский дворец
Дворец был построен по заказу
императрицы Елизаветы Петровны в 1744. Проект в стиле барокко был разработан
Бартоломео Растрелли.
4. Творчество В.В.
Растрелли (Б. Растрелли)
Бартоломео Франческо Растрелли,
знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, родился в Париже в
1700 году. Наиболее яркий представитель русского барокко. Сын известного
русского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), также
итальянского происхождения.
Растрелли соединил элементы
европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им
прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое
решение.
В 1716 году Растрелли приехал со
своим отцом в Санкт-Петербург, где его отец был приглашён Петром I на работу по
строительству императорского дворца. С 1725 по 1730 года проходил обучение,
скорее всего в Италии.
Первой самостоятельной работой
молодого зодчего был дом молдавского господаря А. Кантемира в Петербурге
(1721-1727). В 1730 году был назначен придворным архитектором императрицы Анны
Иоанновны. Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века в
1745-1757. С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла и перестав
получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора и
уехал в Швейцарию.
Умер Растрелли в Петербурге в 1771
году.
Наибольший расцвет творчества
Бартоломео Растрелли - время правления Елизаветы Петровны (1741-1761). Первый
заказ от императрицы - деревянный летний дворец в Санкт-Петербурге (1741 - 44,
не сохранился). Затем последовали дворец Воронцова (1749 - 52), дворец
Строганова (1752 - 54). С 1747 по 1752 года архитектор посвятил себя работе над
Большим дворцом в Петергофе. В 1747 был создан эскиз Андреевского собора в
Киеве, в 1752 - 57 - перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе. Две его
наиболее известные работы - это ансамбль Смольного монастыря (1748 - 64) и
Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754 - 62).
Иорданская лестница в Зимнем дворце
Ансамбль дворцов и парков Петергофа
- памятник архитектуры и садово-паркового искусства. Строительство Петергофа
было инициировано Петром I. Первое открытие - 1723 год. После смерти Петра
строительство замирает и лишь в царствование Елизаветы Петровны начинается
заново. Она поручает Растрелли отстроить новый главный дворец взамен старого
петровского.
Работы начались в 1747 году, а уже в
1756 здесь состоялись пышные празднества. Роскошь и размеры помещений,
блестящее мастерство архитектора и сотен первоклассных мастеров производили
ошеломляющее впечатление.
Роскошная золоченая парадная
лестница вела в не менее пышный Танцевальный зал, а за ним в новый Аван-зал,
также украшенный золоченой резьбой и живописными плафонами. Миновав его, гости
оказывались на оси парадной анфилады покоев дворца. Казалось, длина его
бесконечна. Тем более что в глубине перспективы находилось окно, через которое
взгляд проникал в пространство парка.
Большой дворец в Петергофе
Екатериниский дворец в Царском Селе
История строительства начинается в
171о году, когда на месте усадьбы появляется загородная царская резиденция.
Вокруг нее возникают русские деревни. В 1719-1720 гг. на территории будущего
города появляется слобода дворцовых служителей, и проводятся мероприятия по
упорядочению ее планировки и застройки. С 1811 по 1843 гг. здесь находился
Царскосельский императорский лицей.
С конца 1748 года и по 1756 год
строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор двора Ф. -
Б. Растрелли. 10 мая 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о
капитальной перестройке старого здания, а 30 июля 1756 года Ф. - Б. Растрелли
показывал свое творение Елизавете Петровне и иностранным послам. Своими
размерами, мощной пространственной динамикой и живописностью декора дворец,
возведенный в стиле русского барокко, производил сильное впечатление. Широкая
лазоревая лента дворца с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом
выглядела празднично. Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав
Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, - позолоченный
купол с многоконечной звездой на шпиле.
Смольный монастырь
Сооружение Воскресенского
Новодевичьего монастыря, начато по проекту Ф.Б. Растрелли в 1748 г. (закончен в
1764 г.). В центре монастырского ансамбля возвышается пятиглавый собор.
Окончательную достройку и внутреннюю отделку собора осуществлял В.П. Стасов в
1832-1835 гг. Двухъярусный основной объем храма увенчивают пять глав, тесно
примыкающих друг к другу. Пластика наружных стен отличается исключительным
богатством и живописностью. Выступы углов украшены пучками колонн в первом
ярусе и пилястр во втором. Окна обрамлены наличниками с перехватами
причудливого рисунка. Интерьер собора, исполненный уже в эпоху классицизма,
резко контрастирует своей строгостью и простотой с праздничным и нарядным
наружным обликом. Невысокая глухая каменная ограда (возведена в 1750-1760х
гг.), окружавшая прежде весь ансамбль сохранилась далеко не полностью (часть
северной и западная стена были разобраны). Колокольня, запланированная
Растрелли с западной стороны ансамбля, не была осуществлена.
Зимний дворец
Зимний дворец в Санкт-Петербурге -
памятник архитектуры русского барокко. Построен в 1754-1762 Б.Ф. Растрелли. Был
резиденцией российских императоров. Здание решено в виде мощного каре с
внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади.
Парадное звучание здания подчёркивает пышная отделка фасадов и помещений.
Грандиозный пожар в 1837 г. уничтожил внутреннюю отделку, лишь отчасти
восстановленную в 1838-1839 гг. В.П. Стасовым и А.П. Брюлловым. Более всего
отпечаток стиля Растрелли сохранила Большая церковь с нарядным золоченым
декором и Главная (Иорданская) лестница, мраморные марши которой, раздваиваясь,
ведут на второй этаж к анфиладе парадных залов. В 1922 всё здание передано
Государственному Эрмитажу.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели
развитие русского барокко. Множество красивейших сооружений русской архитектуры
было создано именно в это время. Многие из сооружений не сохранились. Также,
рассмотрели творчество Б. Растрелли. Он был прекрасным архитектором, который
внес значительный вклад в развитие русского искусства барокко. Наивысшей точкой
расцвета стиля стало Екатерининское барокко.
1. Алленов М.М.,
Евангулова О.С. Русское искусство X - начала XX в. - М.: Искусство. - 1989.
2. Балакина Т.И.
МХК: Россия IX-XIX вв. - М.: Издательский центр АЗ. - 1997.
. Бражнев И.А.,
Баташкова А.Н. Русский интерьер XVIII-XIX вв. - М.: Сварог ИК. - 2000.
. Гольдштейн А.Ф.
Зодчество. - М.: Искусство. - 1979.
. Кашекова И.Э.
От античности до модерна. - М.: Просвещение. - 2000.
. Малюга Ю.А.
Культурология. - М.: Просвещение. - 1998.
Пилявский В.И. История
Русской архитектуры. - М.: Искусство. - 1984.