Основные направления и формы деятельности Государственного Российского Дома народного творчества г. Москвы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: «Организация и руководство
народным художественным творчеством»
«Основные направления и формы
деятельности Государственного Российского Дома народного творчества г. Москвы»
Выполнила: студентка группы 305 РХ
Короткова Виктория Алексеевна
Проверила: Ершова Т.М., доцент
Челябинск 2013
Содержание
Введение
Глава I. Государственный Российский Дом народного творчества:
история, виды деятельности
.1 История и предмет деятельности ГРДНТ г. Москвы
.2 Приоритетные направления деятельности ГРДНТ г. Москва
Глава II. Анализ основных направлений и форм деятельности
ГРДНТ г. Москвы
.1 Анализ основных направлений деятельности ГРДНТ г. Москвы
.2 Формы деятельности ГРДНТ г. Москвы
Заключение
Приложения
Введение
Культура - это система ценностей и смыслов, сохраняемых и передаваемых из
поколения в поколение, служащих основанием для сохранения самобытности
общества. Культура в ее современной форме - еще и социальная модель
действительности, создаваемая людьми в процессах общения. Особенно важно такое
понимание культуры для понимания современной культуры, сопряженной с
экономикой, наукой и образованием, как системы, определяющей инновационный
потенциал общества, его способность к самоорганизации и развитию, творчеству и
восприятию нового.
Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе
этой разнородности многонациональный уклад общества, удаленность территорий,
значительные различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В
годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества.
Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций,
замене социальных ориентиров и ценностей.
В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление
роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура
по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом
предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко
распространяются современные медиа-формы, реклама, что усиливает формирование
идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, "модного"
стиля жизни. Посредством средств массовой информации предлагаются различные
смыслы и новые идентичности, трансформируется мышление людей.
Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и
структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения
национальной самоидентификации. Происходящие перемены породили критические
деформации ее культурного пространства. Сохранение его целостности и единства
на основе культурного разнообразия - важнейшая предпосылка успешного развития
России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях
и умениях эти знания эффективно использовать.
В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации
России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической
жизни и социальной самоорганизации.
Сегодня
необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов в сфере культуры,
основанный на соответствующих положениях Конституции <#"812956.files/image001.gif">
Рис. 1. Система методического обеспечения социально-культурной
деятельности [8]
Основу методики культурно-просветительной деятельности составляют пять
ведущих компонентов: цели, содержание, средства, методы и формы работы. Каждый
из перечисленных компонентов методики видоизменяется в силу объективно
существующих закономерностей их развития.
Особое значение в настоящее время приобретают рационализация и унификация
документов, технологий их хранения и использования, т.е. проблема создания
информационной системы, несущей большой объем информации и приспособленной к
быстрому поиску необходимых данных. Поэтому в современной системе методического
обеспечения появился новый компонент - информационный носитель. И как следствие
- необходимость овладения каждым субъектом системы методической деятельности
новыми информационными технологиями [11]
Стабильность и целостность системы методического обеспечения определяются
наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой
заключено содержание средств, то есть его носителей.
Проанализировав систему методического обеспечения культурно-досуговой
деятельности, мы определили ее основные компоненты и взаимосвязи между ними
(рис. 1).
2.2 Формы
деятельности ГРДНТ г. Москвы
народное творчество традиция фестиваль
Основными формами деятельности ГРДНТ г. Москва являются: фестивали,
конкурсы, выставки.
Фестиваль массовое празднество, включающий показ достижений в области
музыки, театра, кино, эстрады. Фестивали различают по продолжительности (от
нескольких дней до полугода) и содержанию.
Виды фестивалей:
- Монографические (посвящены музыке одного композитора)
- Тематические (посвящены определенному жанру, эпохе или стилю)
- Фестивали исполнительского творчества.
Фестивали организует государство. И местными властями, филармониями и
муз. Обществами, в католических странах фирмами и частными лицами. Проводятся
фестивали регулярно (раз в два или три четыре года, а также в связи с особо
торжественными событиями).
Распространение получили международные фестивали в XX веке (середине 40-х
г) [12]
Нередко в рамках фестиваля проводятся международные конкурсы. В России с
первых лет проводятся конкурсы с1928 г. в Ленинграде ежегодно проводятся
фестивали, а с 1980 г. - фестивали фильмов. Всероссийские фестивали включают в
себя конкурсные мероприятия, но не ограничиваются ими. И представляют собой
массовые общественные компании по пропаганде и развитию российского
самодеятельного искусства.
Конкурсные программы - это соревнования в каком-либо
виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу
конкурса. Это, как видно из перечня, может быть профессиональная или близкая к
профессиональной деятельности; это может быть деятельность, связанная с
различными видами и жанрами искусства; это может быть, деятельность, во время
которой используется тот или иной природный или синтетический материал; при
которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства
и литературы. То есть все, что человек делает головой, руками, да и всем телом,
он может делать, соревнуясь с другими людьми.
Поскольку цель такого соревнования - сравнение уровней
мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом
к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается
главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только
сравнивая себя с окружающими, а конкурс - это и есть момент сравнения.
Конкурсные программы позволяют;
сформировать адекватную самооценку;
развить свои волевые качества;
воспитать свой эстетический вкус;
самоопределиться в мире увлечений и профессий; и т. Д
[14]
Но, конечно же, возможности конкурсных программ могут
остаться и нереализованными, что очень часто происходит при небрежной или
безграмотной организации конкурсов. Организация конкурсных программ - процесс
многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов.
При этом, как уже было сказано, все конкурсные программы, от самых маленьких,
рассчитанных на один час, до грандиозных, подготавливаются и проводятся по
одному организационному алгоритму. И не обязательно эти программы должны иметь
в своем названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой»,
«поединок», «защита», «сражение», «смотр» (синонимический ряд можно продолжить)
- от этого организационный алгоритм также не меняется.
При организации любой конкурсной программы все эти
организационные вопросы необходимо учесть и решить, но долями степень важности
отдельных пунктов в каждой конкурсной программе разные, в разных программах
значимость отдельных пунктов усиливается за счет других. Например в конкурсе
пластилиновых скульптур первейшее значение будет иметь обеспеченность
материалом для работы (в перечне это обозначено словом «реквизит»), а роль
ведущего в этой программе практически сводится к нулю. Прямо противоположную
картину можно увидеть в конкурсной программе, известной под названием «КВН», -
в ней порой все держится на находчивом, остроумном ведущем при почти полном
игнорировании реквизита.
В любом случае организация конкурсной программы должна
начаться с принятия решения о проведении конкурса, прежде чем принять такое
решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом
конкурсе. После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие
участники, организатор должен:
) придумать конкурсу яркое название;
) сформулировать конкурсные задания;
) разработать условия и критерии конкурса.
К сожалению, организаторы порой не уделяют должного
внимания названиям мероприятий. Между тем, привлекательное название может многократно
повысить интерес к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать.
Например, телеведущий Юрий Николаев назвал свою программу «Утренняя звезда».
Если бы он назвал передачу просто «Конкурс исполнителей песен и танцев», чем,
по сути, она и являлась, то, возможно, эта программа и не имела бы той
популярности, которую можно было наблюдать. Но при всей значимости названия
более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания: если
названием, в конце концов, можно пренебречь, то без заданий само понятие
«конкурс» теряет смысл. Именно, конкурсные задания определяют, что нужно
сделать, в чем будут соревноваться. Соревноваться «ни в чем» просто нельзя.
И, к сожалению, при объявлении заданий организаторы
часто не объясняют условия их выполнения, не задают критерии, по которым будет
оцениваться результат. В зависимости от содержания конкурсных программ в
условия могут входить (или не входить) такие пункты: время на подготовку
конкурсного задания; срок предварительной демонстрации подготовленного
результата; место предварительной демонстрации подготовленного результата;
размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т.д.);
возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.; перечень
разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д.
[17]. Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и
особые условия, отражающие особенности жанра или технологии.
Заключение
Государственный Российский Дом народного творчества более 80 лет
продолжает и развивает благородное дело своих предшественников - московских
актеров, художников, меценатов, которые в начале XX века во главе с живописцем
В.Д. Поленовым развернули активную работу по оказанию всесторонней помощи
рабочим и крестьянским театрам, всем, кто занимался любительским искусством. Со
времен Поленовского Дома и до наших дней эта деятельность не прерывалась,
привлекая все новых и новых сподвижников из числа выдающихся представителей
творческой интеллигенции.
Сегодня коллектив ГРДНТ - это содружество уникальных специалистов по всем
основным жанрам. В своей работе они опираются на замечательный актив Дома -
мастеров искусств, видных ученых, преподавателей творческих вузов, И конечно,
главная опора - это система региональных домов народного творчества. Ежегодно
во всех регионах России мы проводим совместно с ними десятки фестивалей,
конкурсов, выставок. В это непростое время мы не выживаем, а живем полноценной
жизнью, занятые любимым делом. Самобытные талантливые люди, съезжающиеся к нам
со всех уголков России, оставляют здесь особый след, и потому Государственный
Российский Дом народного творчества славен своей теплой атмосферой, духом, имя
которому - народное искусство [20]
Система региональных методических учреждений объединяет 80 региональных
центров. К ним относятся республиканские научно-методические центры народного
творчества и культурно-досуговой деятельности, окружные центры национальной
культуры, краевые центры народного творчества и досуга, областные методические
и информационно-аналитические центры культуры, научно-методические центры
культуры и повышения квалификации, областные координационно-методические центры
культуры и творчества и др.
ГРДНТ является инициатором создания и реализации многочисленных проектов.
Но как бы ни были многочисленны направления деятельности ГРДНТ, основным
является методическая помощь учреждениям области, которые являются очагами
культурной жизни в городах и районах нашего края. Роль клубов и домов культуры
в организации досуга самых различных слоев населения трудно переоценить. Их
деятельность нуждается во внимании и поддержке, и это одна из главных задач
Областного дома народного творчества. Та система методической помощи и поддержки,
которая складывалась в течение нескольких десятилетий, оправдала себя. Донские
самодеятельные коллективы известны своим самобытным искусством не только в
России, но и за рубежом. И это - показатель высокого уровня работы специалистов
Дома народного творчества.
Одно из приоритетных направлений деятельности ГРДНТ - возрождение
народной национальной культуры. Культурное наследие, традиции, танцы, песни,
ремесла живы в России, и цель специалистов ГРДНТ - всемерно пропагандировать и
развивать их. Деятельность ГРДНТ в этом направлении находит поддержку и со
стороны Правительства РФ, и со стороны президента РФ.
Много внимания Дом народного творчества уделяет вопросам повышения
мастерства и профессионального уровня клубных работников. Смотры и конкурсы
среди клубных учреждений, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы,
семинары, школы клубного специалиста - это неполный перечень
учебно-методических форм работы, которые находят достойный отклик среди
работников культурно-досуговых учреждений.
В целом деятельность ГРДНТ разнообразна и важна, так как огромное
значение имеют такие массовые формы социально-культурной деятельности, как
фестивали народного художественного творчеств и праздники-конкурсы народных
ремёсел, которые позволяют комплексно решать художественно-эстетические,
социально-педагогические и иные задачи культурного развития и являются
составной частью государственной культурной политики и показателем системной и
целенаправленной деятельности по поддержке народного художественного творчества
в регионах.
Список
литературы
1. Базарова,
И.В. Организационно-методическое обеспечение управления качеством инновационных
коммуникаций: автореферат дис... канд. эконом. Наук. - СПб. : СПб гос. ун-т
экономики и финансов, 2003. - 18 с.
2. Брижатова,
С.Б. Технологии формирования региональных программ социокультурного развития в
современной России. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2000. - 101 с. [с. 22]
. Даль,
В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: Владис; Рипол
Классик, 2011. - 1088 с.
. Дмитриев,
Д. Толковый словарь русского языка. - М. : Астрель; АСТ; Ермак, 2003. - 992 с.
. Дейнеко,
В.И. Организационно-методическое обеспечение перевода клубных учреждений на
новые условия функционирования: автореферат дис... канд. пед. наук. - СПб : СПб
гос. ин-т культуры, 1992. - 17 с.
. Дружилов,
С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной
культуры специалиста. - Новокузнецк : ИПК, 2000. - 127 с.
. Ефремова,
Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 2. М-П. - М. :
АСТ; Астрель; Харвест, 2006. - 1168 с.
. Жарков,
А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для
студентов вузов культуры и искусств. - М. : Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480
с.
. Ковальчук,
A.C. Исследование и проектирование социально-культурной деятельности. - Орел :
Орловс. гос. ин-т искусств и культуры, 2001. - 112 с.
. Лоханова,
В.Н. Мониторинг инновационной деятельности организации. Информационное и
организационно-методическое обеспечение : автореферат дис... канд. экон. наук.
- М. : Гос. ун-т упр., 2003 - 26 с.
. Лукин
В.В. Социальный заказ на подготовку специалиста на основе информатизации
методической системы обучения // Информатика и образование. - 2002. - Вып. 10.
- 355с. [c. 7-14]
. Мосалев,
Б.Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения : учеб. пособ.
- М. : Моск. гос. ин-т культуры, 1989. - 76 с.
. Сабуцкая,
С.В. Формирование методического обеспечения социально-культурной деятельности в
регионе: автореферат дис.... канд. пед. наук. - Барнаул : Кемеровск. гос. ун-т
культуры и искусств, 2006. - 22 с.
. Сысоев,
Е.В. Методические рекомендации по определению эффективности деятельности
клубного учреждения и формированию муниципального заказа на его услуги. -
Барнаул : АКЦНТиД, 2006. - 15 с.
. Толковый
словарь русского языка. Современная версия. - М. : Владис; Рипол Классик, 2011.
- 1088 с.
. Ушаков,
Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / сост. Л.
Антонова, И. Григорян, Н. Шильнова. - М. : Дом Славянской Книги, 2009. - 960 с.
. Шагалова,
Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. - М. : АСТ;
Астрель; Полиграфиздат, 2011. - 416 с.
. Щеглов,
М.М. Организационно-методическое обеспечение общественно-просветительной
деятельности работников культуры: автореферат дис... канд. пед. наук. - СПб. :
СПб гос. ин-т культуры, 1992 - 17 с.
. Государственный
Российский Дом народного творчества : официальный сайт. - режим доступа :
#"812956.files/image002.gif">
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Государственный Российский Дом народного творчества»
, Москва, Центр, Сверчков пер. д.8, стр.3
тел: (495) 628-40-87; факс: 624-25-53, 628-36-23
E-mail: grdnt@rusfolk.ru; inform@rusfolk.ru