о скоротечности жизни. Происходит окончательное разделение двух миров. Человек ещё более возвышает себя над шмелём и ощущает свою значимость, предсказывая ему скорое забвение.
Итак, в реалистическом стихотворении И.А. Бунина «Последний шмель» мир человека и мир насекомых существуют параллельно, пересекаясь лишь иногда.
2. Превращения в детских произведениях как сказочная условность
Мир насекомого и мир человека представляют собой две совершенно разные сути. Являясь частями одной большой природы, в реальной жизни они пересекаются не постоянно, встречаются случайно или по воле человека. Зато в мире, созданном фантазией человека, это пересечение-соприкосновение становится более глубоким. Происходит метаморфоза, упоминаемая в разных произведениях с давних времен. Для примера можно рассмотреть сказочное поэтическое произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
На силу слова и фантазию поэта с детства влиял русский фольклор - сказки, рассказанные Ариной Родионовной, няней русского гения. И эта его сказка написана по мотивам русских народных произведений. Главный герой её - князь Гвидон - реализует мечту человека изменять свою суть. Его превращения (в комара, затем в муху, потом в шмеля) даются ему легко, он не чувствует неудобств от своего нового облика. Пушкин описывает их так:
Лебедь князю: "Вот в чем горе!
Ну послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром".
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
Сами метаморфозы в данном тексте имеют конкретную цель: герой хочет узнать что-то об отце, оставаясь незаметным и нераскрытым. Это очень удобно делать в виде маленького насекомого. Гвидон в образе комара жалит в правый глаз повариху, не пускающую царя Салтана на остров Гвидона, и быстро улетает обратно домой. Потом в виде мухи он садится на глаз ткачихе. А в виде шмеля жалит нос сватьей бабе Бабарихе. Необычный облик дает человеку много новых возможностей: Гвидон видит и делает то, что никогда не было ему доступно прежде. Ни мысли, ни поведение человека не изменяются вместе с изменением его внешнего вида - он все так же разумно оценивает ситуации, в которые попадает. От комара и шмеля ему достается способность жалить, которой он пользуется без особых усилий.
Сказки, затрагивающие тему превращения человека в насекомого и взаимодействия мира насекомых с человеческим миром, известны и в мировой литературе. Датский писатель и поэт Ханс Кристиан Андерсен в 1835 году написал сказку «Дюймовочка». Это история о крошечной девочке, попавшей в мир животных, птиц и насекомых. После похищения её жабой и побега от нее Дюймовочка встречает майского жука. Ему девочка очень понравилась, он обхватил её лапками и унес на дерево. Несмотря на то что жуку Дюймовочка понравилась, она не осталась с ним надолго, потому что другим жукам ее внешность пришлась не по вкусу: « - У неё только две ножки! - говорили одни. - У неё даже нет щупалец! - говорили другие», чем очень обижали Дюймовочку. И сам жук-«похититель», поддаваясь общественному влиянию, согласился, что девочка более чем некрасива, после чего главную героиню сказки Андерсена прогнали из общества насекомых.
Создание, внешне совершенно непохожее на других, не приживается в чужой среде. Будь то человек среди насекомых или насекомое среди людей. Но Дюймовочка была не простая девочка, а сказочный персонаж , и она была очень маленького роста. Поэтому она нашла общий язык с другими существами - эльфами, такими же маленькими, как она. Эльфы в сказке «Дюймовочка» напоминают бабочек или мотыльков: миниатюрные создания с крылышками, живут в цветах - чем не сказочные насекомые? Точнее говоря, люди, наделенные свойствами насекомого. Конечно, финал у всей истории счастливый, и девочка с эльфами чувствовала себя прекрасно, превратившись в одного из них. С какой целью в этой сказке использовано превращение? Это способ найти себя, своё место в мире для необычной девочки, и ей это удалось.
Итак, сказочно-условные превращения у Пушкина и Андерсена похожи. Преобразования Гвидона в насекомых помогает автору «связать» различные эпизоды, а герою - узнать необходимые сведения. Это чисто композиционный прием. У Андерсена метаморфоза Дюймовочки произведена механически, добавлением крылышек, но автор вводит здесь философскую мысль о невозможности для человека, отличающегося от других, жить среди людей. Только мир эльфов стал для Дюймовочки своим.
. Отношение человека к миру насекомых в повести Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!»
В современных сказках тоже встречаются необычные превращения. Пристрастие авторов к «энтомологическому казусу» объясняется тем, что в детской книжке его намного проще обыграть, потому что герой в насекомого тут превращается без усилий, очень легко, да и чувствует себя в этом теле неплохо. Но в книге Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!», адресованной детям более старшего возраста, содержится важная для наших исследований идея: автор хотел наглядно показать жизнь насекомых глазами самого насекомого, посмотреть на его проблемы, неприятности и радости, а главное, показать детям, что трудностей у этих живых существ никак не меньше, чем у человека, поэтому мальчики должны оставаться людьми - в прямом и переносном смысле.
Главные герои сказочной повести «Баранкин, будь человеком!», Юра Баранкин и его приятель Костя Малинин, - это олицетворение мира человеческого. Они попадают в неприятную ситуацию - получают двойки по геометрии в самом начале учебного года, после чего одноклассники решают их перевоспитать и убедительно просят взяться за учебу:
« - Баранкин, ну будь же человеком!». Обоих двоечников оставляют учиться в воскресенье, а после учебы сажать деревья на школьном дворе. Костя и Юра сидят утром на лавочке около школы, размышляя о предстоящем тяжелом дне, и Юра решает, что он «устал быть человеком». Думает он об этом в переносном смысле (устал стараться и учиться), а потом замечает беззаботных бабочек, порхающих над цветами, маленького муравья, который залез к нему на колено и стал загорать на солнышке, и решает, что устал быть человеком в смысле прямом. Ему надоел груз ответственности, лежащий на человеческих плечах, а беззаботная жизнь насекомых кажется такой привлекательной на первый взгляд.
Далее в этой, как казалось сначала, реалистической истории появляется сказочная условность: провести превращение человека в другое существо и обратно - очень просто! С помощью стишка, который герои рассказа читают как заклинание, они превращаются в воробьев. Жизнью птиц они остаются недовольны, и произносят новое заклинание, превращаясь на этот раз в мотыльков. Малинин стал красивой и редкой бабочкой махаоном, а Баранкин бабочкой-вредителем - капустницей. Они встречают много опасностей, наполняющих жизнь бабочек. Например, за Костей-махаоном охотятся его одноклассники-коллекционеры. Избежав опасностей в теле бабочек, мальчики с той же легкостью становятся муравьями. Их ожидают тяжелые будни работяги-муравья, настоящая война между красными и черными муравьями, в ходе которой Костя и Юра рискуют жизнями. «Я хочу навеки быть человеком!» - их последний стишок-заклинание.
Все эти превращения нужны автору с определенной целью: в детской книжке в поучительной манере высмеивается лень человека и несерьезное отношение к миру дикой природы.
сказочный человек шмель роман
4. Превращение человека в насекомого как кинематографический прием
Виды искусства переплетаются между собой, идеи и темы разных форм и жанров искусства отличаются способностью к взаимопроникновению. Литература, кинематограф, живопись - не исключение.
Во многих фантастических фильмах, например в американском фантастическом боевике «Люди в черном», часто встречаются люди-звери, перевоплощающиеся, меняющие свой облик. Тараканы-инопланетяне работают в офисе с людьми, пришельцы скрываются под маской человека и остаются незамеченными в обществе - то есть насекомые и другие животные живут вокруг людей, уживаются с ними, не выделяются из толпы.
Похожим образом в картине «Человек-паук» изображен человек, наделенный качествами паука и вовсе не страдающий от этого. Наоборот, с максимальной выгодой для себя и окружающих он использует полезные способности насекомого, которого в реальной жизни человек вряд ли назовет симпатичным. Но здесь есть большая разница между необычным человеком и обществом: в мире людей он приживается только в обычном облике, а становясь человеком-пауком, воспринимается обществом как герой либо как враг. Контакт с ним в любом случае пугает людей.
Словом, нетрудно найти примеры того, как творческие люди видят мир, где человек и насекомое становятся одним целым, но точки зрения на это могут быть абсолютно разными.
5. Представление насекомых в виде людей с целью выявления особенностей сознания людей в романе В. Пелевина «Жизнь насекомых»
В современной литературе фантастический стиль занимает не последнее место, и на нем стоит остановиться поподробнее. А что если насекомые видят свою жизнь, как и человек - свою? Имеют друзей, общение, разум, подобный человеческому, цивилизованное развитие?
Русский писатель Виктор Пелевин родился в Москве в 1962 году в семье Зинаиды Семёновны Ефремовой, которая работала директором гастронома (по другим данным - школьной учительницей английского языка), и Олега Анатольевича Пелевина, преподавателя военной кафедры МГТУ им. Баумана <#"justify">6. Превращения для выявления общественных и семейных проблем в новелле Франца Кафки
Если бы превращение человека в насекомое произошло в реальной жизни, я не думаю, что ему было бы в новом теле так удобно, как в разных сказках и историях, когда эти метаморфозы происходят для того, чтобы воспользоваться особенными качествами насекомого. Может ли превращение быть наказанием? И для чего оно нужно в самом реалистическом и в то же время самом фантастичном из произведений, которые мы с вами рассмотрим?
Франц Кафка - австрийский писатель, один из фундаменталистов модернистской прозы. Это человек с удивительным мировоззрением, он писал сложные, абсурдные и подчас ужасно-прекрасные, шокирующие произведения, в которых философия теряется в абсурде, а реальность слишком тесно переплетена с вымыслом. Самая замечательная из его новелл "Превращение" была написана осенью 1912 года и опубликована в 1915 году.
Герой "Превращения" Грегор Замза - сын небогатых пражских обывателей, людей с чисто материалистическими потребностями. Лет пять назад его отец разорился, и Грегор поступил на службу к одному из кредиторов отца, стал коммивояжером, торговцем сукном. С тех пор вся семья - отец, страдающая астмой мать, его младшая любимая сестра Грета целиком полагаются на Грегора, материально полностью от него зависят. Грегор постоянно в разъездах, но в начале повествования он ночует дома в перерыве между поездками, и тут с ним происходит нечто ужасное. С описания этого события начинается новелла: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. Лежа на панцирно-твердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло. Его многочисленные, убого тонкие по сравнению с остальным телом ножки беспомощно копошились у него перед глазами. "Что со мной случилось? " - подумал он. Это не было сном».
Это начало превращения доброго, чуткого, жертвенного человека в отвратительного жука. В реальном мире такой фантастический поворот сюжета может соответствовать внезапному переходу некоего человека в состояние инвалида или урода и возникновению вследствие этого «стены отчуждения», так как уродов в обществе не любят и стараются не замечать. Кафка очень подробно описывает новое строение тела Грегора, испытываемые им теперь неудобства и новые удовольствия, новые вкусы. В хитиновой оболочке идет процесс утраты человеческого: сначала Грегор утрачивает речь, а потом одно за другим и многие свои душевные свойства, которыми гордился, но при этом он и в своем новом, пугающе-отвратительном облике остается человеком в большей мере, чем члены его семьи. Да, на них обрушилось страшное несчастье, их сын и брат превратился в насекомое, утерял человеческую речь, но поистине удивительна в этой новелле реакция семьи Замза на превращение Грегора. С потрясающим психологизмом Кафка рисует мещан, в которых естественные порывы какое-то время борются с отвращением и ненавистью к тому, кто своим превращением разрушил их скромный достаток, вынудил искать работу, сдавать комнату жильцам, а главное - скрывать страшную семейную тайну. С семейством Замза произошло нечто такое, чего никогда не происходило ни в одном знакомом им семействе, поэтому позор за превращение добавляется к досаде на Грегора. Новелла строится на тончайшем изображении изменения чувств внутри семьи. По мере того как мать и сестра утрачивают надежду на обратное превращение Грегора, возрастает ненависть к нему отца. В одной из сцен отец загоняет Грегора в его комнату, швыряя в него красными яблочками; один из этих твердых снарядов застревает в спинке Грегора и становится причиной его смерти.
Главный герой новеллы сам решает умереть. Почему? Во-первых, ему было очень одиноко, сознание не могло выдержать жизни в теле жука. Во-вторых, он не мог больше помогать своей семье сводить концы с концами в материальном плане. В-третьих, и это самое важное, Грегор Замза очень любил свою семью и всю жизнь занимался самопожертвованием ради нее, а теперь не мог этого больше делать, вместо этого он стал обузой для своих родителей. В последний день своей жизни он услышал, как его сестра сказала, что если бы он был разумным и любил свою семью, то ушел бы от них и не стал бы мешать. Грета давила на его совесть, и Грегор не выдержал.
Грегор превратился в жука, скорее всего, потому, что, даже когда он был в человеческом теле, его жизнь напоминала больше жизнь жука, нежели человека. Он самоотверженно работал не ради себя, а ради семьи, ничем не интересовался и был одинок. А возможно, это потребовалось для того, чтобы он увидел неблагодарность своей семьи, ведь не заметно, чтобы они страдали именно из-за того, что Грегор болен. Вместо этого их заботили только финансовые проблемы. Его смерть - освобождение для семьи, которая тем временем поправила свои дела: все нашли работу, расцвела сестра, теперь они, наконец, могут переменить квартиру на более дешевую и удобную (пока был жив Грегор, нельзя было никуда переехать) - в последней сцене они все вместе едут на трамвае на загородную прогулку и планируют новую жизнь. По замечанию одного из лучших комментаторов "Превращения", В.В. Набокова, «с Грегором умерла душа; восторжествовало здоровое молодое животное. Паразиты отъелись на Грегоре».
Франц Кафка в своей новелле «Превращение» затронул проблемы самоотверженности, трудоголизма, семейных отношений, нетерпимости и нетолерантности человеческого общества. Показал, что из-за материальных трудностей человек может и вовсе потерять гуманность. А ведь главное - не потерять человечность, не стать жуком внутри, тогда бы Грегор и не стал жуком снаружи. Значит, прием превращения в этом произведении является для автора необходимым средством обнаружения острейших нравственных и социальных проблем.
. Герои рассказа А.П.Чехова «Мелюзга» - человек и таракан - как аналогичные по натуре представители разных миров
Творчество А.П. Чехова - одна из ярчайших страниц русской литературы. В его реалистических рассказах и пьесах отражается жизнь русского общества конца XIX - начала XX веков. В рассказах Чехова слышен и уничтожающий сатирический смех, и горькое разочарование в современном обществе. Чехов завершил тему «маленького человека» - тему Гоголя и Достоевского, поднявших «малость» и унижение до трагедийных высот. Секрет чеховского изображения маленького человека в том, что он рисовал героев такими «ерундовыми», что из всех их качеств выделялось только одно - ничтожность.
Как и в стихотворении И.А.Бунина «Последний шмель», с которого я начала свое исследование, в рассказе А.П.Чехова «Мелюзга» происходит не превращение, а сравнение мира человека и насекомого. В обоих случаях насекомое и человек выглядят похожими: шмель благороден, человек - венец природы; таракан ничтожен, мающийся в пасхальную ночь на службе чиновник противен и гадок. Главный герой рассказа Невыразимов работает в какой-то конторе и на момент событий дежурит в ней. Как выяснилось, он каждый год в этот день оставался дежурить по собственному желанию, и каждый год жаловался на свою трудную судьбу. Этот чиновник все время подлизывался к начальству, которое на самом деле втайне ненавидел за успешность, но старался писать ему как можно более торжественные письма. Это чинопочитание и подхалимство и делают его таким неприятным с первых же строчек рассказа. В голову Невыразимову лезут разные мысли: о том, что стоит сбежать с работы на прогулку, о том, что для успеха необходимо украсть, как сделал один его знакомый, или написать донос, как сделал другой. Но каждый раз Невыразимов приходит к выводу, что он слишком неграмотен и труслив для решительных действий, что ему предстоит сидеть в своей грязной и серой конторе еще много лет, на мизерной зарплате, повышения которой он добивается уже десять лет. По столу-конторке Невыразимова бегает таракан, которого герой сначала жалеет, но потом осознает, что между ними нет никакой разницы, и прихлопывает насекомое. «Казнь» доставляет ему удовольствие: «мелюзге» приятно хоть над кем-то иметь власть. Наверное, на большее такой человек не способен. Итак, два мира, о которых мы ведем речь в нашем исследовании, в рассказе Чехова «Мелюзга» тоже присутствуют, но превращение человека в насекомое здесь происходит не на уровне физического тела, а в духовной области: вот он, прототип Невыразимова, в обличии таракана, на расстоянии вытянутой руки. С помощью их «духовной переклички» Чехов показывает читателям ничтожную мелочность Невыразимова. Она ассоциируется у нас с такими неприятными, гадкими существами, как тараканы.
Обобщения и выводы
Сопоставив результаты проведенных мною исследований по отдельным произведениям, я могу сказать, что выдвинутая гипотеза не только подтвердилась, но и расширилась: мы убедились, что авторы художественных произведений используют прием метаморфозы человека в насекомое для того, чтобы «странный фон» - мир насекомых - помог им ярче высветить уникальные качества героев-людей., для того, чтобы условный мир, созданный их фантазией (мир мыслящих насекомых), отразил серьезные нравственные и социальные противоречия мира реального, человеческого.
Проведенное мною исследование показало:
1.Начав с чисто условного или механического перехода человека в облик насекомого, который можно встретить в сказочных историях 19 века (у Пушкина и Андерсена), писатели постепенно находят и реализуют в этом приеме все более глубокие возможности.
2.В современной детской литературе прием превращения используется для раскрытия личностных качеств героя-человека - например, лени у Баранкина и Малинина и их ошибочного отношения к миру насекомых (повесть В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»).
.В произведениях для взрослого читателя прием превращения стал использоваться для изображения героев на «странном фоне» - в мире насекомых, что также приводит к выявлению некоторых ярких особенностей характера у первых. Пример тому - персонажи романа В.Пелевина «Жизнь насекомых», раскрывающиеся перед читателем благодаря необычным образам, подобранным автором в мире насекомых, или мысль о духовном перерождении, нравственной скудости Невыразимова, переданная через сопоставление с «мелкостью» таракана (рассказ А.П. Чехова «Мелюзга»).
.И, наконец, «энтомологические казусы» в современной литературе и киноискусстве нужны для выделения определенных нравственных и социальных проблем, чтобы условный мир мыслящих насекомых отразил противоречия мира реального, человеческого. Это мы можем наблюдать в американских фантастических боевиках «Люди в черном» и «Человек-паук», в романе В. Пелевина «Жизнь насекомых» и в новелле Ф.Кафки «Превращение».
Я думаю, превращение человека в насекомого - это очень интересный и перспективный прием, использующийся довольно редко, но точно подчеркивающий то, что авторы художественных произведений хотели бы выделить, на что хотели бы обратить наше внимание. Поэтому я считаю, что такой прием обязательно получит широкое распространение в модернистской литературе.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
1.И.А.Бунин. Сихотворение «Последний шмель»,
.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
.Валерий Медведев. Сказочная повесть «Баранкин, будь человеком!»
.Кинофильмы «Люди в черном», «Человек-паук».
.В. Пелевин. Повесть «Жизнь насекомых».
.Франц Кафка. Новелла «Превращение».
.А.П.Чехов. Рассказ «Мелюзга»