Пятая заповедь

  • Вид работы:
    Сочинение
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,7 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пятая заповедь














СОЧИНЕНИЕ

По Катихизису

На тему: Пятая заповедь

ВВЕДЕНИЕ

«Почтение к родителям издавна также считалось нравственною обязанностью детей, но это естественное чувство не имело еще высшего законодательного определения и потому у большинства народов преобладало вопиющее варварство. У некоторых народов древности был даже обычай предавать смерти своих престарелых родителей или оставлять их беспомощными. Среди древних народов мать вообще занимала низшее положение и по смерти своего мужа становилась в подчиненное положение к своему старшему сыну. Но теперь было заповедано, что сын, даже сделавшись главою семейства, должен так же почитать мать свою, как почитал отца…». Когда Господь вступил в завет с еврейским народом, Он даровал ему через Моисея Закон. Этот Закон есть закон жизни временной и условие для вступления в жизни вечную. Это - закон веры и нравственности, поскольку именно вера и нравственность являются сущностью и основой всей человеческой жизни. Этот священный Закон делится на две части: первая его часть - это четыре заповеди по отношению к Богу, вторая - шесть заповедей по отношению к ближним. Заповеди по отношению к человеку неразрывно связаны с заповедями по отношению к Богу и являются их продолжением. Господь дал Моисею две скрижали. На одной были четыре заповеди по отношению к Богу, а на другой - шесть заповедей по отношению ближним. Первой заповедью по отношению к ближним является заповедь «почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20, 12) - то есть по отношению к самым близким, которые его рождают и воспитывают. Причем из всех шести заповедей по отношению к людям это единственная положительная заповедь: все остальные указывают на то, что не надо делать - уклоняться от зла. Указано пять видов зла, от которого должен воздерживаться человек: убийство, прелюбодеяние, воровство, ложное свидетельство и желание чужой собственности. Но о добре приводится лишь одна заповедь - чтить отца и матерь. И действительно, эта заповедь настолько всеобъемлюща, настолько важна, что тот, кто праведно и благочестиво чтит отца и мать, веря в Бога и почитая Божии праздники (первые две положительные заповеди Закона Моисея), то он научится и остальному добру.

Все заповеди Закона Моисея являлись законами жизни и до Моисея. Закон «дан, - как говорит апостол Павел, - по причине преступлений» (Гал. 3:19) этих духовно-нравственных законов. Первым тяжким грехом, совершенным человеком после грехопадения Адама, было убийство Каином Авеля, а первым тяжким грехом после потопа стало непочитание отца. В начале человеческой истории Господь через наказание Каина показал какой тяжкий грех зависть, ненависть - они доводят человека до убийства и отвержения от Бога. В начале новой эпохи человеческой истории (послепотопной) через проклятие Ноем Ханаана и всего потомства Хама Господь показал тяжесть греха непочитания родителей, возбудил в людях сознание важности исполнения этого духовно-нравственного закона. Вся ветхозаветная история наполнена примерами награды за исполнение и наказания за нарушение этой заповеди, а наставления о ее соблюдении находятся во многих Священных Книгах Ветхого Завета.

В Новом Завете, во время Своей земной жизни, Господь, указывая фарисеям, что они своими преданиями исказили закон Божий, привел в пример именно пятую заповедь: «и сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Мк. 7: 9-13). Это было не единственное заблуждение фарисеев, потому что Господь сразу же добавил: «и делаете многое сему подобное», но сказал Господь только об этом - конечно, в виду особой важности этой заповеди.

Из этих слов Спасителя видно, какому искажению, причем общественному - выраженному в официальном учении фарисеев - подверглась эта заповедь, что Господь Своими устами вновь освятил эту заповедь, вернул ее истинное значение и важность. Святитель Николай Сербский пишет: «Христос повторил ветхозаветную заповедь Божию о почитании родителей, изрекши Своими пречистыми устами: почитай отца и мать. Да никто не помыслит, что это Моисеева заповедь, а не Христова». Эта заповедь повторена и разъяснена в посланиях ап. Павла. О важности этой заповеди пишет ап. Павел, что «это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6, 2-3). Описывая нечестие язычников, апостол упоминает и о нарушении заповеди о почитании отца и матери: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды… непослушны родителям…» (Рим. 1:28-30). Таким образом, Сам Христос обличил иудеев в нарушении той заповеди, а апостол Павел - язычников.

В новозаветное время трудно назвать такого святого, который бы писал для мирян и не оставил наставления об исполнении пятой заповеди. Среди них выделяются наставления святителей Киприана Карфагенского, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, блж. Иеронима, блж. Августина. Примерами исполнения и нарушения этой заповеди наполнены и жития новозаветных святых. Нарушение этой заповеди, по апостолу, «есть признак последних времен». Во послании к Тимофею ап. Павел пишет: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды … родителям непокорны, неблагодарны…» (2Тим. 3:1-2).

В наше время все большего растления и развращения общества, отступления его от христианской нравственности, все больше распространяется непочитание и даже унижение родителей. В средствах массовой информации усиленно насаждается пренебрежительное, презрительное отношение к отцу и матери. Молодежи прививаются такие названия родителей как «предки», «родоки», выставляются их человеческие немощи и недостатки родителей. Как и во времена земной жизни Христа сейчас заповедь о почитании родителей начинает подвергаться невиданному искажению. Так например, на Западе детям не только дается право подавать в суд на своих родителей, но и введено уголовное наказание для родителей, если они их наказывают или что-то запрещают, пусть даже запрещают какое-то зло, приносящее вред физическому и нравственному здоровью.

Сейчас же грех в самых чудовищных формах врывается в души детей через СМИ, школу и детские журналы, калеча души детей, обезображивая их нравственное сознание еще прежде чем они стали готовы к самостоятельному здоровому нравственному выбору. Основной преградой на пути такого погубления душ детей остается семья и воспитание, построенные на почитании родителей. Без почитания родителей невозможно воспитание человека. Почитание родителей - это нравственный стержень, способный удержать человека и от других грехов, запрещенных в остальных заповедях Закона Моисея. В виду таких обстоятельств в наше время понимание значения пятой заповеди для жизни личности, семьи, общества и государства является особенно актуальным. Цель данного сочинения - рассмотреть учение Церкви об этой заповеди и показать ее глубокий смысл и важное значение для жизни и спасения каждого человека в частности и всего общества в целом.

Глава 1. Почитание родителей - всеобщий закон человеческой жизни

.1 Естественность почитания родителей

Основным побуждением к почитанию родителей является благодарность за их заботу и любовь к нас, своим детям. «Если мы подумаем, говорит свт. Амвросий Медиоланский, - что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга перед ними». «… Что же есть такое, чего бы сын не мог воздать отцу? - спрашивает Вт. Иоанн Златоуст, - …Ты не можешь родить их, как они родили тебя. Итак, если мы в этом уступаем родителям, то возвысимся другим - уважением к ними, не только по закону природы, но, преимущественно пред природою, по страху Божию». Жизнь - это самый великий дар Божий. Временную жизнь мы получаем от Бога через родителей, а вечную стяжаем сами исполнением Божиих заповедей. Потому мы и должны почитать родителей как «благословенные орудия Творца» (прот. Григорий Дьяченко). «Отцы для детей - вторичные только орудия рождения от Христа великого Бога». «Всегда надо помнить, что жизнь, дарованная нам, есть такое благо, за которое дети не могут отплатить родителям никакими благодеяниями. Прежде чем родится ребенок, сколько понадобится матери забот и осторожности, чтобы сохранить его утробную жизнь! Сколько мук должна вытерпеть при рождении младенца! А затем, не родителям ли своим человек обязан сохранением своей жизни в детстве, часто знанием первой молитвы к Богу и тому подобное?». «Почитай отца твоего и матерь твою, - говорит свт. Николай Сербский, - ибо твой путь от рождения и до сего дня полит материнскими слезами и отцовским потом».

.2 Почитание родителей - школа долга и любви к Богу и к людям

Через благодарность к родителям человек научается благодарности Богу, научается видеть добро, ценить его, отвечать добром на добро, затем делать другим добро, а затем делать добро врагам. Естественная любовь к родителям основана на благодарности за добро и является основой для евангельской любви. Если человек не научится благодарить за добро, он не научится и делать добро. Такой человек обращает делаемое ему добро в пищу для своего эгоизма, питает им страсти самолюбия и самоугождения. Благодарность - это есть чувство долга: «если мне сделали добро, я должен отблагодарить». Поэтому благодарное почитание родителей является основой чувства долга - этого одно из самых основных нравственных качеств человека. Когда человек не ценит, а потому и не видит добро, которое ему сделали родители, то он не видит и то добро, которое ему делает Бог, а значит и не может поверить в Бога, а тем более полюбить Его всей сердцем и всей душой.

Бог есть Любовь. По любви Бог сотворил мир. И смысл жизни указан в заповедях о любви к Богу и ближним. В этой любви и состоит вечная жизнь. Именно любовь избавляет от самолюбия и эгоизма, от которых происходят все прочие страсти. Этой любви человек прежде всего учится в благодарности за добро и прежде всего за то добро, которое ему сделали родители, даровав жизнь. Поэтому в Пространном Катихизисе говорится: «В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, нам ближе всех». «Любовь к родителям, пишет свт. Николай Сербский, - главная и основная школа любви. Без нее невозможно идти дальше. Как может возвыситься до любви к врагам тот, кто попирает любовь к своим родителям?». Если же человек заглушает в себе естественное чувство благодарности и долга своим родителям, он заглушает в себе и веру в Бога. «Когда ребенок не признает родителей за своих благодетелей и не любит их - даже при том, что у его родителей есть страх Божий, - то как он может любить и чтить Бога - своего Великого Благодетеля и Отца всех людей?» (Старец Паисий). «Легко отречется и великого Бога, кто отрекся отца», - говорит свт. Григорий Богослов.

Через почитание и любовь к родителям человек научается искренно почитать и любить и других людей, т.е. исполнять заповедь Спасителя о любви к ближним. «Научись, дочь, почитать свого отца, ибо только так ты научишься почитать и всех других отцов на земле. - говорит свт. Николай Сербский. - День и ночь развивай в себе, сын, почитание матери своей, ибо только так ты научишься почитанию всех других матерей на земле. Поистине, дети, вы делаете не много, если почитаете своих отца и мать, а других отцов и матерей презираете. Уважение своих родителей должно стать для вас школой уважения всех мужчин и всех женщин… Уважая своих родителей, вы почитаете и их труд, и их эпоху, и их современников. Так вы убьете в себе фатальную и глупую привычку презирать прошлое… Любое время полнится материями и отцами, болью, жертвами, любовью, надеждой и верой в Бога. Поэтому любое время достойно уважения».

1.3 Почтительное отношение к родителям

Почитание родителей состоит прежде всего в почтительном, т.е. благоговейном отношении к ним. Дети, по словам свт. Тихона Задонского, должны «словом и делом любовное им (т.е. родителям) почтение показывать». Благоговение - это также одна из важнейших основ духовной жизни, «ибо без благоговения и стыда человек не чтит и Самого Бога и не хранит ни одной заповеди». Ап. Петр заповедует всем христианам: «Всех почитайте…» (1Пет. 2:17). Этому также человек научается сначала и прежде всего через родителей, ибо как человек уважает своих родителей, так и остальных людей.. Препятствует почтительному отношению к людям, в том числе и к родителям, самомнение и превозношение над ними. Поэтому ап. Павел говорит: «…По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:3).

«В церковных историях на многих местах видим заповеди - чтить родителей, какого бы они поведения ни были. (прп. Лев Оптинский)». Необходимо обходить молчанием грехи и человеческие слабости родителей, чтобы не уподобиться Хаму, который обнаружил перед братьями наготу своего отца и за это подвергся проклятию. Тем более, что кто как ни мать и отец знают наши недостатки, но несмотря на них любят нас причем так, как будто у нас их вовсе нет, скорбят о них, покрывают их и скрывают от других. Родительская любовь есть образ и подобие любви Божией к людям. «Через нежность свою к тебе твои родители постигают нежность Господа ко всем чадам Его». Недостатки родителей необходимо переносить с кротостью. Прп. Макарий Оптинский дает такой совет одной девушке по поводу несправедливого отношения к ней ее матери: «Ежели бы маменька твоя в чем и неправильно судила, тебе надобно с самоукорением потерпеть…». Если основой снисхождения к недостаткам родителей является благодарность к их милосердию к нам, то целью является благость, ибо «если человек не будет замечать пороков ближнего, то, с помощью Божиею, рождается в нем благость, которою благоугождается Бог».

Заповедь о почитании родителей требует не только уважительного отношения, но и того, чтобы просить прощения, когда случится как-нибудь оскорбить их, сказать грубое или резкое слово. В Ветхом Завете есть такая заповедь: «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21, 15). То есть грубое отношение к родителям является смертным грехом.

1.4 Послушание

Следующим качеством почитания родителей согласно Пространному Катихизису является послушание им. На это есть прямые указания в Свщ. Писании: «Слушайся отца твоего: он родил тебя…» (Притч. 23, 22); «дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3, 20). Сам Господь, Который пришел «исполнить» закон (Мф. 5:17) явил пример исполнения заповеди о послушании Своим земным родителям и «был в повиновении у них» (Лк. 2:51). Свт. Феофан Затворник пишет: «Послушание - основная обязанность детей в отношении к родителям, естественное следствие физической и нравственной зависимости, в какой состоят дети от родителей». Но послушание родителям не должно быть послушанием греху. Если родители что-либо говорят противное воле Божией, то есть пример апостолов, которые ответили синедриону: «Судите. Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). Прп. Исаак Сирин о послушании говорит: «Всем будь послушен во всяком добром деле, только не следуй за любостяжателями, или сребролюбцами, или миролюбцами, да не явится послушание твое делом диавольским». «Любовь семейная - святыня, которую надо беречь, но она не должна быть выше любви ко Христу, так что если бы обстоятельства потребовали одной ради другой, то необходимо пожертвовать любовью семейной ради любви ко Христу», ибо сказано: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…» (Мф. 10:37).

1.5 Забота о родителях в старости и молитва за них

К почитанию родителей относится и забота о них в старости. В Свщ. Писании сказано: «Боящийся Бога почтит отца и, как владыкам, послужим родившим его… Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей». (Сир. 3. 7, 12-13). «… Не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Притч. 23, 22). Недосягаемым примером заботы о родителях является Христос. Когда Он висел на Кресте, Он заповедал Своему возлюбленному ученику Иоанну взять Пресвятую Богородицу себе в матери. Повеление заботиться о родителях в их старости имеет и естественные основания. Когда младенец беспомощен, мать кормит его, пеленает и всячески заботиться о нем. Когда ребенок вырастает, а родители стареют, он должен всячески заботиться о них. Кроме того, если человек изменяется, то материнская любовь не изменяется. Свт. Николай Сербский об этом говорит так: «Жена как жена меняется и стареет, мать как мать не меняется и не стареет». Еще об одном поводе к почитанию родителей в старости святитель пишет: «Когда дети становятся родителями, они уже не только дети, но и сотоварищи своим родителям. Когда женившиеся сыновья познают тайну и муку рождения, тогда они еще больше начнут уважать своих родителей. Таким образом, никогда никакой брак не освобождает человека от почтения к своим родителям и от послушания им. Узнав на своем опыте, что значит забота о детях, человек начинает понимать, что сделали для него его родители.

1.6 Молитва за родителей

Прямой обязанностью каждого человека является забота не только житейская о своих родителях, но и духовная. Это прежде всего молитва за них как при их жизни и тем более после их смерти. В 1896 г. свт. Феодосий Черниговский явился ночью преподобному старцу Алексию (Шепелеву) и сказал: "Поминай моих родителей". Отец Алексий ответил явившемуся святителю: «Святитель! Ты же сам прославлен". Святитель Феодосий тогда сказал: "Поминай на проскомидии: она выше моей молитвы…". Этот случай свидетельствует не только о силе поминовения на проскомидии, но и о том, что святитель даже после своей смерти и прославления заботится о церковной молитве за своих родителей. Тем более мы должны заботиться об этом при своей жизни.

1.7 Плоды почитания родителей и сила их благословения

Свт. Филарет Московский говорит: «Повиновение родителям есть не только должность, но и польза наша. Мы получили чрез них жизнь и, повинуясь им, можем продлить ее; ибо повиновение родителям есть первая заповедь с обетованием (Еф. 6, 2)». Свщ. Писании сказано, что почитающему родителей прощаются грехи (Сир. 3:3, 15), умножается благосостояние несмотря на грехи (Сир. 3:14), подается долгоденствие (Сир. 3:6). Как в Законе Моисея пятая заповедь является первой по отношению к ближним, так она должна быть первой и в жизни человека. Бесполезен духовный подвиг, если человек грубо обращается с матерью. Не сможет человек научиться исполнять заповеди по отношению к ближним, если прежде не научится исполнять заповедь по отношению к родителям. Паисий Афонский сказал: «Когда дети дерзят родителям и не оказывают им уважения, бывает, что, во-первых, уходит от детей благодать и, во-вторых, становятся они приемниками демонских влияний и энергий». И еще сказал: «Знайте. Что проклятие и даже негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь - одно сплошное мучение».

На Афоне умер один монах, и после смерти его тело почернело и не разрушалось, что по афонскому преданию является знаком проклятия. По молитве старцев было открыто, что он в миру бросил без попечения свою престарелую мать. Ее вызвали к Афону. И только после того, как она после долгих уговоров старцев простила ему его грех непочтения к ней, тело этого монаха рассыпалось - Господь простил ему, «ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» (Сир. 3:2). «Бог, по премудрому и праведному Своему Провидению, особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей, на земле и как совершенную награду за совершенную добродетель дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве Небесном». По словам прп. Макария Оптинского, почитание родителей «…доставляет детям всякое благо, и временное, и вечное». «Благословение родителей похоже на слово Божие. Как то размножает, так и сие. Напротив, неблагословение и клятва сокращает и как бы иссушает. На ком нет его, тому и ни в чем счастья нет, все из рук вон. Пропадает и свой ум, и другие отчуждаются». «…Причина силы родительского благословения заключается в следующем: за труды родителей по рождению и воспитанию детей Господь Бог дает им награду - особую благодетельную силу их молитвам о детях и благословениям детей. Родители становятся орудием творческой и промыслительной силы Божией по отношению к своим чадам».

Но сила родительского благословения или проклятия распространяется только когда оно согласно с волей Божией. «… Если бы родитель, язычник или безбожник, произнес проклятие на своего сына потому, что сын - христианин, такое проклятие пало бы на голову родителя, а не сына. В житии блж. Феофила Печерского говорится, что мать этого святого без видимой причинно не пускала его в монастырь. Он, повинуясь призванию Божию, все равно ушел. Тогда мать его прокляла, но несмотря на это Феофил стал святым прозорливым старцем.

1.8 Обязанности родителей по отношению к детям

Заповедь детям почитать своих родителей накладывает и на самих родителей большую ответственность. Обязанности родителей по отношению к детям являются прямым продолжением обязанностей детей перед родителями. Ибо если Сам Бог заповедал детям почитать и слушаться родителей, то это почитание и послушание должно быть направлено по воле Божией. Обязанность родителей - воспитывать детей для общества, для Бога, для Церкви и Царства Небесного. В юности в следствие грехопадения человек боле склонен к злу, нежели к добру. Зло к ребенку прилипает само, а добру надо учить, наставлять. Свидетельством этому является тот известный факт, что ребенок если остается один с журналами, то как смотрит изображения порочные. Поэтому прежде чем ребенок подрастет и станет сознательным и самостоятельным членом общества, задача родителей - научить его видеть добро и зло и уклоняться от зла и искать блага. Воспитание является как религиозной обязанностью родителей, потому что они будут за это отвечать перед Богом, так и гражданской, ибо плохой сын становится плохим гражданином.

Воспитание детей должно совершаться в духе веры, смирения и любви. «И вы, отцы, - сказано в Свщ. Писании, - не раздражайте детей ваши, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). Ап. Павел заповедует «…не раздражать детей своею излишней строгостью, неразборчивой, нередко несправедливой взыскательностью и наказаниями не вводить их в раздражение, гнев или уныние, что особенно практиковалось в языческом воспитании». Как дети должны всегда помнить, что родители даровали им жизнь, так и родители должны помнить, что детей им дал Бог, что они обязаны вернуть детей Богу, и за то как растили и воспитывали детей они будут отвечать перед Богом на Страшном Суде. Прежде всего родители должны заботиться о нравственности детей, а не о мирском благополучии и образовании, и молиться за них. «Родители не только за свои грехи будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитывают их в благочестии», - говорит свт. Иоанн Златоуст.

Глава 2. ПОСЛУШАНИЕ - ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОЙ, ГРАЖДАНСКОЙ И ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

.1 Любовь к Отечеству и послушание властям

«В пятой заповеди под наименованием «родители» следует понимать всех, кто бывает для нас вместо родителей. Вместо родителей для нас являются: 1) государственная власть и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором мы все - дети нашего Отечества…». Любовь к Отечеству подразумевает послушание государственной власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога…» (Рим. 13:1-2). «Множество семейств, соединенных общим происхождением, составляют народ. А когда народ организуется и введет у себя юридический порядок, то происходит государство». О государственной власти св. прав. Иоанн Кронштадский говорит, что каждая власть «так необходима, что нельзя уничтожить ее, не повредив обществу, в котором она установлена. Властями, братия, как связями в зданиях, скрепляется общественная жизнь не будет их - общества неизбежно падут. Кто же придумал эти власти в обществах, кто их установил? Установил Сам Господь Бог». Если же власть не освящена Церковью, то в отношении к ней применимы слова Господа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Это значит, что если исполнение обязанностей перед государством не противоречит заповедям Божиим, то их необходимо исполнять.

молитва благословение почитание послушание

2.2 Обязанности подчиненных и паствы


2.3 Служение начальствующих и пастырей

Духовный подвиг начальствующих и пастырей является самым сложным и трудным. Начальствование (мирское или духовное) является служением. Его суть выражена в словах Спасителя: «… князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так…» (Мф. 20:25); «больший из вас да будет вам слуга…» (Мф. 23:11). Самым главным препятствием к богоугодному исполнению обязанностей, связанных с начальствованием, является «соблазн власти и стремление к ней», то есть желание (хотя и несознательное) господствовать над людьми, ибо власть предполагает «обладание и манипулирование людьми». «Пасите Божие стадо, какое у вас, - говорит ап. Петр, - …не господствуя над наследием Божием…» (1Пет. 5:2-3). «Сама суть служения противоречит тому искаженному состоянию человека, по которому он, напротив, стремится не служить, а господствовать над всеми людьми, с которыми он входит в контакт, и в этом находит радость и удовлетворение». Преодолевается это противоречие только Христовой смиренной любовью к ближним, ради которых Господь сошел с неба и пострадал, а оно достигается только постоянным и глубоким покаянием. «Для того, чтобы находить радость и удовлетворение в обратном, в служении, необходимо покаянное изменение строя души». Цель начальствования и пастырства - быть послушным орудием любви Христовой. Только в этом смысле управление и наставничество становится не средством для «автономного упоения самодеятельностью», а непрестанным послушанием Христу. Непосредственным мотивом деятельности должно быть стремление принести людям пользу, но это желание должно быть основано только на любви Божией к людям, то есть что не сам начальствующий, а Христос желает пользы людям, что только Он является истинным Делателем, истинным Начальником, Пастырем и Учителем, начальствующие же и пастыри - это только Его орудие. Без этого сознания, без этой веры любое начальствование постепенно превращается в господствование над людьми. Для того, чтобы быть сознательными орудиями крестной любви Христа необходимо всеусиленно стремиться к ней, подражать Христу в смирении, терпении и любви. Ибо злой человек не может быть сознательным орудием любви, а гордый - орудием смирения.

Начальствующие и пастыри должны всегда помнить, что они поставлены «не на честь и славу, но для общей пользы»; что их нравственные качества в виду их положения «оказывают преимущественное воздействие на окружающих»; что власть и права - это лишь Богом данные средства для служения обществу, состоящих из ближних; что начальствование и пастырство - это послушание Христу - Начальнику жизни (Деян. 3:15) и «Пастырю и Блюстителю душ» (1Пет. 2:25).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из рассмотрения учения Церкви о пятой заповеди вытекает, что послушание - это всеобщий божественный закон, основа семейной, общественной, государственной и церковной жизни. Ибо человек, рождаясь, становится сыном (или дочерью), затем он становится учеником, прихожанином, подчиненным, а затем начальником или пастырем (или и тем и другим). Причем, вступая в новые социальные отношения, человек продолжает оставаться сыном (или дочерью), потому что даже если его родители умерли, их смерть не освобождает детей от исполнения пятой заповеди. Плохой сын не может быть хорошим учеником, а тем более хорошим верующим или гражданином. Основные Богом установленные виды объединения людей основываются на семье и произошли из семьи. Государство - это юридически организованный союз народа, состоящего из семей, а Церковь - это большая духовная семья, в которой верующие рожаются от Бога и называются чадами Божиими (Ин. 1:11-12), так что даже сама семья называется малой церковью. Вырастая, человек вступает в государственную семью и в духовную, оставаясь членом той личной семьи, из которой вышел и создавая свою личную семью. Таким образом, личная, общественная, государственная, религиозная жизнь каждого человека основана на семье, а семья - основана на любви, ибо семью создают люди из-за любви и ради любви. Любовь лежит и в основе почитания родителям. Она же является и целью этого почитания. Целью исполнения пятой заповеди Закона Моисея является исполнение Второй заповеди Закона Христова: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31).

Начальствование является прямым продолжением подчинения. Если человек не научился подчиняться искренне, усердно и ради Христа, он не сможет и управлять ради Христа. Через послушание родителям и властям человек научается повиноваться Божией воле, чтобы управлять другими людьми по Божией воле, а не по своей. «Человек, который с трудом умеет быть под начальством, еще гораздо труднее уметь начальствовать над людьми», - говорит свт. Григорий Богослов. Вот почему Церковь обязанности начальников и пастырей относит к пятой заповеди. Сам Христос о Себе сказал: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38) и явил пример послушания земным родителям и Небесному Отцу. Истинное повиновение основано не на человеческом страхе, а на вере в Христа, Который был послушен «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8) и на любви. Каждый человек через почитание родителей и старших восходит к познанию и исполнению воли Божией. Побудительным мотивом для детей, подчиненных и паствы, с одной стороны, и для начальников и пастырей, с другой, является ответственность перед Богом, т.е. сознание неизбежности ответа перед Ним на Страшном суде: «… каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники:

. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / В русском переводе с параллельными местами. М., Российское Библейское Общество, 1995.

. Григорий Богослов, свт. Избранные слова. М., Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2002. С. 557.

. Дорофей, авва. Поучения, послания, вопросы, ответы. Калуга, 1895. Репринтное издание. С. 306.

. Иоанн Златоуст, свт. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. М., Изд. «Отчий дом», 1999. С. 633.

. Иоанн Кронштадский, прав. Собрание сочинений. Т. 3., Киев, 2006. С. 431.

. Исаак Сирин, прп.. Слова подвижнические. М., «Правило веры», 1998. С. 535.

. Николай Сербский, свт. Вера святых. М., ПОКРОВ, 2004. С. 284.

. Николай Сербский, свт. Избранное. Издательство Свято-Елисаветинского монастыря. Минск, 20004. С. 623.

. Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 2003. С. 487.

. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 104.

. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. М. В синодальной типографии. 1889. / Репринтное издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.

. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). О Боге и людях. М., ПАЛОМНИК, 2006. С. 461.

II. Литература:

. Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления. М.: Трифонов Печенгский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 2000.

. Душевный лекарь. Святые отцы - мирянам. М., Издательство сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского. М., 2005. С. 797.

. Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Т. II. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2000. С. 591.

. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского. Сост. Архим. Иоанн (Захарченко). Издание Введенской Оптиной пустыни, 1997. С. 831.

. Лопухин А.П. Библейская история. Монреаль, 1986, / Репринт, 1887 г. С. 402.

. Михаил, еп. Толкование на Евангелие от Матфея. Клин, Фонд «Христианская жизнь», 2001. С. 591.

. Мороз Алексей, священник. Исповедаю грех, батюшка. Наиболее полный перечень грехов и пути борьбы с ним. СПб., 2005. С. 555.

. Свешников Владислав, прот. Очерки христианской этики. М., ПАЛОМНИК, 2000. с. 623.

. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2005. С. 679.

. Уроки и примеры христианской любви. Систематический сборник. Сост. прот. Григорий Дьяченко. Единечко-Бричанская епархия, 2004. С. 1120.

. Цветник духовный. М.: Издательство «Аксиос» совместно с АНО «Развитие духовности, культуры и науки», 2002. с. 798.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!