Антропонимия и религиозные верования ногайцев Буджакской Орды
Антропонимия и религиозные верования ногайцев Буджакской Орды
Худайбердыева (Аширгельды-гызы) О.А.
Если есть овца, у нее есть и шерсть,
Если есть человек, у него есть и имя
(Тюркская народная мудрость)
имя ногайский буджакская орда
Наречение младенца - всегда очень важное событие в жизни семьи. Имя отождествляется с душой человека и связано с множеством народных верований и суеверий. У многих народов считается, что имя влияет на судьбу человека и может предопределить всю его жизнь, поэтому наречение связано с различными обрядами и ритуалами, и часто носит магический характер.
В исламе также особое значение придается выбору личного имени. При этом обычно ссылаются на следующее высказывание из Корана: «Не позорьте самих себя и не перекидывайтесь прозвищами. Мерзко имя "распутство" после веры!»1. Мусульманские богословы отмечают, что пророку Мухаммаду доводилось менять имена некоторым из своих друзей, казавшимися ему несчастливыми, оскорбительными или уродливыми на более приемлемые и благозвучные. Мухаммаду приписывают слова: «Желая угодить Аллаху, дайте своим детям имена Абдулла («раб Аллаха») или Абдуррахман («раб Милостивого»)». С другой стороны, пророк не одобрил такие имена, как «Благонравный», «Прекрасный» и т. д., скрытно или явно намекающие на наличие у человека неких нравственных или физических характеристик, которыми он может и не обладать2
Самыми распространенными мужскими именами в исламе являются Мухаммад ﻤﺤﻤﺪ, за ним следует Али ﻋﻟﻰ. Девочек чаще всего наделяют именами женщин из семьи пророка: Айша ﻋﺎﻳﺷﮫ, Фатима ﻔﺎﻁﻤﺔ, Хатиджа ﺤﺎﺗﺠﺎ, Рукайа ﺮﻘﺎﻳﺎ, Зайнаб ﺰﻳﻨﺏ и т. д. Кроме упомянутых, мусульманскими именами могут считаться те, у которых в первую часть входит слово Абдул («раб»), а вторая и заключительная включает один из 99 эпитетов Аллаха. Например, Абдул Карим ﺍﻟﻜﺮﻳﻡ ﻋﺑﺪ («Раб Великодушного»), Абдул Рахман ﺍﻟﺭﺤﻣﺎﻦ ﻋﺑﺩ («Раб Милостивого»), а также имена канонизированных пророков или праведников, например, Ибрагим ﮬﻳﻡ ﺃڊﺭ (Авраам), Муса ﻣﻮﺴﻰ (Моисей), Сулейман ﺴﻟﻳﻣﺎﻦ (Соломон)3.
Вместе с тем, народы, которые поздно приняли ислам, или те, у которых ислам недостаточно укоренился, наряду с мусульманскими, продолжали использовать и свои древние языческие имена. Это в полной мере касается тюркских народов Центральной Азии и Восточной Европы. В связи с этим, состав именника у таких народов может быть важным источником для определения степени укорененности у них исламских традиций.
Анализ имен у мусульманских народов может дать и другую важную информацию об истории и культуре этих народов. Например, Махиел Кил отмечает, что новообращенные болгары-мусульмане, не имея мусульманского отчества, всегда назывались сыном раба Аллаха (veled-i Abdullah). Исследование динамики распространения отчества Абдуллах в средневековой Болгарии позволило развеять миф о насильственной исламизации славянских народов Балканского полуострова4.
Антропонимия ногайцев изучалась5, однако, буджакские ногайцы, будучи своеобразной этнокультурной общностью, не тождественны современным северокавказским ногайцам, а их личные имена предметом научных изысканий еще не становились. Антропонимия северокавказских ногайцев может служить лишь важным сопоставительным материалом. Анализ исконнотюркской антропонимии, к которой восходит и ядро ногайской, представлен в фундаментальном исследовании «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика»6. Кроме того, подчеркнем, - несмотря на то, что буджакские ногайцы проживали более 300 лет в центре Европы, их этническая культура остается до сих пор малоизученной7.
Личные имена ногайцев Буджакской Орды, как правило, видных деятелей, упоминаются в ряде исторических документов того времени, связанных с ногайско-русскими отношениями8. Важнейшим подспорьем для реконструкции антропонимии этой этнической группы являются данные топонимии, поскольку известно, что одним из главных способов наименования ногайских, как и вообще тюркских, аулов было их наречение именами прародителей или глав родовых групп, проживавших в них9. Среди источников, в которых перечисляются названия ногайских аулов, отметим картографические (нами для этих целей использовалась известная карта Бауэра конца XVIII века)10. Список всех ногайских аулов перед их окончательным выселением из Буджака в 1807 г. приводится А. А. Скальковским11. Ногайская ойконимия длительное время сохранялась в Буджаке. Наибольшую ценность в этом отношении составляет «Статистическое описание Бессарабии…», подготовленное к 1827 г.12 В нем приводятся названия, многие из которых в дальнейшем вышли из употребления. Ряд ногайских ойконимов сохранился в Буджаке до нашего времени, особенно это касается юга Республики Молдова, где многие названия ногайских аулов перешли в названия сел, сохранившихся до наших дней13. Все эти данные позволяют составить список личных имен ногайцев Буджака, определить степень их распространенности и, в целом, выявить особенности ногайских личных имен.
Следует отметить, что выявленные имена относятся к представителям правящего слоя. Поэтому особенности именования представителей простого народа можно выявить лишь косвенно. Полное имя ногайского «аристократа», как правило, состояло из личного имени и титула или почетного прозвища. Например, Ормамбет-Мурза, Асан-Ага, Эстак Дервиш-бей, Хаджрутун-Хаджи, Агали-Ага-Эфенди, Бей-Гарен-хан (наиболее распространенные титулы ногайцев, которые использовались иногда и в качестве компонентов составных личных имен: бей, мурза, ага, хан). Их полные имена включали также личное имя отца (отчество) и титул последнего.
Например, мурза левого крыла Едисанской Орды, известный в 70-х гг. XVIII в. в одних документах фигурирует под именем Мурзабай-оглу Мамбет, в других - на русский манер - Мамбет-мурза Мурзабеков. Таким образом, имя включает имя отца - Мурза, его титул - бай или бек, указание на то, что носитель имени являлся сыном данного лица - -оглу, его личное имя - Мамбет и титул - мурза.
Часто для ногайцев характерны двухсоставные имена. Например, Кутлу-Акай-ходжи - глава посольства Едисанской Орды в Петербург в 1754-1755 гг., где Кутлу-Акай - двухсоставное имя, а ходжи /хаджи - почетный титул, присваивающийся лицу, совершившему паломничество в Мекку. Бей-Гарен-хан (посол Буджакской Орды в Турцию): Бей-Гарен - двухсоставное личное имя, в котором Бей означает не титул, а является частью личного имени, а хан - почетный титул. Хан-Мамбет-бей-оглу Джам-Мамбет-мурза = сын бея Хан-Мамбета мурза Джам-Мамбет и т. п.
Проанализировав именник ногайцев Буджакской Орды, а нами было выявлено более 100 личных имен, и этот список в дальнейшем можно расширить, можно констатировать, что у этого народа использовались как мусульманские, так и домусульманские, прежде всего, тюркские по происхождению личные имена. По приблизительным подсчетам из выявленных имен около четверти являются арабскими мусульманскими. Среди них, одно из самых распространенных у ногайцев имен - Мамбет, в том числе, в составных гибридных тюрко-арабских именах Ормамбет, Кедермамбет, Карамамбет, Каймамбет-бай, которое является стяженной формой от имени пророка Мухаммада. Такая форма возникла либо в связи с особенностями ногайского языка, либо из-за того, что у мусульман существует предписание - если мальчику давать имя пророка, то к нему обязательно нужно относиться с почтением. Так, например, турки, чтобы не нарушать его, называли детей не Мухаммад, а Мехмет.
Другие мусульманские имена, зафиксированные у буджакских ногайцев: Абдулл от Абдулла ءڊد ﷲ«раб Аллаха»14, либо - сокращенная форма от имен, в которых первая часть состоит из компонента «Абдул», например, Абдулкарим ﺍﺎﻛﺭﻡ ءڊد «раб Щедрого», Абдулджамил ﺍﻟﺟﻣﻳﻝ ءڊد «раб Доброго», Абдулхаким ﺍﻟﺤﮐﻳﻡ ءڊد «раб Мудрого», Айдар от Хайдар ﺭ ﺤﻳد «лев (прозвище халифа Али)», Али ءﻟﻰ «высший, могучий (имя четвертого «праведного» халифа)», Асан /Гассан ﺤﺴﻦ «добрый, хороший (имя старшего сына Али, внука пророка Мухаммада)», Бады ﺑﺪﻳﺢ «Совершенный (эпитет Аллаха)», Бекирقﺭ ڊﺎ «крепкий, прочный (имя первого «праведного» халифа)», Джамиﻤﻰ ﺠﺎ «Всеобщий, Совершенный (эпитет Аллаха)», Джапар от Джаббар ﺭ ﺠڊّﺎ«Могущественный, Всемогущий (эпитет Аллаха)», Ибраим от Ибрахимﮬﻳﻡ ﺃڊﺭ < пророк Авраам, Иса ﺀﻳﺴﻰ < пророк Иисус, Исламﺍﺴﻻﻡ - название религии, Исмаилﺀﻳﻝ ﺍﺴﻤﺎ < пророк Измаил, Кадырали = Кадыр + Али (см.) «Всемогущий Али», Кадырша < Кадыр ﻗﺎﺩ ﺭ «Всемогущий (эпитет Аллаха)» + тюрк. уменьш.-ласкат. аф. -ша, Казы < Кади ﻗﺎﺿﻰ «Âедущий верный путем (эпитет Аллаха)», Мустафа ﻤﺼﻄﻔﻰ «избранник [Аллаха] (эпитет Мухаммада)», Муса ﻤﻮﺴﻰ < пророк Моисей, Омар (Умар) ﺀﻤﺭ «паломник» (имя второго «праведного» халифа), Осман ﺀﺜﻤﺎﻦ «костоправ» (имя третьего «праведного» халифа), Юсуф ﻴﻮﺴﻑ < библейский Иосиф, Якуп ﻴﻌﻘﻭﺐ < библейский Иаков.
Значительная часть имен арабского и персидского происхождения проникли к ногайцам вместе с мусульманской культурой и воспринимаются как мусульманские, хотя таковыми не являются, будучи домусульманскими языческими именами арабов и персов: Булат ﭙﻭﻻﺪ перс. «сталь, булат», Джан ﺠﺎﻥ перс. «душа, милый», Дюшемби ﺪﻭﺷﻨﺒﺔ перс. «понедельник» (дается ребенку, родившемуся в понедельник)15, Ихтияр ﺮ ﺍﺨﺘﻴﺎ àðàá. «èçáðàííèê», Êàñûì ﻘﺎﺴﻢ араб. «распределяющий, кормилец», Курбан ﻘﺮﺒﺎﻥ перс.-араб. «жертва, пожертвованный», Мансур ﻤﻨﺻﻭﺮ араб. «победоносный, победитель», Мурат ﻤﺮﺃﺪ араб. «желанный», Муртаза ﻤﺮﮄﺿﻰ араб. «избранник, любимец», Наурез ﻨﻭﺮﻭﺯ