Повседневная жизнь томского купечества второй половины XIX - начала XX вв.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,53 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повседневная жизнь томского купечества второй половины XIX - начала XX вв.

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Исторический факультет

Кафедра отечественной истории



БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Повседневная жизнь томского купечества второй половины XIX-начала XX вв.

по основной образовательной программе подготовки бакалавров

направление подготовки

- «Отечественная история»


Руководитель ВКР

докт. ист. наук, профессор

Е.Е. Дутчак

Автор работы

студент группы № 03001

Ю.В. Уласова



Томск 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Торговая и предпринимательская деятельность томского купечества второй половины XIX - начала ХХ вв.: общая характеристика

Глава 2. Купеческое сословие в системе начального и среднего образования Томска

2.1К истории развития образования в городе

2.2Состояние начального образования Томска во второй половине XIX - начале XX вв.

2.3Система среднего образования Томска. Первые гимназисты города

2.4Книжная культура и образование

Глава 3.Праздничная повседневность томского купечества

3.1Светский бал в жизни томского купечества

3.2Место народной культуры в жизни томских купцов

Заключение

Список использованной литературы

томское купечество образование

Введение

В социально-экономической жизни России, ее культурном, хозяйственном и общественном развитии всегда видную роль играло и играет торговое сословие. Когда-то это были купцы, теперь это предприниматели и бизнесмены, но суть их жизни остается одна - все они оказывают огромное влияние на развитие своей страны, региона, мира. А изучение повседневной жизни томского дореволюционного купечества позволяет определить, какое влияние они оказали на развитие городской инфраструктуры и посмотреть, в какую из отраслей они внесли максимальный вклад.

Большинство дореволюционных публикаций представляют собой довольно поверхностные очерки экономической или общественно-политической деятельности тех или иных групп купцов, основанные на ограниченной документальной базе. Тем не менее, некоторые аспекты темы находили освещение в работах авторов. В этот период шло накопление и обобщение архивных документов и личных наблюдений. Были поставлены проблемы о месте и роли сибирского купечества и о судьбах его отдельных родов. Среди таких исследований можно выделить работу А.В. Адрианова «Г. Томск в прошлом и настоящем». В ней автор попытался описать город в разных аспектах: начиная с климата и ландшафта и заканчивая его культурной жизнью. Так как он являлся современником описываемых им событий и процессов, сведения можно считать достаточно достоверными, и они могут быть широко использованы в научных трудах нашего времени. Особо интересным представляется описание общественных институтов конца XIX века, в которые входили купцы и в которых они проводили свое свободное от торговли время. Одним из таких мест было Общественное собрание Томска, о котором еще будет говориться в настоящей работе. В целом, труд Адрианова можно назвать одной из первых попыток создать энциклопедию, включив в нее все сферы жизни горожан.

Современный этап характеризуется многообразием исследований о дореволюционной системе образования, и непосредственно роли купцов в этом процессе. К числу таких работ можно отнести работы Ю.М. Гончарова, А.В. Старцева . и других. Именно эти исследователи обозначили влияние получения образования на предпринимательскую деятельность купцов, на их менталитет. Это говорит о том, что в связи с современными процессами модернизации общего образования возрос интерес к дореволюционной общероссийской и региональной истории реформации начальной школы и средних учебных заведений. Исследователи в основном рассматривают период со второй половины XIX в., справедливо отмечая консервативность государственной образовательной политики вплоть до начала XX в. и прогрессивную роль общественности в становлении народной школы.

Автором ряда интересных работ, посвященных сибирскому купечеству является В.П. Бойко. Он исследовал процесс формирования крупной буржуазии в Сибири, состав и численность сибирского купечества, социально-психологический облик купцов. Одна из его работ была посвящена источниковедческому анализу сибирской периодической печати как источника по истории крупной буржуазии . Исследователь также впервые поставил вопрос о национальном составе сибиряков - гильдейцев, сделал ценное наблюдение о том, что "ядро сибирской буржуазии составляло купечество, состоявшее в гильдиях не меньше одного - двух поколений и переплетенное между собой системой родства, что усиливало их влияние на экономическую и общественную жизнь региона". Особо можно выделить монографию В.П. Бойко "Томское купечество в конце XVIII-XIX вв. Из истории формирования сибирской буржуазии". Эта работа посвящена вопросам формирования одного из крупных и мощных отрядов сибирского купечества. В ней анализируется динамика численности, социального, национального и отраслевого состава томского купечества, его социально-психологический облик и менталитет.

Давно назрела необходимость специального исследования, посвященного комплексному изучению истории повседневности купечества Томска второй половины XIX - начала XX века, именно поэтому целью работы является реконструкция повседневной жизни томского купечества в контексте развития города второй половины XIX -начала XX вв.

Для достижения цели научного исследования представляется необходимым решение следующих задач:

Рассмотреть, как стремление купечества к обогащению и престижному жилью сказались на их торговой и предпринимательской деятельности, и как это повлияло на повышение культурного уровня Томска.

Выявить характерные особенности в жизни городского купечества в области образования и развлечений.

Изучить пути получения образования томскими купцами и раскрыть их роль в городской образовательной системе (какова была доля купеческих детей среди обучающихся и насколько престижно было получение образования в предпринимательской среде).

Определить значение балов и народных забав как в жизни томского купечества, так и жизни города в целом.

Источниковую базу настоящего исследования составили документы и материалы разнообразного характера, которые можно поделить на несколько видов:

. Памятные книжки Томской губернии - официальные универсальные справочные издания, сообщающие сведения о Томской губернии за определенный год.Данный источник включает в себя 3 вида информации: адрес-календарь (перечень всех губернских и уездных правительственных и общественных учреждений с их личным составом), который позволяет определить количество торговых магазинов и лавок, которые поставляли всему городу разного рода товары;, административный справочник (сведения об административном делении губернии, путях и маршрутах сообщения в пределах губернии, учебных заведениях, музеях и библиотеках, книжных лавках и т. д.), который позволяет определить число культурных учреждений Томска, статистический обзор (статистические таблицы населения, сельского хозяйства, народного образования и т. д.), позволяющий определить динамику развития образования города.

Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа - официальное справочное издание, заключающее в себе список учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания, размера платы за учение, числа учащихся и личного состава служащих.

. Ко второй группе источников относятся материалы периодической печати - «Сибирская газета», «Сибирская жизнь» и «Томские губернские ведомости». Первые две газеты представляют собой коммерческие издания и именно через них ,в большинстве случаев, газеты объявлялось приближение торжества, бала. Отдельный интерес представляют газетные объявления, предлагающие посетить лавку П.И. Макушина. Практический каждый месяц в его книжном магазине-типографии было новое поступление учебной и популярной литературы, а также карт, глобусов и другой канцелярии. По этим объявлениям можно проследить спрос читателей на те или иные книги, что позволяет определить круг чтения томского купечества. «Томские губернские ведомости» - издание официальное, в которых печатались отчеты о состоянии образования, статистика городских библиотек, а также огромное количество объявлений, приглашающие горожан посетить тот или иной магазин.

. К третьей группе источники относятся источники личного происхождения. Именно они содержат разнообразный материал по семейному быту и внутрисемейным отношениям. В частности, в работе используется дневник Е.А. Авдеевой-Полевой «Записки и замечания о Сибири», в котором достаточно подробно описывается обряд бракосочетания, вплоть до приложения с песнями, а также другие нюансы повседневного быта купеческого сословия. Интересны замечания Бойко В.П. относительно данного источника. Согласно его исследованиям, не смотря на то, что Е.А. Авдеева-Полевая жила и писала в Иркутске, данные дневника отражают аналогичные процессы в жизни томского купечества.

Настоящая работа состоит из трех глав. В первой главе важно выявить то, насколько Томск был обеспечен определенной категорией товаров и как этот уровень обеспеченности позволял удовлетворить потребности как самих купцов, так и жителей всего сибирского города в целом. Также важно отметить потребность купцов в престижном и практичном жилье, что являлось ядром градостроительства в указанный период.

Во второй главе реконструируется система начального и среднего образования Томска второй половины XIX века - начала XX века. В этом разделе важно проследить историю развития начальных образовательных учреждений города, а также отметить роль домашнего обучения в процессе становления грамотности населения. Также необходимо рассмотреть историю появлений средних учебных заведений (Первая мужская гимназия, Мариинская женская гимназия и др.) и обозначить их роль в жизни местного предпринимательства. Интересно выявить то, что купец, получивший начальное образование и овладевший навыком чтения, возможно, в свободное от своего основного занятия время, читал разного рода литературу, и для исследования важно отметить, была ли книга формой досуга, источником знаний и каков был круг чтения такого купца.

Третья глава посвящена купеческим балам и другим забавам Томска второй половины XIX века - начала XXвека. Очень важно здесь обратить внимание на вклад праздничных мероприятий в развитие городской инфраструктуры: с каким размахом все происходило, какие цели преследовались, кто мог и кто не мог присутствовать на балу и как это могло регулироваться, какова была этика провинциальных купеческих кругов. Не менее важно обратиться к проблеме проникновения народной культуры в жизнь купечества и определить степень соотношения «народного» и «светского» в их быту, иначе представление о культурной жизни торгового сословия будет односторонним и не полным.

Глава 1. Торговая и предпринимательская деятельность томского купечества второй половины XIX - начала ХХ вв.: общая характеристика

В конце XVIII - начале XIX веков в Сибири начался процесс повышения роли местного купечества, который напрямую был связан с экономическим развитием региона, бурным ростом городов и юридическим оформлением купеческих прав и обязанностей в торгово-промышленной деятельности. Становление купечества шло в условиях ограничений на торговлю и промыслы со стороны правительства, разного рода притеснений со стороны чиновников, а также конкуренции со стороны купцов из Европейской России.

Основной сферой предпринимательства, в которой проходили названные процессы, для подавляющего большинства томского купечества являлась торговля. Основу получения прибыли здесь составляла разница цен закупленного и продаваемого товара. Дешевле купить, дороже продать - вот основной принцип товарообмена. Только во второй половине XIX века в Сибири начинают применяться новые методы торговли: низкие цены как средство борьбы против конкурентов и достижения монополии в отдельных отраслях и на отдельных территориях, реклама как необходимое средство торговли, широкое применение кредита, верность данному слову как обязательное условие работы в коммерции и т.д.

Основная доля прибыли в торговле томского купечества складывалась из следующих составляющих. В основном это был выигрыш от разницы оптовых и розничных цен - оптовая цена привозимых как летом (водным путем), так и зимой (гужевым транспортом) товаров была ниже, чем розничная их цена в лавках, магазинах и торговых рядах на базаре. Купечество выигрывало также на разнице цен на сельские товары в деревнях и селах и на городских рынках и в высоких ценах на промышленные товары в Сибири, которые были произведены в Европейской России.

Другой особенностью торговли в отдельных регионах Сибири являлось отсутствие специализации отдельных торговцев на том или ином её виде.

При таком характере торговли возникали трудности в снабжении предпринимателей необходимыми товарами широкого ассортимента в небольших партиях. В сибирских регионах эта проблема решалась через ярмарочные формы торговли. Только на ярмарке купец имел возможность встретить продавцов из разных мест, чтобы приобрести все необходимое для своей разнопрофильной торговли, и покупателей, которым он сбывал свои товары. Кроме того, развитие ярмарочной торговли обусловливалось малонаселенностью края, значительной удаленностью населенных пунктов друг от друга, плохими дорогами. В целом, кратковременные и периодические формы экономических отношений между районами при помощи ярмарок свидетельствовали о слабости хозяйственных связей между отдельными регионами Сибири, между Сибирью и Европейской Россией.

Из товаров, ввозимых в Сибирь, всегда первое место занимали различные ткани (больше половины всего ввоза), затем шли кожевенные изделия, галантерейные и бакалейные товары, сахар и прочие продукты. В числе вывозимых товаров на первом месте были кожи, сало, масло, щетина, затем шла пушнина.

По содержанию своей торговли томские купцы значительно выделялись среди своих сибирских коллег, и определить, чем они торговали можно по характеристике всей сибирской торговли на Ирбитской ярмарке. «Первое место среди ввозимых товаров в 1880-е годы занимали ткани: 1882 год - их продано на ярмарке на 29,5 млн. руб. (64% оборота), в1887 году - на 21,4 млн. руб. (62%)».

Динамику всего торгового оборота на всем протяжении изучаемого периода с достаточной полнотой выявить трудно, так как этот процесс отражался в источниках не точно: в интересах торгующих было уклониться от обложения налогами со стороны государства и преуменьшить свой торговый оборот и доходы от него.

Обращают на себя внимание следующие обстоятельства, касающиеся структуры томской торговли. Ведущее место здесь занимала торговля мануфактурой, то есть разного рода тканями фабричного производства. В 1889 году торговля тканями концентрировалась в Томске в двух лавках А.Ф. Второва и в торговом доме Петрова и Михайлова, а самым крупным в этой отрасли торговли был Н.Д.Стахеев - три лавки.

В таких условиях мелким торговцам тканями было трудно вести конкуренцию с владельцами больших магазинов. Даже если они были в курсе моды и запросов различных слоев населения, имели товары от фабрики или крупного оптового торговца, они не имели достаточно средств, чтобы делать сезонные распродажи и покрывать расходы, вытекавшие из особенностей этой торговли.

Иначе строилась и производилась томская и хлеботорговля, которая уступала продаже тканей в объеме торгового оборота, прибыльности и отставала от других отраслей торговли в методах реализации товаров. Обилие хлеба в Томском округе также тормозило развитие местного хлебного рынка и порождало дешевизну хлебобулочной продукции. В Томске торговали ржаной и пшеничной мукой и овсом, которые выращивали в окрестностях Томска и завозили в город по зимнему пути для местных нужд и казенных винокуренных заводов

Государственные винокуренные заводы могли стать в какой-то мере катализаторами хлеботорговли, так как для производства вина требовалось значительное количество хлеба. Но в дореволюционное время хлеб для этих заводов закупался государством, что сужало в значительной степени рынок частной хлебной торговли. А с другой стороны, чиновники закупали хлеб у непосредственных его производителей, то есть у крестьян, что значительно повышло их уровень жизни и избавляло от проблемы реализации продукции.

На всем протяжении XIX века главной особенностью хлебной торговли в Сибири являлась сильная неравномерность цен на хлеб в разных районах края, которая была вызвана огромными расстояниями между населенными пунктами, неудовлетворительным качеством дорог, высокой стоимостью транспортировки хлеба, в многократном преобладании сельского населения над городским и самообеспечением большинства населения продукцией сельского хозяйства.

Крупнейшими в Томске хлеботорговцами в конце XIX века были В.А. Горохов, А.Д.Родюков и И.Л.Фуксман. С хлеботорговлей было тесно связано винокурение и виноторговля, так как зерновой хлеб являлся главным сырьем в винокурении, а все винозаводчики были крупнейшими в крае виноторговцами.

Предпринимательство в виноторговле лиц разного звания, в том числе и купцов, носило черты грубого первоначального накопления капиталов. Спаивание широких слоев сибирского населения с максимальной пользой для своего кармана являлось и главным источником их обогащения. Винные откупа в Сибири представляли из себя крупные, защищаемые государством монополии, которые давали право узкому кругу лиц торговать вином без конкуренции и, по сути дела, без контроля со стороны государства.

В Томске виноторговля занимала третье место по объемам реализации продукции и составляла около 10% общего годового товарооборота.

Видное место в торговле Томска занимала торговля бакалейными товарами. В течение XIX века удельный вес этой торговли составлял более четверти всего торгового оборота города. Таким образом, торговля бакалейными товарами занимала второе место после мануфактурной торговли, в основном за счет торговли чаем (а именно купцы ввели моду на чаепитие и являлись основными потребителями данной продукции), так как помимо внутренней торговли в Томске в больших объемах производилась транзитная торговля этими товарами. Город являлся крупным перевалочным пунктом между западом и востоком, используя выгоды как сухопутных путей сообщения, преимущественно Сибирским трактом, так и пароходством.

В начале XIX века некоторые томские купцы только начинали торговать чаем, строя свой каптал на торговле другими товарами. К их числу можно отнести П.Ф. Шумилова, М.А. Мыльникова, купцов Губинских и некоторых других. Только в 1830-е годы возникает некая специализация в торговле, и в Томске появляется свой крупный чаеторговец Г.И. Елисеев, который стремительно из купцов третьей гильдии переходит в купцы первой гильдии и становится одним из самых богатейших людей Томска.

Торговля чаем имела на протяжении этого времени подъемы и спады. Кратковременное оживление здесь было связано с широким распространением по всей стране торговле плиточным чаем, который был вполне доступен по цене каждому сибиряку. Одной из причин уменьшения объемов чаеторговли являлась повышение пошлин на чай в 1885 году, что вызвало переполох среди сибирских торговцев, и тогда купцы составили докладную записку на имя министра финансов, в которой указывалось, что с наложением новых пошлин ни один ящик чая не пойдет через Сибирь. Тем не менее, торговля продолжалась, и завоз чая в Томск оставался примерно на одном уровне, так как спрос на данный вид продукции стремительно рос. Довольно часто торговля чаем дополнялась торговлей сахаром, конфетами, пряниками и другими товарами.

Таким образом, торговля являлась одной из главной сферой приложения капиталов томских купцов, и именно здесь на всем протяжении изучаемого периода происходило в основном первоначальное накопление капиталов и дальнейшее их наращивание. В томской торговле существовали всевозможные отрасли, которые отличались между собой не только по своим торговым оборотам, но и по характеру и методам предпринимательства. Все они были связаны с другими отраслями хозяйства края, не могли друг без друга существовать. Именно поэтому в Томске не было недостатка тех видов продукции, торговля которыми занимала передовые позиции во всем потоке товарооборота, что позволяло обеспечить повседневные нужды как купечества, так и остальных слоев общества в городе. А условия проживания и профессиональная деятельность томского купечества дают основания считать, что Томск был типично купеческим городом, где роль градостроительного ядра играли постройки предпринимателей. Они подчеркивали своеобразие быта купечества, который во многом определялся традиционной патриархальностью и консерватизмом, но был неразрывно связан с народной потребностью для себя все делать добротно и основательно. В купеческих домах сочеталась своеобразная оригинальная архитектура, включающая в себя элементы различных архитектурных направлений, декоративная изящная обработка и оформление внешнего вида зданий, выкованные металлические решетки и ставни. Такое повышение культурного уровня города повлекло за собой рост образовательных тенденций как среди купцов, так и среди всех жителей Томска.

Глава 2. Купеческое сословие в системе начального и среднего образования Томска

.1К истории развития образования в городе

Конец XIX - начало XX вв. - время экономического взлета России. Одно из его последствий - рост городского населения, что хорошо заметно в Сибири. Строительство Сибирской железной дороги, а потом и вызванное ею хозяйственное оживление привели к рождению новых городов, увеличению от трети до половины населения некоторых старых центров. Среди появившихся с этим ростом проблем возникла необходимость повышения грамотности населения.

Наиболее распространённой формой получения образования в Сибири, как и по всей России, еще со времен Петра I, было обучение либо у частных лиц, либо в училищах при монастырях или храмах. Первыми учителями в Томском регионе были представители духовенства, бывших военнослужащих, мелких чиновников, писарей и т.д., получивших образование в центральной части России.

Первая школа Томска была открыта в 1746 году при Богородице-Алексеевском монастыре под названием «Русское духовное училище», и обучались в ней лишь дети церковнослужителей. В 1761 году училище было преобразовано в славяно-русскую школу, а в 1809 в Томскую духовную гимназию. Изначально она была единственным учебным заведением города в течении 43 лет, пока не открылось малое народное училище. В программу обучения были включены чтение, письмо, арифметика, грамматика, Закон Божий, а весь образовательный курс длился 2 года.

Но для бурно развивающегося города 2 школы - очень малое количество, и поднять уровень грамотности горожан в таких условиях было бы практически невозможно. К тому же, получение образования долгое время не осознавалось как благо и реальная потребность. Главной причиной нежелания отдавать детей учиться было неудовлетворительное качество обучения и характер личности некоторых педагогов (картежники, пьяницы, лентяи). Все чаще в качестве учителей стали приглашать людей, руководствуясь их «грамотностью» и «добронравностью».

Зачастую образование купеческих детей, в большинстве случаев мальчиков, ограничивалось элементарной грамотностью. По воспоминаниям Щукина в Якутске: "Чтением книг почти не занимаются, я нашел между здешними купцами только одного молодого человека, жаждущего европейской образованности". Ярко отношение к образованию в купеческой среде передает монолог одного из иркутских торговцев, который приводит в своих воспоминаниях М. Александров: "у нас в торговом быту больших наук не требуется. Самое главное цифирь и счеты. Здесь и столбовое купечество не больше занимается науками. Научился записывать приход и расход товаров, да и за прилавок. Тут уж не избалуешься, не то, что в школе". Мысль о том, что сын может быть ученей отца, была нестерпима для патриархальной натуры русского купечества, поэтому детям не давали образования.

В первой половине XIX века были сделаны первые шаги в обучении детей в новых образовательных учреждениях с открытием в 1829 году приходского начального училища и первой мужской гимназии в 1838 году.

В 1840-е гг. в Томске были открыты первые частные учебные заведения: с сентября 1843 - женское училище Яковлевой; низшее начальное училище Ивана Игнатьева (с 1845), частный пансион для благородных девиц учителя французского языка Позоровского (1849) и женский приют, устроенный золотопромышленником Асташевым (1844). Кроме частных школ, преподаванием в Томске занимались отдельные лица: иностранцы Жан Габриэль-Эдуард-Лютц и Горраст, поселенец Воронин, вдова Ермолиха, Гаврилов, ссыльный ксенз Шишко и др.

Тем не менее, стремление купцов к получению образования несомненно росло, так как они не могли не понимать, что школьные знания выгодны для их дела. По мнению В. Н. Разгона, многие представители сибирского купечества уже в первой половине XIX в., сами не имея систематического образования, становились инициаторами учреждения торговых и ремесленных училищ, посылали своих сыновей для обучения в высших учебных заведениях и за границу.

Достаточно эффективным остается домашнее образование, которое имело народные корни и веками выработанную методику. Н.М. Чукмалдин вспоминал, что обучение грамотности было "быстрым и мудрым" и учили не только грамоте, но и прививали вкус к учебе.

Своеобразным и таким же эффективным было обучение купеческих детей основам торговой профессии. Делалось это как внутри купеческой семьи, под присмотром и руководством родителей, так и через отдачу мальчиков "в люди", то есть на обучение и для получения навыков предпринимательства у родственников или знакомых. Е.А.Авдеева-Полевая, старшая сестра известного иркутского литератора и историка Н.А. Полевого, отмечала: "Ни в одном купеческом доме не было лакеев; должность эту справляли мальчики, которых отдавали родители или родственники для навыка в торговле. Такой мальчик, исправляя разные поручения хозяев, должен был прислуживать и в доме; это продолжалось два-три года. Если он оказывался верен и расторопен, то ему поручали уже дела большей важности, а место его занимали другие" .

По-другому чем мальчиков строили воспитание девочек. Их с малых лет старались приучить к хозяйству. Дочери купцов должны были помогать матери следить в доме за порядком, присматривать за младшими детьми. Их обучали вязать кружева, шить, готовить приданное, знакомили с обязанностями хозяйки дома. Как писала Авдеева-Полевая, "девицы особенно занимались разными рукодельями: вышивали щелками, золотом, фольгой, в тамбур и гладью; вышивали разными узорами полотенцы". Образование, грамотность женщин вплоть до начала XX в. считалось необязательным. Николай Щукин отмечал: "Воспитание девиц ограничивается умением читать и писать; о приятных искусствах здесь понятия не имеют. В собраниях каждый сидит чинно на своем стуле, не вставая с места: ходить по комнатам считается неприличным, говорить женщине с мужчиною - преступлением. Здесь рассуждают: о чем, кроме худого, может говорить мужчина девице".

Подобная точка зрения не могла устоять при дальнейшем социально-экономическом и культурном развитии общества. Начиная с середины XIX в. в Сибири начинает развиваться сеть женских учебных заведений. Создание школ для девочек являлось важным социокультурным явлением городской жизни. Поскольку жизненный путь женщины из городских сословий практически не был связан со службой или общественной деятельностью и протекал почти исключительно на семейном поприще, которое не требовало получение школьного образования, то развитие женских учебных заведений во многом означало постепенный отход от прагматического видения мира, свойственного купечеству.

Тем не менее, недостаток общего образования у купцов компенсировался тесной связью с народной культурой. Помимо обязательного для подавляющего большинства населения того времени религиозного воспитания и образования, купеческие дети усваивали десятки народных песен и сказок, сотни прибауток, поговорок и побасенок и многое другое, что было накоплено народом за многие века своей истории. Все эти знания и навыки не лежали у купцов мертвым грузом, они постоянно были в ходу, помогая рекламировать свой товар, зазывать покупателей, заключать договоры и сделки.

Таки образом, к середине XIX века купеческое сословие начинает осознавать, что их детям необходимо получение хотя бы начального образования. Родители стали понимать, что знания и навыки, которыми их дети овладевают в начальных учебных заведениях, несомненно, окажутся полезными в их торговой деятельности. Все эти обстоятельства сказались и на общегородском образовательном уровне, в частности, он стал значительно повышаться, о чем будет еще сказано в дальнейшем.

.2 Состояние начального образования Томска во второй половине XIX - начале XX вв.

В целом по Томской губернии в 1897 г. среди 1614 мужчин и 1491 женщины купеческого сословия и почетных граждан только 73,35 % мужчин и 28,96 % женщин получили начальное образование и выше, в том числе в университетах обучалось соответственно 0,85 % и 0,01,в средних специальных заведениях - 0,95 % и 0,45 %, в средних заведениях соответственно 5,69 % мужчин и 12,14 % женщин.

До 1869 г. в г. Томске было лишь одно начальное училище на 98 учащихся. В 1869 г. и 1873 г. открылось еще по одному. По инициативе П.И. Макушина (видный деятель народного просвещения, основатель первой в Томске публичной библиотеки, первого в Сибири книжного магазина, один из инициаторов создания первого в Сибири университета.) при Городской Думе создается исполнительная училищная комиссия, которую он и возглавил. И уже через год в начальных классах обучается половина детей школьного возраста, а городской школьный бюджет увеличивается в 2 раза. Однако возрастающий с каждым годом запрос на начальное образование в Томске, с одной стороны, и невозможность дальнейшего увеличения расходов из средств городского управления, с другой, привели Макушина к мысли - организовать в городе на помощь городскому управлению особое школьное общество.

Уже в январе 1881 г. им был разработан устав, утвержденный в апреле 1882 г., и 26 июля 1882 г. состоялось торжественное открытие общества, тогда же в него записалось 100 человек, а честь председательствовать была предоставлена П.И. Макушину. «Годовой членский взнос этого общества был настолько не высок (1 руб.), что нетрудно было вербовать членов и в среде малосостоятельных людей, и общество было довольно многолюдное. В Томске, где население не превышало 40 000 человек обоего пола, общество насчитывало около 1 000 членов».

Средства в кассу общества поступали самыми разными путями. Ежегодно собирались пожертвования от 5 до 10 тыс. рублей. Куда же расходовались эти средства? В первую очередь на помощь беднейшим учащимся - выдача теплого платья, книг, учебных пособий. Деньги шли на пособия и награды наиболее выдающимся учителям начальных школ. Также общество основало и содержало на свой счет 3 мужских начальных училища, были открыты вечерние повторительные курсы, Совет общества организовал публичные воскресные чтения. Но наиболее полезным и благотворительным мероприятием общества следует признать учреждение им в г. Томске в 1884 г. народной бесплатной библиотеки - первой тогда в Сибири. А с середины 1890-х гг. обществом организован музей прикладных знаний. Уже в 1883 г. г. Томск в деле начального школьного образования занял одно из почетных мест в ряду губернских городов не только Сибири, но и Европейской России.

В 1883 г. в Петербурге 1 учащийся приходился на 74 человека, в Москве - на 72, в Томске - на 25. Таким образом, Томск по процентному отношению числа учащихся в начальных школах к общему числу жителей занимал первое место в Российской империи.

Общество приобретает такую популярность, что в разных городах возникает мысль об учреждении подобных же обществ. В 1884 г. оно возникло в Красноярске, в 1885 г. - в Барнауле, Каинске, затем в Енисейске, Омске, Тюмени, Семипалатинске, Минусинске, Иркутске, Бийске, Ачинске, Кургане, Нерчинске и др.

В "высших сферах" томское общество недолюбливали, называя в насмешку "рублевым парламентом". Не раз возникали конфликты, в результате одного из которых Макушин был вынужден оставить должность председателя общества. Он уезжает за границу, где и застала его весть о закрытии общества в феврале 1906 г. Дома и имущество были переданы городскому управлению, была сокращена полезная просветительская деятельность учреждений общества, закрыта бесплатная библиотека, музей закрыт для публики. Постепенно были закрыты общества в других городах, но некоторые просуществовали до Октября 1917 г., и были закрыты после.

Но было в Томске до революции учебное заведение полностью бесплатное для своих воспитанников. Причем оно было частным, а не казенным. Это одно из двух четырехклассных частных реальных училищ: реальное училище потомственных почетных граждан Евграфа и Евпраксии Королевых. Содержалось оно на средства Королева и от продажи ученических изделий и заказов. А вот обучение в нем было бесплатным. Правда давало оно только навыки рабочих профессий. Среди школ начального профессионального образования было в Томске коммерческое училище: для детей приказчиков, из купеческих семей. Находилось оно в ведении не Министерства просвещения, а Министерства торговли и тоже было по-своему прогрессивным, имело более свободные нравы как среди педагогов, так и среди учеников.

Были железнодорожное училище, школа приказчиков, зубоврачебная школа, рукодельная школа. Отдельно в системе начального образования стоит появившееся одним из первых духовное училище. Было несколько десятков городских приходских училищ, которые носили звучные названия: Столыпинское, Пушкинское, Пироговское, Гоголевское и др. Почти все они исчезли в годы революции.

Со временем в пользу школьного образования заработала и семейная традиция. Когда у купцов, в свое время обучавшихся в учебных заведениях, дети достигали школьного возраста, у них уже не было предубеждения против школ. Поэтому они охотно отдавали сыновей в училища и гимназии.

Но надо сказать, что в общей массе образовательный уровень купечества в конце XIX в. оставался невысоким. По данным переписи населения 1897 г. грамотность купечества Томской губернии составляла у мужчин 40%, а у женщин еще ниже - 19,6% .

Таким образом, к началу XX века в Томске сложилась достаточно устойчивая система начального образования, в которую все больше и больше стали включаться дети купеческого сословия. К тому же, этот период характеризуется бурным ростом образовательных учреждений, что значительно повысило количественно и качественно уровень грамотности города и явилось переходным звеном для получения среднего и высшего образования среди населения.

2.3 Система среднего образования Томска. Первые гимназисты города

Первую Томскую гимназию открыли при императоре Николае I в 1838 году. Она не занимала поначалу специально построенного здания. Открылась в бывшем доме купчихи Е. Хлебниковой. Он и сейчас стоит на углу пр.Ленина и Совпартшкольного. Только через полвека, в 1897 году было построено новое здание специально для гимназии.

В первую в Томске гимназию принимали только мальчиков. Когда появилась женская гимназия, ее стали называть Томской мужской гимназией.

В учебном плане всех гимназий предметы делились на обязательные и необязательные. Обязательные предметы: Закон Божий, русский язык, чистописание арифметика, физика, всеобщая и русская география и история. Также в число обязательных входили дополнительные предметы, в женских гимназиях - сведения по домоводству и гигиене, различные виды рукоделия, гимнастика, в мужских - латинский язык, тригонометрия, астрономия, законоведение (преподавал член Томского окружного суда). Необязательные предметы - рисование, музыка, пение, танцы, иностранные языки. С письменного заявления родителей учащиеся могли освобождаться от изучения каких-либо необязательных предметов

При мужской гимназии была своя церковь. А собственная гимназическая библиотека насчитывала до 15 000 томов и считалась одной из лучших в городе.

С середины XIX в. купеческие дети начинают посещать губернские гимназии. Например, в 1844 г. из 79 учащихся Томской гимназии только 5 человек было из купцов. В 1852 г. доля купеческих детей среди гимназистов уменьшилась до 4 % и только в 1860-е гг. увеличилась и достигла 15-18 %. Так, в 1860 г. среди 157 учащихся Томской гимназии 102 ученика были из дворян и 29 из купцов. Однако, большинство купеческих детей ("почти все") покидали гимназию из младших классов. К концу века еще больше купеческих детей училось в гимназии и некоторые из них заканчивали полный курс, что сделать в то время было нелегко, так как до выпуска доходило обычно только 30-40 % гимназистов младших классов.

В 1863 году при императоре Александре II в Томске была открыта гимназия для девочек, названная в честь жены императора Марии - Мариинской.

Здание Мариинской гимназии по красоте фасада и чистоте внутренних помещений было одним из лучших в городе, поэтому ее часто ставили в пример другим учреждениям. Чтобы держать марку, ежегодно в каникулярное время исправлялась штукатурка, совершалась побелка стен, потолков и печей, покраска полов. Ежедневно после ухода учениц мылись полы, стиралась пыль с мебели, окон, печей и дверей. Поэтому неудивительно, что всех высоких гостей томское начальство обязательно старалось привести в Мариинскую женскую гимназию.

Естественную историю (биологию) преподавал в ней будущий известный ученый и политический деятель Григорий Потанин. Среди томских учителей Мариинская женская гимназия котировалась очень высоко. Попасть в нее считалось большим шагом в карьере, даже несмотря на скромное жалованье. Вот и будущий известный ученый, а тогда еще молодой преподаватель, преподавая в ней, тщательно готовился к урокам, делая выписки из новых изданий немецких ученых, чтобы юные особы были в курсе всего нового, что происходило в науке.

Томские гимназистки, окончив гимназию, активно добивались права женщин на высшее образование и во многом способствовали тому, что в открывшиеся затем в Томске первые в Сибири университет и институты стали допускать до экзаменов девушек.

Высокие требования предъявляла гимназия к ученицам. Это видно уже по приемным экзаменам. В 1898 г. из 384 девочек сдали экзамены только 264, остальные 120 их не прошли. Но из 264 принятыми оказались лишь 168 девочек, а 96 было просто отказано. Хотя нельзя сказать, чтобы требования на вступительных экзаменах были запредельными: 1) отличное знание семи основных молитв; 2) умение правильно читать и писать по-русски; 3) производить четыре действия арифметики с числами от 1 до 100. Но ведь это девочки 8 лет. Для тех, чьи родители очень хотели, чтобы дочь стала гимназисткой в гимназии имелся подготовительный класс, готовивший девочек для поступления в первый класс .

Обучение в гимназиях, несмотря на то, что они содержались из средств Государственного Казначейства, было не бесплатным. Плата за обучение мальчика в мужской гимназии составляла в 1899г. 60 рублей в год (для сравнения, в Томске в то время на эти деньги можно было купить 75 десятков яиц). За обучение девочки в женской гимназии в 1899 г. 50 рублей в год без языков, 80 рублей с языками и 86 рублей с танцами. Такая цена была непосильна для родителей целой четверти гимназисток. В 1901 учебном году из 939 ее учениц плату внесли только 784, причем за 99 плата была внесена не родителями, а различными обществами и другими частными лицами. Существовало даже специально организованное Общество вспомоществования «недостаточным» ученицам женской гимназии. Оно вносило плату за 41 ученицу. Сама гимназия освобождала от платы за обучение в 1906г. 155 учениц. «Это можно объяснить тем, что Томская Мариинская женская гимназия ориентировалась в своем составе на средний и малосостоятельный класс городского населения. В Мариинской гимназии в 1903 г. числилось: 41,3 % дочерей мещан, 37,2 % - дворян и чиновников, 10,7 % купцов, крестьян - 9,5 %».

На мужскую гимназию из Государственного Казначейства выделялось до 58,5 тысяч рублей в год. Эти средства шли на содержание личного состава, учебные пособия и канцелярско-хозяйственные расходы.

В Попечительных советах гимназий были томские купцы: золотопромышленник И.Д. Асташев, предприниматель и меценат П.И.Макушин, вдова советника коммерции А.А.Кухтерина.

В начале 20 века самих гимназий в Томске было несколько. В 1913 году была открыта Томская 2-ая мужская гимназия. Это, как и 1-ая мужская и Мариинская женская тоже казенное образовательное учреждение. Среди таких было и открывшееся Томское Алексеевское реальное училище. Позже появилось Томское 2-ое реальное училище. Образование в них давали политехническое. Преподавали: естествознание, химию, гимнастику, военный строй. Выпускники имели право поступления в технические институты.

Особое место в дореволюционной системе среднего образования занимали частные учебные заведения. Таких гимназий в дореволюционной России, вообще, было больше обычных. В 1904 году в Томске частными были: Томская 2-ая женская гимназия, Томская 3-ья женская гимназия, Томская 4-ая женская гимназия. Томской 2-ой женской гимназией руководила О.В.Миркович. Обычно называли их не по номерам, а по именам директоров: 2-ая женская частная гимназия, директором которой была Ольга Васильевна называлась «гимназия Миркович», 3-я частная женская гимназия, директором которой была Н.А.Тихомирова - «гимназия Тихомировой». Однако главным было в частных гимназиях вовсе не то, что за обучение в них брали плату, они также могли получать помощь из казны. Главным был более высокий уровень подготовки и педагогов, и учеников. Председателем Попечительного совета «гимназии Миркович» был В.В.Сапожников- профессор Томского Императорского Университета. Среди учениц гимназии в 1903 году 14 % - дочери профессоров и учебного персонала, 21% - железнодорожных служащих, 21% -чиновников различных ведомств, 44% - торгового сословия, при полном отсутствии крестьян и мещан. Для сравнения: в казенной Мариинской гимназии в 1903 г. числилось: 41,3 % дочерей мещан, 37,2 % - дворян и чиновников, 10,7 % купцов, крестьян - 9,5 %. То есть частные гимназии были неким подобием элитных школ. И из предметов, например, было не только «пение», а «теория музыки».

Что касается платы за обучение в них: то она была различной и иногда даже меньше, чем в казенных. Например, в 4-ой частной женской гимназии во всех классах с обязательными и необязательными предметами в 1916 году она составляла 35 р. в год. В Мариинской она была, как мы говорили: от 50 до 86р. в год. Но плата могла быть в частной гимназии и выше. В открывшейся в 1905 году частной мужской гимназии плата за учение составляла 60 р. в подготовительном и 120 р. в остальных классах. В 1-ой мужской гимназии плата была в два раза меньшей: 60р. в год.

По окончании учебных заведений учащимся выдавались документы: удостоверение, свидетельство, аттестат с изображением портретов представителей царской династии или эпизодов важнейших событий того времени.

Гимназии в Томске были закрыты в 1920-х годах, с установлением Советской власти в Сибири.

Несомненно, к концу XIX века система среднего образования получила мощный толчок в своем развитии. Но стала ли эта система ступенькой для дальнейшего получения образования в высших учебных заведениях?

.4 Книжная культура и образование

Наряду с культурно-просветительными организациями, сосредоточивавшими интеллектуальную деятельность горожан, в формировании досуга населения участвовали также общественные библиотеки, сеть которых получила дальнейшее развитие в конце XIX - начале XX вв.

В Томской губернии первая публичная библиотека была открыта в 1830 г. по распоряжению начальства в Томке. С 1832 г. книги отпускались по праздникам всем желающим бесплатно на дом сроком на один месяц. Библиотека, вследствие плохо организованной работы и надзора, расхищалась, затем стала платной, с 1866 г. была присоединена к гимназической, и, наконец, в 1878 г. ее остатки были отданы реальному училищу. В 1899 г. она вновь была возрождена и имела в последующее десятилетие от 500 до 800 читателей, читающих в год от 18 до 35 тыс. книг, журналов и газет. Читальни ежегодно посещали от 2 до 9 тыс., в среднем же по 5 тыс. чел. в год.

Народные библиотеки-читальни в России получили распространение во второй половине XIX в., что связано с инициативой земств, просветительских и благотворительных обществ. Появление общедоступных библиотек отражало общественные потребности. Согласно библиотечной статистике тех лет, "больше всего читали гимназисты и семинаристы, потом бедные чиновники, дворяне и купцы".

На первых порах (1860-1880) народные библиотеки развивались очень медленно. В 1865 г. был принят Устав о цензуре и печати, согласно которому открывать народные (земские) библиотеки в различных районах страны можно было только с разрешения губернаторов. А поскольку губернии были огромными, а местная администрация далеко не всегда интересовалась вопросами народного просвещения, то и ходатайства об открытии библиотек просто игнорировались.

Сибирскому купечеству в развитии книжного дела края, как и культуры в целом, принадлежит исключительно важная роль. Можно выделить три аспекта -1)купечество как носитель книжной культуры, 2)финансовая поддержка купечеством книжного дела (меценатство) и 3)книжная деятельность как вид предпринимательства.

В Томске со второй половины XIX века стала активно развиваться книжная деятельность как вид предпринимательства, ввиду возросшего спроса на книги и иные печатные материалы. Публичная библиотека П.И.Макушина была основана в Томске в 1870 г., являлась платной (от 5 до 15 р. в год, в зависимости от набора услуг) и привлекала первоначально незначительное число читателей - 38 чел. в 1870 г. К 1889 г. число подписчиков увеличилось до 485 чел., а число посещавших кабинет для чтения с платою 5 к. - до 3 тыс. чел. Кроме Макушина, предпринимали попытки открыть библиотеки и другие частные лица, например Волынский в 1884 г., а в 1886 г. Березницкий, но их учреждения не просуществовали и года. Макушиным были заведены школьные библиотеки, для учителей основан педагогический музей. Городской бюджет на народное образование увеличился вдвое и возрос до 16000 рублей

Читали главным образом периодические издания: газеты "Томские губернские ведомости" (91 чел. в 1889 г.), "Восточное обозрение" (68), "Неделя" (32), журналы "Нива" (192), "Русская мысль" (39) и многие другие.

О росте духовных запросов населения губернии говорило появление в конце XIX в. небольших библиотечек в Общественном и Коммерческом собраниях, Обществе книгопечатников, Обществе приказчиков, Пожарном обществе, в Казенном винном складе и переселенческом управлении.

Таким образом, «на 128 тыс. городского населения Томской губернии в 1897 г. приходилось 9 библиотек, или в среднем по 14 200 чел. на каждую. Учитывая, что грамотных в городах было около 36 % (46 тыс. чел.), эту среднюю цифру можно скорректировать до 5 100 чел. на библиотеку».

К началу XX в. в городах Томской губернии функционировала широкая сеть библиотек, народных чтений и прочих мероприятий по организации культурного досуга населения.

В 1873 году Макушин открыл первый в Сибири книжный магазин, под фирмой «Михайлов и Макушин». В конце XIX века эта фирма была самой крупной книготорговой фирмой во всей Сибири, имела отделения в Иркутске и некоторых других городах.

В 1874 году Макушин основал газету, сначала имевшую узкосправочный характер («Томский справочный листок»), с 1881 по 1888 год Макушин издаёт «Сибирскую газету», «Сибирскую жизнь», затем «Томский листок» (1897-1905), где сам был их редактором и издателем.

По предложению Макушина и на его средства в Томске в 1915 году был построен «Дом науки», которым вскоре стал распоряжаться созданный Макушиным Народный университет. Этому вузу Макушин передал ещё несколько зданий, а также крупную денежную сумму. В 1919 году он приступил строительству в Томске «Дома искусств», внеся в банк значительные деньги. Планировал Макушин и основание Сибирского литературного фонда. Но Гражданская война и национализация его имущества помешала этим планам

В типографии Михайлова и Mакушина выходили самые разнообразные книги. Среди них правоведческая литература, научные издания, связанные с деятельностью Томского университета, краеведческие работы, карты, учебники и учебные пособия, программы, справочники, беллетристика, религиозные брошюры, о чем свидетельствуют многочисленные объявления о поступлении в продажу новых книг. Что интересно, встречаются даже такие объявления, в которых говорится, что половина выручки от издания пойдут в пользу Общества попечения о начальном образовании в Томске. Но нет точных сведений об окупаемости или прибыльности книгоиздательских начинаний фирмы П.И. Макушина, однако реальнее всего предположить, что большая их часть не приносила дохода и покрывалась за счет других форм книжного предпринимательства.

Несомненно, развитие книжной культуры в городе и повышение грамотности населения - два тесно связанных между собой процесса. Чем больше людей умели читать и писать, тем больше был спрос на книги и периодические издания. К началу XX века в купеческой среде возросла потребность в получении образования, что стимулировало развитие системы как начального и среднего образования, так и развитие книжного предпринимательства и культуры чтения.

Глава 3.Праздничная повседневность томского купечества

.1 Светский бал в жизни томского купечества

Во второй половине XIX века бал незаметно смещается на периферию культурной жизни. Великосветские балы, продолжаются, но массовым их вариантом становятся танцевальные вечера, имеющие совершенно другую лексику и далекие от какой-либо церемонности. Новая обиходная реальность, впитав в себя основные принципы бальной культуры, породила новую танцевальную практику, которая постепенно становилась все более массовой, но при этом опиралась на профессиональный фундамент, имевший мало общего со школой профессионального балетного театра.

В жизни провинциального купечества бал играл немаловажную роль, так как именно на нем торговец мог завести выгодные для своего дела знакомства, договориться о поставках той или иной продукции или же выбрать достойную партию для своего ребенка. Основным местом проведения торжества выбирались либо дома знатных людей, либо общественные помещения.

Что касается Общественного собрания Томска, его возглавлял Совет старшин (9 - 10 человек), избираемых из числа наиболее авторитетных членов клуба, который занимался, в основном, хозяйственными и финансовыми вопросами. Основную массу посетителей Общественного собрания составляли его действительные члены (300 - 400 человек). Члены общественного собрания уплачивали ежегодные взносы , в начале XX в. - 15 рублей, а гости платили за каждое посещение собрания 1 рубль. Примечательно, что на 1 рубль в 1895 году можно было купить 1 пуд гречки. Если перевести эту сумму на современные деньги то получится около 600 рублей. Если учесть тот факт, что такая плата вносилась за каждое посещение бала, а проводились они достаточно часто, о чем еще будет сказано далее, то позволить себе присутствие на вечере мог себе далеко не каждый человек, следовательно, можно говорить о складывании достаточно закрытого общества состоятельных и влиятельных людей Томска, которыми как раз и выступали купцы, дворяне. Бесплатно мог присутствовать только член-мужчина, который мог привести с собой даму из своей семьи. Входили в собрание по рекомендации одного из членов собрания или же по внесении определенной платы для тех, кто не успел записаться до 1 января текущего года. Исключение из членов могло быть в случае неуплаты ежегодных взносов или же по причине непристойного поведения на торжественных мероприятиях, устраиваемых собранием. Так на балу Общественного собрания 1 января 1882 года присутствующий господин К. вел себя недостойно по отношению к окружающим по причине излишнего употребления алкогольных напитков, после чего путем простого голосования был исключен из членства клуба.

Бальный сезон Томска открывался 1 января каждого нового года. По традиции, первый бал проходил в Общественном собрании и ознаменовывал собой череду балов, торжеств, танцевальных вечеров.

Приглашение на открытие Общественного собрания было публичным. Объявление о проведении бала, как правило, печаталось в местной прессе за несколько дней до его проведения, встречаются приглашения и за 1 день до торжества. Также подробно указывалось место, время его проведения, стоимость за вход, иногда и стоимость персональной ложи (до 4 рублей). Так как, обычно, балы были благотворительными мероприятиями, в объявлении могло указываться пожелание добровольного пожертвования, что всегда в среде купцов считалось престижным. Некоторые торговцы содержали приюты, богадельни, детские дома, что одобрялось в обществе и значительно повышало их авторитет среди других купцов. Ко всему прочему членами и гостями общественного собрания не могли быть люди, подвергнувшиеся по суду или в административном порядке ограничению свободы или прав.

Традиции бала, сложившиеся за всю его историю всегда соблюдались и рьяно охранялись обществом. Малейшие отступления от установленных норм могли вызвать недовольство среди присутствующих. В частности, на танцевальном вечере в Общественном собрании от 7 февраля 1882, когда старейшина попытался в 12 часов ночи прекратить мероприятие, его действия вызвали волну негодования, имевшие печальные для него последствия. 3 марта того же года на заседании клуба была рассмотрена жалоба, по причине которой господин Ч. был исключен из числа старейшин.

Нередко во время бала происходили неприятные ситуации. 1 января 1887 года на благотворительном балу в пользу томской мужской гимназии по неосторожности случился пожар. Некий молодой человек попытался прикурить сигарету о горящую керосиновую лампу, но проходящий мимо человек случайно толкнул его локтем, впоследствии чего лампа упала на бархатную скатерть и вспыхнул огонь. В зале моментально разгорелась паника, люди бежали к выходу, но в скором времени пожар был потушен. После этого случая манеж стал освещаться стеариновыми свечами(не образуют нагар). Не удивительны и случаи кражи на балах, ведь на мероприятии собирается весь высший свет томского общества. Так например, проезжий купец Семенов обнаружил, что на балу у него украли бумажник с векселями на сумму 21,000 рублей, счета и два билета внутреннего займа. Но чтобы предотвратить скандал, украденное было возвращено из личных средств городской администрации.

С развитием бальной традиции в городе активно расширялась индустрия моды. Все газеты пестрели объявлениями о пошиве модной женской, мужской и даже детской одежды. Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов, которые всегда можно было найти в магазинах города. Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Дамы на балах старались не уступать друг другу в богатстве и роскоши своих нарядов и считали, что лучше «остаться дома, чем явиться на бал одетой скромнее других». Приезжие гости в Томск отмечали, что женщины одеты ничуть не хуже дам из центральной России и Европы. Новую моду с собой привезли жены декабристов. Поэтому с середины XIX века наши землячки одевались примерно так же, как жительницы центральных регионов России. Отличить их по одежде практически было невозможно.

Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве, но к концу XIX века косметика перестает быть объектом осуждения и в продажу поступают помады, духи и т.д. Важным событием в жизни города стал приезд в город купца, продающего новый вид помады, вызвавшего ажиотаж среди представительниц женского пола.

Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного. Мода на веера менялась значительно реже, чем на другие аксессуары, веера из кружев и перьев были всегда популярны, в то же время в разные периоды существовали свои излюбленные фасоны, поэтому среди женщин всегда существовал спрос на маленькую деталь бального туалета, о чем свидетельствуют множественные объявления об их продаже.

Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные - замшевые перчатки.

Однако необходимо отметить, что стремление к роскоши и "барскому" образу жизни не было типично для сибирского купечества. Желая самоутвердится, некоторые богатые гильдейцы стремились обеспечить себе почет и уважение с помощью денег, строили особняки и дачи в виде поместий, с домашним оркестром и оранжереями. Но сами же купцы относились к таким, "выбивавшимся" из своего сословия собратьям достаточно негативно. Так, например, томский купец З.М. Цибульский, который вел подобный образ жизни, резко выделялся среди местного купечества. Томские купцы Цибульского недолюбливали, считали его гордецом, необщественным человеком, "похожим скорее на сановника, чем на купца". Среди сибирского купечества любители показной роскоши и разгульного образа жизни встречались нечасто. Можно сделать вывод, что быт сибирского купечества был значительно ближе к быту средних городских слоев (мещанства), чем в европейской части страны. Если в Европейской России на протяжении второй половины XIX-начала XX в. отмечена тенденция переориентации в образе жизни купечества, когда объектом для подражания выступало сначала дворянство, а затем интеллигенция, то в Сибири ориентация на быт других сословных групп была выражена в значительно меньшей степени.

.2 Место народной культуры в жизни томских купцов

Говоря о культуре купечества Томска, а то и всей Сибири, не возможно не отметить и другую сторону их жизни. Их культура сочетала в себе два компонента - дворянский образ жизни со всеми ее балами, маскарадами, танцевальными вечерами и образ жизни простого народа (крестьянства, мещанства) со своими традиционными праздниками.

«Материальные потребности купцов были по своей сути народными, типично национальными. Многое у купцов было как у крестьян и мещан, только богаче и лучше по качеству и больше по количеству». Такая тенденция в потребностях купечества хорошо прослеживается в купеческой манере одеваться. В парадных случаях купцы вынуждены были отдавать дань европейской моде, облачаясь в сюртуки, жилетки, туфли, а иногда и во фраки и цилиндры. Но лучше и естественнее они чувствовали себя в сапогах с высокими голенищами, картузе и в длиннополых, утепленных, из толстого сукна сюртуках, получивших название сибирок.

Особенно примечательно народные вкусы купцов проявлялись в выборе ими пищи. Безусловно, в трактирах, ресторанах и гостях у местной знати купцы познакомились с блюдами европейской кухни. Однако истинное удовлетворение они получали от сибирской родной кухни, питательность которой определялась суровым климатом и изобилием продуктов.

Во второй половине XIX века среди сибирских купцов стремительно распространяется увлечение пить чай. Удовольствие это было для того времени довольно дорогостоящим, и в чаепитии выразилось отличие купцов от простых горожан и крестьян. За тем, правда, с появлением дешевых сортов чая, потребление этого напитка в Сибири стало повсеместным.

С того же время характерной чертой томского купечества в XIX веке была страсть к разгульному образу жизни. Купцы охотно шли на то, чтобы «на широкую ногу» отпраздновать свои коммерческие успехи, семейные и церковные праздники, отметить все события в своей жизни и жизни своих близких.

Ко всему прочему, купцы были любителями, ценителями, а то и участниками молодецких забав: единоборств, состязаний по поднятию тяжестей, лошадиных забегов и т.д. Спортивный азарт был неким продолжением азарта предпринимательского. А кулачные бои и единоборства были популярной забавой горожан в XIX веке. В 1880-х гг. на всю Сибирь кулачными бойцами славились не только Томск, но и Тюмень, и Иркутск.

Распространенной забавой купечества были конские бега, и катания на лошадях. На масленицу катания приобретали наиболее массовый характер, и купцы имели возможность показать роскошество своих экипажей и резвость скакунов. Сибирские купцы были большими любителями и ценителями лошадей, так как их торговая деятельность требовала переездов на значительные расстояния. В купеческих конюшнях были и ездовые лошади, способные преодолевать за сутки 50-70 верст, и беговые, для праздничных гуляний и развлечений. Большие расстояния и необходимость переезжать не только днем, но и ночью, привели к появлению в Сибири особых экипажей, приспособленных к местным условиям. Зимняя повозка в Сибири была более длинной, с косым изгибом бортов, специально для защиты седока от низкой температуры она была снабжена особым фартуком и козырьком, а внутри обшивалась киргизской кошмой.

На рубеже XIX-XX веков во многих сферах жизни страны происходят значительные преобразования. Новое поколение предпринимателей было уже носителем кардинально нового, капиталистического менталитета, что не могло не повлиять и на изменение старокупеческих бытовых традиций. Исследователь Куприянов А.И. следующим образом характеризует поколение капиталистов, сложившееся к началу XX в.: "Новое поколение купцов было европеизированным и образованным, быстрый рост промышленности и торговли сделал их богаче, влиятельнее и более склонными к проявлению собственной инициативы".

В это время в сибирских городах появляются новые виды развлечений - цирк, развивается театр. Разгульные кутежи купцов постепенно уходят в прошлое. К числу новых видов досуга сибирских горожан начала XX в. можно отнести различные общественные праздники. Например, в Барнауле в начале столетия сложилась традиция проведения литературных праздников: в 1902 г. - 50-летие со дня смерти Н.В. Гоголя, в 1909 г. - 100-летие со дня его рождения. Общественные праздники широко распространялись во многих городах Сибири. По воспоминаниям современников разнообразные праздники устраивались в Иркутске, Тюмени, Томске . Это соответствовало всероссийской тенденции конца XIX-начала XX в. В организации и финансировании этих праздников большую роль играло купечество. Таким образом, в значительной степени благодаря купечеству в Сибири прививалась новая культура городского досуга. Кулачные бои, которыми славились сибирские города в 1860-1880-х гг., уходили в прошлое.

Рассмотренные основные потребности и интересы томского купечества служили базой для формирования у него социальной и ценностной ориентации, во многом определявшей нормы поведения купцов.

Заключение

Специфику как семейного, так и общественного быта сибирского купечества определяли два обстоятельства. Первое заключается в специфическом социальном составе населения региона. Сибирское купечество (наряду с чиновничеством и духовенством) во многом определяла тенденции общественной, культурной, бытовой жизни региона. У сибирского предпринимательства фактически не было того социального ориентира, каковым являлось дворянство в Европейской части России для их "собратьев по сословию".

Второй особенностью было то, что состав купеческого сословия был слишком непостоянен, потомственных купцов было не так уж много, большинство гильдейцев были предпринимателями в первом поколении и, следовательно, несли с собой бытовые и культурные традиции тех сословий и социальных групп, из которых они происходили. В силу того, что купечество было тесно связано своим происхождением с крестьянством и малозажиточными слоями городского населения, это не могло не наложить отпечаток на образ жизни и быт купеческих семей. Именно поэтому, не смотря на то, что «высшее общество» требовало от купечества соблюдения норм этики и морали, большинство из них тяготело к простоте и «народности» в своей повседневной жизни. Однако со второй половины XIX века торговое сословие начинает осознавать ценность образования и охотнее отдают своих детей в начальные, средние и высшие учебные заведения.

Развитие общего образования шло неравномерно в огромной Российской империи и имело ряд специфических особенностей в различных ее частях. Первая школа Томска была открыта только в середине XIX века, что было связана с возрастающими потребностями общества к обучению в силу распространения образовательных тенденций еще с начала реформаторской деятельности Петра I. Развитию образования в течении XVIII века способствовали вложения государства и меценатов, просветительская деятельность церкви, целенаправленное привлечение в Сибирь образованных людей, в том числе в качестве педагогов. Позитивную роль сыграло и открытие первых частных школ.

На примере купечества, бывшего не только средоточием богатства, но и выполнявшего роль культурной элиты сибирского общества, хорошо прослеживаются те изменения в сфере народного просвещения, которые происходили в регионе конца XVIII до начала XX века. С конца XVIII столетия наблюдается неуклонная тенденция повышения культурно-образовательного уровня сибирских купцов. Причём, чем крупнее был город, многочисленнее и состоятельнее местное купечество, тем острее ощущалась тяга горожан к просвещению. Ко второй половине XIX века все больше и больше открывается новых начальных (начальное, Столипинское, Пушкинское, железнодорожное и другие) и средних (Томская мужская гимназия, Мариинская женская гимназия, гимназия «Тихомировой», «Миркович» и другие) учебных заведений, что говорит о востребованности образования среди населения. Но, вплоть до 80-х годов XIX века, доля купеческих детей среди учеников школ и гимназий крайне мала, что связано с неудовлетворенностью качеством образования, личностью педагогов и нежеланием отрывать детей от предпринимательского дела.

Но уже к концу XIX века складывается достаточно устойчивая система начальных и средних учебных заведений, что значительно повышает авторитет школ, училищ и гимназий в глазах торгового сословия. И, несмотря на многочисленные трудности в развитии государственной школы в течение XIX века, элементарная грамотность в среде томского купечества постепенно сменяется обращением к глубокому систематическому образованию. Это отчасти привело к тому, чего так боялось старшее поколение: эрудиция открывала новые горизонты перед купеческими детьми, многие из которых в результате предпочитали семейному бизнесу профессиональное занятие наукой и другими видами «некупеческой» деятельности.

Распространение образованности среди населения сыграло немаловажную роль в развитии книжной культуры города. Именно в XIX веке начинается бурное открытие частных и государственных библиотек, в силу потребности организации досуга среди горожан. В данном случае купцы выступили как обычными читателями, так и инициаторами открытия таких культурны учреждений.

Отдельно стоит отметить заслуги Макушина П.И. Этот купец, несомненно, оказал огромное влияние на развитие и распространение образованности в городе. По его инициативе была открыта первая книжная лавка (в ней постоянно пополнялся ассортимент не только литературой различных жанров, но различными учебными принадлежностями - глобусы, карты, счетные палочки и т.д.) типография, платная библиотека, именно он стал председателем Общества попечения о начальном образовании в Томске. Таким образом, Макушин дал мощный толчок образовательным тенденциями не только города и губернии, но и всей Сибири.

Помимо культурно-просветительской деятельности купцы были несомненными лидерами в обеспечении повседневных нужд всего населения Томска. Особо развиты были торговля текстилем, чаем, винокурение и хлебозаготовки. Население города, в том числе и сами гильдейцы, не испытывали нужды в каких-либо видах продукции, так как сеть торговли была представлена достаточно широко, чтобы удовлетворять запросы всех жителей. Наряду с этим, потребности купечества в комфортабельном и престижном жилье привели к появлению в Томске нового типа построек, которые совмещали в себе жилое помещение с торговым. Ко всему прочему, именно купцы явились заказчиком каменного строительства в городе и дали мощный толчок развитию архитектуры.


Список использованной литературы

Адрианов А.В. Город Томск в прошлом и настоящем. - Томск : Издание "Сибирского книжного магазина" Михайлова и Макушина: Типография Михайлова и Макушина, 1890. - 433 с.

Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. - Томск, 1995. - 224 с.

Бойко В.П. К вопросу о социальной психологии крупной российской буржуазии второй половины ХIХ в. // Из истории буржуазии в России. Томск, 1982. С. 33-36.

Бойко В.П. Крупная буржуазия Западной Сибири во второй половине ХIХ в. (1861 - середина 1890-х гг.). Дисс. на соиск. учен. степ. к.и.н. Томск, 1985.

Бойко В.П. Сибирская периодическая печать как источник по изучению крупной буржуазии Западной Сибири второй половины ХIХ в. // Вопросы историографии и источниковедения Сибири периода капитализма. Томск, 1985. С.53-63.

Бойко В.П. Социально-психологические особенности сибирской буржуазии второй половины XIX в. (по мемуарным источникам) // Вопросы истории дореволюционной Сибири. Томск, 1983.98-115 с.

Бойко В.П. Томское купечество в конце XVIII- XIX вв. Из истории формирования сибирской буржуазии. - Томск: Водолей, 1996. - 320 с.

Быков А.В. Благотворительная деятельность томского купечества при формировании культурного потенциала в конце XIX -начале XX вв. // История мировой культуры и методы ее преподавания. Новосибирск, 1995. С. 51-54

Войтеховская М.П. Формирование российской модели педагогического образования и подготовка учительских кадров в Западной Сибири в XIX-начале XX вв. Томск: Изд-во Томского гос. педагогического ун-та, 2011. - 311 с.

Гончаров Ю.М. Городская семья Сибири второй половины XIX - начала XX в. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. - 384 с.

Гончаров Ю.М., Колдаков Д.В. База данных купеческих семей Томской губернии второй половины XIX - начала XX в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Вып. 2. XVIII в. - 1920-е гг. Барнаул, 1997. С. 20-44

Дмитриев А.Д Ирбитская ярмарка/ А.Дмитриев // Урал. -2004. -№ 5. - 174-195 с.

Жеравина А.Н. Томск второй половины XIX- начала XX в.(по материалам дореволюционной печати). Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2010. - 402 с.

Захарова О.Ю. Власть церемониалов/О.Ю. Захарова. - М.: АиФ Принт, 2003. - 399 с.

Захарова О. Ю. Русские балы и конные карусели./ О.Ю. Захарова. - М., 2000. - 183 с.

Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVII-XX вв.). М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 301 с.

Зуева Е.А. Русская купеческая семья в Сибири конца ХVIII-первой половины ХIХ в. Дисс. на соиск. учен. степ. к.и.н. Новосибирск, 1992.

Зуева Е.А. Баснины. Сибирская купеческая династия. Преемственность поколений // Социально политические проблемы истории Сибири. - Новосибирск, 1994. С. 21-26.

Лотман М.Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начала XIX века)/ М.Ю. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб, 2011. - 421 с.

М.Ю. Лотман. Великосветские обеды: Панорама столичной жизни/Ю.М. Лотман. - СПб.: Пушкинский фонд, 1996. - 318 с.

Миненко Н.А. Городская семья Западной Сибири на рубеже XVII - XVIII вв. // История городов Сибири досоветского периода. Новосибирск, 1977. - 215 с.

Никиенко О.Г. О бесплатной народной библиотеке в Томске (80-е гг. XIX в. - 1919 г.) // Вторые Макушинские чтения. Томск, 1991. -63-66 с.

Разгон В.Н. Сибирское купечество в XVIII - первой половине XIX в. Региональный аспект предпринимательства традиционного типа. Барнаул, 1999. - 670 с.

Рабинович Г.Х. Из истории буржуазии города Томска (конец ХIХ в.-1914) // Из истории Сибири. Вып.6. Томск, 1973. С. 133-166.

Рутц М.Г. Торговое предпринимательство в городах Западной Сибири в первой половине XIX в. // Предпринимательство в Сибири. Материалы научной конференции. -Барнаул, 1994. С. 41-43.

Скубневский В.А. Городское население Сибири по материалам переписи 1897 г. // Проблемы генезиса и развития капиталистических отношений в Сибири. Барнаул, 1990. С. 98-119.

Скубневский В.А. Заметки о духовном мире барнаульского купечества // Образование и социальное развитие региона. 1995. - 112-135 с.

Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири. Ч. I: Население. Экономика. - Барнаул, 2003. - 365 с.

Слободский М. И. Среднее образование в Томске // Город Томск. Томск, 1912. Отд. 2. С. 18-30.

Старцев А.В. Общественная и культурная деятельность предпринимателей Алтая // Предпринимательство на Алтае XVIII в.-1920-е гг. Барнаул, 1993. С. 113-128.

Старцев А.В. Торгово-промышленное законодательство и социально-правовой статус предпринимателей в России в ХVIII-начале ХХ в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII-начало ХХ в.). Барнаул, 1995. С 2-10.

Старцев А.В., Гончаров Ю.М. История предпринимательства в Сибири (XVII - начало XX в.): Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. - 215 с.

Терновая И.И. Иркутянка. Портрет на рубеже веков (конец XIX - начало ХХ вв.)/И.И. Терновая. - Иркутск: Оттиск, 2007. - 306 с.

Шамахов Ф. Ф. Средняя общеобразовательная школа в Западной Сибири накануне первой русской революции 1905-1907 гг. // Советская педагогика. 1941. № 2. - 81-98 с.

Шпалтаков В.П. Винно-водочная доминанта населения Западной Сибири в XIX веке // Русский вопрос: история и современность. Материалы Второй всероссийской научной конференции. Ч. I. Омск, 1994. С. 233-237.

Ядринцев Н.М. Сибирь как колония: к юбилею трехсотлетия: современное положение Сибири, ее нужды и потребности, ее прошлое и будущее. - СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1882. 471 с.

Похожие работы на - Повседневная жизнь томского купечества второй половины XIX - начала XX вв.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!