Киберсоциализация личности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,83 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Киберсоциализация личности

Содержание

Введение

Глава 1. Киберсоциализация

.1 Влияние компьютера и онлайн - игр на психику подростка

.2 Киберсоциализация как инновационный социально- педагогический феномен

Глава 2. Эмпирическое исследование использования цвета в диагностике психических состояний

.1 Цель, задачи, гипотеза исследования

.2 Методики

.3 Результаты исследования

.4 Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Активность человека в виртуальном мире киберпространства не ограничивается позицией его как зрителя, читателя или слушателя, он сам может организовывать и включается в действие, влиять на происходящее. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У «актера» виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности» - кибераддиктивность. В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.) зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. Значение киберзависимости настолько велико, что, порою, люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в мир виртуальный. Они перестают замечать людей, которые рядом с ними, свои заботы, дела, работу, даже семью…

Актуальность темы исследования

Конец ХХ - начало XXI века ознаменован все более широким применением компьютеров и информационных технологий в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Компьютеры позволяют значительно повысить эффективность работы в различных видах деятельности и открывают человеку новые горизонты познания и отдыха. Жизнь современного человека теснейшим образом переплетена с различными техническими устройствами и приборами, которые входят в нашу действительность все глубже и глубже, соседствуя с человеком практически во всех сферах жизнедеятельности. Пожалуй, теперь сложно найти область жизнедеятельности человека, где не участвуют компьютеры: с ними связана и познавательная, и трудовая, и коммуникативная (творческая, рекреационная и т. д.) жизнь человека. Не вызывает сомнения, что сегодняшний мир, прежде всего, мир науки и техники, именно поэтому компьютерные и информационные технологии приобретают в нём всё большее значение. Особую роль на современном этапе развития человечества обретает Интернет. Благодаря быстрому развитию Интернет превратился из системы передачи информации в особый «срез реальности» - искусственной реальности, а правильнее сказать - «виртуальной реальности (киберреальности)». Сосуществуя с компьютерами, человек не только работает, но и «играет» с ними - выбирая в зависимости от своих устремлений и возможностей игры «себе по вкусу». Поэтому исследование деятельности человека, опосредствованной компьютерами и другими элементами информационных технологий, представляет собой одну из самых актуальных задач для психолого-педагогической науки.

Разработанность проблемы: В настоящий момент специфика социализации и общения в Интернет-среде рассматривалась в работах таких исследователей, как Е. П. Белинская, Е.Блохина, С. В. Бондаренко, И. А. Васильева, А. Е. Войскунский, Е. И. Горошко, В. В. Гудимов, А. Е. Жичкина, М.Иванов, Л. Ю. Иванов, Т.Келер, А. В. Минаков, А. В. Мудрик, И.Паравозов, В. А. Плешаков, В. В. Нестеров, М. Ю. Сидорова, Ф. О. Смирнов, Дж. Сулер, В.Фриндте, Н. И. Чудова, И.Шевченко, К. С. Янг и др. Комплексное изучение процесса виртуальной социализации в киберпространстве не проводилось.

Поскольку общение играет большую роль в формировании и развитии личности (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.), то важным является изучение особенностей коммуникации в Интернет-среде, как одного из факторов социализации человека. Интернет играет определенную роль в педагогической деятельности, обладая мощными социализирующими возможностями и воздействиями на личность. Специфика Интернет-ресурсов позволяет использовать их в социально-педагогической практике педагогам, учащимся, а также администрации образовательных учреждений при создании тематических сайтов, виртуальных дискуссионных клубов и форумов, обучающих игр и фильмов и т. п.

Социально-педагогический аспект коммуникации в киберсреде возможно представить в соответствии с основными социально-педагогическими функциями: информационной, самоизменения, адаптивной. Особенности виртуальной социализирующей среды позволяют ввести понятие киберсоциализации (виртуальной компьютерной социализации) человека как современного психолого-педагогического феномена киберонтологии личности в рамках теории социального воспитания члена-корреспондента РАО, д.п.н., профессора А. В. Мудрика и единой концепции педагогики и психологии жизненного пути личности к.п.н., доцента В. А. Плешакова. Цель нашей работы выявить разницу в предпочтениях подростками не играющими в онлайн- игры, выбора ярких цветов при прохождении теста М. Люшера, по сравнению с их сверстниками играющими в онлайн- игры чаще 5 раз в неделю. поэтому мы выдвинули следующие задачи: 1.Изучить понятие и особенности киберсоциализации

.Проанализировать влияние онлайн-игр на психику и социализацию подростков. 3. Изучить особенности и измерить уровень различий в выборе ярких цветов(красный, желтый .фиолетовый, зеленый) у подросткамов не играющих в онлайн- игры по сравнению с их сверстниками играющими в онлайн- игры чаще 5 раз в неделю

Гипотеза: Подростки в возрасте 15-17 лет, не играющие в онлайн -игры, при диагностике психических состояний с помощью теста М. Люшера, отдают предпочтения в выборе ярких цветов(желтый, зеленый. красный. фиолетовый). чаще чем их сверстники, которые играю в онлайн- игры больше 5 раз в неделю. В нашем исследовании принимали участие 30 человек(поделены на 2 группы Группа 1 Подростки (15-17 лет) не играющие в онлайн -игры. Группа 2 Подростки (15-17 лет) которые играю в онлайн- игры больше 5 раз в неделю.

Глава 1. Киберсоциализация

Киберсоциализация человека (от греч. kybernetike - «искусство управления», от греч. kybernao - «правлю рулём, управляю», от греч. Κυβερνήτης - «кормчий» + англ. socialization) (виртуальная компьютерная социализация <#"799366.files/image001.gif">

Где n1- количество испытуемых в группе 1;- количество испытуемых в группе 2;- большая из двух ранговых сумм;- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

В нашем случае Uэ = 15*15+ 15*(15+1)-339 = 6

По таблице U- критерия Манна - Уитни находим, что для n1 и n2

Критические значения Uкр= {72()

56()

Затем сравниваютUэ с Uкр.

Cсоответственно чем меньше сумма рангов у группы, тем большее количество ярких цветов испытуемые находящиеся в группе поставили на первые места по предпочтительности.

В нашем случае Uкр.> Uэ что подтверждает нашу гипотезу

Фиолетовый

№ П/П.

Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(фиолетового цвета)

№ П/П.

Группа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов (фиолетового цвета)

1

4

1

2

2

3

2

8

3

4

3

5

4

5

4

7

5

4

5

5

6

1

6

7

7

1

7

3

8

4

8

5

9

1

9

7

10

2

10

4

11

1

11

5

12

2

12

7

13

4

13

5

14

4

14

4

15

1

15

4


Подсчет ранговых сумм выполним по следующей таблице:

№ П/П.

Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(фиолетового цвета)

Ранг

Группа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(фиолетового цвета)

Ранг

30



8

30

29



7

27.5

28



7

27.5

27



7

27.5

26



7

27.5

25

5

22.5



24



5

22.5

23



5

22.5

22



5

22.5

21



5

22.5

20



5

22.5

19

4

15



18

4

15



17

4

15



16

4

15



15

4

15



14

4

15



13



4

15

12



4

15

11



4

15

10

3

9.5



9



3

9.5

8

2

7



7

2

7



6



2

7

5

1

3



4

1

3



3

1

3



2

1

3



1

1

3



Сумма

41

121

70

314

Среднее

2.7


4.6



Найдем общую эмпирическую сумму рангов 121+ 314= 435

Вычислим эмпирическое значение U- критерия Манна - Уитни:


Где n1- количество испытуемых в группе 1;- количество испытуемых в группе 2;- большая из двух ранговых сумм;- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

В нашем случае Uэ = 15*15+ 15*(15+1)-314 =31

По таблице U- критерия Манна - Уитни находим, что для n1 и n2

Критические значения Uкр= {72()

()

Затем сравниваютUэ с Uкр.

Cсоответственно чем меньше сумма рангов у группы, тем большее количество ярких цветов испытуемые находящиеся в группе поставили на первые места по предпочтительности.

В нашем случае

Uкр.> Uэ что подтверждает нашу гипотезу

Красный.

№ П/П.

Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(красного цвета)

№ П/П.

Группа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов (красного цвета)

1

3

1

7

2

1

2

7

3

2

3

1

4

1

4

2

5

3

5

3

6

2

6

6

7

3

7

4

8

2

8

8

9

4

9

3

10

8

10

6

11

4

11

6

12

8

12

5

13

6

13

3

14

1

14

3

15

4

15

8


Подсчет ранговых сумм выполним по следующей таблице:

№ П/П.

Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(красного цвета)

Ранг

Группа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(красного цвета)

Ранг

30

8

29.5



29

8

29.5



28



8

27.5

27



8

27.5

26



7

25.5

25



7

25.5

24

6

22.5



23



6

22.5

22



6

22.5

21



6

22.5

20



5

20

19

4

17.5



18

4

17.5



17

4

17.5



16



4

17.5

15

3

12



14

3

12



13

3

12



12



3

12

11



3

12

10



3

12

9



3

12

8

6.5



7

2

6.5



6

2

6.5



5



2

6.5

4

1

2.5



3

1

2.5



2

1

2.5



1



1

2.5

Сумма

52

197

114

268

Среднее

3.4


7.6



Найдем общую эмпирическую сумму рангов 197+268 =465

Вычислим эмпирическое значение U- критерия Манна - Уитни:


Где n1- количество испытуемых в группе 1;- количество испытуемых в группе 2;- большая из двух ранговых сумм;- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

В нашем случае Uэ = 15*15+ 15*(15+1)-268 =77

По таблице U- критерия Манна - Уитни находим, что для n1 и n2

Критические значения Uкр= {72()

()

Затем сравниваютUэ с Uкр.

Cсоответственно чем меньше сумма рангов у группы, тем большее количество ярких цветов испытуемые находящиеся в группе поставили на первые места по предпочтительности.

В нашем случае

Uкр.> Uэ что подтверждает нашу гипотезу

Зеленый

№ П/П.

Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(зеленого цвета)

№ П/П.

Группа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов (зеленого цвета)

1

2

1

6

2

4

2

5

3

6

3

7

4

2

4

8

5

2

5

8

6

4

6

8

7

2

7

6

8

3

8

7

9

2

9

5

10

3

10

7

11

2

11

8

12

3

12

8

13

2

13

7

14

2

14

6

15

2

15

7


Подсчет ранговых сумм выполним по следующей таблице:

№ П/П.

Группа 1(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(зеленого цвета)

Ранг

Группа 2(n1 = 15) Показатели уровня выбора ярких цветов(зеленого цвета)

Ранг

30



8

28

29



8

28

28



8

28

27



8

28

26



8

28

25



7

23

24



7

23

23



7

23

22



7

23

21



7

23

20

6

18.5



19



6

18.5

18



6

18.5

17



6

18.5

16



5

15.5

15



5

15.5

14

4

13.5



13

4

13.5



12

3

11



11

3

11



10

3

11



9

2

5



8

2

5



7

2

5



6

2

5



5

2

5



4

2

5



3

2

5



2

2

5



1

2

5



Сумма

41

11.5

96

324.5

Среднее

2.7


6.4



Найдем общую эмпирическую сумму рангов 111.5+324.5 =436

Вычислим эмпирическое значение U- критерия Манна - Уитни:


Где n1- количество испытуемых в группе 1;- количество испытуемых в группе 2;- большая из двух ранговых сумм;- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

В нашем случае В нашем случае Uэ = 15*15+ 15*(15+1)-324.5 =20.5

По таблице U- критерия Манна - Уитни находим, что для n1 и n2

Критические значения Uкр= {72()

()

Затем сравниваютUэ с Uкр.

Cсоответственно чем меньше сумма рангов у группы, тем большее количество ярких цветов испытуемые находящиеся в группе поставили на первые места по предпочтительности.

В нашем случае Uкр.> Uэ что подтверждает нашу гипотезу

2.4 Анализ результатов исследования


Анализируя полученные в ходе исследования результаты, можно сказать следующее: Учитывая что почти у всех испытуемых первой группы «яркие» цвета, находятся в большинстве случаев на первых четырех местах, можно сказать, что у испытуемых ведущими состояниями на момент проведения тестирования у подростков не играющих в онлайн- игры (по результатам теста М. Люшера.) являются:

позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.

активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.

- небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.

небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.

деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодоление всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.

повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

настроение в общем положительное, желание поиска верных путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.

несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активности.

небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.

настороженность, желание произвести впечатление.

некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.

- возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.

У испытуемых второй группы ведущими состояниями на момент проведения тестирования.(по результатам теста М. Люшера.) в основном:

напряжение, страх одиночества, желание выйти из неблагоприятной ситуации.

негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.

возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.

чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность. - весьма негативное состояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, волнующего.

весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.

отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

У подростков, играющих в онлайн- игры чаще 5 раз в неделю, ведущими состояниями на момент прохождения теста, являются следующие психические состояния:

чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса.

негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.

весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое».

возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.

чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.

весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.

тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.

отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

Заключение

Наша гипотеза подтвердилась, соответственно мы можем сделать вывод о том, что подростки которые не играют в онлайн- игры при прохождении теста М. Люшера, для диагностики психических состояний, предпочитают «яркие» цвета, по сравнению со своими сверстниками которые играют чаще 5 раз в неделю.. Подученные результаты можно использовать для создания программ психолого- педагогического сопровождения. В дальнейшем, можно проводить подобные исследования с другими возрастными группами испытуемых.

Список литературы

1.      Мудрик А. В. Социализация человека. - М., 2007.

.        Плешаков В. А. К вопросу об определении понятия «социализирующая среда» в социальной педагогике //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. /Под ред. доктора педагогических наук, профессора Е. А. Левановой. - Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2000.

3.      Дж. Сулер Люди превращаются в электроников: основные психологические характеристики виртуального пространства (Suler J. Human Becomes Electric: The Basic Psychological Features of Cyberspace, 1996. #"799366.files/image004.jpg">0

1

2

3

4

5

6

7

Похожие работы на - Киберсоциализация личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!