. Девочкам не разрешали подниматься с постели кроме как для того, чтобы опорожнить кишечник и мочевой пузырь.
. Забота о теле.. Массаж. Производился посредством наступания ногами на спину девушки для того чтобы сделать ее "сильнее".. Краска. Менструирующей девушке запрещали красить себя, так как краска, как полагали, поражала печень, когда использовалась в течение этого критического периода жизни. Краска оставляла следы на коже менструирующей девушки. Беременным и собирающимся рожать женщинам, так же как и новорождённые, тоже запрещали пользоваться краской.. Царапающая палкой. Если девушка коснулась своего лица своими руками, этот контакт остается дурным знаком на ее коже. По этой причине девушка использовала царапающую палку, сделанную из раскромсанных веток калины или из прута мескитового дерева. Если она хотела вытереть свое лицо, она использовала кусок мягкой коры ивы.. Татуировки-знаки. Есть свидетельствования о наличии новых татуировок-знаков на лице достигшей половой зрелости девочки. Одежда и менструальный пояс. Согласно одним информантам, менструирующая девушка не носила никакой специальной или отличительной одежды. Согласно другим, однако, она носит специально сделанную юбку из ивовой коры, предназначенную для того, чтобы поглотить больше менструальных выделений, впитать остатки, или вытерится соломой или корой, на которой сидит. Она не носит специальные менструальные пояса. Эта информация не соответствует тому, что предоставили третьи информанты, которые утверждают, что в исконные времена женщины Mohave не имел никаких менструальных поясов или санитарных салфеток, и допускали, чтобы менструальная кровь капала вниз на их ноги.
. Забота о волосах.
Волосы достигшей пубертата девушки казались растрепанными и грязными на протяжении первых сорока дней после начала ее менструаций. Волосы достигшей пубертата девушки расчесывались каждое утро ее матерью. Имеет место накладывание грязевого шампуня в конце ритуального периода. Отсюда видно, что заинтересованность в заботе о волосах не снижается во время ритуала пубертата.
. Табу на питье и на еду.. Табу на питье.
Менструирующая девушка пила только теплую воду. Это табу продолжалось сорок дней.. Табу на еду.
. Количественные табу. Менструирующая девушка питалась скупо в течение четырех дней. Хотя другие источники не упоминали никакого количественного табу.
. Качественные табу.. Соль. Согласно одним информантам менструирующая девушка должна была воздерживаться от соли в течение периода который продолжался сорок дней. Нарушение этого табу, позже заставит тело девочки раздуться в местах.. Мясо и жир были запрещены в течение сорока дней.. Мескитовое дерево, зерно, тыквы и арбуз были одним из стандартных пищевых продуктов менструирующих девушек.. Разрешенные пищевые продукты. Менструирующая девушка в основном ела бобы, семена травы и месива дыни, в то время как согласно другим источникам, она ела в основном месиво пшеницы или кашицу из бобов мескитового дерева. Согласно третьим информантам, девушка, как предполагали, ели в основном мягкую пищу, потому что зубы менструирующей женщин мягкие. Мужчина-шаман отметил, что, когда мы были молоды, мы имели хороший ряд зубов, потому что, когда мы заменструировали, мы ели только мягкую пищу, затем впоследствии наши зубы стали мягкими.
. Избегание.. Люди. В то время как на открытом воздухе, например, опорожнившись фекалиями или мочой, достигшая пубертата девушка избегала встречать людей. При возвращении в закрытое помещение, она надевала другую юбку из коры, и вся заворачивалась, чтобы защититься от холода.
b. Охотничьи луки. Охотники на оленей должны были унести свои луки из дома, где жила менструирующая женщиной сроком на четыре дня. С другой стороны, описывает изготовление лука в доме девушки, которая только что достигла половой зрелости.
. Действия.. Ритуальные действия вообще. Так как действия достигшей половой зрелости девочки были символически относительны ее будущего, она должна была вести себя правильно, чтобы стать уверенной в том, что она будет вести себя в надлежащей манере во взрослой жизни.. Зеркала. Чрезмерному нарциссизму и озабоченностью образом тела препятствовали, достигшей пубертата девушки запрещали смотреть на свое изображение в воде или в зеркале под наказанием стать косоглазой.
. Психологические паттерны.. Идеологическая обработка. Согласно одним информантам, девушки не получали никакой специальной инструкции во время своего пубертатного ритуала, так как они уже знали все, что они должны были знать от ненароком брошенных высказываний, и до соблюдения [ритуала] их глаза открытыми. С другой стороны, отмечает, что мать или бабушка огранивающие девушку инструктировали ее о надлежащих паттернах поведения и обязанностях взрослой женщины.. Бросающаяся в глаза скромность. Достигшая половой зрелости девушка, как ожидалось, будет безмолвной, чтобы не превратиться в обычную сплетницу [болтунью] в более поздней жизни. Ей также говорили не вертеть своей головой, оглядываясь по сторонам, потому что это действие может заставить ее стать не скромной. Девушка не должна была вовлекаться в излишний разговор для того чтобы она не стала закостенелой болтуньей и сплетницей, и эта девушка, как предполагалось, не должна была громко смеяться или глупо себя вести, чтобы она не вела себя таким образом на протяжении всей своей жизни.. Гетеросексуальное поведение. Достигшая половой зрелости девушка должна была быть скромной в своем поведении.. Сновидения. Ввиду постоянной озабоченности индейцев Mohave сновидениями, которые играют решающий роль в культуре Mohave - культурно стандартизированную заинтересованность в сновидениях девушек во время ее пубертата.
. Завершающие обряды.. Мытье. После прекращения течения вульву наружно омывали. Большая забота предпринималась для того, чтобы препятствовать воде проникнуть в вагину.. Ванна. Достигшая половой зрелости девушка мыла себя в теплой воде в течение сорока дней. Зимой девушка купалась дома в теплой воде, в то время как летом она купалась в Колорадской Реке, на протяжении сорока дней. По другим источникам, девушка купалась дважды ежедневно утром и вечером - в теплой воде, и никогда не купалась в реке, так как вхождение в холодную воду могло причинить ей боль.. Изменение в возрастном статусе. Менструирующую девушку переставали называть misahaija и начинали назвать misahaija hacim. В конце ее четвертого периода ее называли misahaija hacim и считали, что она была готова к замужеству, хотя обычно брак совершался не раньше, чем через несколько лет.
Согласно другим информантам, однако, достигшую пред-брачного возраста девушку называли humar hatciny. После того, как она достигает пубертата, она обозначается - masaha:y, то есть девушка, которая пока не имеет ребенка, после чего ее начинают называть thinyeak, то есть женщиной. Она сохраняет это обозначение до менопаузы, когда ее начинают называть kwakuy, то есть старушкой.. Возрастной статус. Достаточно сказать, что, в обществе Mohave, возрастной статус женщин детерминировался не их реально существующим (девственность) или приписанным (незамужним положением) воздержанием от, или участием в сексуальные действиях, а их несуществующему (пред-пубертатному возраста), потенциальному (брачному возрасту), фактическому (материнству) или завершающей плодородие (менопаузе).. Пост-пубертатная менструация. Соблюдение по случаю обычных менструаций женщины было, ограниченным четырьмя днями, и не включало грязевые шампуни, ежедневное расчесывание, и лежание на кровати с горячим пеплом. Женщине даже разрешали есть мясо - и лишь немного соли. В дополнение к наблюдению за табу на мясо, соли и холодной воде, женщина также ежедневно купалась, и принимала заключительную ванну после прекращения ее ежемесячного течения. Менструирующие девушки и женщины были свободны посещать собрания и играть в азартные игры и не считались опасными для кого бы то ни было.. Мужья менструирующих женщин. Муж незрелой девушки подчинялся любому отдельному ритуальному соблюдению, наложенному на его достигшую половой зрелости жену, с единственным исключением, что он не должен был лежать на кровати из горячего песка и пепла. Таким образом, муж менструирующей женщины воздерживался от мяса, жира и соли в течение четырех дней, и не охотился. Возлюбленный незамужней или замужней женщины не должен был соблюдать какие-либо обычаи и ограничения, наложенные на мужа менструирующей женщины.
Психологическая функция менструальных ритуалов.
Не упомянуто о возникновении психологических расстройств во время пубертата или на протяжении менструальных периодов. Некоторые данные говорят, что, девушка после достижения половой зрелости, становится - или, по крайней мере ожидается что так случиться - более устойчивой в своем поведении, чем прежде. Период пубертата - это непременно волнительная и напряженная стадия человеческой жизни. Кроме различий в ранних детских жизненных опытах отсутствие пубертатных стрессов у большинства подростков Mohave нужно вероятно объяснить, прежде всего в терминах различия между индейцами Mohave и нашим собственным руководством пубертата и достижением половой зрелости. Наиболее существенным из этих различий является, очевидно существование детально разработанных мужских и женских обрядов пубертата среди индейцев Mohave. Вероятно именно этот обрядный период стресса и напряжения, который несет ответственность за соблюдение - или по крайней мере обозначает - различия между открытым поведением Mohave подростков, и молодёжи в нашем собственном обществе.
Актуальность обрядов древности в наши дни.
Рассмотрев обряды племени Mohave, следует заметить, что многие пункты актуальны и в наше время. Так, например, ограничение в остром и соленом. Это можно объяснить с научной точки зрения - пряности и острые блюда способствуют продлению менструации и повышают ее обильность. Купание также запрещено в этот период, в связи с риском занесения инфекции.
В наше время существуют такие селения, где до сих пор существуют запреты для менструирующих женщин. Так, можем привести в пример 2 семьи нагайцев, проживающих в Калужской области. В их семьях женщинам во время менструации запрещается находиться в огороде, доить корову и печь хлеб. Они объясняют это тем, что от рук женщины тесто может не подняться, молоко прокиснет, а саженцы погибнут.
. Отношение некоторых религий к менструации
В священных писаниях также упоминается о запретах половых сношений с женщинами во время менструации. Мы видим наделение женщин разнообразными свойствами и наложение на них определенных правил поведения во время кровотечений.
В соответствии с Библией, женщина во время менструации считается "нечистой", поэтому верующим евреям запрещено вступать в интимные отношения до полного прекращения у женщин менструации и принятия ею "миквы" - очистительной ванны с соблюдением особых религиозных обрядов. Существует целый свод правил, изложенных в Библии и предписывающих поведение женщин в период менструации[6].
В Коране - священном писании востока, предусмотрен запрет на сексуальные связи с женщинами во время месячного менструального цикла.
Ниже приведен отрывок из Корана, где говорится о том, что во время менструального цикла женщина не чиста и что близость возможна только после того, как она очистится. Однако, несмотря на зримое положение женщины в мусульманских мирах, Коран предписывает чутко относиться к недомоганиям во время месячных и не требовать от женщины близости в эти дни.
Проведена параллель между раскаянием и очищением. С одной стороны это можно трактовать так, что Аллах предпочел бы, чтобы у женщин не было месячных, а с другой - что Аллах любит тех, кто очищается, а это в данном случае женщины. Только при чем здесь раскаяние, до меня так и не дошло.
Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: "Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах. Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся." [7]
. Менструация как одна из причин зависти к пенису
Враждебность женщины по отношению к мужу (где менструация есть акт агрессии), уклонение от коитуса, карательное символическое наложение на себя бессознательного желания кастрировать мужа. Это поддерживается фантазиями о том, что он кастрировал ее ( а не наоборот) и о том, что сожительство является кровавыми псевдосадистическим проявлением [13. Vol.22.- P. 60-64].
Зависть к пенису вызывает озлобленность, которую женщина выказывает по отношению к мужчине [1;C.22]. Женщина начала завидовать тому, что у мужчины есть орган, способный в состоянии эрекции гордо стоять, а также из-за того, что у мужчин нет менструаций, являющихся причиной строжайших ограничений и унижений женщины [1; C.23]
Женщина вынуждена соблюдать предписания, ограничивать себя в еде, проходить через мучительные обряды очищения, терпеть грубое обращение. В добавок ко всему этому, она становится униженной в процессе дефлорации, что также напоминает ей о менструации.
Вид менструальной крови вызывает отвращение не только у мужчин, но и у женщин. Поэтому в момент дефлорации женщина испытывает стыд и неудобство.
Зависть к пенису и вынужденность прохождения через лишение девственной плевы зарождают в женщине ненависть и озлобленность относительно мужчины.
. Менструация и половые отношения
Табу на совокупление с менструирующей женщиной, как уже было сказано, существует с древних времен. В работе Хэвлок Эллис представлена проблема отношения к сексуальному органу менструирующей женщины в культуре. И в связи с этим запрет на сношение во время менструации, превалирование сексуального возбуждения во время начала менструального периода, отсутствие сексуального возбуждения в течение менструации - последнее зачастую лишь кажущееся явление, отмечает автор [11]. Мужчины не вступают в половые отношения с женщинами не только из-за брезгливости, но и в силу страха перед нарушением запрета. Неоспоримая сила табу может частично возникнуть из-за страха перед последствиями, которые могут возникнуть в результате его несоблюдения [1; C.36].
Страх мужчины перед менструальной кровью основывается на вере в универсальность комплекса кастрации и детского предположения, что женщины кастрированы: вид менструальной крови повторно пробуждает детский страх кастрации или воспринимается в качестве наказания за эпидовы желания обладать матерью или из-за мастурбации с бессознательными фантазиями о матери[17. Vol. 58. - P. 17-31]
Зная отношение мужчин к менструации, многие женщины пользуются этим. Хорошо известная хитрость женщины, особенно фригидной женщины, и у той, у которой нет любви с ее мужем, стимулировать менструацию, или просто лгать, для того чтобы избежать сексуального сношения. Общее для таких женщин, то, что они имеют нерегулярные кровотечения, особенно симптомы дисменореи. В этих случаях, почти без исключения, периоды укорачиваются [2]
Некоторые мужчины имеют половые отношения со своими женами во время их менструации. Это состояние сильно возбуждает их.
. Менструация как защитный механизм
Менструация может выступать в роли защитного механизма в разных жизненных ситуациях. Она может спасти девственность и предотвратить нежеланные половые отношения с мужчинами.
Женщина 30 лет, до сих девственница назло тому обстоятельству, у нее дважды в момент желания уступить страсти любовника, неожиданно начиналась менструация в обоих случаях для того, чтобы сохранить ее девственность. Защитная функция менструального кровотечения здесь весьма очевидна. С этой помощью страшный коитус и дефлорация были избегнуты. Эта защита кровотечением из половых органов является психофизиологической генитальной гиперемией [2]
Также описаны случаи, когда жены при нежелании иметь интимную близость начинают кровоточить. Кровотечение может продлиться несколько часов, и как только минует угроза совокупления, прекращается.
. Важность просвещения девочек о менструации
Начало менструации - это очень важный и волнующий момент в жизни каждой девочки. В течение предпубертата менструация является для многих девочек одной из важнейших "тайн". Некоторые ждут ее с нетерпением, другие со страхом. Большое количество девочек не подготовлены своими матерями или учителями для первого начала менструального течения, иногда с бедственными результатами, и для их физического и умственного здоровья[3].
Менархе - символ не только того, что девочка выросла, но и того, что она может родить ребенка. Это пробуждает у девочки прежние чувства, связанные с рождением, которые проявляются в фантазиях о рождении, желаниях беспокоиться о других детях и материнском отношении к младшим братьям[15. Vol.16. - P.427-432].
Сейчас доступно много информации о менструации. Но все же некоторые женщины стесняются говорить со своими дочерьми об этом явлении, перекладывая ответственность на старших дочерей, которые уже имеют менструацию. Многие матери находят, что значительно легче говорить со своими дочерями о зачатии, беременности и рождении, чем о менструации[14].
Неподготовленные девушки в момент менархе могут впасть с состояние депрессии. От начала менструации ждут ухудшения здоровья, болезненных ощущений, неудобства, усиления чувства стыда и др. Такого рода ожидания являются одним из факторов риска для возникновения и развития психосоматических заболеваний в репродуктивной сфере. Некоторые пытаются прибегнуть к самоубийству, расценивая менструацию как неизлечимую болезнь. Также возможно чувство разочарования, которое может быть выражено таким образом: "Вот долгожданное, потрясающее событие, все же ничто не изменилось ни вокруг меня, ни внутри меня"[3].
Возможны и другие реакции на менструацию. "Игнорирование" обычно следует из более раннего сильного любопытства, которое было вытеснено. Психологическое исследование в большинстве случаев показывает, что это явно "удивленная" девочка когда-то имела дикие и самые экзотические мысли об ожидаемом физиологическом явлении. Из-за страха и чувства вины эти иррациональные мысли вытеснились и забылись[14. P.149-184]
Девочка может предварительно услышать, например то, что менструация является признаком здоровья и зрелости [4] и такое отношение будет наиболее благоприятным.
8. Отношение женщин к менструации
В настоящее время менструация рассматривается как нормальный физиологический процесс, влияющий как на саму женщину, так и на тех, кто с ней живет.
Во время менструации многие женщины чувствуют себя беззащитными. Они впадают в состояние легкой меланхолии. Некоторые женщины позволяют себе дни безделья. Много женщин имеют привычку проводить нескольких дней в кровати в течение своих периодов, хотя они не имеют жалоб, которые могли бы служить предлогом для того, чтобы делать так [3].
В этот момент важно и отношение семьи. В некоторых семьях безделье женщин в такие дни считается как само собой разумеющееся, они получают заботу, к ним относятся снисходительнее, особенно, если это первые месяцы менструации. "Бедный ребенок" окружается самой большой заботой, и отношение ее семьи дает ей почувствовать, что она получила право иметь жестокость природы, компенсируя специфическими суждениями [3].
Есть женщины, которые признают, что дни их менструаций являются самыми миролюбивыми и счастливыми для них. Они достигают полного спокойствия и релаксации, позволяют себе любовно заботиться, и освобождают себя от своих обычных обязательств, включая отношение к своим собственным детям; часто при приглушенном свете в своей теплой комнаты эта зрелая женщина чувствует себя ребенком на коленях у своей матери или в колыбели [3]. В эти дни наблюдается особое взаимопонимание с партнером.
Что касается эмоциональной сферы, то с ее стороны мы можем наблюдать самые разнообразные реакции. Женщинам свойственны предменструальные напряжения. Некоторые женщины проявляют агрессию, другие впадают в унынье, третьи отмечают усиление сексуальных желаний. Все психологические процессы идут параллельно физическим или даже обусловлены ими [5; C.70].
Как правило, предменструальное напряжение ослабевает с началом кровотечения, которому способствует чувство облегчения [5; C.69].
Предменструальное состояние тревоги и депрессии в среднем выше, чем в середине цикла[16. Vol. 38. - P. 4-12]
Есть категория женщин, которые считают себя в такие дни "грязными", в таких случаях у них проявляется педантство: они навязчиво озабочены чистотой половых органов и основательно смывают каждую каплю крови [3].
По данным исследования, которое проводил И.Зильберманн [4], мы видим следующие реакции:
a. чувство быть грязной, испачканной, страх видимого кровяного пятна и отвращение: у нормальных женщин - 32%, у психоневротиков - 39%, у маниакально-депрессивных - 28%, и у шизофреников - 10.7%.
b. чувства раздражения, стыда и застенчивости: у нормальных - 25%, у психоневротиков - 30%, у маниакально-депрессивных - 14%, и у шизофреников - 21%.
c. страх, чувство вины и быть проклятой: у нормальных - 10.7%, у психоневротиков - 17.3%, у маниакально-депрессивных - 45%, и у шизофреников - 15%.
d. фактическое принятие: у нормальных - 32.1%, психоневротиков - 13.2%, маниакально-депрессивных - 13%, и среди шизофреничных женщин мы обнаружили удивительное число 52.6%, которое можно объяснить фактом, что шизофреничные женщины часто отрицают важность менструального опыта или неспособны должным образом оценить свои воспоминания.
Зильберманн отмечает, что во время менструации женщины охотнее предаются мечтаниям и фантазированию, ритуалы и суеверия становятся для них актуальными, и многие не могут освободить себя от доминирования навязчивых мыслей и компульсивных действий, Эго- территория сокращается и Эго- границы сужаются в результате регрессии[4. Vol.31.- P.258-267].
. Психическая менструация и ее роль
Чтобы осветить данный вопрос приведу ниже выдержки И.Зильбермана о психической менструации.
Защитные меры, предпринятые против эмоциональных нарушений происходят даже перед началом кровотечения, так, что это может быть названо как "психическая менструация" - так мы можем назвать психическую картину менструаций - существующую до физической.
"Психическая менструация", является, поэтому, выражением защиты против эмоциональных событий гормональных изменений. В дополнение к преобладающим регрессивным особенностям мы находим также изоляцию, опровержение и проекцию.
Ранее мы отметили, что раздражительность и депрессия часто исчезали или с началом или в течение первого дня кровотечения, и это было так, как будто бы снималось тяжелое бремя. Действительно, иногда женщины реагировали на начало менструального кровотечения с радостью и гиперактивностью в немного гипоманиакальном состоянии, как будто опасность прошла, и ужасные ожидания остались неосуществленными. Супер-Эго, ответственное за наказание греховного Эго, овладевает природой, и таким образом невыносимая проблема, кажется, - решается. Триумф, однако, не полный. Эго не может радоваться полностью, потому что оно подрывается потерей большого количества психической энергии в борьбе между ожившими побуждениями и защитами, и из-за ощущения другой потери - кастрации. Эго пытается наполнить и восстанавливать потерянный пенис. Как мазохистская попытка, среди других, преодолеть страх кастрации, мы находим трансформацию страха в фантазии дефлорации и изнасилования.
Неспособность некоторых женщин справиться с гормональными изменениями и их психическими событиями может привести к серьезным нарушениям, типа шизофреничных случаев в пубертате, или с появлением менархе, и т.д.
Близкая взаимосвязь между душой и телом также отмечается у некоторых маниакально-депрессивных женщин, которые лишаются своих менструаций, тогда когда они становятся депрессивными и приобретают снова их с наступающим выздоровлением. Мы также знаем, что менструация исчезает вследствие эмоционального напряжения. Внезапное и неожиданное менструальное кровотечение может появиться из-за большой эмоциональной напряженности, как, например, в брачную ночь (М.Балинт), и время от времени также очевидно вопреки любому желанию[4].
Заключение
Хотя проблема менструации мало изучена, мы попытались осветить наиболее важные моменты этой проблемы. Показали всю значимость менструации для народов в разные временные промежутки. Попробовали объяснить влияние менструации на положение женщины в обществе.
В работе четко описаны обряды, связанные с менструацией. Их сложность и длительность проведения. Мы видим, каким испытаниям подвергались девушки, через какие пытки им приходилось проходить. Затронуто отношение девушек и общества к ним.
В представленных материалах приведено отношение двух мировых религий к менструации, которое сохранилось и по сей день.
Мы рассмотрели значение табу на менструацию. Выявили причины, по которой мужчины не осмеливались нарушать его. Обозначили важность ритуалов. пубертат менструальный психология поведение
Попытались понять причины зависти женщин к мужчинам, связанные с наличием фаллоса.
Уделено внимание к важности подготовки девушек к менструации. Психологические и физические проблемы, с которыми предстоит встретиться им. Особую роль тут играет семья, в частности мать или лицо ее заменяющее. Поддержка со стороны матери и количество полученной информации имеет огромное значение для адаптации девушки.
Далее мы рассмотрели отношение женщин к себе во время менструации. Психологические состояния зависят не только от биологических факторов, но и как мы выяснили, от индивидуальных особенностей женщины. Рассмотрели различные эмоциональные состояния, вызванные менструацией.
Будем надеяться, что эти выводы сделают эту проблему более ясной и открытой, дадут представления о происхождении страха мужчин перед менструирующей женщиной, скрытого страха у женщин и менструации как необходимого процесса в жизни каждой женщины. Объяснили положение женщины в обществе, которое формировалось на протяжении тысячелетий. Осветили пережитки прошлого и закрепленные стереотипы о таком загадочном и таинственном явлении как менструация.
Cписок литературы
1.Altmann M., Knowles E., Bull C.D. A Psychosomatic Study of the Sex Cycle in Women. // Psychosomatic Medicine. - 1941. - Vol. 3. - P. 199-224.
.Baca-Garc E., Diaz-Sastre C., Ceverino A., Saiz-Ruiz J., Diaz F.J. Association Between the Menses and Suicide Attempts: A Replication Study. // Psychosomatic Medicine. - 2003. - Vol. 65. - P. 237-244.
.Baca-Garc E., Jose De Leon, Jeronimo Saiz-Ruiz The Relationship Between Menstrual Cycle Phases and Suicide Attempts. // Psychosomatic Medicine. - 2000. - Vol. 62. - P. 50-60.
.Bains Gurdip K., Slade P. Attributional Patterns, Moods, and the Menstrual Cycle. // Psychosomatic Medicine. - 1988. - Vol. 50. - P. 469-476.
.Balint M. A Contribution to the Psychology of Menstruation. // The Psychoanalytic Quarterly. - 1937. - Vol. 6. - P. 346-352.
.Bancroft J., Rennie D. and Warner P. Vulnerability to perimenstrual mood change: the relevance of a past history of depressive disorder. // Psychosomatic Medicine. - 1994. - Vol. 56. - P. 225-231.
.Brooks D. and Clark A. College womens attitudes and expectations concerning menstrual-related changes. // Psychosomatic Medicine. - 1977. - Vol. 39. - P. 288-298.
.Brooks-Gunn J. The salience and timing of the menstrual flow. // Psychosomatic Medicine. - 1985. - Vol. 47. - P. 363-371.
.Brunswick R. A Note on the Childish Theory of Coitus a Tergo. // Int. J. Psycho-Anal. - 1929. - Vol. 10. - P. 93-95.
.Brunswick R. The Accepted Lie. // Psychoanal. Q. - 1943. - Vol. 12. - P. 458-464.
.Bryan D. Epistaxis in a Man Simulating Menstruation. // The International Journal of Psychoanalysis. - 1926. - Vol. 7. - P. 79-81.
.Daly C.D. Der Menstruationskomplex. // Imago. - 1928. - Bd. 14. - S. 11-75.
.Daly C.D. The menstruation complex in literature. // The Psychoanalytic Quarterly. - 1935. - Vol. 4. - P. 307-340.
.Daly C.D. The Role of Menstruation in Human Phylogenesis and Ontogenesis. // The International Journal of Psychoanalysis. - 1943. - Vol. 24. - P. 151-170.
.Deutsch H. Menstruation. // The Psychology of Women. A psychoanalytic interpretation. - Vol. I. - N. Y.: Grune &Stratton, 1944-45. - P. 149-184.
.Devereux G. The Psychology of Feminine Genital Bleeding-An Analysis of Mohave Indian Puberty and Menstrual Rites. // The International Journal of Psychoanalysis. - 1950. - Vol. 31. - P. 237-257.
.Easser R. A Case of Amenorrhea Showing Psycho-Hormonal Interrelationships. // Psychosomatic Medicine. - 1954. - Vol. 16. - P. 427-432.
.Ellis E. Studies in the psychology of sex. - Vol. I. - 1927.
.Endicott J., Halbreich U., Schacht S. and Nee J. Premenstrual changes and affective disorders. // Psychosomatic Medicine. - 1981. - Vol. 43. - P. 519-529
.Engels W.D., Pattee C.J., Wittkower E.D. Emotional Settings of Functional Amenorrhea. // Psychosomatic Medicine. - 1964. - Vol. 26. - P. 682-700.
.Faergeman Poul M. Fantasies of Menstruation in Men. // The Psychoanalytic Quarterly. - 1955. - Vol. 24. - P. 1-19.
.Ferenczi S. Introjektion und Ǖbertragung. // Jabrbuch der Psychoanalyse (Jabrbuch für psychoanalytische und psychopatbologische Forschungen). - 1909. - Bd. I. - S. 422-457.
.Freed C., Krooger W.S. Psychologic Manifestations of the Menstrual Cycle. // Psychosomatic Medicine. - 1950. - Vol. 12. - P. 299-235.
.Friedman J. Meares R. The Menstrual Cycle and Habituation. // Psychosomatic Medicine. - August, 1979. - Vol. 41. - P. 369-381.
.Girdler Susan S., Sherwood A., Hinderliter Alan L., Leserman J., Costello Nancy L., Straneva Patricia A., Pedersen Cort A., Light Kathleen C. Biological Correlates of Abuse in Women with Premenstrual Dysphoric Disorder and Healthy Controls. // Psychosomatic Medicine. - 2003. - Vol. 65. - P. 849-856.
.Golub S. The Magnitude of Premenstrual Anxiety and Depression. // Psychosomatic Medicine. - 1976. - Vol. 38. - P. 4-12.
.Hartlage Shirley Ann, Brandenburg Dana L., Kravitz Howard M. Premenstrual Exacerbation of Depressive Disorders In a Community-Based Sample in the United States. // Psychosomatic Medicine. - 2003. - Vol. 66. - P. 698-706.
.Johnson W.C., Carr-Nangle R.E. and Bergeron K.C. Macronutrient intake, eating habits, and exercise as moderators of menstrual distress in healthy women. // Psychosomatic Medicine. - 1995. - Vol. 57. - P. 324-330.
.Kenneth K., George E., Daniels J. P., Easser R., Monroe R. Psychological Correlations with Secondary Amenorrhea. // Psychosomatic Medicine. - 1954. - Vol. 16. -P. 129-147.
.Lahmeyer Henry W., Miller M., Deleon-Jones F. Anxiety and Mood Fluctuation During the Normal Menstrual Cycle. // Psychosomatic Medicine. - 1982. - Vol. 44. - P. 183-194.
.Lidz R.W., Lidz T. Male Menstruation: A Ritual Alternative to the Oedipal Transition. // The International Journal of Psychoanalysis. - 1977. - Vol. 58. - P. 17-31.
.Logue Camille M., Moos Rudolf H. Perimenstrual Symptoms: Prevalence and Risk Factors. // Psychosomatic Medicine. - July/August, 1986. - Vol. 48. - P. 388-414.
.Mansfield Phyllis Kernoff, Kathryn E. Hood, Henderson J. Women and Their Husbands: Mood and Arousal Fluctuations Across the Menstrual Cycle and Days of the Week. // Psychosomatic Medicine. - 1989. - Vol. 51. - P. 66-80.
.Marvin L., Escobedo C. Premenstrual Symptomatology: Role of Prior Knowledge About Premenstrual Syndrome. // Psychosomatic Medicine. - 1999. - Vol. 61. - P. 163-167.
.Menninger K. Psychogenic Influences on the Appearance of the Menstrual Period // The International Journal of Psychoanalysis. - 1941. - Vol. 22. - P. 60-64.
.Moos R. The Development of a Menstrual Distress Questionnaire. // Psychosomatic Medicine. - 1968. - Vol. 30. - P. 853-867.
.Paige Karen E. Effects of Oral Contraceptives on Affective Fluctuations Associated with the Menstrual Cycle. // Psychosomatic Medicine. - 1971. - Vol. 33. - P. 515-538.
.Patkai P., Johannson G., Birgitta Mood P. Alertness and Sympathetic-Adrenal Medullary Activity during the Menstrual Cycle. // Psychosomatic Medicine. - 1974. - Vol. 36. - P. 503-512.
.Peter G. Aubuchon аnd Karen S. Calhoun Menstrual cycle symptomatology: the role of social expectancy and experimental demand characteristics. // Psychosomatic Medicine. - 1985. - Vol. 47. - P. 35- 45.
.Rodrigue E. Notes on Menstruation. // The International Journal of Psychoanalysis. - 1955. - Vol. 36. - P. 328-334.
.Silbergeld S., Brast N., Ernest P. Noble The Menstrual Cycle: A Double-Blind Study of Symptoms, Mood and Behavior, and Biochemical Variables Using Enovid and Placebo. // Psychosomatic Medicine. - 1971. - Vol. 33. - P. 411-428.
.Sommer B. Menstrual Cycle Changes and Intellectual Performance. // Psychosomatic Medicine. - 1972. - Vol. 34. - P. 263-269.
.Tuch R.H. The relationship between a mothers menstrual status and her response to illness in her child. // Psychosomatic Medicine. - 1975. - Vol. 37. - P. 388-394.
.Weiss E. The Sexual Cycle in Women. The Relation Between Ovarian Function and Psychodynamic Processes. // The Psychoanalytic Quarterly. - 1946. - Vol. 15. - P. 112-114.
.Wilcoxon L.A., Schrader S.L., Sherif C.W. Daily self-reports on activities, life events, moods, and somatic changes during the menstrual cycle. // Psychosomatic Medicine. -1976. - Vol. 38. - P. 399-417.
46.Брюнсвик Р.М. Предэдипова стадия либидонозного развития. // Психология и психотехника. - 2009. - №5(8). - С. 57- 68.
.Зильберманн И. Вклад в психологию менструации. // Психология и психотехника. - 2009. - № 10(13). - С. 81- 89.
.Мид М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в меняющемся мире. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004. - 416 с.
.Морозова Е.С. Заметки о явлении менструации в работах З. Фрейда // Зигмунд Фрейд - основатель научной парадигмы: психоанализ в теории и практике (к 150-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда). Материалы Международной психоаналитической конференции. 16-17 декабря 2006 г. В 2-х т. Т. 1. - М.: Русское психоаналитическое общество, 2006. - С. 263-271.
.Сироткин С.Ф., Морозова Е.С. Менструация как способ регуляции социальных отношений (перечитывая К. Леви-Стросса). // Социальный мир человека: Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Человек и мир: социальное поведение личности в изменяющемся мире", 15-16 января 2007 г.: Сборник научных работ к 50-летию профессора Н.И. Леонова / Под ред. М.М. Кашапова, Д.Е. Львова. - Ижевск: ИД "ERGO", 2007. - С. 182-183.
.Сироткин С.Ф., Морозова Е.С. Менструация как фактор конструирования женского // Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире: психоаналитические концепции. Материалы Всероссийской психоаналитической конференции. 17-18 декабря 2005 г., Москва / под ред. А.Н. Харитонова, А.В. Литвинова. - М.: Русское психоаналитическое общество, 2005. - С. 162-168.
.Фрейд З. "Я" и "Оно": Труды разных лет. - Тбилиси: Мерани, 1991. - Кн. 1. - 401 с.
.Фрейд З. "Я" и "Оно": Труды разных лет. - Тбилиси: Мерани, 1991. - Кн. 2. - 432 с.
.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989. - 456 с.
.Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1991. - 296 с.
.Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: ООО "Фирма СТД", 2006. - 447 с.
.Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
.Фрейд З. Страх: Пер. с нем. - М.: Современные проблемы, 1927.
.Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. - М.: ООО "Издательство АСТ": ЗАО НПП "Ермак", 2003. - 781 с.