Особенности зависимости от компьютерных игр у подростков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    109,72 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности зависимости от компьютерных игр у подростков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского

Факультет психологии









Курсовая работа

ТЕМА:

Особенности зависимости от компьютерных игр у подростков


Научный руководитель:

Посыпанова Ольга Сергеевна

Студент: Лебедев Илья

Курс 2, группа 21




Калуга 2013

Содержание

Введение

Глава I

.1 Что такое игровая зависимость

.2 Формирование зависимости от компьютерных игр

.3 Причины зависимости от компьютерных игр

Вывод по Главе I

Глава II

.1 Практическая часть

.2 Психологические способы коррекции зависимости от компьютерных игр

Вывод по Главе II

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность данной работы обусловлена тем, что сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. На сегодняшний день в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами» (от английского «game» - игра).

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере.

Объект исследования - зависимость от компьютерных игр.

Предмет исследования - особенности способов коррекции от компьютерных игр у подростков

Целью данной работы является выявление формирования причин появления и развития зависимости от компьютерных игр

Задачи работы:

1.    Рассмотреть понятие зависимости от компьютерных игр.

2.      Охарактеризовать причины и особенности зависимости от компьютерных игр.

.        Провести эмпирическое исследование и на его основе найти способы коррекции зависимости.

Практическая значимость данной работы, состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в деятельности психолога в сфере психокоррекции, поскольку позволяют раскрыть не только возможные причины зависимости от компьютерных игр, но и эффективные способы борьбы с ней.

Глава I

компьютерный игра зависимость

1.1 Что такое игровая зависимость и ее выявление

Игровая зависимость - форма психологической зависимости <#"793649.files/image001.gif">

Вывод: тестирование обнаружило, что 50% опрошенных очень много времени посвящают компьютеру, а у 21% тестируемых ярко выражены симптомы игровой зависимости.

.2 Психологические способы коррекции зависимости от компьютерных игр

) Коррекция проблемы без клинического вмешательства:

Данный вид коррекции был предложен Ивановым Михаилом Сергеевичем и может быть использован при условии, что подросток сам способен осознать свою зависимость и желает найти способ ее преодоления:

Шаг 1

Обдумать и записать все негативные последствия, которые вызваны вашей игровой зависимостью.

Шаг 2

Описать приоритеты в жизни. Важно написать не то, что должно быть, а что есть на данный момент.

Шаг 3

Составить тот список приоритетов, к которому хотелось бы стремиться.

Шаг 4

Подумать над теми чувствами, которые испытываются при других развлечениях кроме компьютера.

Шаг 5

Подумать о внесении изменений в свою жизнь. Понимание проблемы, того, что на есть, особенно, видя последствия проблемы, дает преимущество. Это повод изменить что-то в своей жизни и придерживаться своего плана.

Шаг 6

Решить для себя, хотите ли Вы постепенно бросать или же для вас необходимо кардинальное и резкое прекращение игры. Разные люди по-разному реагируют на эти два различных подхода к проблеме.

Шаг 7

Назначить день в ближайшем будущем, в который вы хотите начать свою борьбу. Это позволит собраться и подготовиться морально.

Шаг 8

Составить план, сколько часов в день вы решите играть, если не выбран способ резкого бросания. Так можно сокращать время с определенным шагом.

Шаг 9

Поместить компьютер в комнату, в которой вы бываете реже всего дома.

Шаг 10

Иногда это можно использовать пристрастие, чтобы оно могло преодолеть зависимость. Если нравится игра, которую можно пройти до конца и в которой не хватает свободного режима, надо подумать о том, как скучно будет потом. Помимо этого можно сделать оценку того, сколько времени займет игра, чтобы пройти ее до конца.

Шаг 11

Завершить другие обязанности перед тем как сесть за компьютер.

Шаг 13

Замените времяпровождение за компьютером на более полезную деятельность, стимулирующую физическую и умственную активность

Шаг 14

Продолжать усиленно работать над собой, пока не будет достигнута точка, где можно почувствовать, что больше нет желания играть. При достижении этой точки происходит осознание того, что компьютерные игры всего лишь развлечение, одно из немногих.

Коррекция такого вида применяется при невозможности или нежелании осознания у себя подростком проблемы.

Данный способ коррекции основывается на работах американских клинических психологов Алекса Холла и Джеффри Парсонса, используемых в реабилитационных клиниках и лагерях. Они предлагают принцип групповой терапии проходящей по созданной ими программе лечения зависимости:

Цель терапии: повышение самооценки и уровня самосознания, усиление контроля над импульсами, увеличение стабильности межличностных отношений, социальная адаптация.

Задачи коррекции:

. Выявление существующих проблем и проблематичных ситуаций;

. Определение навязчивых мыслей и ощущений, которые приводят к игрозависимому поведению.

Принцип терапии: не лишать пользователя доступа к компьютеру, а нормализовать его компьютерную деятельность, работу с компьютерными технологиями. Каждый этап имеет свою цель и особые методические подходы.

Главной целью первого диагностического этапа является преодоление внутреннего сопротивления пациента, разработка медикаментозной и психотерапевтической тактики лечения. Пациент еще не готов к изменениям, может не понимать, что проблема существует. Врач должен найти мотивацию двигаться вперед, обсудить сначала позитивные черты использования компьютера, потом негативные последствия чрезмерного использования компьютера. Больной может провести связь между компьютерной деятельностью и негативными последствиями (проблемы в школе, на работе, жалобы родителей). Не нужно сразу учить и давать советы, это может вызвать возмущение пациента. Нужно определить существенные условия, представление пациента, правила и принципы жизни, оценку данной ситуации.

Необходимо информировать пациента о патологическом использовании компьютера, причинах возникновения компьютерной зависимости, о характерных признаках, стадиях развития, средствах коррекции и профилактики возникновения этого состояния. Наиболее продуктивно информировать пациента о негативных последствиях работы с компьютером можно лишь тогда, когда пациент готов к изменениям.

На втором этапе - информационно-обучающем - пациент уже готов к изменениям, но это решение не имеет стойкой базы. Цель этого этапа - осознание  <http://psyera.ru/3360/osoznanie>проблемы. Нужно показать барьеры на пути изменений, а также позитивные моменты изменения поведения. Пациент чаще ощущает подавленность в начале этого этапа. На индивидуальных обучающих занятиях врач поддерживает пациента, показывает успех других больных с такой проблемой. При решении определенной выше задачи моделировалась эмоционально насыщенная проблемная ситуация, которая приводила к формированию новой субъективной модели проблемы. Обсуждалось соответствие личного случая общим критериям патологического использования компьютеров.

Третий этап - модификация поведенческих стратегий. Цель - подготовка пациента к реальным действиям для изменения своего поведения и преодоления фрустрации с направлением на успех, модификация плана действий. Пациент готов к определению направления и этапов изменения поведения. Он должен научиться контролировать время работы за компьютером (посредством разных средств - часов, таймера на компьютере, перерывов на прогулки, выполнение домашних заданий, встреч с друзьями и т. п.). Тактика терапии связана с особенностями пациента.

Работа с больным направлена на осознание того обстоятельства, что несмотря на решение изменить свое поведение, он не может контролировать внутренние и внешние обстоятельства, которые могут способствовать срыву. Нужно выяснить расписание пациента, нужен ли ему компьютер для работы, как часто он обращается к компьютеру, какой вид активности ему еще нравится и другое. После того, как стратегии лечения выделены, план действий сложен, проводится воплощение пациентом плана в жизнь  <http://psyera.ru/2290/chto-takoe-zhizn>(осознанное поведение). Врач должен поддерживать все позитивные изменения и контролировать действия пациента. В начале пациент может фиксировать явные признаки надвигающегося срыва, усиления фантазий о компьютере, росте эмоционального напряжения. Может произойти так, что пациент начнет возвращаться к начальным стадиям работы. В этом случае ему нужно объяснить, что это нормальный процесс и необходимо немало усилий, чтобы двигаться вперед, но это реально. Цель - помочь преодолеть фрустрацию и выработать стратегию поведения, направленную на успех, помочь модифицировать план действий, и продолжать поддерживать попытки пациента измениться. Эта стадия может продолжаться очень долго, потому что аддиктивное поведение необходимо преодолеть. Врач активно содействует усилиям пациента, направленным на пробуждение конструктивных мотивов его личности.

Этап коррекции семейных и социальных отношений. Этот этап начинается, когда пациент уже может контролировать свое поведение. Цель - предотвратить возникновение рецидива. Можно предложить больному вести запись в журнале, где отмечать время, ощущение  <http://psyera.ru/4590/chto-takoe-oshchushchenie>и события, которые провоцируют возвращение к компьютеру, то есть рецидив. Тогда вместе с пациентом будет легче разобраться, что именно приводит к провокации игрозависимомго поведения. Очень важную роль играет социальная поддержка (родители, учителя, друзья). На данном этапе главное значение приобретает обучающая и поддерживающая работа с членами семьи.

Со стороны врача необходимо довести правдивую информацию о компьютерной зависимости, пытаться решить существующие семейные конфликты <http://psyera.ru/konflikty-1756.htm> и разработать адекватные стратегии нивелирования ситуаций, провоцирующих игрозависимое поведение пациента.

Этап преодоления последствий компьютерной зависимости. Этот этап наступает тогда, когда проблема компьютерной зависимости уже не существует. Уже не нужно контролировать время за компьютером посредством часов, врача или членов семьи. На данном этапе врач вместе с пациентом составляет план поэтапной реабилитации в профессиональной сфере, отношениях с родственниками и друзьями. Определяются возможные жизненные препятствия и способы их решения

Оценка результатов системы коррекции Холла и Парсонса показала, что из 30 пациентов, у 22 больных (73%) отмечались стойкие изменения: увлечение перестало носить сверхценный характер, появилась производительность компьютерной деятельности, значительно уменьшилось время проведения за ПК (до 4-6 часов в неделю), исчезли навязчивые мысли о компьютерах, склонность к фантазированию, улучшились социальная и семейная адаптация, вернулись к школе, к обучению, отмечалась тенденция к коммуникации, начали общаться со сверстниками, улучшился сон, нормализовались режимы сон-бодрствование и отдых-нагрузка. В 16% (5 пациентов) случаев сохранялось стремление к работе на ПК, в связи с чем пациенты периодически продолжали обращаться за психотерапевтической помощью. У 3 пациентовтерапия была неэффективной.

Вывод по Главе II

) Данные опроса показали, что у большого числа подростков наблюдается игровая зависимость или ее предпосылки. На данный момент времени все чаще наблюдается рост численности страдающих игровой зависимостью.

) Семья и близкие, страдающего зависимостью от компьютерных игр, должны во время заметить признаки наличия ее у подростка и не должны бояться обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, для оказания помощи

) Как показывают клинические исследования Холла и Парсонса у большинства пациентов отмечена положительная динамика в ходе борьбы со своей зависимостью.

Заключение

Зависимость от компьютерных игр одно из важнейших проблем нашего времени. Но полностью оградить от них ребенка или подростка невозможно.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

Список литературы

1.   Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми. 2007.

2.      Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

.        Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований.

.        Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

5.      Иванов М. Ф. Формирование зависимости от ролевых компьютер- ных игр <http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict>. 2006.

.        Бабаева Ю. Д. Одарённый ребёнок за компьютером, М.: Скамрус, 2003.

.        Косарецкая В. С. О неформальных объединениях молодёжи М.: Владос, 2004.

.        Фридман С. А. Человек. Характер и поведение М.: Мнемозина, 2003.

.        Шевнина О. К. Если ребёнок интересуется только компьютерными играми, М.: Эксмо, 2003.

.        Мартынова О. С. Интернет зависимость. 2008.

.        Кулаков С. А. Выявление зависимости от компьютерных игр. 2007.

.        Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб.: Лениздат, 1992.

.        Галкин К.Ю. Зависимость от виртуальной реальности компьютера- новый вид зависимого поведения. 2005.

.        Алексеенко Ж. К. Вред из компьютера: когда игры убивают <http://studmedia.info/node/80>. 2007.

.        Холл А. и Парсонс Д. Клинические способы лечения зависимости от компьютерных игр. 2009.

.        Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. 2003.

.        Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. - 2004.

.        Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. 2002.

.        Триханова Э. Диагноз - игромания. Российская газета. 2004.

.        Ахмед Ю. И. Игровая зависимость. 1991.

.        Юдин В. Д. Новая чума нашего времени. 2006.

.        Раков С. Т. Исповедь геймера. 2010.

.        Зайцев. Ф. О. Как бороться с игровой зависимостью. 2008.

.        Коррин С. Как соскочить с крючка: Как избавится от вредных привычек. 1997.

.        Голдберг. И., Янг. К. Интернет зависимость. 1995.

Похожие работы на - Особенности зависимости от компьютерных игр у подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!