Социализация личности и молодежные движения в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,58 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социализация личности и молодежные движения в России

Факультет управления и социально-гуманитарного образования

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин











Реферат

по курсу «Социология личности»

Тема: «Социализация личности и молодежные движения в России»


Выполнила: студентка Скворцова М.С., гр. СО-04, 4 курс







Королёв 2014

Содержание

Введение

1. Понятие социализации

2. Стадии развития личности в процессе социализации

3. Механизмы социализации

4. Институты социализации

5. Молодежные движения в России

Заключение

Литература

Введение

Общество - это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность - переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах - называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей

Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна, т.к. предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

С понятием социальная структура тесно связаны социальный статус, социальная роль, социальные группы, институты и общества.

. Понятие социализации

Термин "социализация", не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества

Одно из возражений и строится обычно на основе такого понимания и заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении ее в систему социальных связей. Не будет ли при этом повторяться одна из старых ошибок в психологии, когда утверждалось, что новорожденное человеческое существо не есть еще человеческое существо и ему предстоит пройти путь "гоминизации"? Не совпадает ли понятие социализации с процессом гоминизации? Как известно, Л.С. Выгодский решительно протестовал против изображения ребенка как существа, которому еще необходимо гоминизироваться. Он настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Если социализацию отождествлять с гоминизацией, то есть все основания крайне негативно относиться к "социализации".

Вместе с тем, если понимать процесс развития личности в ее активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться ее абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.

Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий "социализация" и "воспитание". Как известно, термин "воспитание" употребляется в нашей литературе в двух значениях - в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин "воспитание" означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под "воспитанием" понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, "вся жизнь". Если употреблять термин "воспитание" в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином "воспитание". Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду . Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

. Стадии развития личности в процессе социализации

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства . Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности . Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация , охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения , включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество - одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития. При этом встает ряд вопросов. Имеет ли существенное значение для типа социализации, для ее результата тот факт, что личность преимущественно была включена в группы высокого уровня развития или нет? Имеет ли значение для личности тип конфликтов, с которыми она сталкивалась? Какое воздействие на личность может оказать ее функционирование в незрелых группах, с высоким уровнем сугубо межличностных конфликтов? Какие формы ее социальной активности стимулируются длительным пребыванием в группах с сильно выраженным деятельностным опосредованием межличностных отношений, с богатым опытом построения кооперативного типа взаимодействия в условиях совместной деятельности и, наоборот, с низкими показателями по этим параметрам? Пока этот комплекс проблем не имеет достаточного количества экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что не умаляет его значения.

Реальное богатство связей каждой личности с миром состоит именно в богатстве ее связей, порождаемых системой групп, в которые она включена. С одной стороны, это ряд групп, расположенных «по горизонтали» (семья, школьный класс, группа друзей, спортивная секция), с другой стороны, это ряд групп, расположенных «по вертикали» (бригада, цех, завод, объединение). И в том, и в другом направлении развертываются совместная деятельность и общение, в которых личность встречается с другими личностями. Ее социально-психологические качества формируются всеми этими группами. К этому следует добавить также и участие личности во многих временных образованиях, связанных, например, с ее участием в различных массовых движениях. Понять итог всех групповых воздействий на личность, выявить их «равнодействующую» - еще не решенная социальной психологией задача. Если соединить ее с поставленной выше задачей рассмотрения каждой группы как состоящей из личностей, то станет ясно, как велики еще здесь резервы социально-психологического исследования.

Согласно А.В. Петровскому, развитие личности может быть представлено как единство непрерывности и прерывности. "Непрерывность в развитии личности выражает относительную устойчивость в закономерности её перехода от одной фазы к другой в данной общности, для нее референтной. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов, относящихся к её взаимодействию с другими, соединили системами. В данном случае - с принятой в обществе системой образования".

Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных разнонаправленных обстоятельств жизни, так и в условиях образования и воспитания - целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека.

По Петровскому, вся ситуация социального развития определяет личностное развитие человека, проходящее состояние адаптации, индивидуализации и интеграции как макро - и микрофаз. Анализ основных положений, характеризующих процесс развития ребенка, показывает, что реально все рассматриваемые линии взаимообусловлены, взаимосвязаны; это означает, что только их совместное осуществление составляет такое прогрессивное изменение, которое может быть названо психическим личностным развитием человека в полном смысле этого слова.

Вместе с тем подчеркивается, что это развитие происходит под воздействием социальной среды, общности в определенной ситуации и прежде всего в ситуации обучения и воспитания. Это соотносится с тем, что все положения прогрессивной педагогической психологии акцентируют важность развивающего, воспитывающего обучения средствами всех учебных предметов.

Развитие человека происходит в его взаимодействии с другими людьми, в деятельности, в процессе обучения и воспитания, и это одно из основных положений педагогической психологии.

.В.Петровский, осуществляя попытку социально-психологического подхода к возрастной периодизации социального развития личности, выделил три так называемых макрофазы, которые по содержанию и характеру развития личности определяются как:

· детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами и социальной адаптации в обществе;

· отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью";

· юность - интеграция, процесс, когда складываются черты и свойства личности, отвечающие необходимости и потребности группового и собственного развития.

. Механизмы социализации

Отдельного рассмотрения требуют социально-психологические воздействия, действующие на микроуровне, то есть на уровне непосредственного ближайшего окружения индивида, играющего роль институтов социализации. Эти неорганизованные социализирующие воздействия среды определим как социально-психологические механизмы социализации. Под механизмами социализации следует понимать различные стихийные, специально неорганизованные воздействия среды, ближайшего окружения, благодаря которым внешние регуляторы, групповые нормы и предписания переводятся во внутренний план, становятся внутренними поведенческими регуляторами.

Социально-психологические механизмы социализации играют роль "переходного моста" между внешними регуляторами, групповыми нормами и обычаями, традициями, ролевыми предписаниями, санкциями поощрения и наказания, одобрением и осуждением и внутренними регуляторами, диспозициями, психологическими состояниями готовности к определенным поведенческим реакциям.

Большое внимание исследованию социально-психологических механизмов социализации отводится в зарубежной социальной психологии. Наиболее плодотворно проблема социально-психологических механизмов социализации разрабатывается представителями символического интеракционизма, у истоков которого стоял Дж, Мид. Он рассматривал личность как продукт социального взаимодействия людей, которое обусловлено социальными ролями, объективно закрепленными в обществе.

Роль, ролевое наущение имеют в концепции Мида значение ключевого понятия, раскрывающего процесс социализации. С ролями связано как освоение, так и осуществление основных социальных функций и обязанностей индивида. Принятие и интернализация роли, по его мнению, составляют сущность социализации. Интернализация, усвоение многообразных социальных ролей является фундаментом, на котором строится и утверждается личность.

Концепция ролевой социализации Дж. Мида была развернута современными американскими психологами Д. Хорке, Д. Джексон, Л. Колбергом, Т. Кемпером. Основным объектом их внимания стали такие механизмы принятия и усвоения роли, как предписания, социальные ожидания - экспектации, санкции поощрения и наказания, контроль, стремление к достижениям, референтные группы, подражание, идентификация.

В работах представителей этой школы преодолены как психобиологизаторские тенденции, характеризующие психоаналитические концепции социализации, когда процесс социализации сводится к приобретению контроля над неосознаваемыми импульсами и сублимации подсознательных влечений в разнообразные виды социальной активности, так и бихевиористские представления о социализации как процессе, осуществляемом лишь за счет внешнего стимульного подкрепления того или иного поведения и поступков.

Социально-психологические механизмы социализации, разрабатываемые зарубежными психологами, получили свое критическое осмысление и применение в отечественной социальной психологии.

Однако как за рубежом, так и в отечественной науке, по сути дела, не было сделано попытки систематизировать эти понятия, классифицировать их определенным образом, развести с понятиями институтов и способов социализации. А между тем, если мы ставим задачу рассмотреть возрастные особенности содержательной и функциональной стороны процесса социализации в маргинальный, переходный период от детства к взрослости, возникает очевидная необходимость в систематизации этих понятий.

Напомним, что в диспозиционной структуре личности, предложенной В.А. Ядовым, внутренние поведенческие регуляторы представлены в виде иерархической системы, в основании которой неосознаваемые регуляторы - фиксированные установки, где когнитивный, рациональный компонент представлен в минимальной степени. Однако по мере перехода к более высоким структурам внутренней регуляции растет роль когнитивного, осознаваемого компонента и происходит переход от неосознаваемых внутренних регуляторов к системе регуляторов, включенных в структуру сознания (ценностные ориентации, идеалы, убеждения). Естественно предположить, что социально-психологические механизмы социализации также можно разделить на осознаваемые и неосознаваемые, которые характеризуются разной степенью осознания индивидом своего отношения к нормам и ценностям своего ближайшего окружения, тем воздействиям, которые это окружение оказывает на него.

К неосознаваемым механизмам, которые, прежде всего, проявляют себя в раннем детстве, в дошкольном периоде, можно отнести внушение, психологическое заражение, подражание" идентификацию.

Заражение определяется в психологии как бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется не осознанным принятием какой-либо информации или образцов поведения" а путем передачи определенного эмоционального состояния.

Внушение представляет собой особый вид эмоционально-волевого целенаправленного" неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.

Подражание - такой способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит воспроизводство индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Идентификация рассматривается как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица.

Прежде всего, это различного рода группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных групповых норм и ценностей" что составляет систему внешней поведенческой регуляции. Эти группы получили название институтов социализации.

Далее, это социально-психологические воздействия среды, играющие роль механизмов социализации и непосредственно способствующие интериоризации внешних групповых норм и ценностей. И, наконец, это способы социализации, то есть виды активного взаимодействия индивида со средой, выражающиеся в форме деятельностно-опосредствованных, формирующихся на основе ведущей деятельности взаимоотношений индивида со своим ближайшим окружением" выступающим в качестве ведущего института социализации.

. Институты социализации

Семья - это институт, который способен принести вред в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, алкоголизм, конфликты и раздоры, неполнота семьи, т.е. отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми - все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка. Конечно, здесь нет прямого детерминизма и многое зависит от врожденных черт личности. Например, сын алкоголика может стать алкоголиком, а может вынести из своего детского опыта отвращение к алкоголю на всю жизнь; дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью.

В современных российских условиях на жизненное восприятие молодежи, ее адаптационное поведение и систему жизненных ценностей оказывает влияние ряд факторов, среди которых наиболее значимо кризисное состояние одного из важнейших институтов общества - семьи, а также отсутствие эффективной государственной семейной и молодежной политики. Отсюда следует спектр проблем в молодежной среде: наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество, делинквентность, социальная потерянность и отчужденность и др. Кризис функционирования института семьи вызвал большие сложности в социальной адаптации российских семей, и в настоящее время стоит вопрос о выживании и социальном благополучии личности и семьи в России. Современную российскую семью можно обобщенно назвать «социально дезадаптированная семья», и основными параметрами дезадаптации семьи в обществе являются: неспособность семьи обеспечить прожиточный минимум своим членам, неспособность семьи обеспечить простое воспроизводство населения, неспособность обеспечить нормальный, здоровый социально-психологический климат в семье, психическое и физическое здоровье членов семьи и др.

Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, и наблюдается резкое падение ее воспитательных функций, что в целом характерно и для школы, в результате чего подростки оказываются предоставленными самим себе, социализируются в молодежных неформальных группах.

В современной России наблюдается рост особо опасных заболеваний, таких, как туберкулез, наркомания, алкоголизм, инфекции, передаваемые половым путем, и в целом рост социального психоза и масскультурно-психологической «дебилизации» населения. При этом именно в молодежной и подростковой среде процент таких заболеваний выше, чем среди населения в целом. В современной России, по данным экспертов, доля лиц в возрасте от 15 до 30 лет составляет 79 % всех ВИЧ-инфицированных мужчин и 80 % женщин. Большую опасность и представляет высокий процент смертности в молодежной среде, причем значительную долю составляют несчастные случаи и самоубийства. Показатель суицидов в молодежной среде особенно высок среди социально и материально неустроенных представителей молодежи. Так, каждый десятый выпускник учреждений для детей-сирот оканчивает жизнь самоубийством.

Спорт является одним из агентов социализации, оказывающим позитивную роль на формирование физически и духовно здоровой личности. Развитие компьютерных технологий и компьютеризация школ, семьи и т.д. снижает уровень физической активности детей, чем сильно обеспокоены родители. Причин, по которым дети уделяют недостаточное внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация детей, отсутствие спортивных секций в районе проживания и др.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. Именно в школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, П. Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер: с одной стороны, регулируемый и целенаправленный, а с другой - неуправляемый, стихийный. Было бы большим упрощением считать, что в официальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер. Возможность одновременного осуществления социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить на следующем примере. На уроке в школе ученик приобретает важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что учитель или воспитатель может посчитать сопутствующим, случайным. Происходит не только закрепление определенных правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть и позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

Окружение сверстников - еще один агент социализации. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем слабее влияние на него родителей и учителей и тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания родителей, поэтому особенно тяготеют к компаниям ровесников дети из неблагополучных семей. Именно среди сверстников индивид учится разрешать конфликтные ситуации, учится общению на равных, тогда как в школе и семье общение построено по принципу иерархии. Именно здесь ребенок узнает свое место в группе: становится лидером, середняком или аутсайдером. Отношения в группе позволяют подростку лучше узнать самого себя, свои способности, сильные и слабые стороны своей личности. Группа корректирует семейные ценностные представления, полученные в раннем детстве. Как правило, группа учит человека ценностям его поколения, которые зачастую вступают в противоречие с ценностями родителей, порождая «конфликт отцов и детей». Наблюдая различия в социальном положении членов группы сверстников, человек узнает свое собственное социальное положение.

Наконец, группа сверстников позволяет подростку одновременно и отождествить себя с другими, и выделиться среди них. Здесь вступают в борьбу две позиции - соревновательная и конформистская. Подросток проявляет конформизм, подстраивая свое поведение под нормы, установленные в кругу сверстников. Например, многие стараются не слишком хорошо учиться, чтобы не выделяться в среде других учеников и не прослыть «зубрилой».

Поскольку в обществе взаимодействуют различные по принадлежности группы - семья, школа, круг сверстников и т.д., ребенок сталкивается с противоречиями. Например, в семье ценится взаимопомощь, а в школе ребенок попадает в систему, где преобладает дух соперничества. Ему приходится испытывать влияние разных людей, и он пытается вписаться в это окружение. По мере взросления и интеллектуального созревания он приобретает способность видеть эти противоречия и анализировать их. Пытаясь их разрешить, индивид создает собственную шкалу ценностей, что позволяет ему более точно определить свою личность, наметить некий план жизни и стать активным членом общества. Процесс формирования ценностей может оказаться важным источником социальных перемен, превращая индивида в социального актора.

Работа является важным фактором социализации в индустриальных обществах. Именно работа обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей. Дд я многих профессия является главным средством самоидентификации, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе. Через труд индивид приобретает опыт общения с работодателями и коллегами, знакомится с правилами и ценностями, принятыми в трудовой среде. Труд наделяет индивида социальной значимостью, даст ему ощущение престижа.

Особенностью социализации на работе является то, что это преимущественно вторичная социализация, поскольку затрагивает взрослых, уже сформировавшихся людей. Она несет свои трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. Например, люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству; люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители нередко страдают безынициативностью. Обычно взрослый критически относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми. Э. Шайн указывает, что существуют три типа реакции индивида на производственную социализацию:

.протест - отказ от всех ценностей и норм;

.творческий индивидуализм - принятие только основных ценностей и норм;

.конформизм - безоговорочное принятие всех ценностей и норм (такое поведение подавляет творческий потенциал индивида и может превратить его в бесплодного бюрократа).

. Молодежные движения в России

В последние десятилетия произошли коренные изменения во всех сферах российского общества. Значительно трансформировались и приобрели новый вид общественные движения. Среди большого количества российских «новых» общественных движений следует отметить молодежные движения, которые имеют достаточно большое значение в формировании гражданского общества и воспитании подрастающего поколения. Выделим два основных вопроса: каковы основные направления и фазы трансформации молодежных движений в рассматриваемый период перехода от советской к посткоммунистической системе и какую роль на современном этапе играют молодежные движения как элемент гражданского общества.

Российские молодежные движения прошли следующие этапы своего развития.

этап - молодежные движения советского периода. Подобные движения существовали в рамках коммунистической партии (комсомольская, пионерская организации, октябрята).

этап - неформальные молодежные движения (с конца 80-ых до начала 90-ых годов). В перестроечное время произошло становление неофициальной молодежной идеологии, носителями которой являлись вновь созданные молодежные объединения (хиппи, рокеры, панки и др.)

этап - «новые» молодежные движения (с 90-ых годов до нашего времени). Это этап завершения оформления движений в самостоятельные социальные практики и способы самовыражения. Следует акцентировать внимание на законодательной базе современных общественных движений. Закон «Об общественных объединениях» от 1995 года организационно оформил и легализовал их деятельность. В отличие от движений советского времени, где пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, «новые» молодежные движения с начала 90-ых годов действуют за пределами учреждений образования.

В 90-е годы ХХ века, как отмечает А. Шмелев в своей публикации, появилось большое количество альтернативных молодежных организаций. Только в Москве насчитывалось более 400 подобных объединений1. Автор публикации классифицирует молодежные движения следующим образом: «подкрышные» движения (филиалы «взрослых» партий); «досуговые» движения, состоящие из небольших групп молодых людей, объединившихся по интересам и активно лоббирующих в пользу этих интересов; лево-радикальные организации, близкие к неформальным группам («Анархо-Радикальное Объединение Молодежи», «Национал-большевистская партия Э. Лимонова»); «Поколение рубежа» - созданная в начале 1995 года группа молодых лидеров для участия в выборах; независимые молодежные движения, созданные для удовлетворения политических амбиций своих лидеров (например, «Антифашистское Молодежное Действие» (АМД), «Молодежная Солидарность» и др.); «Движения-проекты» - это движения, построенные вокруг идеи реализовать конкретные культурные инициативы («Конфедерация Свободного Труда», «Первое свободное поколение»).

Большинство из указанных моделей имели место в Волгоградском регионе, хотя по количеству их было значительно меньше. Следует подчеркнуть, что современные региональные общественные движения сохраняют особенности общероссийских движений, так как значительное большинство является отделениями центральных общественных движений. В Волгоградской области существует более 50 молодежных объединений, которые объединяют довольно большую массу инициативной молодежи. 11 из этих молодежных объединений пользуются муниципальной поддержкой. Среди молодежных общественных движений, которые проводят активную работу, можно выделить «Юность Волгограда», «Достижение молодых», Волгоградское отделение общероссийской общественной организации «Молодежный союз юристов», Волжская городская молодежная организация «Клуб молодых предпринимателей», региональная организация «Центр молодежных инициатив «Форт» и др.

Для современного российского общества характерна дисфункциональность основных социальных институтов, патология социальных связей. Большое количество случаев девиантного и деликтивного поведения подтверждает тот факт, что наше общество находится в состоянии слабого консенсуса, а также постепенно стираются нормативные и нравственные рамки, регулирующие коллективную и индивидуальную жизнь. В связи с этим, деятельность молодежных движений приобретает довольно большое значение. Они выполняют ряд важнейших функции. К ним следует отнести воспитательную, образовательную функции, функцию социализации молодого поколения. В переходный период в российском обществе появились новые социальные группы и слои, имеющие свои корпоративные интересы. В этом случае молодежные движения выступают в качестве механизма передачи власти своих требований и поддержки (функция артикуляции интересов).

Что представляют из себя молодежные движения как элемент гражданского общества? Необходимо заметить, что рассматривание молодежных движений вне гражданского общества ведет к их одностороннему представлению. Современные общественные движения «заменены новыми формами солидарности, ассоциации, ресурсов власти, способов конфликта»2 и являются показательным элементом гражданского общества, так как при анализе подобных движений фокусируется внимание на автономии, идентичности, демократизации социальных отношений вне политической системы. Для молодежных движений гражданское общество является и местом действия, и целью. Молодежные движения следует рассматривать как защитная реакция на социальные изменения, как «генераторы социальной жизни», которые способны генерировать свою нормативность и цели.

социализация воспитание трудовой психологический

Заключение

Социализация - процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки - всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь.

Движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания».

Литература

1.Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2002. - 416 с.

2.Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004. - 246 с.

.Галкин С.А. Воспитание. Личность. Общество. -Дубна: Феникс+, 2006. - 112 с.

.Исхакова А.М. О самоопределении личности в современном обществе // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. - М.: МОСУ, РПО, 2000. - С.19-22.

.Клонингер С. Теории личности: познание человека. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 718 с.

.Кон И.С. Социология личности. М., Политиздат. 1967. 383 с

.Ядов В.А. Социальный тип личности // Коммунист. - 1988. - № 10. - С. 96-104.

Электронные ресурсы

.Скобелина Н.А. «О гражданском обществе» //молодежные движения

2.Энциклопедия экономиста //институт социализации

Похожие работы на - Социализация личности и молодежные движения в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!